Волжские пароходы: на извозе и в боях на Гражданской

103
Волжские пароходы: на извозе и в боях на Гражданской
Пароход «Мефодий», который использовался Чехословацким легионом во время похода на Казань. Вооружен был двумя орудиями, установленными на надстроенной носовой палубе. Какое вооружение нес на задней палубе – неизвестно.


Ах, что такое движется там по реке,
Белым дымом играет и блещет
Металлом на солнце.
Ах, не солгали предчувствия мне,
Да, мне глаза не солгали.
Лебедем белым скользя по волне,
Плавно навстречу идёт пароход.

Автор текста: Виктор Драгунский

Военно-техническое творчество. Спецоперация на Украине, равно как и военные действия последних лет, выявили распространение такого интересного явления, как «военно-техническое творчество».



Конечно, люди сталкивались с ним и раньше, но, скажем так, в годы той же Великой Отечественной войны оно носило более, мягко говоря, теоретический характер. Зато сейчас чего только мы не наблюдаем. Бомбометы из труб, смонтированные на бульдозерном отвале, ракеты из водопроводных труб на топливе из сахара и калиевой селитры, квадрокоптеры, переделанные в бомбардировщики, противоракетные решетки на танках

Творчество масс на поле боя


Вот только речных судов это творчество что-то пока не коснулось, ну разве что ВСУ обстреляли остров Змеиный орудиями с барж. Ну да ведь они их просто на баржи закатили. Особых переделок там вроде бы не замечалось.

Между тем война на реках России, и прежде всего на Волге в годы Гражданской войны 1918–1922 гг., дала нам множество интересных примеров такого творчества. То есть и белые, и красные начали превращать в боевые корабли обыкновенные коммерческие пароходы, которые самым активным образом стали использоваться в боях.

Причем самое забавное, что ситуация с волжскими пароходами во многом была очень похожа на ситуацию с американскими пароходами на Миссисипи, и тоже в Гражданскую войну между Севером и Югом. То есть по Волге, как и по Миссисипи, плавали… самые настоящие «пароходы Тома Сойера», вот только повоевать им по ряду причин не пришлось. Этим занялись пароходы сугубо российской постройки.

А вот почему так произошло и как вообще переоборудовались волжские пароходы в боевые пароходы на Волге, мы вам сегодня и расскажем…

Ах, что такое движется там по реке…


Американские пароходы в России появились в период бурного развития в нашей стране рыночных отношений, вызванных к жизни отменой крепостного права. Соответственно, это стало толчком к развитию волжского судоходства. Один за другим строились пароходы, возникло несколько пароходных компаний. Понятно, что между ними тут же возникла конкуренция, а с ней и «борьба за пассажира».

Самым простым путем было удешевление проезда на пароходе при высоком качестве сервиса. Все это привело к решению строить пароходы с двумя-тремя палубами, чтобы повысить пассажировместимость. Но где было найти образец, удобный к постройке и – что самое главное – чтобы он был не очень дорогой?!


Альфонс Александрович Зевеке – известный волжский судопромышленник

И тогда, а именно в 1881 году, судопромышленник Альфонс Александрович Зевеке, специально послал своего сына в Южную Америку, чтобы осмотреть тамошние заднеколесные пароходы, плававшие по Амазонке. Конечно, плавали такие же пароходы и по рекам США, но все-таки не совсем такие.

Дело в том, что так в основном строились пароходы двух типов: хлопковозы (они же и негров возили), дешевые, деревянные, но без какого бы то ни было комфорта, и большие, двухпалубные и комфортабельные, но с металлическим корпусом, а потому дорогие для нашего кармана. А вот амазонские пароходы ему понравились, и компания Зевеке решила сделать ставку именно на них. Уже зимой 1881–1882 года в Нижнем Новгороде был построен первый «американец» – пароход «Амазонка» с заднеколесным приводом!


Пароходы компании Зевеке, выстроившиеся на нижегородском рейде. Как видите, их было довольно-таки много

Комфортабельный, грузоподъемный и дешевый


Пароход вышел на славу: двухпалубный (на третьей, самой верхней, стояла капитанская рубка), длиной 58 м и шириной 11 м. А поскольку он имел плоское дно, то и вышел рекордно легким. Но мог брать на борт 400 пассажиров и 393 т груза.

Ближе к носу поперек корпуса стояли две высокие узкие трубы, из-за чего волгари стали называть новые пароходы «козами». Два котла у него стояли в носу, а двухцилиндровая паровая машина – на корме. Благодаря такому расположению среднюю часть судна стало возможным использовать для размещения груза, а оконечности судна были защищены от провисания.


Ещё один пароход Зевеке: «Жемчужина». Колесо сзади. На кого-то явно налетел бортом или кто-то на него налетел…

Гребное колесо, находившееся за кормой, вращали два шатуна. У судна было сразу четыре руля, которыми управляли с помощью двух румпелей. В этом был определенный смысл, поскольку позволяло повысить маневренность при движении по мелководью.

Пароход хорошо показал себя в период маловодья 1883 года, плавая между Нижним Новгородом и Саратовом. Зевеке это обрадовало и в 1883–1888 гг. его компания построила ещё несколько подобных ему пароходов, но большей грузоподъемности.

Качественный сервис много значит!


О пассажирах на пароходах Зевеке заботились так, как не заботились нигде. Пассажирам 1-го и 2-го классов предлагались роскошно отделанные каюты. Буфеты и библиотеки прямо на борту, а там можно книги почитать и просмотреть свежие газеты и журналы.

Даже рояль и тот можно было увидеть в салоне зевекского парохода.

А ещё пассажиры этих двух классов обладали забавной привилегией – высаживаться в пути следования на любой пристани по их выбору вне расписания, достаточно было попросить об этом капитана! Причем, если причал на берегу вдруг отсутствовал, то и это не должно было явиться препятствием. С парохода были обязаны спустить шлюпку (и ведь спускали!), только бы отвести пассажира на берег. То есть с парохода пассажир первых 2-х классов мог себе позволить высадиться на берегу даже просто «в кустах», чем и пользовались тогдашние… революционеры, спасаясь от полиции.

