А что, у итальянцев есть хорошие танки?

64
Источник: weaponsandwarfare.com

Да, заголовок получился немного провокационным, хотя и правдивым. Стереотипов об Италии – вагон и маленькая тележка, причём ограничиваются они не только пресловутой пиццей и пастой, но и включают в себя бронетехнику. Такое уж сложилось мнение, что итальянцы не умеют строить танки. Тут, конечно, уже не понять, то ли их танкостроение времен Второй мировой войны виновато, то ли закупки и производство иностранной техники в послевоенное время. Но факт остаётся фактом: многие, услышав о том, что у Италии есть свой национальный танк, искренне удивляются.

Тем не менее танк есть, и он, вопреки ожиданиям, далеко не такой хлам, как можно себе представить. Речь об С1 «Ариете» – машине, чьё название можно перевести как «Таран» или «Баран», что в итальянском языке применительно к военным инструментам одно и то же.



«Леопардов» у нас много, но больше не надо


Для того, чтобы развеять миф о том, что итальянцы делать танки совершенно не могут, нужно откатиться глубже в историю, в середину 50-х годов. В те времена в Европе разгорался ажиотаж вокруг программы по созданию единого танка – авантюры, которая, повторяясь из раза в раз, никогда не приносила результатов. Но тогда это была ещё первая серьёзная попытка, поэтому на первый взгляд идея выглядела весьма привлекательной. Ввязаться в это решились Германия (ФРГ), Италия и Франция.

Работы шли, появлялись проекты, велось обсуждение и испытания. Однако в конечном итоге, что было ожидаемо, разногласия между странами в том, каким должен быть танк, усилились настолько, что каждый пошёл делать свою машину с блекджеком и остальными атрибутами. У немцев ею стал «Леопард 1», а у французов – АМХ-30.

Италия, понятное дело, свой танк делать не стала и по ряду соображений финансово-экономического и политического характера стала закупать эти самые «Леопарды 1» у Германии с 1970 года. Всего было куплено 200 единиц, а потом итальянцы и вовсе получили лицензию на право производства этого танка на своём заводе «ОТО Мелара», из цехов которого к началу 80-х годов вышло 720 стальных «кошек».

«Леопард-1» ранних серий. Источник: wikipedia.org
«Леопард-1» ранних серий. Источник: wikipedia.org

А производство, пусть и под копирку, и по лицензии – это опыт. Это сотни инженеров, технологов и других специалистов, обученных не только теории, но и отточивших свои знания на практике. Без этого человеческого ресурса, равно как без производственной базы, которая была налажена благодаря «Леопарду-1», новый собственный танк построить довольно сложно. Ну да ладно, перейдём к началу 80-х годов и нашим «Баранам-Таранам».

В 1982 году в Италии серьёзно приступили к решению вопроса, которое требовалось-то уже давно. Ситуация для военного и политического руководства страны складывалась весьма неоднозначная. Её можно охарактеризовать примерно так: у нас есть 920 «Леопардов-1» и три сотни американских М60 – орда могучая, но морально устаревшая настолько, что применять её в случае войны будет проблематично. У Советского Союза на тот момент имелось немало Т-64/72/80 различных модификаций, для которых эти итальянские танки не были проблемой. А на подходе и вовсе были Т-72Б и Т-80У – самые мощные по бронированию серийные машины в советской линейке.

Что же делать? Логичнее всего было бы вновь обратиться к немцам, которые производили «Леопард-2». Купить или начать производство у себя – и никаких проблем. Свежий танковый парк гарантирован. Но тут вмешались иные обстоятельства.

Дело в том, что ещё в годы выпуска первых «Леопардов» итальянцы пытались их продать в третьи страны, чтобы на этом заработать, но немцы сказали своё твёрдое «нет» – раз разрешили производить только для себя, то для себя и производите. С новым «Леопард-2» это могло также повториться, да и сторонники создания собственного национального танка тоже не ослабляли натиск, что в конечном счёте и привело к появлению С1 «Ариете».

Требования к танку и его прототипы


Тут уж, как говорится, будем реалистами: отказ от «Леопарда-2» вовсе не означал, что итальянцы пойдут по своему особому пути, поэтому даже требования к новой машине были ориентированы в основном на немецкое изделие. Причём в полном смысле. В очень обобщённом виде они звучали так: сделать танк по защищённости, вооружению, подвижности и эксплуатационным свойствам не хуже, чем «Леопард-2».

Всё это предполагалось уместить в массе до 50 тонн, что почти на 10 % ниже, чем у германского прообраза. Как при этом поступить с бронированием, которое при таком весе будет явно хуже «Лео-2», вопрос риторический. Впрочем, за рамки всё равно вылезли.

Тем не менее в 1984 году к разработке всё-таки приступили, а подрядчиками выступили уже проверенные временем и производством компании «ОТО Мелара» и «Ивеко Фиат».

Изначально планировалось изготовить пять или шесть прототипов нового танка. Первый из них был готов в январе 1987 года и через примерно три месяца стал своеобразным выставочным образцом-демонстратором технологий – показывали его всем, начиная от официальных высокопоставленных лиц и заканчивая прессой. Это и понятно: всё-таки первый послевоенный национальный танк Италии, долой «немцев» из бронетанковых войск.

