И вновь оружие Филадельфийского музея

27
И вновь оружие Филадельфийского музея
Пистолет с колесцовым замком 1590 года. Изготовлен в Нюрнберге. Отделка инкрустацией оленьим рогом с гравировкой, замок – вороненая сталь, ствол – сталь с гравировкой. Длина 56,5 см, вес 2 074,2 г. Калибр: 15 миллиметров. Передан музею по завещанию Карла Отто Кречмара фон Кинбуша, 1977 г.


Как пали сильные,
погибло оружие бранное!

Вторая книга Царств, 1:27

Военные музеи мира. В Филадельфийском музее искусств мы уже успели побывать и познакомиться с их коллекцией доспехов и шлемов. Однако она столь обширна, что в прошлый раз мы увидели лишь только ее часть.



Впрочем, и сегодня мы тоже увидим только лишь фрагмент, однако очень и очень интересный.

Доспехи


Прежде всего, давайте посмотрим вот на этот доспех – относящийся уже к Новому времени, когда рыцарство продолжало еще свое существование, но вырождалось буквально на глазах. Это доспех для пешего турнира или «поединка через барьер».

Доспех этот в 1590 году был изготовлен Помпео делла Чеза, который работал в Милане около 1537–1610 гг. Этот доспех использовался в очень оригинальном турнире, призванном максимально обезопасить его участников, так как соперников в нем разделял деревянный барьер, доходивший им до пояса. Сражаться надо было либо пикой, либо мечом. И так как барьер обеспечивал полную защиту нижней части тела, этот тип доспехов защищал лишь верхнюю часть туловища.

Доспех был изготовлен из стали и отделан гравировкой, травлением, частично чернением и позолотой. Также для его отделки использовалась латунь, подбивались детали доспеха изнутри кожей.

Размеры этого доспеха таковы: высота от верхушки шлема и до кончиков пальцев перчаток – 92 см. Высота от верхушки шлема до нижней части нагрудника – 80 см. Ширина в плечах – 51 см. Вес доспеха – 14,51 кг.


Доспех во всей своей красоте!

Полные полевые доспехи для всадника и коня – еще один прекрасный экземпляр вооружения всадника начала XVI века. Изготовлен доспех для всадника был в 1505 году оружейником Маттесом Дойчем из Ландсхута, первое упоминание о котором относится к 1485 году, а последнее задокументированно в 1505 году.

Этот доспех – один из немногих полных или достаточно полных европейских полевых доспехов, сохранившихся именно с того времени. Это также самая богатая, последняя и наиболее полная из сохранившихся работ Маттеса Дойча, успешного оружейника, жившего в баварской герцогской резиденции Ландсхут. На полосах, идущих по краям и по центру нагрудника, видны выгравированные и позолоченные цветы и листва на фоне темной вороненой поверхности.


Доспех в полный рост. Функциональность предшествующего века еще не утрачена, но доспехи уже начинают понемногу украшать…

Материалами являются травленая и частично вороненая и позолоченная сталь; а также кожа и текстиль. Рост владельца, судя по доспеху, был равен 190 см, а весила броня 26,54 кг.

Что касается конских доспехов, то они не родные, а были изготовлены для герцога Ульриха из Вюртемберга, когда ему было двадцать лет. Сделали их для важного события – путешествия, которое он планировал совершить с императором Максимилианом I Австрийским в Рим, где Максимилиан должен был короноваться императором Священной Римской империи. Они защищали лошадь и показывали богатство и статус герцога, поскольку только высокопоставленные дворяне могли позволить себе такие прекрасные доспехи.


Всадник в доспехах на коне. На шаффроне золотой дракон!

Его украшение также передает важные идеи: златокрылый дракон на шаффроне (конском головном уборе) демонстрирует свирепость, а элегантные женщины, держащие знамена с личным девизом герцога, подчеркивали его собственную значимость, так как дословный перевод девиза означал: «Я могу выполнить то, что намеревался сделать».

Этот конский доспех относится к чрезвычайно редким образцам, потому что это один из самых ранних таких доспехов в мире вообще. И к тому же его на части за все это время ни разу не разбирали. Доспехи подарены музею Афиной и Николасам Каработами и Фондом Каработов в 2009 году.


