Особенности перехвата аэростатов над США

23
Особенности перехвата аэростатов над США
Китайский аэростат во время пролета над США


В течение нескольких последних недель над территорией США неоднократно появлялись аэростаты неизвестного происхождения. ВВС США считают эти объекты потенциальной угрозой и, во избежание негативных последствий, принимают радикальные меры. Проведено несколько операций по перехвату обнаруженных целей. Методы и средства для решения подобных задач представляют большой интерес, как и полученные результаты.



Первый инцидент


28 января в воздушное пространство США в районе Аляски вошел неопознанный стратостат. В дальнейшем стало известно, что это был исследовательский летательный аппарат, ранее запущенный в Китае. В течение нескольких следующих дней стратостат, оставаясь на большой высоте, пересек всю территорию США и оказался над восточным побережьем страны.

По сообщениям Пентагона, за объектом постоянно следили при помощи различных средств. В этих мероприятиях были задействованы разные наземные радиолокаторы, самолеты дальнего обнаружения, разведки и т.д. При этом стратостат не сбивали. Как утверждается, из-за угрозы падения обломков в населенных районах. В то же время, при помощи средств радиоэлектронной борьбы аппарату мешали собирать и передавать данные.

4 февраля стратостат прошел над шт. Южная Каролина и оказался над Атлантическом океаном. Только после этого началась операция по его уничтожению. Федеральное управление гражданской авиации по требованию Минобороны закрыло для полетов крупный район, в т.ч. несколько аэропортов. В район перехвата были вызваны несколько кораблей ВМС.

Перехват воздушной цели был поручен самолету F-22A из состава 1-го истребительного крыла ВВС, базирующегося на аэродроме Лэнгли (шт. Виргиния). По внешнему целеуказанию истребитель вышел в район нахождения цели и засек ее своими средствами. Затем он выполнил пуск ракеты «воздух-воздух» AIM-9X Sidewinder. Стратостат был успешно поражен и упал в воду. В момент подрыва ракеты цель находилась на высоте 58 тыс. футов (ок. 17,6 км).


Самолет ДРЛОиУ E-3 - такие комплексы участвовали в отслеживании аэростатов

После падения стратостата корабельная группа, привлеченная к операции, приступила к поиску обломков. К настоящему времени большая часть фрагментов найдена, поднята на поверхность и отправлена на изучение. Поисковые работы продолжаются.

Новые эпизоды


Всего через несколько дней на подлете к Аляске была замечена еще одна высотная цель типа аэростат. На этот раз Пентагон не стал выжидать и пассивно наблюдать за ситуацией, привлекая различные силы и средства. В течение нескольких часов было принято соответствующее решение, после чего начались мероприятия по перехвату. 10 февраля стратостат был сбит.

Как и несколькими днями ранее, перехват цели осуществлялся истребителем F-22A, вылетевшим с одной из ближайших баз. Он работал по внешнему целеуказанию и использовал собственные средства. Вновь использовалась ракета AIM-9X.

В это же время еще один аэростат прошел над американской Аляской и оказался над канадским Юконом. Две страны быстро согласовали последующие действия, и ВВС США провели перехват. По воздушной цели вновь работал истребитель F-22A с ракетами Sidewinder последней модификации.

Таким образом, за несколько дней истребители F-22A разных эскадрилий одержали три воздушные победы. Любопытно, что это первое результативное боевое применение таких самолетов за 17 лет службы. Кроме того, впервые со времен Второй мировой войны ВВС США пришлось выполнять реальный перехват над своей территорией.


Истребитель F-22 взлетает с базы Лэнгли для перехвата высотной цели, 4 февраля

12 февраля еще один неопознанный объект сбили над озером Гурон. Как и ранее, за полетом цели следили компоненты системы NORAD. При этом перехват поручили Национальной гвардии США. Боевой вылет с успешным поражением цели выполнил истребитель F-16C, вооруженный ракетой AIM-9X.

Силы и средства


По мере развития ситуации, Пентагон освещал обстановку и рассказывал о своих действиях. В частности, сообщалось о привлечении тех или иных сил и средств для слежения за воздушными целями и/или принятия необходимых мер. Как оказалось, решение внезапно возникших задач потребовало определенных усилий и совместной работы ряда структур и компонентов вооруженных сил.

