Лётчик-испытатель В-21 рассказал о «странных иллюминаторах» новейшего стратегического бомбардировщика

31
Лётчик-испытатель В-21 рассказал о «странных иллюминаторах» новейшего стратегического бомбардировщика

2 декабря в Палмдейле, что в штате Калифорния, состоялась демонстрация новейшего самолета-бомбардировщика американского производства В-21 Raider. Многих корреспондентов заинтересовала необычная форма иллюминаторов самолета. Между тем, еще в 2021 году американские военно-воздушные силы представили художественное изображение B-21. Уже на нем видна странная форма «окон» (для простоты их в США обозначили иллюминаторами) кабины самолета. Они были изображены наклоненными и более узкими, чем у его предшественника, B-2 Spirit.

Издание Defense News взяло комментарий у Тодда Харрисона, эксперта по оборонному бюджету и управляющего директора Metrea Strategic Insights. Он подчеркивает, что многие эксперты были удивлены подобной формой «лобовых стёкол» и даже задумались, не уменьшит ли она достоинства самолета. Демонстрация бомбардировщика B-21, пишет издание, подтвердила, что иллюминаторы кабины пилота действительно имеют другую форму - возможно, с более широким зазором между двумя основными окнами и немного меньшими по бокам - чем у B-2.



Летчик-испытатель подполковник Клифтон Белл утверждает, что, судя по тому, что он видел, лобовые стекла B-21 не так уж сильно отличаются от лобовых стекол B-2, и это не должно стать проблемой для бомбардировщика. За свою карьеру, отметил Белл, ему еще не доводилось летать на самолетах с ветровыми стёклами, которые могли бы его беспокоить.

Лётчик-испытатель отмечает, что военные лётчики, которые будут пилотировать этот стратегический бомбардировщик, к форме «иллюминаторов» быстро привыкнут, так как есть дополнительные технические возможности по увеличению зоны обзора.

Выбор в пользу именно такой формы окон мог быть сделан из соображений повышения скрытности самолета. Обзор для лётчиков может быть расширен с помощью камер, датчиков или иных технических приспособлений, считает Тодд Харрисон.

В течение следующих нескольких месяцев будут продолжаться испытания новейшего бомбардировщика. Сейчас специалисты работают над изучением всех систем самолета, чтобы выяснить, какие из них будут нуждаться в дальнейшем тестировании во время полетов.
31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    10 декабря 2022 10:34
    Он что ещё и по воде плавает, зачем ему иллюминаторы?
    1. +7
      10 декабря 2022 10:43
      Это еще и МАПЛ, плюс еще башня от абрамса выдвигается и он на гусиничном ходу, вундерваффе во всей своей красе.
    2. +7
      10 декабря 2022 10:49
      зачем ему иллюминаторы

      Как зачем? Чтобы иллюминировать))
    3. +5
      10 декабря 2022 11:18
      Цитата: Герман 4223
      Он что ещё и по воде плавает, зачем ему иллюминаторы?


      Это если катапульта не сработает, можно выброситься через иллюминатор с парашютом. О людях думают.
      1. +5
        10 декабря 2022 11:27
        Цитата: sergo1914
        Это если катапульта не сработает, можно выброситься через иллюминатор с парашютом.

        Порядочные люди в двери выходят.
        А вообще уже смешит шумиха ни о чем вокруг вундервафли. Помнится с Зямой было то же самое - разгоняли в прессе, обсуждая все, кроме ТТХ. Потом выяснилось, что передовой-то он передовой, но плавать не может - боится пыли и сырости, вот и раскорячился без хода и без оружия посередине Панамского канала.
        Если бы были реальные прорывы по ТТХ - обсуждали бы их, мол летает дальше или быстрее, или цена летного часа меньше. Но как видно, похвастаться реально - нечем. Обсуждаем форточки
        1. +1
          10 декабря 2022 18:23
          Цитата: Bingo
          Но как видно, похвастаться реально - нечем.

          Как нечем? А ценой. Если предшественник стоил около лярда за штуку, то за это "чудо", даже подумать страшно.
          1. 0
            11 декабря 2022 19:19
            Цитата: orionvitt
            Цитата: Bingo
            Но как видно, похвастаться реально - нечем.

