Китайские ПЛАРБ «Тип 094» могли получить ракеты «Цзюйлан-3»

11
Китайские ПЛАРБ «Тип 094» могли получить ракеты «Цзюйлан-3»
Один из испытательных пусков ракеты "Цзюйлан-3". Фото Military-today.com


В боевом составе военно-морских сил Народно-освободительной армии Китая имеется несколько подлодок стратегического назначения пр. «094». Их основным вооружением до недавнего времени были межконтинентальные баллистические ракеты «Цзюйлан-2». Теперь стало известно, что ВМС перевооружили эти корабли с использованием новой МБР JL-3. Она обладает более высокими характеристиками и является более эффективным средством стратегического сдерживания.



По зарубежным данным


18 ноября в Вашингтоне состоялась пресс-конференция с участием командующего Тихоокеанским флотом США адмирала Сэма Папаро. Военачальник рассказал о текущих работах и вызовах, а также раскрыл новые вызовы. По его словам, очередной шаг Китая в деле развития морской компоненты СЯС представляет опасность для США.

Адмирал Папаро рассказал, что ВМС Китая провели перевооружение своих ПЛАРБ. Теперь шесть подлодок «Тип 094» несут современные межконтинентальные БРПЛ «Цзюйлан-3». Эти корабли и их оружие, как отметил адмирал, созданы, чтобы угрожать США. Американские ВМС внимательно следят за такой угрозой.

Результаты подобной слежки пока не раскрываются. Командующий флотом не стал уточнять, выходили ли китайские подлодки на боевое патрулирование. Также не сообщается, появлялись ли они вблизи Гавайских островов или в других акваториях, имеющих большое значение для США.

Следует отметить, что о перевооружении китайских ПЛАРБ пока сообщило только американское военное ведомство. Китайские официальные лица не подтверждают и не опровергают такие новости. Даже если ВМС НОАК и проводит замену вооружений, эти процессы идут в тайне и о них не сообщается. Возможно, об этом расскажут в будущем.

Морская компонента


Строительство морской компоненты СЯС НОАК, способной держать на прицеле удаленные объекты вероятного противника, началось в семидесятых-восьмидесятых годах. К началу девяностых в боевой состав ВМС была принята первая китайская ПЛАРБ, построенная по проекту «092». В дальнейшем началась разработка нового проекта, известного под индексом «094». Его удалось довести до полноценного серийного строительства кораблей. Прямо сейчас идут работы по следующему «Типу 096», и ожидается строительство таких ПЛАРБ.


Старт ракеты JL-2. Фото Defpost.com

По разным данным, единственная подлодка «Тип 092» до сих пор остается в составе ВМС. Она оснащена 12 шахтными пусковыми установками для ракет средней дальности «Цзюйлан-1» базовой или модернизированной версии. БРПЛ JL-1, по зарубежным данным, имела дальность менее 1800 км, а для улучшенной JL-1A этот параметр достиг 2500 км.

В начале двухтысячных годов началось строительство головной ПЛАРБ «Тип 094». В строй ее приняли не позже 2007 г., и она до сих пор остается на службе. Затем по исходному проекту «094» построили еще три корабля. Как сообщалось, последнюю из них достроили и довели до принятия на службу только в прошлом году.

В дальнейшем проект «Тип 094» прошел модернизацию, но ее подробности остаются неизвестными. Первые подлодки этой модификации были заложены, ориентировочно, в середине десятых годов. Не позднее 2020-21 г. две такие ПЛАРБ были приняты заказчиком. В итоге общее количество подлодок достигло 6 ед.

Как и предшественник, ПЛАРБ пр. «094» имеют по 12 шахтных пусковых установок для БРПЛ. Изначально они несли ракеты JL-2 с дальностью, по разным оценкам, не менее 7 тыс. км. Теперь сообщается о перевооружении на перспективные ракеты «Цзюйлан-3». Такие изделия способны отправлять нагрузку на 12 тыс. км или далее.

Известно о разработке и подготовке строительства следующей серии ПЛАРБ под обозначением «096». Возможно, головной корабль этого типа уже заложен. Считается, что новые подлодки будут нести перспективные ракеты JL-3, но количество пусковых установок остается неизвестным. Возможно, по опыту предыдущих проектов, вновь используют набор из 12 шахт.

