Советский "Скаут"

14

БТР-40 в израильском музее Yad la-Shiryon

Как известно, в годы Второй мировой войны бронетранспортёры в СССР не производились. В этом отношении Красная Армия существенно уступала Вермахту. В какой-то степени остроту проблемы смогли сгладить поставки английских и американских бронетранспортёров по ленд-лизу, однако для полноценного оснащения хотя бы мотострелковых батальонов танковых и механизированных бригад их было явно недостаточно. Основными средствами перевозки мотопехоты в Красной Армии вплоть до конца войны оставались автомобили и танки.

Советский "Скаут"

МЗА1 Scout Car

Программа строительства советских Вооруженных Сил в послевоенный период предусматривала создание сразу нескольких типов бронетранспортёров, как гусеничных, так и колёсных. В качестве прототипа для лёгкого колёсного бронетранспортёра был взят американский образец Scout Car МЗА1. Эта полноприводная бронированная машина поставлялась в СССР по лендлизу и считалась, пожалуй, наиболее популярной среди бойцов и командиров Красной Армии. МЗА1 широко использовались в качестве штабных машин, для разведки, связи и сопровождения. Все предпосылки для создания отечественного варианта такой машины уже были — с 1944 года проходил испытания новый полноприводной грузовой автомобиль ГАЗ-63. Характерной особенностью последнего были широкие шины 9,75-18 и односкатные задние колёса, которые имели такую же колею, как и передние. При движении по грязи, снегу, песку все колёса шли «след в след», не испытывая дополнительного сопротивления качению за счёт разности ширины колеи. На государственных испытаниях полноприводных машин ГАЗ-63 продемонстрировал, как отмечалось в отчёте Главного автотракторного управления Красной Армии, «рекордные показатели проходимости».


Колесный бронетранспортер 'Объект 141' разрабатывался с 1947 года

В начале 1947 года в ОКБ Горьковского автозавода, руководимом В.А.Дедковым, началось проектирование лёгкого двухосного бронетранспортёра «объект 141», рассчитанного на перевозку восьми пехотинцев, — своего рода «скаута» по-советски. Ведущим конструктором был назначен В.К.Рубцов. Для этой машины применили шасси ГАЗ-63, сократив базу на 600 мм и увеличив мощность двигателя на 10 л.с. Опытные образцы бронетранспортёров, в создании которых принимали участие конструкторы Л.В.Косткин, П.И.Музюкин и другие, были изготовлены в конце 1947 года. Опытный образец первого варианта имел несущий броневой корпус, закрывавшийся сверху брезентовым тентом. Второй вариант отличался от первого спаренной установкой пулеметов КПВ и СГМ калибра 14,5 мм и 7,62 мм соответственно, смонтированной на тумбе и позволявшей вести огонь как по наземным, так и по воздушным целям. Конструкция корпуса у обоих вариантов была одинаковой. Борта имели большие углы наклона, причём в нижней части — обратные углы, как у немецких бронетранспортёров. В дальнейшем от такого расположения бронелистов отказались, применив бронекорпуса с вертикальными бортами — более вместительные и простые в производстве, хотя и менее пулестойкие.

Меньшие, чем на грузовике, размеры моторного отделения заставили конструкторов по-иному расположить агрегаты двигателя. Благодаря почти равной нагрузке на оси, передние и задние рессоры выполнили одинаковыми, оснастив их сначала четырьмя, а потом восемью гидроамортизаторами. Все машины оборудовали лебёдками.


БТР-40

В 1949 году бронетранспортёр успешно прошёл госиспытания и под обозначением БТР-40 был принят на вооружение Советской Армии. В конце 1950 года на Горьковском автозаводе имени Молотова началось серийное производство машины, а её создатели удостоились Сталинской премии. Броневые корпуса изготавливал Муромский паровозоремонтный завод.

Компоновка БТР-40 — автомобильная классическая (с кабиной за двигателем). В бронетранспортёре имеются три отделения — моторное, управления и боевое (десантное). Моторное отделение расположено в передней части корпуса. В нём размещены: двигатель с вентилятором и электрооборудованием, водяной и масляный радиаторы, пусковой подогреватель, масляный и топливный фильтры, лебёдка. Доступ в моторное отделение осуществляется: к двигателю и радиатору — через верхний люк, к лебёдке — через передний в наклонном листе корпуса. Оба люка закрываются броневыми крышками. В крышке над двигателем и в бортовых наклонных листах корпуса имеются жалюзи для выхода горячего воздуха из моторного отделения, в нижней лобовой части моторного отделения — жалюзи, через которые поступает основной поток воздуха для охлаждения радиатора.