Вид на доспехи сбоку. Причем надо подчеркнуть, что у коня шея защищена не только сверху, но и спереди так, что броня составляет одно целое с нагрудником. То есть это была продуманная защита от пикинеров, а не просто нечто служившее только лишь для демонстрации приверженности традициям и своего богатства!


Шлем бургиньот

Действие романа А. Дюма «Три мушкетера» начинается в 1628 году, и сами мушкетеры там лат не носят. Однако это не означает, что в это время ими никто, кроме разве что кардинала Ришелье, не пользовался. Напротив, всаднические доспехи применялись, и очень широко.

Вот, например, шлемы типа бургиньот или бургонет, один из которых, изготовленный в Италии в 1600–1620 гг., вполне мог применяться и во время, описанное в романе. Вид у него, конечно, несколько жуткий. Настоящее лицо робота (кто бы мог подумать?!), кстати, и вес у него очень даже приличный – 5,35 кг. Дарение Карла Отто Кречмара фон Кинбуша, 1977 г.


Шишак 1550 г. из Нюрнберга

Еще один шлем в коллекции музея интересен сделанными на нем декоративными изображениями. Это шлем-шишак ок. 1550 года, изготовленный неизвестным мастером из Нюрнберга. Причем это военный трофей из бывшего арсенала османских султанов в бывшей церкви Святой Ирины в Константинополе, нынешнем Стамбуле. Полный шлем должен был состоять из чаши, нащечных частей и защиты затылка, украшенных в соответствии с общим замыслом оформления. Но этих деталей, увы, нет.

Интересно, что шлемы этого типа массово производились в Германии для экспорта в Восточную Европу, ну, конечно же, попадали они и в Турцию Вес: 1 195 г. Дарение Карла Отто Кречмара фон Кинбуша, 1977 г.


В этом треугольнике изображен воин, явно христианский


А вот здесь, скорее всего, изображен осман


Последним идет, видимо, поляк или венгр. То есть шлем оформлен в высшей степени интернациональным образом!


Тюрбанный шлем также имеется в коллекции музея, а относится он к 1475–1525 гг.

Мастер, его изготовивший – неизвестен, но ясно, что сделан он был где-то на Ближнем Востоке. Надпись на арабском языке гласит: «Сделано по приказу величайшего султана, могущественнейшего хакана, повелителя шей народов, владыки царей арабов и персов, тени Аллаха на земле». Это военный трофей из бывшего арсенала османских султанов в бывшей церкви Святой Ирины, Константинополь (ныне Стамбул).

Материал, из которого изготовлен этот шлем – сталь. Украшает его гравировка и покрытие серебром. Общий вес составляет 2 730 г. Дарение Карла Отто Кречмара фон Кинбуша, 1977 г.


Парадный щит. Очень странное изделие, не правда ли?

Ну добро бы этот щит был металлическим и подходил к каким-то доспехам. А тут – сам щит деревянный, покрыт гипсовой грунтовкой и красочно расписан. Трудно предположить, что к нему существовали какие-то столь же расписные доспехи. То есть доспехи были сами по себе, а щит – сам по себе, но носили его с доспехами, по крайней мере, вместе со шлемом морион. Изготовлен в 1550–1570 гг. в Италии. Диаметр 64,7 cм. Вес 2 425 г.

Холодное оружие


Наконец-то мы добрались до холодного оружия.

И первым образцом его у нас будет вот эта рапира, около 1590–1610 гг. Клинок изготовлен кузнецом Клеменсом Мейгеном из Золингена.

Интересно, что клинок у рапиры перформированый, частично черненый и позолоченный; рукоятка отделана проволокой из латуни; железной проволокой; и еще медной. Длина (общая): 120,5 см. Длина клинка – 103,6 см. Дарение Карла Отто Кречмара фон Кинбуша, 1977 г.


Рапира Клеменса Мейгена из Золингена. Рукоять


Вся рапира целиком. Очень длинная, не правда ли?

Меч всадника 1599 года. Этот меч – один из одиннадцати мечей, находившихся в саксонском арсенале в 1606 году. Клинок – протравленная и частично вороненая сталь; гарда – травленое и частично черненое железо; рукоять– дерево, рыбья кожа. Дарение Карла Отто Кречмара фон Кинбуша, 1977 г.


