Новый рекорд и научные исследования. Завершен шестой полет космоплана X-37B

66
Новый рекорд и научные исследования. Завершен шестой полет космоплана X-37B
X-37B во время подготовки к миссии OTV-6, май 2020 г.


Космические и военно-воздушные силы США продолжают серию экспериментов с многоцелевыми многоразовыми космическими аппаратами Boeing X-37B. Несколько дней назад завершился очередной, уже шестой, полет такого космоплана, продолжавшийся два с половиной года. Как и ранее, аппарат обновил рекорд продолжительности полета, а также провел несколько разных экспериментов в интересах разных структур Пентагона и NASA.



Новый рекорд


По проекту X-37B были построены два космоплана. Первый из них впервые отправился в космос в апреле 2012 г. и пробыл на орбите 224 суток. Его второй полет, ставший третьей миссией в рамках программы, прошел в 2012-14 гг. и занял 674 сут. В дальнейшем два продолжительных полета выполнил второй прототип, тогда как первый проходил необходимую подготовку.

Шестой старт в рамках программы и третий для первого X-737B состоялся 17 мая 2020 г. Организацией этой миссии впервые в своей истории занимались недавно образованные космические силы. При этом они получили необходимую поддержку от ВВС, по заказу которых создавался космоплан и проводились предыдущие запуски. Кроме того, определенную роль в шестой миссии сыграло агентство NASA.

Третий старт первого прототипа состоялся на одной из площадок Космического центра Кеннеди. Для вывода X-37B, как и в нескольких предыдущих запусках, использовалась ракета-носитель Atlas V 501. Вскоре после старта, в заданное время, космический аппарат попал на расчетную орбиту и приступил к выполнению своих задач. Миссия получила внутреннее обозначение проекта OTV-6 и индекс космических сил USSF-7. Космический аппарат на орбите был обозначен как USA-299.


Старт ракеты Atlas V с космопланом на борту, 17 мая 2020 г.

Через несколько дней после старта, не позднее конца мая 2020-го, X-37B сбросил полезную нагрузку в виде малого спутника FalconSat-8 / USA-300. Параллельно, по всей видимости, проводились те или иные исследования и эксперименты. Однако, как и ранее, основная масса информации о научной и практической работе осталась секретной.

Шестой полет X-37B продолжался до 12 ноября 2022 г. В расчетное время аппарат сошел с орбиты, по баллистической траектории вошел в плотные слои атмосферы, а затем выполнил горизонтальный полет к аэродрому Космического центра и совершил мягкую посадку. Общая продолжительность полета составила 908 сут. 21 ч и 8 мин. На данный момент это самая продолжительная миссия в рамках проекта X-37B.

С 2012 г. два опытных космоплана совершили шесть полетов. Общая продолжительность миссий превысила 3774 сут. – более 10 лет и 4 месяцев. Первый прототип выполнил три полета и пробыл на орбите более 1808 сут. Несмотря на новый рекорд, по своему налету он пока уступает второму аппарату, который летал более 1966 сут.

Научные задачи


Известно, что оба X-37B используются для проведения различных экспериментов в интересах исследовательских организаций Пентагона. Исследования и опыты первых пяти миссий остались секретными и до сих пор не раскрываются. Полет OTV-6 стал исключением – участники программы впервые раскрыли часть своих планов.

Опытный X-37B впервые запустили в измененной конфигурации. В хвостовой части космоплана был смонтирован т.н. сервисный модуль – дополнительный корпус плоской формы для размещения той или иной полезной нагрузки. В этом модуле и в грузоотсеке фюзеляжа разместили различные приборы и устройства. В частности, космоплан взял на борт малый спутник FalconSat-8.


X-37B после посадки, 12 ноября 2022 г.

Следует отметить, что изделие FalconSat-8 тоже запускалось в интересах Пентагона. Его разработала Академия ВВС для проведения нескольких экспериментов в условиях космоса. На борту компактного спутника массой ок. 135 кг разместили опытные системы разных типов. Как прошли их испытания, не уточняется, но можно ожидать, что в будущем эти мероприятия повлияют на появление и развитие неких новых технологий для ВВС и космических сил.

Свои приборы на X-37B разместила Военно-морская исследовательская лаборатория. Ее экспериментальный комплекс включал солнечные панели, генератор микроволнового излучения и вспомогательные устройства. Планировалось изучить возможность выработки электроэнергии на орбите за счет Солнца с последующей ее передачей на Землю.

Сразу два эксперимента провело агентство NASA. На космоплане установили образцы перспективных материалов и контейнеры с семенами различных растений. Планировалось проверить, как эти образцы перенесут полет большой продолжительности и воздействие различных факторов. После посадки X-37B материалы и семена отправились на анализ.

Весьма вероятно, что Космические и военно-воздушные силы также провели несколько секретных экспериментов того или иного рода. В частности, в очередной раз фиксировались различные маневры космоплана и смена орбит. Кроме того, нельзя исключать проведение других исследований военного характера, которые нельзя было наблюдать с Земли.

Неподтвержденные возможности


Изделие X-37B представляет собой многоразовый космический корабль с возможностью полета в атмосфере. Внешне он похож на самолет с фюзеляжем большого сечения, стреловидным низкорасположенным крылом и V-образным хвостовым оперением. Общая длина такого космоплана – менее 9 м, размах крыла – 4,55 м. Максимальная взлетная масса не превышает 5 т. Имеется маршевый ракетный двигатель и набор маломощных маневровых. На орбите энергоснабжение осуществляется за счет солнечных панелей и аккумуляторов.


