Как увеличить мощь газотурбинного движка танка Т-80: подойдёт простая вода

56

Вода — это, как известно, далеко не закись азота, но вполне успешно может помочь в форсировании силовых установок разных типов. Ярким примером здесь могут служить турбовентиляторные и турбореактивные авиационные двигатели, для форсажа которых использовали впрыск воды или водоспиртовой смеси на входе в компрессор. А можно ли провернуть подобное с газотурбинной силовой установкой танков Т-80? Можно, и результаты этого впечатляют.

В данном материале мы рассмотрим самый незамысловатый метод повышения мощности танковых газотурбинных двигателей, предлагавшийся к применению ещё с 70-х годов.



А зачем оно нужно?


Для начала нужно пояснить, почему вода вообще может помочь увеличить мощность танкового газотурбинного двигателя (ГТД). Дело в том, что одним из основных компонентов силовой установки данного типа является двухкаскадный турбокомпрессор. Его основная функция – сжимать поступающий снаружи воздух до рабочего давления и направлять его в камеру сгорания турбины. Но, как известно, сжатие приводит к повышению температуры, поэтому здесь начинает проявлять себя простая взаимосвязь.

Как увеличить мощь газотурбинного движка танка Т-80: подойдёт простая вода
Конструктивная схема газотурбинного двигателя. Источник: otvaga2004.ru

Компрессор сжимает поступающий воздух, а он, вследствие сжатия, нагревается и расширяется. В результате компрессору нужно затрачивать немало энергии, чтобы довести воздух до нужного давления. При этом работа агрегата напрямую влияет на мощность двигателя, уменьшая количество «лошадей». В нормальных условиях это практически не сказывается на тяговых показателях силовых установок, и они мало чем отличаются от заявленных в документации, но уменьшить паразитарное влияние компрессора было бы хорошей идеей.

К слову, это паразитарное влияние усугубляется при повышении температуры воздуха. Исходя из статистических данных, газотурбины без теплообменников, коими являются движки наших Т-80 различных модификаций, теряют около 0,6 % от мощности при увеличении температуры воздуха на 1 градус по Цельсию только за счёт «жрущего» компрессора. При этом удельный расход топлива не падает, а наоборот, повышается — до 0,5 % на один градус.

Нетрудно представить, как будут себя вести двигатели в условиях сильной жары. Впрочем, даже представлять не нужно. При всех температурных ограничениях тяговые характеристики танков Т-80 порой падают настолько, что опускаются до уровня более слабых дизелей Т-72. Проведённые в 80-х годах прошлого века испытания в пустынных районах Средней Азии показывают, что танки типа Т-80Б/БВ, оснащённые 1100-сильными двигателями, фактически становились равны своим тагильским собратьям с поршневыми моторами мощностью 780 л. с.


Т-80У – один из плеяды «восьмидесяток», мощь двигателя которого ограничивается не только температурой воздуха, но и запылённостью района боевых действий. Источник: vitalykuzmin.net

В связи с этим возникает вопрос: можно ли форсировать танковые газотурбинные силовые установки и при этом сохранить их мощностные характеристики в неблагоприятных условиях жаркого климата? Простого увеличения лошадиных сил здесь явно недостаточно, о чём свидетельствуют 1250-сильные движки ГТД-1250 танков Т-80У — мощь возросла, но в жару она так же падает. Вдобавок к этому в запылённых районах машины вынуждены работать в режиме «пустыня» с целью предохранения двигателей от повышенного пылевого износа, что также снижает количество «лошадей» из-за пониженной температуры газов.

Ответ, кажется, действительно есть: использовать обыкновенную воду.

Как оно работает?


Как уже говорилось ранее, вода — не закись азота. Не горит, сгораемость и энерговыделение топлива напрямую тоже не увеличивает. Но она может охлаждать, и делает это вполне успешно.

Здесь на ум приходит тот самый компрессор, который борется с повышением температуры сжимаемого воздуха, отъедая мощность турбины. А что, если впрыскивать в него испаряющуюся жидкость? Процесс испарения в значительной мере охлаждает воздух, в том числе и сжатый. И здесь бы идеально подошли какие-нибудь летучие вещества, вроде метилового или этилового спирта и прочих, однако их воспламеняемость, цена и доступность предопределили выбор в сторону обыкновенной воды.

