Планирующая торпеда: система HAAWC для самолетов P-8A Poseidon дошла до начальной оперативной готовности

25
Планирующая торпеда: система HAAWC для самолетов P-8A Poseidon дошла до начальной оперативной готовности
Самолет P-8A сбрасывает торпеду Mk 54 с парашютной системой


Морская авиация ВМС США довела до стадии начальной оперативной готовности комплект оборудования HAAWC. Он предназначается для базовых патрульных самолетов P-8A Poseidon и должен дополнять штатное противолодочное вооружение в виде легких торпед Mk 54. При помощи таких комплектов планируется избавиться от ряда объективных ограничений и расширить боевые возможности самолетов.



Противолодочные ограничения


Патрульный / противолодочный самолет P-8A несет разнообразное поисковое оборудование и гидроакустические буи, предназначенные для поиска и обнаружения подводных целей. Для поражения таких целей используются глубинные бомбы или торпеды типа Mk 54 Lightweight Torpedo. Вооружение перевозится на пяти узлах подвески во внутреннем отсеке и на шести внешних.

Авиационная торпеда Mk 54 оснащена парашютной системой, снижающей скорость спуска и обеспечивающей безопасный вход в воду. Однако максимальная высота сброса ограничена – при ее превышении скорость спуска будет чрезмерной и приведет к повреждению или разрушению торпеды.

Соответственно, перед сбросом торпеды «Посейдон» должен покинуть рабочую высоту патрулирования и снизиться до допустимого предела. Вследствие этого резко сокращается дальность наблюдения, связи и т.д. Кроме того, за время выхода на заданную высоту самолет может потерять контакт с целью, а его восстановление связано с определенными трудностями. Подъем на рабочую высоту также занимает время.

Выход из такой ситуации очевиден: самолету требуется система противолодочного вооружения, позволяющая сбрасывать торпеды с высоты патрулирования. Насколько известно, подобные вопросы прорабатывались еще на стадии разработки будущего P-8A, но до определенного времени эта тема не получала всего необходимого внимания.


Демонстрация сброса системы HAAWC

Удачное решение


Разработка новой противолодочной системы, способной оптимизировать применение имеющихся торпед, стартовала в середине десятых годов. Контракт на ее создание получила компания Boeing, ранее создавшая самолет P-8A. Проект получил флотское обозначение HAAWC (High Altitude Anti-Submarine Warfare Weapon Capability – «Высотные возможности противолодочного вооружения»).

На создание нового проекта потребовалось несколько лет. Компания «Боинг» разработала устройство ALA (Air Launch Accessory – «Принадлежность для воздушного запуска»), предназначенное для установки на торпеду Mk 54. Также прошла работа по интеграции новых компонентов в комплекс вооружений «Посейдона».

В конце десятых годов ВМС и Boeing приступили к испытаниям как отдельных средств, так и всей системы HAAWC в целом. После предварительной проверки осуществлялся сброс торпед с «аксессуаром» типа ALA. В целом испытания прошли успешно, и по их результатам систему рекомендовали к принятию на вооружение.

В середине августа 2022 г. ВМС США выдали компании «Боинг» официальный контракт на полномасштабное серийное производство HAAWC с целью перевооружения строевых частей. Количество заказанных комплектов не сообщалось. При этом уточнили, что подрядчик будет поставлять готовую продукцию, а также сопровождать ее в ходе эксплуатации, обслуживать и совершенствовать.

22 ноября компания Boeing сообщила о выходе системы HAAWC на уровень начальной оперативной готовности. За счет серийного производства изделиями нового типа удалось укомплектовать одну из эскадрилий патрульной авиации, и теперь она может использовать торпеды Mk 54 без старых ограничений. В обозримом будущем ожидается переход первого подразделения на полную оперативную готовность. Кроме того, аналогичное оружие получат 11 оставшихся эскадрилий на «Посейдонах».


HAAWC в деле: одна торпеда планирует, другая уже спускается на парашюте

Впрочем, система пока не готова к полноценной эксплуатации во всех условиях и на всех режимах. По известным данным, ВМС и Boeing еще не проверили ее на всех предполагаемых высотах. Оставшиеся испытания со сбросом торпед с максимальных высот, вплоть до потолка носителя, пройдут в ближайшем будущем.

