Ария, ставшая реквиемом

17
Итальянским кораблям посвящается...


Ко многим определениям, касающимся Италии, очень подходит слово «вроде бы». Вроде бы, являлась морской державой в начале 20 века. Вроде бы, имела морской флот, армию и ВВС. Вроде бы, участвовала в обеих мировых войнах. Вроде бы, в одной из них была в числе победителей. Вроде бы, строила корабли, и кажется, неплохие. Да, все перечисленное имело место быть. Вопрос, как. И вот тут начинаются споры.

Я бы хотел заострить внимание читающих на главном показателе технического состояния флота тех лет – на линкорах. Когда в начале 20 века (в 1905 году) англичане обзавелись «Дредноутом», то крышу на этой теме сорвало у всех. И каждая страна, обладающая достаточным техническим потенциалом, считала необходимым обзавестись этими дорогими, но милыми сердцу игрушками. США, Германия, Австро-Венгрия, Франция… Не стали исключением итальянцы, благо у них был Витторио Куинберти, который и стал основоположником строительства дредноудов в Италии. И вот, в 1907 году Италия включилась в гонку по производству суперкораблей.

«Юлий Цезарь» Генуя осень 1913 года


В 1910 году были заложены «Юлий Цезарь», «Принц Кавур» и «Леонардо да Винчи», а в 1912 «Андреа Дориа» и «Кайо Дуилио». Из-за небольших различий, первые три именовались как тип «Юлий Цезарь» (ЮЦ), а два остальных как тип «Кайо Дуилио» (КД).

Линкоры имели следующие показатели:
Полное водоизмещение – 24500 тонн (среднее, отклонения по каждому из кораблей составляло до +/-200 тонн).
Мощность силовой установки: 31000 л/с (ЮЦ), 32000 л/с (КД).
Скорость: 22 узла (ЮЦ), 21,5 (КД).

Вооружение:
тип «Юлий Цезарь»
305 мм – 13
120 мм – 18
76 мм – 14
450 мм ТА – 3

тип «Кайо Дуилио»:
305 мм – 13
152 мм – 16
76 мм – 19
450 мм ТА – 3

Экипаж – 1000 человек.

Кроме того, тип КД нес более сильную броню, что сказалось на его скорости.

Соответственно, в 1911 и 1913 годах все они были спущены на воду.

Корабли получились, скорее всего, неплохими. По крайней мере, они превосходили (теоретически) своих соплеменников из Австрии и Франции. Американским и английским кораблям они проиграли не успев войти в строй по мощности артиллерии, так как те уже несли пушки 343 и 356 мм. Но для действий в Средиземноморье того что было, хватало.

Корабли вошли в строй практически одновременно с началом Первой мировой войны. Фактически же итальянские линкоры в ней не участвовали, ограничиваясь стрельбами, демонстрацией силы и тому подобными вещами. Руководство флота не хотело рисковать дорогостоящими игрушками. Знакомая картина для тех лет, не правда ли?

На стапеле, 11 ноября 1910 года


За три с половиной года боевых действий линкоры не только не сделали ни одного выстрела по противнику, но даже не видели его. «Юлий Цезарь» провел два боевых похода, общей протяженностью аж 31 (!!!) час. Комментариев быть не должно.

Спортивные обозреватели (да простят мне такую аналогию) говорят, что если не атакуешь ты – атакуют тебя. И, 2 августа 1916 года, в 23-00, на стоявшем в Таранто «Леонардо да Винчи» прогремел взрыв. Вроде бы несильный, большинство команды его даже не почувствовало. Пошел дымок… Прибывший на место ЧП командир корабля объявил боевую тревогу и приказал затопить кормовые погреба, так как там явно был пожар. А в 23-22 шарахнуло уже по-взрослому. И, в 23-40 линкор начал погружаться, а в 23-45 перевернулся кверху килем и утонул.

Всю ответственность возложили на военную разведку Австро-Венгрии и капитана 1 ранга Майера. Были в 1917 году добыты документы, которые позволили разгромить сеть разведки Австро-Венгрии в Италии и предотвратить последующие безобразия.

В течении тридцати месяцев итальянцы поднимали утопленника. И в конце августа 1919 года все-таки подняли. И установили причину столь быстрого затопления: открытые все без исключения водонепроницаемые двери. Это к слову о вредности длительного стояния у причала и извечному итальянскому пофигизму. Попытки восстановить линкор не увенчались успехом, и королевским декретом № 656 от 26.03.1923 г. «Леонардо да Винчи» был исключен из состава флота и продан на слом. Занавес.

