Карлайл и Мария

45
В старинном замке Джэн Вильмор
Чуть ночь – звучат баллады,
Поет струна, встает укор,
А где-то водопады
И долог гул окрестных гор,
Ответствуют громады.

Хрестоматия по истории Средних веков (6 класс), ч. 2. М., 1998, с. 282–283


Карлайл и Мария
Казнь королевы Марии Шотландской» Абель де Пюи (1785–1861). Музей изящных искусств в Валансьене, Франция

Люди и замки


«Мне бы хотелось больше узнавать о людях, имена которых связаны с теми или другими замками. Как они там жили, что делали…»

Вот о чем мне написала одна из читательниц нашего сайта. И впрямь – кто скажет, что это не интересно? Вот только за древностью лет имена многих обитателей замков забылись, а если сохранились имена, то стерлись подробности их жизни. Или подробности есть, но сама фигура обитателя интересна тем же англичанам или французам, но не привлекательна для наших читателей. Поэтому выбрать и замок, и человека в замке оказалось не так-то легко.

С замком-то было проще – это Карлайл – тот самый замок, о котором мы вам только что рассказали, да и знаменитых людей в нем побывало предостаточно. Однако, пожалуй, самой интересной фигурой из когда-либо в нем проживавших, стала женщина… королева Мария Шотландская! О её непростой судьбе мы вам сегодня и расскажем.

Королева самой судьбой!


Мария родилась в 1542 году и стала королевой Шотландии, когда ей было всего лишь шесть дней от роду. Пока она была ребенком, Шотландией правили регенты. В 1558 году она вышла замуж за Франциска, наследника французской короны, а когда в июле 1559 года он стал королем, произошло очень важное событие: объединились престолы Франции и Шотландии. Но зато за восемь месяцев до этого события двоюродная сестра Марии Елизавета стала королевой Англии.


«Мария Стюарт в юности». Художник Франсуа Клуэ, ок. 1555–1559 гг. Любомирский музей, Вроцлав, Польша

Однако Франциск скоропостижно скончался в 1560 году, и Мария, прожившая во Франции большую часть своей жизни, оказалась там больше не желанной. Она решила вернуться в Шотландию, чтобы править страной лично.


«Мария Стюарт в белом трауре после возвращения в Шотландию». Художник Франсуа Клуэ. Королевская коллекция Соединенного Королевства

Далее последовало непростое балансирование. Будучи католической королевой, Мария изо всех сил пыталась управлять страной, которая официально была протестантской и вдобавок была ещё и союзницей своего бывшего врага, Англии.


Лорд Дарнли слева, королева Мария справа. Неизвестный художник. Хардвик-Холл, Дербишир, на попечении Национального фонда

Баланс нарушился в 1565 году, когда Мария вышла замуж за своего кузена Генри Стюарта, лорда Дарнли, который был католиком. В следующем году у них родился сын Джеймс, но брак вскоре распался. И мало того, что распался, важно – как это произошло.

Говорили, что королева весьма сильно увлеклась своим секретарем Дэвидом Риццио (или Риччо), и Дарнли это, как и холодность супруги, совсем не понравилось. Составился заговор, в результате которого Риццио убили прямо на глазах беременной Марии, пытавшейся его защитить, опять же, на глазах у самого Дарнли.


«Убийство Дэвида Риччо». Картина сэра Уильяма Аллена (1782–1850), 1833 год. Шотландская национальная портретная галерея

А год спустя, рано утром 10 февраля 1567 года при таинственных обстоятельствах взорвался дом в Керк-о’Филде, пригороде Эдинбурга, где в это время поправлялся от болезни лорд Дарнли. Тело супруга Марии вместе с телом его слуги было найдено в соседнем саду. Сначала считалось, что они погибли в результате взрыва. Однако при ближайшем рассмотрении оказалось, что они были задушены и убиты до взрыва.


Тема убийства Риччо взволновала многих художников, так что картины с этой сценой висят в самых разных музеях. «Убийство Дэвида Риччо» (1868) Жан Люльве (1833–1889). Национальный музей в Варшаве

Хотя это и не было доказано, многие полагали, что таким образом королева Мария отомстила за убийство своего фаворита. По другой теории, к убийству её мужа был причастен четвертый граф Ботвелл, Джеймс Хепбёрн. И эта гипотеза также имеет право на существование, поскольку Мария и Джеймс поженились вскоре после смерти несчастного Дарнли, а смерть – самый верный способ устранения соперника!

Три месяца скорби для королевы и потом опять на ложе сладострастия – по тому времени посчитали верхом безнравственности, а в результате многие шотландские дворяне восстали против Марии.


