Советское авиационное противотанковое вооружение периода Второй мировой войны

69
Советское авиационное противотанковое вооружение периода Второй мировой войны

К началу Второй мировой на ближние бомбардировщики и штурмовики, предназначенные для действий по переднему краю и тылам противника, помимо других задач, возлагали борьбу с бронетехникой противника. В то же время на начальном этапе боевых действий для этих самолётов не имелось по-настоящему эффективного специализированного противотанкового оружия.

Авиационное артиллерийское вооружение


К моменту нападения Германии на СССР на вооружении нашей авиации имелось два типа авиационных пушек: 20-мм ШВАК (Шпитального-Владимирова авиационная крупнокалиберная), конструкция которой была во многом сходна с 7,62-мм авиационным пулемётом ШКАС и 23-мм ВЯ (Волкова-Ярцева). Эти 20–23-мм пушки могли преодолеть только защиту машин, прикрытых противопульной бронёй, и снаряды такого калибра имели невысокое заброневое действие. Увеличение калибра авиационных орудий до 37–45-мм теоретически позволяло бороться со средними танками и при определённой удаче –даже с тяжелыми.



Наиболее массовой советской авиационной пушкой периода Второй мировой войны является 20-мм ШВАК. По своему устройству ШВАК была полностью аналогична крупнокалиберному 12,7-мм пулемету с одноименным названием, который поступил на вооружение еще в 1936 году. Различие было лишь в калибре и боеприпасе. На серийных истребителях 20-мм пушки стали ставить в 1939 году. 20-мм пушка ШВАК выпускалась в вариантах: крыльевом, турельном и как мотор-пушка.


20-мм пушка ШВАК в крыле истребителя И-16

Синхронные и крыльевые 20-мм пушки устанавливались на советских истребителях И-153П, И-16, Як-1, Як-3, Як-7Б, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7, Пе-3. На части британских истребителей «Харрикейн», поставленных в СССР, 20-мм пушками заменили пулеметы винтовочного калибра.


20-мм авиационная пушка ШВАК

Крыльевой вариант ШВАК весил 40 кг и имел длину 1 679 мм. Темп стрельбы – 700–800 выстр./мин. Бронебойно-зажигательный снаряд массой 96 г покидал ствол с начальной скоростью 800 м/с.

Если против авиации противника 20-мм пушки действовали удовлетворительно, то для борьбы с танками они оказались слабыми. Вскоре после начала боевых действий выяснилось, что бронебойный 20-мм снаряд пушки ШВАК способен пробить немецкую броню толщиной до 15 мм (танки Pz.II Ausf F, Pz.38(t) Ausf С, БТР Sd Kfz 250) при углах встречи, близких к нормали, с дистанции не более 250–300 м. При углах встречи 30–40°, характерных при атаке с бреющего полёта или с пологого пикирования, снаряды, как правило, рикошетировали.

В 1940 году на вооружение была принята 23-мм автоматическая пушка ВЯ-23. Отдача 23-мм пушки была достаточно велика, и ее первоначально не устанавливали на истребители. Единственным ее носителем в начальный период войны являлся штурмовик Ил-2, в каждом крыле которого размещали по одной пушке ВЯ с боекомплектом по 150 патронов на ствол. Позже ею вооружались штурмовики Ил-10 и частично истребители ЛаГГ-3. Серийные самолеты с 23-мм пушками начали поступать с августа 1941 года.

При весе 66 кг и длине 2 150 мм, пушка делала 550–650 выстр./мин. Снаряд массой 200 г имел начальную скорость 900 м/с и на дистанции 200 м по нормали пробивал 25-мм броню. Ил-2, вооруженный пушками ВЯ-23, мог поражать броню легких танков, при атаке последних сзади или сбоку под углами планирования до 30°.


23-мм авиационная пушка ВЯ

Таким образом, 20-мм и 23-мм авиапушки могли эффективно бороться только с бронетранспортёрами, бронемашинами и лёгкими танками. Кроме того, не всякое пробитие брони малокалиберным снарядом, обладавшим небольшим заброневым действием, приводило к уничтожению или выводу танка из строя.

Осенью 1941 года стало очевидно, что советские авиационные пушки калибра 20–23-мм в состоянии эффективно бороться только со слабо защищёнными машинами, средние танки и САУ им были не по зубам. Кроме того, прогнозировалось увеличение защищённости вражеской бронетехники, и в связи с этим авиаконструктор С. В. Ильюшин предложил вооружить штурмовик Ил-2 14,5-мм пулемётами, созданными на базе пушки ВЯ. Однако это предложение не нашло поддержки у советского военно-политического руководства.

Наибольшей бронепробиваемостью обладал патрон 14,5-мм с пулей БС-41, в которой использовался сердечник из карбида вольфрама. На дистанции 300 м БС-41 уверенно преодолевал 35-мм броню. Однако карбид вольфрама, используемый для изготовления подкалиберных бронебойных снарядов, был дефицитным материалом в течение всей войны. Специалисты резонно отмечали, что расход 14,5-мм авиационных боеприпасов будет в десятки раз больше, чем при стрельбе из противотанковых ружей, а эффективность не намного выше, чем при применении 23-мм снарядов.

Во второй половине 1942 года небольшой серией был выпушен вариант Ил-2, вооруженный двумя 37-мм пушками ШФК-37. Эта 37-мм авиационная пушка была разработана под руководством Б. Г. Шпитального.


Штурмовик Ил-2, вооруженный 37-мм пушками ШФК-37

Вес пушки ШФК-37 с боекомплектом составлял 302,5 кг. Темп стрельбы – приблизительно 170 выстр./мин, при начальной скорости снаряда 890–900 м/с. В боекомплект пушки входили бронебойно-зажигательно-трассирующие и осколочно-зажигательно-трассирующие снаряды.

Снаряд БЗТ-37 обеспечивал пробитие немецкой танковой брони толщиной 30 мм под углом 45° к нормали с дистанции не более 500 м. Броню толщиной 15–16 мм бронебойный снаряд пробивал при углах встречи не более 60° на тех же дистанциях. Броня толщиной 50 мм пробивалась с дистанций не более 200 м при углах встречи, не превышающих 5°. Осколочно-зажигательные снаряды имели меньшую бронепробиваемость, но они при попадании в ходовую часть зачастую выводили её из строя и могли эффективно поражать внешние баки, навесное оборудование, стволы орудий, оптику и прицелы.

Большие габаритные размеры пушек ШФК-37 и магазинное питание (емкость магазина 40 снарядов) определили их размещение в обтекателях под крылом самолета Ил-2. Из-за установки на пушке большого магазина ее пришлось сильно опустить вниз относительно строительной плоскости крыла (оси самолета), что не только усложнило конструкцию крепления пушки к крылу (пушка крепилась на амортизаторе и при стрельбе перемещалась вместе с магазином), но и потребовало сделать для нее громоздкие с большим поперечным сечением обтекатели.

Испытания показали, что летные данные Ил-2 с крупнокалиберными авиапушками ШФК-37, по сравнению с серийным Ил-2, вооруженным пушками ШВАК или ВЯ, серьёзно ухудшились. Самолет стал более инертным и сложным в технике пилотирования, особенно на виражах и разворотах на малой высоте. На больших скоростях ухудшилась маневренность.

Прицельная стрельба из пушек ШФК-37 на самолете Ил-2 была в значительной степени затруднена, вследствие сильной отдачи пушек при стрельбе и несинхронности в их работе. Большой разнос пушек относительно центра масс самолета, а также недостаточная жесткость крепления пушечной установки, приводили к тому, что штурмовик при стрельбе испытывал сильные толчки, «клевки» и сбивался с линии прицеливания. Это в свою очередь, с учетом недостаточной продольной устойчивости штурмовика, давало значительное рассеивание снарядов и резкое снижение точности стрельбы. Попасть в цель можно было при длине очереди не более чем в 2–3 выстрела. Стрельба же из одной пушки была совершенно невозможной. Штурмовик сразу же разворачивался в сторону стреляющей пушки так, что не имелось возможности ввести поправку в прицеливание. Попадание в цель в этом случае могло быть только первым снарядом.

В течение всего времени испытаний пушки ШФК-37 работали ненадежно – средний процент настрела боекомплекта, приходящийся на один отказ, составил всего 54 %. То есть почти каждый второй вылет на боевое задание Ил-2 с пушками ШФК-37 сопровождался отказом хотя бы одной из пушек. Максимальная же бомбовая нагрузка штурмовика уменьшилась и составляла всего 200 кг. Все это существенно снижало боевую ценность штурмовика, вооруженного 37-мм пушками.

Несмотря на неудачу с ШФК-37, работы в этом направлении были продолжены. В 1943 году начался выпуск авиапушки НС-37 (конструкторы А. Э. Нудельман и А. С. Суранов). Эта пушка имела ленточное питание, благодаря чему темп стрельбы удалось повысить до 240–260 выстр./мин. Начальная скорость снаряда 810 м/с, вес пушки 171 кг. Благодаря ленточному питанию и меньшему весу, появилась возможность установить новую систему не только на штурмовики, но и на истребители.


