Броневики семейства «Пираньевых». Часть II

7
Piranha 8x8

К концу семидесятых годов семейство «Пираний» пополнилось еще одним проектом, на этот раз восьмиколесной машины. Броневик Piranha 8x8 должен был расширить семейство и тем самым привлечь новых заказчиков, которым по тем или иным причинам не подходили варианты 4x4 и 6x6. Примечательно, что в дальнейшем восьмиколесная «Пиранья» стала самой популярной моделью броневиков MOWAG и сейчас ее по праву считают отдельной линейкой, объединяющей достаточно большое количество бронетехнике. Из-за большого успеха восьмиколесной платформы произошло заметное изменение номенклатуры. Ранее броневики получали номера в соответствии с порядком начала проекта. Таким образом, бронеавтомобиль 8x8 получил альтернативное наименование Piranha III. Однако в дальнейшем на базе исходной «Тройки» было создано такое количество отличных друг от друга модификаций, что ее для удобства стали обозначать как Piranha I. В настоящее время в номерных индексах линейки «Пиранья 8х8» уже фигурирует цифра пять.


Piranha II 8x8


Первоначально проект четырехосного броневика представлял собой дальнейшее развитие идеологии, заложенной еще в «Пиранье 4х4». В то же время, облик потребовал некоторых конструктивных изменений. Все они, в первую очередь, касались новой ходовой части с большим количеством колес, на которые нужно было передавать мощность. Общая компоновка корпуса при этом осталась прежней – двигатель впереди справа, водитель слева от него и десантное отделение за двигателем и водителем. Двигатель также остался прежним – дизель Detroit V653T мощностью 275 л.с. Несмотря на увеличение боевой массы на пару тонн по сравнению с шестиколесным вариантом, «Пиранья-3» сохранила основные ходовые характеристики. Максимальная скорость на шоссе и на воде осталась прежней – 100 и 10 км/ч соответственно. Одним из методов обеспечения «унификации» характеристик стали ограничения по параметрам работы двигателя: трехосная «Пиранья», в отличие от восьмиколесной, не использовала его потенциал в полной мере. Трансмиссия Piranha 8x8, за исключением соответствующих переделок, была аналогична агрегатам предыдущей модели. То же можно сказать и про подвеску. Колеса первых двух осей имели пружинную амортизацию, остальные – торсионную.

Piranha III 8x8


Уровень защиты бронированного корпуса остался прежним. Плиты толщиной до 10 миллиметров останавливали 7,62-мм пули, в том числе и бронебойные. Комплекс вооружения изначально планировался гибким и изменяемым в соответствии с требованиями заказчика. На прототипе была установлена дистанционно управляемая турель с автоматической пушкой фирмы Oerlikon калибра 20 миллиметров. Кроме того, в задней части корпуса первого опытного экземпляра «Пираньи 8х8» предусмотрели посадочное место под еще одну дистанционно управляемую систему с пулеметом винтовочного калибра. Уже в ходе испытаний прототипа выяснилось, что вторая турель не дает должного прироста огневой мощи, однако ощутимо усложняет конструкцию. Поэтому все серийные «Пираньи» различных модификаций комплектовались только одной башней или дистанционно управляемой установкой. Как и предыдущие модели «Пираний», восьмиколесный броневик имел четыре шаровые установки в бортах десантного отделения для стрельбы из личного оружия. Еще два таких агрегата предусмотрели в кормовых дверях. Через эти двери производилась посадка и высадка десанта из шести человек. Сокращение количества перевозимых солдат было вызвано необходимостью размещения нижней части башни с автоматической пушкой. Кроме того, часть внутренних объемов зарезервировали на будущее, на случай изменения комплекса вооружений. Как потом оказалось, это было сделано не зря. Собственный экипаж машины из трех человек (механик-водитель, командир и стрелок) имел собственные приборы наблюдения, однако посадочные люки были только над рабочими местами командира и водителя. Стрелку приходилось садиться в машину и покидать ее через кормовые двери вместе с десантом.