«Портрет Марии, королевы Шотландии (1542–1587)». Неизвестный художник. Колледж Святой Марии, музей Блэрса – Музей католического наследия Шотландии

Сил у неё и у Ботвелла не хватало, и 15 июня 1567 года Мария сдалась мятежникам и была заключена в тюрьму при условии, что её супругу будет разрешено отправиться в изгнание. В июле она была вынуждена отречься от престола в пользу своего маленького сына.

Это её враги, видимо, посчитали достаточным. Но Мария оказалась хитра и уже в мае следующего года сбежала из своей тюрьмы, замка Лохлевен, вновь собрала войска своих приверженцев (а они всегда находятся даже у падших монархов!), и вновь потерпела поражение в Лэнгсайде, неподалеку от Глазго.


Внешняя сторожка (слева) и крепость (справа) замка Карлайл

Прибытие в Англию


Именно в этот момент Мария решила искать убежища в Англии. Ее сторонники умоляли её остаться в Шотландии или отправиться в католическую Францию. Но она была убеждена, что Елизавета – её кузина и, как и она, помазанник Божий – поможет ей собрать армию, чтобы с триумфом вернуться в Шотландию. Перед отъездом из Шотландии она написала Елизавете письмо с просьбой о встрече и прислала кольцо с бриллиантом в знак своей дружбы.


Мария Стюарт в Англии, ок. 1578 г. Считается, что автор портрета Николас Хиллард. Национальная портретная галерея, Лондон

Не дожидаясь ответа, она и 16 её сторонников совершили четырехчасовой переход через Солуэй-Ферт (пролив, являющийся частью границы между Англией и Шотландией). Они прибыли в порт Уоркингтон в Камберленде (современная Камбрия) ранним вечером.
На следующее утро Ричард Лоутер, заместитель губернатора Камберленда, предоставил почетный эскорт, чтобы отвезти Марию в соседний замок Карлайл.

В этот момент статус Марии был неопределенным. Она прибыла по собственной воле и не была ни пленницей, ни заложницей. Но с самого момента прибытия в замок Карлайл она была окружена вооруженной охраной, что, впрочем, учитывая близость воинственных шотландцев, не вызывало у неё подозрений. Так, 20 мая она написала одному своему стороннику, что ее «хорошо приняли, сопровождали и обращались с ней с уважением».


Эта восьмиугольная лестничная башня когда-то давала доступ к месту, где Мария жила в замке Карлайл.
Мария в Карлайле

Элизабет послала сэра Фрэнсиса Ноллиса, одного из своих доверенных придворных, в Карлайл, чтобы тот присматривал за Мэри. Сторож, однако, вскоре был ею просто очарован:

«Она была знатной женщиной, потому что не заботилась о церемониях, кроме признания своего королевского сословия; затем она свободно говорила со всеми, независимо от их ранга, и выказывала склонность говорить много, быть смелой, приятной и очень фамильярной».

Правда, жизнь его нельзя было назвать спокойной, поскольку жить ему приходилось в постоянном страхе, что Мария сбежит. Он позволил ей прогуляться по траве перед замком, и это место впоследствии даже назвали «дамской прогулкой» и отметили на плане замка. Дважды он позволял ей смотреть, как члены её окружения играют в футбол друг против друга. Но когда она поехала верхом охотиться на зайцев, «она так быстро скакала по всякому поводу», что он решил, что это больше не повторится.


План замка Карлайл с местом «дамской прогулки» у стены и теми местами внутри замка, где ей также разрешали прогуливаться

Прибыв только с горсткой сопровождающих, Марии разрешили послать за многими из своих старых сотрудников, а также за собственной одеждой – она отказалась носить что-либо еще. Вскоре из Лохлевена прибыли телеги с одеждой и личными вещами. Среди ее многочисленных сопровождающих была Мэри Сетон, фрейлина, которая помогла ей бежать из плена в Шотландии. Королева отрезала большую часть своих волос после битвы при Лэнгсайде, чтобы её не узнали. Но Мэри Сетон укладывала её прическу так искусно, что «каждый день на рассвете… у неё на голове было нечто новое».

Чтобы поддерживать надлежащий королевский образ жизни, Мария занимала деньги у городских торговцев. Однако расходы на содержание её маленького двора ложились в основном на королеву Елизавету. Английская королева платила в среднем 56 фунтов стерлингов в неделю на такие товары, как мясо, рыба, специи, печенье, масло, торф для отопления и вино.

Марию разместили в помещении, что тогда называлось Башней Смотрителя, в юго-восточном углу внутреннего двора. Позже она стала известна как Башня королевы Марии.