В центральной части планера имеется грузовой отсек длиной более 2 м и с поперечником ок. 1,2 х 1,2 м. Кроме того, к хвостовой части аппарата может крепиться сбрасываемый модуль. Во внутреннем отсеке и внешнем модуле космоплан может перевозить различные варианты полезной нагрузки, хотя и с ограничениями по габаритам и массе. Точная масса нагрузки неизвестна; по разным оценкам, она может достигать 500-900 кг.

X-37B способен в течение длительного времени находиться и работать на низкой околоземной орбите. При помощи штатной двигательной установки он может выполнять маневры и менять орбиту. Способность к маневрированию позволяет космоплану работать в качестве т.н. спутника-инспектора. Он может сближаться с выбранными космическими аппаратами, наблюдать за ними либо воздействовать на них тем или иным способом. За время одного полета он может изучить несколько спутников на разных орбитах, возвращаться к ранее осмотренным и т.д.

Кроме того, X-37B может решать транспортные задачи. В своем грузоотсеке он может выводить на низкие орбиты различные спутники – что уже демонстрировалось на практике. При этом он может взять на борт несколько аппаратов и, маневрируя, последовательно доставить их на разные орбиты. Нельзя исключать, что космоплан может решать и обратную задачу, захватывая и возвращая на землю различные объекты.

Полезной нагрузкой аппарата может быть различная разведывательная аппаратура. В таком случае он способен осуществлять съемку местностей в разных диапазонах, вести радиотехническую разведку и т.д. Высокая продолжительность полета и способность к маневру дадут очевидные преимущества при ведении разведки.


Имея широкие возможности по решению различных задач, X-37B обладает очевидными преимуществами эксплуатационного характера. Так, он является многоразовым, что снижает стоимость каждой миссии. Он относительно прост с точки зрения подготовки к полету. Также в некоторой мере упрощается разработка и подготовка полезных нагрузок. Космоплан совместим с разными ракетами-носителями, и это уже демонстрировалось на практике.

Впрочем, X-37B пока сохраняет экспериментальный статус и остается на стадии опытной эксплуатации. Как долго будет продолжаться такая работа, и сколько полетов будет выполнено до полноценного принятия на вооружение, неизвестно. Тем не менее, текущий статус не мешает двум космопланам отправляться на орбиту и выполнять различные задачи, в основном секретные.

Между полетами


12 ноября один из опытных X-37B завершил свой очередной полет, в ходе которого провел новую серию экспериментов и установил еще один рекорд продолжительности нахождения на орбите. Очевидно, что программа экспериментальных запусков космопланов на этом не завершится. В течение нескольких следующих месяцев может стартовать миссия OTV-7.

По всей видимости, Пентагон и смежные структуры вновь не будут раскрывать все подробности запуска и последующего полета. Тем не менее, подобная информация представляет особый интерес. Она позволит определить, над чем сейчас работают космические силы США, и какие возможности они смогут получить в будущем.
66 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -23
    27 ноября 2022 05:17
    Кто-то проект СССР "Буран" слил ам?
    1. -1
      27 ноября 2022 05:24
      Новый рекорд и научные исследования. Завершен шестой полет космоплана X-37B
      да подумаешь...мы догоним и перегоним !
      Москва. 1 ноября. INTERFAX.RU - Представители космических агентств России и Зимбабве подписали меморандум о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях, сообщили в "Роскосмосе".

      Там уточнили, что меморандум подписан представителем российской госкорпорации и ЗИНГСА - Национальным геопространственным и космическим агентством
      Зимбабве.https://www.interfax.ru/business/800798
      1. +10
        27 ноября 2022 06:31
        Зимбабве
        Неплохо расположено для космодрома.
      2. -5
        28 ноября 2022 04:06
        Цитата: Аэродромный
        да подумаешь...мы догоним и перегоним !

        Достаточно просто возродить программу "Бор" . Орбитальный крылатый планирующий боеприпас мощностью в 1-2 Мт. В грузовом отсеке "Бурана" таких должно было быть 15 шт. "Бураны" с таким боекомплектом должны были нести боевое дежурство на орбите в количестве не менее 3-х кораблей одновременно , меняя на дежурстве друг друга . Всего же "Буранов" строили 10 шт. - только рабочих лётных образцов . И другой полезной нагрузки для "Буранов" не предусматривалось , ибо одноразовые ракеты для целей выведения полезной нагрузки были дешевле и проще в исполнении .
        И "Шатл" американский тоже считали исключительно военным космопланом , ибо его экономическую эффективность для других целей оценили как "ничтожная" .
        Именно потому и закрыли программу "Буран"-"Энергия" , что других задач , кроме военных , в ней не было .
        Вот американцы и получили доступ после 1992 г. к нашим секретам и решили воплотить - исключительно в военных целях . Только боевое дежурство на орбите беспилотного ракетоплана в ядерном боевом оснащении . Это инструмент для "Первого обезглавливающего удара" . С орбиты . Другого применения этому девайсу нет и быть не может .
    2. +19
      27 ноября 2022 06:38
      Спейс шаттл появился раньше, а при чем здесь буран?
      1. -15
        27 ноября 2022 07:14
        "В 2002 году единственный летавший в космос «Буран» (изделие 1.01) был разрушен при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса на Байконуре, в котором он хранился вместе с готовыми экземплярами ракеты-носителя «Энергия».