Почти через год были достроены остальные прототипы С1 «Ариете», и начались их масштабные почти полуторагодовые испытания: тысячи выстрелов из пушек, тысячи пройденных километров на полигонах и всё прочее, что присуще жёсткому тестированию боевой техники.

Один из прототипов С1 «Ариете». Источник: warspot.ru
Один из прототипов С1 «Ариете». Источник: warspot.ru

Результаты в целом оказались положительными, поэтому военно-политическое руководство, окрылённое успехами, сразу запланировало закупку 700 единиц этого танка. Но реальность ожиданиям не соответствовала. Из-за разного рода проблем сроки производства первых партий С1 «Ариете» постоянно сдвигались, сначала к 1990–1991 годам, потом к 1993 году, а в итоге первые серийные танки покинули завод только в 1995 году.

Вмешался и распад СССР. Фактически с карты мира исчезло государство, которое блок НАТО считал своим главным противником, поэтому военные бюджеты многих западных стран были сокращены до минимума – зачем тратить деньги, когда в перспективе никакой войны больше не предвидится? Коснулось это и программы производства С1 «Ариете», которую с первоначальных 700 единиц уменьшили до двухсот. Эти две сотни танков были выпущены в период с 1995 по 2002 год.

«Таранопард» какой-то получился


С1 «Ариете» – как раз тот случай, когда велосипед изобретать не стали и избрали вполне типичную и отработанную годами компоновку танка с расположением отделения управления в передней части, боевого отделения – посередине и моторно-трансмиссионного отсека – в кормовой части.

Серийный танк С1 «Ариете». Источник: warspot.ru
Серийный танк С1 «Ариете». Источник: warspot.ru

Рассадка экипажа из четырёх человек тоже вполне классическая, «леопардовая»: место механика-водителя расположено по правой части корпуса, наводчик с командиром – тоже справа, но в башне и сидят друг за другом. Заряжающему же отдана вся левая половина башни, чтобы не сковывать его движения в ходе боевой работы. К слову, под рукой он имеет только 15 выстрелов, уложенных в кормовой части башни. Остальные 27 находятся слева от механика-водителя, и достать их во время боя – та ещё задача.

Кстати, уж коли речь зашла про заряжание и снаряды, то, пожалуй, для начала стоит поговорить о вооружении итальянского «Тарана». Здесь обошлось без сюрпризов, хотя это и было предсказуемо. Основным вооружением танка является гладкоствольная 120-мм пушка длиной 44 калибра. Немало говорили о том, что это фирменное изделие «ОТО Мелара», но по факту немецкое происхождение орудия никак не скрывалось. Это та самая «рейнметалловская» пушка L44 от танка «Леопард-2». И снаряды, как кумулятивные, так и оперённые подкалиберные, для неё тоже немецкие.

Но это не плохо, а даже хорошо (с точки зрения итальянцев, конечно). Ничего придумывать и разрабатывать не надо – все передовые боеприпасы германского производства уже под рукой. А это серьёзно повышает огневую мощь С1 «Ариете», поскольку подкалиберные снаряды DM43 – изделия не первой свежести – пробивали около 560 мм стальной брони и могли стать проблемой для советской бронетехники, доставшейся в наследство вновь образовавшимся государствам после распада СССР. И это не говоря о более поздних разработках в «снарядостроении».

На пулемётной части арсенала танка обычно мало кто подробно останавливается, так что и мы нарушать традицию не будем. Она в данном случае состоит из двух немецких 7,62-мм пулемётов MG-3, один из которых спарен с пушкой, а второй является основой зенитно-пулемётной установки над командирским люком в крыше башни.

Источник: vk.com

Заканчивая рассказ о вооружении С1 «Ариете», нельзя обойти вниманием его систему управления огнём, поскольку мало иметь пробивной снаряд, нужно им ещё и попасть в цель. Её разрабатывала итальянская фирма «Оффичине Галилео», которая в недавнем прошлом успела отметиться и в сирийской войне: тогда в бронетанковых подразделениях армии президента Башара Асада были замечены танки с прицельно-наблюдательным комплексом TURMS-T. Так вот это оттуда, из Италии.

В своём распоряжении наводчик С1 «Ариете» имеет следующее оборудование. Два оптических прицела – один резервный, а второй основной, монокулярный, с десятикратным увеличением. Лазерный дальномер, который способен измерять дальность вплоть до девяти километров, но больше четырёх не позволяет ни баллистика снарядов, ни баллистический вычислитель. Дополняет всё это тепловизионный прицел-прибор наблюдения VTG-120, который обеспечивает надёжную идентификацию целей в сложных условиях видимости на дистанции до полутора километров.

Что касается командира, то там всё вполне стандартно для танков Запада. Панорамный прибор наблюдения с каналом ночного видения и встроенным дальномером, а также дублирующая система, позволяющая выводить командиру изображение с тепловизионного прицела наводчика. Сказать здесь особо нечего, потому что именно так и должен выглядеть прицельно-наблюдательный комплекс командира для реализации боевой работы в стиле «охотник-стрелок», когда один обнаруживает цель и даёт целеуказание, а второй её поражает. Тут уж впору нам задуматься, что такие же решения нужны и на наших, российских танках.

