Пентагон ищет новые воздушные платформы для разведывательных комплексов

6
Пентагон ищет новые воздушные платформы для разведывательных комплексов
БПЛА MQ-9C Grey Eagle - современный носитель средств воздушной разведки. Фото General Atomics


Стало известно, что Пентагон ищет новые способы развертывания комплексов воздушной разведки. Для размещения специальной аппаратуры предлагается использовать различные воздушные платформы с достаточной грузоподъемностью, способные осуществлять управляемый полет и находиться в воздухе длительное время. Рассматриваются беспилотные самолеты, дирижабли, аэростаты и даже воздушные змеи.



Перспективы разведки


5 и 6 октября в штаб-квартире Центрального командования армии США (USCENTCOM) во Флориде состоялся саммит, посвященный вопросам развития «разведки, наблюдения и рекогносцировки» (ISR). В мероприятии приняли участие ок. 200 представителей различных армейских структур, научных организаций и предприятий военно-промышленного комплекса.

Главной темой саммита стал поиск альтернативных технических решений в сфере носителей воздушных систем ISR. Специалисты обсудили существующие платформы для разведывательной аппаратуры и определили их сильные и слабые места. Также высказывались новые предложения о внедрении в этой сфере той или иной техники.

В USCENTCOM считают, что наблюдаемые изменения военной и политической обстановки предъявляют новые требования к средствам воздушной разведки. По сути, требуется принципиально новый подход к построению таких систем. Решить такую задачу планируют в рамках различных саммитов и конференций, которые создадут основу для реальных опытно-конструкторских работ.


Экспериментальный БПЛА сверхбольшой продолжительности полета Vanilla UAV. Фото Vanilla Unmanned

Саммит прошел в закрытом режиме, без участия прессы и посетителей «со стороны». Подробности мероприятия официально не раскрывались. В сообщении от Центрального командования предсказуемо приводятся только самые общие фразы и формулировки. Что именно обсуждалось на прошедшем саммите, какие идеи предлагались участниками, и как были приняты военно-научным сообществом, не уточнялось.

Новые подробности


Вскоре стали известны некоторые подробности. 10 октября издание The Drive / The War Zone опубликовало информацию, полученную от представителя USCENTCOM полковника Джо Буккино. По понятным причинам, офицер раскрыл только самые общие идеи и обошелся без подробностей, но и эти данные представляют интерес.

Полковник Буккино рассказал, что специалисты изучают несколько вариантов носителей разведывательной аппаратуры. В качестве такой воздушной платформы рассматриваются беспилотные самолеты с электрической силовой установкой, включающей солнечные панели. Также представляют интерес воздушные змеи и летательные аппараты легче воздуха – аэростаты или дирижабли.

Представитель USCENTCOM сообщил, что в ходе саммита специалисты разных организаций рассмотрели несколько существующих проектов такого рода. Какие именно летательные аппараты изучались, и какие выводы были сделаны, не упоминается.


Опытный беспилотник Zephyr S. Фото Airbus

Целевое оборудование предъявляет определенные требования к воздушным платформам, что усложняет проекты в целом. По этой причине необходимо развивать приборы, уменьшая их размеры и вес. При этом рабочие характеристики должны оставаться на прежнем уровне или даже расти.

Беспилотные самолеты


Полковник Дж. Буккино упомянул, что на прошедшем мероприятии рассматривались реальные проекты. Издание The War Zone попыталось определить возможный круг таких разработок, потенциально представляющих интерес для Пентагона. Кроме того, напомнили, что военное ведомство уже достаточно давно изучает новые платформы для ISR.

Весной прошлого года ВМС США провели учения Unmanned Integrated Battle Problem 21 (UxS IBP 21), в ходе которых проверялись различные беспилотные платформы. Так, в качестве носителя приборов разведки испытали БПЛА сверхбольшой продолжительности полета от компании Vanilla Unmanned. В течение нескольких суток этот аппарат оставался в воздухе и следил за действиями условного противника.

Потенциальной платформой для ISR может быть экспериментальный БПЛА Zephyr S от компании Airbus, оснащенный электрической силовой установкой и солнечными панели. Летом этого года опытный самолет совершил полет продолжительностью 64 сут. Если бы не поломка и крушение, он мог бы оставаться в воздухе еще дольше.


Аэростат Thunderhead. Фото Raven Aerostar

Разрабатываются и другие подобные БПЛА, причем все подобные проекты основываются на общих решениях. Самолеты такого рода строятся по общей схеме, дающей прирост аэродинамических качеств. Используются электрические двигательные установки с питанием от аккумуляторов и солнечных панелей. При этом такие конструкции не отличаются высоким весовым совершенством и несут ограниченную полезную нагрузку.

Легче воздуха


Представитель USCENTCOM также упомянул летательные аппараты легче воздуха. Военное применение аэростатов и дирижаблей в целом не является новинкой, хотя современные средства ISR на такую технику, насколько известно, не устанавливались. Однако это направление изучается, и The War Zone напоминает о перспективных проектах, доведенных до полноценных летных испытаний.

Так, в течение нескольких лет компания Aerostar из состава Raven Industries разрабатывает высотный аэростат Thunderhead. Такой аппарат осуществляет полет за счет баллона с легким газом. При этом на борту имеются средства навигации и управления, при помощи которых он может удерживать заданную позицию или совершать полет в нужном направлении. Подобные возможности неоднократно демонстрировались на испытаниях.