Перспективное вооружение


Согласно разным зарубежным источникам, перспективная межконтинентальная БРПЛ «Цзюйлан-3» разрабатывалась с начала десятых годов. Ракета создавалась параллельно с проектом лодки «096», которой в будущем предстояло стать ее основным носителем. Впрочем, теперь сообщается, что JL-3 может использоваться и с более старыми ПЛАРБ «Тип 094».


Подлодка "Тип 094" у причала, крышки пусковых установок открыты. Фото US Naval Instiute

Первый испытательный пуск ракеты JL-3 состоялся 24 ноября 2018 г. Предположительно, в нем использовалась одна из имеющихся ПЛАРБ, прошедшая необходимую доработку. В дальнейшем состоялись новые запуски. Как следует из последних новостей, испытания «Цзюйлан-3» прошли успешно, в результате чего изделие принято на вооружение ВМС и развернуто на строевых кораблях.

По известным данным, «Цзюйлан-3» представляет собой трехступенчатую твердотопливную ракету. В связи с использованием на подлодках новая ракета имеет ограниченные габариты: длина не превышает 11-12 м при диаметре не более 2 м. Стартовая масса оценивается в 40-42 т. По размерам и массе JL-3 похожа на предыдущую JL-2. Предполагаемая дальность достигает 12 тыс. км.

Как и другие современные БРПЛ и ракеты сухопутного базирования, JL-3 должна оснащаться системой управления с инерциальной и спутниковой навигацией. Такие средства позволяют получить КВО до десятков метров на любых дальностях пуска и при использовании любых вариантов боевого оснащения.

Предполагается, что ракета способна нести моноблочную или разделяющуюся головную часть с блоками индивидуального наведения. Количество блоков неизвестно. Предыдущая ракета JL-2, по оценкам, несла до четырех боезарядов. Вероятно, новая JL-3 имеет не меньшую боевую нагрузку. Мощность боевых частей неизвестна, но не должна превышать сотни килотонн – для оптимального соотношения габаритов, массы и могущества. Применение гиперзвуковых планирующих боевых блоков исключается ввиду ограниченных габаритов ракеты и пусковой установки.

Стратегическая мощь


В настоящее время в составе ВМС НОАК имеется шесть подлодок пр. «094». Как сообщает американское командование, их перевели на современные БРПЛ JL-3. Суммарный боекомплект таких подводных сил составляет 72 ракеты. При этом в ближайшее время ожидается появление головной и серийных ПЛАРБ «Тип 096», каждая из которых понятным образом увеличит количественные показатели морской компоненты СЯС.

Оценочная дальность в 12 тыс. км делает ракету «Цзюйлан-3» эффективным инструментом стратегического сдерживания. Подлодка «Тип 094» или «Тип 096» с таким оружием на борту, даже не удаляясь от китайского побережья, способна держать на прицеле значительную часть Азиатско-Тихоокеанского региона. В частности, появляется возможность атаковать цели в континентальной части США.


Одна из последних ПЛАРБ "094" на базе, апрель 2021 г. Фото Telegram / ChDambiev

Очевидно, что районы боевого патрулирования китайских ПЛАРБ находятся не только в прибрежных морях, и это расширяет их зону ответственности. Так, при выходе в центральную часть Тихого океана подлодки смогут контролировать всю территорию США. При несении боевого дежурства в других районах Мирового океана зона ответственности подлодок смещается соответствующим образом – и остается столь же крупной.

За счет новых ракет «Цзюйлан-3» морская компонента СЯС НОАК становится в полной мере стратегическим средством. Она получает возможность полноценно угрожать потенциальному противнику с минимальными рисками для себя, а при необходимости и эффективно решать боевые задачи.

Важно, что качественные показатели, связанные с переходом на новую ракету, дополняются количественными. В боевом строю ВМС уже есть шесть или семь подлодок стратегического назначения, а в ближайшие годы ожидаются новые. Даже если флот начнет списывать более старые корабли, общие показатели подводных сил останутся на требуемом уровне.

Результаты развития


Таким образом, затянувшийся процесс строительства полноценной морской компоненты ядерных сил Китая дает требуемые результаты. Построено необходимое количество современных стратегических подводных ракетоносцев и разработана перспективная межконтинентальная ракета. Согласно сообщениям из-за рубежа, новая БРПЛ уже принята на вооружение и, возможно, используется в боевом дежурстве.