37-мм авиационная пушка НС-37

Войсковые испытания пушки проводились на ЛаГГ-3 с 21 апреля по 7 июня 1943 года на Калининском фронте и на Як-9Т с 22 июля по 21 августа 1943 года на Центральном фронте. В июле 1943 года начались испытания двухместного Ил-2, вооруженного двумя 37-мм пушками НС-37. Всего в войсковых испытаниях участвовало 96 Ил-2 с НС-37.


Штурмовик Ил-2, вооруженный 37-мм пушками НС-37

По сравнению с ШФК-37 авиапушка НС-37 была гораздо компактней, надёжней и обладала большей скорострельностью. Благодаря ленточному питанию удалось уменьшить габариты и вес системы, разместить пушки непосредственно у нижней поверхности крыла. Поверх пушки монтировался относительно небольшой обтекатель, состоящий из двух быстросъемных створок. Лента с 37-мм снарядами укладывалась непосредственно в отсек крыла. Вес одной НС-37 с боекомплектом был немногим более 250 кг.

Однако, как и в случае с ШФК-37, установка пушек НС-37 существенно ухудшила лётные данные и снизила бомбовую нагрузку. Это объяснялось большим разносом масс по размаху крыла, значительным весом пушек боекомплекта и обтекателями, ухудшающими аэродинамику самолета. Продольная остойчивость штурмовиков с НС-37 была существенно хуже, чем у Ил-2, вооруженных 20–23-мм пушками, что отрицательно сказывалось на точности стрельбы. Как и в случае с ШФК-37, прицельная стрельба из одной пушки была совершенно невозможна. Крупнокалиберные авиационные пушки обладали сокрушительной отдачей, негативно влиявшей на узлы и агрегаты самолёта, а боезапас был небольшим. Для того чтобы уверенно попасть из пушки в движущийся танк, пилот должен был обладать достаточно высокой квалификацией.

Согласно отчётам пилотов и данным фотокинопулемётов, число попаданий в цель к израсходованному боекомплекту составило примерно 3 %, а попадания в танки удалось получить в 43 % вылетов. По мнению пилотов, участвовавших в войсковых испытаниях, Ил-2 с 37-мм авиапушками при атаках малоразмерных целей не имел особых преимуществ перед штурмовиком, вооруженным пушками меньшего калибра с нормальной бомбовой нагрузкой и реактивными снарядами. С учётом существенного снижения лётных данных и бомбовой нагрузки специалисты пришли к выводу, что установка НС-37 на Ил-2 себя не оправдала. В связи с этим штурмовики, вооруженные 37-мм орудиями, выпускались очень ограниченно.

С учётом предыдущего негативного опыта, до серийного производства Ил-2, вооруженного 45-мм пушками, дело не дошло. Хотя такой самолёт построили и испытали в конце 1943 года.


Штурмовик Ил-2, вооруженный 45-мм пушками НС-45

Авиационная пушка НС-45 была создана на базе НС-37, с сохранением габаритных размеров последней. Вес пушки НС-45 составлял 150–153 кг. Темп стрельбы 260–280 выстр./мин. В 45-мм авиационной пушке НС-45 впервые в СССР па самолете был применен дульный тормоз, поглощавший до 85 % энергии отдачи.


Сравнительные размеры снарядов для 20-мм, 23-мм, 37-мм и 45-мм авиационных пушек

В 1944–1945 гг. в общей сложности было произведено около 200 пушек. Специально под эту пушку был спроектирован и построен истребитель Як-9К (крупнокалиберный) с НС-45 в развале двигателя и боекомплектом 29 патронов. Всего построили 53 самолёта этого типа.

При проектировании Як-9К предполагалось, что эти истребители смогут уничтожать группы вражеских бомбардировщиков с большой дистанции, не входя в зону действия оборонительных установок, и успешно поражать наземные цели.

В период с 13 августа по 18 сентября 1944 года Як-9К проходили войсковые испытания на 3-м Белорусском фронте и с 15 января по 15 февраля 1945 года на 2-м Белорусском фронте. В ходе боевого применения на один сбитый вражеский самолёт в среднем расходовалось десять 45-мм снарядов. Однако испытания фактически проводились в «тепличных условиях», из-за худшей манёвренности Як-9К нуждались в прикрытии истребителей с 20-мм пушками.

Прицельная стрельба из 45-мм пушек получалась только на первом выстреле, остальные снаряды летели мимо. После очереди в три выстрела, из-за сильной отдачи, скорость полёта резко падала, терялась устойчивость самолета, наблюдалась течь масла и воды в трубопроводах.

По итогам войсковых испытаний в массовое производство Як-9К не запускался.

Авиационные реактивные снаряды


С первых дней войны и вплоть до окончания боевых действий советская авиация против вражеской бронетехники активно использовала реактивные снаряды.


Истребители И-153 вооруженные реактивными снарядами РС-82

В июне 1941 года большая часть советских истребителей могла нести 82-мм ракеты РС-82, а штурмовики Ил-2 и ближние бомбардировщики Су-2 также вооружались 132-мм реактивными снарядами РС-132, в количестве до 8 единиц.


Штурмовик Ил-2 ранней модификации на лыжном шасси, вооруженный реактивными снарядами РС-132

Подвеска РС-82 и РС-132 под плоскостями самолётов осуществлялась на пусковых установках типа «флейта». Установка реактивных орудий с РС увеличивала огневую мощь, но, из-за большого лобового сопротивления и веса, снижалась скорость и ухудшалась манёвренность.


Реактивный снаряд РС-82 имел вес 6,82 кг, заряд топлива – 1,06 кг, боевая часть снаряжалась 360 г тротила. При стрельбе по наземным целям снаряд снабжался ударным взрывателем. Для крепления на пусковой установке снаряд имел четыре ведущих штифта, а стабилизацию в полете осуществляли четыре стабилизатора размахом 200 мм. Половинки стабилизатора отштамповывались из жести и соединялись между собой с помощью сварки. Собранный стабилизатор крепился к уголкам на обтекателе сопла.


Реактивные снаряды РС-82 с ударным и дистанционным взрывателями

РС-132 имел в целом аналогичную конструкцию, но был крупней. Общий вес ракеты составлял 23,1 кг, из них заряд топлива – 3,78 кг, заряд ВВ – 1,9 кг.


Максимальная скорость реактивных снарядов превышала 350 м/с. Заявленная дальность стрельбы РС-82 составляла 5 200 м, а РС-132 – 7 100 м. Но на практике максимальная дальность стрельбы даже по крупным площадным целям не превышала 1 000 м. Ввиду значительного рассеивания реактивных снарядов, вероятность попадания в отдельный танк была очень низкой.


Макеты РС-82 и РС-132 под крылом Ил-2

На полигонных стрельбах, организованных в сентябре 1941 года для оценки реальной боевой эффективности РС-82 и РС-132, выяснилось, что процент попаданий в одиночный неподвижный танк составил 1,1 %, а в плотную танковую колонну – 3,7 %. Стрельба велась одиночными снарядами и залпом по 2, 4 и 8 снарядов. Наибольшая результативность была получена при залповой стрельбе. Стрельба велась с высоты 100–400 м, с углами снижения 10–30°. Прицеливание начиналось с 800 м, а огонь открывался с 300–500 м.

Кроме того, оставляли желать лучшего поражающие возможности боевых частей РС-82 и РС-132. При прямом попадании РС-82 мог вывести из строя или уничтожить немецкие легкие танки типа Pz.II Ausf F, Pz.38(t) Ausf С, а также бронемашину Sd Kfz 250. Гораздо более тяжелый РС-132 был способен проломить броню средних танков Pz.Kpfw. III и Pz.Kpfw. IV. Но разрывы 132-мм снарядов на дистанции более 1 м от танка серьёзных повреждений не наносили.


РС-82 под крылом Ил-2

Тем не менее РС были весьма эффективным оружием против площадных (артиллерийские батареи и позиции войск) и линейно вытянутых целей (транспортные колонны и железнодорожные составы). В первые месяцы войны была выработана оптимальная тактика действий по скоплениям вражеских войск. Вражеские колонны и бронетехнику на марше Ил-2 обычно атаковали с бреющего полета (высота подхода к цели 25–35 м) вдоль колонны или под углом 15–20 ° к ее длинной стороне. Как правило, первый удар реактивными снарядами и пушками наносился по голове колонны с целью блокирования движения. Дальность открытия огня 500–600 м. Перед пуском реактивных снарядов осуществлялась пристрелка трассирующими пулями из пулемётов ШКАС. Чаще всего прицеливание осуществлялось «по колонне» без выбора конкретной цели.

В 1941 году специально для борьбы с танками были спроектированы авиационные реактивные снаряды с бронебойной боевой частью: РБС-82 и РБС-132. 82-мм снаряд по нормали пробивал броню толщиной 50 мм, а 132-мм – 75 мм броню. Эти снаряды, созданные на базе РС-82 и РС-132, имели упрочненную боевую часть и увеличенную скорость полёта.