Вот он, этот меч. Такими мечами, а по сути, тяжелыми рапирами, вооружалась конница рейтаров и кирасиров, которые с их помощью довершали разгром пехоты, расстроенной их пистолетным огнем

Ну вот вроде бы на сегодня и все.

То есть оружейная коллекция Филадельфийского музея искусств на этом, конечно, не закончилась, но нам предстоит еще многие музеи посетить, так что на этих его экспонатах мы, пожалуй, и остановимся.
27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    4 февраля 2023 05:01
    Одним словом - шикарно!!!
    Любопытно желание, любого индивида даже утилитарную вещь как оружие украсить (придать самобытные или идеологические качества).
    По сути).
    Это -

    От этого не отличается!
    [center]
    1. +3
      4 февраля 2023 05:13
      Цитата: Коте пане Коханка
      От этого не отличается!

      Классическое "искусство" рэднеков... wink
    2. +4
      4 февраля 2023 13:28
      Цитата: Коте пане Коханка
      Одним словом - шикарно!!!
      Любопытно желание, любого индивида даже утилитарную вещь как оружие украсить...

      А як же !Что было,то было ! Что есть,то есть !



      1. 0
        5 февраля 2023 19:06
        А картинка второго пистолета, со скульптурным затвором - это что и откуда? мастерство очень высокое, интересно же.
  2. +3
    4 февраля 2023 08:50
    А когда и каким образом затрофеили эти шлемы ? Может кто из камрадов подскажет ? Кто арсенал султанов раздербанил ?
    1. +5
      4 февраля 2023 09:11
      Австрийцы, скорее всего, под Веной
      Цитата: Cure72
      А когда и каким образом затрофеили эти шлемы ? Может кто из камрадов подскажет ? Кто арсенал султанов раздербанил ?
      1. +6
        4 февраля 2023 09:18
        Просто про взятия Константинополя при османах не слыхал. Когда во время крестового похода его пощипали ,помню.
        А вот при османах ,нет.
        Вообще неплохая статья Шпаковского . Никакой политики,никакого ребячества.
        Но вот такие моменты можно было б и подробней описать.
        Да и заодно ,кто такой этот Карл Отто Кречмар фон Кинбуш
        Чёт дофига у него хабара накопилось )))
        1. +6
          4 февраля 2023 10:20
          Да и заодно ,кто такой этот Карл Отто Кречмар фон Кинбуш

          Carl Otto Kretzschmar von Kienbusch - американский бизнесмен и коллекционер оружия. Коллекцию свою начал собирать в 1912 году. Когда в 1976 году он передал ее Метрополитен-музею, в ней было около 1100 предметов и она считалась одной из лучших в мире коллекций такого рода.
    2. +6
      4 февраля 2023 10:10
      Кто арсенал султанов раздербанил ?

      Его никто не "дербанил". "Военный трофей" в данном случае означает, что в качестве трофея он попал в чебехане, арсенал султанов, бывшую церковь Святой Ирины. В этом арсенале турки хранили свои военные трофеи. В 1846 году султан Абдул-Меджид I вместо арсенала решил создать музей старинного оружия, что Ахмед Фетхи -паша, который заведовал арсеналом, успешно и осуществил. В ходе реорганизации много излишков было продано в европейские музеи и частные коллекции, где находятся и сегодня. Очень похожий шлем из этого же арсенала есть в коллекции Лувр Абу-Даби.



      А так в 1889 году выглядел военный музей в бывшем арсенале. Как видите, подобных шлемов там осталось еще много.

      1. 0
        4 февраля 2023 10:21
        Благодарю. Вот теперь всё стало намного ясней !
    3. +7
      4 февраля 2023 10:27
      Цитата: Cure72
      Кто арсенал султанов раздербанил

      Никто! Артефакты из этого собрания были просто распроданы. И покупали их все, у кого были деньги, включая известного мецената Стибберта
      1. +3
        4 февраля 2023 12:10
        Цитата: kalibr
        Никто!