        После катастрофы космического корабля «Колумбия», и в особенности с закрытием программы «Спейс шаттл», в западных СМИ неоднократно высказывалось мнение о том, что американское космическое агентство NASA заинтересовано в возрождении комплекса «Энергия-Буран» и предполагает сделать соответствующий заказ России в ближайшее время."

        А был ли действительно Буран разрушен или тупо украден, мы навряд ли узнаем в ближайшее время.
        1. Комментарий был удален.
      2. -7
        27 ноября 2022 16:58
        Спэйс шатл был пилотируемый корабль.
        А буран дал Америке буквально прокакатся. Не пилотируемый шатл с первого раза выходит в космос и потом автоматическом режиме приземляется на взлётную полосу , и все благодаря бортовому компьютеру. Тогда самолеты не умели приземлятся еще без пилотов.

        А тут шатл из космоса приземлился .
        Вот что значило мы догнали и перегнали.
        + буран был не пилотируемый значит он мог нести больше полезной нагрузки.
        Интересные времена были.
        1. +6
          27 ноября 2022 17:18
          Шаттл точно так же мог садиться в автономном режиме и на пилотируемом режиме настояли сами астронавты и при этом посадка у Шатла большую часть времени шла в автоматическом режиме. И вы так говорите про бортовой компьютер Бурана, скромно умалчивая о просто колоссально гигантской наземной инфраструктуре по всей территории СССР для того что бы обеспечить посадку.

          А тут шатл из космоса приземлился .
          Вот что значило мы догнали и перегнали.
          + буран был не пилотируемый значит он мог нести больше полезной нагрузки.
          Интересные времена были.


          В том то и беда что не догнали, просто потому что Спейс-Шатл задумывался для снижения стоимости вывода груза в космос, для этого и он был сконструирован с максимальным переиспользованием, в случае Буран-Энергия вывод груза был бы на порядки дороже, второй момент Шатла имел собственные двигатели и мог маневрировать на орбите и осуществлять спасательные, ремонтные работы в частности ремонт Хаббла это просто уникальная операция в космосе.
        2. +12
          27 ноября 2022 19:53
          Цитата: Sergey Romanchenko
          Тогда самолеты не умели приземлятся еще без пилотов.

          Если бы вы только знали, как надоела эта байка.

          Первая полностью автоматическая посадка пассажирского авиалайнера с использованием ILS (Instrument Landing System — система посадки по приборам) произошла в марте 1964 года в аэропорту Бедфорд, в Великобритании.
          К началу 70-х годов, большинство международных аэропортов в мире уже имели систему автоматической посадки, а дальне- и среднемагистральные пассажирские авиалайнеры оборудовались системами автоматической посадки.
          Ко времени первого и последнего полета Бурана, автоматическая посадка, даже пассажирских авиалайнеров, применялась уже более 20 лет.
          Конечно, Буран не такой управляемый летательный аппарат, как какой-нибудь Боинг-747, но для систем автоматической посадки эти отличия несущественны.
          Тем не менее, поскольку посадка является наиболее сложной и ответственной процедурой, рекомендуется её проводить вручную, полагаясь на мастерство пилота, а автоматическую посадку использовать только в крайних случаях.
          Собственно, это всё, что надо знать про «грандиозное достижение» в виде автоматической посадки Бурана.
        3. +3
          29 ноября 2022 10:32
          Автопилот самолета, который умеет взлетать и садиться существует с 70-х годов прошлого века.
    3. +3
      27 ноября 2022 09:23
      Цитата: Vrotkompot
      Кто-то проект СССР "Буран" слил ам?

      Это "Спираль". Не космический корабль, а космический беспилотник. Для людей там СЖО не поместится. Но штука, что ни говори, очень неплохая. Молодцы советские инженеры, нет слов.
      1. +9
        27 ноября 2022 12:02
        Однако раньше "Спирали", Space Shuttle и "Бурана" были американские ракетопланы North American X-15 и Boeing X-20 Dyna-Solar. Фактически "Спираль" создавалась как ответ на X-20 Dyna-Solar, некоторые конструкционные решения были схожи с аналогичными у Northrop HL-10 и Martin Marietta X-24.
        X-15:

        Boeing X-20 Dyna-Solar.
        1. 0
          27 ноября 2022 15:56
          Все верно. но ЭТО - Спираль. Из тех ничего не получилось, и они на свалке. Думаю, что игрушки типа Спирали - вершина химической космонавтики. Ничего лучшего уже сделать нельзя. Она ложится пузом на баллистическую траекторию, потому что не может тормозить иначе - топливо все истрачено на подъем. И так будет всегда с химическими ракетами. Это все полнейший тупик.
          1. +5
            27 ноября 2022 17:08
            Цитата: михаил3
            з тех ничего не получилось, и они на свалке.
            "Спираль" фактически тоже. Мало того, я уже писал человеку ниже, фактически "Спираль" в космос не запускалась, запускались её небольшие макеты. Тот же БОР-4 (он же Космос-1374) являлся макетом, выполненным в масштабе 1:2, а не полноценным рабочим прототипом, причём запускался он, что интересно, уже не в рамках программы "Спираль", а в рамках создания "Бурана". И запущен он был в июне 1982 года, т.е. к примеру, более чем через год после первого запуска "Спейс Шаттла" (12 апреля 1981 года).
            Это я всё к тому, что существует миф о якобы украденных американцами советских технологиях, хотя фактически в обеих странах направление развивались параллельно. Причём в СССР оно развивалось по большей части лишь с целью "догнать и перегнать" Америку.
            Цитата: михаил3
            игрушки типа Спирали - вершина химической космонавтики. Ничего лучшего уже сделать нельзя.
            Спорно. Во-первых, не всегда нужен возврат полезной нагрузки из космоса. Во-вторых, даже если нужен, орбитальные самолёты обладают большой "паразитной массой", и поэтому с МКС, например, грузы возвращают с помощью более традиционных космических кораблей, у которых возвращается капсула. Иногда с людьми + грузы ("Союз", Crew Dragon, в ближайшем будущем ещё CST-100 Starliner), иногда чисто грузы (Dragon и грузовая версия Dragon 2). Это почти не требует запуска дополнительной массы, так как многие элементы являются частью системы аварийного спасения или нужны для манёвров на орбите.
            Именно поэтому запуски "Спейс Шаттлов" и "Бурана" были настолько дорогими. Именно из-за огромной массы орбитера. Да, концепция позволяет делать многое, очень многое, но и цена соответсвующая. Хотя, например, у "Спейс Шаттлов" было всё многоразовым, кроме центрального криогенного бака. "Буран", если пересчитать цену пуска с учётом покупательской способности валют, оказался намного дороже "Шаттлов". Сам "Буран" тяжелее "Шаттлов", для его запуска использовалась дорогая и одноразовая сверхтяжёлая РН "Энергия" с 4 боковыми ускорителями, и не многоразовыми твердотопливными, как у шаттлов (причём там использовалось только 2 ускорителя), а с дорогущими ЖРД на борту.
            Я не говорю, что концепция мертва (мертва концепция "Шаттлов" и "Бурана"). Но сейчас она пользуется крайне ограниченным "спросом" по сравнению с традиционными космическими кораблями. Тот же X-37B — экспериментальный корабль и демонстратор технологий, Dream Chaser вроде есть, но спроса на него особо нет, поэтому его компания-разработчик Sierra Nevada не спешит с его пусками. Есть ещё SpaceShipTwo, но это туристический суборбитальный корабль.
            1. +5
              27 ноября 2022 19:27
              Вы зарабатываете в отрасли? Я не осуждаю, тем более что околоземные орбиты - это весьма полезно людям. Но все это НЕ космонавтика. То есть эти жалостные попрыгушки никакие не полеты в космос. Все равно что назвать полетом в атмосфере бросание в эту атмосферу камней) И вы же это понимаете, да?
              Да, мы можем и вправду на Марс полететь. Не знаю, возможно ли долететь, но полететь реально можно. Вот только это будет никакое не развитие космонавтики. Это будет бездарное уничтожение невосполнимых ресурсов на дурь и глупости. Имеющийся движитель абсолютно не рентабелен и не имеет никакого ресурса для развития. Из химического топлива выжато все, что оно может дать. Да, можно выдавить, высчитать, вылизать еще несколько процентов. Но это предел. Чудовищно, неописуемо дорогие поскакушки не имеют смысла.
              Нужна физика. настоящая физика, а не танцы ворья и мошенников вокруг госбюджетов. Нужно возобновить развитие человечества, которое на данный момент полностью прервалось.
              У меня лично эти космические БЛА вызывают только жалость. Все это путь в никуда...
    4. +6
      27 ноября 2022 12:32
      Кто-то проект СССР "Буран" слил ам?

      У Вас короткая память. На самом деле некто слил проект "СССР". А, может, и проект "Россия". Заодно.
  2. +3
    27 ноября 2022 05:21
    Для нас представляет опасность, надо научиться его нейтрализовать...
    1. -8
      27 ноября 2022 07:15
      Для нас представляет опасность, надо научиться его нейтрализовать...

      Нам нужно буран восстанавливать. И, полагаю, сейчас самое время.
      Некоторые как раз могут возразить, что сейчас идет война, как раз нет времени. Но именно сейчас и нужно буран восстанавливать. Полагаю, англосаксы не все наши секреты по бурану разворовали в лихие 90-е, задел остался.. Вот и нужно его использовать.
      Для справки
      Работы над атомной бомбой тоже были начаты во время войны: постановление ГКО № 2872сс от 11.02.943 г.
      1. AUL
        +5
        27 ноября 2022 08:27
        Цитата: Правдодел
        Некоторые как раз могут возразить, что сейчас идет война, как раз нет времени. Но именно сейчас и нужно буран восстанавливать.

        Время-то есть... Денег нет, да и промышленности, чтоб восстанавливать, увы, тоже.
        1. -3
          27 ноября 2022 17:02
          Денег нет, да и промышленности, чтоб восстанавливать, увы, тоже.

          -либера....сты в 90-е порушили все, что можно. И это, к сожалению, - правда..
          Но насчет денег, все не так просто. Деньги есть, и в достаточном количестве. Например, ЦБ может кредитовать промышленность целевым образом под залог наших украденных активов.
          Для справки
          СССР в 20-е-30-е годы прошлого века находился под еще более жесткими санкциями, но сумел построить промышленность, которая позволила выиграть ВОВ. К слову, в период с 30 по 40 год в СССР каждый год в строй вводилось почти 1000 промышленных предприятий. А денег ведь и тогда не было. Более того, тогда денег не было в еще большем количестве, чем их нет сейчас. А сейчас по сравнению с 30-ми годами вообще денежное изобилие...
          1. +4
            27 ноября 2022 19:56
            Для справки
            СССР в 20-е-30-е годы прошлого века находился под еще более жесткими санкциями, но сумел построить промышленность, которая позволила выиграть ВОВ. К слову, в период с 30 по 40 год в СССР каждый год в строй вводилось почти 1000 промышленных предприятий.

