Скептикам на заметку – перспективы авиамоторов семейства ТВ7-117

32
Скептикам на заметку – перспективы авиамоторов семейства ТВ7-117


Одобрение получено


Окончание прошлого года выдалось напряженным. Впрочем, как и все предшествующие двенадцать месяцев. В лихорадящем информационном поле как-то размылись важные новости авиационной индустрии. Федеральное агентство воздушного транспорта или Росавиация выдали целый ряд сертификатов типа на новую российскую технику.



Фактически этот документ открывает машинам путь к серийному производству и гарантирует соответствие принятым в стране авиационным правилам. 29 декабря министр промышленности и торговли Денис Мантуров вручил сертификаты типа трем вертолетам – грузовому Ми-171А3, новой версии казанского «Ансат» и впервые в отечественной истории беспилотнику БСА-200.

Первая машина представляет собой самую высокотехнологичную версию 171-й серии, предназначенную для обслуживания буровых платформ в море. Вертолет получил усиленный фюзеляж, специальные кресла в салоне, снижающие нагрузки при аварийной посадке, надувные баллонеты для приводнения и увеличенные топливные баки.

Модернизированный «Ансат» также может брать в полет больше керосина, оснащен новой бортовой электроникой и иным хвостовым оперением. Беспилотник БАС-200 хотя и получил сертификат типа ограниченной категории, но уже вполне готов к эксплуатации. Машину отличают роторно-поршневой двигатель, возможность поднимать в небо до 50 кг полезной нагрузки и дальность полета в 430 км.


Ми-171А3. Источник: rostec.ru


ТВ7-117СТ-01. Источник: zhukvesti.ru

Упомянутая выше техника крайне интересна, требует отдельного анализа и демонстрирует рост отечественных инженерных компетенций в авиационном моторостроении.

Но сейчас заострим внимание на четвертом продукте, также получившем 29 декабря 2022 года сертификат типа – турбовинтовом двигателе ТВ7-117СТ-01. Судьба изделия сейчас явно в тени старших газотурбинных двигателей серии ПД. Между тем от скорости принятия в эксплуатацию данных моторов зависит судьба региональных воздушных перевозок в России.

Многострадальный мотор


В отличие от новейших авиамоторов серии ПД турбовинтовой ТВ7-117СТ-1 ведет свою историю еще с советских времен. Разрабатывать серию ТВ7-117 начали в 1985 году под 60-местный Ил-114, который должен был использоваться на ближних маршрутах. Среди потенциальных носителей нового мотора числился также транспортный МиГ-110, выполненный по двухбалочной схеме с высокорасположенным крылом.

Работы над самолетом начались в 1990 году и спустя несколько лет были заморожены. Успели только к 1997 году создать макет. Идейным преемником транспортника от КБ МиГ можно считать Су-80, оснащенный американскими двигателями.


МиГ-110. Источник: l-boris.livejournal.com

Турбовинтовой мотор для самолета гражданского назначения был выбран не случайно – только такая конструкция позволяла снизить расходы на эксплуатацию, топливо и повысить ресурс. Жертвовать в сравнении с газотурбинными моторами пришлось скоростью, но этот показатель не кажется критичным для региональных перевозок. ТВ7-117 в варианте «С» на стендовые испытания вышел в 1986 году, а в 1990 году пару моторов установили на Ил-114.

Надо отметить, история двигателя с самого начала не задалась – он страдал поломками, а в 1993 году стал причиной авиакатастрофы. Опытный Ил-114 с бортовым номером RA-54001 потерпел крушение на взлете из Жуковского из-за отказа мотора, в результате чего на месте погибли четыре человека, еще трое скончались в больнице, двое выжили. Это был первый потерянный борт – второй Ил-114Т в серийном исполнении разбился в 1998 году в Домодедово из-за ошибки пилотирования. Первая катастрофа серьезное отодвинула сертификацию авиамотора – Авиарегистр России выдал разрешение только в 1997 году.

На данный момент ни один из восемнадцати выпущенных самолетов не эксплуатируется, за исключением одной летающей лаборатории Ил-114ЛЛ. Интересно, что этот самолет оснащен модернизированным двигателем ТВ7-117СМ с новым блоком автоматического регулирования и контроля БАРК-65. Потребности российских перевозчиков в подобных самолетах оцениваются в три сотни бортов.