Все четыре аэростата первоначально были обнаружены наземными РЛС из состава системы NORAD. При этом имеются сведения о затруднениях с постоянным сопровождением целей – из-за особенностей их конструкции. Кроме того, в отслеживании первого аэростата принимал участие самолет ДРЛОиУ E-3 Centry. Участвовали ли такие самолеты в других инцидентах, неизвестно.

Предполагалось, что иностранный летательный аппарат ведет разведку американской территории и передает данные. В связи с этим в районах его нахождения работал самолет радиотехнической разведки RC-135. Он отслеживал попытки обмена данными, а также подавлял каналы связи. О применении разведчиков в трех других эпизодах не сообщалось.

По неофициальным данным, при пролете первого аэростата над Средним Западом к наблюдениям были привлечены два разведывательных самолета U-2S. Они могли визуально наблюдать цель, а также вести съемку, перехватывать радиосигналы и ставить помехи. Точные сведения о работе таких самолетов отсутствуют.


Ракета AIM-9X

В трех случаях из четырех перехват поручался самолетам F-22A. Это сверхзвуковой малозаметный истребитель с развитым прицельно-навигационным комплексом, широкими сетевыми возможностями и современным вооружением. Основным средством наблюдения и обнаружения является бортовая РЛС AN/APG-77 с АФАР. Дальность обнаружения воздушной цели, в зависимости от разных факторов, достигает 150-160 км. Максимальная скорость самолета на высоте достигает 2,25 М, потолок – 20 км. Боевой радиус с типовой нагрузкой превышает 800-850 км.

F-16C, использованный в одном из перехватов, представляет собой легкий многоцелевой истребитель и отличается достаточно большим возрастом. Этот самолет оснащается РЛС AN/APG-66 с дальностью обнаружения крупных целей типа «истребитель» до 50-60 км. F-16C развивает скорость более 2 М и поднимается на высоту до 18 км. Боевой радиус – 550 км.

Для борьбы с аэростатами применялись ракеты AIM-9X. Это последнее изделие семейства Sidewinder, оно поступило на вооружение ок. 20 лет назад и в дальнейшем прошло модернизацию. От предыдущих ракет линейки версия «X» отличается усовершенствованной инфракрасной ГСН и двигателем с управляемым вектором тяги. Дальность пуска – 20 км.

Особенности перехвата


Последние американские операции по перехвату аэростатов имеют ряд любопытных особенностей, показывающих потенциал той или иной техники при решении специфических задач. Очевидно, что результаты этих мероприятий представляют интерес как для Пентагона, так и для зарубежных структур – и их уже тщательно изучают.

В связи с известными особенностями конструкции стратостаты считаются сложной целью для обнаружения и сопровождения радиолокационными средствами. Как сообщается, наземные и воздушные РЛС США в целом справились с задачей слежения за аэростатами. Кроме того, им удалось навести на объекты истребители. В то же время, могли присутствовать различные затруднения в виде временной потери контакта с целью и т.д.


Американские моряки нашли фрагмент оболочки аэростата, 4 февраля

Для поражения всех четырех целей использовались ракеты AIM-9X с инфракрасной ГСН. Результаты стрельбы показывают, что такое оружие вполне способно бороться с летательными аппаратами без мощного горячего выхлопа. По всей видимости, ИКГСН ракет наводились на элементы аэростатов, отражающие солнечный свет. Неконтактный взрыватель и осколочно-фугасная боевая часть тоже хорошо показали себя и справились с поражением сложной цели.

При этом ВВС США столкнулись с трудностями и объективными ограничениями. Так, первый аэростат находился в зоне их ответственности несколько суток, но его не сбивали. По официальной информации, из-за отсутствия прямой угрозы и риска падения обломков.

Однако известно, что в течение длительного времени стратостат летел на высотах не менее 28-30 км. Там его могли обнаружить, но перехват имеющимися средствами, по-видимому, был невозможен. Наличным истребителям не хватило бы высотных характеристик для выхода на требуемый эшелон и доставки ракеты AIM-9X к оптимальной точке запуска. В связи с этим аэростат сбили только когда он оказался на меньшей высоте и вошел в зону досягаемости истребителей.

Ограниченные возможности


Из инцидентов последних недель можно сделать несколько основных выводов. Самый очевидный – аэростаты все еще рано списывать со счетов, и они могут быть удобным инструментом для решения определенных задач. Такой летательный аппарат, в зависимости от разных факторов, может быть обнаружен и сопровождаться радиолокационными станциями. Однако его уничтожение возможно далеко не всегда и только при определенных условиях.