Для примера того, как оно вообще работает, можно взять двигатель ГТД-1000Т мощностью 1000 лошадиных сил, применяемый на танках Т-80. В его конструкцию – перед входом в компрессор первого каскада – были введены форсунки для впрыска воды общей производительностью более 400 кг в час.


Источник: thesovietarmourblog.blogspot.com

Входя внутрь, вода разбрасывается по стенкам компрессора рабочими лопатками, нагнетающими воздух. В дальнейшем она, образуя плёнку на внутренних поверхностях, течёт вдоль воздушного тракта и частично испаряется. За счёт этого и происходит охлаждение. Температура сжимаемого воздуха падает и, как следствие, уменьшается его расширение и затрачиваемая на сжатие энергия компрессора. Отсюда и повышение мощности двигателя.

Однако не стоит думать, что для качественного форсажа газотурбины хватит нескольких литров, ну или десятков литров воды. Жор тут практически сопоставим с расходом топлива, что вполне обосновано теми гигантскими объёмами воздуха, которые потребляет двигатель в ходе своей работы — тут он, конечно, любого дизеля обгонит.

Так, для увеличения мощности ГТД всего на 50 с небольшим лошадиных сил требуется около 100 килограммов воды в час. Тут уж действительно хоть кормовые топливные баки водой заливай. Но эти 50 «коней» никакой погоды не сделают — такой форсаж практически никак не скажется на подвижности машины. Но никто на такой мелочи останавливаться и не будет.

Более значимый результат, выраженный в приросте на 200 и более лошадиных сил, достигается при расходе воды вплоть до 400 с небольшим килограммов в час в зависимости от условий. В данном случае можно ожидать значительных улучшений в подвижности танка, поскольку движок будет фактически сопоставим с ГТД-1250 от Т-80У. Соответственно, если подобному форсированию подвергнуть сам ГТД-1250, то его тяговые показатели вплотную приблизятся к двигателю американского танка «Абрамс» мощностью 1500 лошадиных сил.

Примечательно, что в жарких условиях возможности форсажа с помощью воды несколько расширяются. Так, при температуре воздуха +35-45 градусов Цельсия мощность двигателя возрастает в среднем на 25 %, то есть речь идёт не только о сохранении характеристик силовой установки в жарком климате, но и об их значительном увеличении, чего нельзя достичь классическими способами форсирования.

В немалой степени подобное увеличение мощности может помочь и при преодолении водных преград танком по дну. Дело в том, что газотурбинные двигатели танков Т-80 очень чувствительны к сопротивлению на выпуск выхлопных газов, поэтому без трубы, обеспечивающей их отвод на поверхность, глубокий водоём преодолеть нельзя. Применение «водяного форсажа» в данном случае полностью меняет ситуацию: выхлопные газы приобретают достаточное давление для их выпуска прямо в воду без газоотводящей трубы на глубинах вплоть до 8 метров.


Т-80У с установленным комплектом для подводного вождения. Видна труба для выпуска выхлопных газов над поверхностью воды. Источник: vpk-news.ru

Выводы


Форсирование с помощью впрыска воды в воздушный компрессор оказалось действительно радикальным методом увеличения мощности газотурбинного двигателя практически во всех температурных режимах за исключением морозных условий, когда вода попросту замерзала в баках для её хранения. И, что примечательно, этот метод увеличения мощности не уменьшал ресурс силовой установки, а наоборот, увеличивал его.


Кормовые топливные баки Т-80БВ. Один из них должен был заменяться бочкой для охлаждающей воды. Источник: vitalykuzmin.net

Однако были и существенные минусы, связанные с повышенным расходом топлива и установкой как минимум одной бочки для воды вместо кормового топливного бака, а также насоса для закачки воды в форсунки. Более детальные проработки этого метода форсажа могли бы привести к каким-то результатам в плане исполнения его в серийном производстве, но необходимость доработки двигателей, внесения изменений в материально-техническую часть и документацию и проч. внесли свои коррективы. В конечном итоге проекты по данной теме, так или иначе дававшие о себе знать с конца 70-х годов, были полностью закрыты с распадом СССР.
56 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    5 сентября 2022 05:38
    Вода не горючка, можно и вне брони возить, тем более не круглый год.

