Вертолеты Миля

17


Вертолетное опытное конструкторское бюро, которое возглавил Михаил Леонтьевич, было образовано в 1947 году по решению межведомственной комиссии. Перед коллективом ОКБ поставили задачу (также как перед ОКБ А.С. Яковлева и Н.И. Камова) создать легкий надежный вертолет. На выполнение задания милевцам понадобился всего год и в 1948 году одновинтовой вертолет Ми-1 уже поднялся в воздух. С поршневым двигателем мощностью 575 л.с. конструкции А.Г. Ивченко он развивал скорость 190 км/ч при взлетной массе 2500 кг. Дальность полета Ми-1 превышала 600 км. На этой машине советские летчики установили 23 мировых рекорда (позднее на базе Ми-1 был создан газотурбинный вертолет Ми-2, который по лицензии производился в Польше).



В 1951 году американцы с успехом применили вертолеты для высадки морского десанта сразу за линию береговых укреплений, а в последующем — для всестороннего обеспечения и снабжения десанта, эвакуации раненых и т.п. Создать вертолет, превосходящий зарубежные образцы грузоподъемности и потолку также поручили ОКБ М.Л. Миля. Такой машиной стал Ми-4, первый полет которого состоялся в 1952 году. При взлетной массе до 7800 кг он мог поднять груз массой 1600 кг. Высотный двигатель А.Д. Швецова АШ-82 мощностью 1700 л.с. позволял ему развивать скорость 180 км/ч. Машина оснащалась оборудованием для слепых и ночных полетов. В грузовой кабине Ми-4 могли разместиться 16 десантников или автомобиль типа Газ-69. Семь мировых рекордов свидетельствуют о потенциале этой машины.



В 50-х годах в ОКБ Миля много внимания уделили повышению надежности вертолетов. В частности, ресурс лопастей увеличили до 1000 часов, а созданная в то время конструкция рулевого винта почти без изменений прослужила вплоть до 70-х годов.

Следующая машина — Ми-6 — открыла эпоху вертолетов с газотурбинной силовой установкой. В 1957 году Ми-6 поднял 12 т груза на высоту 2432 м, в два раза превысив рекорд американского S-56. Ми-6 способен поднять в воздух любой западный вертолет того времени с полной нагрузкой. Двенадцать лет ему с ним не мог сравниться ни один западный вертолет. На его базе был создан вертолет-кран Ми-10, который мог транспортировать двенадцати тонные грузы длиной до 20 м на расстояние до 250 км. На одной из его модификаций был установлен и рекорд грузоподъемности — 25,1 т на высоту 2840 м. Американский S-56 поднимал всего 8,5 т.



Одной из наиболее массовых и надежных машин милевцев стал газотурбинный средний вертолет Ми-8. Он превзошел своего предшественника Ми-4 по грузоподъемности в 2,5 раза, по скорости — в 1,4 раза. На нем было установлено шесть мировых рекордов. Эти машины и сегодня еще находятся на вооружении в десантном, транспортном и десантно-боевом вариантах. По мнению американских летчиков фирм «Локхид» и «Белл», Ми-8 превосходит аналогичный американский вертолет S-61 не только по летным качествам, но и по комфортабельности и надежности.

В начале 80-х годов Ми-8 оснастили новыми турбовальными двигателями ТВ3-117М с взлетной мощностью по 1900 л.с. и усовершенствовали другие элементы его конструкции. Скорость полета Ми-17, такое наименование получила новая машина, возросла до 250 км/ч, потолок до 5000 м, дальность до 500 км (при нормальном взлетном весе 11000 кг). Грузоподъемность «семнадцатого» — более 4000 кг. За счет наличия вспомогательной силовой установки Ми-17 может эксплуатироваться автономно.



Завершающей машиной М.Л. Миля стал вертолет гигант Ми-12 (В-12). 6 августа 1969 года он поднял на высоту 2250 м груз массой 40150 кг. Известный конструктор И.Сикорский так отозвался о В-12 после ознакомления с ним на Парижском авиасалоне: «... перед инженерно-техническим достижением, каким является В-12, можно только снять шляпу».

В 1977 году поднялся в воздух новый вертолет-труженник — Ми-26. Он способен транспортировать на большие расстояния различные крупногабаритные грузы массой до 20 т внутри фюзеляжа. Для сравнения, сегодня самый большой «западный» вертолет СН-53Е может поднять груз массой в 14,5 т, но перенести его может лишь на небольшое расстояние.



В 1970 году ОКБ возглавил М.Н. Тищенко. Под его руководством была закончена работа над первым советским боевым вертолетом Ми-24. Его появление, а затем и успешное применение в различных военных конфликтах вызвало лавину публикаций на Западе. Иначе как о новой «грозной силе» Советов о нем не говорилось. И неудивительно. По мощи вооружения, бронированию и скорости полета он долго не имел равных. На одной из его модификаций был установлен абсолютный рекорд скорости для вертолета — 367 км/ч. Даже внешний вид Ми-24 вызывает восхищение совершенством своих форм и скрытой мощью. Достойным наследником его славы стала новая машина Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля, которая создавалась уже под руководством М. Вайнберга.