Это двухэтажное здание было пристроено к замку в 1308 году, чтобы иметь в нем прекрасное жилье. Говорят, что в нем было окно, из которого Мария могла смотреть на Шотландию. Это подтверждается описанием 1830-х годов «просторной комнаты, называемой опочивальней королевы, освещенной двумя окнами, выходящими на юг и одним на север» на первом этаже. В описании башни подчеркивается, что у неё была «более богатая архитектура, чем у других частей замка».

В 1835 году башню снесли, когда она была на грани обрушения. Все, что сохранилось сегодня – это восьмиугольная башня с лестницей, которая когда-то давала доступ к этой башне.

Ошибка ценою в смерть


На что бы Мария ни надеялась, ее решение искать убежища в Англии оказалось катастрофической ошибкой. Дело в том, что оно поставило Елизавету в затруднительное положение. В частном порядке она сочувствовала Марии как коллеге-монарху, который был заключен в тюрьму и свергнут. Однако и она, и ее советники, особенно ее главный советник Уильям Сесил, считали Марию очень опасной.

Будучи католичкой, претендующей вдобавок на английский престол, Мария на английской земле являлась как потенциальной фигурой сплочения всех католических повстанцев, так и возможной причиной для вторжения католических сил из-за границы. И если бы она была восстановлена на шотландском престоле, то Англия оказалась бы одна в окружении католических стран. Англичанам было удобно оставить графа Морей, сводного брата Марии и протестанта, в качестве регента в Шотландии.

К счастью для Елизаветы, над Марией тяготело подозрение в причастности к убийству своего второго мужа Дарнли. Было грех не использовать такой повод для её дискредитации, что вскоре и было сделано.

Хотя Мария надеялась на быстрое возвращение на трон, в конце мая Ноллис сказал ей, что это невозможно, пока она не будет оправдана в убийстве Дарнли. Мария заявила о своей невиновности, но отказалась предстать перед судом, настаивая на том, что только Бог может судить государя. Несмотря на её страстные письма королеве с просьбой о личной встрече, Елизавета аудиенции ей так и не дала.


Фрагмент панно для рукоделия (сейчас в Оксбург-холле, Норфолк), одного из многих, сделанных Марией, королевой Шотландии, и Бесс Хардвик во время заключения Марии. Кстати, в той же Шотландии кружевное мастерство достигло расцвета во время царствования Марии Стюарт. Королева любила рукоделие, умела вышивать, и сама сочиняла различные узоры: образы птиц, животных, растений. The National Trust Photolibrary/Alamy Stock Photo

Королева в плену


В итоге Мэри неохотно согласилась на расследование выдвинутых против неё обвинений. В конце июля 1568 года, еще до его начала, её перевели на юг, в замок Болтон в Йоркшире. Причем для того, чтобы перевезти королеву, её свиту и ее имущество, понадобилось четыре экипажа, 20 вьючных и 23 верховых лошади.

Расследование началось в октябре. Несмотря на то, что шотландцы представили компрометирующие доказательства против Марии (которые почти наверняка были сфальсифицированы), в январе 1569 года Елизавета заявила, что в любом случае доказательств нет. Тем не менее, хотя её больше не обвиняли ни в каком преступлении, Мария так и осталась в Англии. Юридически оправданная она де-факто стала пленницей, причем своей же родственницы.

Замок Болтон был первым из многих мест, где она будет находиться в последующие годы. С начала 1569 года ее опекуном стал граф Шрусбери, видный дворянин, и Мария теперь вместе с ним разъезжала между его несколькими замками и поместьями.

Несмотря на то, что она находилась под домашним арестом, с ней обращались как с изгнанной правительницей и гостьей – у неё было свое хозяйство, она могла принимать посетителей, ей предоставлялись привилегии и роскошь.

Это сильно ударило по финансам Шрусбери, а также по его браку. Первоначально Мария проводила много времени с графиней Шрусбери, Бесс Хардвик. Но в итоге, как это часто бывает с женщинами, они поссорились, вдобавок Бесс стала подозревать Марию в романе со своим мужем.


План замка Фотерингей

За многие годы пребывания Марии в заточении её присутствие на английской земле спровоцировало целый ряд католических заговоров с целью убить Елизавету и посадить Марию на трон Англии. Однако доказательств её причастности к ним не было, и Елизавете ничего не оставалось, как терпеть рядом с собой эту «мину замедленного действия».

Однако в 1586 году Мария оказалась замешана в заговоре с целью убийства Елизаветы. Ее признали виновной в государственной измене. Елизавета, окончательно убедившись, что она всегда будет представлять для неё угрозу, пока она жива, подписала ей смертный приговор.

