Танковозы на Украине: незаметные герои СВО

42
Танковозы на Украине: незаметные герои СВО
КамАЗ-65225 готовится к спецоперации


Труженики военных артерий


У танковоза на фронте множество ролей. Он занимается эвакуацией поврежденной техники, перебрасывает резервы, обеспечивает оперативную передислокацию бронетехники. В приложении к реалиям российской спецоперации у танковозов особая роль. Украинский фронт – это несколько тысяч километров степи, лесов, грунтовых и шоссейных дорог. Перебрасывать танки и БМП своим ходом на такие расстояния долго и дорого.



В первую очередь расходуется дефицитный ресурс двигателей, трансмиссии и ходовой части. Во вторую очередь длительные перегоны своим ходом требуют немалого количества топлива и вызывают ненужную утомляемость экипажей. Именно поэтому ведение маневренных боевых действий без танковозов никуда.

Для перевозки легкобронированной техники подойдет любой армейский седельный тягач. Если придется выгребать с хранения все, что есть, то в дело пойдет заслуженный ЗиЛ-131В. В конце концов, в зону СВО переброшены подзабытые уже 9К55 «Град-1» на полноприводном зиловском шасси, так почему бы не использовать потенциал седельных тягачей? Правда, грузить в полуприцеп-трал рекомендуется не больше 12 тонн, но «мотолыга», к примеру, отлично вписывается в этот формфактор. Но пока ЗиЛ-131В на Украине не замечен, значит – с танковозами у российской армии все в порядке.


ЗИЛ-131В. Источник: auto.vercity.ru

Следующим седельным тягачом в табели о рангах стоит «Урал-44202», который в сцепке с тралом ЧМЗАП способен транспортировать боевые машины пехоты. Аналогичные задачи выполняет КамАЗ-4410 – первый полноприводной тягач из Набережных Челнов.

Но эта техника также относится к разряду мобилизационного резерва и на СВО не используется. Современной версией тягача еще советского происхождения можно считать трехосный КамАЗ-53504, который справляется с полуприцепами массой 23 тонны. Гораздо более приспособлен к реалиям Украины седельный тягач КамАЗ-6450 с колесной формулой 8х8. Эта немаленькая машина оснащена форсированным дизелем на 360–400 л. с. и может тянуть полуприцеп полной массой до 26 тонн.

Судя по опыту, четырехосный тягач увезет танк, но главным клиентом все-таки выступает БМП-3. Как и все остальные транспортеры бронетехники, КамАЗ-6450 отличается высокой максимальной скоростью (до 80 км/ч) и немаленьким запасом хода – до 1 000 км. Полноприводное шасси позволяет перегонять тралы по увлажненным грунтовым дорогам, но вот экипаж бронемашины вынужден коротать дорогу на своих рабочих местах.



КамАЗ-65225. Источник: telegra.ph

Вообще, в российской армии практически нет специально разработанных танковозов, и обычно в дело идут основательно переработанные версии гражданских тягачей. Таким, например, стал один из самых распространенных танковых транспортеров – КамАЗ-65225.

Несмотря на то, что это полноприводная машина, две задние оси у тягача двухскатные, что позволяет значительно увеличить нагрузку на седло. У танковоза 400-сильный мотор и полная масса автопоезда в 75 тонн. «Армату», конечно, не утащит, но для Т-72, Т-80, Т-90 запаса прочности хватит. Большой минус такого танковоза – это низкая проходимость.

Во-первых, мешают двухскатные задние оси, а во-вторых, не самый производительный для 75-тонной машины дизель. Но на Украине это пока самый распространенный танковоз. Этому благоволят погодные условия и развитая дорожная сеть. Частично проблема бездорожья решается танковозом КамАЗ-65221, у которого задние оси уже односкатные. Только вот транспортирует танки такой тягач уже на пределе – полная масса полуприцепа не превышает 51 тонну. Машина также используется для нужд спецоперации.






КамАЗ-65221 Источник: platesmania.com


БАЗ-6403.01. Источник: en.wikipedia.org

Не КамАЗами едиными живут российские танковозы на Украине. В классе перевозчиков легкой бронетехники – БАЗ-6402 «Вощина-1», основное предназначение которого перевозить комплексы С-400. Машина суровая – шесть колес на торсионных подвесках, 9-ступенчатая механическая КПП, 470-сильный дизель ЯМЗ и сразу тринадцатиметровый радиус разворота. Танки таскать такая сцепка не сможет – масса полуприцепа не должна превышать 30 тонн.