А ведь поначалу пароходы уходили в рейс полупустыми, потому что распространился слух, что они слишком уж высоки, поэтому сильный ветер обязательно их опрокинет! Но зато потом восхищенные рассказы тех, кто не побоялся рискнуть, и умелая реклама, своё дело сделали, и публика на пароходы Зевеке «повалила валом».


Зал парохода «Александр II» пароходного товарищества «Кавказ и Меркурий»

Заразительный пример


Вскоре на Волге появились и другие заднеколесные пароходы компаний: «Россия» (купца Петелина), «Бриллиант», «Яхонт», «Бирюза», «Изумруд», «Рубин», «Жемчужина» (компании «Дружина»). Несмотря на разнесение двигательной установки, избежать провисания оконечностей все же не удалось. И их стянули металлическими тросами, как на американских пароходах. Тросы были проложены по стойкам, закрепленным в диаметральной плоскости судна, и туго натянуты с помощью талрепов.

Применялись на них и забавные технические решения. Например, на пароходе «Яхонт» передача от паровой машины к гребному колесу осуществлялась деревянным шатуном… в несколько метров длиной, который ко всему прочему ещё громко шлепал по воде!

Кривошип при этом в нижней своей точке касался воды, особенно когда пароход шел при полной осадке. А подшипник и вовсе целиком находился в воде, чему масленщики, отвечавшие за его смазку, были очень рады, так как им больше не надо было то и дело проверять его температуру, что они делали на ощупь, поскольку вода его все время охлаждала.


Пароход Зевеке «Магдалена»

«Речники» вступают в бой


Когда в России началась Гражданская война, пароходы «американского типа» по Волге всё ещё плавали. Но никто из морских офицеров, которые сражались под знаменами КОМУЧа (Комитет членов Учредительного Собрания), не подумал превратить их в боевые корабли, наподобие американских речных броненосцев.


Типичный речной броненосец США 1861–1865 гг.

Ведь о них сообщали и журнал «Нива», и «Вокруг света», там были и статьи, и рисунки, да и в «Морском сборнике» об этом тоже писали. Но мемуары «речных офицеров» КОМУЧа полны сообщениями о том, что «никто не знал, что делать», «не имел понятия» и т. д.

Когда же было принято решение вооружать волжские пароходы, то использовать стали речные буксиры, на которые 76,2-мм пушки ставили открыто на палубе: одну пушку спереди, а другую сзади, и ещё два пулемета на крыльях мостика. Нет чтобы взять пароходы Зевеке, снять с них надстройки, закрыть броней котлы и паровую машину и использовать их в качестве боевых кораблей. Ведь грузоподъёмность их от такого облегчения бы сильно возросла. Но… нет. Вооружать стали буксиры с боевыми колесами, которые были более уязвимы.


Бой броненосцев на Миссисипи

Правда, додумались сделать поворотные круги под орудия, а их колеса прикрепили к ним хомутами. Ворочать эту «установку» нужно было с помощью «правила», но никакой брони она не имела. Зато расчеты пулеметов, что стояли над самыми кожухами бортовых колес через какое-то время защитили башнями, склёпанными из железных труб большого диаметра, вставленных одна в другую.

Интересно, что после того, как все пространство между ними залили гудроном, пули эту «броню» пробивать перестали, а вязли… в расплавленном гудроне! Поворачивались башни на шкворне, ногами сидевшего внутри пулеметчика. Ну, а борта и рубку по образцу американских «хлопковых броненосцев» «забронировали» тюками иранского хлопка.


Броня из рельсов. Образец поднят со дна Миссисипи, а серая масса между ними – это не что иное, как набившийся туда ил

А ведь американские броненосцы уже в 1861 году имели броню из железнодорожных рельсов! Палубы в этом случае с корпуса снимались, трубы обрезались, в каземате ставились пушки: 2–3 вперед, 4–5 по бортам и ещё 2 назад. Кожухи гребных колес тоже бронировались, либо одно такое колесо закрывали со всех сторон палубным казематом.

Да и пушки были не чета нашим «трехдюймовкам»: 6, 8 и даже 10 дюймов. Нарезные орудия Паррота и Дальгрена, и гладкоствольные бомбические, то, что было, то и ставили. Между тем шрапнельный снаряд нашей 76,2-мм пушки, даже поставленный «на удар», мало что мог бы поделать с такой защитой, а фугасных снарядов было мало, да и куда ими было бы по нему стрелять?

То есть то, что было хорошо на Миссисипи, на Волге на новом витке истории могло бы сработать ещё лучше, но… почему-то не сработало! Баржи (несамоходные), да, вооружали и 102-мм морскими орудиями и даже 152-мм гаубицами. Танки (баржи использовались нефтеналивные) вдоль бортов заливали бетоном, что делало их неуязвимыми, хотя и лишенными собственного хода.


Типичный «хлопковый броненосец» южан, бронированный кипами хлопка. Последние закладывались между двойными стенами каземата, которые защищали котлы, паровую машину и отчасти гребные колеса. Вооружение – два орудия, что были под руками.

Авторы мемуаров пишут, что им всего не хватало: брони, пушек, снарядов, но ведь рельсы-то были! Шпалы тоже были, а это практически готовая броня. То есть КОМУЧ гипотетически мог бы иметь сильные корабли и захватить не только Казань, Самару и Царицын, но и всю Волгу удерживать в своих руках и даже, более того – вести успешные бои с балтийскими миноносцами, проведенными по приказу Ленина через Мариинскую систему.

Так что «подсказка» комучевским офицерам в виде пароходов Зевеке находилась прямо у них перед глазами, и, как образованным людям, о войне Штатов им бы следовало знать. Да и инженеров на Волге хватало. Но сделать они ничего по-настоящему серьезного так и не смогли!

В итоге сражавшиеся под красными знаменами войска КОМУЧА (только каппелевцы воевали под черно-оранжевым георгиевским знаменем) на Волге были разбиты до подхода частей Колчака, и вся наша история сложилась так, как она сложилась.


