Боевые самолеты. Эволюция истребителя-штурмовика

64
Боевые самолеты. Эволюция истребителя-штурмовика

Я уже писал об истории этого самолета, но решил вернуться. И получилось систематизировать кое-что из материалов, и, если совсем начистоту, просто уже надоели однотипные публикации в Интернете на тему того, как у нас на 22.06.1941 было мало новых истребителей (это 1540 штук - мало) и какое они были непотребство в сравнении с немецкими.

О цифрах мы говорить не будем, мы поговорим несколько о других вещах. А именно – об эволюции именно ЛаГГ-3. И не от ЛаГГ-3 до Ла-5, по сути Ла-5 – это совсем другой самолет, с другим мотором, другой аэродинамикой и так далее. Мы посмотрим на то, как от серии к серии изменяли ЛаГГ-3 в соответствии с меняющейся обстановкой.



На 22.06.1941 года в распоряжении ВВС РККА было три модели новых истребителей.


МиГ-3 считался самым высотным и самым скоростным, но самым слабо вооруженным. Истина в отношении этой машины очень далека от того, что про МиГ-3 пишут. Начнем с того, что его не строили как высотный истребитель-перехватчик, самолет МиГ-1 шел в рамках того же конкурса, что и ЛаГГ-1 и Як-1. А потому ну никак не мог в конкурс на фронтовой истребитель попасть высотный перехватчик. Просто так вышло, так себя показал мотор АМ-35.

И вооружение у МиГ-3 было вполне приличным, 5 пулеметов. 2 синхронных ШКАСа в носу, 12,7-мм БС через втулку винта и 2 пулемета БК (тоже 12,7-мм) в крыльях. Очень даже прилично. Почему у многих авторов исчезают крыльевые пулеметы – сказать сложно. Да, были случаи (описано у Покрышкина), что крыльевые БК в начале войны снимали. Но изначально-то они были! И да, сложное пилотирование и куча других проблем, которые во весь голос говорят о том, что если бы самолет доводил до ума Поликарпов, а не Микоян, фактически укравший машину, то расклад мог бы быть другим.


Як-1, пожалуй, вот самое слабое звено в троице. Обладающий хорошей маневренностью, самолет был максимально минимизирован во всех отношениях, в том числе и в плане вооружения. Но у машины был модернизационный потенциал, что позволило ему провоевать всю войну, хотя даже у последней итерации самолета, Як-3, были проблемы с той же дальностью.


ЛаГГ-3 был в чем-то схож с коллегами. Проблемы со слабым двигателем, как у Як-1 и сложное пилотирование, почти как у МиГ-3.

А ЛаГГ-3 в начале войны считался самым перспективным самолетом из всей тройки. И, в отличие от МиГа, который уже в 1942 году начали распихивать по полкам ПВО городов, ЛаГГ-3 воевал что есть «от души».

В 1942 году эта машина стояла на вооружении 20 (!) истребительных полков. Это, знаете ли, цифра. Особенно если учесть сложности с выпуском дельта-древесины в виде феноловых смол исключительно импортного производства.

Так-то в 1941-м воевал, в 1942 воевал по полной программе, в 1943 оду воевал с натягом, в 1944 году… воевал! Да, на самых спокойных участках фронта типа Карелии и Заполярья, но воевал же! И, что самое интересное – в 1945 году тоже воевал! С Японией! ЛаГГ-3 принимали самое непосредственное участие в разгроме Квантунской армии японцев. Действительно, почему не использовать самолеты с нетронутым моторесурсом? Тем более, что использовали их не как истребители.

Итого, с 1940 по 1944 годы построили 6 528 ЛаГГ-3.


О чем это говорит? О том, что самолет был вполне. Вот МиГ-3 был «совсем не торт», их и выпустили ровно вдвое меньше – 3 178. А про Як-1 и говорить не приходится, самолет был настолько слаб, что почти сразу начались модернизации и доработки. И из 8 тысяч самолетов линейки (Як-1, Як-1у, Як-1Б, Як-1М) «чистых» Як-1 было выпущено 1397 самолетов.

Вот вам и цифры.

Теперь об «обманулове рояльном». Да, самолет получил такое прозвище, но это был даже не ЛаГГ-1, а прототип И-301. Без оружия, вылизанный и отлакированный, конечно, самолет был и красив, и быстр. И легко преодолел планку в 600 км/ч, показав даже 610 км/ч на испытаниях.


Конечно, серийный самолет, который собирался в условиях войны сами знаете, какими квалифицированными кадрами, еле-еле выдавал 550 км/ч. Но кому интересно – почитайте историю «Аэрокобры» и почему от нее британцы отказались. Короче – все так поступали.

Но нас интересует не прототип, а то, что пошло в серию. Краска вместо лака, никакой шлифовки и полировки, оружие и все прочее – боевой самолет.

Серии 1-3 (с декабря 1940 года)



Первоначальный ЛаГГ-1 в серию не пошел. Этих машин успели собрать всего пять штук, а дальше вмешались военные и потребовали от Лавочкина установить дополнительные баки, чтобы увеличить дальность полета до 1000 км. Яковлев, кстати, свою машину от такой переделки отстоял, а вот Лавочкин не смог. Так что в серию пошел ЛаГГ-3 с пятью баками. Плюс в отличие от ЛаГГ-1 на ЛаГГ-3 установили бронеспинку и радиостанцию.

Мотор-пушку МП-6 калибром 23-мм, которая оказалась очень неудачной, заменили на проверенный пулемет Березина 12,7-мм, стрелявший через втулку винта. Над двигателем разместили еще пару БС (Березин синхронный, 12,7-мм), а еще выше над ними – пару 7,62-мм ШКАСов. Для ШКАСов пришлось сделать в крышке оружейного отсека два каплевидных обтекателя, которые прекрасно видны на снимках того времени.

В общем получилась машина с довольно жутким секундным залпом – 3,05 кг. Для сравнения: Як-1 выдавал 1,86 кг/сек, а Bf.109Е – 1,53 кг/сек.

Машина получилась шикарная по начинке, но М-105П был откровенно слаб для нее. Потому сразу после начала войны началась борьба с лишним весом.

Серии 4-7 (с июля 1941 года)



Борьба с весом вылилась в следующие манипуляции: с 4-й серии ЛаГГ-3 лишился правого синхронного крупнокалиберного пулемета Березина, а 12,7-мм пулемет, стрелявший через втулку винта заменили на 20-мм пушку ШВАК.

На мощности залпа эта перемена практически не сказалась, как, впрочем, и на облегчении машины.

Серии 8-11 (с августа 1941 года)



Пушка вместо двух крупнокалиберных пулеметов никак не улучшила летных качеств, а потому на 8-й серии самолетов с ЛаГГ-3 убрали и оба ШКАСа.

В итоге вооружение самолета перестало отличаться от вооружения Як-1Б, то есть, 20-мм пушка и один 12,7-мм пулемет. На летных качествах это разоружение почти не отразилось, а вот секундный залп заметно снизился и ЛаГГ-3 стал практически непригоден для воздушных боев. Вес самолета заметно снизился (почти на 200 кг), но на летных качествах это практически не сказалось.

И вот тут начался разворот от фронтового истребителя к ударному. В Наркомате ВВС справедливо посчитали, что раз самолет не может работать в качестве истребителя самолетов – пусть истребляет бронетехнику и прочие цели.


