Бомбардировки Югославии: обстрел сербского пассажирского поезда

24
Источник: wikipedia.org
Источник: wikipedia.org

На самом деле бомбардировки Югославии силами НАТО – это тема для отдельного разговора. Уничтожение экономической и гражданской инфраструктуры, тысячи погибших мирных граждан и военных. И всё это, как сейчас говорят, на правах сильного и без всяких санкций со стороны ООН. Примеров того, когда «гуманитарные» бомбы и снаряды падали далеко не на военные цели, в ходе тех событий можно найти предостаточно. Но один из эпизодов вызвал особый резонанс. Речь про обстрел пассажирского поезда авиационными ракетами, произошедший 12 апреля 1999 года.

Стреляли в мост – попали в поезд


Мнений, объяснений и версий того, для чего вообще были начаты бомбардировки Югославии, вагон и маленькая тележка. У нас они свои, и в целом негативные, а у Запада свои, в основном позитивные. Смысла лезть в дебри рассуждений в нашем случае нет. Будем просто исходить из того, что есть.



24 марта 1999 года силы НАТО начали военную операцию против вооружённых сил Союзной Республики Югославии. По заявлениям Североатлантического альянса, авиаудары наносились исключительно по военным целям, хотя само это понятие в данной ситуации чёткого определения не имело, поскольку зачастую прилетало именно по гражданским объектам, включая жилые дома, больницы и даже тюрьмы. Причём положение имело явную тенденцию к ухудшению: по мере продолжения бомбардировок парк задействованных в них «натовских» машин значительно увеличивался и к концу вторжения был почти в три раза больше от первоначальной численности. Логика проста: больше самолётов – больше целей.

Не была исключением и инфраструктура, в том числе автомобильные и железнодорожные мосты, поражение которых, ожидаемо, наносило тяжёлый урон в военном, гуманитарном и экономическом аспектах. Одной из переправ, попавших под обстрел, стал железнодорожный мост через реку Южная Морава в ущелье Грделица. Этот инцидент мог бы остаться незамеченным на фоне других трагедий, если бы не одно «но»: по мосту в тот момент ехал пассажирский поезд с мирными жителями, который и принял на себя основной удар.

Случилось это аккурат после Пасхи – в понедельник 12 апреля 1999 года. Пассажирский поезд № 393 следовал своим привычным маршрутом из Белграда в Скопье. Безусловно, назвать обыденной обстановку, творившуюся в те дни, когда уже более двух недель города подвергались бомбардировкам, нельзя. Но и мирная жизнь находилась далеко не в анабиозе. Поезда курсировали, а значит – были и желающие на них поехать: кто-то к родственникам, а кто-то и подальше от войны. Многих сотен пассажиров в 393-м поезде не было, поскольку и вагонов-то в зависимости от нагрузки бывало немного, но пустым он не шёл. Народ там всё-таки присутствовал.

Около 11 часов 40 минут по местному времени пассажирский состав подъехал к злополучному мосту. Примерно в это же время в этом районе находился натовский истребитель-бомбардировщик F-15, под крыльями которого имелись ракеты типа «воздух-земля», а лётное задание предписывало уничтожение инфраструктурного объекта – моста.

Разумеется, никаких согласований между Югославией и силами НАТО по ударам не было, да и быть не могло. Бахали по земле, как хотели и где хотели, а сотни гробов с гражданскими – это уж, извините, побочные явления, которые попытались минимизировать.

Мост и поезд после удара двух авиационных ракет. Источник: picturehistory.livejournal.com
Мост и поезд после удара двух авиационных ракет. Источник: picturehistory.livejournal.com

Когда поезд оказался на мосту, прилетела первая ракета. Тут уж не совсем ясно, попала она конкретно по вагонам или сдетонировала, ударившись о конструкции моста. Но этого однозначно хватило для того, чтобы состав разорвало на две части: локомотив с одним вагоном по инерции проехались дальше, а остальные встали на месте. Начался пожар, место происшествия окутало дымом.

Сколько человек убило и ранило из-за этого удара, сказать теперь уже сложно. Вагоны покорёжило взрывной волной и посекло осколками настолько сильно, что многие из тех, кто мог двигаться, попросту не могли выбраться. Да и шансов-то на это в начавшейся неразберихе было мало.