Следует отметить, что на вооружение поступают не только межконтинентальные БРПЛ, но и МБР сухопутного базирования, а также авиационные средства поражения. В целом речь идет о строительстве полноценных многокомпонентных СЯС со всеми требуемыми возможностями. В ходе дальнейшего развития они получат полноценные глобальные возможности, и значительный вклад в этот результат сделает именно морская компонента.
11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    30 ноября 2022 11:25
    Китайцы совершили революцию в области твердых ракетных топлив? При массе 42 тонны на дальность 12 тысяч какую нагрузку они забросят? Трайдент 2 массой 60 тонн на 11000км 800кг забрасывает, жидкостная Синева на чуть большую дальность немного больше 2-х тонн, но это жидкостная.
    Следующий момент. Выпустить 24 ракеты в одном залпе никому не удавалось. Американцы вообще больше 4-х за один раз не выпускали. Наши полный боекомплект из 16 штук выпускали в 1991 году, и то со 2-й попытки, и в начале 2000-х экипаж Богачева дважды для утилизации стрелял. К тому же чем "длиннее" боекомплект, тем больше вероятность, что ты его не успеешь весь выпустить. Одни вопросы.
    А вообще на фото 094 смотришь и БДРМ просматривается...
  2. 0
    30 ноября 2022 19:14
    Бесспорно, киты сделали шаг вперед в "подводном компоненте СЯС". Но автор не пишет о проблемах с акустической заметностью этих платформ. Минимальная шумность = 115 Дб. (Это проезд грузовика рядом с вами). Вторая проблема -- организация несения боевого дежурства китайских ПЛАРБ. Оказывается, что киты при всей их "продвинутости" в электронике не в состоянии организовать скрытное управление ПЛАРБ в РБД. Нет у них СУВ для ПЛАРБ в подводном положении. Поэтому, видимо, до сих пор ни одна из лодок в автономку не ходила. И это говорит о многом. Ну, и количество ШПУ на носителе (12 шахт) говорит о системе "замещения"... У нас только 667бд Мурена имела 12 шахт...Остальные -16-20 единиц. И вдруг киты на 096 "замахнулись" (на Уильяма нашего, Шекспира laughing ) аж на 20-24 ШПУ...В то время, как все(!) -- амы, бриты, да и мы -- отказались от 20-24 ШПУ и новые проекты рисуем с 16 (мы и амы) и даже 12 (бриты) ШПУ. Киты явно не в тренде...
    Поэтому, у хунфузов есть проблемы, которые им так просто не решить. С 092 им помогали лягушатники. С 094 -- мы подвязались, а вот 096, видимо, решили сами ваять... Ну, ну, "топор вам в руки"... Одна беда : скопипастить неоткуда... Мы своим 955М заняты, амы -- Колумбию ваяют, англы -- новый Дредноут ляпают... лягушатники свои Триумфаны доделывают... И некому НОУ ХАУ китам задвинуть... Беда, да и только!
    И еще: "Великая волна"-3 пока не очень-то летает... Тоже проблема.
    АГА.
    1. 0
      30 ноября 2022 21:51
      Понравилось в последнем интервью В. Дегтяря, что ГРЦ им. В.П. Макеева разрабатывает новый комплекс с жидкостной ракетой для рпк СН. Не удивлюсь, если в средние ремонты 955-х чудо-чудное рк "Булову" вырежут, и поставят новый комплекс. У Звёздочки такой наработанный опыт есть.
      1. 0
        1 декабря 2022 00:27
        Цитата: Подтекст

        ГРЦ им. В.П. Макеева разрабатывает новый комплекс с жидкостной ракетой для рпк СН.


        Вы несколько превратно поняли суть интервью ГК/ГД Миасса. А он буквально сказал следующее:
        Мы регулярно участвуем в конкурсных разработках и проводим инициативные системные проектные проработки по твердотопливным ракетам различного назначения. Совсем недавно, работая по перспективной БРПЛ на этапе технических предложений, мы рассматривали варианты ракет как на жидком, так и на твердом топливе. Технико-экономические характеристики жидкотопливной ракеты оказались лучше.