Броненосец северян «Эссекс» с броней из рельсов

Интересно, что пароходы компании «Дружина» плавали по Волге ещё в предвоенные годы, а «Яхонт» даже до 1956 года, когда его отправили на слом. Кстати, в кинокомедии «Волга-Волга» один уцелевший такой пароход, почему-то названный «Севрюга», как раз и показали. Но никакие американцы (как об этом поется в киношной песне) нам, конечно, его не дарили!

Люди, которым повезло


Обычная судьба российского купечества начала XX века была не слишком радужной: кто-то разорился и затем застрелился, другой спился, третий не пережил революцию. И только сыновьям А. А. Зевеке повезло по-настоящему. Так, старший сын Зевеке (от первого брака) Александр Альфонсович (1864–1917) успел умереть накануне большевистского переворота.


Легендарная «Севрюга» из кинокомедии «Волга-Волга». Это про неё в фильме пели: «Америка России подарила пароход, у него колеса сзади и ужасно тихий ход!» Кадр из фильма

Младший сын (от второго брака) Василий Альфонсович Зевеке (1878–1941) стал речником. В 1917 почти год пробыл в США, выполняя задание Российского Министерства водных путей. Вернулся на родину и стал инженером-судостроителем на заводе «Красное Сормово». Увлекшись фотографией, он сохранил не только свои фотографии, но и старые фамильные негативы, ещё на стеклянных пластинках.

Его сын – внук знаменитого деда, Александр, тоже увлекся фотоделом, и всё семейное наследие попало ему в руки. В 2007 году он передал его в архив аудиовизуальной документации Нижегородской области, за что губернатор области наградил его грамотой.

То есть потомки волжского судовладельца Зевеке и прожили Богом положенный срок, и на Колыму не попали, и прожили жизнь у себя родине, а их фамильный пароход даже в популярную кинокартину попал!
103 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    1 декабря 2022 05:12
    Вячеславу за статью спасибо!
    Если кто из камрадов интересуется историей речного флота, рекомендую:

    Всем доброго дня!
    1. +6
      1 декабря 2022 07:26
      Цитата: Коте пане Коханка
      интересуется историей речного флота

      Очень хорошую книгу Вы рекомендуете, Владислав. У неё только один недостаток. В ней всего так много, что после прочтения в голове не остается ничего!
      1. +4
        1 декабря 2022 11:30
        Цитата: kalibr
        Цитата: Коте пане Коханка
        интересуется историей речного флота

        Очень хорошую книгу Вы рекомендуете, Владислав. У неё только один недостаток. В ней всего так много, что после прочтения в голове не остается ничего!

        Особенности любой энциклопедии!
        Книги из серии:
        1. +3
          1 декабря 2022 11:53
          Ай, да Владислав! Уел так уел... Так сказать "удар с боку". Но в оправдание могу лишь сказать, что в первой книге моих таких будет три. Разве нет? Легче освоить.
          1. 0
            2 декабря 2022 00:12
            Читал очень интересную книгу одного английского офицера- артиллериста, который участвовал в Гражданской войне в России и именно на речном судне. Очень интересно почитать. Особенно его отзывы и мнение о белых, красных и вообще о быте в России в то время. К сожалению забыл название книги- читал ее очень давно.
            1. +1
              2 декабря 2022 08:24
              Цитата: Monster_Fat
              К сожалению забыл название книги- читал ее очень давно.

              Самое забавное я тоже забыл книгу мемуаров белых офицеров, которую читал в 2005-ом.
  2. +5
    1 декабря 2022 05:30
    Америка России подарила пароход
    У него колеса сзади
    И ужасно тихий ход...
    ("Волга-Волга", 1938 г)

    1. +4
      1 декабря 2022 07:21
      Какое хорошее фото Вы нашли. У меня хуже...
      1. +8
        1 декабря 2022 07:33
        Тю. Вот лет пять назад ...Тот же Нижний , напротив Стрелки . Это корыто катало весёлые "корпоративы " от пристани до моста и назад .Будет революция- позвоните , переделаем в броненосец "Шпаковский " laughing
        [center]
        1. +3
          1 декабря 2022 08:10
          Цитата: dauria
          переделаем в броненосец "Шпаковский "

          Признателен до глубины души!
          1. +8
            1 декабря 2022 08:27
            Признателен до глубины души!

            Надеюсь , не обиделись на невинную шутку . Просто фарватер Волги настолько коварен , что плот из брёвен ( не говоря уж о затопленной в нужном месте барже ) остановит намертво любой "броненосец". А с высокого правого берега хватит одной пушечки безнаказанно раздолбать "эскадру" .
            Так что наши вояки вот такого размера, не больше .
            1. +4
              1 декабря 2022 08:29
              Цитата: dauria
              остановит намертво любой "броненосец".

              Вот не было этого в Гражданку... За что обижаться? Посмеялся...
          2. Комментарий был удален.
  3. +4
    1 декабря 2022 05:52
    И большевики не только старые эсминцы использовали.
    Буксирный пароход "Ваня-Коммунист" и другие суда работавшие на Волге до Октябрьской революции.
    1. +4
      1 декабря 2022 07:23
      Цитата: hohol95
      Буксирный пароход "Ваня-Коммунист"

      Это "тема красных". Про "Ваню" и Моделист-конструктор писал и даже чертежи давал...А у меня материал написал на мемуарах белых. Они довольно редки.
      1. +4
        1 декабря 2022 07:28
        А, где в статье фразы из мемуаров?
        Или ссылки на определённых авторов?
        А по поводу перестройки речных пароходов в речные броненосцы - или небыло желания заниматься или просто небыло производственных мощностей для проведения подобной перестройки пароходов.
        1. +5
          1 декабря 2022 08:13
          Цитата: hohol95
          А, где в статье фразы из мемуаров?
          Или ссылки на определённых авторов?