Отделение управления находится за моторным, в открытой части корпуса. В нём размещены: органы управления бронетранспортёром, приборы наблюдения, контрольно-измерительные приборы, радиостанция, сиденья водителя (слева) с аккумуляторной батареей под ним и командира (справа), с бензобаком в нише под сиденьем, бачок с запасным маслом для двигателя, огнетушитель и воздухоочиститель. Справа от командира и слева от водителя в нижнем поясе корпуса имеются боковые двери, открывающиеся на петлях наружу.

Боевое (десантное) отделение расположено в средней и кормовой частях корпуса. В боевом отделении серийного БТР-40 размещены: пулемёт СГМБ, кронштейны для установки пулемётов СГМБ и ДПМ (устанавливаются со специальным переходником), ракетница, клипсы для крепления двух автоматов АК-47, а также укладка боекомплекта, сиденья на восемь человек десанта, ЗИП, аптечка и задний бензобак (у правого борта под сиденьем десанта).

Корпус бронетранспортёра сварен из катаных броневых листов. Толщина лобовых листов составляет 10 — 15 мм, бортовых 8 — 9 мм, кормовых — 7 мм. В наклонных листах передней части корпуса над дверными проёмами имеются смотровые щели, которые закрываются изнутри машины броневыми заслонками. В вертикальных бортовых листах имеется по два закрываемых крышками круглых лючка для наблюдения и стрельбы из личного оружия десанта. В лобовом листе перед водителем и командиром имеются люки с броневыми крышками, прикреплёнными к листу на двух петлях. В крышках установлены приборы наблюдения со стеклоблоками триплекс. В походном положении крышки люков могут быть открыты и закреплены на вертикальных стойках. Для наблюдения вне боевой обстановки при открытых крышках на люки устанавливаются ветровые стёкла в металлической оправе с резиновыми уплотнениями, снабжённые электростеклоочистителями. При закрытых крышках ветровые стёкла укладываются в специальные карманы, расположенные внутри бронетранспортёра. Для посадки и высадки десанта в кормовом листе корпуса имеется двухстворчатая задняя дверь.

7,62-мм пулемёт СГМБ монтируется с помощью штатного станка, состоящего из вертлюга, сектора и постели. Для крепления пулемётной установки на бронетранспортёре имеются четыре вертлюжных кронштейна: лобовой (основной), размещённый на лобовом листе, боковые — на правом и левом бортах и задний — на кормовом листе корпуса. Боекомплект пулемёта (1250 патронов) снаряжён в ленты и уложен в пять патронных коробок. Четыре коробки размещены в специальной укладке в боевом отделении у правого борта корпуса, а одна — в гнезде корзинки на вертлюге пулемётной установки.

На бронетранспортёре установлен 6-цилиндровый четырёхтактный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-40 мощностью 78 — 80 л.с. при 3400 об/мин.

Механическая силовая передача включает в себя однодисковое сцепление сухого трения, четырёхступенчатую коробку передач, раздаточную коробку с демультипликатором, две главные передачи с дифференциалами и полностью разгруженные полуоси передних и задних колёс. Передние полуоси имеют шарниры равных угловых скоростей. Ножной колодочный тормоз с гидравлическим приводом действует на все четыре колеса. Ручной дисковый или барабанный тормоз установлен на валу раздаточной коробки и имеет механический привод. Рулевой механизм — глобоидальный червяк с двойным роликом.

Одинарные дисковые колёса со съёмными бортовыми кольцами снабжены пневматическими шинами размером 9,75-8". Колёсная формула 4x4. Подвеска состоит из четырёх полуэллиптических рессор и четырёх гидравлических поршневых амортизаторов двустороннего действия.

В передней части бронетранспортёра установлена лебёдка с отбором мощности от коробки передач. Тяга лебёдки — 4500 кгс, длина троса — 75 м.
Внешняя связь поддерживается с помощью радиостанции 10-РТ-12.

Боевая масса машины составляет 5,3 т. Экипаж — 2 человека, десант — 8 человек. Максимальная скорость движения 80 км/ч, запас хода по шоссе — 285 км.
Первая демонстрация нового бронетранспортёра общественности состоялась во время военного парада в Москве 7 ноября 1951 года. Для участия в параде бронетранспортёры довооружили, видимо, для придания более внушительного вида. На лобовом вертлюжном кронштейне был установлен 12,7-мм пулемёт ДШК, а на двух боковых — пулемёты СГМБ.