Чертёж реактивного снаряда РБС-132

Бронебойные реактивные снаряды впервые успешно применили в августе 1941 года. Однако массовый их выпуск начался только во второй половине войны. Несмотря на улучшившиеся показатели кучности и бронепробиваемости, реактивные снаряды РБС-82 и РБС-132 так и не стали эффективным средством борьбы с танками. Бронепробиваемость сильно зависела от угла встречи с бронёй, а вероятность попадания оставалась низкой.

В арсенал штурмовиков Ил-2 и Ил-10 также входил реактивный снаряд РОФС-132 с улучшенной, по сравнению с РБС-132 или PC-132, кучностью стрельбы. Боевая часть снаряда РОФС-132 при прямом попадании обеспечивала сквозное пробитие брони толщиной до 50 мм.


Реактивный снаряд РОФС-132 под крылом Ил-2

При разрыве РОФС-132 вблизи танка на расстоянии 1 м кинетической энергии осколков было достаточно для пробития немецкой танковой брони толщиной 15–20 мм. В то же время снаряды РОФС-132 не обладали необходимой точностью против отдельных танков. Наилучшие результаты РОФС-132 давали при стрельбе по крупным площадным целям: скоплениям войск, транспортным колоннам, железнодорожным составам, складам, батареям полевой и зенитной артиллерии.

Во второй половине 1942 года испытывались кумулятивные реактивные снаряды РБСК-82, показавшие бронепробиваемость до 50 мм по нормали. В большинстве случаев пробитие брони сопровождалось отколом металла вокруг выходного отверстия. Испытательная комиссия пришла к выводу, что низкая бронепробиваемость является следствием неудовлетворительной работы взрывателя, и формирование кумулятивной струи происходило после деформации конуса. Было рекомендовано доработать взрыватели и представить снаряды на повторные испытания. В связи с тем, что в 1943 году начался массовой выпуск малогабаритных кумулятивных бомб, на вооружение снаряды РБСК-82 не поступали.

Авиационное вооружение зажигательного действия


В ряде источников, посвященных боевому применению Ил-2 в начальный период Великой Отечественной войны, говорится, что против немецкой бронетехники неплохие результаты демонстрировали кассеты, снаряженные стеклянными ампулами или жестяными капсулами с самовоспламеняющейся горючей жидкостью КС (раствор белого фосфора в сероуглероде). Если горящая жидкость затекала внутрь танка, то он, как правило, сгорал.


Ампульно-бомбовая кассета

В кассеты мелких бомб Ил-2 вмещалось более 200 ампул, и получалась вполне приемлемая вероятность поражения при действиях по боевым порядкам танков. Однако лётчики ампулы КС недолюбливали, так как их применение было связано с большим риском. В случае попадания шальной пули или осколка в бомбовую кассету и даже небольшого повреждения одной ампулы, самолёт был обречён.

Не оправдали возлагаемых надежд и термитные шары, которыми снаряжались зажигательные авиационные бомбы ЗАРП-100. В 100-кг авиабомбу помещалось 485 шаров массой по 100 г или 141 шар массой по 300 г. При наземном взрыве авиабомбы термитные шары разбрасывались в радиусе 15 метров, при воздушном подрыве радиус разброса составлял 25–30 метров. Продукты горения термитной смеси, образующиеся при температуре около 3 000 °С, вполне могли прожечь верхнюю относительно тонкую броню.

Но дело было в том, что термит, обладавший отличными зажигательными свойствами, загорался не мгновенно. Для того чтобы термитный шар разгорелся, требовалось несколько секунд. Термитные шары, не успевшие разгореться, в большинстве случаев скатывались с брони танков.

Против бронетехники пытались использовать 50–100-кг авиабомбы, снаряженные белым фосфором, которые давали хорошие результаты при применении по деревянным строениям и другим не огнестойким целям. Гранулированный белый фосфор с температурой горения около 900 °С, разбросанный вышибным зарядом, сгорает достаточно быстро, а его температура горения не достаточна для прожигания брони. Танк мог быть уничтожен при прямом попадании зажигательной бомбы, снаряженной фосфором, но такое случалось редко.

Зажигательная бомба ЗАБ-100-40П имела корпус из 8-мм прессованного картона, покрытого лаком, и содержала 38 кг загущённого бензина с фосфорным запалом и небольшой разрывной заряд. Наибольший эффект против скопления танков достигался при воздушном подрыве на высоте 15–20 м над землей. При сбросе с высоты 200 м срабатывал простейший тёрочный замедлитель. На случай его отказа бомба снаряжалась ударным взрывателем.

Эффективность применения зажигательных бомб с воздушным подрывом сильно зависела от метеорологических условий и времени года. Также для оптимального воздушного подрыва следовало строго контролировать высоту сброса бомб.

Осколочные, осколочно-фугасные и фугасные авиационные бомбы


С первых дней Великой Отечественной основным авиационным вооружением, используемым против танков, стали осколочные, осколочно-фугасные и фугасные бомбы массой 25–100 кг. Прямое попадание такого авиационного боеприпаса гарантировано уничтожало любой вражеский танк. При близком разрыве ударная волна разрушала сварные швы и заклёпочные соединения, корёжила ходовую часть, сметала внешнее навесное оборудование, экипаж мог получить контузию, а тяжелые высокоскоростные осколки зачастую повреждали оптические приборы и вооружение, и даже пробивали бортовую броню.


Осколочно-фугасные 50-кг и осколочные 25-кг бомбы при прямом попадании в танк обеспечивали его безусловное поражение, а при разрыве в 1–1,5 м давали пробитие брони толщиной 15–20 мм. Наилучшие результаты демонстрировали осколочно-фугасные ОФАБ-100, снаряженные 30 кг тротила. При использовании этой бомбы по вражеской бронетехнике было возможно пробитие 40 мм брони на расстоянии 3 м, 30 мм – на расстоянии 10 м и 15 мм – в 15 м от точки взрыва.

Другой вопрос, что попасть бомбой в одиночный танк было очень сложно, в связи с чем бомбовые удары обычно наносились по скоплениям бронетехники. При этом специализированный бронированный штурмовик Ил-2 с нормальной бомбовой нагрузкой 400 кг, изначально создававшийся для борьбы с вражеской бронетехникой, по своим возможностям не превосходил бомбардировщик Пе-2. При бомбометании с пикирования Пе-2, имевший нормальную бомбовую нагрузку 600 кг, бомбил более точно.

Кумулятивные авиационные бомбы


Самым эффективным оружием, использовавшимся нашими боевыми самолётами против вражеских танков, стали кумулятивные противотанковые бомбы (ПТАБ), принятые на вооружение в 1943 году. С учётом того, что толщина верхней брони танков не превышала 30 мм, имелась возможность массово использовать малогабаритные бомбы с кумулятивной боевой частью.


ПТАБ-2,5-1,5

Новый авиационный противотанковый боеприпас, получивший обозначение ПТАБ-2,5-1,5, представлял собой противотанковую авиационную бомбу кумулятивного действия массой 1,5 кг в габаритах 2,5 кг авиационной осколочной бомбы.


Корпуса и клепаные стабилизаторы ПТАБ-2,5-1,5 изготовляли из листовой стали толщиной 0,6 мм. Для дополнительного осколочного действия на цилиндрическую часть корпуса бомбы надевали стальную 1,5-мм рубашку. Боевой заряд состоял из 620 г смесевого взрывчатого вещества ТГА (смесь тротила, гексогена и алюминиевой пудры). Для предохранения крыльчатки взрывателя АД-А от самопроизвольного перевода в боевое положение на стабилизатор бомбы надевали специальный предохранитель из жестяной пластины квадратной формы с закрепленной на ней вилкой из двух проволочных усов, проходящих между лопастями. После сбрасывания ПТАБ с самолета его срывало с бомбы встречным потоком воздуха.


Минимальная высота сброса бомб, обеспечивающая безотказность ее действия и выравнивание бомбы до встречи с поверхностью брони танка, равнялась 70 м. Кумулятивная струя, образовавшаяся при взрыве кумулятивного заряда, пробивала броню толщиной до 60 мм при угле встречи 30° и 100 мм по нормали. Если на пути струи встречались боеприпасы или топливо, происходила их детонация и воспламенение.

До того, как противник столкнулся с массированным применением ПТАБ под Курском, немецкое командование привыкло к тому, что советская авиация обычно не наносит тяжелых потерь средним и тяжелым танкам, а от авиаударов в основном страдают транспортные подразделения, занимающиеся подвозкой топлива и боеприпасов.

Ил-2 мог нести до 192 кумулятивных бомб в 4-х кассетах, а во внутренние бомбоотсеки можно было поместить до 220 авиабомб ПТАБ-2,5-1,5. При сбросе в горизонтальном полёте с высоты 75–100 м один штурмовик имел возможность накрыть полосу 20х80 м, уничтожив в ней всю вражескую технику.

В итоге внезапное применение новых противотанковых бомб привело не только к большим потерям, но и оказало сильнейшее психологическое воздействие на врага.

