"Космический флот России": сохранить остатки и думать о восстановлении

13
"Космический флот России": сохранить остатки и думать о восстановлении
Корабль командно-измерительного комплекса (КИК) «Маршал Крылов» приступил к выполнению своих задач после продолжительного ремонта и ходовых испытаний. Это единственный в своем классе корабль отечественного флота, обеспечивающий лётно-конструкторские испытания ракетно-космической техники. Один из двух оставшихся кораблей некогда могучего и многочисленного Советского «космического флота» — серии кораблей, обеспечивавших контроль космических объектов и связь с ними.

Начало новой боевой службы корабля совпало с учениями РВСН, в ходе которых проведены учебно-боевые пуски всех трёх компонентов российской «ядерной триады»: наземных ракетных комплексов, стратегических крылатых ракет воздушного базирования и баллистических ракет морского старта. В ходе учений проверены новые системы управления стратегическими ядерными силами.

Когда-то неотъемлемой частью нашей космической программы и стратегических ядерных сил являлись корабли измерительного комплекса и космической связи — огромные, белоснежные, с гигантскими куполами и «тарелками» антенн. Они составляли славу и гордость Советского Флота. Они обеспечивали управление полётами космических аппаратов, связь с экипажами и спутниками, траекторные и телеметрические измерения космических объектов. Они помогали Советскому Союзу раздвинуть зону радиовидимости далеко за пределы своей территории.

Со временем, когда появились космические системы ретрансляции сигналов, значение кораблей для обеспечения непрерывной связи стало уменьшаться. После распада Союза, собственная космическая программа стала постепенно сворачиваться. Про испытания новых баллистических ракет руководство страны, пытавшееся дружить с «цивилизованным миром», не слишком задумывалось. Показалось, что флотилии «космического флота» больше не нужны. И в 90-е годы корабли, в том числе и новые, стали «резать на иголки». Правда, позже оказалось, что на создание спутниковой системы ретрансляции нет денег (из-за «дефолта» не удалось запустить третий спутник, а первые два вскоре выработали ресурс). Да и совершенствовать ядерный щит всё же пришлось. Но когда спохватились, было уже поздно — от «звёздных флотилий» уже почти ничего не осталось. От кораблей Отдела Морских Экспедиционных Работ АН СССР (обеспечивал космическую программу), остался один — «Космонавт Виктор Пацаев». От Командно-измерительного комплекса ВМФ (обеспечивал стратегические ядерные силы) — остался один «Маршал Крылов».

Судьба остальных «звёздных» кораблей отечественного флота печальна. Только научно-исследовательское судно «Академик Николай Пилюгин» (проект 19510 «Адонис») живо и ныне ходит под итальянским флагом, как круизный лайнер. В 1996 году достроенный на 60% корабль продали судоверфи «Мариотти», которая получив готовый корпус корабля с прекрасными мореходными качествами, достроила его как круизный лайнер «Seven Seas Navigator». Да ещё КИК «Сахалин» ходит под китайским флагом.



Собственная пилотируемая космическая программа к концу 90-х сворачивалась в пользу Международной Космической станции (МКС). Поддерживать параллельно с МКС станцию «Мир» государство не могло или не хотело. А отказаться от международных обязательств — точно не могло. Управление и связь дублировались из американского Хьюстона. Системы ретрансляции не было, и связь с собственной орбитальной группировкой поддерживалась почти только в зоне радиовидимости наземных пунктов. Собственно и сегодня, когда прилагаются немалые усилия для восстановления бесперебойной радиосвязи, зона радиовидимости имеет существенные прорехи, что понятным образом сказывается на космической программе. Вот где пригодился бы «космический» морской флот! Но, снявши голову, по волосам не плачут. Советский космический рывок остался в истории, вместе с «космическим флотом». И сегодня, имея то, что имеем, приходится заниматься восстановлением того, что у нас уже было.

На текущий момент проект многофункциональной космической системы ретрансляции находится в стадии реализации. Пока в Калининградской области не создан наземный командно-измерительный пункт, научно-исследовательское судно «Космонавт Виктор Пацаев» (уже более десяти лет, как ошвартованное возле Музея Мирового океана в Калининграде) — удивительным образом сочетает проведение экскурсий и одновременно работает в составе автоматизированного комплекса управления космическими аппаратами. Ситуация была бы смешной, если бы не была грустной — действующий комплекс, выполняющий важнейшие задачи, вынужден сам зарабатывать на поддержание своей работоспособности. Несколько раз, когда в Хьюстоне происходили погодные катаклизмы, функции связи с МКС брал на себя именно комплекс «Виктора Пацаева». Конечно, его значение будет постепенно снижаться, когда начнут вводиться в строй другие элементы системы управления. Но на мой взгляд, если мы хотим развивать собственную космическую программу (а судя по всему — всё же хотим), нам не мешает подумать и о дублирующих системах управления морского базирования, так бездумно ликвидированных в 90-е годы.