Совершенно в другой категории – брянский четырехосный тяжеловоз БАЗ-6403.01, способный тянуть трал массой в 70 тонн. Полная масса автопоезда тянет на 90 тонн. Теоретически брянский тягач может и 55-тонную «Армату» на Украину доставить. Машина немаленькая – высота 3 метра, длина 9,9 метров. Тягач изначально разрабатывался под нужды концерна ВКО «Алмаз-Антей», но успешно используется танкистами, в том числе и на Украине.

А если помечтать?


Чего не хватает отечественным танковозам? Прежде всего, бронированной кабины. Королевой боевых действий на Украине является артиллерия с вездесущими осколками и готовыми убойными элементами. Это добавляет серьезные риски водителям в прифронтовой зоне.

Еще в 2016 году появилась надежда на решение этой проблемы – в Миассе разработали четырехосный Урал-6308 «Торнадо-У». У этого танковоза все хорошо – сдвоенная бронекабина, в которой с комфортом разместится экипаж танка, и три односкатные оси сзади, одновременно повышающие проходимость и нагрузку на седло.

Мотор прочили 550–600-сильный, что значительно увеличивало удельную мощность машины. Особенно относительно предшественников. Не забываем про роскошную независимую пружинную повестку задних – «Армату» не будет укачивать на ухабах. Последняя ось проектировалась поворотной, что позволяло при должном умении маневрировать в городских условиях. Самый первый прототип, правда, оснащался венгерскими мостами, немецкой автоматической КПП, да и двигатель ЯМЗ был лицензионный от Renault.

Ждем этого красавца на Украине?






Урал-6308 «Торнадо-У». Источник: autoreview.ru


Белорусские МЗКТ умеют делать вот так. Источник: mpark.pro








К-78504 «Платформа-О». Источник: trucksplanet.com


К-78504 «Платформа-О». Источник: glav.su

Одним из самых важных направлений развития тяжелого танковозного транспорта является разработка тягачей, способных брать на трал пару танков. Если не пару, то хотя бы танк в компании с БМП. Такое уже давно умеют белорусские богатыри МЗКТ, до недавнего времени пользовавшиеся неплохим спросом. Например, ОАЭ охотно покупали танковозы и возили на них свои БМП-3 с Leclerc.

У России до определенного момента был выбор – либо попадать в зависимость от Белоруссии и закупать не только ракетовозы, но и танковые транспортеры, либо самостоятельно разработать аналог. Так появилась камазовская (точнее – разработчиком выступал «Ремдизель») «Платформа-О» – самая масштабная и дорогостоящая из программ разработки армейской колесной техники последних лет. Два шасси – К-7350 и К-78504 – были потенциально способны составить конкуренцию минским машинам.

Схему в Набережных Челнах выбрали экзотическую с дизель-генератором и мотор-колесами. Фактически тягачи проектировали с чистого листа. Не получилось. И техническая начинка не дотягивала, и сами прототипы оказались перетяжеленными.

Сейчас локомотивом развития отечественных танковозов станет минская конструкторская школа. История повторяется – именно специальное КБ МАЗа после войны стало родоначальником всей советской линейки тяжелой колесной техники.
42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    14 октября 2022 05:52
    Так самые лучшие были МАЗ-543 и МАЗ-537, 4-х осные. Почему то про них промолчали. В мое время это были основные тягачи для перевозки танков.
    1. +5
      14 октября 2022 06:18
      Это удивительно, почему их (МАЗы) не вспомнили, не ужели отправили в утиль? Насколько я помню, то в 60-е и КРАЗы таскали трейлеры с Т-54.
      1. +7
        14 октября 2022 06:39
        Цитата: aleks neym_2
        не ужели отправили в утиль?