    В конечном итоге проекты по данной теме, так или иначе дававшие о себе знать с конца 70-х годов, были полностью закрыты с распадом СССР.

    И тут пятнистый отметился...
    1. -2
      5 сентября 2022 11:04
      Ну или разработать уже новый двигатель, 21 века, а не выжимать остатки из советских заделов.
      1. +4
        5 сентября 2022 12:37
        всё намного проще,
        добавляют специальную присадку 5% от объема топлива
        повышается мощность на 20%
        + снижается расход топлива
        + повышается ресурс двигателя
        1. fiv
          +4
          5 сентября 2022 16:43
          Еще магнит на бензошланг, фары протереть и искрогенератор в воздушный тракт. И руль мохнатый. Зверь - тачка будет!!
          1. +3
            5 сентября 2022 16:49
            вы просто не знаете,
            1 топливозаправщик МТЛБу перевозит 4,5 тонны топлива или присадку
            - и вот тебе 90 тонн диз топливо
            как говорится - просто добавь воды
  2. +17
    5 сентября 2022 06:06
    Применял в нулевые на Тойоте Спринтер Кариб, + 10-15% к мощности двигателя или экономии топлива. Как результат через 3 года потеря компрессии и раковины на выпускных клапанах. Ржавление усиливается в разы, поэтому необходимо устройство для закрытия воды за 3-5 минут до глушения и желательно не ржавеющие стали по всему пути воды.
    1. +4
      5 сентября 2022 06:50
      Цитата: Кариб
      Как результат через 3 года потеря компрессии и раковины на выпускных клапанах.

      Так-то впрыск воды это "форсаж для нищих". И в авиации применялся на безрыбье. Но это не метод.
      1. +2
        5 сентября 2022 09:28
        Ну да, эффективней использовать топливно-водную эмульсию, получаемую методом Юткина (не расслаивается в течение, по крайней мере, недели). И никаких дополнительных насосов и баков не надо.
      2. 0
        29 октября 2022 11:56
        Так что мешает вернуться к впрыску спирта? Он еще и горит, то есть прибавка мощности экономией солярки. Не замерзает. При пожаре легко тушится водой.
        Понятно, что -Т100 получит прозвище "спиртоносец", ну и ладно.
        1. 0
          31 октября 2022 06:57
          Цитата: eule
          Так что мешает вернуться к впрыску спирта?

          Забота о печени экипажа wassat wassat wassat
    2. 0
      5 сентября 2022 10:26
      У танковых двигателей ресурс и так небольшой, главное после применения не ставить на хранение без капремонта.
  3. +8
    5 сентября 2022 06:32
    И, что примечательно, этот метод увеличения мощности не уменьшал ресурс силовой установки, а наоборот, увеличивал его.