Впрочем, уничтожение танка или САУ при попадании кумулятивной бомбы происходило не всегда. Пробитие верхней брони в обитаемом отделении, в районе силовой установки зачастую приводило к небольшим повреждениям, гибели или ранению 1–2 членов экипажа. В этом случае после ремонта и пополнения экипажа бронированная машина возвращалась в строй.

Кроме того, надёжность действия ПТАБ оставляла желать лучшего. Примерно в 5 % случаев происходил отказ исполнительно-предохранительного механизма взрывателя, чаще всего вызванный заклиниванием крыльчаток в цилиндрическом стабилизаторе, после чего взрыватель не вставал на боевой взвод. С другой стороны, даже при относительно большом проценте отказов взрывателя массовое использование кумулятивных бомб обеспечивало приемлемую эффективность. ПТАБ-2,5-1,5 обладала низкой себестоимостью, что давало возможность применять их в большом количестве, которое в итоге, как известно, иногда переходит в качество. По состоянию на май 1945 года, в действующую армию было отправлено более 13 млн кумулятивных авиабомб.

Во время войны безвозвратные потери немецкой бронетехники от действий авиации, как правило, были не более 5 %, после применения ПТАБ на отдельных участках фронта этот показатель превысил 20 %. Для снижения потерь немцы перешли к рассредоточенным походным и предбоевым порядкам, что в свою очередь сильно затруднило управление танковыми подразделениями, увеличило сроки их развертывания, сосредоточения и передислокации, усложнило взаимодействие между ними.

Во время стоянок немецкие танкисты стали располагать свои машины под различными навесами, деревьями и устанавливать над крышей башни и корпуса легкие металлические сетки. Рассредоточение боевых и походных порядков бронетехники противника в завершающий период войны, конечно, снизило эффективность ПТАБ, но кумулятивные бомбы по-прежнему оставались действенным противотанковым средством, во многом превосходя 25–100-кг авиабомбы.


Ил-2 были не единственным типом боевого самолёта ВВС РККА, с которого применялись ПТАБ.

Этот авиационный боеприпас ввиду лёгкости и универсальности использования входил в состав бомбового вооружения бомбардировщиков Пе-2, Ту-2, Ил-4. В кассетах мелких бомб КБМ до 132 ПТАБ-2,5-1,5 подвешивались на ночные бомбардировщики По-2. Истребители-бомбардировщики Як-9Б могли нести четыре кассеты по 32 бомбы в каждой. На завершающем этапе войны ими также вооружали новые штурмовики Ил-10.
69 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. KCA
    -1
    24 октября 2022 05:57
    Вроде как ПТАБ были самыми продуктивными противотанковыми, их с ИЛ-2 высыпали сотнями, одна из ста точно гасила танк на глушняк, РС надо попасть суметь, а ПТАБ начал сыпать и насыпай всё что есть, а есть их было много, более 200
    1. AUL
      +5
      24 октября 2022 09:25
      Летчики называли ПТАБы "капустой" за форму взрыва на земле.
  2. +4
    24 октября 2022 06:29
    Это ещё Емельяненко описывал, как в самом начале войны , практически перед самим взлётом, первым вылетом на применение, заводской оружейник стоя на крыле самолёта пояснял Холобаеву как надо стрелять РСами. Добрый день, Сергей! на рыбалку не ездили?. Я вчера с Уктура-Гура, воды ещё много , но так душу отвели слегка.
    1. +5
      24 октября 2022 10:40
      Цитата: Fitter65
      Добрый день, Сергей! на рыбалку не ездили?. Я вчера с Уктура-Гура, воды ещё много , но так душу отвели слегка.

      Александр, здравствуйте!
      В прошлую субботу ездили на Бокторку, поймал несколько средних харюзов. Вода в речке большая, ловилось плохо. Но была хорошая погода и душой отдохнули. На неделе планирую выбраться в район Шарголи или на Тополя. Знаковые говорят, что щука на резинку хорошо берёт.
      1. +4
        24 октября 2022 12:00
        Цитата: Bongo
        Но была хорошая погода и душой отдохнули. На неделе планирую выбраться в район Шарголи или на Тополя.

        Вот что народ в Европу ломится. Когда дома такая красотища. На эти выходные наверное е поедем, а вот на ноябрьские опять в тайгу на свежий воздух good good drinks
      2. +4
        24 октября 2022 20:40
        Ни хвоста, ни чешуи!
        Сергей спасибо за статью, учили не пропустил. Честно понравилось. Кажется все знаешь, но головоломка сложилась, только после прочтения Вашей работы. Ещё раз спасибо!
  3. -3
    24 октября 2022 06:31
    На полигонных стрельбах, организованных в сентябре 1941 года для оценки реальной боевой эффективности РС-82 и РС-132, выяснилось, что процент попаданий в одиночный неподвижный танк составил 1,1 %, а в плотную танковую колонну – 3,7 %. Стрельба велась одиночными снарядами и залпом по 2, 4 и 8 снарядов. Наибольшая результативность была получена при залповой стрельбе. Стрельба велась с высоты 100–400 м, с углами снижения 10–30°. Прицеливание начиналось с 800 м, а огонь открывался с 300–500 м.

    Это было актуально для Ил-2, а для И-153 совсем другие параметры. С Ил-2 невозможно было прицельно пускать РСы в отличии от "Чайки". Будущий дважды Герой Советского Союза Речкалов на "Чайке" в июле месяце 41-го уже сбил "Мессершмит' и уничтожил танк реактивными снарядами. Истребитель-штурмовик И-153 лучше был приспособлен для точного пуска РС-82, имел возможность вертикального пикирования, что для уничтожения бронетехники очень было актуально и не нуждался в прикрытии истребителей, сам истребитель, благодаря высокой маневренности, в оборонительном бою хорошо противостоял атакам мессершмитов. Статистические данные говорили о лучшей выживаемости при проведении штурмовых вылетов чуть-ли не в 2-3 раза по сравнению с бронированным неповоротливым Ил-2.
    1. +7
      24 октября 2022 10:27
      Цитата: Konnick
      Это было актуально для Ил-2, а для И-153 совсем другие параметры. С Ил-2 невозможно было прицельно пускать РСы в отличии от "Чайки".

      Точность стрельбы РС определяется не типом носителя. Рассеивание будет одинаковое, что с И-153, что с Ил-2, или с неподвижно закреплённого станка.
      Цитата: Konnick
      Будущий дважды Герой Советского Союза Речкалов на "Чайке" в июле месяце 41-го уже сбил "Мессершмит' и уничтожил танк реактивными снарядами.

      Действительно РС-82 в начальный период ВОВ активно использовались в воздушном бою. yes Но, РС-82 с дистанционным взрывателем которые использовались для стрельбы по самолётам противника против наземных целей обычно не применяли, а против танков РС-82 с ударным взрывателем были малоэффективны даже при прямом попадании.
      Цитата: Konnick
      Истребитель-штурмовик И-153 лучше был приспособлен для точного пуска РС-82, имел возможность вертикального пикирования, что для уничтожения бронетехники очень было актуально и не нуждался в прикрытии истребителей, сам истребитель, благодаря высокой маневренности, в оборонительном бою хорошо противостоял атакам мессершмитов. Статистические данные говорили о лучшей выживаемости при проведении штурмовых вылетов чуть-ли не в 2-3 раза по сравнению с бронированным неповоротливым Ил-2.

      Как говориться практика - критерий истины. При грамотном применении И-153 против наземных целей были не плохи, и при высокой квалификации пилота могли постоять за себя в воздушном бою. Но в тоже время в силу очень незначительной боевой нагрузки и слабого встроенного вооружения по ударным возможностям они в разы уступали Ил-2. Кроме того, "Чайки" использовали тактику разовых внезапных атак, "утюжить" цели как это делали Ил-2 ввиду высокой уязвимости даже к стрелковому оружию бипланы не могли.
      1. -4
        24 октября 2022 11:07
        Точность стрельбы РС определяется не типом носителя. Рассеивание будет одинаковое, что с И-153, что с Ил-2, или с неподвижно закреплённого станка


        Спорное утверждение
        Это из мемуаров Речкалова -

        Готовились недолго. Мишенью выбрали одинокое дерево на краю оврага. Я поднялся в воздух и плавно ввел самолет в пологое пикирование. Внизу маленькими букашками маячили зрители. Целился я старательно. И когда цель повисла на ниточке перекрестия, я произвел пуск и в тот же миг сквозь шум мотора послышался [126] характерный свист. «Ниточка» оборвалась. Дерево, срубленное разрывами, повалилось наземь.

        Кузьма Бессекирный был на седьмом небе. Еще бы! Откопать на складе такое сильное оружие, сразу зарекомендовавшее себя в глазах летчиков!


        Вот это цель! Как раз для «эрэсов»! Я поймал в перекрестье наиболее открытый объект — танк. В поле зрения попали только что сброшенные Дубининым и Зибиным бомбы. Они отделялись плавно, нехотя, точно не желали расставаться со своими самолетами.


