Атомные подлодки с баллистическими ракетами типа Triomphant (Франция)

13
Атомные подлодки с баллистическими ракетами типа Triomphant (Франция)
ПЛАРБ типа Triomphant в море


Ключевой составляющей стратегических ядерных сил Франции являются атомные подводные лодки с баллистическими ракетами. В настоящее время «стратегические океанские силы» Force Océanique Stratégique укомплектованы четырьмя ПЛАРБ типа Triomphant. Эти корабли были построены в последние десятилетия и способны нести по 16 межконтинентальных баллистических ракет M51.



Новое поколение


В начале восьмидесятых годов морская компонента СЯС Франции была построена на основе ПЛАРБ типа Redoutable. Они не отличались совершенством и устаревали физически, из-за чего было принято решение о разработке нового носителя баллистических ракет. Такой проект стартовал в 1982 г. и получил рабочее обозначение SNLE NG (Sous-Marin Nucléaire Lanceur d'Engins de Nouvelle Génération – «Атомная подлодка-ракетоносец нового поколения»).

Разработка SNLE NG была поручена семи промышленным группам, каждая из которых включала несколько предприятий и отвечала за свое направление. В рамках отдельных подпроектов создавались корпусные конструкции, энергоустановка, корабельные системы и т.д. Отдельной группе поручили интеграцию всех компонентов.

Целью проекта являлось создание новой АПЛ, совместимой с перспективной БРПЛ. При этом требовалось резко сократить шумность в сравнении с лодками Redoutable, а также улучшить собственные возможности корабля по обнаружению целей. Также оговаривались различные технические, эксплуатационные и иные особенности подлодки.


Компоновка подлодки

Разработка SNLE NG заняла несколько лет и завершилась в 1985-86 гг. Вскоре началось строительство первой лодки, получившей номер S 616 и имя Le Triomphant («Триумфатор»). Согласно планам того времени, флот до начала двухтысячных годов должен был получить шесть кораблей.

К этому времени стало ясно, что проект SNLE NG будет едва ли не самым дорогим в истории французского флота. Общая стоимость программы достигла 88 млрд франков при цене одной лодки ок. 10-12 миллиардов. Последние корабли серии строились уже после внедрения новой валюты и стоили ок. 3-3,1 млрд евро каждый.

В начале девяностых стратегическая обстановка изменилась, и серию сократили до четырех ПЛАРБ. Кроме того, пришлось пересмотреть состав вооружений. Разработка новой БРПЛ M5 (в дальнейшем M51) затянулась, и вместо нее решили использовать изделие M45 – модернизированный вариант серийной M4. Внедрение M5 передвинули вправо на несколько лет.

В процессе строительства


Закладка головной подлодки «Триумфатор» состоялась 9 июня 1986 г. на судостроительном заводе ВМС Direction des Constructions et Armes Navales в г. Шербур (затем один из заводов компании DCNS, а сейчас – Naval Group). Специально для реализации этого проекта предприятие освоило ряд новых технологий строительства. Тем не менее, проект оказался достаточно сложным, и постройка затянулась.


АПЛ Le Téméraire в надводном положении

Le Triomphant спустили на воду только в марте 1994 г. Испытания и отработка систем заняли еще несколько лет. В боевой состав ВМС корабль вошел в марте 1997 г. К этому времени флот успел списать две устаревшие ПЛАРБ типа Redoutable и готовился вывести из строя третью.

Вторую субмарину серии, Le Téméraire («Смелый») с номером S 617, заложили в декабре 1993 г. и строили до января 1998-го. Основные технологии уже были отработаны, и испытания удалось завершить до конца следующего 1999 г. В январе 1996 г. стартовало строительство подлодки S 618 Le Vigilant («Бдительный»). В сентябре 2003-го ее спустили на воду, а в ноябре 2004-го подняли на ней флаг.

Первые три ПЛАРБ были построены по исходному проекту, предусматривавшему использование ракет M45. В октябре 2000 г. заложили подлодку Le Terrible («Грозный»), которой первой в серии предстояло нести новые БРПЛ M51 (ранее M5). Вновь возникли некоторые трудности, и подлодку спустили на воду только в марте 2008-го. В сентябре 2010 г. она начала службу.

Практически сразу после завершения строительства Le Terrible начались ремонт и модернизация предыдущих подлодок. Главной целью этого процесса являлась замена ракет M45 на новые M51. Перевооружение завершилось к 2018 г., и теперь все ПЛАРБ типа «Триумфатор» используют только ракеты M51. Предыдущие M45 были сняты с вооружения в 2016 г., после начала ремонта последнего их носителя.

Технические особенности


Проект Triomphant предусматривал строительство подлодки двухкорпусной схемы. Внутри прочного корпуса размещаются жилые и рабочие помещения, энергоустановка и шахтные пусковые установки ракетного вооружения. Длина такой лодки составляет 138 м при ширине 12,5 м. Водоизмещение в надводном положении – 12 640 т, подводное – 14 335 т. Экипаж включает 111 чел., в т.ч. 15 офицеров.