«Мозгом» всей системы управления огнём итальянского танка является цифровой баллистический вычислитель, построенный на базе процессора 8086 и сопроцессора 8087 от Intel. Да, это нам не Core i9 или мощные «снэпдрагоны» в смартфонах, но со своей работой чипы справляются на ура. Обрабатывая непрерывно поступающие данные от лазерного дальномера и множества датчиков, среди которых измерение температуры пороховых зарядов, скорость и направление ветра, крен танка, угловая скорость цели и прочее, баллистический вычислитель в реальном времени выдаёт необходимые поправки для стрельбы, обеспечивая точное наведение орудия на цель.

Источник: armyrecognition.com

Теперь по корпусу и башне. Глядя на корпус танка, ощущение того, что перед нами замаскированный «Леопард-2», немного уменьшается. Да, по бортам и корме схожие очертания есть, но лобовая часть всё-таки имеет небольшое отличие от немца. Если у германского танка она в целом очень напоминает зубило со ступенчатым наклоном нижнего бронелиста, то у итальянца в глаза сразу бросается сплошной и большой по высоте нижний лобовой бронелист. Из имеющихся данных, можно сказать, что это сварная конструкция с применением исключительно стальных броневых листов, составляющих основу в бортовых и кормовых проекциях, а также крыши и днища. Ничего нестандартного в этом нет – обычная дифференциация бронирования, когда приоритет в стойкости и массе защиты отдаётся лобовой части, как наиболее подверженной обстрелу.

Башня – тот элемент конструкции С1 «Ариете», который с виду имеет наименьшее количество общих черт с «Леопардом-2». И действительно, если у немецкого танка лобовая часть башни выполнена практически вертикальной с наклоном от оси пушки, то в итальянском варианте лоб имеет внушительный двойной наклон. Но оно и правильно: таким образом можно значительно увеличить эффективность работы внешних лобовых броневых листов и комбинированного наполнителя за ними. К слову, из-за больших габаритов башни для защиты в курсовых углах её борта пришлось оснащать нишами для вставок комбинированного бронирования, что, в общем-то, типично для всех западных танков – и «Леопардов-2», и «Абрамсов», и «Леклерков».

Источник: forum.warthunder.com

Что же касается бронирования, то нужно отметить, что в 50 тонн итальянским конструкторам уложиться не удалось. Хотя ничего удивительного в этом нет, поскольку чем выше стойкость брони, тем выше её масса даже при применении самых современных материалов. По итогу танк весит 54 тонны, то есть умещается в формат своего немецкого коллеги.

О том, что входит в состав защиты С1 «Ариете», ходят одни лишь догадки. Высказываются версии, что комбинированная броня итальянского танка включает в себя керамику и кевлар. Но, учитывая реляции конструкторов машины о стойкости, равной «Леопард-2А4» и М1А1 «Абрамс», а также принимая во внимание массу, можно с некоторой долей уверенности говорить в пользу нагромождений «отражающих» листов (лист стали+слой резиноподобного материала+лист стали) и высокотвёрдых стальных вставок.

Именно такой вариант комбинированной брони был крайне популярен в те годы, когда С1 «Ариете» находился на этапах проектирования. Но это лишь догадки. Собственно говоря, как и предположения об эквивалентах защиты этого танка. Если усреднить все «показания», которые дают различные авторы, а также производители, можно говорить о 500–600 мм против подкалиберных снарядов и около 800 мм от кумулятивных боеприпасов. При этом нельзя забывать, что танк может быть оснащён динамической защитой, которая резко увеличивает эти показатели.

С1 «Ариете» в Ираке. Источник: war-book.ru
С1 «Ариете» в Ираке. Источник: war-book.ru

Ходовая часть С1 «Ариете», состоящая из семи опорных катков на борт с торсионной подвеской, практически полностью сделана по образу и подобию немецкого танка. Даже гусеницы для этой машины производились по купленной лицензии у немецкой фирмы «Диль». Решение вполне понятно. Тут сказывается и общее копирование «леопардовой» конструкции, и достойные характеристики германской ходовой части, которая по праву считается одной из лучших в мире и способна не только сдержать высокие ударные нагрузки, но и обеспечить плавность хода на большой скорости.

А скоростные характеристики там далеко не самые плохие. В моторно-трансмиссионном отсеке танка установлен 1 300-сильный дизель «Ивеко» V-12 MTCA. В паре с ним работает автоматическая гидромеханическая трансмиссия LSG 3000. Этот тандем обеспечивает максимальную скорость до 60–65 км/час и разгон с места до 30 км/час за 6 секунд, что для 54-тонного танка, что называется, весьма и весьма.

Что с ним сейчас?


Танк получился вполне достойным по большинству характеристик. Да, защищённость, учитывая его относительную свежесть, несколько отстаёт от таких конкурентов, как «Леопард-2А5» и М1А2 «Абрамс», но в некоторой степени это может быть компенсировано установкой динамической защиты. Что же касается огневой мощи и прицельного комплекса, то они, что называется, на уровне. Возможность использования современных немецких снарядов вкупе с автоматизированной системой управления огнём делают этот танк серьёзной угрозой на поле боя. Да, вот такой вот итальянец с немецкими корнями.

Из двухсот произведённых танков 164 единицы были использованы для укомплектования четырёх танковых полков. Два из них дислоцировались у границы со Словенией, а один – в области Кампания, что в Южной Италии. Остальные боевые машины находились на хранении.