Планирующая торпеда


Задачей проекта HAAWC было обеспечение безопасного спуска и входа торпеды в воду. Существующая парашютная система или ее аналоги не справлялись с такой задачей, и был выбран планирующий вариант спуска. Он реализован при помощи устройства AL, превращающего торпеду в своеобразный летательный аппарат.

Изделие ALA представляет собой безмоторный беспилотник, выполненный на основе агрегатов существующих ракет таких как AGM-84H/K SLAM-ER. Оно имеет продолговатый плоский фюзеляж, на днище которого размещены крепления для подвески торпеды. В центральной части фюзеляжа имеется раскладное крыло, в хвосте – оперение со стабилизатором и килем. Длина изделия не превышает 3 м при примерно таком же размахе крыла.

В составе изделия ALA используются системы управления, заимствованные у авиабомб семейства JDAM. Бортовой автопилот работает по данным инерциальной и спутниковой систем навигации и выдает команды рулевым машинкам в оперении. Предусмотрена двусторонняя связь с носителем для приема команд и передачи телеметрии.

Под таким «беспилотником» подвешивается торпеда Mk 54 в исходной конфигурации, включающей тормозной парашют. Легкая торпеда имеет калибр 324 мм и длину 2,72 м; масса – 276 кг. Торпеда оснащена тепловым двигателем на жидком топливе, за счет которого достигается скорость более 40 узлов; дальность – более 9 км. Используется активное и пассивное акустическое наведение. Торпеда несет заряд массой 44 кг.


Принцип действия комплекта HAAWC

Торпеда Mk 54 с устройством ALA помещается на внутреннюю или внешнюю подвеску самолета P-8A. Какая-либо доработка подвесок не требуется. Кроме того, отсутствует потребность в серьезном изменении бортовых приборов носителя или их программного обеспечения.

Точные летные характеристики системы HAAWC пока не сообщались. Согласно техническому заданию, оно должно обеспечивать безопасный спуск торпеды в широком диапазоне высот, но конкретные числа не публиковались. Дальность полета торпеды с ALA должна превышать 20 морских миль.

Принцип действия комплекта HAAWC достаточно прост. Обнаружив подводную цель, экипаж самолета вводит в устройство необходимые команды и данные. После выхода на рубеж применения оружия осуществляется сброс торпеды с ALA. Летательный аппарат доставляет торпеду в заданную точку, где сбрасывает ее с небольшой высоты. Далее торпеда при помощи парашюта опускается в воду и начинает работу по стандартной программе. Более не нужное изделие ALA падает в стороне и тонет.

Новые возможности


Заказчик и разработчик указывают, что принятие HAAWC на вооружение позволяет патрульной авиации избавиться от нескольких характерных трудностей, а также получить новые возможности. Главный результат – возможность сброса торпеды практически в любой момент полета, без необходимости предварительного снижения.

За счет этого самолет не теряет время и может атаковать подводную цель как можно быстрее после ее обнаружения. Также появляется возможность сопровождения цели практически до момента ее поражения торпедой – с фиксацией результата применения вооружения. При этом сокращаются риски потери цели, а также упрощается восстановление контакта с нею.


Применение HAAWC в сложной обстановке

В отличие от «обычных» Mk 54, «планирующие» торпеды могут сбрасываться с большого расстояния. За счет этого, а также благодаря высокой маневренности устройства ALA упрощается доставка торпеды в оптимальную точку погружения и старта поиска цели. Решение таких задач силами самолета может быть не столь эффективным.

Система HAAWC имеет возможность перенацеливания в полете. При изменении тактической обстановки, уточнении целеуказания и т.д. самолет-носитель может сформировать новое полетное задание и перенаправить торпеду в другую точку.

В ближней и средней перспективе единственным носителем HAAWC останется патрульный самолет P-8A. Интеграция с другими самолетами пока не планируется. Тем не менее, не исключается возможность использования таких комплектов в составе полномасштабной эшелонированной противолодочной обороны. В таком случае Poseidon с Mk 54 / ALA будет работать по целеуказанию сторонних средств. Планирующий полет позволит более полно использовать потенциал такой многокомпонентной системы.

Начальная готовность


Таким образом, в распоряжении патрульной авиации ВМС США появляется новое средство, упрощающее борьбу с подлодками. Пока речь идет только о начальной оперативной готовности в одной из эскадрилий и продолжении испытаний для определения всех характеристик. Тем не менее, программа HAAWC продвигается вперед, и в течение нескольких следующих лет ожидается получение всех результатов в виде требуемых характеристик и развертывания оружия в частях.