        Нет, они еще в деле. МАЗ 537 светился в зоне СВО.
        1. +2
          14 октября 2022 11:50
          Очень интересный персонаж. Похоже, это колёсный эвакуатор танков КЭТ-Т МАЗ-537. Вопрос - как к нему приколхозили трал?
          1. +2
            14 октября 2022 12:26
            Фото майское, из ДНР. Где они нашли МАЗ-537 не знаю, но вид у него уставший.
          2. 0
            14 октября 2022 16:18
            25 назад,славные 2 и 4я на таких и таскала технику.
            Я на 4320 директрису менял,но то пехотные 2йки.14 т всего.И то лучше на понижайке шло.
          3. 0
            16 октября 2022 06:55
            Очень интересный персонаж. Похоже, это колёсный эвакуатор танков КЭТ-Т МАЗ-537. Вопрос - как к нему приколхозили трал?

            Это стандартное исполнение. У нас в учебном полку в/ч 20115, в Острогожске, были такие МАЗы, причем на тралах были намертво приваренные Т-34-85.
        2. -3
          14 октября 2022 14:08
          Расход топлива -- 125 литров на 100 километров. У того же КамАЗа-65225 в три раза меньше
          1. +1
            14 октября 2022 15:02
            И ресурс фактически танкового двигателя минимальный. Расход масла приближается к расходу топлива.
      2. +10
        14 октября 2022 07:24
        Цитата: aleks neym_2
        не ужели отправили в утиль?

        Да, не вспомнили дедушку. У нас таскают на обкатку и "буратины" и танки.
        1. +2
          14 октября 2022 13:53
          Интересный у них самобытный дизайн. Что-то одновременно мультяшное и хищное.
          В русской версии "Тачек" он бы точно нашёл своё место)
    2. 0
      16 октября 2022 05:39
      Они уже как мамонты, все в утиль пошли....
  2. -3
    14 октября 2022 05:55
    На первом фото КАМАЗ тянет на прицепе САУ, а если бы у нас были аналоги "Цезаря" и Zuzana 2, то и тягач не понадобился бы, сами бы приехали....
    1. +3
      14 октября 2022 09:21
      Цитата: Maxim G
      а если бы у нас были аналоги "Цезаря" и Zuzana 2, то и тягач не понадобился бы, сами бы приехали....

      Это по нашим то грязям ?
      Колёсные самоходы , тем более открытого (без башни) типа , хороши для тёплого климата с твёрдыми грунтами . А под нашим осенним обложным дождём , да по пахоте ... А в\на б\Украине мно-ого полей .
      Хотя над чем-то подобным и "Цезарю" , и "Сюзанне" , в РФ работали , даже образцы были ... И действительно в качестве альтернативы буксируемым гаубицам аналог "Цезаря" был бы востребован и оправдан . Но не в качестве альтернативы гусеничным САУ .
      1. 0
        14 октября 2022 09:42
        Да. По вашим.
        "Цезари" ВСУ применяет.
        1. 0
          14 октября 2022 11:03
          Осенние дожди у нас только начинаются . А впереди зима , которая в\на не столько холодная и снежная , сколько сырая и грязная .
          Цитата: Maxim G
          "Цезари" ВСУ применяет.

          Знаю , осколки подбирал от них в Донецке .
          1. 0
            14 октября 2022 15:10
            В Западной Европе от балды делают технику.
            Насчёт грязи, не думаю, что сильнее чем при строительстве трубопроводов в Сибири. Там обычная строительная техника работала, в том числе и колёсная.
    2. 0
      14 октября 2022 15:01
      Коалиция-СВ-КШ? НОНА СВК? Со времен СССР (взять ту же "су-12" 1933 года) еще разработки ведутся и есть аналоги.
    3. 0
      12 ноября 2022 19:04
      Цитата: Maxim G
      аналоги "Цезаря"