Для начала самолеты 8-й серии начали оснащать шестью ПУ для реактивных снарядов РС-82. На части машин для пробы начали вместо ШВАК устанавливать 23-мм пушку ВЯ, более мощный снаряд которой более подходил для поражения бронетехники.

А в 11-й серии, развивая превращение ЛаГГ-3 в штурмовик, на самолет установили бомбодержатели Д3-40, на которые можно было подвесить бомбы весом до 50 кг. Можно было подвешивать зажигательные авиационные приборы ЗАП-6, вмещавшие по 38 л огнесмеси, либо подвесные баки на 80 литров бензина. Некоторые машины оборудовали направляющими РО-132, для пуска более мощный реактивных снарядов калибра 132-мм.


В рамках очередной борьбы с весом удалили два бака для горючего, с которых начались переделки ЛаГГ-1.

Что получилось: несмотря на облегчение машины еще на 100 кг, все стало еще хуже в плане скорости. Бомбовые замки и направляющие для РС цеплялись за воздух, мотор мощнее не стал и замеры, проведенные в сентябре 1941 года показали, что скорость упала до 503 км/ч, а скороподъемность с 735 до 605 м/мин. Дальность также пострадала и вместо 1100 км ЛаГГ-3 мог без подвесных баков преодолеть всего 760 км.

Однако если не вдаваться в такие подробности, можно констатировать, что как раз к концу 1941 года у ВВС РККА появился легкий универсальный ударный самолет.

Серии 22-35 (с апреля 1942 года)



В 1942 году в серию пошел модернизированный двигатель М-105ПФ мощностью на 160 л.с. больше, чем М-105П. Установка этого двигателя на ЛаГГ-3 дала ожидаемый прирост скорости до 556 км/ч (почти на 40 км/ч), а скороподъемность выросла до 781 м/мин. Были проведены значительный работы по улучшению аэродинамики самолета.

На самолеты начали устанавливать новую радиостанцию РСИ-4 «Малютка».


Можно сказать, что ЛаГГ-3 «задышал», поскольку его ЛТХ стали приемлемыми на момент выхода самолетов серии.

Серии 34-41 (с августа 1942 года)



Вторая половина 1942 года прошла под знаком постройки противотанкового ЛаГГ-3, вооруженного 37-мм пушкой.

Вообще история попыток «подружить» ЛаГГ-3 с 37-мм пушкой достойна отдельной саги. Первой пушкой стала Ш-37 конструкции Шпитального. Чтобы разместить ее в носу самолета, пришлось изрядно потрудиться, но в итоге была выпущена 38 серия из 75 самолетов. Боекомплект Ш-37 состоял из 21 снаряда.

Боевые испытания проводили в 42 и 188 иап и показали, что с Ш-37 ЛаГГ-3 стал очень грозным противником для немецких бомбардировщиков, которым не удавалось держать снаряды Ш-37. Летчики 42 иап полковника Шинкаренко отчитались о 45 самолетах противника, уничтоженных из 37-мм пушек.


Далее пушку Ш-37 сменила НС-37 конструкции Нудельмана и Сураева, более легкая и с большим боекомплектом. ЛаГГ-3 тем самым открыл дорогу 37-мм пушкам в авиацию, поскольку после него эти пушки начали устанавливать на Як-9Т и после войны на реактивные истребители первых поколений.

ЛаГГ-3 с НС-37 получил название «тип 33». Эти самолеты массово приняли участие в битве за Сталинград.


Одновременно с выпуском противотанковых версий была сделана еще одна попытка вернуть ЛаГГ-3 в истребительную авиацию. Серии 35, которая получилась весьма большой, предшествовала большая работа, в результате которой ЛаГГ-3 был значительно улучшен.

Хвостовое колесо сделали убирающимся, на крыльях установили автоматические предкрылки, внесли много изменений для улучшения аэродинамики.

Увы, мотор ЛаГГ-3 по-прежнему был слабоват для такой машины, в то же время у немцев появились новые модификации того же «Мессершмитта», и советский самолет снова стал отставать по всем летным характеристикам. Действительно, нужен был более мощный мотор, и в итоге Лавочкин его установил, но история Ла-5 – это уже другая история.

ЛаГГ-3 продолжил выпускать Тбилисский авиазавод. В 1943 году там начали выпуск 41-й серии. По сути это был тот же самый «тип 35», на который вернули два ШКАСа. Ожидаемого успеха это не принесло, поскольку бронирование немецких самолетов выросло и 7,62-мм пули уже не причиняли такого ущерба, как раньше.

Серия 66 (май 1943 - июнь 1944 года)



Самолеты 66-й серии стали самыми совершенными из всех серий ЛаГГ-3. Их строили с мая 1943-го по июнь 1944 года, после чего выпуск ЛаГГ-3 окончательно прекратился.

«Тип 66» получил новый фонарь кабины, как у Ла-5, с бронестеклами в лобовой и задней части. До этого на всех ЛаГГ-3 устанавливали обычный плексиглас.


Получилось изрядно снизить вес самолета благодаря тому, что получилось перейти с дельта-древесины на обычную сосну, которая была намного легче, хотя и менее прочной.

В плане вооружения ЛаГГ-3 снова лишились ШКАСов и вооружение стало прежним: одна 20-мм пушка ШВАК и один 12.7-мм пулемет БС. Ударное вооружение состояло из 6 РС-82 или РС-132 и 2 бомб до 50 килограммов.

Аэродинамика снова претерпела изменения, были «зализаны» бомбодержатели, воздухозаборники и тоннели радиаторов. Скорость возросла до 590 км/ч, скороподъемность до 893 м/мин.


Этот ЛаГГ-3 хоть и стал самым легким и отработанным в плане аэродинамики, тем не менее, он все-таки опоздал в своем совершенстве. Уже появился Ла-5, Як-7 и Як-9, которые не оставили шансов этому самолету. Производство ЛаГГ-3 было прекращено, а самолеты начали исчезать из полков.

Начали исчезать – не говорит, что исчезли окончательно. Реально самолет воевал на второстепенных участках фронтов до самого конца войны и даже принял участие в войне с Японией.

Что можно еще сказать? Можно просто представить себя в качестве летчика ВВС РККА образца 1941 года. Да еще и в такой ситуации, когда есть выбор, в кабину какого самолета сесть. Як-1 или ЛаГГ-3. Стоит сесть и сравнить.


Есть Як-1. Не имеющий преимущества перед ЛаГГ-3 по скорости (ЛаГГ в теории даже был быстрее), значительно превосходящий в скороподъемности (больше чем на 100 м/мин), более легкий (2950 против 3340 кг взлетного веса). Потолок у самолетов примерно одинаковый.

Но есть небольшая разница. У Як-1 отсутствует кислородное оборудование, у ЛаГГ-3 оно есть. Условный такой баллон, который позволяет некоторое время находиться на высоте более 5 000 метров. Надо? Надо. Вражеские самолеты могут туда затянуть в бою, что, кстати, и происходило. И там немцы имели преимущество, поскольку у них с высотным оборудованием был полный порядок.

Идем дальше. Радиостанция. РСИ-3 «Орел». 12,3 кг надежды на то, что тебя услышат. В ЛаГГ-3 она была, летчики Яков и МиГов общались покачиванием крыльев и другими знаками. Да, «Орел» была жуткой радиостанцией, особенно в сравнении с американскими и британскими. Но она была, и сквозь треск помех помогала общаться летчикам.

