Дромоны на защите Константинополя

70
Дромоны на защите Константинополя
Битва руссов с дромоном. Художник Д. Пашков


Эта статья продолжает цикл статей, посвященных осадам столицы Византии – Константинополя.



В ней речь пойдет о важнейшем механизме борьбы с осаждающими – о флоте. Так как море омывало столицу Ромейской империи с трех сторон, то мало того, что угроза городу часто купировалась тем, что флот наносил удар осаждающим, но и сами осаждающие использовали корабли для борьбы со столицей.

В своих статьях я уже рассказывал об осадах в период от основания города до Х века включительно. В каждый из этих периодов флот вносил свою лепту в борьбу с осаждающими. Но и на разных исторических этапах, особенно с момента возникновения и оформления Восточноримской империи со столицей в Константинополе, военных флот претерпел ряд изменений и преобразований.

Усиление мощи и силы флота произошло с конца IX века, ромейский флот господствовал в Средиземном море, особенно в восточной его части на протяжении Х – начала второй половины ХI века.

И как писал Кекавмен в «Советах василевсу»:

«Ведь если флот придёт в негодность, то и ты сам обратишься в ничтожество и падешь».

Осада Константинополя и флот


Когда комит федератов Виталиан поднял восстание, он в 516 году направил дунайскую флотилию из 200 кораблей с десантом и захватил гавань на фракийском берегу Босфора, в 11 км от столицы. А вот другим восставшим против императора Фоки удалось силами флота, который возглавлял будущий император Ираклий, взять столицу 5 октября 610 года.

А через шестнадцать лет флот Византии спас империю от двойной осады, со стороны войска сасанидского Ирана и авар, не дав возможность им соединиться. В Золотом Роге флот разбил флотилию славянских однодревок, которые по распоряжению аварского кагана должны были высадиться у стен Влахерны.

Но, если до захвата восточной части империи ромеев арабами, у византийцев было безраздельное господство на море, которому практически никто не угрожал, то после арабы, воспользовавшись людскими и техническими ресурсами Египта и Ливана, построили свой военный флот.

Многие исследователи утверждают, что арабы создали корабли на основе своего опыта плавания вокруг Аравии и купеческих походов в Иран и Индию. Но их познания к этому времени в мореходстве, по сравнению с ромеями, были минимальными. И они успешно воспользовались чужим опытом. Даже флотскую инфраструктуру, доставшуюся им от ромеев, они вначале попросту подновляли, а уже позднее стали вносить изменения и новшества, как при полировке зеркала знаменитого маяка в Александрии, с помощью которого они якобы могли сжигать византийские корабли.


Битва дромонов. Псевло-Оппиан. Кинегетика кодекс. Константинополь. XI в. Библиотека Марчиана. Венеция

За основу же военного корабля был взят дромон. Первое новшество, которое ввели арабы, как часто пишут в литературе – защита верхней палубы. С чем сложно согласиться. Вот что писал Прокопий Кесарийский о походе флота ромеев против вандалов в Ливии:

«Были у них дромоны, длинные корабли, приспособленные для морского боя, в количестве девяноста двух; у них было по одному ряду весел, и сверху они имели крышу, чтобы находившиеся тут гребцы не поражались стрелами врагов».

Дальнейшее же завоевание побережья Средиземноморья привело к тому, что в ряды арабского флота вливалось все больше и больше жителей побережья, опытных моряков, которые и создали, конечно, под предводительством арабских командиров, пиратские флотилии, которые на протяжении веков наводили страх на христианский мир.

Но во время двух осад Константинополя флот смог нанести чувствительное поражение арабам в 673–677 гг. и в 716–718 гг. После такой активности арабского флота ромеи стали уделять повышенное внимание развитию флота, правда, это удавалось не всегда. Флоту приходилось действовать вдали от столицы, борясь с многочисленными пиратскими флотами из Африки и даже из Испании. Флот занимался переброской контингентов в западные фемы империи. А с появлением у Константинополя флотилий «росов»-руссов, работы прибавилось.

Тем не менее до 70-х годов XI века это удавалось флоту успешно. Важность флота для обороны столицы понимали и враги, такие как болгарский царь Симеон Великий. Он отправил посольство в Египет в 923 году с целью привлечь арабский флот к осаде Константинополя.

Как же комплектовался флот империи в это время?

Морская фема


Фемная структура с VII по IX век сформировалась на базе территориальной общины. А основным воином стал воин-крестьянин, стратиот. Они осуществляли «стратию», т. е. военную службу, и имели «стратию» – земельный участок, с которого осуществлялась служба, позднее с этого участка собственник мог платить эпирий, дабы не служить самому. Переход к эпирию происходил с конца Х века до второй половины XI века. Такие же стратии (только «морские стратии») были у воинов-моряков, то есть жителей прибрежных территорий морских фем: это фема Кивирреотов, территория на оконечности юго-запада Малой Азии, о. Самос и острова Эгейского моря.

Согласно новелле Константина VII, морская стратия приравнивалась к сухопутной на сумму четыре литры литры, в то время как стратии императорского флота – в две литры. Дело в том, что стратии морских фем сами полностью снаряжали корабли, а стратиоты флота василевса служили на кораблях, подготовленных государством.

Ибн-Хаукаль сообщал, что во всех морских селениях происходил сбор с «дыма» (очага) по одному динарию, скорее, одной номисме. Затем морякам выдается по 12 монет, остаток денег берет себе «морской префект», друнгарий, и после похода использует по своему разумению. Питание выдается морякам от друнгария или «что Бог пошлет и василевс пожалует», а все захваченные богатства в походе и выкуп с пленных передаются императору.

Таким образом, в обязанность приморских фем входило снаряжение фемного флота кораблями, воинами и гребцами.