Наблюдаемая ситуация с аэростатами в воздушном пространстве США представляет большой интерес для изучения. Она показывает реальный потенциал ВВС США в деле перехвата воздушных целей, в т.ч. сложных. Очевидно, что за этой ситуацией внимательно следят как в США, так и за рубежом и делают выводы. И, по всей видимости, американские ВВС получают не самую высокую оценку, что может иметь серьезные последствия.
23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    16 февраля 2023 05:01
    Автор почему-то не упомянул, что сбили далеко не первой ракетой, над чем благостно ржут во всем мире, хотя америкосы из кожи вон лезут,, вопя обратное. Однако, увы, слишком много народа снимало шарик и выкладывало ролики неудачных пусков...
    1. +3
      16 февраля 2023 05:20
      Ну не знаю, то что я видел с экрана, похоже на пролёты истребителей под шаром для осмотра. Ну не 60-е годы, что бы на 30 км шар не достать ракетой с самолёта...
      1. +1
        16 февраля 2023 20:30
        Вы хотя бы вопрос изучите. Нет в мире истребителей, кроме Миг31, способных прыгнуть на высоту более 20 км. МИГ31 может, но это будет практически неуправляемый прыжок, горкой. Нет так же ракет, которые бы стреляли на высоты под 30 км. Может быть Миг31 из пушек мог ба попасть, но тут нужно ювелирное наведение. Плюс на высоте в 30 км шар холоден, что исключает наведение на него ракет с тепловой ГСН, да и РЛС его практически не видит, в том числе потому что скорость маловата, фильтры вырезают такие цели, что бы убрать помехи от облаков и земли, плюс материал шара не металлический.
        1. +1
          17 февраля 2023 03:51
          Цитата: Виктор Сергеев
          Вы хотя бы вопрос изучите.

          Да как бы предметом владею, не хуже чем Вы.
          Цитата: Виктор Сергеев
          МИГ31 может, но это будет практически неуправляемый прыжок, горкой.
          Динамической горкой, если точнее.

          Цитата: Виктор Сергеев
          Плюс на высоте в 30 км шар холоден, что исключает наведение на него ракет с тепловой ГСН
          Шар холоден на любой высоте, но только ночью, а днём, на любой высоте, он нагрет солнцем, что и показало попадание УР AIM-9X. Кстати дальность в 20 км позволяет предположить что на дополнительные 10 км эта ракета вполне может подняться. А газодинамические рули и маневрировать позволят на 30 км высоты.

          Цитата: Виктор Сергеев
          да и РЛС его практически не видит, в том числе потому что скорость маловата, фильтры вырезают такие цели, что бы убрать помехи от облаков и земли, плюс материал шара не металлический.
          Фильтры, ага, фильтры регулируются или снимаются вообще, что физические, что аппаратные, что программные. А помимо шара есть ещё и подвес, а вот он то прекрасно наблюдается современными РЛС.
          Короче, не 60-е годы сейчас.
    2. +2
      16 февраля 2023 06:10
      большая часть фрагментов найдена, поднята на поверхность и отправлена на изучение.
      Китай потребовал вернуть дорогое метеорологическое оборудование wink
      1. +5
        16 февраля 2023 11:14
        Китай потребовал вернуть дорогое метеорологическое оборудование

        Америка потребовала оплатить дорогую ракету, стоимость часов амортизации Ф-22, 40 тонн керосина, и пилоту выплатить за моральный ущерб и стресс
    3. +1
      16 февраля 2023 20:25
      Практически ни у одной страны нет средств для уничтожения шарика на высоте 30 км. Что тут ржать то? Ну летит и пусть летит.
      1. 0
        16 февраля 2023 22:10
        Цитата: Виктор Сергеев
        Практически ни у одной страны нет средств для уничтожения шарика на высоте 30 км. Что тут ржать то?