Практически одновременно с БТР-40 шла разработка его модификации, получившей обозначение БТР-40А. По сути, она представляла собой зенитную самоходную установку.

Зенитную установку ЗТПУ-2 с двумя пулемётами КПВ калибра 14,5 мм смонтировали на постаменте в десантном отделении. Максимальный угол возвышения пулемётов +90°, склонения — 5°. Для стрельбы по наземным целям имелся телескопический прицел ОП-1-14, по воздушным — коллиматорный прицел ВК-4, боекомплект— 1200 патронов. Установка управлялась одним наводчиком с помощью механического ручного привода. В состав расчёта входили два заряжающих (по одному на пулемёт). Эффективный огонь обеспечивался по воздушным целям, летящим со скоростью до 600 км/ч на высоте до — 1000 м. Горизонтальная дальность эффективного огня составляла 2000 м.


БТР-40А

БТР-40А был принят на вооружение в 1951 году, а годом позже запущен в серийное производство. На базе БТР-40 выпускалась машина химической разведки БТР-40РХ. Она отличалась от базовой машины установкой соответствующего оборудования. БТР-40 быстро завоевал популярность в войсках. Простая по инструкции, небольшая, но подвижная многоцелевая бронемашина, созданная нa освоенных промышленностью автомобильных агрегатах, получила широкое распространение в армии. Она применялась для перевозки пехоты, использовалась в качестве тягача в противотанковой артиллерии, а также как командирская, связная и разведывательная машина. БТР-40 эксплуатировались в пограничных и внутренних войсках.


БТР-40Б

Боевым крещением для БТР-40 стали события в Венгрии в 1956 году. После появилась ещё одна модификация — БТР-40Б, имевшая сварной корпус с бронированной крышей. Для посадки и высадки десанта в крыше имелись два больших люка, закрывавшиеся крышками. Высота корпуса увеличилась на 130 мм. Были вмонтированы бортовые кронштейны для установки пулемёта и введены две дополнительные амбразуры в наклонных листах крыши. Благодаря крыше повысилась живучесть бронетранспортёра, особенно при ведении уличных боёв. Однако число мест для десанта пришлось сократить до шести.


БТР-40 в израильском музее Batey ha-Osef

Примерно в то же время появилась 1 модификация БТР-40В, оснащённая централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах. Система подкачки включала компрессор, установленный на двигателе, ресивер, распределительный кран и несколько трубопроводов. К каждому колесу снаружи через тупицу подводился воздух. Используя )ту же систему, производилось снижение явления в шинах с целью улучшения проходимости бронетранспортёра. Введение системы регулирования давления воздуха в шинах повысило проходимость машины и пулестойкость колёс. Однако наружный подвод воздуха имел низкую надёжность, в особенности при движении по лесистой местности. На вооружение БТР-40В не принимался и в серийном производстве не состоял.

Необходимо упомянуть ещё об одной модификации БТР-40 — железнодорожной. Эта машина представляла собой своего рода бронедрезину. Она оснащалась стальными катками с внутренними ребордами, которые крепились к откидывавшимся рычагам с пружинными амортизаторами. Движение по рельсам обеспечивалось основными колёсами, а боковая устойчивость — катками. Время, необходимое для перехода на движение по рельсам, составляло 3 — 5 минут. В 1969 году в железнодорожный вариант переоборудовали несколько БТР-40 и БТР-40А. Некоторое количество этих машин ещё в 1997 году продолжали нести службу в Забайкальском военном округе.

Серийное же производство БТР-40 завершилось в 1960 году. Помимо Советской Армии, БТР-40 состояли на вооружении армий стран — участниц Варшавского Договора, а также целого ряда государств, в него не входящих, например, Албании, Афганистана, Вьетнама, Израиля, Индонезии, Ирана, Камбоджи, Китая, Кубы, Лаоса, Монголии, Эфиопии и многих других стран Азии и Африки. В армиях этих стран БТР-40 и БТР-40А активно использовались в локальных конфликтах на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Азии и Африке.