Война закончилась. Во время, которое оставалось до Второй мировой войны, оставшиеся линкоры ничем особенным себя не проявили, за исключением захвата острова Корфу в августе 1923 года, когда на захват острова с гарнизоном в 250 человек был отправлен отряд из 4 линкоров и 13 эсминцев.

8 апреля 1925 года настала очередь «Дуилио». Во время проведения учебных стрельб в верхнем элеваторе башни №3 рвануло так, что корабль вышел из строя до 1928 года.

В мае 1928 года «Юлий Цезарь» стал учебно-артиллерийским кораблем, а «Конти де Кавур» вывели в резерв для модернизации. «Данте Алигьери» не повезло больше: 1 ноября 1928 года он был выведен из состава флота и продан на слом…



В 1932 году «Дориа» и «Дуилио» также были выведены в резерв. Но в этом же году произошло событие, которое заставило изрядно напрячься руководство итальянского флота. Франция заложила линкор «Дюнкерк», который обладая ходом в 30 узлов и 8 орудиями 330 мм новейшей конструкции, мог бы завязать морским узлом пару итальянских ветеранов в одиночку. Было принято решение о капитальной модернизации.

В итоге «Юлий Цезарь» и «Конте ди Кавур» получили по 10 орудий калибра 320 мм, 12 - 120 мм, 8 зениток 100 мм, 12 автоматов 37 мм, 12 пулеметов 13,2 мм. «Кайо Дуилио» и «Андреа Дориа» получили 10 320 мм орудий, 12 - 135 мм, 10 зениток 90 мм, 15 – 37 мм и 16 – 20 мм автоматов.
Были заменены и силовые установки, что привело к увеличению скорости до 26 узлов.

В общем, ветераны получили вторую жизнь. Итальянцы, по оценкам англичан, вывели свой флот на 4 место в мире. Линкоры не уступали английским по дальности стрельбы (пусть и несколько меньшим калибром), а по скорости даже превосходили.

Началась Вторая мировая война.

После капитуляции Франции и уничтожения французского флота англичанами, основным противником Италии стал британский флот.
Первое крупное столкновение между британским и итальянским флотами, известное в итальянских источниках как бой у Пунта-Стило, а в британских - как акция у Калабрии, произошло 9 июля 1940 г. у юго-восточной оконечности Апеннинского полуострова. По стечению обстоятельств, итальянцы и англичане одновременно проводили крупные конвои: первые - в Ливию, вторые - из Александрии на Мальту. Для их прикрытия обе стороны вывели в море главные силы своих флотов: итальянцы - линкоры "Джулио Чезаре" (флаг адмирала Кампиони) и "Конте ди Кавур", 6 тяжелых, 10 легких крейсеров, 32 эсминца; англичане - линкоры "Уорспайт" (флаг адмирала Каннингхэма), "Малайя", "Ройял Соверен", авианосец "Игл", 5 легких крейсеров и 16 эсминцев.

Отправной точкой сражения можно считать налет торпедоносцев "Суордфиш" с "Игла", состоявшийся в 13.30. В это время тяжелые крейсера двигались в северном направлении позади линкоров кильватерной колонной в следующем порядке: "Больцано", "Тренто" (флаг командира 3-й дивизии контр-адмирала Каттанео), "Фиуме", "Гориция", "Зара" (флаг контр-адмирала Маттеуччи), "Пола" (флаг вице-адмирала Паладини). Именно на них и пришелся удар торпедоносцев, принявших крейсера за неприятельские линкоры. Главными целями атаки оказались средние корабли колонны, но все они успешно уклонились от сброшенных торпед, что ободрило экипажи.

Визуальный контакт с противником итальянцы установили в 14.54. К тому времени крейсера Паладини нагнали свои линкоры и шли все той же колонной на их левом - противоположном от неприятеля - траверзе, поэтому в перестрелке с головными британскими крейсерами не смогли участвовать. Подход "Уорспайта" заставил итальянские легкие крейсера, находившиеся впереди и правее главных сил, поставить дымовую завесу и поспешно выйти из боя. К 15.53, когда началось сражение линейных кораблей, обе дивизии тяжелых крейсеров выдвинулись в голову боевого порядка итальянского флота и вошли в огневое соприкосновение с британскими крейсерами. Согласно отчету адмирала Паладини, "Тренто" открыл огонь в 15.55, "Фиуме" - в 15.58, "Больцано". "Зара" и "Пола" -в 16.00, а "Гориция" -в 16.01. Дистанция составляла около 10 миль. "Когда наши корабли начали стрелять, - писал адмирал, - вражеские крейсера открыли ответный огонь. Их стрельба была точной, но в основном неэффективной. Лишь "Больцано" в 16.05 получил попадание тремя осколками. Они пробили корму и повредили рули, заклинив их в положении "лево на борт". Корабль описал полную циркуляцию, продолжая вести огонь. Потом несколько близких разрывов за кормой освободили рули, и крейсер снова занял свое место в строю". В действительности, "Больцано" получил три прямых попадания 152-мм снарядов (по всей видимости, с крейсера "Нептун"), повредивших рулевое управление, ствол одного из орудий носовой возвышенной башни и помещение торпедных аппаратов.