          Все переписано своими словами. А ссылок нет по одной простой причине. Читал их, когда собирал материал для романа "Трое из Энска". Там как раз дело происходит на кораблях КОМУЧа. И поскольку мне хотелось максимальной достоверности - все взял оттуда. А поскольку это роман, то какие там ссылки. И все забылось. Кроме текста. Он почти калька мемуаров.
          1. +6
            1 декабря 2022 10:41
            Он почти калька мемуаров.

            Всем доброго утра!
            Очень жаль, что в статье не приложены фото импровизированных пулеметных башен. И остались ли такие фото...
            Специализированные речные бронекатера строились еще при царе, надо сказать. Для Амурской флотилии построили 10 БК типа "Штык", два из них ("Копье" и "Пика") успели поучаствовать в конфликте с белокитайцами в 1929-м, и даже повоевать с самураями в 1945-м.

            Широкорад в своей книге "Дальневосточный финал" пишет, что к моменту 1945-го они были вооружены двумя орудиями, и даже приводит рисунок. Возможно, это ошибочно.

            Пулеметные бронекатера использовались царской армией во время ПМВ на реках, в т.ч., Западной Двине.
            1. +6
              1 декабря 2022 11:21
              Привет, Николай! smile
              Насчёт двух пушек на этик коробочках, по-моему, явный перебор, где для них снаряды хранить?
              Да и называли их не бронекатерами, а посыльными судами (катерами), возможно там и брони=то не было вовсе.

              1. +4
                1 декабря 2022 11:38
                Да и называли их не бронекатерами, а посыльными судами (катерами), возможно там и брони=то не было вовсе.

                Привет, дядя Костя! drinks Согласно википедии (я дальше проверять не стал, лень), броня таки была. В советском флоте (и в монументальном Морском Атласе) они шли именно, как бронекатера.
                По поводу двух пушек. Все просто. hi
                Я нашел рисунок из книги Широкорада. На его рисунке была изображена канлодка ГВТУ (на рисунке ошибочно написано - ГВИУ), тоже царской постройки.stop "Копье" и "Пика" отличались конструкционно.
                Могу и я ошибаться. Надо книгу поднять, посмотреть подпись под рисунком.
                1. +5
                  1 декабря 2022 11:43
                  Катера с горными пушками... однако додумались. laughing
                  Ну, стреляют и ладно.
              2. +3
                1 декабря 2022 12:13
                "Каждый катер предполагалось вооружить двумя 76,2-мм горными пушками образца 1904 года. Но позднее они получили 76,2-мм пушки образца 1909 года на палубных установках Брянского завода (угол возвышения +30°, горизонтального наведения носового орудия 270°, кормового 300°)."
                "Бронекатера Сталина"
                Черников И. И.
                1. +3
                  1 декабря 2022 12:28
                  на палубных установках Брянского завода

                  А способ крепления установок примерно как и для пушек обр. 1904 г.?

                  76-мм горная пушка образца 1909 года, также 3-дюймовая горная пушка образца 1909 года — скорострельная горная пушка системы «Данглиз-Шнейдер», принятая на вооружение в Русской армии и РККА.
                  1. +4
                    1 декабря 2022 12:51
                    Да. Тумбовая установка.
                    Как и предыдущая.
                    Хотели башенные, но "не срослось"!!!
                    1. +3
                      1 декабря 2022 13:22
                      но "не срослось


                      А по какой причине, железо наклепать не смогли?)))
                      1. +4
                        1 декабря 2022 13:37
                        Константин!!! Книгу надо читать. Предпологали делать бронемашины с орудийными башнями. Но не построили!!! Соответственно башни никто не делал.
                        Бронеавто собирались делать на базе американского колёсного трактора "Вальтер".
                      2. +4
                        1 декабря 2022 14:17
                        Предпологали делать бронемашины с орудийными башнями. Но не построили!!!

                        Алексей, за время ПМВ были построены с башнями (правда, ограниченных углов наведения) броневики "Гарфорд" и бронетрактор Гулькевича (последний - в единственном экземпляре). Да, на базе "Вальтера" таки планировали делать. yes drinks
                      3. +6
                        1 декабря 2022 15:02
                        Ну, Гарфорд-Путиловъ машина известная

                        Как и бронетрактор полковника Гулькевича
                      4. +6
                        1 декабря 2022 14:51
                        Константин!!! Книгу надо читать.


                        Вообще-то я в курсе и, как ни странно, периодически что-то почитываю, но... "нельзя объять необъятное". Наверняка есть книги которые и ты не читал. yes
                        собирались делать на базе американского колёсного трактора "Вальтер".
                        Собирались, но "не срослось". request
                        А должно было выглядеть это чудо примерно так.

                        Кстати, трактор был полноприводный.
                      5. +3
                        1 декабря 2022 15:27
                        Наверняка есть книги которые и ты не читал.
                        Например, "Однажды в Средневековье".)))
                      6. +3
                        1 декабря 2022 15:38
                        Спроси у Михаила, он вышлет. Мне книга понравилась. smile
                      7. +3
                        1 декабря 2022 15:43
                        Мне ни к чему, у меня есть в бумажном экземпляре. Я про Алексея.
                      8. +3
                        1 декабря 2022 16:11
                        Извини, просто не понял кому отвечаю и ... привет тебе. smile drinks
                      9. +3
                        1 декабря 2022 16:15
                        Дык стрелочки же не просто так нарисованы!
                        Привет, дядюшка!
                      10. +5
                        1 декабря 2022 17:29
                        Во всём всегда виноваты стрелочки и стрелочники, главное вовремя найти их. wink
                      11. +2
                        1 декабря 2022 21:25
                        Подошли ко мне два брата
                        Подошли и говорят
                        «Разве кукла виновата?
                        Разве клоун виноват?»