В некоторых странах видоизменялось вооружение бронетранспортёра. В частности, на нём иногда устанавливался крупнокалиберный пулемёт ДШК или пулемёты иных систем зарубежного производства. В Национальной Народной армии ГДР на части машин смонтировали пусковую установку 9П110 с ПТУР «"Малютка». В Индонезии БТР-40 также был модернизирован весьма существенно. Корпус закрыли крышей, заметно увеличив при этом его высоту. Вооружение разместили во вращающейся башне, десант снабдили смотровыми щелями со стеклоблоками, установили дымовые гранатомёты. В Египте в 1960-е годы под явным влиянием БТР-40 был разработан бронетранспортёр «Ва-лид», внешне очень его напоминавший. Правда, при его создании использовали шасси немецкого грузовика «Магирус», несколько большее по размерам.

По мере поступления на вооружение Советской Армии более современных бронетранспортёров БТР-40 передавались из мотострелковых в другие рода войск для использования в качестве машин боевого обеспечения, а также для учебных целей. Во внутренних военных округах последние модификации этих машин несли службу до начала 1970-х годов. Бронетранспортёры сняли с вооружения уже Российской Армии в 1993 году.
14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    12 января 2013 09:19
    Всегда нравилась эта машина, простота и изящество. Конечно, более поздние 8-ми колесники эффективнее, но внешне этот - симпатичнее, на мой взгляд. Жаль, что во время войны так и не получилось с ними, сколько бы солдатского пота и крови бы сберегли.
    1. Дядя Сережа
      0
      13 января 2013 17:44
      Цитата: Mikhado
      Всегда нравилась эта машина, простота и изящество. Конечно, более поздние 8-ми колесники эффективнее, но внешне этот - симпатичнее, на мой взгляд.

      Тоже считаю его очень изящной машиной. Такое впечатление, что дизайнер делал. Помню, что на полигоне под Лугой, где мой отец работал БТР-40 носили кличку "крыс". Чем-то похож действительно... smile
  2. +6
    12 января 2013 10:18
    Поставить на него дизель ММЗ и до сих пор в ОМОНе, ВВ, резерве служил бы.
    1. +18
      12 января 2013 10:56
      Цитата: алексеев
      служил бы


      а вот эта камазовская штучка ничего не напоминает?

      КАМАЗ-43269 "Выстрел"
      1. slava.iwasenko
        0
        12 января 2013 20:28
        Очень хорош,внушителен!!!
      2. aleksandrik
        0
        15 января 2013 21:49
        Напоминает :) даже больше это чудо от БТР-40 ушло недалеко! Да только по современным меркам на такой только и делать что с одной выставки на другую таскать да на полигоне обывателей впечатлять.

        Но не буду голословным поясню почему...

        При весе в 10 тонн машина мало того что слабо бронирована правда надо отдать должное все таки немного получше чем БТР-80, так еще и противоминной защиты никакой... А ивеко то со своими 6,5 тоннами ))) и 6 кг тротила держит )))) да и противопульная получше будет!

        Собственно единственная причина почему сие чудо на свет появилось так потому что БТР-80 не может самостоятельно по дорогам передвигаться без полицейского сопровождения так как габариты велики! А Выстрел со своей шириной в 2500мм как раз аккурат укладывается в ПДД!
      3. GTI
        GTI
        0
        25 января 2013 22:37
        Внук в деда пошел laughing
    2. borisst64
      +1
      14 января 2013 10:45
      Для сегодняшнего водителя было бы откровением отсутствие гидроусилителя руля (по песку и грязи семь потов) и гидравлические тормоза без усилителя (спинка сиденья гнется, а машина все равно едет).
  3. tm70-71
    +3
    12 января 2013 11:20
    Всё новое-забытое старое,да и в нынишних локальных конфликтах что в Ливии,что в Сирии,передвижения идёт на пикапх.Эта машина была-бы поэффективней чем пикап.
    1. Akim
      +4
      12 января 2013 12:17
      Цитата: tm70-71
      что в Ливии,что в Сирии,передвижения идёт на пикапх.Эта

      Пикат - эта таже наша тачанка времен Гражданской. Что было под рукой. Данный БТР- к этому классу не относиться.
  4. AK-47
    +5
    12 января 2013 12:21
    Необходимо упомянуть ещё об одной модификации БТР-40 — железнодорожной.
  5. +3
    12 января 2013 15:36
    Как известно, в годы Второй мировой войны бронетранспортёры в СССР не производились. В этом отношении Красная Армия существенно уступала Вермахту. В какой-то степени остроту проблемы смогли сгладить поставки английских и американских бронетранспортёров по ленд-лизу, однако для полноценного оснащения хотя бы мотострелковых батальонов танковых и механизированных бригад их было явно недостаточно. Основными средствами перевозки мотопехоты в Красной Армии вплоть до конца войны оставались автомобили и танки.
    Значит из слова "бронеавтомобиль" выкинули корень "броне-". Легким движением пера бронированный транспортер пехоты превращается в деревянный грузовичок