8 февраля 1587 года Мария Стюарт была обезглавлена в замке Фотерингей. Интересно, что на казнь она отправилась с собачкой по кличке Геддон под платьем. И когда палач отрубил ей голову, тело подняли, в складках её длинного платья обнаружилась собака, прильнувшая к ногам мертвой Марии.


А вот что осталось от замка Фотерингей. Только холм. Словно сама судьба покарала его стены за совершенное в них преступление…

Сначала её похоронили в соборе Питерборо, но в 1612 году её сын Яков, ставший королём Англии после смерти Елизаветы I, приказал перенести её останки в Вестминстерское аббатство, где их вторично погребли в непосредственной близости от могилы королевы Елизаветы – её более счастливой соперницы.

С другой стороны, ведь именно трагическая смерть Марии Стюарт в течение многих веков вдохновляла и поэтов, и художников, и композиторов, и писателей, а затем и кинематографистов на создании произведений, в основе которых лежал её образ!

P. S.


Для оформления использовались фотографии сайта english-heritage.org.uk
45 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    21 сентября 2022 06:10
    Дорого обходятся увлечения королев и поданным и им самим.
    1. +5
      21 сентября 2022 10:02
      Цитата: Korsar4
      увлечения королев

      Привет Сергей!
      Так ведь и увлечения...непоощряемые.Мягко говоря.Соучастие/участие/в убийстве супруга,заговор.Так что не положительный образ дамы.Отнюдь не положительный.
      1. +7
        21 сентября 2022 11:05
        Привет, Серёжа!

        Ни в коем случае не одобряю.
        Где это видано - супругов убивать?
        Это не сковородкой слегка приложить, в воспитательных целях.

        И вообще, кто кого должен "убояться"?!
        1. +5
          21 сентября 2022 11:17
          Цитата: Korsar4
          супругов убивать?

          Но главное это конечно-заговор.Был ли он?Не было ли его,но подставилась женщина по полной программе.
  2. +7
    21 сентября 2022 07:35
    Очень интересная история. Пока читал статью в голове старенькая песенка звучала :
    " Есть волшебный замок в разноцветных облаках, добрыми делами весь в улыбках и цветах. Там не бывает ночи, там царит веселье дня. И замок открыт для всех, но не для меня.
    Есть печальный замок из сомнений и тревог, каменные стены, в паутине потолок. Сумрак подсознанья, темный и сырой подвал. Туда нелегко попасть, но я там побывал.
    И лежит дорога между ними лишь одна, сквозь огонь и воду мне всегда она видна. И с утра до ночи, словно проклятый гонец, я должен по ней пройти из конца в конец"
  3. +4
    21 сентября 2022 08:35
    Спасибо, Вячеслав Олегович. Все очень взвешенно и, что парадоксально - актуально своевременно fellow
  4. +4
    21 сентября 2022 08:53
    Была у меня книга из серии "Жизнь замечательных людей", и в ней портрет Марии, созданный Клуэ. По всему выходило, что королева Шотландии -- жуткая страдалица в стенах холодного замка, отвергнутая Францией и бездушной Елизаветой. Слабая женщина, игрушка непредсказуемой судьбы-злодейки.
    А оно вон как оказывается!
    Спасибо, Вячеслав Олегович! )))
    1. +6
      21 сентября 2022 14:30
      Цитата: депрессант
      в ней портрет Марии, созданный Клуэ.

      А не угодно ли...посмертную маску Марии?
      1. +3
        21 сентября 2022 15:56
        Пугающее зрелище!
        А ведь Марии действительно голову отрезали. Что за...
        И её казнь я не так предсталяла, как было на самом деле. Почему-то сложились темные, мрачные стены, каменные своды, ледяной холод, полотняное рубище, босые ноги, распущенные спутанные волосы, смутные фигуры палачей, всё -- не так!...
        К ней не допустили католического священника...
        Вместо духовника королевы у эшафота появился протестантский священник из Питерсбороу доктор Флетчер. Он стал говорить долгую и скучную проповедь, которую королева то и дело прерывала. «Три или четыре раза, – писал Стефан Цвейг, – просит она доктора не утруждать себя, но он знай, бубнит свое, и тогда, не в силах прекратить это гнусное суесловие. Мария Стюарт прибегает к последнему средству: в одну руку, словно оружие берет распятие, в другую – молитвенник и, пав на колени, громко молится по-латыни, чтобы священными словами заглушить елейное словоизвержение».

