Предложение DCNS ЗРК для подводных лодок

21
На проходившей в Париже выставке Euronaval 2012 французское кораблестроительное объединение DCNS представило два предложения вариантов зенитного ракетного комплекса A3SM, предназначенного для самообороны подводных лодок, находящихся в подводном положении. Оба варианта комплекса предлагаются для вооружения неатомных подводных лодок для иностранных заказчиков.

Первый вариант комплекса (A3SM Mast) представляет собой поворотную трубу с находящейся внутри ракетой переносного зенитного ракетного комплекса MBDA Mistral, поднимаемую на специальном мачтовом выдвижном устройстве, находящемся в ограждении выдвижных устройств подводной лодки (наподобие перископа). Подъем пусковой установки и запуск ЗУР производится при нахождении подводной лодки на перископной глубине. Целеуказание и прицеливание осуществляется с поднимающегося одновременно опто-электронного перископа. DCNS уже провело наземные полигонные испытания пусковой установки данной системы.

Концептуально данный вариант комплекса A3SM, таким образом, является аналогом разработанного еще в начале 1970-х годов британского ЗРК Vickers SLAM, использовавшего ЗУР переносного комплекса Short Blowpipe. Комплекс SLAM успешно прошел в 1972 году корабельные испытания на списанной британской подводной лодке Aeneas, но так и не нашел заказчиков.

Предложение DCNS ЗРК для подводных лодок

Изображение запуска ЗУР Mistral в составе зенитного ракетного комплекса DCNS A3SM Mast




Второй вариант комплекса (A3SM Underwater Vehicle) использует ЗУР на основе ракеты средней дальности класса "воздух-воздух" MBDA MICA и имеет заявляемую дальность стрельбы до 20 км. Ракета размещается в капcулизированной контейнерной пусковой установке, аналогичной предназначенной для запуска подводных лодок капсуле противокорабельной ракет MBDA Exocet SM39, и выстреливается через стандартный лодочный 533-мм торпедный аппарат.


Изображение боевого применения зенитного ракетного комплекса DCNS A3SM Underwater Vehicle с использованиенм ракеты MICA


21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    29 октября 2012 11:46
    А что идея не плохая. Надо и нашим подумать о ПВО подводного флота. Хотя в голове не укладывается, а как можно этот самолет отследить с подводного положения без радара или каких-либо оптических сканеров? Есть спецы на ветке в этой области?
    1. +2
      29 октября 2012 11:51
      Радар под водой не работает, оптика совсем недалеко, звук границу сред не преодолеет. Так что хз, как... Хотя есть одна идейка - наводится на активный сонар, тот что вертушка опускает. Если он активный. Ну, а дальше все относительно просто.
      1. +1
        29 октября 2012 12:17
        А в видео это и показано - наводка торпеды по активному сонару, а дальше ракета производит самонаводку.
        1. +1
          29 октября 2012 12:25
          Далековато там торпеда выныривает. А если скажем, выныривать сразу около сонара, то собственно и ракеты нести не надо, достаточно будет подорвать обычную(конечно доработанную) зенитную боеголовку в направлении вертолета.
          1. +1
            29 октября 2012 12:32
            Почему? Вертолет ПЛО обнаружит пуск торпеды и к тому моменту как она подойдет, собственно примет меры. А так, больше шансов на поражение, хотя я же не специалист laughing
            1. +1
              29 октября 2012 12:37
              Я тоже не специалист, поэтому нафантазировать можем много. smile
              1. +1
                29 октября 2012 18:02
                Всё гораздо проще: по присутствию сонара (сонаров) подлодка знает что где-то там кто-то летает. Когда ракета вылетает из воды, она сама наводится, радаром или о тепловому на первую попавшуюся летающую цель. Обычно самолёты и вертолёты что охотятся на подлодки абсолютно не имеют противодействия ракетам, они не боевые (тот же БЕ-12), и одна простая ракета по ним обязательно попадёт. Если кто-то забеспокоинся что ракета попадёт и в дружескую цель, то тут всё просто: если вражеский вертолёт ищет подлодки сонаром, естественно дружеских летательных аппаратов поблизости нет, а то уже бы давно этот вертолёт сбили.
        2. +1
          29 октября 2012 13:32
          Слабо верится тот же Бе-12 может вывалить 85 буев)))и все без проводные
      2. +1
        29 октября 2012 14:11
        На ПЛ есть радар на выдвижной мачте работающий на поверхности и перископной глубине, правда не знаю его назначения.
        1. +2
          29 октября 2012 19:56
          выдвижные устройства, но и лодку легче заметить когда она в таком режиме идет...
    2. Vito
      +3
      29 октября 2012 11:57
      alexneg , Добрый Вам день Дружище1 hi
      Цитата: alexneg