Гребцы формировались в определённые отряды, которые носили наименование «усия» или «узиакос», они состояли из 108 или 110 гребцов, что формировали экипажи дромонов или хеландий. Часто эти воины находились на судах как морской десант или морская пехота, говоря современным языком.

Таким образом, стратиоты из морских фем служили как воинами на кораблях, так и матросами, и гребцами. В период распада фемного строя в XI веке стратиоты предпочитали служить гребцами, чтобы не тратиться на вооружение.

Вооружение моряков


Император Лев VI Мудрый (годы правления 886–912), о котором я уже писал в статье «Как Византия чуть не стала империей славян и греков», написал «Тактику». Статья в этой «Тактике», посвящённая морскому военному делу, в отличие от многих других статей, носит самостоятельный характер. Вот что пишет император о вооружении, которое должны были иметь моряки:

«Кроме стратиотов, работающих на веслах на верхнем ярусе, все остальные – от первого до последнего по порядку – должны быть катафрактами и иметь оружие, как щиты, менавлы, луки, стрелы в большом количестве, мечи, риктарии-копья, панцири, клибании [кливании], прикрывающие если не спину, то во всяком случае грудь, шлемы, наручи. Их особенно нужно иметь стратиотам, располагающимся впереди, когда они при атаке вступают в схватку и сражаются с врагом врукопашную. Те, которые не имеют панцирей и клибаниев, пусть во всяком случае носят так называемые неврики, которые изготовляются из двойного войлока. Те, которые располагаются на дромонах позади всех, пусть используют луки и крупные камни или раковины, помещающиеся в ладони, когда не останется никакого другого оружия, которое можно было бы метать во врагов».

Остановимся на некоторых перечисленных видах вооружения.

Лев VI описывал защитное вооружение так:

«Если возможно, иметь и забы, которые сейчас называют кливании (κλιβάνιον), и они блестящие и сияющие».

Так же и Никифор II Фока (годы правления 963–969) забу считает частью кливания, то есть это защитный вид вооружения, ламенарный или пластинчатый, судя по изображениям, дошедшим до наших дней. Вопреки утверждению исследователей (Дж. Дэнннисон), что это кольчуга (coat of mail). Что и подтверждает Лев Дьякон, который подчеркивает вооружение руссов Святослава, «торас, сделанный из подвижных сочленений» (άλυσἰδοτος θώραξ) – кольчугами, в отличие от вооружения ромеев. Таким образом, «морские пехотинцы» должны были быть в кливании или клибании, пластинчатом или чешуйчатом доспехе.

А вот «неврик» – очень интересное снаряжение, которое определяется как защитная куртка из двойного слоя войлока, такого типа снаряжения немало встречаем в военной литературе этого периода, скорее всего, эта защита значительно короче, нежели кавадий, «изготовленный из войлока и кожи», потому что на палубе он бы стеснял движения воина.

Хотелось бы остановиться еще на таком виде вооружения, как менавла или монавлата, от искаженного латинского наименования охотничьего копья – venabulus. Это оружие, по Никифору Урану, было длиной 2,7–3,7 м. Монавлата или менавла при императоре Никифоре II Фоке была тяжелым копьем пехотного подразделения, которое останавливало тяжеловооруженную конницу арабов.

А Лев VI указывал, что её надо применять в морском бою, особенностью её было нанесение удара из нижнего яруса весел по кораблю и морякам противника. Не исключалось и её метание в сторону врагов.

А что на самом деле происходило с вооружением моряков, не на страницах «Тактик», а в жизни? Прежде всего, использовались все ручные метательные приспособления, само собой, луки и такая экзотика, как мы видели выше – тяжелые раковины.

Моряки с двух личных императорских хеландий, когда император отправлял их на войну со всем остальным флотом, снабжались щитами, копьями, лучшими шлемами и всем необходимым вооружением. И как писал автор Naumachiai Сириан Магистр, стратиоты на флоте должны быть вооружены так, как первый ряд сухопутных частей, т. е. быть полностью в защитном вооружении.

Обучение моряков


Первоначально все моряки во флоте были людьми из районов интенсивного мореходства, так сказать природные мореходы и гребцы. Например, из Египта. Они были основой команд византийского флота в период завоеваний Юстиниана Великого, они же составили основу арабского флота после покорения сарацинами ромейского Египта. То же самое можно сказать и о жителях других приморских фем. Флот ромеев потерял свое значение с захватом Византией приморских фем и островов к 90-м годам ХI века: нет моряков, нет приморской инфраструктуры, нет и флота.

Особое внимание уделялось подготовке гребцов, они должны были уметь не только грести в такт по команде кормчего, но обязательно плавать и нырять.

В каждой команде должны были быть моряки, отвечающие за живучесть корабля. В случае пробоины, они должны были уметь заделать её подручными средствами, до подхода помощи. Все стратиоты, которые сражаются на верхней палубе, отмечает император Лев, должны были быть сильными и отважными, особенно те, кто бьются врукопашную.

Слабых воинов следовало отправлять в нижний ярус. А вот Сириан Магистр пишет о разведчиках-моряках, которые высаживаются на сушу и должны были быть быстроногими и зоркими, вооруженными только кинжалами.

Император Лев требует постоянно тренировать воинов, как в рукопашном бою, так и в работе по управлению кораблем, и по действиям в строю.

Командирами боевых кораблей были, как пишет василевс Лев, на императорском флоте – архонты, а на фемных кораблях – друнгарии и турмархи. Над несколькими имперскими кораблями стоял командир, который именовался архонтом или комитом, а над фемными тремя-пятью дромонами – стратиг. Позднее их именовали комитами-друнгариями. Как управлять стратигу отрядом кораблей, писал и Сириан Магистр, и Лев VI.