Ил-114-300. Источник: uacrussia.ru




ТВ7-117СТ под крылом летающей лаборатории Ил-76ЛЛ. Источник: vk34.ru

Новейшая история турбовинтового ТВ-7-117С связана с возрождением программ Ил-114 с дополнительным индексом 300 и легкого военно-транспортного Ил-112В.

Для нужд российских ВКС конструируется вариант турбовинтового двигателя ТВ7-117СТ, способный развивать максимальную мощность в пределах 2 800–3 600 л.с. Для этого предусмотрены четыре режима работы – взлетный (2 800 л. с.), максимальный взлетный (3 000 л. с.) и два чрезвычайных – 15-минутный на 3 500 л. с. и 2,5-минутный на 3 600 л. с. На моторе установлен блок БАРК-65СТМ, позволяющий управлять не только двигателем, но и воздушным винтом.


Ил-112В. Источник: uacrussia.ru

С этим мотором также связана трагедия.

17 августа 2021 года опытный (точнее было бы сказать – сырой) Ил-112В потерпел крушение в Кубинке из-за пожара правого двигателя. Погибли три летчика-испытателя. Катастрофа не только затормозила работы по военному самолету, но и сказалась на темпах разработки гражданского Ил-114-300. В Объединенной авиастроительной корпорации тогда заявили:

«Необходимо проанализировать детали и обстоятельства произошедшего с Ил-112В, включая анализ объективных данных с бортового самописца. Поэтому испытательные полеты опытного самолета Ил-114, оборудованного схожей силовой установкой, некоторое время не будут проводиться».

На данный момент на авиазаводе в подмосковных Луховицах в разной степени готовности три лайнера Ил-114-300. Один из них впервые поднялся в воздух 16 декабря 2020 года, второй готов на 80–90 процентов, у третьего собран только планер. Программа разработки приостанавливалась не только по причине катастрофы военного Ил-112В, но из-за серьезных проблем с мотором ТВ7-117СТ-01. Изначально сертификацию типа планировали на первый квартал прошлого года, но случилось все только в конце декабря.

Задержка в проектировании самолета оценивается в несколько лет, и это уже стало причиной для кадровых решений – в апреле 2022 года уволился руководитель направления Ил-114 Объединенной авиастроительной корпорации.


АВ112-114. Источник: aviaforum.ru

Теперь немного о самом моторе. ТВ7-117СТ-01 – авиационный турбовинтовой двигатель со свободной турбиной. Он является продуктом модернизацией серии ТВ7-117С/СМ, в частности, оснащен новым цифровым блоком управления двигателем БАРК-65СМ. Пятикилограммовый блок обеспечивает двигателю лучшую экономичность и большой ресурс горячей части.

Обновили изделию и воздушный винт – теперь это шестилопастный АВ112-114. Как видно из наименования агрегата, построен он на базе «военного» винта от Ил-112В. Диаметр винта 3,9 метра, максимальная тяга до 3 710 кгс.

Двигатель отличается от предшественника увеличенной на 100 л. с. мощностью – на нормальном взлетном режиме 2 900 л. с. и на максимальном – 3 100 л. с. В этом году должны быть построено не менее шести серийных моторов, что позволит продолжить задержавшиеся испытания Ил-114-300.


ТВ7-117-СТ-01. Источник: telegram

Серия ТВ7-117 не ограничивается применением только на пассажирских и военно-транспортных самолетах компании «Ил». Дефорсированный вариант ТВ7-117-СТ-02, выдающий на максимально взлетном режиме 2 600 л. с. готовят для двухмоторного самолета ТВРС-44 «Ладога». Региональный пассажирский 44-местный лайнер должен заменить на авиалиниях Ан-24/26.

«Ладога» и Ил-114-300 являются важной частью широкой линейки гражданских авиабортов, призванных избавиться от засилья импортной техники. Если готовые и перспективные самолеты выстроить в шеренгу, то парочка окажется ровно в центре. Выше по рангу стоят турбореактивные SSJ-100, МС-21 и в далекой перспективе – Ил-96-400, ремоторизованный тяжелыми ПД-35.