        И опять взгляд на землю. Черный крест на вражеском танке быстро увеличивался. Расплывчатые очертания белой окантовки становились четче. Пора! Из-под крыльев сорвались две хвостатые кометы и тут же взорвались в стальном корпусе. Вслед за Дубининым я вышел из пикирования и не смог удержаться — взглянул вниз. По всему лесу грохотали разрывы бомб, и над всем этим гигантским смерчем вытянулся вверх огромный черный столб дыма — прямое попадание моих снарядов.

        «Одна атака — один танк горит. А у меня под крыльями еще шесть штук, — радостно подсчитывал я, — это еще три атаки. Не бывать ему, гаду, в моем городе...»



        Валентин Григорьевич Аверьянов (лётчик, Герой Советского Союза):

        Самолёт для этой войны был хороший и нужный. Да, он не очень сберегал экипажи, но как оружие — это была отличная машина… Да, пикировать он не мог, но за счёт работы на малой высоте был очень эффективным. Мы брали 400 кг бомб, редко 600 — не взлетал. Правда, настоящего бомбардировочного прицела у штурмовиков не было, но мне кажется, он им и не был нужен. Для чего он? Там некогда прицеливаться! То же относится и к РС — летели, пугали. Самое точное оружие штурмовика — это пушки. Очень хорошие 23-миллиметровые пушки ВЯ. Приходилось лететь и с 37-миллиметровыми пушками НС-37. Когда из них стреляешь, самолёт останавливается — очень сильная отдача. Удовольствия никакого, но мощное, конечно, оружие.


        Для РСов вообще прицелов на Ил-2 не было, мешал длинный капот.
        1. +7
          24 октября 2022 13:21
          Цитата: Konnick
          Это из мемуаров Речкалова -

          Речкалов был ассом, много ли таких у нас имелось?
          Что касается
          Цитата: Konnick
          Спорное утверждение
          то баллистика одинакова для всех.
          Цитата: Konnick
          Для РСов вообще прицелов на Ил-2 не было, мешал длинный капот.
          А какие прицелы для РС имелись на других наших самолётах, акромя используемых для стрелково-пушечного вооружения?
          Цитата: Konnick
          И опять взгляд на землю. Черный крест на вражеском танке быстро увеличивался. Расплывчатые очертания белой окантовки становились четче. Пора! Из-под крыльев сорвались две хвостатые кометы и тут же взорвались в стальном корпусе...

          Нисколько не хочу преуменьшать заслуги наших пилотов, но цитируемое вами - это по большей части "охотничьи рассказы" литработников готовивших мемуары.
          Надо понимать, что даже из пушки попасть в танк было не просто, что говорить про РС имевшие намного большее рассеивание. Это подтверждается многочисленными испытаниями на полигоне и статистикой боевого применения.
          Цитата: Konnick
          А это была порочная тактика применения Ил-2, из-за которой мы несли большие потери самолетов. Насыщенность переднего края немцев зенитными малокалиберными автоматами обрекала Ил-2 на гибель.

          В силу объективных причин основным средством ПВО переднего края были ЗПУ винтовочного калибра, и утюжить передний край Ил-2 при отсутствии в воздухе вражеских истребителей Ил-2 могли практически без наказано.
          У немцев была лучшая зенитная артиллерия, но она прикрывала не передний край, а ближние и дальние тылы и важные объекты. Для сопровождения колонн использовались ЗСУ и ЗПУ на различных шасси.


          Цитата: Konnick
          Мосты уничтожали И-16 с вертикального пикирования двумя бомбами ФАБ-250.

          Да ладно, урежте осетра. Такая бомбовая нагрузка для "ишака" совершенно не подъёмна. no
          1. -3
            24 октября 2022 13:47
            Да ладно, урежте осетра. Такая бомбовая нагрузка для "ишака" совершенно не подъёмна.

            Зачем такой жаргон "писатель"?

            Над проектом воздушных авианосцев работал Вахмистров Владимир Сергеевич, поэтому был и другой термин "цирк Вахмистрова". Смысл этого проекта заключался в следующем: под крылья авиаматки ТБ-3, прицепляли два И-16, которые в свою очередь несли по две авиабомбы ФАБ-250.


            Ищите на просторах инета. Чернаводский мост. И-16 сам взлететь с такой нагрузкой не мог, но пикировал отлично.
            1. +5
              24 октября 2022 13:58
              Цитата: Konnick
              Зачем такой жаргон "писатель"?

              Что вас не устраивает в слове "ишак"? В мемуарах советских лётчиков такое название И-16 встречается часто.
              Цитата: Konnick
              Ищите на просторах инета. Чернаводский мост. И-16 сам взлететь с такой нагрузкой не мог, но пикировал отлично.

              Госпадя, откуда вы такие берётесь? wassat И зачем пытаетесь подтвердить свои теории единичными случаями боевого применения "авиаматки " ТБ-3 и И-16?
              1. -4
                24 октября 2022 14:18
                Что вас не устраивает в слове "ишак"?

                Я про вашего осетра
          2. -1
            24 октября 2022 14:26
            Речкалов был ассом, много ли таких у нас имелось?

            Речкалов стал асом позже. А когда он летал на И-153 он был почти списанным со службы летчиком из-за дальтонизма.
      2. -5
        24 октября 2022 11:15
        "утюжить" цели как это делали Ил-2 ввиду высокой уязвимости даже к стрелковому оружию бипланы не могли.

        А это была порочная тактика применения Ил-2, из-за которой мы несли большие потери самолетов. Насыщенность переднего края немцев зенитными малокалиберными автоматами обрекала Ил-2 на гибель. Броневая кабина предохраняла максимум от пуль винтовочного калибра. Только с операции "Багратион" начали использовать эффективно Ил-2 по колоннам войск на марше и колоннам снабжения на дорогах, а также по паровозам на дорогах, а не на станциях.
        Мосты уничтожали И-16 с вертикального пикирования двумя бомбами ФАБ-250. Ни один наш бомбардировщик не мог достичь такой точности бомбометания, а уж Ил-2 даже и не пытались.
  4. +6
    24 октября 2022 06:43
    Всем доброго утра и хорошего дня! smile

    Сергею большое спасибо за интересную и полноценную статью. Я, человек от авиации очень далёкий, но как танкисту, хоть и бывшему, было очень интересно узнать о возможностях нашей авиации по борьбе с немецкими танками. Что ж, делали что могли и наши конструктора, и лётчики и получилось у них в итоге очень неплохо.

    Интересно, чем приласкали эту "четвёрку". laughing
    1. +6
      24 октября 2022 10:17
      Костя, здравствуй! Давненько с тобой не общались!
      К сожалению, ты и твой племянник не сочли возможным комментировать мою писанину посвященную украинской ПВО. Но я знал, что мимо этой темы ты не пройдёшь... wink
      Цитата: Морской Кот
      Интересно, чем приласкали эту "четвёрку".

      Сложный вопрос, явно имел место внутренний взрыв. Но при нём обычно срывает башню.
      1. +5
        24 октября 2022 11:20
        Доброе утро, Сергей! smile

        К сожалению, ты и твой племянник не сочли возможным комментировать мою писанину посвященную украинской ПВО

        Так я был уверен в том, что ты тему этой войны затрагивать не станешь, а оно вон как получилось. Я вообще стараюсь в это не лезть, но изредка всё же срываюсь, хотя прекрасно понимаю насколько бесполезно что-то объяснять слепоглухонемому, который не знает азбуки Морзе. request
        Ты бы хоть предупредил заранее в личке, что занимаешься этой темой. А у меня тут вообще полный сбой графика с трафиком, дня с ночью и завтрака с ужином. Сегодня опять ночка без сна, но пока бодрячком. yes
        Так что маякни о новой статье, а то я опять прохлопаю.

        Большой привет Ольге! smile love
        1. +5
          24 октября 2022 13:25
          Цитата: Морской Кот
          Так я был уверен в том, что ты тему этой войны затрагивать не станешь

          Начав обзор о ПВО Украины я пытался донести до читателей, что действительность мягко говоря не стыкуется с тем, что вещает наша пропаганда.
          Цитата: Морской Кот
          Так что маякни о новой статье, а то я опять прохлопаю.

          Как скажешь! yes
          Цитата: Морской Кот
          Большой привет Ольге!

          Взаимно!
      2. +2
        25 октября 2022 17:22
        К сожалению, ты и твой племянник не сочли возможным комментировать
        Вот ты, блин, наехал, как Филипп Красивый на тамплиеров!!!
        1. +4
          29 октября 2022 03:30
          Цитата: 3x3zsave
          Вот ты, блин, наехал, как Филипп Красивый на тамплиеров!!!