Во главе императорского флота стоял друнгарий флота, который с XI века именовался «катепаном флота» или «дукой флота». Император Роман Лакапид был друнгарием флота до того, как писал Константин Богрянородный, «вступил во дворец и оказался, не знаю, как выразиться, обладателем царства».

Во главе фемных флотов стояли фемные руководители: стратиги или дуки фемы. При них состояли «протонотарии», гражданские, а не военные лица, ведавшие финансами и флотским имуществом.

При командирах должны были находиться «лоцманы», люди, хорошо знавшие особенности мореплавания в конкретной местности, рифы и отмели, розу ветров. Есть множество свидетельств о том, как флот, попавший в шторм, был или уничтожен полностью, или его корабли были разбросаны на большие расстояния. Поэтому знание розы ветров было важным условием, прописанным в «Тактиках». Флот ромеев сражался не только на веслах, но и под парусами. В таких условиях, у того же Сириана Магистра читаем:

в тот момент, когда у нас есть ветры в качестве союзников, как это часто случается с пассатными [сухими ветрами Эгейского моря – Прим. авт.] и прибрежными ветрами.

Исходя из практики, часто флот двигался не в строю, а как попало, что давало возможность врагу уничтожать дромоны поодиночке, поэтому «Тактики» требуют соблюдать строй. Такие же требования были и к построению в бою, так как случалось, что корабли вступали в бой по мере прибытия к месту сражения, а не выстроившись в определенный порядок.

Мы знаем о нескольких видах построения в бою, а также разном расположении кораблей, в зависимости от их габаритов: самые большие дромоны могли располагаться или в центре строя, или по флангам. Построения осуществлялись полумесяцем или полукругом, с целью охвата флангов, в одну или две линии или отдельными отрядами, в зависимости от обстановки. Необходимо было использовать особенности местности, например, вести битву между двумя островами, осуществлять притворное бегство. Вся эта тактика применялась и позднее, на тех же флотах итальянских республик.

Дромон


Основной боевой единицей на протяжении всего периода существования ромейского флота был дромон. Это было и название, собственно, корабля, и родовое определение для военных кораблей.

Ведётся множество споров вокруг наименований византийских кораблей. Подчеркнём, что основные наши познания – из письменных источников, а они не позволяют говорить однозначно о византийских кораблях и дромонах, в частности. Догадок и предположений может быть много, большинство из них имеет право на существование, но в истории как науке гипотеза не является ключевой методикой исследования.

Точно ясно лишь то, что дромон берет свое начало от кораблей предшествующего греко-римского периода.

Дромоны были большими и малыми, одни применялись для борьбы с арабами, имевшими аналогичные корабли, но маленькие – против, например, росов. И использовались на реках для высадки десантов. Были дромоны, которые могли перевозить лошадей.


Схема-реконструкция. Как перевозились кони на дромоне или хеландии. Как писал император Лев: «оборудовать корабли, перевозящие грузы и лошадей, как бы играющие роль обоза». Источник: John H. Pryor, E. M. Jeffreys. The age of DROMΩN The Byzantine Navy ca 500–1204. Leiden – Boston. 2006

С VIII века у кораблей появилось новое наименование – хеландия. Хеландия (судя по тому, что Константин Багрянородный описал две императорские хеландии) была тем же дромоном, но более нарядным и богато украшенным. Затем авторы, в зависимости от вкуса, применяли то одно, то другое название, как и более позднее наименование – «галера», которое, опять же, сформировалось искусственно. Скорее всего, дромон стал именоваться в более поздний исторический период именно галерой.

Не будем забывать, что ряд будущих морских республик, таких как Венеция и Амальфи, долгое время – до середины XI века, были городами, подчиненными Византии, и их флоты сформировались в рамках Ромейской империи.

Вот как описывает «модельный» дромон император Лев VI:

«Каждый дромон должен быть рассчитан не менее чем на 25 поперечных скамей, на которых должны быть рассажены гребцы. Из всех скамей 25 располагается внизу и точно так же 25 вверху; всего скамей 50. На каждой из них садится по два гребца – один справа и один слева».


На данной схеме изображен вариант расположения гребцов на дромоне. Источник: John H. Pryor, E. M. Jeffreys. The age of DROMΩN The Byzantine Navy ca 500–1204. Leiden – Boston. 2006

Учитывая строгую правопреемственность Византии от Римской империи, что неоднократно наблюдалась с другими военными институтами и терминами, можно утверждать, что дромон был преемником либурны.

Как писал Вегеций, автор начала V века:

«Что касается величины кораблей, то самые маленькие либурны имеют по одному ряду весел; те, которые немного больше, – по два; при подходящей величине кораблей они могут получить по три, по четыре и по пять рядов весел».


Одиссей на корабле. Мозаика. III в. Карфаген. Музей Бордо. Тунис. Фото автора

Вегеций возражает тем, кто бы удивился, откуда взялись такие корабли с четырьмя и пятью рядами весел у римлян в это время? Действительно, мы практически не встречаем их ни в позднеримский период, да и в период Византии: надобности в таких кораблях не было.

Новые трехрядные корабли в большом количестве мы видим только в XII веке, о чём писал и Никита Хониан, и Анна Комнин.

Если на дромоне был один ряд весел, то длина его должна была быть пятьдесят или шестьдесят метров, если в два ряда – сорок метров. Ширина дромонов была около 4,5 метра, осадка чуть больше метра, а водоизмещение около 100 тонн.

Нижний ряд весел предохранялся от воды кожаными манжетами, похожими на невозвратные клапаны и защищавшими от воды и трения. Весла верхнего ряда – направлялись колками. Все вёсла крепились ременными петлями (зевглами), которые еще и удерживали весло от падения в случае убийства гребца. В нижнем ряду гребцы работали вслепую, со времен древних греков темп им задавали флейтисты.