        Граф Кент пытался прервать молитву царственной мученицы, требуя, чтобы она оставила эти "popish trumperies" (папистские фокусы). Но умирающая уже была далека от всех земных распрей, ни единым взглядом, ни единым словом не удостоила она его и только говорила во всеуслышание, что от всего сердца простила врагов, давно домогающихся ее крови, и просит Господа, чтобы он привел ее к истине. Воцаряется тишина. Мария Стюарт знает, что теперь последует. Еще раз целует она распятие, осеняет себя крестным знамением и говорит: «О милосердный Иисус, руки твои, простертые здесь на кресте, обращены ко всему живому, осени же меня своей любящей дланью и отпусти мне мои прегрешения. Аминь».

        И далее:
        И вот начинается прощание. Королева обнимает прислужниц, просит их не причитать и не плакать навзрыд. И только тогда преклоняет она колена на подушку и громко, вслух читает псалом: «In te, domine, confido, ne cofundar in acternum» (На тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек).

        Ни в одном движении, ни в одном ее слове не проглядывает страх. Дочь Тюдоров, Стюартов и Газов достойно приготовилась умереть. Но что значит все человеческое достоинство и все наследованное и благоприобретенное самообладание перед лицом того чудовищного, что неотъемлемо от всякого убийства!


        Что самое поразительное, о канонизации Марии Стюарт заговорили сразу после казни и говорят до сих пор. Почему? А бывает разный способ поведения казнимого. Видимо, поведение королевы потрясло современников. Кто так сможет, как она? Те, кто смогли, остались в истории, но тоже не канонизированы. Хотя, как ппосмотреть. Память -- это тоже вид канонизации.
  5. +5
    21 сентября 2022 10:13
    замок Фотерингей , где казнили Марию Стюарт разрушило не время . Недалеко от места бывшего замка Фотерингей есть небольшой город Аундл . Так вот , уже всего через несколько десятков лет после казни Марии Стюарт деревянное здание отеля Талбот в городе Аундл было перестроено из камней близлежащего замка Фотерингей .Замок , фактически разбирали, поскольку замки сами за сорок лет в руины не превращается . Более того ,в этом отеле Талбот в городе Аундл есть Дубовая лестница из замка Фотерингей , по которой ходила Мария Стюарт . Естественно , что такое место как магнит тянет "почитателей" приведений , и многие верят в приведение Марии Стюарт появляющиеся отеле Толбот города Аундл .
    А вот в величественной Церкви Святой Марии И Всех Святых относящейся к приходу Фотеренгейн, находится мавзолей-некрополь ведущих представителей Йорков- Воинов Роз . Но война Алой и Белой Розы была лет сто до Марии Стюарт , и это совсем другая история ... Хотя , автор, которого я благодарю за две его статьи касающихся Марии Стюарт , в будущем мог нам рассказать и про войну Алой и Белой Розы..
    1. +3
      21 сентября 2022 12:51
      Цитата: север 2
      мог нам рассказать и про войну Алой и Белой Розы..

      Уважаемый Видас! У меня здесь был цикл статей о войне Алой и Белой Розы, но давно, и, кажется, в основном в формате военном - битвы, доспехи... вот это. Вы можете найти эти материалы на моем профиле или задав вопрос в поисковике. Я тоже посмотрю и, возможно, перепишу эту тему в ином ключе.
      1. +4
        21 сентября 2022 13:51
        Вячеслав Олегович, добрый день. hi
        Вопрос.
        Если мы начинаем гулять по британским замкам, что у нас на очереди?
        Понтефракт и Ричард II?
        Может быть Миддлхэм и граф Уорик, "делатель королей"?
        Или Алнвик и семейство Перси?
        А может быть, стоит замахнуться на сам Тауэр и всех Плантагенетов разом?
        smile
        1. +3
          21 сентября 2022 17:30
          Хороший вопрос. И ответ будет такой - сначала немного "общей теории" по векам с отдельными примерами... наверное статьи 3. Затем... то, о чем Вы пишите. Вас лично что больше интересует? Могу сделать Вам приятное...
          1. +1
            21 сентября 2022 20:53
            Спасибо.
            Тогда лучше что-нибудь другое, какой-нибудь другой замок. Про Невиллов, Перси, Плантагенетов, конечно, интересно, но что мы знаем, например, про семейство Стаффордов, Бошанов или Стэнли... Может, другие аристократические роды попадутся...Какие у них были владения, замки, как они сохранились, что с этими замками сейчас?
            Да и зачем ограничиваться Британией?
            Роды, например, Клермонов или Монморанси во Франции тоже интересны...
            С таким заходом - "замок-владельцы-история" фронт работ ограничивается только словом "надоело". smile
            1. +2
              22 сентября 2022 07:50
              Цитата: Хозяин Трилобита
              ограничивается