    Да ты шо! belay
    1. 0
      5 сентября 2022 08:12
      Очередное "новшество" из 70-80 годов прошлого века.Тогда на "жигули и "москвичи" карбюраторные вешали "вёдра" с водой и шланг с иглой "для подачи воды в карбюратор" с дури ума.Писали,что чуть ли не на 25% мощность увеличивается.В общем грели народу уши,до тех пор,пока Институт связанный с автомобилестроением не проверил очередную чернуху.Оказалось точно -тюлька .Теперь очередной"автор" советует повесить цистерны на танки.Вот и побьём врага.
  4. +2
    5 сентября 2022 08:14
    Про это писали еще в 80-е.
    1. +1
      5 сентября 2022 11:05
      С 40-х.
      См. "смесь MW-50".
      Нитрос, кстати, тоже ещё тогда начали применять.
  5. +3
    5 сентября 2022 08:18
    Трансмиссия рассчитана на определённую мощность, если её повышать, не меняя трансмиссию, то износ начинает расти в геометрической прогрессии. То же можно сказать и о турбине, так как смесь с водяными парами значительно плотнее, чем пары топлива, то есть нагрузка на лопатки увеличивается....
    1. +3
      5 сентября 2022 08:36
      Если использовать только в летний период, то серьезного прироста мощности не будет - система просто поможет компенсировать падение мощности.
      1. 0
        5 сентября 2022 09:07
        Может и так, если не принимать во внимание повышенную нагрузку на лопатки турбины....
  6. +3
    5 сентября 2022 08:24
    Кстати о впрыске воды. В 70-е годы в ташкентском таксопарке был проведён эксперимент по использованию бензино-водной эмульсии, получаемой методом Юткина. Результаты показали, что уменьшается расход топлива и снижается температурная нагрузка на двигатель, а вот моторесурс понижается, как раз из-за повышения мощности. В технике, как и в организме - всё взаимосвязано....
    1. +4
      5 сентября 2022 08:41
      Это лишь говорит о том, что компоненты двигателя нужно усиливать для форсирование таким образом (да и вообще любым другим, по сути), мне больше интересен вопрос коррозии. Например, на немецких истребителях ВМВ использовали впрыск водно-метаноловой смеси и ресурс этих двигателей был крайне мал, в частности из-за проблемы коррозии, но для боевого движка этого ресурса была достаточно.
      1. 0
        5 сентября 2022 09:14
        Про коррозию уже не помню. Наверное в статье про неё не писали, раз не отложилось. request
  7. +3
    5 сентября 2022 09:10
    Статья большая умная... Меня только один вопрос интересует а зачем?
    1. +1
      5 сентября 2022 10:21
      Статья большая умная... Меня только один вопрос интересует а зачем?

      Чтоб еще больше расход топлива повысить.
      Так один газотурбинный танк обходится как два дизельных, а надо чтоб как три. laughing
      1. 0
        5 сентября 2022 11:11
        Цитата: Arzt
        Так один газотурбинный танк обходится как два дизельных, а надо чтоб как три.

        Нет, при равной мощности нет. Раза полтора.
        1. +1
          5 сентября 2022 15:33
          Судя по статье - если жарко(Сирия?) - ка бы не в три раза может выйти.
          Чисто потому что жрет априори(и выйдет где то 1.5 от дизеля), плюс падает от жары КПД.
          Походу турбина дорого и не для массового.
          1. +4
            5 сентября 2022 18:50
            Вы ещё забываете что в Сирии много песка и пыли. А при убогом одноступенчатом фильтре турбина или говорит гуд бай или её приходится "душить" чтобы пыль на лопатках не спекалась
          2. +3
            5 сентября 2022 20:30
            Судя по статье - если жарко(Сирия?) - ка бы не в три раза может выйти.
            Чисто потому что жрет априори(и выйдет где то 1.5 от дизеля), плюс падает от жары КПД.
            Походу турбина дорого и не для массового

            Так дело в том, что сам газотурбинный движок стОит почти как Т-72.
      2. 0
        5 сентября 2022 18:47
        Ну тут всё логично
  8. +2
    5 сентября 2022 10:02
    Я вот крамолу сейчас скажу. Так, как сейчас применяются танки в СВО - на Т-90М нужна газовая турбина, а не дизель. Ибо "приёмистость" стала важнее "дальности хода", "тактическая" подвижность важнее "оперативной".
    1. 0
      5 сентября 2022 10:42
      Так там и дизеля стоят по 1200лс (на Т-72Б3 тоже) по 1180лс. Там все с этим хорошо...только у Т-90м брони больше и веса, соответственно.
      1. +1
        5 сентября 2022 14:40
        Ну вот ГТД-1250 и полегче будет. И на тапку "отзывчивее".
        1. +1
          5 сентября 2022 15:02
          При равной мощности с дизелем, уже не такая разница......Другое дело, 1180 максимум, а в габаритах турбины можно и 1500лс сделать
          1. +1
            5 сентября 2022 15:26
            Может быть, тут не берусь судить. Её и так уже форсировали. Но, дизели довольно тяжелые на 1 л.с., ГТУ - напротив, легче тут любого другого ДВС.
            1. +2
              5 сентября 2022 15:36
              Там не все так однозначно....Вес топлива, вес корбок передач и т.д. В целом, при выходе мощности дизеля на 1000-1500лс, они стали более востребованными, чем турбины. Это мировая практика. Тут еще нужно смотреть на Нм и с каких оборотов они доступны.
              1. 0
                6 сентября 2022 07:48
                Мировая практика в том, что никто танковый ГТУ сделать не сумел, кроме США и СССР. Причём с точки зрения советского МО ГТУ Абрамса предъявляемым (нами) требованиям не отвечает. Впрочем, немцы действительно и не собирались.
                1. 0
                  6 сентября 2022 10:30
                  С другой стороны, МТУ сделало серийный дизель на 1500лс с трансмиссией. Мы к этому только подходим с Х-дизелем.
                  1. 0
                    6 сентября 2022 14:58
                    Ха. Только я сомневаюсь, что германский дизель в Т-90 вообще поместится. Ещё и это сдерживает.
                    1. 0
                      6 сентября 2022 21:16
                      В12... И тот и тот.... Литраж у нашего 38л...у МТУ - не знаю
                      1. 0
                        7 сентября 2022 08:01
                        Что-то мне подсказывает, что объём МТО у Леопердов больше.
                      2. 0
                        7 сентября 2022 16:12
                        Объем МТО у ЛЕО (Дизель+коробка) точно меньше. меняется за полчаса
                      3. 0
                        14 сентября 2022 11:51
                        То, что это моноблок, особого отношения к объёму МТО не имеет.
          2. +1
            5 сентября 2022 15:46
            Цитата: Zaurbek
            .Другое дело, 1180 максимум, а в габаритах турбины можно и 1500лс сделать