      Будут иметь огромное преимущество - унификация с автокраном типа "ивановец". То есть налаженное производство шасси, поворотного узла и много чего. У автокранов уже есть управление из кабины гидравликой подъема стрелы и всеми остальными координатами наведения, то есть упростится и обучение расчета. И наоборот, боец расчета такого орудия после дембеля - готовый крановщик, чуток строповке доучить только.
      У меня есть подозрение, что Цезарь и есть автокран с замененным на орудие поворотным узлом.
      Про непогоду - строители как-то работают и под дождем, и на глинистом грунте, и вообще круглогодично. Конечно, летом легче, но приходится и зимой строить и отгружать.
    4. 0
      4 декабря 2022 23:18
      Это про разное…Pz2000 или М109 кто тягает?
  3. +8
    14 октября 2022 06:45
    Если не пару, то хотя бы танк в компании с БМП.
    "Самоходку танк любил ...в лес гулять её водил ! От такого рОмана вся роща переломана!" ("На войне как на войне" )
  4. +1
    14 октября 2022 10:24
    Хорошая статья. Автор наглядно показал, почему нет большого смысла в военном плане от ударов по украинской железной дороге. Парк гражданских седельных тягачей большой, если нужно будет- мобилизуют, сколько нужно.
    1. 0
      14 октября 2022 11:41
      Хорошая статья. Автор наглядно показал, почему нет большого смысла в военном плане от ударов по украинской железной дороге. Парк гражданских седельных тягачей большой, если нужно будет- мобилизуют, сколько нужно.

      Тягачи - нема проблем! А где взять кучу низкорамных полуприцепов?
      1. 0
        14 октября 2022 16:15
        У нас два завода,можно перепрофилировать.
      2. -1
        15 октября 2022 23:24
        Они широко используются , например, для перевоза строительной техники, тяжелых грузов и так далее. Не хватит на Украине- Европа поможет. Да и не для всех перевозок они нужны, боеприпасы, например, можно обычными грузовыми полуприцепами к тягачам, которые в огромном количестве есть.
    2. 0
      15 ноября 2022 05:50
      Парк тягачей-то большой, но не все тягачи берут нагрузку на седло более 22тн.
      И, тем более, не все Тралы возьмут нагрузку более 40 тн.
      Автор статьи немного лукавит - на 64225 полная масса полуприцепа 64 тн, вес полуприцепа-тяжеловоза от 9 тн.
      Теоретически, 64225 может брать полуприцеп с грузом 55 тн.
      Вот только я не видел в ВС полуприцепы, грузоподъемность выше 45 тн.
      Всё трехосные Тралы имеют грузоподъемность до 42 тн.