        Что в переводе с технического языка означает, что БРПЛ на ЖРД легче делать и она дешевле обойдется в производстве. Но это совсем не значит, что она будет иметь лучше ТАКТИЧЕСКИЕ и ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ показатели. Куда входят: время и скрытность ПП, Дальность и забрасываемый вес, время АУТ и прочие "нехорошие хар-ки".
        Амы нас пока обходят по энергоемкости смесевых ТТ, но это не значит, что мы не решим эту задачу. Нужны деньги и время. Мозги -- есть! Поэтому -- "еще не вечер!"(с).
        АГА.
        1. 0
          1 декабря 2022 07:38
          В сети была информация, что работы по новым "машинам" ведутся. И вроде как с "нехорошими характеристиками" решили вопрос. И да, как оказалось, "жидкие" машины выходят дешевле и технологичнее, как это не странно для многих.

          5 ноября была годовщина подъема флага на "Туле". Собирались первым составом в Питере. Жалко, что Трегубов Олег Александрович ушел за месяц до этой встречи.
        2. 0
          1 декабря 2022 13:04
          Цитата: Удав КАА
          БРПЛ на ЖРД легче делать и она дешевле обойдется в производстве. Но это совсем не значит, что она будет иметь лучше ТАКТИЧЕСКИЕ и ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ показатели.

          Если сравнить две БРПЛ имеемые на вооружении - "Булаву" и "Синеву"\"Лайнер" , то увидим , что при примерной равности взлётного веса , жидкостные забрасывают в два раза больший вес на значительно большую дальность . Технология их производства и эксплуатация отработана , да и обходятся они дешевле . Из всего этого очевидно , что "Лайнерами" вооружать "Бореи" предпочтительней - при меньшей цене и том же весе вдвое большую полезную нагрузку на 11 000+ км. забросят . А с "Булавой" получился ... конфуз - вдвое просевший ударный потенциал морской компоненты СЯС .
          ТТ больше для "Ярсов" и "Тополей" подходит , особенно в мобильном исполнении . А для ПЛАРК с имеемой эргономикой куда рациональней проверенные жидкостные ракеты .
          1. 0
            1 декабря 2022 16:41
            Цитата: bayard
            А с "Булавой" получился ... конфуз -

            Конфуз как раз получился с БАРКОМ. Если бы хоть на 3-ей попытке он полетел, то и о Булаве сегодня бы не рассуждали. Но Миасс провалил испытания... Поэтому и вооружили 955 Р-30... Так что -- "Сам ду-рак !" -- как говорили мальчишки во дворе. А после драки мы все мастера руками махать...
            Цитата: bayard
            А для ПЛАРК с имеемой эргономикой куда рациональней проверенные жидкостные ракеты .

            на наших ПКР БД используют ГПВРД, т.к. возить с собой еще и окислитель вместе с топливом -- ну очень накладно! А РДТТ таких дальностей в горизонтальном полете в атмосфере не дают... Поэтому 3М55 и 3М22 летают на гиперах воздушных.
            Как-то так, однако. yes
            1. +1
              1 декабря 2022 21:25
              Цитата: Удав КАА
              Конфуз как раз получился с БАРКОМ. Если бы хоть на 3-ей попытке он полетел, то и о Булаве сегодня бы не рассуждали. Но Миасс провалил испытания...