Повоевать им, к счастью, либо к сожалению, не удалось. Шесть машин были отправлены в Ирак, но в боевых действиях участия не принимали.

С течением времени штат С1 «Ариете» значительно сократился. Как указывается в источниках, на действительной боевой службе осталось около тридцати танков этой модели. И это при том, что у Италии других современных танков, находящихся в строю, не осталось. Большинство «Ариете» были переведены в резерв на хранение.

Тем не менее уже в этом году были начаты работы по модернизации этого танка, которые призваны увеличить боевые возможности машины. В рамках работ он получит улучшенные компоненты системы управления огнём, обновлённый боекомплект и 1500-сильный дизельный двигатель. Коснутся эти мероприятия всех двухсот танков или ограничатся теми, что сейчас несут службу, пока не уточняется, но нельзя не отметить, что С1 «Ариете» сам по себе оказался довольно сбалансированным и современным танком, так что его доработка – это далеко не «спасение устаревающего хлама».
64 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    26 сентября 2022 05:45
    Ого... интересно, итальянский танк, тема мало обсуждаемая. Напишите про бронетехнику Италии еще
    1. +3
      26 сентября 2022 06:06
      Напишите про бронетехнику Италии еще

      Поддерживаю!
    2. +7
      26 сентября 2022 06:17
      Например бронеавтомобиль Рысь, он же Iveco LMV. Колесный танк Centauro, который так хотел купить Табуреткин.
      1. 0
        26 сентября 2022 07:30
        Было бы любопытно почитать, но с большим количеством ТТХ smile
    3. 0
      4 декабря 2022 15:52
      Похож на абрамс на минималках, некий полшишечный
  2. +2
    26 сентября 2022 05:48
    Статья в целом интересная, но слишком "размазанная". Слишком много лирики, такое впечатление, что автор гнался за объемом публикации.
    А то, что итальянцы самостоятельно делают танки, в этом нет ничего удивительного. Конструкторский и промышленный потенциал для этого в Италии имеется.
  3. +1
    26 сентября 2022 06:01
    Зная западную склонность делать огромные бронесараи, 54 тонны позволяют считать бронирование довольно посредственным, для нынешнего времени точно.
  4. -1
    26 сентября 2022 06:03
    Цитата: Tucan
    Конструкторский и промышленный потенциал для этого в Италии имеется

    Одного индустриального потенциала в этом деле недостаточно. Разработка и производство танков - дело дорогостоящее и не всем под силу. Например, в Британии, которая, имеет давние традиции в танкостроении, до сих пор думают, продолжать ли дальнейшую разработку своего Challenger или просто купить немецкие Леопарды не разбазаривая свой бюджет...

    За статью, однозначно, плюс!
  5. -5
    26 сентября 2022 06:25
    Интересная машина, хоть и явно устаревшая. Вообще, хоть я по ВУС и мех-вод Т-72 и ОБТ интересуюсь, но всё чаще прихожу к выводу, что "золотые" времена ОБТ уже прошли. Пока не появятся какие-то радикальные изменения в защите танков, позволяющие им свободно оперировать на замкнутых ТВД, танки будут оставаться лёгкой мишенью. При всей моей любви к этим мощным машинам.
    1. +4
      26 сентября 2022 10:15
      Да не особо устаревшая, скорее не модифицированная, а с другой стороны чем он хуже условного т-72-б3 с таким-то СУО и возможностью использовать современные немецкие боеприпасы?
  6. -2
    26 сентября 2022 07:13
    у германского танка она в целом очень напоминает зубило со ступенчатым наклоном нижнего бронелиста

    Насколько нужна в том необходимость?
    Дифференцированное бронирование? what
    Там место с минимальной вероятностью поражения. А вот сложность в производстве, технологичность возрастает. Можно сказать, что незначительно, но ведь таких "огрехов", если покопаться, можно найти ещё и всё это "не на пользу".
  7. 0
    26 сентября 2022 08:51
    вопрос к танковедам, не видел особо чтобы эта тема как-то обсуждалась, какое оптимальное расположение мех-вода в танке? и в чем преимущества и недостатки размещения по центру машины или с боку (с лева или с права ), наши почему-то после т-62 стали сажать мех-вода по центру, также и американцы, можно еще британцев включить, остальные же размещают с боку, немецкий Леопард, французский Леклерк, японские, корейские, те же итальянцы, даже китайцы и индусы в своих танках размещают мех-вода с боку, не говоря уже про израилитян, но с этими понятно, у них движок спереди....
    1. +3
      26 сентября 2022 13:10
      Цитата: 1984
      какое оптимальное расположение мех-вода в танке?
      То же задавался этим вопросом. К примеру, мне непонятно, почему у "Леопардов" механиков-водителей посадили справа, хотя в стране-производителе этого танка (Германия) для транспорта принято правостороннее движение и на авто водитель сидит слева. А вот в Японии наоборот: страна с левосторонним движением транспорта (все авто с правым рулём), а в их танке механик водитель сидит слева:
      Тип-74

      Тип-10
      Цитата: 1984
      наши почему-то после т-62 стали сажать мех-вода по центру
      Это повелось с Т-64. Встречал мнение, что Т-64 - это развитие не среднего танка, которому увеличили защиту и оснастили более мощным орудием, а облегчённая версия тяжёлого танка. Тогда многие моменты становятся понятными. К примеру, облегчённая, в пользу основного бронирования ходовая. А расположение механика-водителя - взгляните на форму носа танка ИС-3 и последующие за ним, вплоть до Т-10 (последнего, из тяжёлых):
      Ис-3