            Либо турбина с теплообменником, а ля Абрамс, либо дизель на два вала как на Т-64. Даже звезда будет заметно объёмистее турбины.
            1. +1
              5 сентября 2022 15:48
              Да но у Дизель Нм сразу на малых оборотах, а у турбины на высоких.....вероятн редуктора разные по размерам и охлаждению.
              1. 0
                5 сентября 2022 16:09
                Цитата: Zaurbek
                Да но у Дизель Нм сразу на малых оборотах, а у турбины на высоких.....вероятн редуктора разные по размерам и охлаждению.

                У турбин Т-80 встроенные редукторы, не специалист, но уверен что компактные.
                Фото в статье:
                https://topwar.ru/25686-na-puti-k-t-80-tankovye-gazoturbinnye-dvigateli.html

                Уже не уверен, но думаю, что даже при сходной с дизелем схеме размеры были бы на проценты, т.е. не принципиально больше. hi
      2. 0
        5 сентября 2022 16:42
        основная угроза танкам это управляемые снаряды УАС 122-мм и 152 мм
        форсирование движков тут не решает проблему
        нужно по мимо торсионов ставить гидравлическую подвеску на все катки
        в Сирии танки от артиллерийских снарядов бронировали в круговую в т.ч. и башню, но подвеска не выдерживала
        усилив подвеску можно ставить на башню "козырек" 2х3 метра из 100-мм брони с ДЗ Реликт + 5 тонн, скорость упадет но это уже и не важно
        + добавить ДЗ на надгусеничные полки
    2. 0
      5 сентября 2022 11:12
      Цитата: Dimax-Nemo
      Ибо "приёмистость" стала важнее "дальности хода", "тактическая" подвижность важнее "оперативной".
      drinks
  9. +3
    5 сентября 2022 10:41
    В конечном итоге проекты по данной теме, так или иначе дававшие о себе знать с конца 70-х годов, были полностью закрыты с распадом СССР.

    Повышение эффективности ГТУ путем впрыска воды в компрессор достаточно широко применяется в настоящее время для стационарных установок. Для танковых ГТУ такой способ малопригоден - нужно много воды, притом не просто воды, а воды дистиллированной.
    Кроме того, несмотря на высокую эффективность впрыска, его длительное применение остается под вопросом из-за опасности коррозии и эрозии деталей проточной части ГТУ.
  10. +3
    5 сентября 2022 14:45
    Впрыск воды в тепловой двигатель является одним из способов промежуточного охлаждения сжатого воздуха (или топливной смеси) для увеличения массового расхода воздуха проходящего через двигатель, а вместе с ней, соответственно, и мощности. Однако этот способ не нашел распространения по нескольким причинам.
    1. Усложнение и удорожание конструкции.
    2, Дополнительный вес и габариты резервуара с водой.
    3. Неприменимость при отрицательных температурах.
    4. Ускоренный коррозионный износ двигателя из-за высокой химической агрессивности перегретого водяного пара, который при взаимодействии с продуктами горения топлива образует различные кислоты.
  11. 0
    5 сентября 2022 15:30
    Кормовые топливные баки Т-80БВ. Один из них должен был заменяться бочкой для охлаждающей воды. Источник: vitalykuzmin.net