Еще один немаловажный момент: дальность. Як-1 проигрывал очень сильно, вообще дальность – это слабое место самолетов Яковлева. 650 км против 1100 – это серьезно.

Вооружение. ШВАК/2 ШКАС у Як-1 против батареи 3 БС 12,7-мм и 2 ШКАС – тут ЛаГГ явно выигрывает за явным. Суммарный вес залпа вдвое больше, чем у Як-1.

И главное преимущество ЛаГГ-3 перед Як-1 и МиГ-3: он очень тяжело поджигался и практически не горел. Особенность дорогущей дельта-древесины.

На каком самолете вы пойдете в бой?


Давайте посмотрим на тех, кто выходил в бой на ЛаГГ-3 и делал это успешно. Ну могли же быть летчики, которые воевали на «гарантированном гробу»?


Кстати, «Лакированный гарантированный гроб» - это придумали негодяи от истории в девяностых. Летчики Великой Отечественной так назвать самолет не могли, потому что в части он шел окрашенный краской, а не покрытый лаком. И этак краска являлась всю войну объектом критики, потому что ухудшала аэродинамику. А лака не было.

Если уж серьезно, то у ЛаГГ-3 было свое прозвище. «Таранка» или «Таранка с икрой». За его своеобразную форму фюзеляжа.

Так что у нас в плане успешный «таранководов»? А они есть.

Герой Советского Союза подполковник Гальченко Леонид Акимович



410 боевых вылетов, 90 воздушных боев, 24 личных победы + 12 побед в группе.

Гальченко воевал на севере, под Мурманском, где бои в воздухе были нормальным явлением. Мог бы сбить и больше, но инсульт вывел летчика из строя. Войну Гальченко закончил в должности заместителя командира полка. Свой последний немецкий самолет Гальченко сбил в октябре 1944 года.

Герой Советского Союза, полковник Каберов Игорь Александрович



476 боевых вылетов, 117 воздушных боев. Сбил лично 10 самолетов противника и 19 в группе.

Майор Зайцев Александр Петрович



206 боевых вылетов, 74 воздушных боя. Сбил лично 14 самолетов и 21 в группе, их них на ЛаГГ-3 2 сбитых лично и 8 в группе.

Зайцев стал известен как победитель известного немецкого аса Отто Шашке, который за полтора месяца уничтожил 20 наших самолетов. Погиб Зайцев очень нелепо, в испытательном полете на Р-39 «Аэрокобра» в мае 1942 года.

Герой Российской Федерации полковник Тормахов Дмитрий Дмитриевич



366 боевых вылетов, 71 воздушный бой. Сбил 14 самолётов противника лично и 2 в группе. На ЛаГГ-3 – 12 самолетов лично и 1 в группе. Кроме того, 2 самолёта Тормахов уничтожил на аэродромах в результате штурмовок. Вывел из строя 2 паровоза, 20 железнодорожных вагонов, 18 автомашин, 8 повозок с грузами. Типичный пример использования ЛаГГ-3 в качестве штурмовика.

Дважды представлялся к званию Героя Советского Союза. Первый раз награждение не состоялось, потому что Тормахов был сбит на больше недели выходил к своим, второй раз представление отклонили из-за того, что боевой счет рос очень медленно.

Справедливость восторжествовала в 1996 году, когда указом президента Ельцина Тормахову было присвоено звание Героя России. Не посмертно, что особо радует. Дмитрий Дмитриевич ушел в последний полет только в 2002 году.

Герой Советского Союза майор Григорьев Герасим Афанасьевич



Первую победу одержал в небе над Минском, зенитным огнем был тяжело ранен в обе ноги, после излечения переведен в 178-й ИАП ПВО Москвы. В небе Москвы на ЛаГГ-3 совершил более 300 боевых вылетов, 18 воздушных боев, сбил 11 самолетов лично и 2 в группе. Общий счет 12 личных побед и 5 групповых. Счет мог бы быть и больше, но после 1943 года Григорьев не летал, сказались ранения.

Маленькое отступление: «Дядя Юра» из передачи «Спокойной ночи, малыши» - это Юрий Герасимович Григорьев, сын летчика. Интересно иной раз складываются людские дороги.

Герой Советского Союза капитан Миронов Виктор Петрович



356 боевых вылетов, 88 воздушных боев. Сбил 10 вражеских самолётов лично и 15 в группе.

Воевал на Карельском фронте, бессменный ведомый и друг Леонида Гальченко. Погиб в феврале 1943 года в авиакатастрофе.

Герой Советского Союза гвардии майор Костылев Георгий Дмитриевич



За свою боевую службу Георгий Костылев летал на нескольких типах самолетов, но звание Героя Советского Союза получил, летая на ЛаГГ-3. К апрелю 1942 года, сражаясь в составе 3-го ГвИАП ВВС КБФ, Костылев совершил 233 боевых вылета, провел 59 воздушных боёв, 9 самолётов сбил лично и 34 в составе группы. С этими данными он был представлен к присвоению звания Героя Советского Союза.

Дважды Герой Советского Союза капитан Камозин Павел Михайлович



Еще один случай, когда летчик стал героем, воюя на ЛаГГ-3. Камозин мало того, что в совершенстве овладел ЛаГГом, он как летчик-инструктор подготовил более четырех десятков летчиков к боям на ЛаГГ-3.

С октября 1942 до конца марта 1943 года младший лейтенант Камозин, действуя в составе 269 иап на ЛаГГ-3 совершил 82 боевых вылета на сопровождение бомбардировщиков, прикрытие войск, разведку и штурмовку. В 23 воздушных боях лично сбил 12 вражеских самолётов. 1 мая Камозину было присвоено звание Героя и полк отправился осваивать «Аээрокобры», на которых воевал не менее эффективно.

Можно продолжать еще.

Летчиков, которые начинали на ЛаГГ-3 или пересаживались на этот самолет в начале войны было много. И их путь не был закончен в «гарантированном гробу», как утверждают псевдоспециалисты от псевдоистории. Наоборот, многие немцы, встретившись с нашими летчиками на ЛаГГ-3, получали на выходе (в лучшем случае) тот самый гроб.


Если внимательно посмотреть на эволюцию самолета, то в ней не было самого отвратительного: шарахания с целью исправить откровенно неудачный самолет. Были попытки улучшить его ЛТХ, причем, замена мотора сказалась весьма положительно. Но когда стало понятно, что ЛаГГ-3 как истребитель не может конкурировать с новыми немецкими и советскими машинами, то из него получился вполне себе приличный легкий штурмовик.

Конечно, ЛаГГ-3 – это не Ил-2, потому штурмовать передний край обороны противника самолет был не в состоянии. Зато хорошая дальность позволяла обрабатывать цели за линией фронта. Зенитная установка, которую уничтожил Ил-2 – это полезно. Зенитная установка, которая осталась без снарядов из-за того, что ЛаГГ-3 проштурмовал поезд – примерно то же самое.

В те времена не было практики просто взять и отправить самолет на свалку. Им подбирались цели и задачи, относительно посильные в зависимости от ЛТХ. И все, что конструкторы и инженеры делали с самолетами, было направлено на сохранение эффективности в плане боевого применения.