      А что идея не плохая. Надо и нашим подумать о ПВО подводного флота.

      Идея и вправду не плохая, тем более кроме французов этими разработками занимаются и немцы(была небольшая статья на эту тему).
      Если такие системы вооружений разрабатываются уже несколькими странами то это уже тенденция! Противолодочная авиация злейший враг подводных лодок и конечно же хотелось бы быть более защищенными от этого зла нашим ДОБЛЕСТНЫМ подводникам.
      Дай бог им здоровья!
      Подводники-УВАЖАЕМЫЕ откликнитесь! Очень хочется знать мнение профессионалов!
      1. +1
        29 октября 2012 15:30
        Добрый день, Vito! drinks
        1. +2
          29 октября 2012 17:19
          Нужно багром за сонар цеплять, и на дно, подводных вертолетов вроде нет...) good
  2. +1
    29 октября 2012 14:12
    Конечно, лучше всего производить пуск управляемой ракеты из подводного положения без поднятия перескопа! (капсульный ватиант пуска, и в статье есть). Я думаю, самонаведение ракеты производится по опущенному с вертолёта сонару, хотя могу ошибаться.. Надо нашим конструкторам заняться этим вопросом вплотную! А то у "партнёров" слишком много авианосцев! soldier
  3. +5
    29 октября 2012 15:03
    Идея ПВО подводных лодок далеко не новая. В частности в СССР было разработано несколько вариантов ЗРК для подводных лодок, включая вариант многоконтейнерного ЗРК на основе переносного армейского ЗРК "Стрела". Оригинальность решения предложенного французами в том, что для борьбы с воздушным противником предполагается использовать комбинацию торпеды с ЗУР при котором ракета выходит из под воды вдали от носителя. Идея вроде неплохая , но возникает ряд проблем:
    1. Пуск торпеды еще более демаскирует лодку.
    2. Наведение ЗУР на цель при этом должно осуществляться с помощью головки самонаведения, что при значительных расстояниях и применении помех вряд ли сможет обеспечить высокую вероятность наведения и перехвата воздушной цели,
    3. Активный режим сонара в большинстве случаев стараются не использовать или использовать по минимуму, т.к. такой режим демаскирует носитель сонара, т.е. вертолет с сонаром в пассивном режиме работы может висеть над ПЛ, а она об этом даже не догадается.
    Далее, использование опускаемых сонаров метод довольно редкий. Обнаружение ПЛ в подводном положении с воздуха обеспечивается, в основном, с с помощью сбрасываемых гидроакустических буев. При этом обнаружение носителя буев с ПЛ без всплытия ПЛ на поверхность представляется весьма проблематичным, если вообще возможным. Возможен, конечно, вариант когда лодка выпускает на поверхность что то типа дистанционно управлемой платформы с набором датчиков для обнаружения воздушных целей и наведения на них ЗУР, а затем производит запуск ЗУР по методу предложенному французами. Но такая платформа с датчиками это по сути плавающий радар, причем радар одноразового действия т.к. его обнаружить и уничтожить еще проще, чем саму подводную лодку. К тому же на самолетах ВМФ США уже давно имеются РЛС способные обнаруживать малоразмерные цели типа перископ на фоне морской поверхности т.е. и в случае использования пассивных, а не активных датчиков эту платформу обнаружить будет не трудно
    Более того, появление такой платформы на поверхности однозначно будет говорить о том, что где то неподалеку болтается ее носитель т.е. большая ПЛ а значит время начинать на нее большую охоту и расставлять "флажки". Т.е. как и всегда на каждую хитрую з...цу всегда найдется свой болт с прибором. Классика.
    1. +1
      29 октября 2012 15:35
      На антеях используется для связи буксируемое устройство похожее на самолет и используемое при погружении на глубины больше перископной. При доработке это могло бы стать не плохим радаром для обнаружения воздушных целей и наведения на них ракет.