          Ты опять демонстрируешь примеры из своего любимого средневековья. Тем не менее, мне твоё мнение относительно цикла о актуальном состоянии ПВО Украины было бы интересно.
          Особенно с учётом того, что это тема очень непростая, и я старался быть максимально сдержан и корректен в оценках.
  5. -1
    24 октября 2022 06:46
    В книге по авиационным реактивным снарядам, применяемым в СССР во время войны, даётся несколько иная информация о эффективности РС. При применении РОФС-132, опытным пилотом, на танк тратилось 1..2 снаряда. Снарядов не хватало и была конкуренция у лётчиков на эти снаряды. РОФС -132 гарантировано выводил из строя танк любого типа. После прямого попадания танк переходил в безвозвратные потери. РОФС-132 это авиационный вариант снаряда М-13 от "Катюши".
    1. +6
      24 октября 2022 10:13
      Цитата: 2112vda
      В книге по авиационным реактивным снарядам, применяемым в СССР во время войны, даётся несколько иная информация о эффективности РС.
      Я был бы Вам очень благодарен, если бы Вы сочли возможным поделиться авторитетным источником.

      Цитата: 2112vda
      При применении РОФС-132, опытным пилотом, на танк тратилось 1..2 снаряда.

      Это не может соответствовать действительности, поскольку для этого реактивные снаряды должны были быть сравнимы по точности с авиационными пушками. А этого как известно, добиться не удалось. no
      1. +1
        24 октября 2022 11:42
        С.Н. Резниченко "Реактивное Вооружение Советских ВВС 1930-1945 гг." Москва 2007.
        1. +4
          24 октября 2022 13:36
          Ознакомился, очень много откровенно недостоверной информации и общих фраз. Автор пытается выдать желаемое за действительное. К сожалению, полигоные испытания и реальная статистика боевых действий не соотствует этому:
          Применение штурмовиков Ил-2 в первые дни войны показало, что подготовленный лётчик снарядом РС с дистанции 300–400 метров в среднем поражал два танка, с хорошей подготовкой — один-два, с посредственной — не более одного.

          Достоверно известно, что звено из 4 Ил-2 в ходе боевого вылета против бронетехники, при стандартной нагрузке 400 кг в использованием всего имеющегося арсенала (бомб, ракет и пушек) в среднем уничтожало или выводило из строя 1-2 танка.
          1. 0
            25 октября 2022 10:56
            В зависимости от личных предпочтений каждый трактует информацию в выгодном для себя свете. Так было всегда, так есть и так будет. На точность стрельбы ЭРэсами влияют много факторов, например:
            1. Способ хранения РС на аэродроме.
            2. Квалификация пилота.
            3. Квалификация технического состава, а именно вооруженцев.
            Александр Иванович Покрышкин описывает как он пропесочил тех. состав за небрежное отношение с РС-82 из-за деформаций стабилизаторов снаряды летели куда попадя. Когда говорится что пушка имеет более высокую точность при стрельбе не нужно забывать о калибре орудия и весе самого самолёта как орудийной платформы. В одних авиационных частях оружейники регулярно проверяли установку пусковых балок и выверяли их, в других на это не обращали внимание, как результат отзывы о эффективности РС были противоположны. Ну и потом, отчёты полигонов подгоняются под превалирующее мнение руководства. В начале войны было скептическое отношение к РС у ряда руководителей. В ходе войны наша истребительная авиация отказалась от РС, а авиация союзников и Германии наоборот только усиливала оснащение своих ВВС ракетами. Так что объективную информацию можно получить только сопоставив информацию из множества разных источников, а вот этого как раз и нет.
            1. 0
              4 ноября 2022 09:43
              На точность стрельбы ЭРэсами влияют много факторов, например:

              Ну да, на полигоне же такие дураки сидят, которые не могут эти условия соблюсти.
              Ну и потом, отчёты полигонов подгоняются под превалирующее мнение руководства.

              Ага, а в руководстве рептилойды-немцефилы, рубящие эффективные образцы вооружения.
              В ходе войны наша истребительная авиация отказалась от РС, а авиация союзников и Германии наоборот только усиливала оснащение своих ВВС ракетами.

              Немцы использовали блоки нар для борьбы с бомбардировщиками, по земле не работали ими. Британцы и американцы использовали ракеты, но применяли так же, как и илы плюс-минус (разве что еще и морские цели добавлялись) и также с сомнительной эффективностью по танкам.
  6. +1
    24 октября 2022 06:57
    "В 45-мм авиационной пушке НС-45 впервые в СССР па самолете был применен дульный тормоз, поглощавший до 85 % энергии отдачи."

    Поразительно. Страдали от отдачи с 37-миллиметровками, но так и не додумались поставить известный с 19го века дульный тормоз. И в итоге предпочли страдать от недостаточной мощности 23мм.
    1. +4
      24 октября 2022 10:09
      Идея использовать крупнокалиберные пушки на самолётах для поражения бронетехники изначально была непродуктивной по многим причинам, не только ввиду чрезмерной отдачи.
      1. +1
        24 октября 2022 16:04
        "Непродуктивность" крупных калибров может быть объяснена отсутствием платформы для данного типа орудий. Крыльевая установка 37 мм пушек не самое лучшее решение. Если исходить из "послезнания", наиболее подходящим самолётом для 37 мм мушки мог быть Як-2, при установке орудия под фюзеляжем и отказом от подвижной артиллерийской установки. Но от этого самолёта отказались в пользу Ил-2. Были и другие 2-х моторные самолёты на которые можно было устанавливать мощные пушки.
        Кроме того необходимо помнить что многие данные публикуемые как истина в последней инстанции отражала и отражает мнение только определённой, заинтересованной группы военных специалистов. Борьба между КБ существовала всегда и будет существовать. Конкурентов везде принято гнобить в независимости от политического строя в той или иной стране. По этому, как говорил Козьма Прутков: "Подвергай всё сомнению". Более или менее объективную информацию можно получить только сравнивая достаточно большое число источников информации, а не слепо доверять кому-то одному.
      2. -1
        24 октября 2022 17:39
        да ну конечно. рудель на ю-87 с 37мм несколько сотен танков подбил.
        при отсутствии птуров и прочего управляемого вооружения пушка на самолете - вообще лучшее средство против танков. просто самолет и пушка должны быть правильными.
        я бы поставил 76мм на двцхмоторный бронированный штурмовик
        1. +4
          24 октября 2022 19:42
          Согласно мемуарам Руделя он вообще СССР победил в одиночку.
          1. 0
            29 октября 2022 15:55
            Цитата: 2112vda
            Согласно мемуарам Руделя он вообще СССР победил в одиночку.

            Он забыл про Виттмана и Гулериана..
            Просто потом" ...под ногами начал суетится фюрер и пришлось срочно войну слить-чтоб он не занался..."
  7. -6
    24 октября 2022 07:02
    Интересно, нечто подобное ПТАБ-2,5-1,5 есть в номенклатуре боеприпасов наших РСЗО? Хорошо, если есть smile
    1. KCA
      0
      24 октября 2022 09:49
      У РС 220 и 300мм до хрена чего есть, прям не менее 5-ти видов различных, и кассетные, не используемые, ибо запрещённые, и зажигательные магниевые, термобарические и прочие
  8. -1
    24 октября 2022 07:23
    А можно уточнить у автора, какой именно пулемет калибра 14.5 мм он имеет ввиду?
    По книге Д.Н.Болотина единственным советским пулеметом этого калибра был КПВ, изобретенный в 1944 г. и принятый на вооружение сухопутных войск в 1949 г.
    1. +3
      24 октября 2022 10:07
      Цитата: Дилетант
      А можно уточнить у автора, какой именно пулемет калибра 14.5 мм он имеет ввиду?

      Видимо вы не слишком внимательно читали ? Вот, что сказано в публикации:
      авиаконструктор С. В. Ильюшин предложил вооружить штурмовик Ил-2 14,5-мм пулемётами, созданными на базе пушки ВЯ.

      У вас имеются обоснованные сомнения по поводу того, что ВЯ можно было приспособить под 14,5-мм патрон ?
      1. -3
        24 октября 2022 13:28
        У вас имеются обоснованные сомнения по поводу того, что ВЯ можно было приспособить под 14,5-мм патрон ?

        Меня интересует только источник, в котором Вы нашли эту информацию.
        А можно или нельзя переделывать пушку ВЯ на другой калибр я не знаю, т.к. не являюсь специалистом по авиационному стрелково-пушечному вооружению.
        1. +3
          24 октября 2022 13:50
          Цитата: Дилетант
          Меня интересует только источник, в котором Вы нашли эту информацию.

          Я обычно стараюсь с людьми, пока они не демонстрируют неадекватности общаться корректно. Но когда человек делает вид, что не способен пользоваться поисковикам, это не вызывает понимания. По поводу попыток создания авиационных 14,5-мм пулемётов в годы ВОВ в различных источниках имеется достаточно информации. Я в вас верю! Удачи!
  9. -9
    24 октября 2022 08:16
    Вот бы сейчас Ил2 тысячи две с ПТАБами, нурсами и пушками..
  10. +8
    24 октября 2022 08:54
    Цитата: Виктор Сергеев
    Вот бы сейчас Ил2 тысячи две с ПТАБами, нурсами и пушками..