Решающий момент сражения произошел в 16.00, когда "Чезаре" получил попадание 15-дюймового снаряда с "Уорспайта" в среднюю часть. Тремя минутами позже Кампиони отвернул на юго-запад, приказав Паладини поставить дымовую завесу для прикрытия выхода линкоров из боя. На самом деле, итальянским крейсерам пришлось заботиться уже и о собственной безопасности, так как в 16.09 на них перенес огонь британский флагман, к которому через некоторое время присоединилась "Малайя". В 16.17 эсминцы поставили плотную дым-завесу, вынудившую англичан прекратить стрельбу, благодаря чему корабли Паладини не пострадали от крайне опасных снарядов линкоров, равно как и от очередной атаки торпедоносцев с "Игла", выбравших себе основной целью головной "Больцано" и заявивших о достигнутых попаданиях, которых в действительности не было.
Артиллерийский бой завершился, но испытания для итальянских кораблей на этом не закончились. Итальянские ВВС выслали для атаки британского флота 126 бомбардировщиков. Однако их пилоты продемонстрировали полное неумение отличать свои корабли от вражеских. В результате "Чезаре", "Больцано" и "Фиуме" подверглись атаке собственных самолетов - к счастью, все ограничилось близкими разрывами, да и калибр авиабомб не превышал 250 кг. Следствием стал приказ Кампиони о нанесении на полубаки красно-белых наклонных полос для опознавания с воздуха.
Ведомые "Полой" тяжелые крейсера направлялись в Аугусту, но вскоре после полуночи 10 июля получили приказ двигаться через Мессинский пролив в Неаполь, так как Супермарина опасалась, что в сицилийских портах корабли могут быть атакованы британской авиацией. Предусмотрительность оказалась не лишней: в тот же день Аугуста подверглась налету торпедоносцев с "Игла" - ими был потоплен эсминец "Леоне Панкальдо"...
Какие-либо выводы по действиям тяжелых крейсеров в бою у Пунта-Стило делать трудно. Их пассивная роль в начальной стадии сражения стала следствием ошибок в развертывании и построении боевого порядка флота. Затем у них появился шанс проявить себя, но в десятиминутной перестрелке не было достигнуто ни одного попадания. Поскольку в тех же условиях британские легкие крейсера попаданий добились, можно сказать, что итальянцы получили первую оценку качества своей артиллерии - оценку, увы, негативную.

На этом участие линкоров в войне было приостановлено командованием флота «До ввода в строй новых кораблей».
2 августа были введены в строй два новейших линкора «Литторио» и «Витторио Венето». Но на действиях итальянского флота это не сказалось. Два неудачных выхода в море – это все, чем флот мог похвастаться.

В начале ноября 1940 года Каннингхему (командующему Средиземноморским флотом) были посланы подкрепления. Теперь он был готов к атаке Таранто, где находилось 6 линкоров, в том числе новейшие «Витторио Венето» и «Литторио». Там же базировалось несколько тяжёлых крейсеров. Планом операции предусматривалась атака двух волн торпедоносцев «Суордфиш» при лунном свете. В атаке использовался «Илластриес». Корабли во внутренней гавани предполагалось атаковать с помощью бомб.