На практике, скорее всего, дромоны были разной величины, и однорядных дромонов, по всей вероятности, было подавляющее большинство, а вот выдающиеся корабли привлекали особое внимание. Малые дромоны могли называться «монерами» или галеями.

Титмар Мирзенбургский описывает такой дромон, несущий огонь,

«который невозможно погасить ничем, кроме уксуса…»

Этот корабль захватил в заложники самого императора Оттона II:

«Саландрия» же – это корабли удивительной длины и скорости, которые с обеих сторон имели по 2 ряда весел и насчитывали 150 матросов.

Корабли имели названия. Так, императорские дромоны или хеландии назывались «Дромон василевса» и «Последователь».


Императорский дромон. Издательство Оспри. Худ. Джузеппе Рава

Если исключить богато украшенные хеландии императора, то мы имеем еще ряд других видов морских судов – например, прогулочные аграрии, но ключевым остается дромон.

Вооружение дромона


Вокруг дромонов продолжается непрекращающийся спор, все ли они имели на борту «греческий огонь» или были «огненосные» дромоны и без сифонов «греческого огня». Этому вопросу мы посвятим отдельный рассказ.

Как же защищался дромон? И какое он имел вооружение?

У дромона был мощный таран, он устанавливался точно по ватерлинии и мог использоваться и как абордажный мостик.

В этот период важным вопросом был контроль за осадкой корабля. В сражении с сицилийцами короля Рожера венецианцы не проконтролировали такую ситуацию, когда их дромоны израсходовали все запасы вооружения, плавали на поверхности воды, которая не достигала даже второй полосы. И вот, когда все воины сгрудились у бортов, обращенных к врагу, корабли утонули.

На больших дромонах на палубе строились ксилокастроны, башни из дерева, в римский период они возводились из кирпича. Башни обтягивались кожами.

На корме, носу и по бокам дромонов должны были быть установлены токсоболистры, которые метают небольшие стрелы, «мухи».


На палубе дромона. Художник Д. Пашков

Использовались разные метательные орудия, конечно, лишь те, которые могли разместиться на палубе. С их помощью перед десантированием очищали побережье от войска врага. На борту могло быть приспособление, именуемое «журавель», углообразная конструкция, которая могла поворачиваться вокруг своей оси и имела жёлоб, по которому можно было лить на вражеский корабль жидкую горячую смолу.

С корабля метались жернова, триболы, горшки с огнем, деревянные куски с вбитыми гвоздями, обвитые паклей, которые бросают подожжёнными. И даже такая экзотика, как горшки со змеями. Всегда встаёт вопрос о противопожарной безопасности на корабле. Об этом мало что сообщается в «Тактиках».


Дромон. Реконструкция Дж. Прайэра. Источник: John H. Pryor, E. M. Jeffreys. The age of DROMΩN The Byzantine Navy ca 500–1204. Leiden – Boston. 2006

Таким образом, византийский флот, состоящий из дромонов, использовался как для перемещения войск, так и участвовал в морских сражениях. Вершины своего развития флот достиг в конце IX – начале ХI веков. Вот что представлял собой флот в этот период. Лев Дьякон описывает экспедицию против Кипра, захваченного арабами:

«Кораблей было: с жидким огнём – 2 000, дромонов – 1 000, грузовых кораблей, имевших провиант и военное снаряжение – 307».

И как пророчески сказал Кекавмен: пока был флот – существовала и Византия, и её столица Константинополь.

Продолжение следует…
70 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    30 сентября 2022 04:51
    Спасибо, Эдуард!

    Осознал в очередной раз насколько в Византии специализация человека буквально выкристаллизовалась.
  2. -2
    30 сентября 2022 04:56
    Эрдоган захватит или часть отхватит болгарии.
    Если братушку пойдут против англов в поддержке ухрии.
    Флот - для юга и прибрежных государств.
    Север, степи-конница
  3. 0
    30 сентября 2022 05:11
    Античные и средневековье суда имеют разные конструкции, так что вряд ли галера выросла из дромона.

    Об этом говорит в частности наличие тирана на дромоне, лёгкий корпус античной судна было реально им проломить, а более основательный средневековой галеры нет.
    1. 0
      30 сентября 2022 20:35
      Цитата: Maxim G
      Античные и средневековье суда имеют разные конструкции, так что вряд ли галера выросла из дромона.

      Об этом говорит в частности наличие тирана на дромоне, лёгкий корпус античной судна было реально им проломить, а более основательный средневековой галеры нет.


      Наверное все сложнее.
      Дормон - это не конкретный тип судна, как например античные биркмы и триремы. Делящиеся, даже как принято говорить, не на ряды весел, а ряды гребцов.
      Дормон это класс военного судна (в понимании моряка 18 века - ранговый корабль). Отсюда различия в источниках и туманные описания. По сути собирательный образ, впрочем как и поздние галеры. Впрочем надо понимать, что 25 скамей и две палубы гребцов - это серьезно. Классические большие галеры 18 века имели от 23 до 28. Редко 30. 33-35 - это флагманские галеры испанского и королевские - французского флотов. К слову я не согласен с Эдуардом, при этом искренне благодарен ему за статью. Всё-таки вёсла гребцов на дормоне проходили через один порт. Возможно, как раз императорские хеландии и есть предтечи первых галер, которыми гребли три ряда гребцов на одной скамье.
      Теперь по корпусу. Эдуард прав дормон наследник либурны, а не триремы. Последние имели развитый корпус с шпангоутами. Это первые корабли классической постройки. Даже знаменитые каравеллы Испании стриглись от обшивки к каркасу, а не наоборот. Так что за пять веков истории дормон приобрёл серьёзный корпус, на который мог нести таран. У галер он к слову, вырос в шпиньон (абордажный мостик).
      Ну где-то так.
      1. +1
        1 октября 2022 08:05
        Какой таран?
        У античных их могло быть 2: подводный и надводный (как ограничитель)...
        И функции тарана на античном и шпирона на средневековом разные: один для тарана, другой для абордажа.