Thunderhead может работать самостоятельно или в группах, в т.ч. с обменом данными между отдельными аэростатами. Предусматривается установка разных полезных нагрузок. В частности, ранее аппарат рассматривали как носитель ретранслятора для организации связи в удаленных районах. Существует и принципиальная возможность установки разведывательной аппаратуры и приборов связи для передачи собранных данных.


Концепт дирижабля Stratobus. Графика Thales Alenia

Одновременно разрабатывается несколько проектов высотных дирижаблей, способных нести различное оснащение. К примеру, компания Thales Alenia предлагает проект Stratobus. Это будет электрический дирижабль, способный неделями или месяцами находиться в воздухе, на одной позиции или на заданном маршруте. Солнечные панели обеспечат работу установленного оборудования, которым может быть комплекс ISR.

Прошлое и будущее


В отдаленном прошлом самолеты и аэростаты с фотокамерами и иным специальным оборудованием были основными средствами разведки территории вероятного противника. В дальнейшем от подобной техники отказались из-за повышенных рисков и наличия более удобной и безопасной альтернативы в виде космической разведки. Позже часть задач ISR передали БПЛА разных классов.

Теперь предлагается расширить возможности беспилотных самолетов, а также вернуться к разведывательным аэростатам. Этому способствует как технический прогресс, так и специфика локальных конфликтов последнего времени. Беспилотные летательные аппараты получают возможность почти свободно работать в воздушном пространстве вероятного или реального противника, а их потеря не является принципиальной проблемой.

Исследования в области высотных летательных аппаратов со сверхбольшой дальностью и продолжительностью полета начались достаточно давно. Однако теперь ими всерьез заинтересовался Пентагон. Проводятся практические мероприятия и собираются саммиты. Это означает, что в обозримом будущем на базе нынешних экспериментальных проектов могут быть созданы новые реальные средства разведки. Оправдают ли они нынешние надежды, покажет время.
6 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -2
    13 октября 2022 06:50
    Полковник Буккино рассказал, что специалисты изучают несколько вариантов носителей разведывательной аппаратуры.

    Что они там все изучают? Все давным-давно изучено до них "древними шумерами". Вот вариант ЛА, который использовался для корректировки разметки при копании Черного моря:

    В оригинале шаров было два. Второй был желтого цвета.
  2. +2
    13 октября 2022 11:07
    По идее, шары неплохо должны сбиваться лазерами, тут больше вопрос в обнаружении.
  3. +1
    13 октября 2022 15:18
    Вот несколько презентационных видеороликов (анимационных рекламных роликов) российского проекта транспортных грузопассажирских аэроплатформ Аэросмена / Aerosmena:
    А200 (200 тонн) - беспилотная авиабаза как носитель боевых дронов/авиасистем: https://youtu.be/AcMwUYnkNB0
    А600 (600 тонн) — универсальное грузовое решение для транспортно-логистических операций: https://youtu.be/6Ajgtngb1DA
    A60 (грузоподъемность 60 тонн) - воздушная аэро-яхта класса люкс для дальних плаваний и кругосветки: https://youtu.be/47nIYCGaAaA
    К сожалению, ни Минобороны РФ, ни руководство страны не спешит дать зеленый свет этому важному и нужному нашейпроекту.
  4. 0
    16 ноября 2022 17:24
    Сбивать.
    Сбивать в международном техническом пространстве.
    Нам "пофиг" что у вас там пролетело, нам не понравилось.
    Как вам трубы в Германию.
  5. -1
    6 декабря 2022 22:29
    Постепенно движемся к независимым от обслуживания человеком техническим новинкам, к самотестирующемуся ИИ, к электромобилям, роботам-полицейским, революции роботов...
    Пойду ка спать...
    По тому, что написал, надо выспаться...
  6. 0
    28 декабря 2022 23:14
    В России очень много относительно дешевых газов легче воздуха (гелий и пассивированный водород), который грешно не использовать для высотных, беспилотных дирижаблей с со средствами радиолокационной и оптической разведки. Беспилотный дирижабль диаметром 6м и длиной 30 м на пассивированном водороде, способен подымать 500 кг полезной нагрузки на высоту 10 км, имеет видимый горизонт порядка 400 км. Огромная оболочка такого дирижабля может быть покрыта гибкими пластинами солнечных батарей, которые на указанной высоте будут чрезвычайно эффективными и позволят ему находиться на непрерывном дежурстве годами. Сеть из относительно небольшого количества подобных аппаратов способна создать сплошной радиолокационное поле по всему периметру страны с целью своевременного обнаружения воздушных целей (в том числе и низколетящих) и эффективного наведения на них соответствующих средств ПВО. Никакой беспилотник не укрылся бы за складками местности от подобного поля локации. Дирижабли подобного типа и большего размера могут вообще быть дешевыми грузовыми платформами, которые так необходимы России с ее необъятными просторами. Угадайте во что все уперлось? В оболочки. Но мы ж ракеты делаем. Что не можем сделать оболочки, которые, кстати, понадобятся для надувных конструкций на орбите, а также для аналогичных конструкций при освоении Луны и Марса? Опять кто-то в нашем государстве откровенно тупит.