Противолодочные возможности БПЛА General Atomics MQ-9B SeaGuardian

12
Противолодочные возможности БПЛА General Atomics MQ-9B SeaGuardian
БПЛА MQ-9B с устройствами сброса буев SDS


Американская компания General Atomics Aeronautical Systems Inc. (GA-ASI) предлагает заказчикам тяжелый беспилотный летательный аппарат MQ-9B в морском исполнении SeaGuardian. Такой БПЛА предназначается для длительного патрулирования и поиска различных целей. За счет развитого модульного комплекса наблюдения такой БПЛА способен искать и брать на сопровождение даже подводные цели.



Обновленная платформа


Беспилотный летательный аппарат MQ-9A Reaper (он же Predator B) совершил первый полет еще в 2001 г. После нескольких лет испытаний и отработки он начал поступить на вооружение различных структур США и других стран. Вскоре после этого GA-ASI начала разработку обновленной версии БПЛА, изначально обозначавшаяся как Certified Predator B.

В рамках проекта «Сертифицированный Предейтор-Б» планировалось доработать существующую конструкцию и оснастить ее новыми приборами. За счет этого собирались повысить летно-технические характеристики, а также расширить круг решаемых задач. Кроме того, модернизированный БПЛА получал возможность полноценной работы в гражданских контурах управления воздушным движением.

БПЛА Certified Predator B получил обновленный планер. В нем более широко использовались пластики и композиты, предусматривались различные меры, направленные на упрощение производства и эксплуатации. Размах крыла увеличили с 20 до 24 м, а дополнительные внутренние объемы позволили нарастить запас топлива. За счет этого продолжительность полета на рабочих высотах превысила 40 ч. Беспилотник получил новую оптико-электронную станцию; проработали возможность монтажа малогабаритного бортового радиолокатора.


Кардинально изменилась система управления. Ее перестроили на новой компонентной базе и оснастили дополнительными компонентами. В частности, впервые в семействе БПЛА от GA-ASI внедрили «гражданскую» систему предупреждения столкновения самолетов в воздухе (TCAS). Также автопилот получил режимы самостоятельного взлета и посадки. Практически полностью перестроили наземную станцию управления.

В середине десятых годов компания GA-ASI начала продвигать модернизированный БПЛА на рынке. На этом этапе «сертифицированный» беспилотник получил обозначение MQ-9B SkyGuardian («Небесный страж»). Также была разработана модификация БПЛА для использования военно-морскими силами, ее назвали MQ-9B SeaGuardian («Морской страж»).

С 2016 г. GA-ASI проводила эксперименты по внедрению противолодочных средств. В дополнение к имеющимся системам наведения SeaGuardian получил блоки для транспортировки и отстрела гидроакустических буев, а также электронику для взаимодействия с ними. В ноябре 2020 г. подобный противолодочный комплекс прошел первые испытания и показал высокие результаты. К настоящему времени отработка таких средств завершена, и компания-разработчик ждет заказы.

Средства наблюдения


БПЛА MQ-9B SeaGuardian предназначается для ведения наблюдения и разведки в интересах военно-морских сил. Он должен осуществлять длительное патрулирование в заданном районе и искать различные цели. Для таких поисков на борту беспилотника могут устанавливаться различные системы; заказчик / эксплуатант имеет возможность выбрать конкретный набор устройств.


РЛС Leonardo Seaspray крупным планом

Как и предыдущие версии «Рипера», «Си-Гардиан» оснащается многоканальной оптико-электронной системой. В сферическом корпусе под днищем фюзеляжа находятся дневная и тепловизионная камера со стабилизатором, а также лазерный дальномер. Сохранена функция передачи видеосигнала и данных от дальномера на станцию управления в реальном времени. Точные характеристики ОЭС остаются неизвестными, но из опубликованных данных следует, что она обеспечивает наблюдение с любых высот полета на дальность в десятки километров.

В отличие от «сухопутной» версии БПЛА, морская SeaGuardian может нести собственную РЛС и искать надводные цели. Под днищем беспилотника монтируется локатор Leonardo Seaspray 7500E V2 в контейнерном исполнении. Такая РЛС оснащена АФАР и способна на больших расстояниях засекать надводные корабли всех классов. На меньших дистанциях обеспечивается обнаружение подлодок в надводном положении или их перископов, поднятых над водой.