В качестве варианта на вершине может расположиться и российско-китайский CR929. Ниже рангом L-410 от «Уральского завода гражданской авиации» и заменитель легендарного «кукурузника» ЛМС-901 «Байкал». Для последнего специально построили с нуля турбовинтовой ВК-800СМ взлетной мощностью 877 л. с.

С учетом новых реалий вытянуть постройку всей линейки самолетов в запланированные сроки невозможно. Например, разработку большого ПД-35 уже сместили вправо на несколько лет.


Турбовальный ТВ7-117В. Источник: cont.ws

История ТВ7-117СТ-01 была бы неполной без упоминания турбовальной версии мотора ТВ7-117В. Его должны были разработать еще в начале 90-х годов для вертолета Ми-38, но конструкторы решили использовать канадские силовые установки. В итоге деньги на турбовальную версию пришли только в 2003 году.

Особенностью ТВ7-117В является высокая степень унификация с турбовинтовой версией для легкого транспортника Ил-112В. Мотору повезло больше всех из серии – агрегаты выпускаются, пусть и малыми партиями, для вертолетов Ми-38. На взлетном режиме силовая установка развивает 2 800 л. с., в чрезвычайных условиях способна на 3 140 л. с.

Хорошие новости об авиамоторе ТВ7-117СТ-01 позволяют надеяться на ускорение работы в стратегически важном для России направлении региональных перевозок. Речь идет даже не об импортозамещении, а о выживании целой отрасли.
32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    18 января 2023 04:44
    Периодически всплывает инфо о производстве L410. Откуда?
    У нас на Урале ходит информация что проданы владельцем доля в бизнесе и завод в Чехии - не будет больше самолето-комплектов для сборки L410 на УЗГА. А то тут то там - постоянно про "элки" пишут как будто их будут и дальше производить.... Странно все это.
    1. +5
      18 января 2023 09:11
      Цитата: Nexcom
      У нас на Урале ходит информация что проданы владельцем доля в бизнесе и завод в Чехии - не будет больше самолето-комплектов для сборки L410 на УЗГА. А то тут то там - постоянно про "элки" пишут как будто их будут и дальше производить.... Странно все это.

      Я этот вопрос как то изучал, в итоге оказалось, что вся сборка производится в Чехии, вплоть до перелета готового самолета от туда. Что там делают на УЗГА толком неясно - шильдики перебивают, да подкрашивают если только. Так что невелика потеря, с точки зрения импортозамещения
      1. +1
        18 января 2023 12:55
        Компанию продали, все права и лицензии остались у нас в стране. Юридически делать можем. Физически не знаю. И ТВД нет.
  2. 0
    18 января 2023 05:05
    Беспилотник БАС-200 хотя и получил сертификат типа ограниченной категории, но уже вполне готов к эксплуатации. Машину отличают роторно-поршневой двигатель, возможность поднимать в небо до 50 кг полезной нагрузки и дальность полета в 430 км.
    А двигатель для ударного БПЛА, по типу "Герани-2" использовать можно?
    1. 0
      18 января 2023 05:24
      Герань летит только в один конец! А этому БПЛА, надо ещё возвращаться домой!
    2. +2
      18 января 2023 06:35
      Можно, конечно, использовать. Но это мотор, скорее всего, импортный. Ростех не разглашает марку изделия, а в России такие двигатели разучились делать. И перспективы БАС-200 в этой связи туманные. Он появился еще до спецоперации, когда о санкциях еще не особо задумались. Между тем, роторно-поршневая схема хорошо подходит для дронов за счет компактности и высокой мощности. Только вот расход масла зашкаливает.
      1. -1
        18 января 2023 10:56
        Цитата: Евгений Федоров
        роторно-поршневая схема хорошо подходит для дронов за счет компактности и высокой мощности. Только вот расход масла зашкаливает.