                      12. +2
                        1 декабря 2022 22:25
                        — Ой! Вань! Смотри, какие клоуны!
                        Рот — хоть завязочки пришей…
                        Ой, до чего, Вань, размалёваны,
                        И голос — как у алкашей!
                      13. +2
                        1 декабря 2022 21:12
                        Зато я читал "Маленькие дикари" Эрнеста Сетон-Томпсона tongue
                        И "Русь и Орда" М. Д. Коротеева!
                        "Пушкарь Собинка" Г. Г. Куликова tongue
                      14. +4
                        1 декабря 2022 16:23
                        А я вот недавно увидел в фильме "Битва за ЛонгТанг" австралийский ПП Оуэна так сказать в действии.
                        Фильм о том, как Две роты из "Страны Эму и Динго" изничтожили ПОЛК вьетнамцев, а сами потеряли всего 18 зольдат!
                      15. +2
                        1 декабря 2022 21:06
                        Не читал: "Тихий Дон"; "Война и Мир"; "Час Быка"; "Роб Рой"; "Три мушкетёра" и остальных "Дюма"; книги Лавкрафта; книги Кинга (только отдельные рассказы) и так далее!!!
                      16. +3
                        1 декабря 2022 21:17
                        и так далее!!!


                        И так далее, и так далее…

                        Но не я же, а маска - Тарталья,
                        Я хороший, а маска - каналья,
                        Эта маска моя аномалия,
                        Человеческих чувств и так далее,
                        И так далее, и так далее, и так далее…

                        Шутка, понятное дело. smile drinks
                      17. +2
                        1 декабря 2022 21:26
                        Отец любил читать "Витязя в тигровой шкуре" и "Уарду" Э. Г. Морица.
                        Я к ним даже не приближался... drinks
                      18. +3
                        1 декабря 2022 22:21
                        Тоже не читал ни того, ни другого. Зато мой отец, "старый большевик" и персональный пенсионер, подсунул мне Одиссею капитана Блада" и "Наследника из Калькутты". Интересно, откуда у правоверного коммуниста прорезалась такая тяга к похождениям пиратов? smile
                      19. +2
                        2 декабря 2022 06:13
                        С трудом понимаю тех, у кого такая тяга не прорезается. Хоть на каком-то этапе жизни.
                      20. +1
                        2 декабря 2022 08:40
                        Недавно повстречал такого, в одной палате лежали, двухметровый детина лет сорока с хвостиком. Увидел, что я в планшет уткнулся и спрашивает:
                        -- В игрушку играешь?
                        -- Нет- говорю - книгу читаю.
                        -- А я книЖки читать не люблю...
                        Ну и о чём с ним разговаривать было, даром что весь день по телефону трепался, как баба.
              3. +3
                1 декабря 2022 13:29
                Цитата: Морской Кот
                Насчёт двух пушек на этик коробочках, по-моему, явный перебор, где для них снаряды хранить?

                Собсно поэтому и 76 мм горные пушки, чтобы снаряды можно было у сухопутчиков брать.
                Когда часть катеров перевели на Балтику, перевооружили на 47мм пушки Гочкиса.
                1. +4
                  1 декабря 2022 14:45
                  , перевооружили на 47мм пушки Гочкиса.


                  Похоже, это она и стоит на фото "Шашки", только без щитка


            2. +4
              1 декабря 2022 11:54
              Цитата: Пане Коханку
              И остались ли такие фото...

              Нет. Только описания. Смотрел даже в архиве КПРИВО.
              1. +3
                1 декабря 2022 12:03
                Нет. Только описания. Смотрел даже в архиве КПРИВО.

                Очень жаль. Интересно было бы посмотреть, как выглядели сии конструкции.
                1. +2
                  1 декабря 2022 17:09
                  Цитата: Пане Коханку
                  Очень жаль.

                  А мне как жаль- читать и не видеть в реальности. И все домысливать.
            3. +3
              1 декабря 2022 15:08
              Цитата: Пане Коханку
              Специализированные речные бронекатера строились еще при царе, надо сказать.

              В нескольких номерах "Гангута" была статья по речному флоту Империи в ПМВ. Тогда строилась целая линейка кораблей - бронированные канлодки с парой горных 76,2-мм и "Максимами", дозорные, разведывательные и посылные катера (часть из которых тоже несла броню), универсальные баржи под различную "начинку" (артиллерийские, снабжения, ремонтные).
              Цитата: Пане Коханку
              Для Амурской флотилии построили 10 БК типа "Штык"

              Это первые довоенные. В ПМВ речные корабли начали строить для ЕТВД, а после войны эта мелочь расползлась по речным флотилиям разных стран от Дуная до Амура.
      2. +4
        1 декабря 2022 10:45
        Вячеслав, добрый день!
        Было очень интересно обо всём почитать, спасибо. smile
        А "Ваню-Коммуниста" помню с раннего детства, с первого посещения музея Красной армии (он тогда ещё так назывался и находился в здании Екатерининского пансиона благородных девиц, новое здание выстроили позже и совсем рядом).
        Модель была сделана очень качественно и буквально притягивала к себе нас мальчишек.

        И уже в зрелом возрасте, почитав воспоминания Лариски Рейснер, понял, что в бою у Пьяного Бора Маркин погубил и себя, и корабль из чистого дилетантства, поперев вперёд не дожидаясь доклада высланной вперёд разведки и попав под прямую наводку белой артиллерии. Всё опять о "пирожниках и сапожниках"... request
        1. +4
          1 декабря 2022 11:58
          Добрый день, уважаемый Константин. У нас в Пензенском краеведческом музее была точно такая же модель! И тоже... притягивала.
          1. +3
            1 декабря 2022 12:07
            Всегда нравятся до мелочей проработанные детали, я, например, был в восторге от "Максимов" на мостике. smile
  4. +4
    1 декабря 2022 07:37
    Вячеслав Олегович!
    Получается, что за семь лет новой информации не появилось и эта статья является "переизданием" статьи августа 2015 года "Пароходы Зевеке: несостоявшиеся «броненосцы коричневой воды»"!
    1. +6
      1 декабря 2022 08:15
      Цитата: hohol95
      за семь лет новой информации не появилось