Разведывательные самолёты с о. Мальты сделали серию великолепных снимков вражеских якорных стоянок. 11 ноября эти снимки были доставлены на «Илластриес», поэтому экипажи торпедоносцев точно знали положение своих целей. Адмирал Каннингхем решил нанести удар этой же ночью.
Незадолго до 21:00 первая волна из 12 «Суордфишей» под командованием капитан-лейтенанта К. Уильямсона взлетела с авианосца в 170 милях от Таранто. Вторая волна из 8 «Суордфишей» под командованием капитан-лейтенанта Дж. У. Хейла взлетела через час после первой. Примерно в 23:00 самолёты осветители и бомбардировщики выполнили свою задачу и освободили место первым торпедоносцам.
Те снизились к самой воде и разбились на звенья по 3 самолёта, чтобы проскочить между аэростатами заграждения, хотя противник был настороже, и зенитный огонь оказался довольно плотным, луна и осветительные ракеты обеспечили превосходное освещение. Итальянские линкоры были отлично видны. «Кавур» получил попадание 1 торпеды, а «Литторио» — 2.
Потом атаковала вторая волна. Её самолёты поразили 1 торпедой «Дуилио», и ещё 2 достались «Литторио», хотя одна из них не взорвалась.
Итог: «Литторио», «Дуилио» и «Кавур» оказались на дне.
«Литторио» был поднят в декабре 1941, «Дуилио» в январе 1942, «Кавур» в июле 1942.
Так, итальянцы лишились половины своих тяжелых кораблей. Англичане одержали убедительную победу столь малой ценой, что этот случай должен был быть внимательнейшим образом изучен всеми воюющими странами. Но реальные выводы сделали только японцы…
«Кавур» после подъема был отправлен в Триест, где до сентября 1943 года неспешно ремонтировался. Немецкие войска, заняв Триест, не обратили особого внимания на полуразобранный корабль, который тихо ржавел в гавани до 15 февраля 1945 года, где его и потопила авиация союзников во время очередного налета. «Кавур» перевернулся и затонул, полностью повторив судьбу «Леонардо».
Оставшиеся «Дуилио», «Цезарь» и «Дориа» в 1942 году занимались проводкой конвоев в Африку, пока в конце 1942 года не были выведены в резерв, а «Цезарь» вообще был передан военно-морскому училищу в Поле, где он стал чем-то вроде плавучей казармы с батареей ПВО.
После падения режима Муссолини и заключении перемирия, вся троица была отправлена на Мальту, где и стояла с сентября 1943 по июнь 1944 года, когда они вернулись на свои базы в Италии, и до окончания войны в военных целях не использовались.



В 1948 году «Цезарь» был передан в счет репараций Советскому Союзу, а «Дуилио» и «Дориа» после модернизации служили в итальянском флоте до 1953 года, потом были списаны и разобраны на металл.
«Цезарь» был переименован в «Новороссийск» и служил в качестве флагмана Черноморского флота до 29 октября 1955 года, когда был поврежден взрывом, перевернулся и затонул. После подъема был списан и разрезан на металл. Но это уже другая, более печальная история.
Пять кораблей. Похожих друг на друга не только внешне, но и схожие судьбами. Смысл судеб можно охарактеризовать одним словом: БЕСПОЛЕЗНОСТЬ. Анналы истории не хранят упоминаний о попадании снарядов главного калибра в какую-нибудь не учебную цель. Не одержавшие ни одной победы над противником. Символы прошлого. Обреченные своим командованием на бездарное существование.
17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Братец Сарыч
    -1
    14 ноября 2012 08:53
    Ну и что? Флот вообще штука дорогая и мало полезная, если на то пошло!
    А два британских линкора были вообще выведены из строя итальянскими боевыми пловцами - они сели на дно, благо было совсем мелко, и изображали бурную деятельность...
    1. +3
      14 ноября 2012 09:26
      Еще ефрейтор Шикльгрубер, говорил, что итальянцы умеют делать вооружение, но пользоваться им не умеют категорически
      1. -1
        14 ноября 2012 12:23
        Адольф Гитлер никогда не носил фамилию Шикльгрубер
        1. vyatom
          0
          14 ноября 2012 15:09
          Надо говорить - коротышка Шикльгрубер с отстрелянными яйцами.
  2. +2
    14 ноября 2012 09:25
    Повторю слова одного британца: "итальянцы умеют строить прекрасные корабли, но к счастью абсолютно не умею воевать на них". (занавес).
    Тот флот который был у итальянцев в 1940 году с учетом стратегического расположения баз должен был прихлопнуть наглов, как мышей прихлопывает мышеловка, но "героическое" командование итальянского флота не использовало преймуществ и вчистую проиграло британцам.
  3. +2
    14 ноября 2012 09:45
    Австро-венгерские линкоры то-же, постреляли по берегу и всё. Один "Вирибус Унитис" потоплен итальянскими пловцами в порту, другой «Сент-Иштван» потоплен итальянским торпедным катером. Оставшиеся два отданы победителям.