              Также сохранностью замка и информацией в наличии о нем. Не о каждом все это есть в комплексе!
              1. +1
                22 сентября 2022 11:42
                Ну, не знаю... Замков столько...Можно выбрать сначала те, что сохранились лучше, потом переходить к тем, от которых сохранились только руины, а потом к тем, от которых остались лишь зеленые холмы... smile
                На мой взгляд, очень даже поэтично - там, где раньше звучали лютни, шуршали женские платья, громогласно провозглашались тосты за короля, а, может и в честь короля и одновременно плелись интриги и всякие феодальные крамолы, где рождались и умирали сильные мира сего, теперь растет зеленая трава... smile
                1. +1
                  22 сентября 2022 14:14
                  Замков столько...
                  4969, разной степени сохранности, на территории только одной Франции.
          2. +1
            22 сентября 2022 12:12
            Цитата: kalibr
            Вас лично что больше интересует?

            Я выбрал, Вячеслав Олегович. smile hi
            Пусть это будет Уорикский замок. Он отвечает, наверное, всем требованиям. smile
            1. +2
              22 сентября 2022 15:54
              Цитата: Хозяин Трилобита
              Пусть это будет Уорикский замок. Он отвечает, наверное, всем требованиям

              Да будет так!
              1. 0
                22 сентября 2022 17:30
                Заранее спасибо. hi smile
                Думаю, можно будет под эту тему поговорить о многом. smile
                1. +1
                  22 сентября 2022 17:40
                  Цитата: Хозяин Трилобита
                  под эту тему поговорить

                  Сейчас посмотрел фонды Исторического наследия Британии - Вы выбрали очень интересное место. И материала достаточно. Мне было очень интересно работать. Узнал сам для себя много интересного. Так что это мне впору Вам спасибо говорить. Но работы много!
  6. +4
    21 сентября 2022 11:22
    Полагаю, Мария Стюарт, кстати, тут же отодвинувшая своей личностью архитектурные достоинства замка Карлайл себе за спину, позиционируется многими историками как знаменосец активного сопротивления английской короне. Очевидно, ввиду популярности темы всяческого сопротивления, а английской короне -- особенно. Ибо корона старалась.
    Вот что пишет, к примеру, историк Никольский:
    Святость можно достичь двумя путями – или святой жизнью, или святой смертью. А подвижничество королевы Марии Стюарт заключается не в том, что она была просто хорошей королевой и замечательной, любящей женщиной, а в том, что она приняла смерть за свою веру и приверженность Католической Церкви. Именно Мария Стюарт была надеждой всех католиков на восстановление в Англии и Шотландии католичества.

    О как!
    Уже, значит, святость...
    Как-то от этого повеяло народной простотой, а Мария была королевой.
    1. +3
      21 сентября 2022 12:53
      Цитата: депрессант
      Как-то от этого повеяло народной простотой,

      Как хорошо Вы написали...
      1. +4
        21 сентября 2022 13:16
        Вячеслав Олегович, обстановка нашептывает!)))
        Оказаться королевой в возрасте 6 дней -- это что-то да значит. Королевское достоинство в поведении выковывается жизнью в роли королевы. Но не только.
        Ну, представьте, малышка ускользнула от опеки, еще не осознав толком, кто она есть, за пределы замка. Либо кто-то злонамеренно выкрал ребенка-несмышленыша. И вот она в крестьянской семье, пасет гусей. Кто бы она была? Крестьянкой! И тем не менее, крестьянкой с характером. Потому что по линии матери -- кровь Гизов и Бурбонов, а по линии бабушки, матери отца, -- кровь английской династии Тюдоров. Так куда от этого деться? От генов-то? Я в это очень верю, хотя и осуждаема за "верование".
        1. +1
          21 сентября 2022 17:26
          Цитата: депрессант
          Так куда от этого деться? От генов-то?

          Недавно моя внучка была у отца и вернувшись сказала: А уж когда я посмотрела как он держит вилку, то я поняла, чья я дочь. А ведь тесно она с ним не общалась и не могла научиться этой характерной манере, также как и манере не учась отлично кататься на коньках - малышкой встала и поехала! Хотя везде сказано: "Культура, то есть высшие навыки, по наследству не передаются!". А уж про характер я и не говорю. Копия!
          1. +5
            21 сентября 2022 17:37
            Вилку можно держать и в кулаке, чувство собственного достоинства это не отменяет, а оно по наследству не передается. Топором и шпагой, шпагой и топором!
    2. +3
      21 сентября 2022 18:38
      Цитата: депрессант
      как знаменосец активного сопротивления английской короне.