ЛаГГ-3 не был шедевром, как некоторые его коллеги по небу той войны. Но и откровенным уродом тоже. Крепкий середнячок, который провоевал всю войну, чем вообще могли похвастаться далеко не все истребители того периода.
64 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    13 сентября 2022 04:44
    «Лакированный гарантированный гроб». Мне попадалось другое название - Летающий Гарантированный Гроб.

    Кстати, «Лакированный гарантированный гроб» - это придумали негодяи от истории в девяностых

    Автор не прав. Такое выражение я слышал еще в 80-х годах от преподавателя, когда еще сам учился...

    П.С. За статью спасибо. Прочитал с интересом...
    1. +4
      13 сентября 2022 07:31
      Присоединяюсь к доброму слову Автору, удивительно качественно проработанная работа. Даже неожиданно.
      По «названиям», про летающий гроб слышал ещё от деда. Хотя он вспоминал их теплотой и делил на «треску» видимо ЛаГГ и «горьатых» - ИЛ-2.
      1. +1
        13 сентября 2022 09:02
        Цитата: Коте пане Коханка
        Даже неожиданно.

        Вот не заносит автора с эмоциями и результат налицо!
        1. +3
          13 сентября 2022 09:52
          Вот не заносит автора с эмоциями и результат налицо!

          Да, автор приличный . Только почему он взял псевдоним "Роман Скоморохов" ? wink
          До этого был Петр Власов.
          https://zen.yandex.ru/media/id/5df249cdc31e4900b1b8683b/opredelitel-modifikacii-sovetskogo-istrebitelia-lagg3-62f875951df6b9749f080171
  2. +8
    13 сентября 2022 05:32
    В 90-годы некоторые наши умники стали говорить о ЛаГГ-3 с исключительным презрением и расшифровывали его аббревиатуру как «Лакированный Гарантированный Гроб». Или как вариант «Летающее бревно». Какие-либо доводы? А зачем они нужны?! Либералы изрекают исключительно и только непререкаемые истины! Весь анализ у них сводится к сравнению скоростей горизонтального полёта истребителей. Кто быстрее при полёте на высоте – тот и лучше. Чисто американская методика – иначе как доказать, что американские самолёты самые, самые в мире. Немецкий ас Баргхорн (ему засчитано 302 победы) написал, что летом 1942 года под Сталинградом ведомая им группа Bf.109F безрезультатно пыталась сбить одиночный ЛаГГ-3, пилот которого умелыми манёврами каждый раз выводил свою машину из-под удара. После 40 минут(!) воздушного боя, постепенно сместившегося на нашу территорию, немцы были вынуждены прекратить преследование. Кто был этим лётчиком неизвестно, известно только, что Кожедуб и Покрышкин на ЛаГГ-3 не летали и в Сталинградской битве не участвовали.
    Попутно отмечу, что у немцев доказательством сбития советского самолёта была плёнка фотопулемёта, фиксировавшего факт стрельбы. При этом то, что в результате зафиксированной стрельбы советский самолёт мог не получить и даже царапины никого из немцев не волновала. Так, например, кавалер Рыцарского креста лейтенант Питер Дуттманн из JG52 совершил 398 боевых вылетов на восточном фронте, в которых он был сбит 19 раз. Т.е. его сбивали не Покрышкин или Кожедуб, а каждый 20-й советский лётчик, с которым ему не посчастливилось встретиться в воздухе. Тем не менее, за самим Питером числится 152 победы. Его почитатели утверждают, что он имеет ещё 42 победы, не подтверждённые официально, в том числе 9 сбитых самолётов в боях над Крымом в течение одного дня 07.05.1944 г. Видно Петруха втирал очки с таким самозабвением, что ему даже Геббельс не поверил. Поэтому неизвестно раз и сколькими немцами тот многократно обстрелянный под Сталинградом ЛаГГ-3 был засчитан в число личных «побед».
    Начиная с 1941 года Восточный фронт безжалостно перемалывал лучшие силы Люфтваффе. Это можно подтвердить следующим фактом. 17 ноября 1941 года, т.е. ещё задолго до наступления морозов, на которые так любят ссылаться западные историки, застрелился помощник государственного секретаря авиации и генеральный инспектор люфтваффе по авиационной промышленности и тылу генерал-полковник Эрнст Удет. Бывший командующий истребительной авиации люфтваффе Адольф Голланд так написал о причине этого самоубийства:
    В последний раз, когда мы виделись, я с трудом узнал его: непосредственное жизнелюбие, беззаботный юмор и приветливая сердечность - все это куда-то исчезло. Он был в состоянии глубокой депрессии. Само течение войны все больше говорило ему, что люфтваффе стоит на неверном пути.
    Истребители, истребители и снова истребители - вот что необходимо! Тысячи и тысячи
    , - часто повторял он. Несмотря на это, количество истребителей, производимое германской авиапромышленностью, находившейся под его надзором, было недостаточно даже для того, чтобы возместить наши потери, которые мы несли на Восточном фронте, где уж тут было говорить о сохранении или о восстановлении превосходства в воздухе на западе. Он очень хорошо понимал, что нам грозит, и говорил, что Восточный фронт стал «Верденом воздушных сил». В конце концов он потерялся в политическом лабиринте немецкого высшего руководства и изнемог под возложенным на него грузом...

    Немецкий авиаконструктор Хейнкель написал об этом событии так:
    ...Удет в своей спальне пустил себе пулю в голову, все было совершенно ясно. Блицкриг против России провалился. «Люфтваффе» брошенные на восток, были измотаны и разбросаны по русским степям. Их хребет был сломлен, не было ни малейшего шанса вернуть самолёты на Западный фронт...

    Комментарии нужны?
    1. 0
      13 сентября 2022 20:16
      Цитата: Старый электрик
      Кто был этим лётчиком неизвестно,

      Вроде как Гринчик.
    2. 0
      20 октября 2022 16:55
      Есть замечательная книга с которой началось развенчивание мифов о Люфтваффе .. Ю.И. Мухин "Ассы и пропаганда." это было уже давно.. но там все по полочкам разложено и про их дутые счета и так далее..
  3. +7
    13 сентября 2022 05:39
    Можно просто представить себя в качестве летчика ВВС РККА образца 1941 года. Да еще и в такой ситуации, когда есть выбор, в кабину какого самолета сесть. Як-1 или ЛаГГ-3. Стоит сесть и сравнить.
    Такой выбор - только если в War Thunder. В реальности 1941 года летали на чем прикажут, а приказывали летать на том, что было. Те летчики ВВС РККА знали ТТХ Bf.109 получше нас, грешных, и прекрасно представляли, как и в чем преимущества 109го проявляются в бою, и тем не менее поднимались в воздух и выполняли задачи, зачастую платя за это самую дорогую цену. И не было шанса, когда собьют, ругнуться, выпить кофе или чего покрепче, кому что по вкусу, и снова залогаться.
  4. +6
    13 сентября 2022 06:40
    «Аварийность и будет большая, потому что вы заставляете нас летать на гробах!». Эта фразу Рычагова знают все, кто интересовался историей авиации, а что могли сказать рядовые летчики?
    Например, почти половина потерь Ил-2 небоевые, из них большинство по вине летчиков, от недостатка умения, а то и по умыслу, были и такие случаи, заканчивались они в штрафбатах. Очень много летчиков провоевали без успехов в своей службе, их в первую очередь и демобилизовали, они и начали распространять слухи о том на каких плохих самолетах воевали, в оправдание. Так что про ЛаГГ, вероятно, название "летающий гарантированный гроб" появилось раньше. А настоящие летчики и на И-16 сбивали мессершмиты.
    1. 0
      14 сентября 2022 01:36
      Рычагов и был назначен на должность, чтоб это исправить, а то что он ляпнул, так это не подумав. Летать - это одно, там может ты и Герой! А летать других - это дорогого стоит. Не справился в общем.
    2. +1
      14 сентября 2022 11:28
      Цитата: Konnick
      Например, почти половина потерь Ил-2 небоевые, из них большинство по вине летчиков, от недостатка умения, а то и по умыслу, были и такие случаи, заканчивались они в штрафбатах.