Но мост не рухнул, что, как не сложно предположить, пилоты F-15 прекрасно видели. Ну и, пытаясь «добить цель», пустили в неё вторую ракету. Очевидцы утверждали, что промежуток между ударами составил около пяти минут, хотя к этому можно относиться скептически. К тому времени часть пассажиров уже успела выбраться наружу, где их и настиг второй взрыв. Кого-то в буквальном смысле разорвало на куски, а кого-то сбросило с моста в реку ударной волной.

Перед прибывшими на место спасательными службами предстала довольно жуткая картина. Два вагона, попавших под удар, превратились в груду искорёженного металла и полностью выгорели изнутри. Внутри находились тела погибших пассажиров, некоторые из которых фактически сгорели заживо. Впрочем, вскоре зону поисково-спасательных работ пришлось значительно расширить, поскольку фрагменты тел разбросало по большой территории, включая реку.

Всё, что осталось от вагонов после попадания ракет. Источник: picturehistory.livejournal.com
Всё, что осталось от вагонов после попадания ракет. Источник: picturehistory.livejournal.com

Изначально с составлением списков погибших возникли большие проблемы. Очевидно, что опознать, если так можно выразиться, «целый» труп куда легче, чем груду кусков тел и конечностей, часть которых унесли воды реки. Да и учёт пассажиров на то время практически не вёлся – люди просто покупали билет, как в автобусе, и ехали по своим маршрутам. Тем не менее чуть позже с количеством всех пострадавших всё-таки определились.

В результате авиаудара было ранено 16 человек, а погибло – 14. Немало среди них было женщин и детей.

Никто не виноват


Этот инцидент вызвал большой резонанс не только в Югославии, но и за рубежом. Сербы активно настаивали на том, что удар по мосту с поездом был намеренным с целью уничтожить больше сербского народа. Стоит отметить, что и всячески порицаемая сначала у нас, а теперь и на Западе правозащитная организация Amnesty International в целом поддерживала эту точку зрения.

В своём докладе правозащитники высказали своё мнение, что пилотами был нарушен один из пунктов устава, который прямо запрещает атаку военной цели, если в непосредственной близости имеются гражданские лица, а также если поражение цели может привести к неоправданной гибели мирных жителей, которая будет несоразмерна урону, нанесённому военному имуществу и живой силе противника.

Но на этом вся гневная риторика в адрес НАТО закончилась.

Тему поднимали даже в ходе трибунала по Югославии. Однако комиссия сделала ожидаемый вывод. По их мнению, мост являлся законной целью, а поезд поразили по чистой случайности. Дескать, двигающийся состав пилоты не видели, а когда заметили – было уже слишком поздно. В общем, оснований для какого-то дальнейшего расследования нет, никто не виноват. Совершили ошибку в пылу момента.

Что касается командующего группировки НАТО Уэсли Кларка, то он, конечно, выразил сожаление по этому вопросу, но, опять же, с уклоном на то, что сделано это было не специально, но мост поразить было нужно. К слову, Пентагон и НАТО даже предоставили видеозапись со средств объективного контроля самолёта, на которой был запечатлён момент атаки. Однако выяснилось, что видео было ускорено почти в 5 раз, что не давало возможности ни оценить реальную скорость поезда, ни установить подробности произошедшего.

Мемориал, открытый в 2007 году в память о погибших пассажирах поезда. Источник: wikipedia.org
Мемориал, открытый в 2007 году в память о погибших пассажирах поезда. Источник: wikipedia.org

Для сербов день 12 апреля 1999 года стал действительно скорбной датой. Примеров массовой гибели граждан в результате бомбёжек у них огромное количество, как бы жутко это ни звучало. Но эпизод с мостом через Южную Мораву стал своеобразным символом того, что мирные жители не были таким уж препятствием для атак НАТО, будь они намеренными или случайными.
24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    29 октября 2022 05:31
    Пилоту самолета земля стекловатой! Пусть пилот и его начальнички пережили бы своих родственников ! МРАЗИ! Если надо было угробить мост, что подождать нельзя?
    1. -2
      29 октября 2022 07:46
      Цитата: Aleksandral
      Если надо было угробить мост, что подождать нельзя?