        Насчет то, что того, что галера выросла из дромона ту вопрос, что представлял из себя ранний дромон и поздний, если правду пишут исследователи, что его корпус утяжелялся, и набор играл все большую роль, то вполне возможно и галера из него выросла.
  4. +6
    30 сентября 2022 06:51
    Ждем продолжения, спасибо Эдуард!
  5. +8
    30 сентября 2022 06:54
    Интересная статья уважаемого Эдуарда.
    На данном сайте была статья
    "Гребцы и весла"
    29 июля 2013
    Во вывод который делает автор:
    Суда "Одни крупнее, другие меньше, но в целом близкие по типу и все, естественно, с одним рядом вёсел"(с)
    И с ним сложно не согласиться. На тему многоярусности судов древности достаточно много работ, которые доказывают,что их природе быть не могло.
    1. 0
      30 сентября 2022 20:47
      Как минимум одна триера «Олимпия» плавает! В музеях и на воде есть также несколько двухрядных бирем.
      Меня поражает Александр Ваше беапеляционость с термином «многоярусность». Современные «незвержатели» сами его придумали и сами его «низвергают»!!!
      Античные авторы пишут о рядах гребцов, а не этажей и палуб. По сути античные корабли не имели палубы, а гребцы сидели на скамьях с возвышением. Возможно существенное разнесение по высоте имели только ранние биремы и триремы.
      К слову все византийские галеры до 17 века имели вёсла через один порт.
      1. +1
        1 октября 2022 07:17
        Доброе утро!
        В своё комментарии, я упомянул статью, опубликованную на данном ресурсе.
        Давайте её обсудим, а затем будем решать - были ли многоярусные суда древности.
        Статья Эдуарда касалась защите Константинополя с моря.
        Тут автор описывает стратегию и тактику ромейцев- вопросов нет.
        1. 0
          1 октября 2022 08:13
          Уважаемый Александр, я о том, что многоярусный корабль и ряды гребцов «это две большие разницы»! hi
          1. +1
            1 октября 2022 09:17
            Хорошо, как Вы себе представляете второй ряд гребцов?
            1. 0
              1 октября 2022 13:50
              Цитата: ee2100
              Хорошо, как Вы себе представляете второй ряд гребцов?

              Разница посадки не превышала половину роста сидящего на скамье человека.

              Это один из дошедших до нас источников.

              Это реконструкция поперечного разреза триремы. Причём сама трирема относится к временам Персидско-Греческих войн. Позже у транитов (верхний ряд) появляется углетарь, через который проходит весло.
              Возможно после этого длина весел становится одинаковой. На старых вариантах триремы она различалась от 4,16 до 4,50 м.
              Особенность данной посадки не позволяло наращивать число рядов свыше пяти. Так что более вероятно в поздних судах на одно весло приходилось несколько человек, хотя это менее эффективно, чем один человек на весло.
              Кто это решил - венецианцы, чьи галеры вплоть до 17 века имели на одного гребца одно весло посаженных по три в один ряд. Причём были эффективнее испанских с четырьмя гребцами на одно весло.
              Так что поздние дормоны имели видимо схожий с веницианским систему распределения весел и гребцов.
              1. 0
                1 октября 2022 14:08
                Я видел этот рисунок. Один из вопросов - расстояние отверстия первого ряда от ватерлинии.
                И как будут грести при такой скученности весел,если весло 4.16-4.50 м?
                1. 0
                  1 октября 2022 20:40
                  Цитата: ee2100
                  Я видел этот рисунок. Один из вопросов - расстояние отверстия первого ряда от ватерлинии.
                  И как будут грести при такой скученности весел,если весло 4.16-4.50 м?

                  Таламиты согласно источников гребли во время боя и в спокойную погоду. Высота надводного борта триремы была около 2,5 метров. Н жниц ряд весел проходил через порты с кожаными заглушками над нижним вельсом. Около 1,2 метра над водой.
                  Расстояние между гребцами одного ряда 1,1 метра. Так что никакой скученности весел не было.
                  1. 0
                    1 октября 2022 22:54
                    При желании Вы сами найдёте в интернете подтверждение того , что небыло ни много ярусных, ни много рядных гребных судов,а то,что если на какое-то фреске или вазе есть такие изображения - то это не является документом. Ваза - это ваза, а фреска это фреска и не более.
                    Удивляет другое - расчёты, подтверждающие данное утверждение известны давно, но историки их в упор не замечают.
                    Вот и Э.Ввщенко, мой комментарий оставил без внимания, хотя я уверен, что он про расчёты оптимальной длины весла знал, а также занял и о весе весла, допустим второго яруса или палубы.
                    И эти росказни о многоярусных или рядных судах будут повторяться м.б.ещё не одно столетие.
                    Я не думаю, что все историки так не дружат с головой и что они не могут уяснить простые расчёты. Принято в их среде так считать и точка!
                    Но возьмёт реальные документы, например карты, где обозначена, допустим Тартария. И что говорят по этому поводу современные историки? Или обман зрения или тупые картографы! Москву вижу, а Тартарию нет!
                    Ниже привеведу пару картинок. Художник рисует что ему заказали, а как это работает- ни кого не интересует.