      А Уильям Уоллес? wink
      1. +1
        21 сентября 2022 20:01
        Храброе Сердце?
        Вот он как рыцарь, наверное, и орудовал шпагой. Насчет топора не уверена. Хотя все могло быть в те времена. Вряд ли шотландские рыцари в 13 веке отметились гламуром и придерживались определенного кодекса поведения.
        1. +2
          21 сентября 2022 20:10
          Цитата: депрессант
          Вряд ли шотландские рыцари в 13 веке отметились гламуром и придерживались определенного кодекса поведения.

          Это к нашему уважаемому эксперту по Средневековью.К Антону.Но как знамя борьбы против английской экспансии?Вполне достоин.Да и в отличии от Марии воевал,а не занимался комплотами. hi
          Правда закончил тоже...неудачно.
          1. +1
            21 сентября 2022 20:34
            Помнится, была статья на ВО про Уоллеса. Шотландские короли жалели своих нищих подданных, брали низкий налог. Эдуард I Английский не пощадил, и возник Уоллес. Закончил-то он неудачно, но регентом побывал.
          2. 0
            22 сентября 2022 07:03
            Это к нашему уважаемому эксперту по Средневековью.К Антону.
            Антон не эксперт, просто знает немного больше, чем все, от того и картинка видится четче и ярче. Лучше быть, чем казаться.
  7. +8
    21 сентября 2022 13:29
    Автору, как всегда, спасибо.
    Хочу обратить внимание коллег на некоторые обстоятельства из жизни Марии Стюарт, на которые в статье не сделано акцента, но лично мне они кажутся существенными.
    Мария сбежала в Англию в 1568 г., когда ей было 26 лет.
    Казнена она была в 1587 году, когда ей было 44 года, то есть через 18 с небольшим лет.
    Иначе говоря, Мария прожила в Англии за счет английской королевы 18 лет и за это время даже не удосужилась официально отказаться от своих прав на английский престол. Напомню, Мария была законной "порфирородной" внучкой первого Тюдора - Генриха VII Английского, в то время как законность рождения Елизаветы стояла под сомнением - сомнительность брака её матери Анны Болейн с королем Генрихом VIII, последующее обвинение Анны в государственной измене, за которой должна была последовать атинктура, то есть лишение всех прав и титулов, в первую очередь, королевского, со всеми последствиями для наследников (на корону претендовать было уже нельзя) делали легитимность Елизаветы, скажем так, не стопроцентной.
    В этой связи меня просто поражает долготерпение Елизаветы и глупость самой Марии.
    1. +5
      21 сентября 2022 14:14
      Цитата: Хозяин Трилобита
      Автору, как всегда, спасибо.

      Добрый день Михаил,
      сфотографировал на днях специально для Вас:

      Вы как относитесь к древнерусским казакам? wassat
      А то они скоро в БКЗ выступают, можно на них будет посмотреть в "оригинале" hi
      1. +6
        21 сентября 2022 15:41
        Мое почтение, Сергей.
        Мало у нас идиoтoв?
        Пусть хоть на виманах летают. Клоуны. Мне фиолетово. Ещё на таких долбославов реагировать не хватало. laughing
  8. +3
    21 сентября 2022 15:28
    Однако расходы на содержание её маленького двора ложились в основном на королеву Елизавету. Английская королева платила в среднем 56 фунтов стерлингов в неделю
    Я сейчас прикинул, на эти денги можно было содержать гарнизон Карлайла.
    Спасибо, Вячеслав Олегович!
  9. +3
    21 сентября 2022 17:41
    Хрестоматия по истории Средних веков (6 класс), ч. 2. М., 1998, с. 282–283

    Это баллада Константина Бальмонта "Замок Джэн Вальмор" из сборника "Горящие здания".Красивая баллада, романтическая, но к сюжету статьи не очень подходит.
    1. +3
      21 сентября 2022 18:06
      За то она относится к учебнику истории Средних веков.)))
      1. +2
        21 сентября 2022 18:16
        К учебнику истории Средних веков, особенно для шестого класса, она подходит еще меньше.
        Если бы автор поднапрягся и приподнялся над уровнем средних классов, то в качестве эпиграфа использовал бы что то из поэзии самой Марии Стюарт, например стихотворение, которое она написала в утро собственной казни. Это было бы творчество не мальчика, но мужа.
        Que suis-je hélas? Et de quoi sert ma vie?
        Je ne suis fors qu'un corps privé de coeur,
        Une ombre vaine, un objet de malheur
        Qui n'a plus rien que de mourir en vie.
        Plus ne me portez, O ennemis, d'envie
        A qui n'a plus l'esprit à la grandeur.
        J'ai consommé d'excessive douleur
        Votre ire en bref de voir assouvie.
        Et vous, amis, qui m'avez tenue chère,
        Souvenez-vous que sans coeur et sans santé
        Je ne saurais aucune bonne oeuvre faire,
        Souhaitez donc fin de calamité
        Et que, ici-bas étant assez punie,
        J'aie ma part en la joie infinie.