    "БА-20 - легкий разведывательно-связной бронеавтомобиль, 1936 г.
    БА-21 - легкий трехосный бронеавтомобиль, 1938 г.
    БА-64 - легкий бронеавтомобиль, 1941 г.
    Д-8 - легкий бронеавтомобиль 1930 г.
    Д-12 - легкий бронеавтомобиль, 1931 г.
    ЛБ-23 - легкий бронеавтомобиль, 1939 г.
    ЛБ-62 - легкий полноприводной бронеавтомобиль, 1941 г.
    ЛБ-НАТИ - легкий полноприводной бронеавтомобиль, 1939 г.
    ФАИ - легкий бронеавтомобиль, 1933 г.
    Форд-А - полубронированные разведывательные машины, 1929 - 1931 гг.
    ИЗ - импровизированные бронеавтомобили Ижорского завода, 1941 г.
    БАИ - средний бронеавтомобиль, 1932 г.
    БА-3 - средний бронеавтомобиль, 1934 г.
    БА-6 - средний бронеавтомобиль, 1935 г.
    БА-9 - средний бронеавтомобиль, 1937 г.
    БА-10 - средний бронеавтомобиль, 1937 г.
    БА-11 - средний бронеавтомобиль, 1939 г.
    БА-13 - средний бронеавтомобиль, 1939 г. (проект)
    БА-27 - средний бронеавтомобиль, 1927 г.
    ГАЗ-ТК - средний бронеавтомобиль, 1935 г.
    Д-13 - средний бронеавтомобиль, 1931 г.
    БА-5 - тяжелый бронеавтомобиль, 1935 г.
    Д-9 - тяжелый бронеавтомобиль, 1931 г.
    БАД-1 - средний плавающий бронеавтомобиль, 1932 г.
    БАД-2 - средний плавающий бронеавтомобиль, 1933 г.
    БХМ-800 \ БХМ-1000 - химический бронеавтомобиль, 1933 г.
    Д-18 \ Д-39 - химический бронеавтомобиль, 1932 г.
    КС-18 - химический бронеавтомобиль, 1936 г.
    ПБ-4 - средний плавающий бронеавтомобиль, 1933 г.
    ПБ-7 - средний плавающий бронеавтомобиль, 1937 г.
    Б-3 - бронетранспортер, 1944 г.
    БА-22 - десантный бронеавтомобиль, 1938 г.
    ТБ-42 - бронетранспортер, 1943 г."
    Сделано в СССР
  6. predator.3
    +6
    12 января 2013 16:46
    Вот он первый бтр он же бмп ! good
    1. +6
      12 января 2013 17:24
      ну вообще-то первые вроде таких были -
      1. Harleone
        +1
        12 января 2013 23:28
        такие пехоту не перевозили smile
  7. zmey
    +2
    12 января 2013 19:43
    Класная машинка!
    Двигатель и трансмиссию установить новые и крышу - и можно смело использовать в полицейских операциях.
    По виду КАМАЗ не давно предлагал нечто подобное.