Броневики семейства «Пираньевых». Часть II
Piranha IV 8x8


Как и шестиколесный вариант, Piranha 8x8 разрабатывалась, в первую очередь, для швейцарской армии. Однако военное руководство страны обратило свое внимание на проект фирмы MOWAG только в середине восьмидесятых. Первыми покупателями этих бронемашин стали чилийские вооруженные силы. Снова была приобретена лицензия на производство, по которой на заводах компании FAMAE было собрано порядка полусотни боевых машин в оригинальной комплектации, а также в вариантах санитарной машины и носителя противотанковой пушки.

В самом начале восьмидесятых компания MOWAG вела переговоры с Канадой на предмет поставки готовых машин или продажи лицензии на их производство. Канадским изготовителем должна была стать фирма GMC (General Motors Canada), которой была передана часть документации. По ряду причин официальная Оттава не спешила с заказом, но руководство GMC выразило готовность развернуть производство Piranha 8x8, естественно, при наличии заказчиков. Вряд ли в то время кто-нибудь догадывался, какие последствия будут у этих заявлений. Пожалуй, именно соглашение MOWAG и GMC, а также намерения последней сделали из простого бронетранспортера родоначальника полноценного семейства бронетехники. Однако на этот раз большое будущее было связано не с канадской армией.

Piranha V 8x8


LAV: «Пираньи» для США

Примерно в это же время командование Корпуса морской пехоты США начало программу LAV (Light Armored Vehicle – Легкая бронированная машина). Целью программы было создание и/или закупка большого количества новых боевых машин, пригодных для использования в морской пехоте, в частности, для осуществления морских десантов. Техническое задание конкурса было достаточно туманным и неоднозначным, особенно в части вооружения и уровня защиты. В силу некоторых обстоятельств составители требований предоставили фирмам-конкурсантам широкий «простор» в выборе этих параметров. Более-менее понятными были только пункты техзадания, касавшиеся ходовых характеристик. Морпехи желали получить машину, быструю на суше и плавающую по воде. Кроме того, габариты и вес готового изделия должны были обеспечить транспортабельность вертолетами CH-53 и самолетами C-130.



На конкурс было подано два десятка заявок, но до конечного этапа сравнения документации дошло только четыре проекта, в том числе и Piranha 8x8, представленная фирмой GMC. Ввиду недостаточной ясности конкурсного задания в соревновании участвовали и гусеничные, и колесные машины. Кроме того, значительно различалось их вооружение. Осенью 1982 года победителем программы LAV была признана «Пиранья». После такого решения конкурсной комиссии чуть было не случился скандал. Представители фирмы Cadillac обвинили комиссию и GMC в сговоре и привели в качестве доказательства дешевизну своего броневика V-150. Однако военные в итоге ответили, что в данном случае главным фактором, влияющим на выбор, является не цена, а боевые качества. Cadillac V-150 выигрывал в цене (около 400 тысяч долларов за штуку против полумиллиона за каждую «Пиранью»), но имел худшие характеристики, в первую очередь, защиты и вооружения. Таким образом, победителем программы LAV стал швейцарско-канадский проект.