      Ис-7

      Я думаю (но не обязательно, что так и есть), что корни расположения наших механиков-водителей по центру, идут отсюда (хотя, форма носовой части танка и поменялась, но место-механика-водителя оставили в привычном для тяжёлых танков, месте)
      1. +2
        26 сентября 2022 14:21
        Цитата: Bad_gr
        К примеру, мне непонятно, почему у "Леопардов" механиков-водителей посадили справа,

        Возможно, возможно, для лёгкого доступа к передней боеукладке заряжающему.
        Цитата: Bad_gr
        а в их танке механик водитель сидит слева:
        Тип-74
        А тут корпус прямо слизан с Т-55, даже поддерживающих катков нет.

        Цитата: Bad_gr
        Встречал мнение, что Т-64 - это развитие не среднего танка, которому увеличили защиту и оснастили более мощным орудием, а облегчённая версия тяжёлого танка.
        Чаще встречал противоположное мнение, что мол жаль что прекратили тяжи на Т-10, что основные танки с меньшими бы издержками получились на их базе.
        1. +1
          26 сентября 2022 15:07
          Цитата: Bad_gr
          мне непонятно, почему у "Леопардов" механиков-водителей посадили справа
          Цитата: Владимир_2У
          Возможно, возможно, для лёгкого доступа к передней боеукладке заряжающему.

          У наших Т-54-55-62 подобная боеукладка находится справа от механика-водителя - и никаких проблем у заряжающего при работе с этими боеукладками из-за их расположения.
          И вряд ли, с месторасположение механика-водителя плясали от удобств заряжающего.
          1. +1
            26 сентября 2022 15:32
            Цитата: Bad_gr
            У наших Т-54-55-62 подобная боеукладка находится справа от механика-водителя - и никаких проблем у заряжающего при работе с этими боеукладками из-за их расположения.

            Ну правильно, потому что и заряжающий справа! Что то Вы не подумали. laughing

            Цитата: Bad_gr
            И вряд ли, с месторасположение механика-водителя плясали от удобств заряжающего.
            Немцы известные мастера эргономики во первых, а во вторых скорострельность танковых орудий в немецкой школе занимало очень важное место, а вот вождение по ПДД нет. Ну и показательно, что как только избавились от радиста-стрелка на ПзКпфВ-4-5-6, так сразу и пересадили мехвода.
            Кстати меня как раз удивляет расположение наших башнёров, ведь заряжающему приходилось, а на Т-62 и приходится, закидывать снаряд левой, обычно более слабой, рукой.
        2. +2
          26 сентября 2022 17:06
          А я читал, что в конце 50-ых приняли решение отказаться от тяжелых танков. Морозов тогда предложил концепцию "тяжелый танк в массу и габаритах среднего", выдав Т-64. Примерно в то же время (60-ые) на западе обдумывали концепцию ОБТ (программа МВТ-70 из которой выросли Лео-1 и Абрамс М1 со 105 мм пушкой). Можно сказать, что идея ОБТ витала в воздухе, но подходы были разными. Запад по сути сделал ОБТ по образу и подобию тяжелых танков, а СССР долгое время держался за идею Морозова.
          1. +3
            26 сентября 2022 17:44
            Цитата: dzvero
            Морозов тогда предложил концепцию "тяжелый танк в массу и габаритах среднего", выдав Т-64.

            Конкретно Т-64 создавался именно как средний, сперва под 100 мм нарезную пушку, потом под 115 мм гладкий ствол - первый серийный, и уж затем под 125 мм.
            Цитата: dzvero
            программа МВТ-70 из которой выросли Лео-1
            Лео-2 же!

            Цитата: dzvero
            Запад по сути сделал ОБТ по образу и подобию тяжелых танков
            С этим не поспоришь.
            1. +2
              26 сентября 2022 18:30
              Конкретно Т-64 создавался именно как средний

              Да, но вырос в первый советский ОБТ. Кто "подтолкнул" Морозова с идеей не знаю; вполне допускаю, что идея своя, а выйти с предложением "помогла" инфа с техразведки.
              Лео-2 же!

              Упс, да sad
      2. 0
        26 сентября 2022 20:17
        Морозов никогда не проектировал тяжелые танки. Облегчение тяжелого танка до уровня ОБТ - это Т-80, продукт Ленинградской школы. Предыдущая прорывная машина Морозова - Су-100, которая Су только по индексу, а по конструкции танк с задним расположением БО и с передним МТО, так вот там мехвод вообще сидел в башне, а изделие при защите Т-54 весило всего 24т.
        1. 0
          26 сентября 2022 21:29
          Цитата: Гончар
          Предыдущая прорывная машина Морозова - Су-100, которая Су только по индексу, а по конструкции танк с задним расположением БО и с передним МТО,

          Вы имеете ввиду вот это ?

          Но это СУ-101.
        2. +3
          26 сентября 2022 23:12
          Цитата: Гончар
          Морозов никогда не проектировал тяжелые танки. Облегчение тяжелого танка до уровня ОБТ - это Т-80, продукт Ленинградской школы.