            Как нечем? А ценой. Если предшественник стоил около лярда за штуку, то за это "чудо", даже подумать страшно.

            Пишут что по цене меньше чем В-2 он и меньше и легше... начальный ценник 700 лямов за штуку
    4. +2
      10 декабря 2022 15:29
      Вы тоже подозреваете, что у него есть ещё и перископ?
      1. -1
        10 декабря 2022 16:01
        И несколько торпедных препаратов как минимум,а вдруг пригодится и самое главное ни у кого такого нет,передовая технология laughing
    5. 0
      11 декабря 2022 09:16
      Если будут смотры и приедет высокопоставленное начальство ... и попросит прокатить ... будут показывать землю из иллюминатора ну или рыб ... если не удачно взлятят
  2. +2
    10 декабря 2022 10:35
    Не понятно зачем такому самолёту вообще иллюминаторы, они что визуально будут бомбить? laughing больше текста - больше внимания . Боятся , что мало народу обратит внимания ?
    1. +9
      10 декабря 2022 10:54
      Не понятно зачем такому самолёту вообще иллюминаторы

      На Т-4 вообще перископом вперёд обходились . Нос опускался только при посадке .

      1. +8
        10 декабря 2022 11:33
        а ведь шикарная штука была! всем на зависть
  3. +18
    10 декабря 2022 10:35
    Автор в мастерстве перелива из пустого в порожнее превзошёл даже Кирилла Рябова!
  4. +4
    10 декабря 2022 10:41
    В-21 вообще-то бомбардировщик а не истребитель ,которому нужен хороший круговой обзор.Это как в танке,находясь в нём ,механика водителя не очень волнует что у него малый обзор и у танка большие габариты.Это пиар акция,мы во какие "люмики"сделали ,а вам слабо.
    1. +12
      10 декабря 2022 10:53
      Для танка плохой обзор у механика водителя не проблема. Это проблема для других участников "дорожного движения" laughing
      1. Комментарий был удален.
      2. Комментарий был удален.
  5. +3
    10 декабря 2022 10:47
    Про унитазы спросите, а то друг спрашивает, узкие или нет? Окна его как-то меньше интересуют...
    1. +5
      10 декабря 2022 11:13
      Могу только сказать унитаз на нём по цене Феррари.На старичке В 52 вроде 20000 $ стоил.Скандал был ,когда американец хотел налоги унитазом заплатить.Давно это было.
      1. +5
        10 декабря 2022 14:02
        Помню инфу ещё времен СССР... Простые стульчаки для "наземных" унитазов Пентагон заказывал на тендере по $500... Опыт распила бюджета в США на высоте + узаконенная коррупция под названием "лоббизм"...
        У отечественных дельцов из МО и труба пониже и дым пожиже...
        Хотя тенденция схожая, сначала генерал при должности продвигает "своих" коммерсов из ВПК на закупках, по выходу на пенсию имеет должность и ништяки в топ менеджменте тех же ВПК... Капитализм - ни чего нового...
      2. +1
        15 декабря 2022 15:26
        Унитаз - штука не дешевая....Обычный с виду унитаз для промнужд из нержавейки стоит (германский) стоит 100-200т.р. А вы прибавьте биотуалет, встройте его в самолет...там суммы негуманные выйдут.
  6. 0
    10 декабря 2022 11:13
    Иллюминаторы... Наутилус?
    Для пилотов этого хай-тека американского, чем меньше видишь, тем спокойнее.
    В скором времени пилот станет данью традициям. А всё управление будет или из удобного кресла, или из очень большой ПЛИС.
    1. 0
      10 декабря 2022 12:55
      Управление удалённо нужно будет только до тех пор пока ИИ слаб, но он уже довольно хорошие результаты показывает, поэтому безпилотнику скоро можно за рейс пару раз на связь всего выходить.
  7. +2
    10 декабря 2022 11:38
    Цитата: dauria
    Не понятно зачем такому самолёту вообще иллюминаторы

    На Т-4 вообще перископом вперёд обходились . Нос опускался только при посадке .