В противолодочной конфигурации MQ-9B несет два или четыре блока сброса SDS для транспортировки и сброса радиогидроакустических буев. С этими блоками используются пассивные буи типа AN/SSQ-36B, пассивные направленные AN/SSQ-53G и активные AN/SSQ-62 °F. В зависимости от типа буев, боекомплект одного блока SDS составляет от 10 до 20 изделий. Таким образом, SeaGuardian может поднять в воздух от 20 до 80 буев — в зависимости от состава комплекта и поставленных задач.

Для получения данных от буев используется стандартная система управления и связи SMCS. При помощи штатного комплекса связи БПЛА осуществляется передача данных разведки на наземную станцию управления. Затем информация используется обычным образом — передается в штаб и на ее основе проводится атака противолодочными огневыми средствами.

Заявленные преимущества


Предполагается, что БПЛА MQ-9B SeaGuardian с противолодочным оснащением способен взять на себя часть работы полноценных патрульных самолетов. Он должен осуществлять патрулирование и выполнять поиск целей, но борьба с найденными подводными объектами возлагается на другие компоненты противолодочной обороны. О возможности оснащения беспилотника необходимым для этого оружием не сообщалось.


Как сообщается, MQ-9B имеет ряд сильных сторон, повышающих его потенциал в контексте противолодочной обороны. Так, радиус действия беспилотника с полным комплектом подвесных средств достигает 2000-2200 км, а продолжительность полета — 18-20 ч. Благодаря этому «Си-Гардиан» способен выполнять длительное патрулирование заданного района и буквально ждать появление подлодки.

За счет посменной работы нескольких БПЛА можно увеличить общую продолжительность поисков, в т. ч. в пределах крупных районов. При этом затраты на такое патрулирование будут в разы меньше, чем в случае с пилотируемыми самолетами.

Принципы применения радиогидроакустических буев в целом аналогичны полноценной базовой патрульной авиации. БПЛА должен сбрасывать их в предполагаемом районе нахождения или прохождения подводной цели и затем действовать в соответствии с поступающей информацией. По общему количеству буев на борту MQ-9B серьезно уступает противолодочным самолетам, но разработчики считают, что его боекомплект вполне достаточен для решения поставленных задач.

Отсутствие собственного вооружения не считают принципиальной проблемой. MQ-9B должны работать в составе многокомпонентной системы обороны, включающей и вооруженные элементы. Именно они будут атаковать подлодки по целеуказанию беспилотников. Такой подход к организации боевой работы, при определенных недостатках, позволяет использовать потенциал БПЛА и обходиться без лишних затрат.

Без внимания заказчиков


БПЛА MQ-9B SeaGuardian продвигается на рынке с середины прошлого десятилетия и уже заинтересовал заказчиков. GA-ASI смогла продать несколько таких изделий зарубежным странам и ожидает новые заказы. Любопытно, что морской MQ-9B пока не заинтересовал ВМС США, рассматривавшиеся в качестве основного покупателя.


В 2020-21 гг. компания-разработчик провела испытания беспилотного комплекса в противолодочной конфигурации, и теперь готова поставлять соответствующие средства заказчикам. Однако, насколько известно, пока никто не заказывал полный комплект средств для поиска подлодок. Прошлые покупатели продолжают использовать свои беспилотники только для поиска целей на поверхности при помощи ОЭС и РЛС.

Отсутствие интереса к противолодочной версии MQ-9B можно объяснить несколькими факторами. В первую очередь, это недавнее завершение такого проекта — потенциальные заказчики еще не успели решить, нужны ли им новые системы. Кроме того, следует обратить внимание на особенности развития морской авиации стран, покупающих SeaGuardian. Они зачастую так же приобретают американские патрульные самолеты P-8A Poseidon с полным набором противолодочных средств. При наличии такого самолета, закупку БПЛА с буями могут считать нецелесообразной.

Неоднозначные результаты


Таким образом, компания General Atomics продолжает использовать свой опыт в деле создания беспилотных авиационных комплексов, а также внедряет новые решения. Разрабатываются новые модификации уже известной техники с повышенными характеристиками и новыми функциями. Однако опыт проекта MQ-9B SeaGuardian показывает, что не все такие разработки способны заинтересовать заказчиков.

Перенос противолодочных систем на беспилотную авиационную платформу дает ряд преимуществ, хотя и связан с некоторыми ограничениями. Грамотное использование сильных сторон такой техники позволяет кардинально перестроить систему поиска и поражения подводных целей, повысив ее характеристики и снизив стоимость эксплуатации. Однако пока такие идеи и ожидания остаются только в рекламных материалах, а реальные заказчики не спешат участвовать в чрезмерно смелых экспериментах.
12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    27 декабря 2022 05:33
    . а реальные заказчики не спешат участвовать в чрезмерно смелых экспериментах.