      Небоевые потери в ВВС РККА - это очень лукавая графа. Ибо в неё очень любят собирать авиатехнику, списанную по всем причинам, кроме боевых потерь. Например, по износу и по моральному устареванию.
    3. 0
      20 октября 2022 16:59
      Вы как-то пренебрежительно о И-16, а видимо не знаете что это новое слово в самом понятии манёвренности..он был статически НеЙтРаЛеН. Командование предлагало в 1943 году возобновить его выпуск ибо он хорошо "Ходил за газом"(с) и приёмистость даже у типа 5 была лучше чем у остальных истребителей..его догнал только Як-3 учите мат часть..
      1. 0
        20 октября 2022 17:22
        учите мат часть..

        Про письмо Булганина и Худякова я знаю. Биплан Чайка был лучшим чем Ил-2. И никакого пренебрежения к И-16 у мння нет. Эти самолеты И-16 и И-153 я уверен, показали бы себя в СВО не хуже хваленных Ка-52 и Ми-28 . Обладая меньшими габаритами и тепловым излучением они могли бы шороху наделвть.
  5. +2
    13 сентября 2022 07:44
    И да, сложное пилотирование и куча других проблем, которые во весь голос говорят о том, что если бы самолет доводил до ума Поликарпов, а не Микоян, фактически укравший машину, то расклад мог бы быть другим.

    Не по теме конечно, но вроде как И16 доводил сам Поликарпов? Вот что пишет про этот самолёт Марк Лазаревич Галлай:
    "Но сколько людей, не обладавших подобными талантами (или, что совсем уже обидно, ещё не обладавших ими), погибло, попавшись на одну из пресловутых «строгостей» непомерно капризной машины!
    Нет! Не должен самолёт требовать от управляющего им человека такого же внимания и физической натренированности, как, скажем, работа циркового акробата или жонглёра. И дело тут не только в сравнительной «массовости» лётной профессии по сравнению с цирковой, а прежде всего в том, что для лётчика пилотирование самолёта не самоцель. Большая часть его внимания должна быть высвобождена для сознательного осуществления других функций, ради которых, в сущности, и предпринят полет."
    Надоели уже дифирамбы в адрес Поликарпова!
    По ЛаГГ-у. И он и Як строились под М106. Ес-сно, с мотором на треть менее мощным, чем планировалось, самолёт не показал того, что должен был показать.
    1. +4
      13 сентября 2022 09:13
      Не по теме конечно, но вроде как И16 доводил сам Поликарпов?


      Надоели уже дифирамбы в адрес Поликарпова!


      А в чей адрес надо дифирамбы? Яковлева? Ильюшина? К любому были кучи претензий.


      Нет! Не должен самолёт требовать от управляющего им человека такого же внимания и физической натренированности, как, скажем, работа циркового акробата или жонглёра.

      Эти слова Галлая о ненужности физической подготовки летчика очень спорны. Не каждый здоровый человек может стать летчиком, тут еще нужен отличный вестибулярный аппарат.
      Поэтому летчики освоившие И-!6 показали себя настоящими асами, а уж пересев на "Аэрокобры" , а на них могли летать именно освоившие И-16, стали самыми результативными летчиками-истребителями..
      1. -2
        13 сентября 2022 09:57
        Вы вырываете слова из контекста. Галлай писал о чрезмерной строгости управления самолётами Поликарпова. Ровесник И16, Bf109, как то обходился без таких сложностей.
        1. +3
          13 сентября 2022 10:57
          Ровесник И16, Bf109, как то обходился без таких сложностей.

          Не обходился.
          Посмотрите статистику по потерям Bf109, как неопытные и опытные немецкие летчики кувыркались. Где-то находим, где-то теряем...Немцы теряли хороших, мы плохих.

          "Это был очень маневренный самолет и к тому же простой в управлении. Набирал скорость он очень быстро, особенно если перед этим немного спикировать. В ходе высшего пилотажа на 109-м можно было спокойно входить в штопор, а затем легко выходить из него. Единственной проблемой был взлет. Самолет имел очень мощный мотор и узкую колею шасси. Если слишком рано отрываться от земли, то машину могло развернуть на девяносто градусов. Из-за таких неудачных взлетов мы потеряли немало хороших летчиков". (Э.Хартманн)


          «Узкое шасси 109-го делало его очень чувствительным к боковому ветру и плохому грунту при посадке. У нас были невероятно большие потери техники и ранения пилотов по этой причине». ( Хайнц Лянге )

          "Хауптманн Хайнц Кноке вспоминал, что, когда он обучался в 1-й Истребительной авиашколе, то при освоении Bf 109 каждую неделю происходили одна-две катастрофы на взлете и посадке, которые заканчивались гибелью курсантов".
          1. +2
            13 сентября 2022 19:12
            Шасси было ахиллесовой пятой 109-го, но в пилотировании он был прост, что и наши летчики-испытатели подтверждали, попробовав этот самолет.
        2. +5
          13 сентября 2022 20:19
          Цитата: Grossvater
          Галлай писал о чрезмерной строгости управления самолётами Поликарпова.

          Да, вот только Поликарпов здесь не причем. Он строил самолет, который хотели военные, напомнить про модную тогда концепцию неустойчивого самолета ?
          1. 0
            14 сентября 2022 05:17
            Цитата: Альф
            напомнить про модную тогда концепцию неустойчивого самолета ?

            А почему только тогда? Все советские самолеты поколения 4 и выше намеренно сделаны неустойчивыми, чтоб добиться характерной для этого поколения сверхманевренности. Попробовал бы кто сделать, ну, хоть "Кобру Пугачева" на вполне себе устойчивом МИГ-21.
        3. 0
          20 октября 2022 17:02
          Там не строгость была ,а нечто другое.. о чем я уже писал.. именно это и нравилось Чкалову.
    2. +4
      13 сентября 2022 21:04
      Надоели уже дифирамбы в адрес Поликарпова!


      Это старый приём противопоставления, используемый недобросовестными людьми выступающими экспертами, историками и пр. Заключается он в том, что ищется контрфигура, которая и наделяется теми качествами, которые хотят умалить у другой фигуры. Примеры: Яковлев - Поликарпов, Жуков - Рокоссовский и т.д. Один из излюбленых приёмов Резуна, Солонина и иже с ними. А по статье скажу так, очень не профессионально, во многом автор сам себе противоречит, к примеру:
      Еще один немаловажный момент: дальность. Як-1 проигрывал очень сильно, вообще дальность – это слабое место самолетов Яковлева. 650 км против 1100 – это серьезно.