              Миас провалил испытания потому что из производственной (и конструкторской) кооперации выбыл Павлоград (твердотопливное подразделение Южмаша) , по недоразумению оказавшийся в\на укрАине , ведь и "Тайфун" в основной своей части (собственно ракетную - две первые ступени) делали именно там . А самостоятельно Миасцы с твёртотопливными ракетами не работали . Да и тяжел был "Барк" (как и "Тайфун") - под 100 тонн весом .
              А ещё на первом "Борее" было всего 12 таких ракет . Это конечно гораздо лучше чем 16 недоразумений "Булавы" . "Булава в 1,5 раза легче "Трайдента-2" и имеет в 2 раза меньший забрасываемый вес . В то же время "Синева" и "Лайнер" в 1,5 раза легче "Трайдент-2" и имеет такой же забрасываемый вес .
              Отсюда имеем :
              - "Лайнер" дешевле "Булавы" ,
              - "Лайнер" забрасывает в два раза больший вес ,
              - "Лайнер" имеет гораздо большую дальность ,
              - "Лайнер" имеет гораздо больший срок хранения и боевой годности .
              Вопрос - ПОЧЕМУ всё же "Булава" ??
              Мода ?
              Лобби Соломонова ?
              Мы настолько богаты , что можем позволить подрыв собственной боеготовности в морских СЯС , снижение его потенциала в 2 раза за бОльшие деньги ?? И это всё в условиях жесткого ограничения численности носителей ?
              Это Вредительство ?
              Или Саботаж под прикрытием напускной глупости ?
              1. 0
                3 февраля 2023 09:43
                Если я правильно понимаю, ЖТ ракеты на АПЛ всякий раз загружаются и снова выгружаются на склады после каждой автономки. Хранить ЖТ ракеты на АПЛ дольше 3 месяцев не допускается и топливо обязательно сливается в цистерны на складах. Это главный недостаток ЖТ для АПЛ и очень трудоёмкий, опасный для эксплуатации.
                ТТ ракеты избавлены от этого недостатка, но вся сложность их производства в составе "пороха", способности сгорать не взрываясь. Причем сгорать очень равномерно по всей высоте цилиндра (ракеты) от оси к стенкам корпуса из 5 мм алюминия. И если "порох" прогорит в одну сторону чуть раньше, считай ракета не долетела.
        3. 0
          3 февраля 2023 09:26
          "Амы нас пока обходят по энергоемкости смесевых ТТ,"
          Похоже, после передачи США секрета пороха для "Катюши" в 1942 году, чтобы получать от них ракеты по лендлизу, американцы пошли дальше и первыми научились делать ТТ ракеты для АПЛ. И надо полагать, они даже не помышляют о переходе на жидкотопливные, и дальность для них не первоочередной параметр. Хватает 7800 км у Трайдент-2 при полной загрузке. Наша "Булава" вполне сопоставима, а с учетом отказа от договора на ограничение числа РГЧ до 4 шт, чего никто не будет соблюдать в час-Х, будем заряжать все 10 шт. Возврат к ЖТ ракетам с их сложностью эксплуатации и токсичностью топлива, похоже уже не рассматривается ни одним противником. Видать, именно этот параметр перевешивает все другие преимущества ЖТ ракет.
  3. 0
    15 февраля 2023 00:48
    Цитата: bayard
    Цитата: Удав КАА
    Конфуз как раз получился с БАРКОМ. Если бы хоть на 3-ей попытке он полетел, то и о Булаве сегодня бы не рассуждали. Но Миасс провалил испытания...

    Миас провалил испытания потому что из производственной (и конструкторской) кооперации выбыл Павлоград (твердотопливное подразделение Южмаша) , по недоразумению оказавшийся в\на укрАине , ведь и "Тайфун" в основной своей части (собственно ракетную - две первые ступени) делали именно там . А самостоятельно Миасцы с твёртотопливными ракетами не работали . Да и тяжел был "Барк" (как и "Тайфун") - под 100 тонн весом .
    А ещё на первом "Борее" было всего 12 таких ракет . Это конечно гораздо лучше чем 16 недоразумений "Булавы" . "Булава в 1,5 раза легче "Трайдента-2" и имеет в 2 раза меньший забрасываемый вес . В то же время "Синева" и "Лайнер" в 1,5 раза легче "Трайдент-2" и имеет такой же забрасываемый вес .
    Отсюда имеем :
    - "Лайнер" дешевле "Булавы" ,
    - "Лайнер" забрасывает в два раза больший вес ,
    - "Лайнер" имеет гораздо большую дальность ,
    - "Лайнер" имеет гораздо больший срок хранения и боевой годности .
    Вопрос - ПОЧЕМУ всё же "Булава" ??
    Мода ?
    Лобби Соломонова ?
    Мы настолько богаты , что можем позволить подрыв собственной боеготовности в морских СЯС , снижение его потенциала в 2 раза за бОльшие деньги ?? И это всё в условиях жесткого ограничения численности носителей ?
    Это Вредительство ?
    Или Саботаж под прикрытием напускной глупости ?

    С чего вы взяли что срок годности у Лайнера больше, если это и правда так, то это недостаток отечественного твердого топлива, Минитмен-3 до сих пор на БД и проблем с ними нет, опять же заявленный срок хранения может быть например из за необходимости замены электроники... может быть условным с возможностью продления, на Тополь уже сроки продлевали...В любом случае возврат к жидкостным ракетам это шаг назад, сложности с производством, транспортировкой, хранением компонентов жидкого топлива никуда не делись, забрасываемый вес кстати сейчас не так критичен, сейчас вроде все идёт к снижению мощности боеголовок за счёт более точного наведения...