На сегодня НИС «Виктор Пацаев» благодаря почти героическим усилиям экипажа, регулярно проходит проверки Морского регистра судоходства и является полноценным кораблём, а не просто плавучим техническим средством. После введения в строй Балтийского КИП он сможет выполнять некоторые дублирующие функции, в том числе и в море. Благо комплекс его технических средств был в свое время модернизирован НПО Измерительной техники. Но надо понимать, что устойчивость космической группировки зависит от дублирования систем связи и измерения. И здесь не следует пренебрегать советским опытом, который и сегодня позволяет нам оставаться космической державой. И исходя из этого опыта, по моему скромному мнению, следует задуматься о морском компоненте космических систем.

Но Тихоокеанском флоте мы сохранили действительно уникальный корабль. Последний из советских кораблей измерительного комплекса — «Маршал Крылов», вошедший в состав флота 30 декабря 1989 года — действительно огромный корабль, водоизмещением более 23 000 т. Он и сегодня остается одним из самых больших и технически оснащённых кораблей нашего флота. Состав его технического комплекса и сегодня не имеет мировых аналогов и позволяет работать с различными космическими объектами, осуществлять связь или управление, работать с телеметрической информацией или определять параметры объектов. Его автономность составляет 120 суток. «Маршал Крылов» представляет собой одно из высших достижений советской науки. Только чудом его не постигла участь других кораблей 35-й бригады измерительного комплекса, которую в начале 90-х планировали ликвидировать полностью. Почти однотипный «Маршалу Крылову» — «Маршал Неделин», обеспечивавший в свое время уникальную операцию по переносу оборудования со станции «Салют-7» на станцию «Мир», а также беспилотный полёт «Бурана», был поставлен на плановый ремонт в 1990-м. Но ремонтировать его никто не стал. Уникальный корабль был частично разобран, частично разграблен, и в 1999 году продан на слом. Третий корабль этого проекта — «Маршал Бирюзов» -- разрезан недостроенным на стапеле. Такая же печальная судьба постигла ещё шесть кораблей 35-й бригады. И честь и хвала тем, чьими усилиями удалось сохранить КИК «Маршал Крылов»!

Когда закончился смутный период 90-х и нам снова понадобились космические программы и новые средства ядерного сдерживания — оказалось, что есть чем обеспечивать их испытательные пуски. Работа экипажа «Маршала Крылова» сопровождала практически все значимые испытания новых ракетных комплексов и запуски космических аппаратов. Именно в Тихий океан падают при пусках на предельную дальность головные части испытываемых ракет. В Тихом океане заканчивают работу спутники. В Тихом океане проводят испытания своего оружия другие страны. И прошедший модернизацию и ремонт, отпраздновавший в этом году свое 25-летие корабль измерительного комплекса, продолжает свою службу. 25 лет — не срок для такого корабля.

Сейчас многое делается для сохранения и приумножения того, что удалось сохранить. Как бы ни радовались неудачам и огрехам отечественной космической и оборонной программы недоброжелатели, я верю, что мы увидим и новые космические экспедиции, и новые корабли «космического флота» России. Есть и уникальное оборудование, и научный потенциал, и сохраняемый опыт боевых служб.

В конце концов, первый советский «космический флот» создавался по инициативе Королёва, путём переоборудования сухогрузов. Главное, что есть понимание будущего страны, как великой державы — и великой космической, и великой морской. Остальное зависит от нашей общей работы.
13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    24 октября 2012 06:42
    что мне "нравится" в подобных статьях, так это то что в них никогда не называют фамилии тех, кто едва не угробил полностью страну...такое ощущение, что весь развал устроили инопланетяне, а ныне здравствующие(и уже сдохшие) мерзавцы не имеют к этому никакого отношения...установленные таким негодяям памятники тоже сносить никто не собирается...видимо они всё таки сделали для кого то полезное дело...
    1. +4
      24 октября 2012 07:11
      Я бы добавил что неуказанные фамилии просто обязаны понести наказание а судебная власть не должна ловить мышей и отигрываться на рядовых граждан, коих примеров тьма
      1. bask
        +2
        24 октября 2012 07:48
        А,фамилии,кто чуть не угробил страну .не известны,????Самое главное в том , Россия сможет остаться одной из ведущих космических держав?ДА или Нет Что то начинают делать по этому вопросу но результаты если увидем не раньше 14года.Да согласен ,проблем накопилась тьма,решат ,вот вопрос,,,
        1. +2
          24 октября 2012 08:47
          bask,
          Да решат.Лет через сто!Где теперь специалистов брать?Переучивать из юристов или экономистов?Кто ответит за науку?Сейчас даже не поверите толкового сварщика с допуском на подводную лодку не найти!Если только в срочном порядке не принять какую нибудь программу по перекачке мозгов обратно на Родину.
          1. +2
            24 октября 2012 09:32
            Добрый день всем.
            Цитата: sergo0000
            !Если только в срочном порядке не принять какую нибудь программу по перекачке мозгов обратно на Родину.
            Не нужно никого перекачивать обратно. Надо просто заинтересовать толковых инженеров в работе на государство, перетащить их коммерческих структур. Талантов у нас хватает, только толанты кушать хотят вот и уходят работать на тех кто понимает их ценность. Для примера в ООО "Промтехнологии" работает порядка 20 инженеров (кандидатов и докторов наук) изобрели технологию изготовления гибких плат, только продаются они в основном заграницу. Хотя раньше они все работали на "Векторе"
            1. +2
              24 октября 2012 11:31
              Цитата: Механик
              никогда не называют фамилии тех, кто едва не угробил полностью страну...