      Т.е. заострил внимание на Яке, а как с этим у более менее летающего лучшего ЛаГГа-3-66? А вот так же, те же 650км практической дальности, #ноэтодругое! Вообще разбирая алогизмы и ляпы этой статьи, притянутость за уши выводов, можно наверное написать статьи три.
  6. +1
    13 сентября 2022 08:10
    В умелых руках и х.р.е.н балалайка, а в неумелых..., но лучше когда оружие изначально не хуже чем у противника, а еще лучше когда превосходит. Но что было то было.
  7. +5
    13 сентября 2022 08:17
    12,7-мм БС через втулку винта

    Чего?!!!!! Мотор АМ-35 вообще не предусматривал размещения вооружения в развале цилиндров, попытки Микулина это сделать то-ли были, но неудачно; то-ли просто озвучивались.
    1. +1
      13 сентября 2022 10:21
      Цитата: doktorkurgan
      Мотор АМ-35 вообще не предусматривал размещения вооружения в развале цилиндров

      Причем тут АМ-35?
      Машина получилась шикарная по начинке, но М-105П был откровенно слаб для нее.
      1. +3
        13 сентября 2022 11:14
        Вот М-105 тут действительно не причём. МиГи оснащались АМ., что и сыграло роковую роль в их судьбе - модификациями этих движков оснащались Ил-2. А БС там стоял синхронный.
        1. 0
          13 сентября 2022 11:42
          12,7-мм БС через втулку винта

          Вообще звучит как оксюморон (БС - Березина синхронный, на кой ляд его ставить во втулку винта). Мой "коммент" к ЛаГГу относится, автор "попрыгал" от МиГа к ЛаГГу, что я "трохи" запутался.
          1. 0
            13 сентября 2022 13:31
            Бывает. Сам такой.
  8. +2
    13 сентября 2022 08:23
    А по поводу рояля, у Шаврова есть упоминание об этом прозвище еще довоенного экземпляра "а опытный экземпляр темно-вишневого цвета был отполирован до блеска, за что его называли "рояль" или "радиола".
  9. +1
    13 сентября 2022 09:47
    Хвостовая эмблема на самолёте ЛАГГ 3 Леонида Акимовича Гальченко.
    1. +3
      13 сентября 2022 09:56
      Л.А Гальченко ,это ещё и человек - пароход.В честь его был назван РТМСк типа Моодзунд МА 1821,потом М 0008.После скандала с переименованием судна.Общественность Мурманска добилась через МРХ о переименовании М 0062 " Ордынский"в Л.А .Гальченко.
  10. +4
    13 сентября 2022 10:04
    Что за новый термин, истребитель-штурмовик? Вообще такого никогда не было, по крайней мере я в своей учёбе и практике такой терминологии не встречал.
    Сам же ЛаГГ-3, это всё же истребитель, который в силу своих ЛТХ больше подходил для тактики истребителей-бомбардировщиков, которая широко начала использоваться в период ВМВ. Немцы в этом деле преуспели больше, так как полностью провалили ША, но и наши в деле ИБА на месте не стояли. Кстати, во время войны вместо ИБА, использовали термин ударный истребитель.
    Что до вялости его лётных характеристик, если посмотрим на ЛаГГ-3 66 серии, то да, для 1943 года не блещет.
    Максимальная скорость , км/ч
    у земли 542
    на высоте 591
    Практическая дальность, км 650
    Максимальная скороподъемность, м/мин 893
    Практический потолок, м 9800

    Но вот только поступающий в СССР практически его одногодок (на год старше) P-39Q Airacobra тоже ими не блистал и по совокупности уступал советскому самолёту.
    Максимальная скорость , км/ч
    у земли 531
    на высоте 605
    Практическая дальность, км 845
    Скороподъемность, м/мин 762
    Практический потолок, м 10620

    Да, было у американской машины преимущество в 14 км/ч максимальной скорости на высоте, но туда надо ещё было залезть, а со скороподъёмностью у "кобры" печаль, энерговооружённость однако.
    (У ЛаГГ-3 она тоже не блещет).
    Тем не менее, это не мешает нынешним интернет-экспертам ругать на все лады ЛаГГ-3 и превозносить "Аэрокобру". И ведь не сами они всё придумали, есть ссылки на воспоминания ветеранов.
    Дело в следующем, есть одно правило, лучше два посредственных самолёта, чем один хороший.
    А ЛаГГ-3 пришлось вести на начальном периоде войны часто вести бои в меньше против более совершенных немецких машин. И в этих условиях каждый километр горизонтальной скорости, каждый метр вертикальной, на вес золота. Отсюда и досада лётчиков.
    "Аэрокобра" начала поступать когда этот кризис уже прошёл, потому недостатки оной уже не так были заметны.
    1. +2
      13 сентября 2022 10:51
      Цитата: vovochkarzhevsky
      Что за новый термин, истребитель-штурмовик?

      Истребитель-бомбардировщик. В современной классификации...
    2. +1
      13 сентября 2022 11:07
      Что за новый термин, истребитель-штурмовик? Вообще такого никогда не было, по крайней мере я в своей учёбе и практике такой терминологии не встречал.

      Обычно этот термин массово применяют по отношению к И-15
      1. +2
        13 сентября 2022 12:30
        Сразу двоим. Тогда был термин ударный истребитель. А истребители которые передавались в штурмовые полки в дальнейшем штурмовиками и именовались.
  11. +1
    13 сентября 2022 10:24
    Все советские самолёты того периода (по объективным причинам) сильно отставали от уровня (да и...), достигнутого за рубежом, поэтому пилоты, которым приходилось на них идти в бой, имели полное моральное право костерить их. Это психологический приём, дающий разрядку. Говорят, в некоторых японских фирмах стоят резиновые куклы, изображающие начальников. Эти муляжи низовые работники могут поколотить бамбуковой палкой, лежащей рядом. Говорят, помогает.
    Кстати, не просто так "технари" придумали поговорку (касалась Су-7, -9): "Конструктор Сухой. Самолёт "сырой". А техник "мокрый". Говорят, Павел Осипович, которому это рассказали, заплакал. Именно поэтому в последующих конструкциях были проведены (на этапе конструирования) мероприятия по повышению технологичности, в частности, оборудование было сгруппировано по видам подготовки, улучшена доступность, на лючки нанесена маркировка.
    1. +2
      13 сентября 2022 19:27
      Все советские самолёты того периода (по объективным причинам) сильно отставали от уровня (да и...), достигнутого за рубежом.