      У F-15 посадочная скорость 150 mph, это в км/ч будет поболе 240. Но он явно шел не на посадочной, а побыстрее, скорее всего свыше 500. Ну и много вы разглядите на такой скорости? Да и рубеж пуска ракет скорее измеряется не в метрах, а в километрах.
      Я другого не понимаю. Почему мосты через Днепр не трогают?
      1. +2
        29 октября 2022 11:02
        Да, подгадать, состав с топливом и екнуть, что не разрушится, то сгорит
        1. +2
          30 октября 2022 11:31
          НАТО это стая шакалов и нравы у них подобные...
        2. 0
          6 января 2023 15:33
          Если состав с топливо будет гореть на мосту через Днепр, его уже не потушить. От огня стальные конструкции ослабнут и мост будет не годян для прохода тяжелых составов с техникой
    2. 0
      29 октября 2022 13:37
      ""...Если надо было угробить мост, что подождать нельзя?..."".
      -----
      Нет,нельзя...Так как сербы хорошо относятся к русским...Точно также авиация Турции(ЧЛЕН НАТО), бомбила карабахских армян в 2020 году(а НАТО как воды в рот набрало...),так как армяне тоже хорошо относятся к России....
    3. 0
      9 декабря 2022 11:56
      Ага щас. Что то экипаж Б29 не сильно каялся за Хиросиму.
      1. 0
        11 декабря 2022 23:49
        А за что ему каяться?
        Была война, а погибших и так было много
  2. +1
    29 октября 2022 05:36
    Надеюсь, и сербы когда-нибудь будут бомбить Бруклинский мост...
    1. fiv
      +2
      29 октября 2022 07:13
      И Гаагский трибунал.

      Текст Вашего комментария слишком короткий и по мнению администрации сайта не несёт полезной информации.
    2. -2
      29 октября 2022 07:47
      Цитата: Luminman
      Надеюсь, и сербы когда-нибудь будут бомбить Бруклинский мост...

      Надежды вьюношей питают...
  3. +2
    29 октября 2022 05:56
    Сербы активно настаивали на том, что удар по мосту с поездом был намеренным с целью уничтожить больше сербского народа.

    И они не ошиблись. С высоты нынешнего времени стало ясно, на какие подлости готовы и НАТО, и США конкретно...
    Мягко с ними разговаривает наш президент. А вот он - перед глазами: и опыт Милошевича, и результаты применения низкообогащённого урана, и фосфорных боеприпасов.
    1. +1
      29 октября 2022 06:22
      ". С высоты нынешнего времени стало ясно, на какие подлости готовы и НАТО, и США конкретно..."....Ну что Вы...это же другое...это же понимать надо...А если по совести...то нелюди они ( Янкесы ), и САТАНА там правит бал...
  4. +1
    29 октября 2022 07:03
    Однако выяснилось, что видео было ускорено почти в 5 раз, что не давало возможности ни оценить реальную скорость поезда, ни установить подробности произошедшего
    Что за странный тезис - перечеркивающий все впечатление о статье как непредвзятой? Типа ой видео ускорено, а замедлить никак не получится, что бы рассмотреть все подробно? Любой школьник справится.
    1. +3
      29 октября 2022 12:46
      Автор упустил важный момент - по результатам криминалистической экспертизы видеофайла не получилось установить точную скорость перемещения объекта, та-ка скорость записи перед представлением в ООН специально ускорили. Критерий, ускорения видеоизображения, как раз дан оценочно по результатам экспертизы. Дело в том, что использовавшиеся F-15 ракеты имели систему ликвидации по команде экипажа. Фактически США вывели свой экипаж из-под возможных гражданских исков от родственников пострадавших.
  5. -4
    29 октября 2022 08:19
    "сотни гробов с гражданскими" - это ничто для целой спецоперации.
    С чечней - не сравнимо.
    с Украиной - несравнимо.
    Сравнимо... с объявлениями в автобусе, сколько у нас в год погибает на дорогах, или в пожарах, или выпадает из окна, тонет и т.п. Мол стерегитесь...