Эти процессы представляют определенную опасность для подводных сил третьих стран. Очевидно, что флоты потенциальных противников США следят за развитием патрульных самолетов P-8A и их вооружения, а также готовят необходимые ответные меры. Как именно планируют бороться с «планирующими торпедами», пока неизвестно, но такие средства будут найдены.
25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    1 декабря 2022 05:04
    Ещё один гвоздь в крышку гроба для подводных лодок вынужденных действовать без прикрытия надводного флота.
    1. -1
      1 декабря 2022 08:04
      Посейдоны бороздят просторы уже лет 10 как (а до этого были Орионы). А Мk54 и того больше. Так что этот гвоздь не еще один
      1. +1
        1 декабря 2022 08:49
        Цитата: Ка-52
        Посейдоны бороздят просторы уже лет 10 как (а до этого были Орионы). А Мk54 и того больше. Так что этот гвоздь не еще один

        Ну хорошо, старый гвоздь оснастили насечкой и позолотили.
        Главный результат – возможность сброса торпеды практически в любой момент полета, без необходимости предварительного снижения.
    2. +2
      1 декабря 2022 11:24
      Прикрытие авиации было бы альтернативным решением
      1. +3
        1 декабря 2022 14:55
        Цитата: Beaver
        Прикрытие авиации было бы альтернативным решением

        Береговая авиация как то эффективна до 500 км от берега, дальше эффективность резко снижается.
  2. +2
    1 декабря 2022 05:19
    А у нас что в этом направлении ? Даже самолетов нет ?
    1. +2
      1 декабря 2022 08:04
      В Вики написано что у России на вооружении стоят советскиепротиволодочные самолеты Ту-142 и Ил-38. Но они наверняка усупают новинькой модификации бионга 737.
      1. 0
        1 декабря 2022 12:47
        Ну на заборе тоже как известно написано , а там дрова лежат. Сколько патрульников у США , и сколько у нас. Разрыв такой же как в дрло или даже хуже. А главное нет тенденции к хоть какому то выправлению ситуции .. И это печалит еще больше
      2. +3
        1 декабря 2022 13:05
        да у нас морская авиация практически никакая. Ни бортов современных нет, ни оборудования. АПЛ наших врагов чувствуют себя в полной безопасности и не уязвимости. И ведут себя соответственно.
    2. Комментарий был удален.
  3. +6
    1 декабря 2022 11:27
    HAAWC для самолетов P-8A Poseidon
    Оригинально придумано, круто. К моему сожалению...
    1. +4
      1 декабря 2022 13:11
      Так американцы прагматичные ребята, берут старое и делают из этого высокоточное.С JDAM хорошо получилось, почему бы не провернуть это с торпедами? А у нас эта стратегия не пошла,кто то хорошо попилил бабла на Гефесте, чью эффективность сброса с бреющего полета мы наблюдаем. hi
  4. +10
    1 декабря 2022 12:56
    Почему наш ВПК до сих пор не создал систему подобную JDAM. Ведь американцы, евреи давно ее используют и она доказала свою эффективность и нужность. У нас огромные арсеналы чугунных фугасных, объемных, термобарических и прочих неуправляемых авиабомб. Которые к сожалению, из-за до сих пор не подавленной ПВО, наша армия не может использовать в полной мере в СВО. Теряем авиатехнику и летный состав, который вынужден рисковать и залетать в зону действия средств пво. По сути это не дорогое и не архисложное устройство (комплект раздвигающихся крыльев и блока управления и связи) позволяет превратить обычную авиабомбы в управляемые и высокоточные, которые можно запускать за 30- 50 км от целей.
    1. +5
      1 декабря 2022 14:12
      Цитата: wladimirjankov
      По сути это не дорогое и не архисложное устройство

      А, вот в том и причина, что не дорогое. Лучше замутить какую нибудь супер-пупер умную ракету, показать красивый макет, выбить под это деньги, по пилить их. А потом сказать:"Извините, не получилось" feel
    2. 0
      7 декабря 2022 13:49
      Цитата: wladimirjankov
      Почему наш ВПК до сих пор не создал систему