      Ну на это были объективные причины, в стране сама по себе авиация-то появилась не так давно, да и в целом промышленность, ну и я бы не сказал, что авиация прям уступала, у Франции, например, еще тот цирк уродов был, Харрикейн британский тоже был архаичен, а Спитфайеров на начальный период войны не особо и было вообще, итальянцы уперлись в движки и не сказать, что, по итогу, представляли из себя серьезных противников, а еще они строили истребители в час по чайной ложки. У немцев был 109-й и он был лучше всех на начальный период войны. Так что Советскому Союзу удалось выйти на конкурентоспособный уровень, буквально за 20 лет, создав под нужды авиации промышленность с нуля, можно сказать, не уверен, что у кого-нибудь в мире получилось бы лучше в подобных условиях.
    2. +1
      14 сентября 2022 11:42
      Цитата: iouris
      Все советские самолёты того периода (по объективным причинам) сильно отставали от уровня (да и...), достигнутого за рубежом,

      Основных причин три: алюминий, моторы и бензин.
      Нехватка алюминия была такова, что перед войной его хотели закупать у Германии.
      Моторы. Ну, эта сага известна всем. Вот вам, товарищи конструкторы, М-105 - и ни в чём себе не отказывайте. Вот вам М-88... а нет, стоп, отдайте обратно - мотор не работает. Вот вам АМ-35... а нет, стоп, не будет его - АМ-38 нужнее. Вот вам М-82... правда, до 1943 года он ломается постоянно и жрёт свечи как не в себя, но вы пока что проектируйте под него машины. И вот вам туча бумажных движков, которые когда-нибудь может быть пойдут в серию. По факту же, как начали мы войну с М-105, так и закончили мы с ним. Разве что в середине войны М-82 добавился.
      И, наконец, бензин. Максимум возможного - Б-78. Но его практически нет.
      ...заявка НКО на высокооктановые авиабензины составляла по Б-78 2.656 тыс. т, по Б-74–985.189 тыс. т, авиабензина Б-70–600 тыс. т, других авиабензинов — 284 тыс. т, автобензина — 4.735 тыс. т, дизельного топлива — 1.629 тыс. т.
      Мобилизационным планом народного хозяйства на 1941 военный год было предусмотрено поставить НКО 174,5 тыс. т авиабензина Б-78. При наличии в неприкосновенных запасах НКО 56,9 тыс. т этого типа бензина обеспеченность годовой потребности составляла менее 22,5%. По другим типам бензинов потребность НКО планировалось обеспечить (с учетом использования наличных неприкосновенных запасов) по Б-74 на 28,6%, по Б-70 и РБ-70 — на 98,8%. Но Б-70 и РБ-70 использовались в основном на устаревших типах самолетов, и основная доля потребностей по ним приходилась на учебные части и курсы усовершенствования.
      © Мелия
      Вот так. 22,5% от заявки по нормам мирного времени - и это только по плану. А по факту всё ещё веселее.
      Как правило, ежегодно у нас, товарищ Народный комиссар, в самый разгар полетов в летний период, начиная с июля месяца, а иногда и с июня месяца, прекращается подача бензина, части переходят на голодный паек, свертывая из-за этого полеты в лучшие месяцы для полетов (июнь, июль, август). Такое положение дальше нетерпимо. Без бензина летать не научишься. Нормальная подача бензина начинается вновь с октября месяца, когда уже фактически полеты по условиям погоды начинают свертываться, а аэродромы размокают.
      © Новиков А. А., генерал-майор авиации, командующий ВВС Ленинградского военного округа. Материалы совещания высшего руководящего состава РККА 23-31 декабря 1940 г.
  12. 0
    13 сентября 2022 11:07
    ЛаГГ-3 выпускали до 1944 года только потому, что не хватало алюминия.
    Уже в 1943 он не соответствовал по ТТХ званию истребителя.
    Ну и хаять Як-1, это такое. В 1942 году уже пошли в серию Як-1Б и Як-9, ноги у которых растут как раз из Як-1. Естественно производство Як-1 свернули.

    Истребитель в первую очередь это преобразователь энергии. Мощность двигателя конвертируется либо в высоту, либо в скорость, либо в горизонтальный маневр. ЛаГГ-3 медленно разгонялся, плохо набирал высоту, не блистал горизонтальным маневром. То что на нем воевали и побеждали Каберов и Костылев, это не заслуга самолета, это мастерство пилотов.
    1. +2
      13 сентября 2022 11:22
      Какая взаимосвязь алюминия и ЛаГГ-3.
      Если Ла-5 и Ла-7 с тем же фезюляжем выпускали до конца войны.
      1. 0
        13 сентября 2022 11:33
        Прямая. В начале войны был дефицит летучего металла. Чуть больше алюминия, и Як-1 стал Як-3. Ла-5 стал Ла-7. Тот же И-180 не пускали в серию не потому что Яковлев плохой, а потому что для его производства надо было много алюминия.

        Плюс отсутствие рядного двигателя подходящей мощности. Облегчить машину не смогли, а когда появился лишний алюминий, на ЛаГГе стояла уже двухрядная звезда, и заморачиваться с сомнительными результатами по замене дерева на металл никто не стал. Улучшение Ла-5 было более перспективно.
        1. -1
          13 сентября 2022 11:46
          Это Вы в документах прочитали?
          Кстати, Вы в курсе какой завод производил ЛаГГи в 1943,1944?
          1. -1
            13 сентября 2022 12:06
            У Фоменко вычитал. И на Рен Тв регулярно вижу.
            Тбилисский завод их выпускал, в чем я не вижу смысла. В конце 1943 и в 1944 году дефицита ЛА у СССР не было.
            1. -1
              13 сентября 2022 12:08
              Как смогли тбилисский завод перепрофилировать на выпуск яков, так и закончили выпуск.
              Алюминий тут не причём.
  13. +7
    13 сентября 2022 11:31
    Почему у многих авторов исчезают крыльевые пулеметы – сказать сложно.

    Потому что их перестали ставить. Более того, их начали снимать с уже выпущенных машин. А причина проста:
    ...выпуск пулеметов БК был недостаточным, завод № 1 часто недополучал необходимых пулеметов и не мог комплектовать самолеты.
    9 Война в воздухе. №115.
    Вот и пришлось разоружать уже выпущенные пятиточечные машины, чтобы выпускать новые трёхточечные.
    О чем это говорит? О том, что самолет был вполне. Вот МиГ-3 был «совсем не торт», их и выпустили ровно вдвое меньше – 3 178.

    Ну да, ну да. А то, что АМ-35 был сожран АМ-38 - это так, мелочи. smile
  14. +3
    13 сентября 2022 12:31
    Смешная статья....
  15. +1
    13 сентября 2022 13:03
    Большинство Миг-3 было выпущено с 3-мя пулемётами, а не с 5-тью
  16. -2
    13 сентября 2022 13:09
    Нет плохого оружия, есть неправильное использование. Даже сейчас самолеты ВОВ могли бы прекрасно пригодиться. Вот бы под Харьков тысячу ЛАГГ3, способных гоняться за мелкими целями, дешево и эффективно.
    1. +1
      14 сентября 2022 11:49
      Цитата: Виктор Сергеев
      Вот бы под Харьков тысячу ЛАГГ3, способных гоняться за мелкими целями, дешево и эффективно.