      Вы совершенно правы. Но появилось много новых читателей. Тогда было 40000 зарегистрированных, сегодня 90000. Это для них... Но текст основательно переработан. Новизна выше 70%, так что правила сайта не нарушены!
  5. +6
    1 декабря 2022 08:28
    А мне вспомнился пароход Паратова из "Жестокого романса". Рязанов говорил, что в его фильме два главных героя - Волга и пароход.
    Спасибо, Вячеслав Олегович!
    1. +1
      2 декабря 2022 00:41
      По поводу «Жестокого романса» бытуют разные мнения, но вы изложили точку зрения не только Э. Рязанова, но и большинства кинокритиков: «Волга и паратовская «Ласточка» - главные персонажи фильма». Наиболее полное отражение же главных героев островской «Бесприданницы» нашло воплощение много раньше - в одноименном фильме 1936 года. Правда, в «Романсе» роль «Ласточки» играл колесный пароход «Спартак» Волжского же пароходства (он же «Великая княжна Татьяна Николаевна» после постройки, потом «Добрыня Никитич», потом «Карл Маркс», с 1919 года - «Спартак»). На «Спартаке» бывать не приходилось, а на его «двойнике» «Володарском» проехать довелось в 1989 году, как раз перед тем, как пароход фактически сняли с эксплуатации. Тогда по Волге ещё ходило немало древних пароходиков, но, в основном, винтовых.
      1. 0
        2 декабря 2022 06:38
        Здравствуйте, коллега!
        "Большинство кинокритиков" на то время негативно отреагировало на постановку. Но, как по мне, Рязанов возвысил проходную, вобщем-то, пьесу Островского, до "Анны Карениной".
  6. +6
    1 декабря 2022 08:43
    вся наша история сложилась так, как она сложилась.
    Да,жаль,что войска Комуча,до Москвы не дошли,какая бы жизнь настала бы тогда,ну почти как сейчас. smile
    1. +2
      1 декабря 2022 10:06
      Цитата: kor1vet1974
      ну почти как сейчас.

      Вот и именно!
      1. +2
        1 декабря 2022 10:36
        Вот и именно!
        Да,да тогда разбегаться надо было еще в 1918,Россия отдельно,Украина,Средняя Азия,Закавказье и т.д отдельно, а то понимашь ,дотянули до 1991 года.. laughing И иномарки раньше в крестьянских дворах,глядишь, еще тогда появились.. laughing
    2. +6
      1 декабря 2022 15:20
      Ага, вы тоже заметили трепетную, прям надрывную тоску автора по упущенным комучевцами возможностям уничтожить хотя бы ещё чуть-чуть больше этой "красной сволочи", а там, глядишь, и... laughing
      И давно пора бы уже "буржуазной контрреволюции" успокоиться и удовольствоваться победой 1991 г. - нет, всё ещё бытуют в её среде реваншистские настроения... laughing
      1. +7
        1 декабря 2022 16:40
        При том, что эсеры "комучевцы" в сущности такая же красная сволочь. Просто оттенок немного другой)
        Но что интересно, "Трое из Энска" книга по своему честная (может быть даже против воли автора)). Очень точно передана безыдейность главных героев, которым абсолютно нечего предложить своему народу и стране. Только яростное желание загнать обнаглевшее назад в стойло.
        1. +3
          1 декабря 2022 17:12
          Цитата: Старший матрос
          Очень точно передана

          Вот всегда знал, что Вы умный. Лишнее тому подтверждение...
      2. +4
        1 декабря 2022 17:11
        Цитата: Хозяин Трилобита
        а там, глядишь

        "При том, что эсеры "комучевцы" в сущности такая же красная сволочь. Просто оттенок немного другой" - Старший матрос (Иван Оченков)
        1. +5
          1 декабря 2022 20:20
          Тем забавнее видеть ваше сочувствие этой организации в её борьбе с большевиками. smile
          Вам никогда не казалось, что ваша нелюбовь к советской власти во всех её проявлениях, вне зависимости от исторического периода, достижений и прочих моментов - на протяжении всех семидесяти лет её существования - кажется в некоторой степени иррациональной? Даже испанские фашисты вызывают у вас сочувствие в их борьбе против "красных"...
          smile
          1. +1
            1 декабря 2022 20:55
            Цитата: Хозяин Трилобита
            кажется в некоторой степени иррациональной

            Видите ли, Михаил, я знаю и про достижения и про прочие моменты. Но я никогда не любил обманов и обманщиков, кидал и людей им подобным. Зная всю механику изнутри, я хорошо вижу другую сторону медали. И она мне не нравится. И прежде всего в личном плане. Не нравилось мне, что ракеты летают, а зубы с пульпитом мне сверлят без наркоза. А потом о каких испанских фашистах Вы ведете речь? Фашизма в Испании не было. Это его "Правда" придумала. Фашизм был в Италии, в Германии нацизм+фашизм, можно и так и эдак. А в Испании было национальное правительство восстановившее страну. Я, кстати, напишу статью про КОМУЧ тем более, что этой темой я давно занимался и материал у меня есть.
            1. +1
              2 декабря 2022 00:33
              Не знаю, врали все, всегда и везде. Как только появились средства массовой информации, тут же в уши обывателя полились потоки не скажу - откровенной лжи, но неправды уж точно. А коммунисты врали уж точно не больше, чем остальные, просто делали они это, зачастую, топорно, непрофессионально, особенно в последние годы советской власти. Может из-за этого у вас к ним такое отношение сложилось? request smile
              Уровень жизни в СССР, конечно, отставал от самых благополучных стран Запада, но только от самых благополучных. Средний был уровень жизни, таким остается и сейчас. Не стоит сравнивать наши задворки с их парадными вывесками.
              Ну а что касается Испании, то можно, конечно, называть их фалангу как угодно, суть от этого не меняется - это ультраправые националисты, по сравнению с которыми КПСС просто слюнявые либералы. smile В любом случае, как хотите, а вас я представить в их рядах не могу. Камарад Шпаковский, вскидывающий руку к солнцу и поющий "Кара соль ком ла камиса нуэва" - это то, что даже моя фантазия воспроизводить отказывается. smile
              И,тем не менее, выбирая между коммунистами и фалангистами вы выбираете последних и этим лично меня вгоняете в состояние когнитивного диссонанса. smile
              1. +2
                2 декабря 2022 08:22
                Цитата: Хозяин Трилобита
                врали все, всегда и везде.