    Ну а на спецоперацях такие накладки случаются часто. Фото "лунных пейзажей" не редкость. Особенно впечатляет Грозный, после 1и 2й войны.
    Читал , высчитан даже процент таких накладок и для боевых действиий, и для маневров...

    Людей жалко.
    1. +3
      29 октября 2022 12:50
      Вопрос моральной самооценки пилота точнее экипажа, если я не ошибаюсь применялась учебно-боевая версия Ф-15.
      Вопрос вы сможете подорвать мост если по нему едет школьный автобус? Или можно сделать второй заход на неохраняемую ПВО цель, дав автобусу приехать?
      1. +1
        29 октября 2022 13:33
        Моральной - да.
        Если вы увидите автобус, то не подорвете.
        Вопрос только как вам его увидеть с расстояния километров 15 и успеть среагировать?
        Вы не будете кружить и разглядывать.

        Читал . у авиаторов специально рефлекс быстроты и агрессии вырабатывается . Им некогда размышлять.
        1. +3
          29 октября 2022 15:04
          Если верить забугорным источникам, то стреляли с расстояния 3 мили - поезд всяко явно было видно. Второй пуск был произведён ещё ближе с настояния 2,5 миль, причём после второго захода.
          Так что я соглашусь с комментарием Михаила (Хозяина Трилобита), который выложен ниже.
          1. +1
            29 октября 2022 22:32
            Все верно. И стреляли наверно с 3х миль (5 км вроде) ,и ракета навелась на поезд,и летчик был гад и плевать ему на людей...

            Так и сечас увы. Так и всегда. Вон что сейчас творится, и погибло явно больше 14 человек.
  6. +4
    29 октября 2022 09:23
    Сербы активно настаивали на том, что удар по мосту с поездом был намеренным с целью уничтожить больше сербского народа.

    Ну а что они должны были говорить? Только так.
    Другое дело, что вряд ли матрасники охотились именно за поездом. Дело гораздо хуже. Им просто всё равно, есть этот поезд или нет, есть в нем, сербы или нет, а если кто-то внизу попал под бомбы - это чисто его проблемы.
    Для того, чтобы поставить перед пилотом такую задачу как охота за пассажирским поездом, нужно:
    а) чтобы постановщик задачи был мелким злодеем-пакостником.
    б) чтобы он эмоции у него стояли выше прагматизма
    в) чтобы боль сербов от потери невинных гражданских не была ему безразлична. Иначе говоря, чтобы он сербов считал людьми.
    И если соответствие офицера ВВС, который дает пилотам боевое задание, первому пункту хоть с натяжкой, но допустимо - мелкий пакостник, почему бы нет? - то второй пункт - это уже в некоторой степени признак профессиональной непригодности. Ну а третий пункт так, по-моему, для офицера армии вооруженных сил США вообще нечто немыслимое. Туземцы - не люди. Самые лучшие, самые верные из них - почти люди, но не более того, остальные же - просто биомасса и в каком агрегатном состоянии она существует там внизу, особого значения не имеет.
    Так что вряд ли поезд бомбили специально. Просто не повезло.
  7. 0
    29 октября 2022 18:10
    Раз "Бомбардировки Югославии", то и поезд югославский (а не сербский).
  8. +1
    7 ноября 2022 17:59
    Перефразируя множественных ура-патриотов (и не только , но ряд высокосидящих чиновников) -"Если бы Сербия не сопротивлялась, а сразу приняла условия Запада, то жертв можно было бы избежать и бомбардировок Белграда тоже"
  9. Комментарий был удален.
  10. 0
    11 января 2023 19:33
    Если выйти за рамки морализаторства, то пилоту было всё равно - он получил приказ и должен его выполнить. А ещё насколько я понимаю, американские пилоты часто под стимуляторами летают - тогда им тем более всё равно. Точно также все равно было генералам, отдавшим приказ. А вот политикам, отдавшим приказ генералам - было не всё равно. Они же хотели вбомбить Сербию в каменный век. А исторически, романо-германцы славян людьми вообще не считали