      Корм для войсковой ПВО. Впрочем, даже не для ПВО, а для обычных мотострелков.
      В ВОВ зенитный автомат - это уровень полка или дивизии. А сейчас в каждом мсо есть 30-мм пушка или 14,5-мм ККП. Плюс туча ККП на технике. И всё это - против винтового самолёта с его скоростями.
      Так что самолёт времён ВОВ проживёт максимум до первого захода на цель.
  17. +7
    13 сентября 2022 14:06
    Если откровенно статья "никакая", ляп на ляпе ляпом погоняет, особенно для меня авиа инженера, стендового моделиста, и любителя авиации ВОВ. Информативность минимум, в общем после того как автор заявил - по сути Ла-5 – "это совсем другой самолет, с другим мотором, другой аэродинамикой и так далее" - думал бросить читать, но, решил съесть кактус до конца.
    Ошибок много что только стоит заявление про стрельбу Березина на МиГ-3 через втулку винта, когда подсказка была в самом названии пулемета БС - Березин синхронный. То же утверждение о Ла-5 и ЛаГГ, история возникновения Ла-5 хорошо известна, очень подробно описана в статье -
    Рождение Ла-5 или развитие и доводка мотора М-82 в годы ВОВ. Геннадий Серов
    Может у Ла-5 было другое крыло, нет, то же самое, даже капотировку мотора постарались сделать так что бы сохранить серийный фюзеляж ЛаГГ. Нет упоминания о серьезном (главном) изменении на ЛаГГ, в 23-й серии, увеличении площади горизонтального оперения и изменении места установки где наконец исправили главную болезнь не предсказуемое сваливание в штопор при потери скорости.
    Кому интересно лучше читать серьезные источники типа - "ЛаГГ-3. Истребитель, штурмовик, разведчик" Автор: Дегтев Дмитрий Михайлович
    1. +1
      14 сентября 2022 11:53
      Цитата: irontom
      Может у Ла-5 было другое крыло, нет, то же самое, даже капотировку мотора постарались сделать так что бы сохранить серийный фюзеляж ЛаГГ.

      ЕМНИП, Ла-5 с "двойным корпусом" в носовой части: набором от ЛаГГ-3 и лёгкой обшивкой для сведения нового "лба" к старому фюзеляжу, выпускали почти полгода. Объясняли это невозможностью остановки выпуска для изменения конструкции набора и отсутствием опытных кадров для изготовления новой оснастки под новую носовую часть.
  18. +1
    13 сентября 2022 14:46
    Этот ЛаГГ-3 хоть и стал самым легким и отработанным в плане аэродинамики, тем не менее, он все-таки опоздал в своем совершенстве. Уже появился Ла-5, Як-7 и Як-9, которые не оставили шансов этому самолету. Производство ЛаГГ-3 было прекращено, а самолеты начали исчезать из полков.


    А разве Ла-5 не появился уже после снятия с производства ЛаГГ-3?
    Были и краска и лак... лак нужен был для защиты планера от атмосферных осадков. Сырость для шпона (фанеры, если угодно) - нежелательна.
    Самым совершенным по аэродинамике был Як, потому и имел такой ресурс модернизации. Дальность - не была столь существенным показателем. Какая дальность была у Ла-5ФН? Тоже не очень большая, но самолет воевал вполне успешно.
  19. +1
    13 сентября 2022 14:58
    Цитата: Grossvater
    Надоели уже дифирамбы в адрес Поликарпова!


    Поликарпов не виноват. От него потребовали создать сверхманевренный (малое время виража в горизонтальной плоскости) истребитель. Он такой и создал, пошаманив с центровкой. Проще маневрировать, чем лететь по прямой. Но управлять таким - очень сложно, малейшая ошибка - и штопор с посадкой ниже уровня грунта.
    Винить надо не конструкторов, а тех, кто выдает им не всегда верные ТТТ (тактико-технические требования), исходя из ошибочной концепции тактики воздушного боя.
    Разрабатывайте правильные принципы тактики, точнее определяйте приоритеты параметров образцов боевой техники - тогда получите ЛА с хорошими ТТХ, а иначе... рулите, чем досталось, "летающими гробами"... сами виноваты.
  20. 0
    13 сентября 2022 15:43
    Цитата: Luminman
    Такое выражение я слышал еще в 80-х годах

    То-то и х... что в 80-х...
  21. +2
    13 сентября 2022 19:47
    Цитата: Наган
    Можно просто представить себя в качестве летчика ВВС РККА образца 1941 года. Да еще и в такой ситуации, когда есть выбор, в кабину какого самолета сесть. Як-1 или ЛаГГ-3. Стоит сесть и сравнить.
    Такой выбор - только если в War Thunder. В реальности 1941 года летали на чем прикажут, а приказывали летать на том, что было. Те летчики ВВС РККА знали ТТХ Bf.109 получше нас, грешных, и прекрасно представляли, как и в чем преимущества 109го проявляются в бою, и тем не менее поднимались в воздух и выполняли задачи, зачастую платя за это самую дорогую цену. И не было шанса, когда собьют, ругнуться, выпить кофе или чего покрепче, кому что по вкусу, и снова залогаться.

    Во-первых, минимум до Сталинграда, у нас не было практики "свободной охоты". Лишь тогда специально создали полк из асов, чтобы противодействовать немецким спецам. И это сразу дало результат.
    И высокие потери в ястребах на начало ВОВ также были следствием устаревшейшей организации звеньев - тройками... После перехода на пары - эффективность взаимодействия скакнула на порядок.
  22. 0
    13 сентября 2022 23:58
    Яковлев, кстати, свою машину от такой переделки отстоял, а вот Лавочкин не смог.

    Яковлев, на минуточку, был зам наркома авиастроения по новой технике. МиГ тоже нагрузили доп. баками и Микоян (даже при поддержке братца, члена Политбюро ВКПб) сделать ничего не смог.
    Як доп. баки привели бы к тому, что его сняли бы с вооружения и производства.
    Вообще Яковлев немало вреда нанёс авиации на посту зам. наркома.
  23. 0
    14 сентября 2022 07:21
    Отличная статья! Пять баллов!
    Действительно ЛАГГ - вполне себе неплохой самолет, да еще и советский истребитель с самым мощным вооружением в начальный период войны.
    И в общем-то в нем были заложены правильные решения, раз Лавочкину удалось сделать из неплохого - отличный самолет, просто поменяв мотор. Фюзеляж и крыло на первых Ла-5 оставались "Лагговскими" и этого ему вполне хватало в тот период войны.
    1. 0
      20 октября 2022 16:38
      Конечно И-185 лучше... но что есть, то есть.
  24. 0
    20 октября 2022 16:37
    Пушка Нудельман-Суранов НС-37... а не " НС-37 конструкции Нудельмана и Сураева" .. поправьте если можно..
  25. Eug
    0
    21 октября 2022 18:21
    Статья отличная, без лишних эмоций и "сбалансированная" по реальным + и -. Но есть капля дегтя - пушка НС-37 - "детище" конструкторов Нудельмана и СураНОва, а не СураЕва, как в статье. Исправить бы надо...
  26. PPD
    0
    22 октября 2022 08:05
    Мигу- приговор двигатель вынес.
    А гордиться Лаггом( именно лагг, а не ла 5), который неведомо зачем продолжали клепать даже в 44?!!! request
    Да ещё выводы какие то из этого делать...
  27. 0
    26 октября 2022 13:09
    Вывод: всё упиралось в мотор. И сейчас упирается. Правда, добавились проблемы с электронной начинкой, автоматикой и алгоритмами, удельный вес которых в стоимости самолёта давно превышает 70%. А некоторые всё:"сверхманёвренность", "сверхманёвренность"... Где она помогла и кому?
  28. 0
    5 ноября 2022 11:59
    Хорошая статья . Правда всегда побеждает .
  29. 0
    7 декабря 2022 01:00
    Статья местами спорная, местами не точная, но любопытная по сути. Истребители - бомбардировщики были популярны у союзников, но у нас воспринималась , как вынужденная. Хотя обьективно сравнить эффективность ИБ и штурмовика никто не брался.