    Разве это не дымовые шашки ДШ?
    Такие вроде еще со времен т-34 делали.
  12. 0
    5 сентября 2022 17:37
    Автор видимо не знаком с наукой термодинамикой, и конструкцией газо турбинного двигателя. При сжатии в компрессоре вода действительно снижает температуру воздуха.
    Но при попадании в камеру сгорания она отнимает тепло у продуктов горения, снижает их температуру и уменьшает расширение газов! Тем самым снижая давление продуктов горения на лопатки турбины, и уменьшая мощность двигателя! fellow
    1. +3
      5 сентября 2022 18:21
      Какая-то странная вода испытателям попалась. Гтд-1000т аж на 200-300 лошадей мощнее становился. laughing
      1. +1
        5 сентября 2022 22:16
        Вот и я о том же! Огненная вода! Но если интересно, почитайте про термодинамический цикл Брайтона/Джоуля, описывающий рабочие процессы газотурбинного двигателя.
        Для того, чтоб газотурбинный двигатель стал мощнее, тепло от сжатия воздуха должно отводиться наружу, через теплообменник, как в турбо дизелях с интеркулером.
        Вода в вашем случае служит балластом, как азот и углекислый газ в атмосфере, и положительно влиять не может по законам физики.
        Гтд-1000т и любой другой двигатель становится раком, если в него воду заливать. Потому в промышленности, в здравом уме и твердой памяти так никто не делает.
        В поршневых двигателях водяной пар смывает смазку со стенок цилиндра, и собирается конденсатом в картере. И тут кому больше повезёт, или задерёт гильзу, или провернёт вкладыши.
        Экспериментов с турбинами я не видел, видимо она слишком дорогая, чтоб доверять ее идиотам.
        Хотя если у Вас под рукой есть исправный танк - обязательно попробуйте, главное воды не жалеть.
      2. +1
        6 сентября 2022 00:43
        Е. Перов
        Наверно тяжёлая вода. :)
      3. 0
        7 сентября 2022 15:13
        Странный у Вас однако подход к элементам конструкции ГТД - назвать компрессор паразитом. Компрессор конечно отбирает мощность у турбины на свое вращение, но во первых турбина имеет избыточную мощность, во вторых без компрессора вы не сможете обеспечить достаточное давление воздуха, для подачи его в камеру сгорания и соответственно обеспечить необходимые параметры газового потока на входе в турбину, чтобы преобразовать его энергию во вращательное движение. Никакая вода в камеру сгорания и тем более в турбину попасть не может, поскольку она испаряется на входе в компрессор, понижая температуру и повышая плотность воздуха, тем самым повышая суммарную степень повышения давления. Воздух, на входе в камеру сгорания имеет температуру 300-400 градусов и давление в несколько раз большее, чем на входе в компрессор. Воду в газотурбинные двигатели не льют, а впрыскивают. Другое дело, что в авиации это делают обычно в процессе взлета, для кратковременного повышения, а точнее для сохранения тяги или мощности, при высоких температурах окружающей среды или пониженном атмосферном давлении воздуха(высокогорье). Чтобы использовать такую возможность на танке, надо наверное это делать только в моменты когда необходима максимальная мощность. На Ан-24Б есть такая система, емкость водяного бака 30 литров. Используется только дистиллированная вода. Включение такой системы при температурах от +10 и ниже, приводит к моментальному обледенению входных ступеней компрессора, его помпажу и как правило к отказу двигателя.
  13. 0
    29 октября 2022 18:15
    Ещё в конце 40-х годов прошлого века было установлено. что ГТД малопригоден для наземной техники из-за непомерного расхода топлива, что было подтверждено на Т-80.
  14. 0
    3 декабря 2022 12:02
    Возвращаемся к принципу работы пулемета Максим - без воды никуда...