            Для справки это совсем не верно, СССР находился в теснейших экономических отношениях с западом, такого вливаний в СССР западных технологий не было никогда. И как-то не справедливо забывают гигантскую роль в индустриализации Рыкова, он сделал очень много что бы договориться с кредитами, с поставками и пр.
            Что бы понимать масштаб западного участия в индустриализации:

            Альберт Кан

            Работа в СССР
            В 1928 году был приглашён в СССР для участия в индустриализации. Приехал в Москву с 25 инженерами и в течение двух лет подготовил более 4000 специалистов, между 1929 и 1932 годами спроектировал и организовал строительство 521 объектов[6][7][8][9] (по другим данным — 571 объект). Это в первую очередь Сталинградский, Челябинский и Харьковский тракторные заводы; Московский и Горьковский автомобильные заводы; кузнечные цеха в Челябинске, Днепропетровске, Харькове, Коломне, Люберцах, Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Сталинграде; станкостроительные заводы в Калуге, Новосибирске, Верхней Салде; прокатный стан в Москве; литейные заводы в Челябинске, Днепропетровске, Харькове, Коломне, Люберцах, Магнитогорске, Сормово, Сталинграде; механические цеха в Челябинске, Люберцах, Подольске, Сталинграде, Свердловске; сталелитейные цеха и прокатные станы в Каменском[10], Коломне, Кузнецке, Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Верхнем Тагиле, Сормово; подшипниковый завод в Москве, Волховский алюминиевый завод; Уральскую асбестовую фабрику и многие другие[11].

            1. -2
              28 ноября 2022 08:29
              ...СССР находился в теснейших экономических отношениях с западом, такого вливаний в СССР западных технологий не было никогда....

              Для справки
              1. 1917 г. Антанта = запад - полная экономическая блокада России;
              2. 1922 г. - полная экономическая блокада СССР
              3. 1925 г. золотая блокада СССР
              4. июль 1930 г. - США протекционизм против сырьевого экспорта (запрет экспорта);
              5. 1931 г. - США запрет на экспорт пиломатериалов (запрет экспорта
              6. 30.10.1930 г. - Франция - лицензирования товаров из СССР (запрет экспорта), присоединились Югославия, Венгрия, Бельгия и Румыния
              7. 1933 г. Британия - запрет экспорта зерна, хлопка, леса и нефтепродуктов.
              8. 02.12.1939 г. США - "моральное эмбарго" на сырье и комплектующие.
              Если полная экономическая блокада СССР с учетом экономического состояния самого СССР - легче??? нынешней блокады России, то - снимаю шляпу при таком подходе к анализу...
              Соглашаюсь, что в 30-е годы СССР закупил целые заводы на западе, что, собственно, и позволило создать экономический фундамент, но это - не по причине дружеских экономических отношений буржуев к СССР, а следствие экономического кризиса конца 20-х начала 30-х годов, когда СССР удавалось за бесценок покупать предприятия. Не сомневаюсь, что если бы кризиса не было, то СССР ничего бы не купил..
              1. +4
                28 ноября 2022 10:31
                вы сами видите что ваше изначальное утверждение было не верным:

                СССР в 20-е-30-е годы прошлого века находился под еще более жесткими санкциями, но сумел построить промышленность,


                Ни когда не был СССР под санкциями подобно текущим, к средине 20 годов насчитывалась больше ста иностранных концессии (по другим данным больше 300), в конце 20-х годов пошли уже договора напрямую с западными фирмами.
                1. -3
                  28 ноября 2022 14:09
                  Если полная экономическая блокада СССР с учетом экономического состояния самого СССР - легче??? нынешних санкций России, то - снимаю шляпу при таком подходе к анализу...

                  Тогда вы всегда правы и ничего более не могу добавить... Оставайтесь при своем мнении.
          2. +1
            28 ноября 2022 22:18
            Цитата: Правдодел
            СССР в 20-е-30-е годы прошлого века находился под еще более жесткими санкциями, но сумел построить промышленность, которая позволила выиграть ВОВ. К слову, в период с 30 по 40 год в СССР каждый год в строй вводилось почти 1000 промышленных предприятий. А денег ведь и тогда не было.

            ага американцы за просто так у себя собирали завод потом разбирали и перевозили в СССР. И обучали рабочих как работать на заводе за красивые глазки. И конечно же Немцы из-за солидарности налаживали в СССР технологические линии. Ах да и патенты на двигатели европейцы из-за жёстких санкций просто даром отдавали.
          3. +1
            29 ноября 2022 10:53
            А какие такие санкции против СССР были в начале 20-го века? И как так получилось, что технологии и специалисты из США приезжали в СССР?
      2. +6
        27 ноября 2022 10:03
        "Буран" нам нафиг не нужен. И мое мнение что и тогда он был не нужен, это гвоздь в крышку гроба СССР. Его создали с перепугу, чтобы "не хуже чем у них".
        "Буран" это ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА!!! Что и откуда он будет возить? Вот когда у нас будет построен орбитальный завод хотя бы в виде "демонстратора технологий", вот тогда и подумаем, что будем строить.
        Космоплан на орбиту таскает лишний вес в виде теплозащиты и аэродинамических поверхностей, которые тоже надо защищать, плюс добавляются риски при сходе с орбиты ("Колумбию" я надеюсь помнят все). Когда же космоплан будет эффективен? Во первых когда нам надо будет переправлять большие грузы по маршруту "космос-земля". А во-вторых когда нам надо будет вернуть на землю достаточно дорогое оборудование, то есть чтобы оборудование было намного дороже стоимости вывода в космос "лишних" крыльев и теплозащиты.
        1. +5
          27 ноября 2022 17:06
          "Буран" нам нафиг не нужен

          Да судя по последним 30 годам, ни космос, ни армия нам нафиг не нужны ...
          1. 0
            29 ноября 2022 10:57
            А воровать тогда на чем? Согласитесь воровать на сотнях танков удобнее, чем на одном космоплане.
        2. +1
          27 ноября 2022 22:20
          "Буран" это ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА!!!