        Или хотя бы что то из сонетов Бродского к Марии Стюарт.
        Число твоих любовников, Мари,
        превысило собою цифру три,
        четыре, десять, двадцать, двадцать пять.
        Нет для короны большего урона,
        чем с кем-нибудь случайно переспать.
        (Вот почему обречена корона;
        республика же может устоять,
        как некая античная колонна).
        И с этой точки зренья ни на пядь
        не сдвинете шотландского барона.
        Твоим шотландцам было не понять,
        чем койка отличается от трона.
        В своем столетьи белая ворона,
        для современников была ты ...

        1. +3
          21 сентября 2022 18:30
          Её стихи надо переводить. Особого смысла в этом нет, а труда выше головы. А второе стихотворение про Марию, да... но лично мне был важнее именно замок...Поэтому и эпиграф про него. Это ведь, скажем так: одна из глав очередной книги. Про замки. Про Марию там будет вскользь, акцент поэтому смещен на замок.
          1. 0
            21 сентября 2022 18:34
            Её стихи надо переводить. Особого смысла в этом нет, а труда выше головы

            Увы, кто я? И что мне моя жизнь?
            Я – только тело с вырванным прочь сердцем,
            Тень тщетная, несчастное создание,
            Имеющее только умерщвленье-жизнь.
            Мои враги, оставьте вашу зависть;
            Я больше не стремлюсь в высокие дворцы;
            Несла я слишком долго ношу своей боли,
            Чтоб вашу злобу разом утолить.
            А вы, друзья, любившие меня столь свято,
            Запомните, теряя здравие, и душу, и покой,
            Нет ничего достойного, что я могла бы совершить;
            Прошу лишь окончанья моего несчастья
            И чтобы, будучи наказана тем миром, что вокруг,
            Я получила долю вечного блаженства.
        2. +4
          21 сентября 2022 18:30
          Бродский всегда был трезв в оценках.
        3. +3
          21 сентября 2022 18:42
          А что до творчества Марии-свет-Стюартовны, больно оно мне напоминает реплики одного из "лучших комментаторов".
          1. +2
            21 сентября 2022 18:52
            Недавно я стихами как-то свистнул
            И выдал их без подписи моей;
            Журнальный шут о них статейку тиснул,
            Без подписи ж пустив ее, злодей.
            Но что ж? Ни мне, ни площадному шуту
            Не удалось прикрыть своих проказ:
            Он по когтям узнал меня в минуту,
            Я по ушам узнал его как раз.

            Какой то бедняга с минусами притащился с "новостей", судя по всему.
        4. +4
          21 сентября 2022 19:22
          Продолжая тему Бродского:

          Что делает Историю?  – Тела.
          Искусство?  – Обезглавленное тело.
          Взять Шиллера: Истории влетело
          от Шиллера. Мари, ты не ждала,
          что немец, закусивши удила,
          поднимет старое, по сути, дело:
          ему-то вообще какое дело,
          кому дала ты или не дала?
  10. +3
    21 сентября 2022 18:44
    Фрагмент панно для рукоделия (сейчас в Оксбург-холле, Норфолк), одного из многих, сделанных Марией, королевой Шотландии, и Бесс Хардвик во время заключения Марии.


    Ню-ню, подумала я, прочитав подпись под фотографией фрагмента панно. Бесс вышивала, а Марию дописали. Ан, нет!
    Оказывается, юная Мария
    изучала историю, музыку, классические и современные языки – латынь, греческий, итальянский, испанский, английский. Обучение раскрыло природные способности королевы: она музицировала и писала стихи, отличалась умением грациозно двигаться и изящно танцевать, вести изысканную беседу и проявлять ораторские способности.

    И надо думать, по обычаю того времени, учили её и рукоделию.
    Кстати, о стихах.
    Мария Стюарт, после 10 лет заточения:

    Моё упованье, Господь всеблагой!
    Даруй мне свободу, будь кроток со мной.
    Терзаясь в неволе, слабея от боли,
    Я в мыслях с тобой.
    Упав на колени, сквозь слёзы и пени
    Тебя о свободе молю, Всеблагой.

    И всё-таки о себе. Ноги у неё болели. А потом на её могиле происходили чудеса.