Третий корабль серии - Le Vigilant

Энергетическая система построена на основе водо-водяного реактора K15 с тепловой мощностью 150 МВт. Гребной винт приводится в движение через главный турбозубчатый агрегат. Также имеются аварийные дизель-генераторы мощностью по 700 кВт. Одна заправка реактора рассчитана на 20-25 лет эксплуатации и дает практически неограниченную дальность плавания. Максимальная скорость под водой – 25 узлов.

В конструкции подлодки применен ряд решений, направленных на снижение акустической заметности. Сообщалось, что «Триумфатор» примерно в 1 тыс. раз тише и скрытнее предыдущих АПЛ типа Redoutable. При этом используются современные гидроакустические станции, увеличившие дистанции обнаружения подводных целей. По некоторым данным, в ходе недавней модернизации производилась замена не только ракетного комплекса, но и ГАК.

ПЛАРБ оснащены четырьмя торпедными аппаратами калибра 533 мм. С их помощью производится запуск совместимых торпед нескольких типов. Для борьбы с надводными целями подлодки могут использовать ракеты Exoset SM39, так же запускаемые через торпедный аппарат.

В центральной части прочного корпуса помещены 16 пусковых установок основного ракетного корпуса – в два продольных ряда по восемь в каждой. Изначально использовалась межконтинентальная БРПЛ M45, выполненная на основе ракеты средней дальности M4. Это была трехступенчатая ракета длиной 11 м и массой 35 т. Дальность стрельбы достигала 6 тыс. км. Боевое оснащение включало шесть блоков индивидуального наведения TN-75 мощностью по 100 кт.


Палуба с крышками пусковых установок

После модернизации все ПЛАРБ Triomphant используют ракету M51. Она имеет длину 12 м и массу 52 т, но не требует кардинальной перестройки пусковой установки. Ракета имеет три ступени с твердотопливными двигателями. Головная ступень несет от 6 до 10 блоков TN-75. Дальность ракеты M51 превышает 8 тыс. км и может достигать 10 тыс. км.

В 2015 г. была разработана новая версия ракеты под обозначением M51.2. На ней усовершенствовали некоторые системы и использовали новые боевые блоки мощностью 100 кт. С 2016 г. ведется разработка следующей модификации – M51.3. По некоторым данным, в 2020-21 гг. французская промышленность начала летные испытания таких изделий. Их внедрение запланировано на середину десятилетия.

Подлодки на службе


Головная ПЛАРБ типа «Триумфатор» была принята в боевой состав ВМС Франции 25 лет назад. Четвертый корабль проекта попал на службу 12 лет назад. При этом всего 5-7 лет назад субмарины прошли модернизацию, по результатам которой получили современную баллистическую ракету с высокими характеристиками.

Все французские ПЛАРБ базируются в порту Иль-Лонг и имеют прямой выход в Атлантический океан. С момента поступления на службу все корабли регулярно выходят на боевое дежурство в заданных районах океана. Время от времени выполняются учебные пуски ракет по полигонам Атлантики. С их помощью отрабатываются навыки экипажей и демонстрируются возможности французских СЯС.

В целом эксплуатация четырех подлодок Triomphant не сталкивается с серьезными проблемами, в т.ч. вызванными несовершенством конструкции или иными подобными факторами. При этом имели место неприятные инциденты. Так, в феврале 2009 г. головной корабль серии на учениях столкнулся с британской ПЛАРБ HMS Vanguard. Небольшие повреждения получил легкий корпус и антенна ГАК. Жизненно важные системы не пострадали, и лодка смогла самостоятельно вернуться на базу для среднего ремонта.


По некоторым данным, на обозримое будущее запланирован очередной этап ремонта, восстановления готовности и модернизации четырех подлодок. Эти меры позволят сохранить их в строю еще на 10-15 лет, вплоть до планируемого списания. Подробности будущих модернизаций не сообщаются. В частности, неизвестно, планируют ли заменять нынешние БРПЛ M51.

В 2017 г. стартовала новая программа SNLE 3G (3 Génération), целью которой является разработка ПЛАРБ следующего третьего поколения. Исследовательская стадия программы завершилась в 2021 г., после чего начались работы по техническому проекту. Он будет готов к середине десятилетия, и тогда же состоится закладка головной лодки. Сдача этого корабля запланирована на 2032-35 гг.

Очевидно, что нынешние АПЛ типа Triomphant будут эксплуатироваться до появления достаточного количества новых SNLE 3G. Соответственно, им предстоит оставаться в строю, как минимум, до начала или середины сороковых годов. Это означает, что «Триумфаторы» в дальнейшем неоднократно будут становиться на ремонт и, возможно, получать новое оснащение или даже вооружение.

Ключевая составляющая


Программа разработки и строительства ПЛАРБ типа Triomphant отличалась высокой стоимостью и сложностью. Однако, как стало ясно позже, такие затраты полностью себя оправдали. ВМС получили желаемые подлодки с высокими характеристиками, большим боезапасом и требуемыми боевыми качествами.