          Чесно говоря- это ракета- носитель Энергия - транспортная система, а Буран- нагрузка которую Энергия вывела на орбиту. При всем внешнем сходстве Бурана с Шатлами разница в конструкции принципиальная- Шатлы - это и есть транспортная система с двигателями, подвешены к нему относительно дешевые баки для топлива, они сбрасываются, а дорогие двигатели и сам космический корабль возвращаются обратно.
          А Буран двигателей не имел (только для управления), поэтому был нагрузкой для очень дорогой транспортной системы.
      3. +3
        27 ноября 2022 17:08
        Буран это как решение олимпиадной задачи по программированию, сложно интересно, но практического применяя нет. Буран создавался как ответ на Спейс-Шаттла, но с “советской дремучестью”, не понимая, что такая сложная и дорогая программа не имела никакой военной составляющей и цель Спейс-Шаттла была в снижении стоимости вывода грузов на орбиту, за счет “многоразовости” и если в Спейс-Шаттла терялся только “дешевый” топливный бак, то в Буран-Энергия в “живых” после запуска оставался только сам Буран.
        1. -3
          27 ноября 2022 21:01
          Да уж "дешевый" Спейс Шаттл, американцы от него отказались именно из за дороговизны. Ну и военное применение шаттла тоже не будем забывать, "нырок" над Москвой был. Есть апокрифичная версия создания Спейс Шаттла, и я ей верю больше :)
          1. +2
            28 ноября 2022 00:35
            Не_боец (Роман) Вчера, 21:01 Новый
            -1

            Да уж "дешевый" Спейс Шаттл, американцы от него отказались именно из за дороговизны.


            Все так, не нашлось для него полноценного рынка, в НАСА расчитывали на другую плотность запусков, но свои 130 с небольшим миссий он выполнил.
            Ну и военное применение шаттла тоже не будем забывать, "нырок" над Москвой был.


            Еще не будем забывать, что это миф про нырок. Но забавно то что в СССР в анализе программы Спейс-Шаттл принимали участие серьезные ученые, математики с мировым именем и даже они посчитали что это сугубо военная программа.
            1. 0
              28 ноября 2022 10:02
              Все так, не нашлось для него полноценного рынка, в НАСА расчитывали на другую плотность запусков

              Это мягко сказано, "другая плотность запусков". Если брать идеал, то траффик 1500 тонн в год на орбиту. Если же брать реальные цифры, то 2000+. Фактически в то время траффик был 150-200 тонн в год, то есть под шаттл нужен был ДЕСЯТИКРАТНЫЙ рост!!! Ну у нас понятно дело испугались, так как приняли программу "Спейс Шаттл" за видимый огрызок засекреченной военной космонавтики, которая в 10 раз больше того что было известно на тот момент.
              Типа "они звезду смерти скоро соберут, а мы это пропустили!!!!"
              А если еще вспомнить бондиаду, где в одной из серий ему приходилось сражаться в космосе....
            2. Комментарий был удален.
        2. 0
          10 января 2023 10:19
          цель Спейс-Шаттла была в снижении стоимости вывода грузов на орбиту,

          В таком случае дешевле вывести полезную нагрузку( спутник) на ракете чем ложить нагрузку в шатл и затем шатл вместе с нагрузкой выводить на орбиту. Учитывая что килограмм выведенный на орбиту очень дорогой и зачем тратить деньги на выведение болванки шатла ? Поэтому штаты и отказались от выведения болванок
    2. 0
      29 ноября 2022 10:52
      Ну тут только Рогозина позвать и попросить икону на орбиту запустить, для нейтрализации. Больше никаких вариантов я не вижу.
  3. -10
    27 ноября 2022 05:31
    Фактически это вариант нашей Спирали! Сперли идею и переделали под себя belay
    1. +14
      27 ноября 2022 06:39
      Спираль была ответом на программу dyna soar. ы работали над такими проектами раньше
      1. -8
        27 ноября 2022 07:09
        Эта программа dyna soar далее изготовления массо-габаритных макетов не продвинулась и была всего лишь нереализованной идеей. В то же время, почти одновременно стартовав, Спираль достигла стадии практических испытательных пусков.
        1. +3
          27 ноября 2022 13:08
          Цитата: navycat777
          Спираль достигла стадии практических испытательных пусков.
          Только вот запускались тоже фактически макеты. Тот же БОР-4 (он же Космос-1374) являлся макетом, выполненным в масштабе 1:2, а не полноценным рабочим прототипом, причём запускался он, что интересно, уже не в рамках программы "Спираль", а в рамках создания "Бурана". И запущен он был в июне 1982 года, т.е. к примеру, более чем через год после первого запуска "Спейс Шаттла" (12 апреля 1981 года).
  4. +2
    27 ноября 2022 05:44
    Направление беспилотных шаттлов весьма интересное и перспективное по многим нарпавлениям в том числе и оборонным.
    И очень жаль, что у нас нет ничего подобного.
    НПО "Молния" вообще непонятно в какой ситуации. Его вроде как бы спас от окончательного разгрома концерн Калашников. Теперь оно передано в КТРВ- так , по крайней мере, заявлялось.
    И что сейчас там делается, да и делается ли хоть что-нибудь, неизвестно.
    1. KCA
      0
      27 ноября 2022 06:19
      Скорее всего КТРВ новую/старую полезную нагрузку для МИГ-31 разрабатывает для борьбы с Х-37В и ему подобными
    2. 0
      10 января 2023 10:34
      Направление беспилотных шаттлов весьма интересное