                    Вы верите, что было так, а доверяю расчётам и здравому смыслу.
                    1. 0
                      2 октября 2022 04:45
                      Александр, а вы не подумали, что расчеты сделаны заведомо с ошибкой ради получения «сенсации»?
                      К слову, на нижнем рисунке на триере откуда-то взялись внешние шпангоуты. Да и расположение гребцов должно быть в обратном порядке. По сути в 1978 голу у берегов Апеннинского полуострова найдена карфагенская трирема и вопрос с последними закрыт.
                      Построенная Олимпия и почти десяток бирем опытным путём доказал данный факт.
                      Каждый верит во что хочет - «земля плоская»!
                      1. 0
                        2 октября 2022 06:02
                        Утро доброе. Собака разбудила и пришлось её выгуливать, ну и Ваш ответ прочитал. Я вообще не из альтернотивщиков,друзья могут подтвердить.
                        Думал, что не буду повторяется, но...
                        - в природе существуют некие законы, которым не подвластно время и часть из них касается человека, а точнее его тела и исходя из этого надо рассматривать , в данном случае весло, его длинну, вес и оптимальные усилия,которые человек прилагает,чтобы им управлять. Рост, среднего гребца, пусть будет 170 см.
                        - весло это рычаг ("дайте мне рычаг") и чтобы им управляться должен быть у гребца упор. А отсюда- стоя грести невозможно.
                        - весло. Весло состоит из рукояти и лопасти, это упрощённо. Если весло длинное, про те о которых мы говорим, то оно должно быть сбалансированное и центром весла д.б. точка соприкосновения с уключиной или бортом. Для этого весло соответствующим образом балансируется и добавляется т.н. валек, который расположен после рукояти.
                        Длина валька рассчитывается из длины корпуса и рук гребца и оптимально это 1 метр.
                        - сам процесс гребли прост: человек,сгибаясь, заносит весло максимально вперёд по ходу курса судна,опускает в воду и уперевшись ногами разбирая спину проводит веслом в доль борта, а затем достаёт весло из воды.
                        Дополнительно необходимо отметить,что весло опускается в воду не перпендикулярно, а под углом 60° . А то сюда получается, что место у борта судна только для одного человека.
                        Чем длиннее весло,тем оно тяжелее, тем тяжелее нужно делать валек,а значит растёт масса весла и возрастает усилие затрачиваемое на каждый цикл.
                        И ещё. Увеличение длины весла уменьшает рычаг,что автоматически сказывается на эффективности гребли и как следствие скорости судна. Оптимальная длина весла 4 метра
                        Максимальная эффективность гребли достигается при расположении валька на уровне груди при опущенном в воду весле.
                        Оптимальная высота уключины над ватерлинией, при таком положении 1 метр.
                        Расположение второго яруса гребцов. Допустим. То получается, что нижний ряд не будет видеть весла и его положение относительно воды, что приведёт к сбою ритма и замедлению хода.
                        Про третий ярус и смысла нет говорить.
                        В своём комментарии я ссылался на статью "Гребцы и весла ". По этому о расчётах веса весел я повторяться не буду.
                        И ещё один не маловажный, но интересный момент. Допустим,что были второй и третий ярусы. Были и соответствующие весла. А как они вставлялись в уключины? Со стороны борта или изнутри судна? Что было при команде "суши весла"?
                        Где и как их складывали, когда судно шло под парусом? или во время шторма?
                      2. 0
                        2 октября 2022 11:42
                        А отсюда- стоя грести невозможно.

                        Испанцы увы об этом не знали! На их прамах и королевских галерах в ряд на весло приходилось до 5-6 гребцов. Крайнему приходилось бегать.
                        То получается, что нижний ряд не будет видеть весла и его положение относительно воды, что приведёт к сбою ритма и замедлению хода.

                        На греческих галерах темп гребли задавались флейтисты. Кроме того, на триерах не было уключины в современном понимании, а был порт в который проходила лопасть весла, кожаная заглушках порта и ремень крепления вёсла к порту. Причём первое и третье были собственностью гребца, а второе полиса или триерарха.
                        Допустим,что были второй и третий ярусы. Были и соответствующие весла. А как они вставлялись в уключины?

                        Изнутри - у триеры не было палубы как таковой. В лучшем случае куршеи над гребцами. Причём верхним рядам не нужны были заглушки. Вёсла держались в петле кожаного весла гребца. С появлением углетаря исчезла необходимость делать вёсла разной длины. На дормонах возможно все три вёсла гребцов одной скамьи проходили в один порт. Позже позже это повторили венецианцы. Правда они отказались от линейновозвышенной рассадки посадив всех на одну скамью.
                      3. 0
                        2 октября 2022 13:42
                        Я не моряк, но прам, как я знаю плоскодонное парусно-гребное судно, применявшееся в качестве плавучей артиллерийской батареи.
                        Нет смысла в этом споре т.к. каждый все равно останется при своём мнении.
  6. +1
    30 сентября 2022 10:23
    С VIII века у кораблей появилось новое наименование – хеландия. Хеландия (судя по тому, что Константин Багрянородный описал две императорские хеландии) была тем же дромоном, но более нарядным и богато украшенным.

    Странно, что автор, используя иллюстрации из такого фундаментального труда, как "The age of DROMΩN The Byzantine Navy ca 500–1204", судя по статье, саму книгу не читал, так как в ней вопросу - что же такое хеландия, уделено достаточно много внимания и авторы склоняются к выводу, что хеландий является гребным транспортным судном, для перевозки лошадей.
    1. +7
      30 сентября 2022 11:59
      Хеландий-хеландия употребляется в разных, нередко противоречивых контекстах. Сводить всё к транспортному судну для перевозки лошадей как минимум странно.
      1. +2
        30 сентября 2022 12:47
        А я и не сводил. Просто привел мнение автора, который, скажем так, "в теме".
        1. +5
          30 сентября 2022 13:02
          Я как раз про автора, который определил хеландии в коневозы.
          galea-galley.livejournal.com/20095.html&ved=2ahUKEwiAi9H1kbz6AhXQR_EDHbvUAIcQFnoECBEQAQ&usg=AOvVaw3Hac_4v5HyVl5X_fPUf9ua
          Вот, например, разбор версий, без углубления в историографию.
          Исходя из прочитанного - всё сложно, но хеландия скорее военный корабль в широком смысле, зачастую синоним дромона.
          1. +4
            30 сентября 2022 13:12
            Да автор "The age of DROMΩN The Byzantine Navy ca 500–1204" как раз не делает никаких категорических выводов. Он к этому вопросу очень основательно подходит. Вплоть до сравнения весогабаритных характеристик коней и кораблей. И акцентирует, что про коневозов, исходя из имеющейся информации - наиболее правдоподобная, но только версия. Версия! Вы почитайте первоисточник.
            1. +4
              30 сентября 2022 13:59
              Попробую почитать , но не обещаю. Византия, к сожалению, как-то не заходит.
              1. +2
                30 сентября 2022 14:09
                Согласен, что Византия - тема специфическая. Но тут скорее вопрос истории кораблестроения.
    2. +8
      30 сентября 2022 12:09
      и авторы склоняются к выводу, что хеландий является гребным транспортным судном, для перевозки лошадей.