    Полностью с Вами согласен. На нем летают по приборам, остекление желательно, но форма вторична. При взлете и посадке только важно.

    Опять же, при наличии камер и прочих вспомогательных систем, это не критично. Но в случае серьезных отказов стабилизирующей электроники - только катапультироваться, ибо данный самолет без хвоста и со столь обтекаемыми формами, как и предшественник, будет аэродинамически нестабильным. Посадить его вручную будет исключительно маловероятно, учитывая сбои ЭДСУ (электродистанционная система управления, fly-by-wire).
  8. +5
    10 декабря 2022 12:01
    Иллюминаторы сделаны для иллюминатов. Ветровые стёкла - для мотоциклистов.
  9. -1
    10 декабря 2022 12:48
    По Энгельсу не с него отстрелялись?
    1. 0
      11 декабря 2022 19:23
      Цитата: SlavaS
      По Энгельсу не с него отстрелялись?

      А вы батенька да шутник оказывается... эта вундервафля ещё и в небо не поднималась, перенесли с этого года на предыдущий. И вообще от него только нос общественности показали )))
  10. 0
    10 декабря 2022 17:55
    Лётчик-испытатель В-21 рассказал о «странных иллюминаторах» новейшего стратегического бомбардировщика

    Так вот ты какой северный олень!
  11. 0
    10 декабря 2022 23:00
    По сути-то окна не поменялись. Откройте изображение B-2 и B-21. Форма окна аналогичная даже с широким зазором между ними. Пропорции соблюдены относительно ширины и высоты их кабин. У B-2 кабина более выпуклая, а у B-21 — приплюснутая. Скорее всего, это связано с увеличением аэродинамических возможностей. С модели сняли ограничения по скорости, при которой она становится видимой. Невидимки видны в двух случаях: когда они нагружены оружием при крейсерской скорости и когда они набирают максимальную скорость — самолёт становится виден на радарах из-за выделения тепла. У B-21 действительно снижена грузоподъёмность, наверное, из-за того, что это бомбардировщик 6-го поколения, и его «миссия» в тч руководить роем дронов, который и должен нести основой арсенал — Фрэнк Кендалл, министр ВВС США, носится с этой идеей. К тому же он выкрашен в белый, самая лёгкая и крепкая краска на оксиде титана, который сам по себе поглощает и отражает почти весь электромагнитный спектр, охлаждая корпус, что тоже позволяет набирать большие скорости, почти не нагреваясь — некоторые краски способны даже охлаждать ниже внешней температуры. В B-21 окна кажутся меньше из-за рамы/зазора между ними, но при такой аэродинамической форме удар воздуха приходится именно на эту раму. По сути, эта рама «несущая». В интернете есть фотки вида сверху. Кабина B-21 имеет округлую, менее обтекаемую форму, у B-2 она овальная, более обтекаемая. Таким образом, рама шире именно по этой причине.

    У моделей ещё отличаются хвосты, возможно, это как-то связано с маскировкой инверсионного следа. Если да, то B-21 может опускаться более низко, чем его предшественник, и опять же, тепловое выделение низкое.

    Непонятно, насколько различаются носы, но раньше B-2 мог маскироваться из-за его радиолокационного поперечного сечения. Там внутри может размещаться антенна РЭБ, когда-то американцы пытались размещать антенны на носу невидимок снаружи, но отказались из-за того, что нарушалась невидимость. Про F-35 говорили, что хотят разместить антенны, но не объясняли где и как.
  12. 0
    11 декабря 2022 09:39
    Значит надо шарахнуть РЭБ чтоб все камеры у пилотов погасли и они летели по компасу :)
    Все американские самолёты это большие компьютеры и наведение ЭМИ оружия на них вероятно должно быть 100% решением по противодействию.
    1. +1
      11 декабря 2022 11:22
      Начитался сказок про РЭБ!))) Этому самолету на рэб пофиг, и к тому же он в зону рэб не залетает. Любому летательному аппарату летающиму на большой высоте и имеющиму спутниковую связь на рэб наплевать!!!)))
      1. 0
        11 декабря 2022 14:38
        А спутниковой связи наплевать на этот самолёт, если он летит без подарка.