      Так что, дело тут не в тягач ах, а собственно в тралах.
      1. -1
        15 ноября 2022 09:12
        смотрите на этот вопрос шире. Если Запад готов доставлять оружие и боеприпасы, то изыскать возможности по поиску транспорта для него (а тем более полуприцепов)- не архисложная задача.
  5. +1
    14 октября 2022 12:31
    При ВВП уничтожили курганский завод-Кзкт,теперь возят на почти гражданских КамАЗ с нолевой проходимостью.ачто касается мзкт,то какая от них зависимость,у нас ведь союзное государство и тягачи они умеют делать а отличие от распила бабла на платформе о.
    1. 0
      14 ноября 2022 22:53
      Сейчас все возят на гражданских тягачах…..МЗКТ нишевая тяжелая машина. И даже ей нужен современный дизель , а не низкоресурсный аналог тонкого движка. Урал пользует лицензионный ТД от Рено 410-430 лс, КАМАЗ перезапускает свой дизель 450-750 лс. У обоих ресурс за 1 млн км .
  6. 0
    14 октября 2022 15:53
    За "платформу о" обидно, нам нельзя в армии зависеть от иностранных государств, а вдруг завтра переворот в Беларуси или ещё чего, армия должна иметь отечественную технику
  7. +1
    14 октября 2022 22:12
    Автору огромное спасибо. Незаметные труженики всегда в тени. Было бы любопытно почитать об эргономике экипажа и защищенности рабосих мест hi
  8. +1
    15 октября 2022 20:38
    В КУРГАНЕ БЫЛ КЗКТ ВЫПУСКАЛ ТАНКОВОЗЫ. ЗАВОД ОБАНКРОТИЛИ.
    "У России до определенного момента был выбор – либо попадать в зависимость от Белоруссии и закупать не только ракетовозы, но и танковые транспортеры, либо самостоятельно разработать аналог."
    1. +1
      17 октября 2022 19:56
      Да, одним из первых угробленных заводов в Кургане стал КЗКТ. Такой славный угробили наши "эффективные менеджеры" .....
    2. 0
      14 ноября 2022 22:49
      Полный аналог тягачей был КЗКТ….мосты и коробка были и там белорусские , но остальное Российское.
  9. 0
    17 октября 2022 12:00
    Просматривается очность "системы" . Что построили за строй ? Отбери наследие СССР - и... кабздец .
  10. 0
    14 ноября 2022 22:48
    Сейчас в мире массово используют вариации гражданских машин , к примеру Уралов и КамАЗов. КАМАЗ давно ковыряет свой К5 в весьма мощных версиях с дизелем 550 -750 лс в виде майнинговых самосвалов. Не знаю, как обстоит дело сейчас с производством Дизелей…… и ситуация с производством новых 9тн мостов на Урале…. Сейчас все подобные мосты идут из Китая.
  11. 0
    20 ноября 2022 20:39
    Ох уж эти сказочники и фантазеры...
    Тягач им малопроходимый...
    Да задача этого тягача не таскать танки по раскисшим полям, а перемещать их на марше за сотни километров. Но тоже не на тысячи. На пару сотен максимум.
    Эвакуация с поля разбитой техники, это совсем другое.
    У нас на производстве давно был, прочем и есть наверное еще, обычный тягач МЗКТ, который с виду ну почти как обычный гражданский тягач МАЗ, ну который тягает обычные фуры. Так он таскал груз 140 тонн под тяжелым колпаком на громадном тяжёлом трале. То есть под 170 тонн прицеп.
    То есть такой тягач спокойно по дорогам утащит два танка! Трехосный.
    Не может Чемезов наладить на КАМАЗе выпуск необходимого количества тягачей, ну так это спросить надо, почему. Как и за Платформу, на которую денег было потрачено много, а выхлопа рабочей машины нет. Так и покупаем в минске телеги для ракетной спецтехники. А минск, кстати, в поисках сбыта, много техники поставлял и в украинскую армию.
    Транспортировка же танка по дороге вообще блин не проблема. Хотя в основном они перемещаются у нас и на украине на жд платформах.
    С Забайкальска в Ростов-приукраинский можно танки притащить на поезде, далее сотню км на тягаче, а далее своим ходом, где уже достаточно опасно для тягача.
    Воевать наши генералы всех мастей совсем не собирались. Поэтому техники для реальной войны и не заказывалось. И не производилось. Все делали вид, надувая щеки:
    Что от тайги до британских морей
    Красная армия всех сильней.
    На парад 9 мая техники много не надо было, да и главная её задача была проехать по площади без поломки.
    А сейчас все не понимают, как же так получилось, что мы ещё не взяли Львов?
    1. 0
      20 ноября 2022 20:45
      Кстати говоря, у нас не только тягачей нема, но нема и брезента/парусины, чтобы прикрыть боевую технику на марше, скрыть её от шалавливых глаз.
  12. 0
    20 декабря 2022 18:58
    Стесняюсь спросить - а что, танки прямо на передовую на тралах должны доставляться, чтобы у тягача была острая необходимость в бронировании кабины?
    1. 0
      8 января 2023 01:29
      Стесняюсь спросить, а авиацию, тактические ракеты с фугасной БЧ и дроны уже отменили на современной войне? Вам водителей тягачей и их родственников совсем не жалко, да?
  13. 0
    28 декабря 2022 14:59
    ...в российской армии практически нет специально разработанных танковозов, и обычно в дело идут основательно переработанные версии гражданских тягачей.

    Как эффективно использовали танковозы в Армии обороны Израиля во время войны Судного дня для беспримерного манёвра крупными массами танковых войск ещё в 1973-м ПЯТЬДЕСЯТ лет назад.

    Во Франции на военных парадах в честь Дня взятия Бастиилии тяжелые танки очень часто везут на танковозах, чтобы улицы не портить, и показывают это на весь мир.

    Опять вопрос о военно-техническоцй политике и ответственных за подобные провалы.

    Если есть "союзное государство", значит можно и нужно брать тягачи белорусского производства, тем более, что там нет своего танкового производства,

    Но развивать замечательный брянский завод БМЗ.
  14. 0
    28 декабря 2022 15:17
    Кто мешает мобилизовать для СВО имеющееся у российских автоперевозчиков, экчспедиторов, особенно если это СП с участием недружественных стран, многочисленные мощные седельные тягачи???

    На Украине успешно забрали себе более 20 тыс. грузовых вагонов, принадлежащие РЖД или россйским предприятиям.