    Ага, и за штурвал посадить диванную дивизию. Пусть своими жизнями сокращают популяцию ПЗРК противника.
    1. -5
      24 октября 2022 15:56
      Зря насмехаетесь. Как показала практика с геранями, для пзрк двс с низким тепловым следом цель практически невидимая. До укров пока это дошло, они пол киева своими ракетами с С-300 расхерачили. Так что, штурмовик такого плана вполне имел бы свою нишу применения, особенно учитывая его неприхотливость в месте базирования.
      Такой проект кстати был у армии, по созданию легкого, поршневого штурмовика, но как и многое непонятное, было нашим МО похерено.
      1. +5
        24 октября 2022 19:46
        Цитата: Реалист58
        Как показала практика с геранями, для пзрк двс с низким тепловым следом цель практически невидимая.

        Особенно, если вспомнить что у бешеного персидского мопеда двигун в 50 кобыл, а у ИЛ-2 в 1650...Ну и у кого ИК-заметность будет выше ?
        1. 0
          30 октября 2022 14:03
          Температура двигателя и температура выхлопа поршнегого ДВС значительно меньше, чем температура выхлопа турбореактивного. Это значит, что сигнал ИК ловушки будет для ракеты более контрастным. По поводу захвата ГСН ПЗРК сказать трудно. Информация противоречивая.
          Суть такого штурмовика, в скорости большей чем у вертолета, и меньшей чем у су-25. Значит точность применения нурсов будет выше чем у су-25, а защищенность больше чем у вертолета. Я не говорю, что нужно заменить весь авиапарк на поршневой, но потенциально их наличие может быть полезно.
          1. 0
            4 ноября 2022 09:51
            Поршень прекрасная цель для современного оружия, условный ил-2 над полем боя может быть сбитым не то, что ПЗРК, но и ПТРК и какой-нибудь ЗСУ-23-2 с современным вычислителем. Тукано-класс живет только в рамках противопартизанской войны и все-равно оснащается высокоточным вооружением, просто пилота для такого самолета выучить проще и в эксплуатации он дешевле.
      2. +1
        25 октября 2022 01:25
        для пзрк двс с низким тепловым следом цель практически невидимая. До укров пока это дошло, они пол киева своими ракетами с С-300 расхерачили

        думаете, С-300 наводится на "тепловой след"?
        1. 0
          30 октября 2022 14:04
          С-300 передний край не контролирует. Слишком велик шанс поражения.
  11. +2
    24 октября 2022 10:42
    Грамотная статья . Цифры совпадают с ранее прочитанным , выводы тоже. Автору спасибо за труд. Кстати , у немцев точность пушечного огня истребителей по бомбардировщикам типа B-17 тоже была в районе 2% . Для уничтожения бомбера надо было в среднем 2 снаряда 20 мм . То есть всего боекомплекта хватало на 1 бомбер за вылет.
    1. +6
      24 октября 2022 10:46
      Спасибо за добрые слова!
      Но тут в Вас видимо опечатка:
      Цитата: dauria
      Для уничтожения бомбера надо было в среднем 2 снаряда 20 мм .
      what
      Попадания двух 20-мм снарядов особенно при стрельбе из MG-FF не всегда хватало даже для сбития истребителя.
  12. +2
    24 октября 2022 11:47
    При бомбометании с пикирования Пе-2, имевший нормальную бомбовую нагрузку 600 кг, бомбил более точно.
    Вот только на нем бомбили с пикирования не часто.
  13. +3
    24 октября 2022 11:53
    Спасибо за статью.
    По авиационным пушкам есть интересная лекция Г.П. Серова на канале "Тактик медиа".
  14. +5
    24 октября 2022 12:37
    Кредо автора статьи: Содержательность и Обстоятельность.
    Спасибо, Сергей!

    С уважением, hi
  15. +7
    24 октября 2022 12:53
    Сергей, hi как всегда, спасибо и респект, но разрешите уж и позанудствовать :
    в каждом крыле которого размещали по одной пушке

    в каждой плоскости крыла, крыло у Ил-2 одно!
    1. +6
      24 октября 2022 13:39
      Роман, здравствуйте !
      Цитата: роман66
      в каждой плоскости крыла, крыло у Ил-2 одно!

      Спасибо, я в курсе. Но иногда глаза замыливаются, думаешь одно, а пишешь - другое. Впрочем, это лишь говорит о том, что стстатья оригинальная, а не скопирована с других ресурсов.
      1. +3
        24 октября 2022 13:47
        Хорошая статья. Но, если честно, тема избитая, а подобные темы - это не Ваш уровень. Распыляете талант.
        1. +6
          24 октября 2022 14:02
          Цитата: Nephilim
          Хорошая статья. Но, если честно, тема избитая, а подобные темы - это не Ваш уровень. Распыляете талант.

          Объективно писать о том, что действительно актуально, я сейчас в силу ряда причин не могу. Надеюсь, что эта тема всё же кому-то была интересна. Тем более, что судя по ряду комментариев у некоторых читателей искаженное представление о предмете разговора или просто недостаток знаний. В любом случае, вреда от этой статьи нет.
          1. +5
            24 октября 2022 14:19
            В любом случае, вреда от этой статьи нет.

            Это вне всякого сомнения.
            судя по ряду комментариев у некоторых читателей искаженное представление о предмете разговора или просто недостаток знаний

            Применительно к сегодняшнему контингенту сайта категория "некоторых" - явный оксюморон. Воинствующее невежество - девиз нынешнего сайта.
      2. +5
        24 октября 2022 14:01
        ну, в Вас я и не сомневался ни разу! повторюсь - пора бы и о книге подумать( не одной уже!)
        1. +5
          24 октября 2022 14:09
          Роман, если Вы возьмете на себя издательские расходы, то почему бы и нет. wink
          Ну, а если серьёзно, то я зарабатываю на жизнь совсем другим, и для меня это развлекуха и зарядка для мозгов.
          1. +5
            24 октября 2022 15:42
            Не всё же о себе, надо и о других думать!
  16. +3
    24 октября 2022 14:54
    hi
    Как всегда, интересная статья, спасибо автору!
    good

    Крыльевой вариант ШВАК весил 40 кг и имел длину 1 679 мм. Темп стрельбы – 700–800 выстр./мин. Бронебойно-зажигательный снаряд массой 96 г покидал ствол с начальной скоростью 800 м/с.

    Покидать-то он покидал, но еще 29.07.1936 было отмечено, что "испытываемая пушка ШВАК имеет снаряд с неудовлетворительным коэффициентом формы (примерно в 2 раза хуже обычного), что влияет на быструю потерю скорости снаряда в полете... на дистанции 1000 м снижается до 250м/с. Неудовлетворительная баллистика снаряда получена потому, что не пушка проектировалась под снаряд... габариты снаряда приспособлялись существующей автоматики".
    Товарищ Шпитальный тоже подчеркивал: "Особенно много претензий предьявляется к баллистике снаряда 20мм пушки ШВАК, но совершенно умалчивается о том, что разработанный мною габарит снаряда был изменен без моего согласия, несмотря на мои решительные протесты...".
    ИМХО, товарищ Шпитальный был еще тот товарищ, так что ....

    К счастью, "разведка доложила точно" 20.04.1936 г, что Мадсен делает 23 мм пушку с хорошими характеристиками, и ИМХО, с этого момента начал "вырисовываться" калибр 23 мм в СССР.

    PS. Если "хляби небесные" не разверзнутся на тему "ИЛ2, сколько он носил бомб в реале; какова эффективность крыльевых пушек и ПТ вооружения ВВС КА" и так далее, то я лично их "разверзну"! soldier
    1. +4
      24 октября 2022 15:44
      А и разверзни! Хрена ли там!! Текст Вашего комментария слишком короткий и по мнению администрации сайта не несёт полезной информации.
  17. Комментарий был удален.
  18. +4
    24 октября 2022 16:08
    Konnick (Николай):
    Для РСов вообще прицелов на Ил-2 не было, мешал длинный капот.

    Bongo (Сергей):
    А какие прицелы для РС имелись на других наших самолётах, акромя используемых для стрелково-пушечного вооружения?

    На Ил-2 использовался в основном ВВ-1 (Визир Васильева-1), так вот там отметки для стрельбы РС-82 были:
    1. -1
      25 октября 2022 11:50
      На Ил-2 использовался в основном ВВ-1 (Визир Васильева-1), так вот там отметки для стрельбы РС-82 были

      Этот визир-прицел появился только летом 42-го, а у И-153 был с самого начала простой ПАК-1, ось прицеливания которого была одинаковой и для пулеметов и РС.
  19. +3
    25 октября 2022 18:50
    hi
    Во время войны безвозвратные потери немецкой бронетехники от действий авиации, как правило, были не более 5 %, после применения ПТАБ на отдельных участках фронта этот показатель превысил 20 %.