              Может потому, что те кто подписывали бумажки на уничтожение флота, теперь сидят в ещё более важных креслах?
            2. +1
              24 октября 2012 12:20
              а" Вектор" разве ещё не до конца умер?
              1. 0
                24 октября 2012 12:25
                Цитата: Воложанин
                а" Вектор" разве ещё не до конца умер?
                Живет. В основном на метеостанциях и оборудовании для комплексов "Зоопарк"
        2. nagual
          +6
          24 октября 2012 12:12
          Давайте я лучше перечислю людей, которые спасли «Маршала Крылова». Это адмирал Георгий Николаевич Гуринов, бывший в 1993-94-м , (когда хотели порезать и «Крылова» )главкомом ТОФ.Владимир Кудымов - командир «Неделина», стоявшего тогда на Дальзаводе с частично демонтированным оборудованием — он по распоряжению Гуринова, бился за 35-ю бригаду в Москве. В Москве последний корабль КИК отстояли: Сергей Павлович Бирюков нач. полигонного отдела ГУРВО, генерал-лейтенант Болосов - нач. ГУРВО, Юрий Тертышник занимавшийся непосредственно полигонной технкой и другие офицеры РВСН, которые верили в то, что нам ещё понадобятся новые ракеты.
          «Пацаева» сейчас содержит в идеальном состоянии весь экипаж во главе с командиром, Сергеем Романовичем Конновым, и вся инженерная группа корабля. Причем делается всё это без оглядки на финансирование и без причитаний о «про...ых полимерах». Так же как в 90-х спасали «Крылова» без оглядки на власть и руководство, для Родины и для будущего своих детей.

          Честь и Слава этим людям!
        3. +1
          24 октября 2012 14:09
          Набери в интернете "Многоразовые космические корабли" и увидишь целую кучу обещаний к ... году полетит. Были уже Клипер, Одуванчик, Русь, .... и т.д. сейчас обещают к 2016 году... полетит. На Буране все технологии отработаны 20 лет назад. Обшивка - есть, автоматика захода на полосу - есть, носитель - есть, слесаря - есть. Все есть - нет "головастика" который примет решение это всё весить на кузов какой-нибудь "калины" или "осины" да запускать уже. У амеров "часник" полетел! Скоро многоразовые корабли будут в макдональсах продавать а мы только программы по развитию космоса принимаем.
      2. +1
        24 октября 2012 13:21
        Даю справку: "Иван Васильевич Грозный просто сажал на кол"
  2. Ванёк
    +2
    24 октября 2012 07:56
    Может Я и не прав: Что имеем, не храним, потерявши, плачем.
  3. +1
    24 октября 2012 08:39
    Ванёк,
    Да предательство это Иван,самое настоящее!И пока эти с... живы и не наказаны -ничего толкового не получиться!
  4. TOGE
    +2
    24 октября 2012 14:31
    Уважаемый Александр! Пишу Вам с глубокой благодарностью за статью. За последние годы, это самый справедливый материал! Мне это вдвойне приятно, так как многие годы мы пытались восстановить забытую судьбу 35 БрКИК, добиться справедливой памяти.Тем более приятно, что вы относитесь к молодому поколению и я вижу, что наши труды не пропали даром.

    Вы первый, кто опубликовал фамилии тех, кто берёг "Маршал Крылов", но было их гораздо больше. Как и тех, кто пытался спасти "Неделин" - это поистине самая трагичная истроия совеременного ВМФ.

    Только два уточнения, Александр. Первое: Вы упоминаете песню Андрея Горового и размещаете фотографию, принадлежащую сайту www.toge.ru. Пусть они не будут забыты.

    Второе: 25 лет кораблю будет в 2015 году, а в этом году - 25 лет спуска на воду. Это большая разница. Возраст считается от подъёма флага.
  5. +1
    24 октября 2012 14:54
    Слава собирателям и хранителям русской землм! Вечный позор разрушителям России!