      Одни склоняются к одной версии, другие - нет.
      Я прочитал все источники по этой теме, у меня такого мнения не сложилось, например, хеландиями называют суда, которые сожгли флотилию Игоря?
      Это же научно-популярная статья, а не историографическая.
      Уважаемый Nephilim,
      у Вас какие то личные ко мне предубеждения? Когда Вы пишете, что "кто то, что то" не читал?
      В тексте - ряд цитат из этой работы, не только "картинки"...если Вы не заметили laughing
      С уважением,
      hi
      1. +4
        30 сентября 2022 12:45
        Я прочитал все источники по этой теме

        Ну это Вы погорячились. Я понимаю - реноме - это святое, но опрометчивыми заявлениями его можно сильно подорвать.
        у Вас какие то личные ко мне предубеждения?

        Какие у меня могут к Вам быть личные предубеждения, если я никогда Вас не видел и не знаю, кто Вы? Так что все мои комментарии относятся исключительно к теме статьи.
        1. +4
          30 сентября 2022 14:05
          Ваши комментарии зачастую носят форму личных выпадов. Вот я и задал, скорее, риторический вопрос.
          Дело Ваше как писать, но форма и подача замечаний и мнений свидетельствует об уровне культуры участника дискуссии, или об её отсутствии.
          hi
          1. +1
            30 сентября 2022 14:18
            Ваши комментарии зачастую носят форму личных выпадов.

            Вы встречали такой термин, как гештальт-психология ? Если нет, рекомендую Фредерика Перлза "Опыт психологии самопознания".
      2. +5
        30 сентября 2022 14:58
        Если из каждой статьи запоминать по одному новому слову - каким лексикографом можно стать.
        Осталось выяснить, насколько слово "хеландия" задержится в памяти. если активно им не пользоваться.
        1. +5
          30 сентября 2022 15:21
          Сергей,
          добрый день,
          самый главный вопрос: зачем?
          hi
          1. +6
            30 сентября 2022 15:24
            Добрый день, Эдуард!

            Отвечу.
            Открыть при необходимости ящичек Византия, а там - действующие лица со всем снаряжением.
            И запахами Византии.

            И картинка оживёт - хоть чуть-чуть.
            1. +5
              30 сентября 2022 15:27
              И картинка оживёт - хоть чуть-чуть.

              1. +2
                30 сентября 2022 20:19
                Сразу три картинки ожило.
                Главное, не торопиться.
            2. +6
              30 сентября 2022 15:41
              И картинка оживёт - хоть чуть-чуть.

              Как это поэтично good
              1. +3
                30 сентября 2022 20:19
                Как в сказках - живой водой побрызгать.
            3. +2
              30 сентября 2022 19:03
              Добрый вечер, Сергей! smile

              И картинка оживёт -


              Могу себе представить какой муравейник царил на узких улочках этого города. yes

              1. +2
                30 сентября 2022 20:20
                Привет, Константин!

                Думаешь, многолюднее, чем в современных Пекине или Москве?
                1. +3
                  30 сентября 2022 20:39
                  Не знаю, но город производит впечатление сжатой в тугую пружины. smile
                  1. +3
                    30 сентября 2022 23:42
                    И только на ипподроме свободное место?
                    1. +3
                      1 октября 2022 06:58
                      Ну, хоть где-то можно почувствовать себя на "воле"? wink
                      1. +1
                        1 октября 2022 07:45
                        Только если там не собирается половина города.
                      2. +2
                        1 октября 2022 07:49
                        Только если там не собирается половина города.


                        Так ить не каждый день сборища. wassat

                      3. +2
                        1 октября 2022 08:02
                        Тогда конечно. И сторож ипподрома иногда пользуется свободой.
                      4. +2
                        1 октября 2022 08:17
                        Сторожа никогда не свободны, они всегда бдят, впрочем как и вахтёры. laughing
        2. +9
          30 сентября 2022 15:30
          Осталось выяснить, насколько слово "хеландия" задержится в памяти.
          Хеланды полные кефали?
          Я примерно так принадлежность гвельфов и гибеллинов запоминал.
          1. +5
            30 сентября 2022 15:53
            Цитата: 3x3zsave
            Хеланды полные кефали?

            А вот интересно слово "шаланда" случайно не от "хеландии" происходит?
            Добрый день Антон! hi
            1. +6
              30 сентября 2022 16:00
              Привет, Сергей!
              Ничего не могу сказать. Просто привел вариант мнемонического маркера.
              1. +6
                30 сентября 2022 16:08
                Цитата: 3x3zsave
                Ничего не могу сказать. Просто привел вариант мнемонического маркера.

                А ведь так и оказалось, прочитал в интернете:
                Название этого небольшого судна было заимствовано из французского, где chaland восходит к греческому khelandion, имеющему такое же значение.
            2. +7
              30 сентября 2022 16:12
              Цитата: Mihaylov
              слово "шаланда" случайно не от "хеландии" происходит?

