«Слишком много и долго говорим»: возрастают риски разрушения затопленных советских атомных подлодок при их подъёме
В Советском Союзе арктические моря активно использовались для затопления атомных субмарин и радиоактивных отходов. Наблюдаемое в последние десятилетия резкое таяние льдов привело к повышению солёности вод и быстрому износу герметичных конструкций, в которых находятся опасные для жизнедеятельности человека вещества.
На этом фоне велась интенсивная работа по извлечению АПЛ и их фрагментов с последующей утилизацией. Однако до сих пор в Северном Ледовитом океане покоятся экранная сборка ядерной паропроизводящей установки ОК-150 ледокола «Ленин», реакторные отсеки субмарин К-19 и К-11, реактор АПЛ К-140 (его точное местоположение неизвестно), 19 судов с радиоактивными отходами, 735 различных конструкций (парогенераторы, насосы, крышки реакторов и тому подобное) и блоков с ядерными энергетическими установками, свыше 17 тысяч контейнеров с РАО.
И это не считая собственно АПЛ – К-27 и Б-159, работы по которым обсуждают с 2003 года.
- отмечается в издании «Страна Росатом».
Со слов конструктора КБ машиностроения «Малахит» Олега Власова, до сих пор ведутся научные споры по поводу их подъёма, к отработке технических решений даже не приступали.
- пояснил Власов, указав на ухудшение состояния субмарин – возрастающие риски разрушения АПЛ при их подъёме в итоге вынудят оставить подлодки на дне.
Президент РФ в 2021 году поручил разобраться с проблемой. Ориентировочная сумма, необходимая для подъёма и утилизации субмарин, составляет 25 млн руб. Минфин отказывается её утверждать, указывая на необоснованность расчётов. Как поясняют в «Росатоме», подобные операции ранее не проводились, и они не могут детализировать расходы. При этом приводятся расчёты ущерба от запрета на вылов рыбы из-а захоронений подлодок: для России – 80 млн евро, для Норвегии – 40 млн.
К‑27 лежит на ровном киле на глубине 30 м с незначительным заглублением в ил, без повреждений, в районе затопления, который защищён от ветра и волнений. Б‑159 разместилась на склоне на глубине 230 м, кормовая часть корпуса дважды ударялась о дно и существенно заилена.
Информация