      Ответ лежит на поверхности. Проблема в том, что в силу действующей экономической модели в РФ, наши авиакомпании, такие как Аэрофлот, S7 и пр. не могут финансировать подобные отечественные разработки и от недостатка выбора поставщиков авиапарка вынуждены, покупая, например, Боинг-737, частично, понемножку финансировать, в том числе, и разработку HAAWC для самолетов P-8A Poseidon американских ВМС.
  5. +1
    1 декабря 2022 19:03
    Может я что-то не понимаю, а в чем новинка? Эта торпеда, что на сотни миль рассчитана? Так самолет ПЛО за несколько минут преодолеет это расстояние и и шарахнет куда более мощной глубинной бомбой. В чем суть вопроса?
    1. 0
      1 декабря 2022 19:52
      Ну чтобы было, да и денежка опять же капает за переоснощение. Все счасливы.
    2. 0
      1 декабря 2022 21:27
      Одновременно сэкономили деньги налогоплательщиков (старая-престарая торпеда) и нашли дешевое решение для "безнадежной" задачи (не осилили замену парашютной системы самой торпеды на нужную для сбросов с большой высоты).
      Следующие поколения новых торпед наверно смогут тормозить уже ракетным движком.
    3. 0
      3 декабря 2022 13:12
      Стильно, модно, молодежно.
      Это не метание посконного чугуния!
    4. 0
      31 января 2023 22:55
      Цитата: basal
      Может я что-то не понимаю, а в чем новинка? Эта торпеда, что на сотни миль рассчитана? Так самолет ПЛО за несколько минут преодолеет это расстояние и и шарахнет куда более мощной глубинной бомбой. В чем суть вопроса?

      Почитайте ещё пару раз и поймёте!
  6. 0
    2 декабря 2022 13:35
    Также прошла работа по интеграции новых компонентов в комплекс вооружений «Посейдона».
    Сказка про трех Посейдонов. Жил да был Посейдон. Летал себе над морем, горя не знал. Но прослышал Посейдон, что появился на свете другой могучий Посейдон, который может весь мир в труху. Напрягся Посейдон от такой новости, и стал думать, как с соперником справиться. Думал, думал, и придумал: "Тот могучий соперник должен наверное очень шуметь. Ну так я по его шуму на него торпедку сверху сброшу." И разработал все необходимые приспособления. И тут он узнал, что его опередил третий Посейдон, охотник за небожителями, которые якобы второго Посейдона создавали. "Развелось Посейдонов, как грязи" - подумал первый Посейдон, ласково поглаживания сделанные приспособления.
  7. 0
    5 января 2023 10:33
    Запуск торпеды без корабля - прекрасная идея, не нужно гонять целый флот для охраны побережья. Прилетел, просканировал квадрат, запустил, улетел. России такое оружие тоже нужно.

    Если получится прикрепить эти торпеды на массовые самолеты и вертолеты, то не нужно будет производить много кораблей. А самолеты и вертолеты всегда нужны, территория у России гигантская.
  8. 0
    5 января 2023 11:30
    Хорошая система. позволяет поражать на большей площади обнаруженные подлодки. Наверняка есть возможность в дальнейшем ракетные ускорители, двигатели устанавливать
  9. 0
    15 января 2023 18:06
    Индия лет 10 назад перешла с устаревших Ту142 на Р8. В России, насколько я понимаю, Ту214 пока что не признали хорошим решением для носителя. Был проект (на бумаге) по Ил114, но раз нет самого базового самолета, то тем более нет и противолодочного. Да и дальность и максимальный взлетный вес там - абсолютно не подходят для таких задач, где нужно время патрулирования от 6 часов и выше
    1. 0
      26 февраля 2023 11:48
      Интересно как они ПЛ обнаруживают. Если буями, то КПД этой технологии вызывает сомнение, ММС еще более бестолково. Проблема не в поражении ПЛ, а в обнаружении.
  10. 0
    28 февраля 2023 23:14
    фантазия на заданную тему: надо создавать ПЛ ПВО.... например на старом стратеге шахты для МБР меняются на шахты для С400.. запас высотных аэростатов с радаром.. основная цель ПЛ авиация и транспортники. Большие, медленные, хорошо заметные цели. само наличие таких ПЛ заставит потенциального противника понести колоссальные расходы по полному пересмотру ПЛ обороны и функционированию воздушного моста США - Европа.