      Это игрушки для сверхдержав. Сначала надо произвести замену старичкам АН 2, потом 300 штук СУ-57штук 1К армат, а потом можно шатлы запускать.
  5. Комментарий был удален.
    1. -9
      27 ноября 2022 09:37
      Американцы не работали раньше над другими подобными проектами и тем более не было ни одного удачного проекта дошедшего до "железа". Единственный же проект вышедший на длительную серию полетных испытаний был советский космоплан - Спираль.
      1. +5
        27 ноября 2022 11:30
        Цитата: navycat777
        Единственный же проект вышедший на длительную серию полетных испытаний был советский космоплан - Спираль.

        А я вас не очень огорчу, если скажу, что "советский космоплан "Спираль" не только и разу не побывал в космосе или даже просто в воздухе, но даже никогда не был построен? В том виде, который замышлялся?
        Можно, конечно, назвать макет гордым названием "беспилотный ракетный ракетоплан" или "ЭПОС", но от этого он не перестанет быть макетом. Все БОРы были всего лишь в три раза уменьшенными копиям проектируемого изделия, а Миг-105.11 был всего лишь дозвуковым аналогом проектируемого ОС. Больше похвастаться нечем.
        Да и какую "Спираль" иметь в виду? Ту, которую хотели запускать с ГСР? Которого не было даже в проекте? Или "Спираль", проектируемую уже под "Буран"? Так ни та, ни другая до ума доведены не были. Ибо у Министра обороны Гречко вместо того, чтобы завизировать проект "Спираль" 30 июля 1970 года в Генштабе, хватило здравого смысла наложить на сей чудо-проект свою резолюцию - "фантазиями заниматься не будем". После потери единственного заказчика в лице МО "Спираль" накрылась медным тазом. Какая там была "длительная серия полетных испытаний советского космоплана "Спираль"", видимо, известно только вам одному.
        А вот как раз у американцев эволюция космопланов прослеживается абсолютно четко. Начиная с контракта 24 октября 1957 года, полученного фирмой Boeing на разработку боевого космоплана Х-20 Dyna-Soar (ответом на которой и стала пресловутая "Спираль", работы над которой Лозино-Лозинский начал по факту только летом 1966 года в конструкторском бюро ОКБ-155 А. И. Микояна. Так что кто у кого спер идею - вопрос риторический) и кончая сегодняшними Х-37В и "Дрим Чейсер".
  6. -2
    27 ноября 2022 08:14
    Шаттл этот может нести заряд в потенциале и доставить его к цели гораздо быстрее Минитменов. Очень опасная вещь для нас. Наши ракетные дивизии (шахтные) под Красноярском, Барнаулом, Иркутском и тд в зоне о особого риска.
    1. +2
      27 ноября 2022 09:36
      Если будет дежурить на орбите, то безусловно. Крайне опасно сочетание X-37B и Falcon 9. Они могут за очень дёшево и очень быстро милитаризировать космос.
      1. +2
        27 ноября 2022 12:14
        Думаю на 37 отрабатывают технологии по полной.А вот где то в это время в пустыне Невады, Boeing наверняка клепает что то уже поинтереснее с грифом "абсолютно секретно" hi
      2. 0
        29 ноября 2022 11:02
        Это им не нужно, дорого. И противника который такого оружия заслуживает нет.
    2. +1
      28 ноября 2022 00:50
      Такое возможно только если он будет на орбите летать с зарядом, но смысла в этом нет никакого, репутационные издержки (вывод ядерной бомбы на орбиту) огромны причем срач начнется в самих же США, плюс вопрос насколько это эффективно с точки зрения орбиты и топлива и сколько таких “орбитальный бомбардировщиков” нужно, а баланс в общем случае меняет мало, ответный удар в любом случае произойдет.
  7. +6
    27 ноября 2022 12:00
    У нас такое разрабатывать уже некому - уровень массового интеллекта упал.
  8. Комментарий был удален.
  9. -4
    27 ноября 2022 13:06
    За что Пентагон платит столько денег, чтобы он годами болтался на орбите? Что на самом деле он там делает?
    1. +3
      27 ноября 2022 13:47
      За что Пентагон платит столько денег, чтобы он годами болтался на орбите?