          Да бог с вами! Поинтересуйтесь историей вопроса. Т-80 (как и Т-72) "вырос" из Т-64А. В июне 1969 года выходит постановление ЦК КПСС и Совета Министров о создании газотурбинной силовой установки для танка Т-64. Организация серийного производства танка Т-64 с ГТД предусматривалась на ЛКЗ. Подготовлен был двигатель ГТД-3Л мощностью 800 л.с. Позже его сменил ГТД-1000Т мощностью 1000 л. с. НПО им.В.Я.Климова. Первый прототип "Объект 219 сп.1" копировал Т-64 но на испытаниях не выдержала ходовая. Новый прототип "Объект 219" с новой ходовой и новой башней и стал впоследствии Т-80. Ну а Нижнетагильский "упрощённый","мобилизационный" вариант Т-64А под дизель В-45 мощностью 730 л.с. с новой ходовой,корпусом,башней и собственным автоматом заряжания - "Объект 172" стал впоследствии Т-72 Ну как-то так hi
    2. 0
      27 сентября 2022 15:06
      Я не мехвод и не танкист, катался на полном симуляторе танка только однажды, на день победы 18, или 19 году. Так вот, там ничего-ничегошеньки не видно, в амбразуру мехвода. Упираешься лбом в накладку такую а перед глазами мааахонькое окошко, как будто в двери, для почты из фильмов. И видно дорогу только спереди, на небольшом отрезке и всё.
      P.S> Для меня было удивительным открытие, что танки подчиняются диспетчеру как авиация.
  8. 0
    26 сентября 2022 08:52
    Повоевать им, к счастью, либо к сожалению, не удалось. Шесть машин были отправлены в Ирак, но в боевых действиях участия не принимали.
    К сожалению, а не к счастью. Только проверка боем покажет, чего стоят этои конструкторские решения. Автору - респект.
  9. +4
    26 сентября 2022 10:11
    СУО, корпус, двигатель и трансмиссия своей разработки, а это уже очень хорошо, немногие так могут в мире вообще.
    1. 0
      26 сентября 2022 14:09
      По моему там много английского . Чифтэн , челенжер и прочие . Ну как бы выглядит .
      1. +1
        26 сентября 2022 14:17
        Цитата: megavolt823
        По моему там много английского . Чифтэн , челенжер и прочие . Ну как бы выглядит .

        Ну да, башню уж точно с Челенджера содрали
        1. 0
          27 сентября 2022 00:07
          А там 2 путя. Абрамс и англиЗкие самоделки. Другой путь не как.
        2. 0
          27 сентября 2022 00:09
          Евреи много у СССР комуниздили. И танк изначально. И калаш. Ну ходовка точно.
        3. 0
          27 сентября 2022 00:13
          Ну молодцы. Сумели приспособить. Под свои задачи и театр применения. Италия, лишь бы НАТО не страдало.
  10. +3
    26 сентября 2022 10:50
    Танк, созданный в середине 80-х... ну не может он быть плохим.
    Итальянцы сделали нормальный танк. Вполне на уровне.
    Хотя чтоб в Европе в 80-е сделать плохо, это надо постараться.
    Европейская кооперация позволяла делать приличные изделия. А в качестве образца для подражания был выбран хороший немецкий танк.
  11. +5
    26 сентября 2022 11:39
    Благодарю автора за беспристрастную статью. Об оружии, как и о любой технике, надо судить по его техническим характеристикам, а не по нации, которая его производит. Что касается защиты, то Овен приходится сравнивать с современниками, на момент его проектирования броня была на уровне других реализаций. Однако задержка с вводом в эксплуатацию означала, что защита больше не была адекватной. Проблема, которую можно было бы решить дополнительным бронированием и увеличением мощности двигателя, но которая не была решена из-за нехватки бюджета. Однако, анализируя колесницу технически, я должен сказать, что у колесницы Овна есть некоторые недостатки, один из которых неустраним. Боевой танк ARIETE вооружен орудием 120/44, стреляющим боеприпасами с топливным гильзой (кроме днища, которое сделано из стали). Эти боеприпасы уложены внутри башни и корпуса в том же порядке, что и на LEOPARD 1. Таран несет 42 снаряда, 15 готовых снарядов хранятся вертикально на левой стороне казенной части основного орудия. Остальные 27 уложены в стеллаже на корпусе слева от поста управления. Все перевозимые кадры находятся не в защищенных местах. Западные танки того же поколения, что и ОВЕН (М-1 ABRAMS - фото справа -, LEOPARD 2, LECLERC), использующие ту же модель боеприпасов, оснащены бронированными резервуарами, расположенными в кормовой части внутри башни, и отделенный от остальной окружающей среды раздвижными переборками, открывающимися только на время, необходимое для выстрела. Еще одна проблема тарана, корпус 120-го боеприпаса изготовлен из компаунда на основе целлюлозы, покрытого тонким слоем защитной краски: как показали проведенные испытания, это покрытие начинает гореть при контакте с нагретым металлическим корпусом при температура около 240°С.
    Корзина для сбора гильз ARIETE из-за своей формы и размеров не гарантирует безопасное удержание попавших в нее донышек (очевидцы засвидетельствовали второй выстрел из 120/44, вылетевший из упомянутой корзины, которая, ударившись о предыдущую один, он сохранил достаточную кинетическую энергию, чтобы перелезть через стенку коллектора). Учтите, что в момент выброса из патронника гильза имеет температуру около 400°С. И действительно, в 2006 г.
    Произошла авария, которая стоила жизни члену экипажа. Хвостовик днища, выскочивший из сборной корзины, зацепился за гильзу одного из 4-х выстрелов, которые без какой-либо защиты находились под колеблющейся массой орудия 120/44, вызвав возгорание. В настоящее время это было исправлено путем изменения конструкции корзины коллектора, в надежде, что в будущем не будет никаких сюрпризов. Наконец, люк, доступный пилоту, также должен быть задуман как аварийный выход, управляемый инстинктивно, быстро и безопасно, но, к сожалению, это не так.
    1. +3
      26 сентября 2022 11:50
      Забыл в этом году наконец наладили модернизацию 125 таранных вагонов. Будет установлен более мощный двигатель, новая броня, новый баллистический вычислитель, новая оптика (общая с кентавром 2) и, наконец, новые более широкие гусеницы. Однако выстрелы, хранящиеся внутри башни, не помещаются в защищенные резервуары, поэтому уязвимы для выстрелов, в конечном итоге башня и пушка останутся с гидравлическими блокировками, ограничивающими их производительность
      1. 0
        26 сентября 2022 14:31
        Пришлось бы перекомпоновывать башню, чтобы добавить нишу для снарядов с вышибными панелями, а это довольно дорогая процедура, сопряженная с различными трудностями вплоть до увеличения погона башни, возможно что это экономически не оправдано.
        1. +2
          26 сентября 2022 14:59
          Корни этого танка идут от немецких, а у них сделано так же (основная боеукладка слева от механика-водителя)