                Михаил! То, что врали всегда и везде мне безразлично. Мне важно здесь и сейчас. И уровень вранья. И возможность получать информацию собственными силами. Для меня разница в тогда и сейчас только в том, что тогда чтобы заработать приходилось преодолевать массу трудностей, а сейчас все зависит только от моего желания и физических возможностей. Тогда и государство и строй мешали мне жить. Сейчас практически не мешают. Так что лучше именно для меня? Не будет меня, не будет и Вселенной. А раз так, уважаем законы, а в их рамках делаем то, что считаем лучшим для себя в рамках ещё и христианской морали. Вот и все! А песня... Песня мне больше нравится вот эта: Фассета нера, белла абиссина, аспетта спера чиа аввисина…
  7. +2
    1 декабря 2022 10:31
    Цитата: 3x3zsave
    А мне вспомнился пароход Паратова из "Жестокого романса". Рязанов говорил, что в его фильме два главных героя - Волга и пароход.
    Спасибо, Вячеслав Олегович!

    Пароход Паратова "Ласточка" в кинофильме "Жестокий романс" , это пароход " Спартак" построенный в 1914 году на верфях в Красном Сормово .
    1. +3
      1 декабря 2022 17:26
      построенный в 1914 году на верфях в Красном Сормово .


      В 1914 году "Сормово" ещё не было "красным". smile
  8. +1
    1 декабря 2022 10:50
    Хорошая статья о истории и первых пароходах.
    Повезло Зевеке .

    Вопрос? при такой низкой речной осадке эти пароходы реально было превратить в броне-пароходы?
    Может поэтому никто и не пытался?
    В статье расписывается, как сделали американцы, как не сделали офицеры КОМУЧа, хотя якобы могли, и не написано ничего чтоб сделали подобное Большевики.
    1. +1
      1 декабря 2022 12:00
      Цитата: Макс1995
      не написано ничего чтоб сделали подобное Большевики

      Будет и об этом...Итак объем статьи большой
  9. +3
    1 декабря 2022 11:54
    Уже зимой 1881–1882 года в Нижнем Новгороде был построен первый «американец» – пароход «Амазонка»

    Первые три "американца" по типу пароходов, использовавшихся на Миссисипи, для Камско-Волжского пароходства по предложению Альфонса Зевеке были построены на Сормовском заводе Бенардаки в 1871 году по чертежам, выписанным из САСШ.

    Первый из этой тройки - двухпалубный пароход "Переворот", в 1876 году переименован в "Колорадо" а в 1891 году - в "Ориноко".
    А заднеколесные пароходы Зевеке начал строить не для повышения качества сервиса, а для использования на Верхневолжском мелководном плесе.
  10. +2
    1 декабря 2022 12:20
    Всем доброго дня.
    Случайно совпало, что чуточку в теме.
    Вячеслав Олегович, а Вы как думаете, почему не использовали:"американцев"? У белых было много талантливых офицеров.
    Например, сыновья :Макарова(сын-морской инженер), лейтенанта Шмидта,тоже флотский инженер
    1. +2
      1 декабря 2022 16:32
      Цитата: lisikat2
      У белых было много талантливых офицеров.
      Например, сыновья :Макарова(сын-морской инженер), лейтенанта Шмидта,тоже флотский инженер

      Вадим Степанович - окончил морской корпус, а инженером стал позже, скажем так, "по нужде". Хотя и преуспел.
      Евгений Петрович во время Гражданской - недоучивший студент. Завершал образование уже в эмиграции.
      1. +1
        1 декабря 2022 17:49
        Я читала, что :Вадим Степанович подбирал параходы для создания Камской флотилии, а Евгений был у него помощником. Вместе решили :куда и какое устанвливать вооружение.
  11. +3
    1 декабря 2022 13:37
    почему-то названный «Севрюга», как раз и показали. Но никакие американцы (как об этом поется в киношной песне)

    Была еще такая песня - "Шидарба-давыдорба "Сверюга", пассажиры - публика, а грузчики - народ")))
    Баржи (несамоходные), да, вооружали и 102-мм морскими орудиями и даже 152-мм гаубицами.

    И даже шестидюймлвыми орудиями Канэ. Например с "Авроры", правда их направили в Астрахань. Что интересно, баржи эти поммо номеров имели названия, причем, довольно-таки старорежимные. Например ПБ-4 - "Патриарх Гермоген" request
    1. 0
      1 декабря 2022 18:02
      Иван (?), "их направляли в Астрахань"
      В школе, кто-то из старших, говорил : в ВОВ с "Авроры" сняли орудия для установки на берегу
      Под Петергофом, стояло орудие с Авроры. Матросы успели закопать: затвор и ещё, что-то. Немцы его захватили и отправили в переплавку.
      Всего, они захватили 3 орудия с Авроры.
      В интернете искала, но не нашла информации об этом
      1. +4
        1 декабря 2022 18:23
        Цитата: lisikat2
        В школе, кто-то из старших, говорил : в ВОВ с "Авроры" сняли орудия для установки

        Это другие орудия. В межвоенный период "Аврора" служила учебным кораблем и ее перевооружили более современными 130мм пушками с длинной ствола 55 калибров. В ВОВ девять из них передали на береговую батарею с литером "А", а последнее - ютовое, установили на ЖД платформу и придали бронепоезду №7 "Балтиец".
        В Астрахань же во время Гражданской отправили прежние орудия крейсера, которые стояли на нем еще в Цусиму.
        1. +3
          1 декабря 2022 18:51
          "Эх, ты участь корабля,
          Скажешь: "Пли!,
          Ответят:... " (С)
        2. 0
          1 декабря 2022 19:27
          Что с ними стало, литеры:"А"!?
          Знаменитое носовое орудие, что а октябре стреляло, система Канэ?
          1. +2
            1 декабря 2022 19:53
            Цитата: lisikat2
            Что с ними стало, литеры:"А"!?

            Об этом Поленов не писал.
            Цитата: lisikat2
            Знаменитое носовое орудие, что а октябре стреляло, система Канэ?