LAV-25


Первоначальный план морской пехоты подразумевал покупку около тысячи таких машин в различной конфигурации, однако позже его урезали примерно на 200 единиц. Самым многочисленным вариантом «Пираньи 8х8» для Корпуса морской пехоты стала машина, по названию конкурса получившая обозначение LAV-25. Корпус, силовая установка и ходовая часть не претерпели никаких изменений. От канадских конструкторов потребовали установить на имеющуюся машину новую орудийную башню. В двухместном поворотном агрегате разместили автоматическую пушку калибра 25 мм (отсюда и цифра в названии машины) M242 Chain Gun с боекомплектом в 210 снарядов и спаренный с ней пулемет винтовочного калибра с 400 патронами. Наведение в горизонтальной плоскости осуществлялось по кругу, а по вертикали в пределах от -10 до +60 градусов от горизонтали. Также LAV-25 получили по два четырехствольных блока дымовых гранатометов на башне. Примечательно, что комплекс вооружения «Легкой бронированной машины» имел определенный потенциал для улучшения. Так, внутри корпуса было достаточно места для установки нового боевого модуля или для укладки дополнительного боекомплекта к старому. Во втором случае это было 420 снарядов и 1200 патронов. При необходимости в тех же объемах можно было разместить ящики для боекомплекта перевозимых бойцов. «Ныряя» в машину, десант мог использовать дополнительные магазины для винтовок M16 всех модификаций общим объемом в четыре тысячи патронов. Наконец, на крыше башни имелись крепления для установки крупнокалиберного пулемета M2HB.

В производственном плане проект LAV-25 представлял собой настоящее содружество государств. Вооружение и башня изготовлялись в США, после чего отправлялись в Канаду, где их устанавливали на готовые корпуса. Кроме того, некоторые машины из первых партий после этого возвращались в Штаты, на завод фирмы Arrowpoint, которая монтировала и испытывала системы связи и управления оружием. К 1984 году такое «бронированное содружество» послужило основой для формирования в составе дивизий КМП батальонов LAV, по одному в каждой. Новые подразделения получали по полторы сотни машин. Имея автоматическую пушку, LAV-25 все равно оставались бронетранспортерами. Для обеспечения полноценной огневой поддержки морской пехоты 25-мм пушка была недостаточной. По этой причине на базе все той же Piranha 8x8 попытались создать броневики с более мощным вооружением.

LAV-105 или LAV-AG (LAV Anti-Ground – LAV Для борьбы с наземными целями)


Начнем с LAV-105 или LAV-AG (LAV Anti-Ground – LAV Для борьбы с наземными целями). Как понятно из описания базовой машины для морской пехоты, цифры «105» означают калибр орудия. Первоначально в качестве вооружения для машины поддержки рассматривались пушки калибров 76 и 90 миллиметров. Однако расчеты показали их малую эффективность. После недолгих поисков наиболее эффективным орудием, имеющим при этом сравнительно малую массу, была выбрана 105-мм пушка EX35 разработки Benet Laboratories. Разработку новой башни под крупнокалиберную пушку поручили фирме Cadillac. Помимо пушки в двухместном боевом отделении разместили спаренный пулемет. Углы вертикальной наводки оружия находились в пределах от -8 до +15 градусов, как на танках. Еще одной чертой, доставшейся LAV-105 от танков, стала система управления вооружением. Для удешевления разработки и производства ее максимально унифицировали с аппаратурой танка M1 Abrams. Однако, в отличие от того же «Абрамса», боевая машина LAV-105 получила автомат заряжания, позволявший производить до десяти выстрелов в минуту. На огневых испытаниях новый «колесный танк» показал отличные результаты: так называемая типовая движущаяся цель – она имитировала советскую БМП-1 – была поражена с первого выстрела. В первую очередь, этот факт говорил о хорошей работе баллистического вычислителя и связанного с ним оборудования.

Согласно планам на LAV-105, первые машины этой модели должны были пойти в войска в 1994 году. Однако трудности с финансированием позволили сделать только один прототип, да и тот был переоборудован из серийного бронетранспортера LAV-25. В 1991 году проект LAV-105 был приостановлен, а затем и закрыт. Через несколько лет компания Cadillac, используя свои наработки по башне, пыталась продвинуть собственный вариант LAV-105 в страны Ближнего Востока, но особых успехов в этом не добилась. Проект «Кадиллака» был закрыт после испытаний трех прототипов.

Куда более удачным оказался связной вариант «Пираньи 8х8» для Корпуса морской пехоты под названием LAV-C. От базовой машины он отличается отсутствием башни и несколькими антеннами на крыше корпуса. Кроме того, небольшие изменения претерпело бывшее десантное отделение, в котором установили радиооборудование. Машины LAV-C придаются всем батальонам, оснащенным LAV-25.