        Ну,есть ещё "альтернатива"...аксиально-поршневые двигатели...! winked ( Появлялось как-то сообщение,что в некой частной "фирмочке" создали подходящий аксиально-поршневой движок для БПЛА ... и будто бы им заинтересовалось даже МО РФ ! МО даже согласилось финансировать дальнейшие разработки ;т.к. МО оказался необходима "линейка" таких движков разной мощности в определённом "диапазоне" ! Но ,увы ! О дальнейшей судьбе этого движка давно ничего не слышно ! )
      2. 0
        18 января 2023 14:10
        Они "одноразовые" по сути. Ремонт почти невозможен. Как раз для "Гераней" - в один конец. А вот для возвращаемого беспилотника странный выбор...
        1. +1
          18 января 2023 20:39
          А чего странного? Замена мотора. И не факт что беспилотник до этой замены выживет. А вы предлагаете на передовой разбирать беспилотник и проводить капиталку мотора - менять кольца, притирать клапана и т.д.?
          А так заменить ванкель - что электромотор поменять.
    3. 0
      18 января 2023 11:34
      А его там на БПЛА типа Герань наши и поставили, только несколько упрощённый вариант.
    4. +2
      18 января 2023 13:50
      Цитата: svp67
      Беспилотник БАС-200 хотя и получил сертификат типа ограниченной категории, но уже вполне готов к эксплуатации. Машину отличают роторно-поршневой двигатель, возможность поднимать в небо до 50 кг полезной нагрузки и дальность полета в 430 км.
      А двигатель для ударного БПЛА, по типу "Герани-2" использовать можно?


      У нас для Герани-2 подходящий движ только АПД-45 мощностью 50 л.с. и 100 часов полёта.Погуглите.
    5. 0
      19 января 2023 11:27
      Что и следовало доказать -
      В опубликованных Росавиацией документах указано, что на БАС-200 используется «сертифицированный в составе воздушного судна» роторно-поршневой двигатель IAE50R-AA австрийской компании Austro Engine GmbH.
  3. +6
    18 января 2023 06:13
    В 2001 году авиакомпания Узбекистана получила Ил-114-100 ( всего 10 шт) двигателями Пратт-Уитни именно из-за проблем с ТВ7-117.
    Ресурс без снятия с крыла в четыре раза больше.В прошлом 2022 году компания их всех вывела из эксплоатации
  4. +11
    18 января 2023 07:15
    Бедный двигатель, уж форсируют его форсируют, а самолётчикам всё мало, но требование выдавать 3600 кобыл в размерности 2500-сильного мотора - это уже далеко за гранью здравого смысла...
    Как же к месту здесь поговорка "батюшка, вы или трусы наденьте, или крестик снимите" (или разрешите увеличить размерность, или снимите ззавышенные требования по мощности)...
    1. +3
      18 января 2023 10:54
      Он не бедный, он мертворожденный.
      Его кто-то упорно пытается протолкнуть за не имением ничего другого.
      Смахивает на вредительство или очередную возможность годами тихонько допиливать(и двигаель и бюджет).
      1. +4
        18 января 2023 14:14
        В советское время его довели бы до ума. Из ТВ3 уже всё выжали, что можно, поэтому решение делать новый двигатель было логичным. Тут ещё вот что....серийным заводом должен был стать ММП им. В.В. Чернышева. С полным циклом. Вся оснастка, документация остались у них. Но это предприятие - как бельмо на глазу у ОДК и Ростеха. Им кажется что два таких завода для Москвы - уже перебор. Поэтому, какие можно было детали раздали по другим заводам. Но далеко не всё.
      2. +4
        18 января 2023 18:38
        Это весьма неплохой, более того, отлично зарекомендовавший себя двигатель... Но в своем классе тяги 2500 лс!!!
        Проблемен не сам мотор, а именно его сверхфорсированные модификации, следствие впихнуть малоразмерный мотор в крупные самолеты (сродни как форсировать мотор от "кукурузника" для установки для Ил-18. Не, ну а чо - оба ж с винтами!)
        1. 0
          23 января 2023 14:25
          P&W сравнимой мощности легче ТВ7-117. Насколько можно форсировать ТВ7 - вопрос интересный. Я пока не вижу, чтобы производство этого двигателя переводилось только на новое оборудование. На мой взгляд, там до сих пор хватает чисто технологических вопросов.
  5. +8
    18 января 2023 07:37
    ИМХО, производство сместили на несколько лет. Думаю, что ситуация там такая же, как и в МО. Бравурные доклады, а на выходе пшик. Что-то где-то есть и даже жужжит, но при попытке полетать, получается бабах и затык. А инженерной школы, способной быстро и качественно решать задачи нет, образование уничтожено. Ну и главное, нет управленцев, уровня Берии, способных осилить задачу. Все эти мантуровы не более чем пиявки на теле.
  6. +7
    18 января 2023 07:55
    ЧТо то я в статье ничего прорывного не прочитал в том числе про многострадальный двигатель ситуация с авиацией нельзя назвать радужной
  7. +3
    18 января 2023 08:34
    самую высокотехнологичную версию 171-й серии, предназначенную для обслуживания буровых платформ в море.
    "Народное достояние", однако! И какое отношение этот буржуйский проект для сверхприбылей олигархов имеет к боевой авиации?
  8. +2
    18 января 2023 10:50
    Турбовинтовой мотор для самолета гражданского назначения был выбран не случайно – только такая конструкция позволяла снизить расходы на эксплуатацию, топливо и повысить ресурс. Жертвовать в сравнении с газотурбинными моторами пришлось скоростью, но этот показатель не кажется критичным для региональных перевозок. ТВ7-117 в варианте «С» на стендовые испытания вышел в 1986 году, а в 1990 году пару моторов установили на Ил-114.