              Этимологические словари утверждают, что именно так.
              Шала́нда. Название этого небольшого судна было заимствовано из французского, где chaland восходит к греческому khelandion, имеющему такое же значение.

              словарь Крылова
              шала́нда «плоскодонное судно», южн. (Даль), украинец. шала́нда. Заимств. из франц. сhаlаnd «грузовое судно», которое происходит от ср.-лат. chelandium, позднегреч. χελάνδιον;

              словарь Фасмера
              Шала́нда. Заим. в XIX в. из франц. яз. франц. chaland < греч. chelandion — тж.

              словарь Шанского
              smile
              1. +7
                30 сентября 2022 16:14
                Цитата: Хозяин Трилобита
                Этимологические словари утверждают, что именно так.

                Предчувствия меня не обманули....
                Приветствую Михаил! hi
                1. +6
                  30 сентября 2022 16:52
                  Привет, Сергей.
                  Удивительно, что слово, как утверждают словари, пришло к нам все-таки из французского, а не непосредственно из греческого, хотя Греция ближе.
                  1. +4
                    30 сентября 2022 17:02
                    Цитата: Хозяин Трилобита
                    Удивительно, что слово, как утверждают словари, пришло к нам все-таки из французского, а не непосредственно из греческого, хотя Греция ближе.

                    Да, но вероятно это связано с распространенностью французского языка в свое время в России, хотя оно могло действительно и напрямую из греческого попасть в русский язык: на югах много греков жило.
                  2. +6
                    30 сентября 2022 17:05
                    Михаил, добрый день,
                    а называть "шаландами" нечего было.
                    Заимствование в языке только того, что есть происходит.
                    hi
                    1. +3
                      30 сентября 2022 19:06
                      Приветствую, Эдуард.
                      Но когда появилось, логичнее было бы заимствовать от соседей, тем более, что греков на черноморском побережье всяко больше, чем французов. smile
                      Кстати, в наших местах слова "шаланда" использовалось в значении "прицеп" к автомашине, то есть приходилось слышать конструкции типа "Камаз с шаландой" или "Зил с шаландой". Но это из детства, сейчас так не говорят.
                      А большие лодки на Ладоге зовут лайбами или барказами.
                      1. +2
                        30 сентября 2022 22:52
                        Не могу сказать точно, но местные греки термин шаланда не применяли, использовалась фелюга. Впрочем, за всю Одессу не скажу, но в Крыму "шаланду" не использовали.
                        А про прицеп сам был удивлен, когда в Старой Ладоге на раскопках меня послали грузить шаланду, решил, что будет что-то на Волхове стоять, а оказался прицеп в крепости.
                        hi
                  3. +3
                    30 сентября 2022 20:12
                    Удивительно, что слово, как утверждают словари, пришло к нам все-таки из французского, а не непосредственно из греческого, хотя Греция ближе.
                    Думаю, что всё же непосредственно из греческого. Такая аналогия - в Чёрном море живут два вида камбал - калкан и камбала-глосса. А по-гречески камбала и называется глосса. Почему бы и названию судна при большом количестве причерноморских греков не перейти в русский язык?
              2. +2
                30 сентября 2022 20:23
                Оказывается так и не узнал нового слова. Зато понял, как его запомнить.
          2. +2
            30 сентября 2022 20:22
            Через кефаль, Костю моряка или вервольфов?
  7. +6
    30 сентября 2022 10:28
    Таким образом, «морские пехотинцы» должны были быть в кливании или клибании, пластинчатом или чешуйчатом доспехе.

    Добрый день Эдуард!
    Не морские, конечно, пехотинцы, но все же:


    Ну и время немного попозже... hi
    1. +5
      30 сентября 2022 12:33
      Сергей,
      хотел спросить,
      А это Мистра?
      1. +4
        30 сентября 2022 12:39
        Цитата: Эдуард Ващенко
        А это Мистра?

        Да, Мистра, церковь Св. Софии, XVв:

        Внутри вот такой интересный герб сохранился:
      2. +4
        30 сентября 2022 12:53
        Цитата: Эдуард Ващенко
        А это Мистра?

        Нашел еще одно фото фрески из этой церкви:

        Правый по-моему в кольчуге, или мне кажется?
  8. +6
    30 сентября 2022 10:30
    «вступил во дворец и оказался, не знаю, как выразиться, обладателем царства».

    Можно проще выразиться: "Царь, просто царь." laughing
    которые носили наименование «усия» или «узиакос»,

    Может быть узо? (шутка конечно) drinks
    1. +5
      30 сентября 2022 12:02
      Привет Сергей!
      Ага, конечно, узо, а еще и другие синонимы laughing
  9. +3
    30 сентября 2022 11:20
    Подчеркнём, что основные наши познания – из письменных источников,

    Эдуард, а археологические находки византийских боевых кораблей были? hi
    1. +5
      30 сентября 2022 12:03
      Да, были, в Турции, относительно недавно, но не стал писать об этом, чтобы не перегружать)
  10. +5
    30 сентября 2022 16:24
    И как пророчески сказал Кекавмен: пока был флот – существовала и Византия, и её столица Константинополь.


    Точно! То же можно сказать о Великобритании: пока был флот была ВЕЛИКОбритания, теперь осталось только воспоминание о былом могуществе. Не ставить же в один ряд с Трафальгаром порнографию у Фольклендов. laughing


    Эдуарду спасибо за новую интересную работу. good
  11. +2
    30 сентября 2022 18:08
    морская стратия приравнивалась к сухопутной на сумму четыре литры литры
    Варкалось!
    Хливкие шорьки
    Пырялись по наве
    И хрюкотали зелюки
    Как мюмзики в маве...