    Отзывы о ПТАБ были разные:
    От ВВС КА: "В борьбе с немецкой бронетехникой особенно отличились экипажи 291-й шад, которые впервые и весьма успешно применили кумулятивные бомбы ПТАБ-2,5–1,5.
    Почин принадлежал восьмерке 61-го шап старшего лейтенанта A. A. Добкевича (Герой Советского Союза с 13.4.44), которая атаковала танки, автомобили, а также огневые позиции артиллерии противника в районе Бутово. Документы дивизии свидетельствуют: первые бомбы были сброшены с высоты 600–300 метров, что дало исключительный эффект. После атаки экипажи наблюдали многочисленные очаги пожара, а также горящие танки и автомобили. Стараясь не упускать инициативу, командир дивизии полковник А. Н. Витрук поднял в воздух группы штурмовиков соседних 241-го и 617-го шап, которые не позволили противнику развернуться в боевые порядки. Интересно отметить, что для экипажей 617-го шап 8 самолето-вылетов, совершенных 5 июля по немецким танкам, остались единственными за весь день. Однако, истратив 1103 ПТАБ и АО-25, а также 28 PC, летчики группы заявили об уничтожении 15 танков и 6 автомобилей. Всего же в ходе 29 вылетов группам 61-го и 617-го шап удалось уничтожить 30 танков и 18 автомобилей. Характеризуя применение кумулятивных бомб, штаб 291-й шад отмечал: «Применение ПТАБ-1,5 по танкам противника дало отличные результаты. Экипажи наблюдали в районе взрыва бомб сплошной огонь, на фоне чего выделялись 15 горящих танков»

    Штурмовики 1-го шак, действовавшие в основном перед фронтом 1-й танковой армии, выполнили 218 самолето-вылетов, уничтожив, по данным экипажей, 60 танков и 176 автомобилей. Для установления реальной эффективности ПТАБ в борьбе с бронированными целями, штабом 2-й воздушной армии был организован показательный удар по скоплению танков противника. В воздух поднялась шестерка Ил-2 617-го шап 291-й шад во главе с командиром полка майором Ломовцевым, которая в районе Покровка, Яковлево, Козьмо-Демьяновка провела две атаки. В результате было поражено 14 танков, а также вызвано четыре больших взрыва. За нанесением удара наблюдали офицеры штаба армии, лично засвидетельствовавшие эффективность нового противотанкового оружия

    В то же время доклады экипажей штурмовиков о достигнутых успехах продолжали превосходить все мыслимые пределы. Согласно оперсводкам 2-й воздушной армии, за день боев было уничтожено 145 немецких танков и почти 350 автомобилей! Кроме того, было сожжено 10 автобензоцистерн, уничтожено 4 склада боеприпасов и 2 склада с горючим, подавлен огонь 5 зенитных батарей и 5 батарей полевой артиллерии. Основным оружием экипажей Ил-2 в борьбе с бронетехникой стали кумулятивные ПТАБы. Так, например, авиаторы 266-й и 292-й шад 1-го шак считали уничтоженными 9 июля 41 и 47 танков, израсходовав 2353 и 2568 бомб данного типа[158].

    Силы 1-го шак и 291-й шад к 11 июля оказались сильно подорваны в предыдущих боях. Из 539 дневных самолето-вылетов, совершенных летчиками 2-й воздушной армии в этот день, всего 133 пришлось на ударные машины. Штурмовики вынуждены были вылетать на боевые задания малыми группами — в составе четверок и шестерок. Из-за острого недостатка матчасти об организации массированных ударов не могло быть и речи. Отметим, что даже официальные цифры уничтоженной вражеской техники значительно сократились. Так, например, штабы 291-й и 292-й шад, которая действовала двухполковым составом, доложили «всего лишь» о 18 и 22 уничтоженных танках. Чуть более высокие показатели в боевой работе продемонстрировали экипажи 266-й шад, 17 Ил-2 которой совершили за день 48 самолето-вылетов. Истратив 1272 ПАТБ, экипажи дивизии доложили о 39 уничтоженных и подбитых танках противника.
    Появление с 15 июля относительно большого числа немецких танков прибавило работы штурмовой авиации 15-й воздушной армии, позволив активно использовать запасы кумулятивных ПТАБов. Одними из первых наиболее удачно применили это новое оружие экипажи шестерки «илов» 810-го шап под командованием младшего лейтенанта Рогачева. В районе Соймоново они атаковали около 50 танков, изготовившихся перед атакой. Интервал между бронированными машинами был не более 5–10 метров, в то время как пилоты «илов» заходили в атаку вдоль строя. Это позволило им поджечь в ходе четырех атак до 15 немецких танков[209]. Еще более эффективными были действия штурмовиков 16 июля, когда 99 Ил-2, содействуя войскам 63-й армии, атаковали большое скопление вражеской бронетехники. В результате массированного удара с переднего края и КП 63-й армии было видно, как немцы вынуждены были отбуксировать в тыл до 28 подбитых танков и самоходных орудий[210].
    По опыту применения кумулятивных бомб экипажами 3-го шак, а также данным наземных частей, удалось выяснить следующее: «…при прямом попадании в танк бомба ПТАБ-2,5–1,5 выводит его из строя или полностью уничтожает, вызывая пожар и взрывы боеприпасов. Бомбовая нагрузка одного самолета при тактически правильном применении ПТАБ позволяет поражать с одного захода несколько танков, особенно скопление их у мест заправки горючим на исходных рубежах и т. п.»[211].
  20. +3
    25 октября 2022 18:50
    Отзыв от военнопленного (тот еще источник, но...): показания ефрейтора 394-го моторизованного полка 3-й танковой дивизии, который на допросе показал следующее: «Первый раз русские штурмовики атаковали нашу группу 100 танков в районе севернее Белгород в 5 часов утра 6 июля 1943 года. По моему мнению, русские при атаках наших танков начали применять какой-то новый тип бомб с большой эффективностью, так как во время этого налета 15–20 штурмовиков русских с бреющей высоты сбросили бомбы малого калибра, примерно до 3 килограмм, но, несмотря на небольшой калибр, эффект был исключительный, а именно, в результате атаки было сожжено 18 танков и 2 подбиты. Танки загорались не только от прямого попадания бомб, но и от бомб, которые ложились от 2 до 5 метров от танка. Я сам много наблюдал, когда несколько бомб упало не далее 4 метров от танка и в результате слетела гусеница и воспламенилась моторная часть танка. После налета штурмовиков я наблюдал сбитые башни на танках, погнутые стволы орудий и главным образом погнутые гусеницы. При соприкосновении с землей эта бомба врывается в землю на небольшую глубину, приблизительно 20–30 сантиметров, после чего взрывается и производит взрыв большой силы по отношению к ее калибру. При этом бомба создает большую температуру. В это же время, точно я сказать не могу, эта ли группа штурмовиков или другая обрушилась на наш отдыхающий в автомашинах мотострелковый батальон. На наши головы посыпались градом бомбы малого калибра. В результате этой штурмовки батальон потерял до 50 % материальной части и людского состава, а именно сожжено было 90 автомашин и уничтожено 120 человек. В заключение могу сказать — за все время пребывания на Восточном фронте таких эффективных действий русской авиации и эффективных бомб малого калибра я никогда не встречал. У меня не хватает слов, чтобы выразить всю силу эффективности последних налетов русской авиации»[144].
    Экипажи штурмовиков, в свою очередь, подчеркивали, что наблюдение за результатами применения ПТАБ по технике противника часто были затруднены. Для примера приведем строки отчета 5-й гв. шад 17-й воздушной армии, летный состав которой отмечал: «Наблюдение за результатами при применении указанных бомб затруднено, создается зрительное впечатление, что весь район падения бомб, независимо от наличия объектов, подвергается огню, горело все: растительный покров, танки, автомашины»[145].

    Ну и мнение современного исследователя: Валерий Замулин в книге "Забытое сражение Курской дуги" упоминает - " эффективность ПТАБ была сомнительной - отсутствуют данные о потерях немецких танков от них. Единственные воспоминания относятся к тому, что ПТАБ легко поджигала танки даже при падении рядом, но пожар быстро тушили и танк не выходил из строя."
  21. 0
    26 октября 2022 14:43
    1. Авиация била нееффективна против танков во Второй мировой. Ето относится и для немецкой и для советской и для американской и британской авиация. Ил-2 еффективно атаковали другие цели - грузовики и повозки, железнодорожний транспорт, подавляли артиллерию, топили катера и небольшие корабли.
    2. Ил-2 можно использоват с большим успехом и сегодня так как используют сейчась Су-25 - как летающая РСЗО. Сколько будет стоимость современого варианта Ил-2 с турбовинтовим двигателем, современное оборудование и так далее.
  22. 0
    15 декабря 2022 14:39
    ПТАБы это конечно хорошо, но по сути не было в нашей авиации такого же эффективного средства для борьбы с танками, как у немцев пикирующий бомбардировщик Ю-87 "штука" с его противотанковыми пушками и бронебойными снарядами к ним. Много они наших танков побили. Да и авиабомбы он сбрасывал более точно.
  23. 0
    15 декабря 2022 20:47
    А почему на РС не ставили кумулятивную БЧ?