    Во-первых, в авиации принят термин двигатель.
    Во-вторых, турбовинтовые, турбовальные двигатели тоже газотурбинные.
  9. +3
    18 января 2023 12:35
    Идейным преемником транспортника от КБ МиГ можно считать Су-80, оснащенный американскими двигателями.



    Хороший самолёт , и красивый. В живую видел. Но ... Все российские самолёты, которые понадеялись полетать с американскими двигателями,так и остались на земле. Ил-96М тоже сертифицировали с западной авионикой и двигателями Pratt&Whitney PW2337.
  10. 0
    18 января 2023 14:16
    А, шо - расследование катастрофы Ил-112 закончилось (да) и привело к каким-то выводам (нет)? Недостатки в конструкции-технологии изготовления двигателя ТВ7-117С уже не помню какой исправлены, и это подтверждено испытаниями?
  11. +5
    18 января 2023 15:46
    Почти 40 лет не можем довести до ума ТВ7-117. Это говорит о многом. Может пора уже новый двигатель начать разрабатывать, так как старый за это время просто не мог не устареть морально. Это как возится со старой списанной торбой и бросить жалко и носить не прилично. С турбовинтовыми и газотурбинными двигателями в россии после выхода из нее украины с ее мотор сич всегда были проблемы. Как и с поршневыми бензиновыми и дизельными. Двигателестроение у нас как и многое другое в загоне.
  12. 0
    18 января 2023 15:47
    Мда.... С двигателями (любыми- что авиационными, что судовыми) у нас в России, всегда было непросто. negative Может, всё-таки научимся когда-то их делать? Неужели мы хуже финнов с их "Вяртсилей"? hi stop
  13. 0
    18 января 2023 19:15
    Можно штурмовик запилить с таким мотором.
    1. 0
      19 января 2023 12:53
      Из характеристик Су-25
      Тяга: 2 × 4100 кгс (40,2 кН).
      Так что, у этого двигателя мощности даже для Су-25 не хватает.
      1. 0
        19 января 2023 19:31
        Су 25 и грузоподъемнее.....А такой можно унифицировать с Ми28 по вооружению и хватит
  14. +2
    18 января 2023 21:24
    Авторам - оппонентам скептиков, как ни прискорбно - но двигателя по сути нет. Это прототип, ненадежность которого неоднократно подтверждена. "Барки" никакие сути не изменят, напротив, сами могут являться причиной выхода из строя двигателей из-за ненадежности.
    Тому же Ми-38 делают уже новый двигатель, ПДВ-4000. Хотя и там, если честно, с учетом что это тоже Климов, особо поводов для оптимизма нет. Ну посмотрим.
    1. 0
      23 января 2023 14:28
      Ха, а ВК-3500 делать для Ил-112 ОДК не захотел. Ну-ну.....вопрос в другом. Они делать его (ПДВ-4000) будут лет дцать. На них ещё висят ВК-650 и ВК-1600, в которых по большому счёту конь не валялся. Да и Ульяновск один, без разработчика, с доводкой ВК-800 не справится.
  15. 0
    18 января 2023 21:42
    Всегда считал , что МиГ-110 и Су-80 конкуренты. Су-80 му повезло чуть больше.