Последние субмарины типа Redoutable были выведены из состава флота в 2003 и 2008 г. С этого времени основными стратегическими ракетоносцами ВМС и ядерных сил являются новые корабли типа Triomphant, соответствующие всем современным требованиям. Согласно актуальным планам, они будут сохранять свое место в подводных силах и системе ядерного сдерживания еще 15-20 лет. И командование рассчитывает, что «Триумфаторы» справятся с такими задачами.
13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    3 октября 2022 05:58
    Вот ещё один бенефециант промышленного краха Германии - Франция, практически самодостаточная страна с ядерным оружием и энергетикой.
  2. +1
    3 октября 2022 10:26
    Сообщалось, что «Триумфатор» примерно в 1 тыс. раз тише и скрытнее предыдущих АПЛ типа Redoutable.
    Да ладно! Кто в курсе, напишите, пожалуйста, как такое может быть. Даже если предыдущая лодка ревела как бомбер при взлете.
    1. +2
      3 октября 2022 11:53
      На вопрос не ответили, но минус влепили. Где логика?
  3. 0
    3 октября 2022 15:10
    Цитата: bk0010
    Кто в курсе, напишите, пожалуйста, как такое может быть. Даже если предыдущая лодка ревела как бомбер при взлете.

    Изучите что такое децибел, логарифмическая шкала и как измеряют шум. В тысячу раз это на 10 децибел, вроде так
    1. 0
      3 октября 2022 18:26
      В тысячу раз это был киловатт звуковой энергии, а стал ватт. В чем это не измеряй. То, что одно можно заменить на 60 дБ, а другое - на 30 ситуацию никак не изменит, разница запредельная.
      1. -2
        3 октября 2022 19:52
        Вся эта бодяга уходит своими корнями в википедию. Вот фрагмент обсуждения в оной:

        "roughtly 1000 (one thousand) times quieter than the Redoutable-class vessels"
        Surely this can't be right. Lets assume the new subs emit a noise measured at 1 decibel. Are we saying the Redoutable class thundered through the water at 1000 decibels? Mark 22:12, 15 May 2005 (UTC)

        The measurement of noise is logarytmic. If the Triomphant emits one decibel, the Redoutable would have emited 4 (assuming the base is 10); see decibel. Rama 22:31, 15 May 2005 (UTC)
        I think that Rama forgot the 'deci' part of decibel? 3dB is roughly a factor of 2. A factor of 1000 is 3 bels, or 30 decibels. David Biddulph (talk) 08:13, 23 February 2009 (UTC)


        Так что все эти 1000 раз - вилами по воде писаны.
        1. +1
          3 октября 2022 21:44
          Цитата: TEX-50
          Так что все эти 1000 раз - вилами по воде писаны.
          Спасибо, значит я не упустил никакой революции в увеличении скрытности подводных лодок.
          1. -2
            4 октября 2022 08:50
            По децибелам не скажу- не спец, но с появлением Сивулф в подводном кораблестроении США революция таки случилась. Т.к. все шумовые параметры лодок строго засекречены что у нас, что у них, то в децибелах правдоподобных цифр не найдешь. Но вполне возможно, что с созданием Триумфана во французском кораблестроении революция произошла.
    2. -1
      3 октября 2022 19:50
      На 30 децибел. Многовата разница, имхо.
  4. 0
    3 октября 2022 18:58
    С военной техникой и с вооружением у Франции перед 2 МВ была полная махновщина. Откровенно тупиковые виды вооружения и огромное разнообразие оружия с одинаковыми задачами. Теперь вроде как унификация во главе угла. Только не думаю, что в таких стратегических силах им помогали США или Британия. Так что где-то в характеристиках этих подлодок есть явные просадки
  5. 0
    4 октября 2022 09:00
    Цитата: МДП
    С военной техникой и с вооружением у Франции перед 2 МВ была полная махновщина. Откровенно тупиковые виды вооружения и огромное разнообразие оружия с одинаковыми задачами.


    Дык,
    во-первых, огромный уровень изоляции родов войск друг от друга. Не до такой степени, как в Японии с заказным убийствам адмиралов армейскими генералами (и это не шутка), но классический пример - лучший средний танк (S35) создали для кавалерии, при этом он официально назывался "бронемашиной", поскольку кавалерии танков не положено, при этом когда армейские танкисты оценили этот танк... нет, они не стали заказывать себе его дополнительный выпуск, а открыли конкурс на "хочу такой же, но с бронёй, как у B.1bis, и оружием, как у него, но чтобы весил столько же, что S35".

    во-вторых, главным девизом Министерства вооружений, господина Фабри и генерала Гамелена, похоже, было: "всем сёстрам по серьгам". Не дай бог кто-нибудь из промышленников обидится и уйдёт, это ведь другие сразу оборзеют и начнут ломить несусветные цены! Поэтому даже если кто-то выиграл конкурс, проигравшим тоже надо обязательно дать пусть маленькую, но серию.
  6. e_4
    0
    30 ноября 2022 15:07
    Насколько я помню, французские подлодки не имеют ГТЗА
  7. 0
    4 декабря 2022 16:41
    Правильно я понял, что оригинал статьи, написанной на английском, комментировали в 2005 и 2009 гг?