Одной из причин закрытия проекта LAV-105 стало отсутствие необходимости в еще одной противотанковой машине. Дело в том, что начало работ по установке танковой пушки на шасси «Пираньи» началось примерно в то время, когда морпехи получили первые бронемашины LAV-AT (LAV Anti-Tank – Противотанковый LAV). От оригинальной LAV-25 они отличались башней. Вместо агрегата с пушкой и пулеметами на корпус восьмиколесного броневика устанавливался боевой модуль Emerson TUA с двумя пусковыми установками противотанковых ракет BGM-71 TOW. Внутри корпуса размещался боекомплект из 14 ракет. Перезарядка пусковых установок производилась вручную, через люк позади башенки TUA. Для самообороны машина оснащалась пулеметом M240. В каждом батальоне имеется по 16 противотанковых версий LAV.

LAV-AD (Air Defence – LAV для противовоздушной обороны)


С конца восьмидесятых разрабатывался комплекс LAV-AD (Air Defence – LAV для противовоздушной обороны). В ходе работ неоднократно менялся состав оборудования и вооружения. На определенном этапе LAV-AD даже предлагалось оснащать неуправляемыми ракетами Hydra 70 для борьбы с вертолетами. Однако в итоге на последние испытания вышел бронеавтомобиль LAV-25 с установленной на него башней Blaser. Двухместная башня служила опорой для блока из пусковых установок управляемых ракет Stinger, а также 25-мм пушка M242. Интересно, что в первых этапах испытаний участвовало четыре машины с незначительно отличавшимся вооружением. По результатам уже первых стрельб вариант с неуправляемыми ракетами был признан малоэффективным. Ракетно-пушечная версия, в свою очередь, оказалась удобной и пригодной для использования в войсках. В планах командования КМП значилось 125 машин ПВО. Однако сокращение финансирования не дало завершить доводку LAV-AD и принять машину на вооружение. В 1992 году сухопутные войска США попытались реанимировать проект, но финансовые проблемы похоронили его во второй раз.

Одновременно с LAV-AD разрабатывалась еще одна боевая машина на базе «Пираньи». LAV-MEWSS оснащалась оборудованием радиоэлектронной борьбы. Одним из главных элементов целевого оборудования этой машины был антенный блок GTE Magic Mast. На телескопической 11-метровой штанге размещались антенны радиостанции WJ-8618, радиопеленгатора AN/PRD-10 и станции постановки помех AN/VLQ-19. Внутри корпуса машины помимо оборудования были смонтированы рабочие места двух операторов электроники. Общее количество собранных LAV-AD оценивается в 12-15 единиц. Все машины были переданы морской пехоте к концу восьмидесятых.

Первое боевое применение бронемашин семейства LAV состоялось в 1985 году во время операции по высадке на остров Гренада. Подробных сведений о ходе боев нет, но по косвенным признакам можно установить, что безвозвратных потерь среди американских бронетранспортеров не было. Примерно так же дело обстояло и во время боев в Панаме. Первые потери машин LAV относятся к операции «Буря в пустыне», когда по различным причинам, в боях и на маршах было потеряно не менее десятка-полутора единиц. Степень повреждений и ремонтопригодность, равно как и дальнейшая судьба бронетранспортеров, не оглашалась.

Полноценное серийное производство машин LAV развернулось в Канаде примерно в середине восьмидесятых годов. Североамериканское государство получало неплохие барыши в виде налогов, однако не спешило обзаводиться подобной техникой. Из-за некоторых экономических и военно-технических причин канадские военные ждали до начала девяностых. Скорее всего, они ждали первые результаты боевого применения. Через пару лет после войны в Ираке – в 1994 году – официальная Оттава заказала у GMC около 500 бронемашин в различной конфигурации. Бронетранспортеры для Канады были почти полностью аналогичны LAV-25. После некоторых незначительных доработок они получили новое название Bison. Кроме того, канадцы самостоятельно создали модификацию радиотехнической разведки LAV-R, оснащенную легким вооружением и блоком приемного оборудования. Часть машин была оборудована телескопической мачтой для его подъема, часть – выносной треногой для установки в стороне от броневика.