        А как же англосаксы с жидомассонами? belay
    4. +1
      4 февраля 2023 16:14
      Герр штырлиц, у русских принято называть товарищ, побратим и иже. Обращение комрад это из германской традиции больше.
  3. +6
    4 февраля 2023 09:13
    190см - здоровый дядька! Вот и верь после этого в коротышек-рыцарей
  4. +3
    4 февраля 2023 10:24
    hi Здравствуйте. Вот еще один щит из собрания филадельфийского музея...

    Художественный музей Филадельфии и Институт национального наследия Чешской Республики объявили о соглашении, согласно которому в Чехию вернется декоративный щит XVI века, украденный нацистами из чешского музея во время Второй мировой войны.
    Декоративный деревянный щит украшен росписью, создание которой приписывается художнику Джироламо ди Томмазо да Тревизо (1508–1544). Он изобразил событие Второй пунической войны — армию римского полководца Публия Сципиона, штурмующую город Новый Карфаген в Испании. Композиция была основана на гобелене из серии, изображающей сцены из жизни Сципиона, разработанной художником Джулио Романо для короля Франции Франциска I.
    1. 0
      4 февраля 2023 10:45
      украденный нацистами из чешского музея во время Второй мировой войны.
      А всплыл в США....
      Вот поэтому тут часто и поднимают вопросы откуда дровишки )))
      Да и с меценатами не всё ясно . Многие такими подарками заглаживали свои связи с нацистами и т.п.
      1. +3
        4 февраля 2023 11:29
        Цитата: Cure72
        А всплыл в США....

        Вот тут-то и непонятки... Сначала все идет вроде бы хорошо - меценат купил, меценат продал, меценат что-то передал в коллекцию... А потом - бац! Пауза! Немая сцена, как в гоголевском "Ревизоре"! Глядишь, а этот артефакт уже всплыл по другую сторону глобуса! После этого все опять начинает идти хорошо. Все чинно, благородно и без какого-либо криминала... wink

        Цитата: Толстый
        украденный нацистами из чешского музея

        Сначала украли нацисты, потом долгожданные освободители-американцы, потом передали в филадельфийский музей... wink
    2. Комментарий был удален.
  5. +4
    4 февраля 2023 11:15
    "парадный щит" у меня вызвало ассоциаю: поднос расписаный а ля Хохлома
    1. +4
      4 февраля 2023 11:58
      hi Здравствуйте Екатерина. Ну так и да! А расписные мейсенские фарфоровые тарелки!


      В галерее Уффици, правда, есть щит работы Караваджо, связанный с легендой о Леонардо да Винчи

      Впрочем, декоративно расписанные щиты ведут традицию из античности.
      В музее Йельского университета и Лувре есть щиты из города Dura Europos (Сирия) примерно середины 3 века н.э. (всего сохранилось 24 щита)
      Вот реконструкция одного из них


      smile
  6. +1
    4 февраля 2023 12:37
    Вот предметы, которые мне нравятся. После промаха ""Войны и генетики"" мы вернулись на высокие уровни. Спасибо автору. hi
  7. +5
    4 февраля 2023 12:58
    Меч всадника 1599 года.
    Стало интересно, существует ли фотография эфеса этого меча под другим углом?
    Спасибо, Вячеслав Олегович!
    1. +1
      4 февраля 2023 14:28
      По моему, его логичнее назвать палашом. А "тяжёлая рапира", это скорее, кончар.
      1. +3
        4 февраля 2023 14:43
        Какая же он рапира, с сабельной рукоятью и гардой?
        1. +2
          4 февраля 2023 14:57
          По сути, чисто колющее оружие. Я и сравнил их. Разве рукоять важна? А "меч всадника" называется кавалерийским мечом, то-есть палашом.
          1. +4
            4 февраля 2023 15:04
            Разве рукоять важна?
            Важна. Именно она отличает кончар от эстока или панцербрехера.
          2. +3
            4 февраля 2023 17:59
            И кстати, Андрей, это таки "тяжелая рапира" - классика Тридцатилетней войны. Палаш же предполагает заточку хотя бы одной стороны клинка.
            1. 0
              9 февраля 2023 19:55
              Я наверное, надоел вам, но палаш в основном рубящее оружие, в отличие от рапиры. На фото - двулезвийный клинок. winked