    Цена имеет значение.
    Наверное тяжёлый беспилотник с Афар у американской компании стоит как "самолет".
    Была бы цена как у китайского мавика с Алиэкспресс, то от покупателей отбоя бы не было.
    1. 0
      27 декабря 2022 05:50
      Цитата: Stas157
      Наверное тяжёлый беспилотник с Афар у американской компании стоит как "самолет".
      Но в эксплуатации намного дешевле. Хотя бы за счёт зарплаты экипажа...
      В статье не указан важный на мой взгляд нюанс: MQ-9B SeaGuardian оснащён полноценной противообледенительной системой, что позволит его эксплуатировать сами понимаете у чьих берегов. Ещё один довод в пользу надводного прикрытия ПЛАРБ.
      1. +2
        27 декабря 2022 06:58
        Цитата: Владимир_2У

        В статье не указан важный на мой взгляд нюанс: MQ-9B SeaGuardian оснащён полноценной противообледенительной системой, что позволит его эксплуатировать сами понимаете у чьих берегов.

        На высоте 13000м ПОС нужна всем
        1. +8
          27 декабря 2022 07:12
          Остается только в черную завидовать... и вспоминать тех, кто годами издевался над темой БПЛА. Как там говорили? "Кружек детского авиамоделизма", "при серьезных БД про эти игрушки все забудут" итп итд
        2. +1
          27 декабря 2022 08:43
          Цитата: Zufei
          На высоте 13000м ПОС нужна всем

          Нужна то нужна, но вот появилась только у MQ-9B Скай и Си Гардиан.
          1. -2
            27 декабря 2022 09:29
            ПОС увеличивает ИК-сигнатуру. Может быть просто не включали? Заделитесь информацией об установке на 9В, будем изучать
            1. 0
              27 декабря 2022 10:12
              Цитата: Zufei
              ПОС увеличивает ИК-сигнатуру.
              То нужна, то не нужна, определитесь.

              Цитата: Zufei
              Заделитесь информацией об установке на 9В, будем изучать

              Если вам ума не хватает набрать в поиске браузера "Противообледенительная система MQ-9B" то подскажу: наберите в поиске браузера "Противообледенительная система MQ-9B" и изучайте на здоровье.
              1. 0
                28 декабря 2022 16:00
                Владимир_2У (Владимир) Если вам ума не хватает набрать в поиске браузера "Противообледенительная система MQ-9B" то подскажу: наберите в поиске браузера "Противообледенительная система MQ-9B" и изучайте на здоровье.
                Напоминает теперешнюю систему образования: "Гутен таг, киндер! Тема сегодняшнего урока: "Кристаллы. Лёд." Набираете сегодня в гугле, завтра будем отвечать!" Зачем тогда статьи писать (кстати низкого качества: тема полностью не раскрыта!), заголовок и ссылки на вики и порядок!... Евпатить-коловратить!
    2. 0
      28 декабря 2022 21:45
      Статья просто глупая - говорится дескать нет желающих заказчиков и не делается вывод почему. Хотя вроде же есть уже принятый на вооружение морской патрульный беспилотник - MQ-4 Triton. Что бы с ним не сравнить и не рассуждать - какой из них лучше хуже и почему. Ведь оба же участвовали в однйо программе и Рипер проиграл. Но это же сложно, нужно думать и анализировать - проще накалякать страничку бессмысленных слов и сдать в печать.
  2. -1
    27 декабря 2022 08:49
    Думаю для закрытия ближних зон, близких проливов и т.д. амерам лучше наклепать дирижаблей. Они неделями смогут висеть. И нагрузка будет больше.
    Нашим кстати дирижабль для арктики, и 75% остального бездорожья тоже в тему.
  3. +1
    27 декабря 2022 18:55
    Кроме того, следует обратить внимание на особенности развития морской авиации стран, покупающих SeaGuardian. Они зачастую так же приобретают американские патрульные самолеты P-8A Poseidon с полным набором противолодочных средств. При наличии такого самолета, закупку БПЛА с буями могут считать нецелесообразной.


    Регионы нахождения подлодок в акваториях далеко не равновероятны, соответственно, работая именно совместно с самолетами роботы смогут закрывать обширные "малорыбные места".
  4. 0
    9 февраля 2023 13:53
    Тут, беспилотники летают стаями, а наши полководцы даже не думаю заказывать патрульные самолеты.