      1)Он может менять орбиту и выводить из своего грузового отсека секретные спутники, которые отследить будет крайне трудно
      2)На нем отрабатывают эксперименты, для которых нужны длинные прибывание на орбите.Так как на МКС такого сделать не получится а своей станции нет, этот космоплан подходит идеально, тесть что хочешь и никто не узнает.
      3)На нем можно тестить по пердовые средства наблюдения, которые можно затем легко вернуть на землю обратно и протестировать,со спутником так не прокатит
      С уважением hi
      1. 0
        21 декабря 2022 11:20
        Охотно верю, но интересует уже конкретика, за какие такие эксперименты Пентагон оплатил создание такого вундерваффе и два года держал оный на орбите? 2,5 года "эксперимент" шёл. П.1 явно отпадает. Для испытаний по п.3 тоже столько времени не нужно. И вот на п.1 и п.3 успешно забили болт, потому что на 2,5 года игрушка занята чем-то другим, что не хотят светить на МКС. Чем?
  10. 197
    +4
    27 ноября 2022 18:03
    Нормальный такой " батут", мда. Дальше мат, не с игры в шахматы.
  11. -6
    27 ноября 2022 20:10
    Х-37 , как штучное изделие, не имеет никакой прикладной значимости. Да, отрабатывают технологии, мы тоже. Как только начнут запускать десятки таких изделий, тогда - алярм. Единичный пуск ЯО с борта этого пепелаца - это объявление нам ядерной войны, со всеми вытекающими. Уж эти две керосинки Космические войска отслеживают ежесекудно, поэтому даже террористический удар с орбиты - это не 5 секунд, а несколько десятков минут, останется не безноказанным.
    1. -1
      29 ноября 2022 08:47
      Сушествуют давно и не один, да дорогие, но висят долго и чтото производят и доставляют и это чтото оправдывает стоимость программы,иначе бы закрыли программу. Вирусы как наиболее простой вариант дейтельности.
  12. +3
    27 ноября 2022 22:18
    В любом случае ,как не обсуждай, у Омерики эти мини-шатлы есть.
    А у России, благодаря Рогозину и Компании сверху ,нет и в ближайшее время не будет.

    А что будет? Да что и прежде. Сказки о ядерных буксирах ,многоразовых кораблях, лунной программе и спутников для карманной связи гдето там, в светлом чиновничном будущем.
  13. -3
    28 ноября 2022 23:48
    Газета Комсомольская. правда в году так 1991-м ,в конце,вопили следующее..в Москве, 40% площади графитной площадки была продана американцам и на ней обнаружился рабочий космоплан с размахом крыла 5 метров...и фотку коррик газеты приводил,секретной модели,роботяги походу пустили на брошенное и ненужное рф новой власти...похожа...так как мерикоссы не могут построить второй,ибо нет технологии,скорей всего это купленный(упертый) космоплан с графитной площадки...мерикоссы тока спереть....много мерикосы в то время спёрли на развалинах..главный црушник тогда говорил ,нам это и за двадцать лет не освоить...судя по единичному экземпляру авиакосма ,за 44 тоже
    1. 0
      29 ноября 2022 11:08
      Если почитать ваш комментарий, становиться понятно, почему в США есть такая программа, а в РФ -- нет такой программы. Все учОные повыехали туда! США не ворует технологии, они собирают у себя ученых со всего мира и дают им возможность работать. Можете считать, что "воруют" мозги, если вам так проще спиться.
  14. 0
    29 ноября 2022 08:43
    Наверняка вирусы и нарабатывают в аппаратиках.
  15. Комментарий был удален.
  16. 0
    10 января 2023 15:17
    Для точной оценки вибрационной нагрузки в течение определенного временного интервала нужно учитывать также и время ,когда двигатель выключен или, хотя и включен,но не на максимальную мощность. Это сократит нагрузку от вибрации на несущие элементы конструкции в расчете на полное полезное рабочее время .Меры безопасности для защиты пилотов от воздействия вибрации необходимо тщательно изучить. Тогда можно будет говорить о качестве вышеописанного изделия. Работа пилотов с данным изделием будет более плодотворно если рукоятки управления будут индивидуальны.
  17. -1
    18 января 2023 22:46
    Обслуживающий персонал, серьезно одет
  18. 0
    28 января 2023 16:42
    На поздней стадии у Лозино-Лозинского была «Молния». Поменьше Бурана, побольше Спирали. Оптимальный вариант. Но, треклятые 90-ые, а в 2001 году Гений скончался. Немного не склеилось во времени и пространстве. Молния была бы очень кстати, и военным и гражданским.
  19. 0
    15 февраля 2023 15:07
    Ну забаньте меня еще и тут!!! Какие прекрасные люди ведут спор вообще не зная о чем. Успокойтесь.. зеленый чай вам в помощь. Шаттлы себя не окупили ( потому их и прикрыли.) Напилили
    сколько смогли и прикрыли тихо.... в СССР возить на Буранах было нечего. Ну и СССР тоже прикрыли. Моя фамилия Нагавкин. Если что.
  20. 0
    10 октября 2023 12:32
    Цитата: Аэродромный
    да подумаешь...мы догоним и перегоним !

    Не смотря на внёсённую СМИ в умы заурядного обывателя тему якобы окончательного провала и бесперспективности ввиду экономической неэффективности дальнейшего использования космических многоразовых аппаратов (проекты "Буран"+"Энергия" в СССР и "Spase Shuttle" в США), тихой сапой работы идут (и вполне успешно) как в США, так и в Китае.
    Со стороны США есть успехи по Boeing X-37 (также известный как X-37B Orbital Test Vehicle (OTV)), который с 2010 по 2022 осуществил как минимум 6 удачных полётов (последний вообще 2.5 года), а со стороны Китая CSSHQI - "тёмная лошадка", на которой скорее всего, как и на американском, отрабатывается вопрос размещения ядерного оружия космического базирования, а не разведаппаратуры или гражданских исследовательских научных программ, коим вполне достаточно обычных спутников и МКС.
    И только космическая Россия, увы, деградировала и откатилась в космосе на уровень 60-х годов прошлого века, снова став страной-изгоем за "железным занавесом", только теперь этот занавес поднят с внешней стороны.