            Да. Первоначально их было восемь, в 1908 добавили еще два, а в 1915 добавили еще четыре снятых с "Дианы" (последний перевооружили на 130мм)
            1. 0
              3 декабря 2022 09:44
              "не писал" значит, версия с захватом орудий, правдоподобна?
              1. 0
                3 декабря 2022 09:52
                Цитата: lisikat2
                не писал" значит, версия с захватом орудий, правдоподобна?

                Ну а почему нет? Это война на ней всякое случалось. Просто во времена СССР про многие вещи просто умалчивали.
                Согласитесь, захваченное немцами орудие с "Авроры" звучит как-то... sad
        3. +3
          1 декабря 2022 20:21
          В Астрахань же во время Гражданской отправили прежние орудия крейсера, которые стояли на нем еще в Цусиму.

          Широкорад (ну, Вы поняли, Иван) в книге "Гений советской артиллерии", про В.Г.Грабина, писал, что то самое орудие, совершившее выстрел - сигнал к началу Великой Октябрьской Социалистической Революции - сгинуло на Каспии году, ЕМНИП, в 1920-м. Каким именно образом сгинуло - не написал, увы. request drinks
  12. +3
    1 декабря 2022 13:53
    У судна было сразу четыре руля, которыми управляли с помощью двух румпелей.

    Вот в технические детали автору точно вдаваться не стоит. Румпелем рулями не управляют. Управляют штурвалом. А румпель - это часть рулевого устройства, поворачивающая баллер, то есть передающая на руль усилие от штурвала.
    1. +4
      1 декабря 2022 17:16
      Цитата: Baker
      Вот в технические детали автору точно вдаваться не стоит.

      Есть такая книга 1927 года Шубин автор: "Волга и волжское судоходство". Оттуда слово в слово. Думаю ему было лучше знать, потому, что книга очень серьезная и информативная.
      1. +3
        1 декабря 2022 18:14
        Думаю ему было лучше знать

        При всем моем уважении к Ивану Александровичу Шубину, как историку, думаю, что в технических вопросах он вполне мог ошибаться, так как никакого технического образования не имел. Проучился три курса на философском факультете Варшавского университета. В Управлении водопутей Волжского бассейна работал в должности старшего экономиста. Вряд ли на философском факультете изучали устройство пароходов.
        1. 0
          1 декабря 2022 18:35
          Меня интересовало содержание книги, а не его образование и место работы. И нет другой книги, равной этой.
          1. +3
            1 декабря 2022 18:44
            А я разве отрицал ценность книги? Книга действительно интересная, можно сказать - энциклопедия. А от ошибок никто не застрахован.
            1. +1
              1 декабря 2022 18:52
              Цитата: Baker
              А от ошибок никто не застрахован.

              И я в том числе.
            2. +3
              1 декабря 2022 19:19
              Прям благолепие и растворение в воздусях! Прям технари и софистики договорились!? Прям как Старки и Ланнистеры!? ?
              1. +4
                1 декабря 2022 19:46
                Прям как Старки и Ланнистеры!

                A Song of Ice and Fire читали?
                1. +2
                  1 декабря 2022 19:58
                  A Song of Ice and Fire читали?

                  Простите, что вмешиваюсь, но, скорее всего, мой друг Антон - лишь смотрел. Как и я. recourse Впрочем, я смотрел лишь последний сезон, но со второй серии уже уверенно запомнил, кто кого где и как. wink Но Ланнистеры - замечательны! good Особенно последняя сцена Серсеи и Джейме. Надо сказать - сильно!
                  1. +4
                    1 декабря 2022 20:07
                    Я предпочитаю книги.
                    Администрация со своими претензиями к длине комментария утомила.
                    1. +4
                      1 декабря 2022 20:14
                      Я предпочитаю книги.

                      Я тоже, особенно, в бумажном виде. hi А старые, дореволюционные - частично распечатываю. На "руниверс" хорошая подборка, ну, да Вы, наверно, знаете. yes
                      Администрация со своими претензиями к длине комментария утомила.

                      Ребята сейчас просто вставляют это сообщение в свой комментарий: "Ваш комментарий слишком короткий и т.д. и т.п". laughing Читаешь этот самый комментарий, и ощущение, как будто тебе при задержании зачитывают "правило Миранды", как в анекдоте:
                      - Вы арестованы, вы имеете право хранить молчание; все, что вы скажете, может быть использовано против вас...
                      - Голая баба!
                      - Что - "голая баба"???!
                      - Используйте против меня голую бабу!
                2. +1
                  1 декабря 2022 20:00
                  Читал, немного. Я принципиально не приемлю Мартина, как "фентезийщика", мне Сапковский гораздо ближе. У Мартина ценю "Тафта" и "Гавань Ветров".
                  1. +2
                    1 декабря 2022 20:10
                    мне Сапковский гораздо ближе

                    А Муркок?
                    1. +2
                      2 декабря 2022 06:19
                      Что-то читал, но это не точно... В первой половине девяностых случился издательский бум, я треть зарплаты тратил на книги.
                3. +2
                  1 декабря 2022 21:34
                  Читал. Но там все оборвалось. Так что остаётся только гадать, как история могла повернуться.
  13. +3
    2 декабря 2022 01:00
    В отношении парохода – «американца» из фильма «Волга – Волга». Ещё лет сорок с лишним назад, по ТВ (по случаю сорокалетия упомянутого фильма) проходила передача, посвященная этому событию. В ней участвовали и некоторые, дожившие до этого, актеры, и сам творец фильма – Г. В. Александров. Помню, он рассказывал, что для съемок не нашлось ни одного подходящего парохода – все к тому времени закончили свой «творческий путь». Пришлось на основе баржи строить корабль – декорацию, на котором и снимали действия и сцены на «Севрюге».
  14. 0
    2 декабря 2022 22:39
    Чешская армия впервые имела собственные военно-морские части. Страна из центра Европы, имеющая только пруды, смогла воевать на кораблях под Казанью, но и на Байкале. Никак не улавливаю, и говорю только о боях чехословаков без идеологического подтекста. am