  4. +2
    29 октября 2012 16:56
    То о чем Вы упомянули годится для радиосвязи в диапазоне свехдлинных волн без подъема лодки на поверхность. Причем связь эта используется преимущественно для приема сообщений например команд разрешения на применение оружия. Для передачи эти системы используются в основном в аварийных ситуациях дабы не демаскировать лодку. Да и назначение "самолета" сводится к предотвращению "виляния хвостом", т.е. к удержанию довольно длинной антенны троса на заданной глубине и курсе. А есле к хвосту прицепить радар и выставить его на поверхность то за такую бесплатную услугу охотники за ПЛ Вам только спасибо скажут.
    1. +2
      29 октября 2012 18:45
      Спасибо за наставление действительно не то.
  5. +1
    29 октября 2012 16:59
    Надеюсь табуреткину это не покажут , иначе страшный сон .
    Это скорее средство напакостить перед гибелью,ну или хоть пугануть напоследок - ибо если вокруг тебя уже висят вертолеты - сливай воду-чеши грудь .
    1. +1
      29 октября 2012 17:21
      Полностью согласен, да и на почесать грудь времени уже не будет. Был уже случай в 70х когда в Атлантику вывели несколько лодок которые шли в точку сбора по разным направлениям, в абсолютном радиомолчании и использовали самую хитроумную тактику маскировки вроде темпрературных слоев и прочей хрени.
      А когда все собрались в заданной точке и всплыли, над каждой из лодок висел вертолет супостата. После чего был большой скандал в ГШ ВМФ и Судпроме с раздачей слонов (т.к. все лодки были признаны условно уничтоженными) и требованиями "к завтрему" изыскать любой ценой достойный ответ забугорным проискам.
  6. +1
    29 октября 2012 17:06
    Херня, а не идея.
    Поэтому надо их поддержать активно, пусть тратят ресурсы на технику борьбы ПЛ на перископной глубине с противолодочной авиацией
  7. +1
    29 октября 2012 17:34
    тут рассмотрелся третий вариант.отсоединения от лодки контейнера.всплытие и старт ракеты с него
  8. Oleg Rosskiyy
    +1
    29 октября 2012 23:42
    Блин , а я грешным делом сначала подумал, что это труба от буржуйки, для постановки дымовой занавесы.
  9. rarik63
    +1
    30 октября 2012 00:38
    Французы наверное не дураки предлагая ЗРК для иностранного заказчика, поди на свои не ставят. Любая ракета выпущенная из ПЛ её демаскирует. На разработку, испытания и внедрение нужно затратить колоссальные деньги. Плюс потери в каких-то других более важных и жизненно необходимых ТТХ. Не случайно все ведущие страны мира, которые обладают технологиями производства современных ПЛ, решения ищут не в возможности сбивать эти вертушки, а в умении скрываться от них. ПЛ хороша тем, что её никто не видет, а не тем сколько она собъёт вертолётов.
  10. +1
    30 октября 2012 01:46
    Французские военные конструкторы во все времена отличались склонностью к созданию чего-нибудь "эдакого". Примеров - масса, начиная с оригинальных броненосцев конца XIX века и заканчивая современным супернавороченным Леклерком.
    Но вот нюанс: во всех имевших место войнах, больших и малых, французское оружие никак себя не проявило. Даже неспециалист в военной технике без проблем вспомнит русские Т-34 и АК, немецкие Мессер и Тигр, японские Зеро и Ямато, аглицкие "ромботанк" и Стэн, штатовкие Летающую крепость, Шерман или ту же М-16. А вот образцы французского военпрома, кто-нибудь сможет навскидку назвать? Не рекламные типа Леклерка и Сюркуфа, или скандальные типа Мистраля - а те, которые реально отметились в боевых действиях? Ото ж.
    Так что пусть себе изобретают. Чем бы дитя не тешилось. Может и напарят кому-нибудь, если повезет =)