  4. +4
    14 ноября 2012 10:09
    Жаль, что автор довольно поверхностно отнёсся к теме модернизации итальянских линкоров, да и, вообще, предвзято в целом к кораблям этого типа. Из старых дредноутов итальянцы получили фактически корабли нового типа, чего стоит расточка стволов 305мм калибра под 320мм, замена механизмов, с получением скорости до 28 узлов, наращивание-удлинение носовой части корпуса и общее изменение архитектуры надстроек. Корабли для своего класса получились очень даже неплохие. То, что эти итальянские линкоры не потопили никого, так "Тирпиц" у немцев тоже, но они были большим геморроем для Британии одним фактом своего существования.
    1. Братец Сарыч
      +1
      14 ноября 2012 15:02
      Да уж, их модернизация сравнима с постройкой новых кораблей - изменили практически все!
    2. vyatom
      -10
      14 ноября 2012 15:10
      Тирпиц потопил британский линкор Худ. Историю учить надо
      1. Братец Сарыч
        +8
        14 ноября 2012 15:14
        Историю учить надо, это точно - Худ был потоплен Бисмарком...
  5. +3
    14 ноября 2012 10:41
    итальянцы героями всегда были в постелях (особенно в чужих)во время ВОВ итальянский корпус называли "ПЕТУХАМИ" и "КОШКОДАВАМИ".И слава богу что имея превосходное стрелковое оружие и артилерию они предпочитали женщин.
    1. predator.2
      +3
      14 ноября 2012 14:27
      Цитата: zadorin1974
      итальянцы героями всегда были в постелях (особенно в чужих)во время ВОВ итальянский корпус называли "ПЕТУХАМИ" и "КОШКОДАВАМИ".И слава богу что имея превосходное стрелковое оружие и артилерию они предпочитали женщин.

      даже эфиопы ,вооруженные в основном стрелковым оружием, сумели в 1941 г. изгнать итальянцев из Эфиопии, захфаченной в 1936-37гг.
      1. Tirpitz
        +1
        14 ноября 2012 14:59
        Цитата: predator.2
        даже эфиопы ,вооруженные в основном стрелковым оружием, сумели в 1941 г. изгнать итальянцев из Эфиопии, захфаченной в 1936-37гг.
        Ответить Цитировать Сообщить о нарушении правил сайта

        Они и на Балканах и в Греции провалили свои кампании. Немцам пришлось помогать, чем Гитлер был недоволен. И в Первую мировую неудачно себя показали.
  6. Oles
    +1
    14 ноября 2012 13:26
    еще было сражение у мыса Матапан......
  7. +1
    14 ноября 2012 16:25
    автор же написал..итальянцы - пофигисты..и с этим нельзя не согласиться..и это не зависит, на суше, на море или в воздухе smile
    1. 0
      14 ноября 2012 17:25
      А вот под водой, втихаря, с помощью подводных пловцов это они умеют.
      1. +3
        14 ноября 2012 18:55
        Не только, например, когда при яростном штурме англичан уже пал центр города Массада, на Красном море, итальянский торпедный катер Mas-213 вышел из гавани, против британской эскадры. Единственный катер смело сблизился с англичанами и торпедировал крейсер "Кейптаун". Британец получил торпеду, после чего его утащили на буксире в Порт Судан. Катер вернулся в обреченную итальянскую базу, где к падению города был затоплен экипажем. Примеров, когда потомки римлян проявили мужество не единичны, если почитать историю войны на море.
  8. +2
    14 ноября 2012 18:59
    Бесполезностью отличались не только итальянские линкоры.

    Вот например испанская серия дредноутов "Эспанья": все три корабя погибли при странных, подчас бредовых. обстоятельствах.

    Головной "Эспанья" - случайно сел на мель и через год попыток стащить его с камней, случайно разалился во время шторма.
    "Хайме I" - погиб на рейде родной базы, от взрыва погребов
    Третий корабль (к сожалению его емя вылетело из головы) - подорвался на мине во время Гражданской войны - экипаж сбежал и дредноут пошел ко дну.
  9. КАРБОН
    +2
    14 ноября 2012 19:26
    На счет итальянских линкоров понятие бесполезности как минимум спорно. Была идея превращения Средиземного моря в "итальянское озеро", не получилось. И вина в этом явно не итальянских инженеров и судостроителей.
    Могу отметить только то, что английский флот в период борьбы за Средиземное море немало повозился с итальянцами., и морская война на этом театре не была "игрой в одни ворота". Линкоры при отсутствии генеральных сражений типа Цусимы и Ютланда больше были стратегическим резервом, который постоянно давлел на планы и действия противников.