Создали милевцы и самый маленький отечественный вертолет Ми-34. Его взлетная масса всего около 1000 кг. По своим характеристикам этот вертолет ничем не уступает своим именитым западным аналогам и даже превосходит многие из них.

Всего на вертолетах с известной во всем мире маркой «Ми» было установлено более 86 официальных рекордов, а сами вертолеты эксплуатируются в почти 40 странах мира.
17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. avt
    +8
    19 января 2013 09:54
    ВЕЛИКИЙ конструктор , ему только за МИ-8 нужно памятник из золота в полный рост!!! hi
    1. +4
      19 января 2013 22:54
      Ми-1


      Ми-2


      Ми-10


      Ми-10К


      Ми-12


      Ми-14


      Ми-17
  2. +4
    19 января 2013 10:06
    А где продолжение? Забыли Ми-28?
    1. +1
      19 января 2013 11:27
      А может это и хорошо, что забыли, уважаемый профессор... А то, как показывает практика, лестное упоминание об "Ночном охотнике" вызывает неприятие в рядах "Аллигаторцев". И далее все обсуждение уходит в створ "Ми-28 vs Ка-52"...
      Кстати, я сам из этих, из "Аллигаторцев"... am
      1. +3
        19 января 2013 11:31
        Кстати, я сам из этих, из "Аллигаторцев"...

        И я тоже, но не стоит же упоминать Ми-4 и "забыть" Ми-28. request
        1. +5
          19 января 2013 13:01
          Здраствуйте, Профессор!
          Ну вообще то Ми-4 имеет значительно большее значение для КБ чем Ми-28. Именно Ми-4 "научил" КБ, как надо проектировать вертолеты. Про Ми-1 Миль говорил так : "Дуракам везет". Так что Ми-4 забывать нельзя.
          1. +1
            19 января 2013 13:09
            Я же не прошу заменить освещение Ми-4 на Ми-28, но "не заметить слона" как то странно.
            1. stranik72
              +3
              19 января 2013 17:01
              Слон в вашем контексте, это Ми-6, Ми-10, Ми-24 и Ми-26 поверьте Ми-28 по-сравнению с теми конструкторскими и технологическим решениями которые были приняты при реализации этих проектов, всего лишь их производная.
          2. stranik72
            +2
            19 января 2013 16:57
            Если бы не было Ми-1 не было бы Ми-4 и так далее в работе конструктора, как и спортсмена тренировки и опыт упорный труд, немного удачи и чуток таланта позволяют добиться значительных результатов.
      2. +3
        19 января 2013 12:32
        Chicot 1
        У меня есть шапочный знакомый из " эльбита" он видел Ка-50 в Турции. По его словам, как бывшего офицера-техника ВВС , у этой машины потенциал не сравнимый ни с одним западным концертом. Только авионика на начало 2000 была не блеск.
        1. Инсургент
          +2
          19 января 2013 21:14
          Ну это уже совсем другая история и другая фирма
  3. камкос
    +1
    19 января 2013 15:31
    Очень бы хотелось чтобы ми34 реально пошел в серию.
    1. avt
      +2
      19 января 2013 17:10
      Цитата: камкос
      Очень бы хотелось чтобы ми34 реально пошел в серию.

      Увы.......... как ни прискорбно , но похоже эту машину слили! request В угоду еврокоптерам sad
      1. stranik72
        +2
        19 января 2013 22:44
        Да нет не в угоду, а по недомыслию, там много осталось даже на сегодняшний день современных технологий. Ну и недостаток средств в первую очередь финансовых, на разработку двигателя под него или покупку лицензии на
        производство, да и на возобновление производства вертолёта, тоже большие средства нужны.. На сегодняшний день дешевле купить на западе, что и сделали. Наверное не "просто так".
  4. e-froloff
    +2
    19 января 2013 16:08
    Главное чтоб был заказ от государства,тогда и вертолеты будут.
  5. +2
    19 января 2013 18:21
    Снимаю шапку создателям и экипажам Ми 8-х . Но так хочется чтобы вертолеты увереннее летали в сложных метеоусловиях .
  6. Algor73
    +1
    19 января 2013 21:52
    С развалом Союза и вертолетостроение, и самолетостроение практически не развивается. Усовершенструются разработки былых времен. Все "звездные" достижения в этой области приходятся на те времена. Такая была мощь, сила! Еще чуть-чуть и тягаться будет не вмоготу
  7. ОнИмИм
    +6
    19 января 2013 22:24
    Шестнадцать лет летал на МИ-8 ! Низкий поклон конструктору !