После Канады желание приобрести «Пираньи 8х8» в версии от GMC выказала Австралия. Швейцарско-канадские броневики нашли себе место в комплексе реформ под общим названием «Армия XXI века». В течение следующих лет австралийские военные получили две с половиной сотни машин в конфигурации бронетранспортера, связного броневика, бронированного грузовика, санитарной машины и т.д.

Отдельно стоит отметить поставки «Пираний 8х8» и LAV в Саудовскую Аравию. Рассмотрев все заявки, в начале девяностых ближневосточная страна безоговорочно выбрала четырехосные броневики, однако долго не могла определиться с фирмой, которой они будут заказаны. MOWAG и GMC предлагали купить практически идентичные машины. Проблема разрешилась небольшой корректировкой облика необходимой машины. Швейцарская компания согласилась немного доработать свою Piranha 8x8, а GMC не стала идти на такой шаг. В итоге Саудовская Аравия получила свыше 1100 боевых машин в десяти версиях.


Источники:
http://mowag.ch/
http://army-technology.com/
http://warwheels.net/
http://vadimvswar.narod.ru/
Никольский М.В., Ильин В.Е. Колесная бронетехника. – М.: Астрель/АСТ, 2001
7 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    20 октября 2012 09:39
    Интересно ,когда мы начнем дружить!!Нам какую Пиранью закупят??
  2. kov
    kov
    0
    20 октября 2012 11:15
    Конечно же самые дешевые =)
    Видео про Лав-25


  3. 0
    20 октября 2012 13:52
    Судя по всему, у него в силу разработки базы в незапамятные времена отсутствует комлекс пртивоминной защиты типа МРАП. Так что для нвнешних требований не пойдет, может и не будут покупать wink
    1. Алексей Приказчиков
      0
      21 октября 2012 00:58
      Их модренизировали уже. Так что вроде 5 кг под днищем он держит.
  4. Kir
    +1
    20 октября 2012 15:44
    Может кто подскажет, зачем у машины на первом фото на "передке" лежит "стекло" и в нижней части присутствует "рама" явно для крепления чего-то там, но на других сие"конструкций" не наблюдается.
    1. 0
      26 февраля 2023 01:30
      Цитата: Kir
      Может кто подскажет, зачем у машины на первом фото на "передке" лежит "стекло" и в нижней части присутствует "рама" явно для крепления чего-то там, но на других сие"конструкций" не наблюдается.



  5. +1
    20 октября 2012 16:55
    Если честно не увидел ничего такого, за что нам бы стоило его покупать. Все весьма заурядное. РПГ он в борт не удержит, а наши БТРы если и хуже, то не так уж и намного, а цена будет как 2-3 наших по определнию.
  6. Diffippiskeli
    -1
    20 октября 2012 21:02
    В нашей компании открыта вакансия удаленного менеджера
    по оптовым продажам металлопроката. Наша компания
    предоставляет своим удаленным менеджерам IP телефонию
    для работы с Московским регионом, а так же программное
    обеспечение и сопутствующие информационные материалы.
    Обязанности: прием звонков, активный поиск клиентов,
    расширение и поддержание клиентской базы организации.
    Требования: Уверенный пользователь ПК. Работа в 1С 8,
    MSOffice, Internet. Полная занятость, понедельник –
    пятница с 9:30 до 18:00. Местонахождение сотрудника
    значения не имеет, работа через интернет и IP телефон.
    Условия оплаты труда: % от продаж.
    Обращаться на электронную почту [email protected]