    Уважаемый SANCHES !
    Приведенный Вами список машин и картинка НЕ предназначены для перевозки пехоты. Это все БРОНЕАВТОМОБИЛИ, а это БронеТранспортеР.
    1. +3
      12 января 2013 22:55
      Уважаемый Николай, смотрите внимательнее:
      "...Б-3 - бронетранспортер, 1944 г.
      БА-22 - десантный бронеавтомобиль, 1938 г.
      ТБ-42 - бронетранспортер, 1943 г."
      И в статье:
      "Как известно, в годы Второй мировой войны бронетранспортёры в СССР не производились. В этом отношении Красная Армия существенно уступала Вермахту."
      Неувязочка однако. Кроме того, тот же указанный мной "Украинец" выглядит даже внушительнее и вместительнее, чем БТР-40. Если учесть, что в период Первой мировой войны и после неё бронетранспортер классифицировался как транспортный танк или танк-транспортёр, а по советской классификации 1933 года «О системе танкового вооружения РККА» назывался транспортёр пехоты, то можно смело говорить, что вся разница только в названии. Любой бронеавтомобиль/бронетранспортер/ транспортный танк одинаково годен и для разведки, и для десанта. Ну не воевали мы в лаптях и с балалайками
  8. +3
    12 января 2013 20:23
    бтр-40 хорошая была машина и разрабатывалась людьми которые воевали .мое личное мнение ,что бтр 60 и след . был тупиковой ветью развития и по сути их потомок бтр 90 стал просто колесным бмп.
    надо было развивать бтр 40 ,улучшать противоминную защиту ,крышу сделать и т.д. получилась бы машина незаменимая для ВВ и спец операций.
    1. +2
      13 января 2013 02:29
      Цитата: pinachet
      крышу сделать
      Неплохая машина в своём классе, и для своего времени, возможно, при модернизации сгодилась бы и сейчас. Не думаю, только, что с БТР-60 началась "тупиковая ветвь". Колёсные БТР разные нужны, в том числе и плавающие, разные классы, разные задачи, просто, технику надо по назначению применять, и применять грамотно.
    2. +1
      13 января 2013 13:17
      Ну не собирался СССР вести партизанские войны или мелкие локальные конфликты.Мыслили глобально и к войнам ядерным готовились.соответственно и техника многоосная с защитой от ОМП.Это позже стало ясно что не к тому готовились.
  9. 0
    13 января 2013 02:22
    Ну, не знаю... самой большой радостью для меня было, когда я убалтывал командира роты не брать сей раритет "на выезд", бо при таком весе лошадок броневичку явно не хватало. И надо же было случиться такому горю, единственные на весь батальон БТР-40 и БРДМ-1 достались именно мне в разведгруппы. request Впрочем, практически всегда они оставались на месте. Три раза перекрестился, когда их "списали".
    1. 0
      13 января 2013 13:21
      Да отечественные движки(бензиновые) слабое место-небольшой дизелек (150-200л.с.)непомешал-бы.
  10. 0
    13 января 2013 11:18
    Меня всегда интересовал один вопрос - почему на ВСЕХ наших первых БТР пулемётчик не прикрыт никакой защитой?
    1. Akim
      +1
      13 января 2013 11:38
      Цитата: Kukota
      наших первых БТР пулемётчик не прикрыт никакой защитой?

      Это для того, чтобы враг видел озверелое лицо пулеметчика и побежал от испуга. angry
      Ну а вообще я видел в институте БТР-152. У него был откидной щиток.
    2. 0
      14 января 2013 16:18
      А вы посмотрите на фото амеровских Хаммеров времен 1-й иракской войны-тоже самое пулемет или гранатомет но никакой защиты.Видно все приходит с опытом боевого применения.
      1. Akim
        0
        14 января 2013 16:31
        komsomolets,
        Когда проектировали первое поколение наших БТРов у нас боевого опыта было хоть отбавляй.
  11. chaban13
    0
    14 января 2013 18:38
    Хочу связать жизнь с бронетанковой промышленностью. В какой ВУЗ поступать?
  12. 0
    14 января 2013 22:54
    Цитата: Sanches
    Уважаемый Николай, смотрите внимательнее:
    "...Б-3 - бронетранспортер, 1944 г.
    БА-22 - десантный бронеавтомобиль, 1938 г.
    ТБ-42 - бронетранспортер, 1943 г."
    И в статье:
    "Как известно, в годы Второй мировой войны бронетранспортёры в СССР не производились. В этом отношении Красная Армия существенно уступала Вермахту."
    Неувязочка однако. Кроме того, тот же указанный мной "Украинец" выглядит даже внушительнее и вместительнее, чем БТР-40. Если учесть, что в период Первой мировой войны и после неё бронетранспортер классифицировался как транспортный танк или танк-транспортёр, а по советской классификации 1933 года «О системе танкового вооружения РККА» назывался транспортёр пехоты, то можно смело говорить, что вся разница только в названии. Любой бронеавтомобиль/бронетранспортер/ транспортный танк одинаково годен и для разведки, и для десанта. Ну не воевали мы в лаптях и с балалайками

    Уточните, пожалуйста, сколько приведенных Вами 3-х типов БТРов было выпущенно количественно. Думаю, что после приведения цифр, вопрос о оснащении РККА отечественными БТРами можно закрыть.
  13. Akim
    0
    15 января 2013 10:31
    dhgdhbnsfgjnsgm