          Вид со стороны моторного
          1. 0
            28 сентября 2022 12:16
            Аналогично охраняются выстрелы в корпусе.
            Фото взято с сайта Ferreamole
            1. 0
              28 сентября 2022 12:19
              Проблема в том, что готовые к применению патроны хранятся в незащищенном стеллаже в основании башни. Надеюсь, вы поняли из схемы.
    2. +2
      26 сентября 2022 13:00
      Благодарю за интересную информацию! Вообще, Ariete очень похож на Challenger 2. Но итальянский танк, по моему мнению, наиболее красивый, на сколько это можно сказать о танке) Всё же итальянцы знают толк в вине и дизайне.
      Но вот на Россию на нём я бы лезть не рекомендовал, дуэль с более подвижным и скорострельным Т-72/90 Ariete вряд ли выиграет. Хотя прицельный комплекс у итальянца будет получше.
      1. +2
        26 сентября 2022 14:22
        Цитата: Jager
        Но вот на Россию на нём я бы лезть не рекомендовал, дуэль с более подвижным и скорострельным Т-72/90 Ariete вряд ли выиграет. Хотя прицельный комплекс у итальянца будет получше.

        Какая-то странная мысль. В одно лицо "лезть на Россию" итальянцам не с руки, они далековато. Поставлять в зону демилитаризации смысла особо нет, танк немассовый. Будет белым слоном.

        А в остальном обычный леклеркойд не самых последних версий. Рассказывать про превосходство Т-72Б3 над таким я бы не стал.
        1. 0
          27 сентября 2022 19:04
          . В одно лицо "лезть на Россию" итальянцам не с руки, они далековато. Поставлять в зону демилитаризации смысла особо нет, танк немассовый. Будет белым слоном.

          Ну расскажите это тем десяткам западных штучных образцов. Уверен, что и "Ариете" попадёт под прицел наших ПТРК или РПГ (не дай бог конечно). Италия состоит в НАТО и американцы будут сливать на Украину всё, что стреляет. Итальянцев никто спрашивать не будет. Как прикажет дядя Сэм, так и будут исполнять.
          1. 0
            27 сентября 2022 19:21
            Цитата: Jager
            Как прикажет дядя Сэм, так и будут исполнять.

            Именно. А если отмашка будет, то Абрамов и Лео на хранении более чем достаточно. На счёт штучных образцов конечно ничего нельзя исключать, но кажется поставки уже стали более системными.
      2. +1
        28 сентября 2022 12:28
        «Овен» должен был принять участие в «Танковом биатлоне» в 2014 году. Набор экипажей уже шел в 132-м танковом полку бригады «Ариете». 4 или 5 танков уже были доставлены в Ото Мелара для подготовки. Но крымский вопрос заблокировал все. Что касается Украины, я думаю, вы никогда не увидите эти поплавки в Украине. Реально, если бы Запад поставлял вагоны для украинцев, по-моему, это были бы М60 (даже если есть проблема их перевозки в достаточном количестве), Леопард 1 (леопардов 1 еще много, но они нуждаются в капитальном ремонте и не знаю сколько бы в наличии было) а может, а может и Леопард 2.
  12. -1
    26 сентября 2022 12:02
    Проблема не в самом танке, а в танкостроении в целом. Нужно их клепать и восстанавливать быстрее, чем противник выбивает или ломаются. А вот с этим у западных танков большие проблемы. В конфликте высокой интенсивности танк живёт неделю-две. А постройка стапельным методом занимает года 3. Наш Т-72 на конвеере собирается за 9 месяцев. Хотя Т-90М - уже 30.
    1. +2
      26 сентября 2022 13:03
      Вы смеётесь? 30 месяцев на танк? Мы тепловозы клепаем как горячие пирожки. А танк по своей сути будет проще, за исключением орудия. Тем более Т-90 имеет много от того же Т-72.
      Кстати, когда смотрел фото захваченного Т-90 испытал какое-то дежавю - до боли знакомый дизайн оборудования по сравнению с локомотивами, вдаваться в подробности не буду, а то товарищ майор бдит. laughing
  13. -1
    26 сентября 2022 12:27
    Жаль что итальянская школа танкостроения не стала совершенствовать полученный опыт при производстве танков на основе С1 "Ариете", довольно интересная машина получилась со свойственной всему итальянскому особенностью. Колёсные итальянские танки конечно хорошо, но классику забывать не стоит. Интересное повествование об итальянской школе танкостроения, автору огромное спасибо за содержательный контент. Надеюсь на последующее продолжение... good drinks wink
    1. 0
      26 сентября 2022 13:02
      Разрабатывать бронетехнику с параметрами, которое сильно бы превосходило предыдущее всё дороже и сложнее. Да Италии особо оно и не надо - рынок давно поделен между американцами, немцами и русскими. Правда туда активно пытаются влезть корейцы, но пока без сильно больших успехов. Англичане же со своим Челленджером не знают, что делать.
      Всякие пакистаны-индии и прочие китаи производят по сути сборную солянку уже известных машин.
      1. -4
        26 сентября 2022 13:31
        С технической точки зрения итальянская конструкторская мысль в равной степени также как и поварское искусство всегда отличалась своеобразностью. feel
        1. +2
          26 сентября 2022 13:50
          Вот если вы хотите начать войну в Италии, начните обсуждать, как готовятся традиционные блюда. Просто попросите в Риме сливки для карбонары, и на вас нападут laughing
          1. -1
            26 сентября 2022 14:57
            Вот если вы хотите начать войну в Италии, начните обсуждать, как готовятся традиционные блюда. Просто попросите в Риме сливки для карбонары, и на вас нападут laughing
            Есть способы более гуманные например, почистить сапоги щеткой и поставить их на просушку и сливки для карбонары на десерт. good drinks
          2. 0
            27 сентября 2022 18:52
            Про пиццу с ананасами я промолчу, иначе итальянцы меня загрызут laughing
            1. +2
              28 сентября 2022 12:05
              Вы прекрасно понимаете концепцию. Такая просьба была бы крайне опасной. good laughing
      2. 0
        26 сентября 2022 14:34
        Контракт с Польшей и совместный проект турецкого танка на основе К2 это большой успех корейцев.
        1. 0
          27 сентября 2022 19:10
          Контракт ещё не реальные машины. А турки уже хапнули горя .
  14. 0
    26 сентября 2022 13:46
    Проблема не в том, чтобы спроектировать танки или самолеты или создать прототип. Настоящая проблема в серийном производстве. Когда вы разрабатываете дизайн, у вас уже должна быть уверенность в том, что ваш продукт будет покупаться в больших количествах, иначе затраты станут непомерно высокими.
    1. +1
      26 сентября 2022 14:36
      Кроме того на Ариете используются технические решения Рейнметалл, что тоже похоже ограничивает экспортный потенциал разработки, не думаю, что леопардам нужны конкуренты.
      1. 0
        27 сентября 2022 18:55
        Ариете давно не модернизировался, последним модификациям Леопарда он не конкурент.
        1. 0
          27 сентября 2022 20:09
          Я к тому, что он на внешнем рынке даже и не предлагался, видимо по стоимости с учетом отчислений Рейнметаллу было дорого и для покупателя бессмысленно, хотя возможно, что рынок итак был перенасыщен после окончания холодной войны.
  15. 0
    26 сентября 2022 21:27
    Зачем вообще итальянцам танки? А испанцам?? А португальцам???..............................
  16. 0
    26 сентября 2022 23:43
    Итальянский современный танк Уважаемый сэр, я хочу поблагодарить вас за эту хрестоматийную статью. Ничего лучше в наших краях не читал. am
  17. 0
    27 сентября 2022 13:35
    Статья понравилась.
    Но также придерживаюсь мнения, что Италии не с кем воевать за свой суверенитет. Вооруженные силы нужны, но вот танки в них...... наверно нет. делали бы упор на колесных ББМ.
  18. 0
    27 сентября 2022 16:12
    Неплохой клон Леопарда. Любая модернизация увеличит вес.
  19. 0
    1 октября 2022 13:27
    Из имеющихся данных, можно сказать, что это сварная конструкция с применением исключительно стальных броневых листов, составляющих основу в бортовых и кормовых проекциях, а также крыши и днища. Ничего нестандартного в этом нет – обычная дифференциация бронирования, когда приоритет в стойкости и массе защиты отдаётся лобовой части, как наиболее подверженной обстрелу.
    Где тут дифференциация? Все из стали.
  20. 0
    5 ноября 2022 18:37
    У италиамцьй только Роано и Албина Пвер и Рики е Повери, только хорошая музьйка ( я бьйл в Италия и мне пицца и спагетти не пнравились)
  21. 0
    4 декабря 2022 16:17
    Италия - страна ГОРНАЯ, с не очень широкими дорогами с крутыми поворотами, уклонами.... Потому к танкам всегда было отношение второстепенное - ну, негде им по Италии раскатывать....