        Повторюсь:
        Расскажите это ПВО СССР 1950-1970 годов
        30 км и выше, еще надо достичь и самое главное УДЕРЖАТЬ, достаточно продолжительное время

        «Небесный крюк» , «Гофрировщик»,
        WS-119L "Внук".: ограничение высоты в 17 км, что бы не испугать заранее СССР (У-2) ,а так под 23 км
        Skyhook ( 30 км)
        WS-461L: 30+ км
        Проект Суслик- часть Moby Dick ( MX-1498 )- 21 км
        С 1956 по 1977 годы над территорией Советского Союза было идентифицировано в общей сложности 4112 иностранных аэростата, 793 из которых были сбиты

        появились нормальные РВВ и ЗРС средней дальности и все это исчезло, как и У-2
    4. 0
      17 февраля 2023 19:15
      Bingo Автор почему-то не упомянул...
      Автор - фэнтэзи-повествователь.
  2. +7
    16 февраля 2023 06:04
    Эти ваши "аэростаты над США" - удобная жареная тема для СМИ, чтобы замолчать тему подрыва "Северных Потоков", и не более.
    Почему-то годами ранее аэростаты никого не интересовали. А сейчас янки даже чуть ли не на "зелёных человечков" с Альфы Центавра намекают.

    Обычная тактика отвлечения внимания.
  3. +1
    16 февраля 2023 06:12
    Китайцы откровенно потешаются над этой эпической схваткой. [media=https://www.youtube.com/shorts/D6oSJzRn6bc]
  4. -1
    16 февраля 2023 06:17
    Всё, что нужно знать о современных пострелушках в одной фразе
    В течение нескольких часов было принято соответствующее решение, после чего начались мероприятия

    А я, по простоте душевной, искренне полагал, что на решения на войне отводится несколько (от одной до трёх) секунд после чего начинается бой...
  5. 0
    16 февраля 2023 06:19
    Странно, а что у ВВС США в строю совсем не осталось Ф-15?
    По всей видимости, ИКГСН ракет наводились на элементы аэростатов, отражающие солнечный свет.
    Интересно, а если на на новом "пузыре" появиться система отстрела тепловых ловушек или аэрозольной защиты, чем тогда будут его дырявит?
    1. +2
      16 февраля 2023 06:42
      Вы будете смеяться, но эта проблема обсуждалась и даже имела решение много-много лет назад - высотный дирижабль (огромный баллон, маленькая и предельно облегчённая гермокабина и предельно миниатюрные турбовентиляторные движки типа тех, которые используются парашютистами на "летающем крыле) И МАЛОКАЛИБЕРНЫЙ (5,45 мм) ПУЛЕМЁТ С ЗАЖИГАТЕЛЬНЫМИ ПУЛЬКАМИ!!!
      Но к сожалению, проект был подвергнут жесточайшему остракизму, так как "в будущей войне сбивать аэростаты точно не придётся!" Но в архивах он сохранился...
  6. -1
    16 февраля 2023 06:24
    Может какуюнить ракету подвесить ,а целеуказание внешнее со спутника? Небольшую километров на 20 чтобы била. И будут эти шары летать
  7. Комментарий был удален.
  8. +1
    16 февраля 2023 17:29
    Цитата: Кырс
    Может какуюнить ракету подвесить ,а целеуказание внешнее со спутника? Небольшую километров на 20 чтобы била. И будут эти шары летать

    Такую ракету, воздух-воздух, можно подвесить и на самих шаров, как воздушную мину. И тогда и для самолетов будет плохо.
    1. +1
      16 февраля 2023 18:42
      Цитата: Вождь_Бармалеев
      Вы будете смеяться, ... - высотный дирижабль (огромный баллон, маленькая и предельно облегчённая гермокабина и предельно миниатюрные турбовентиляторные движки !
      ..

      Конечно будем смеяться
      1 ни маленькие , ни большие турбовентиляторные движки в разраженной атмосфере не работают от слова совсем
      2 стратосферные шары могут подниматься на 20-30км рекорд 53км.
  9. -1
    16 февраля 2023 20:24
    Как весело потратить пару миллионов долларов для уничтожения шарика стоимостью в 10000.
  10. 0
    17 февраля 2023 04:08
    Кирилл как всегда использует Вики... и прочее... Прыгая по верхушкам. Нагрев оболочки от солнца может достигать 50-70 гр. С. При условии что заполнен "чистым водородом"... Однако бывают случаи, при производстве водорода на газовом заводе, получать " Грязный водород" С примесью азота и углекислого газа" и даже мелко диссперстной сажи, что в свою очередь даёт нагрев оболочки свыше 100 градусов по С, и соответственно приводит её к разрушению. Вкратце как то так
  11. 0
    17 февраля 2023 04:49
    Ещё немного из боевого применения аэростатов: во время изральско-египетского конфликта 1973 года, Израиль применял свободные аэростаты в целях противодействия ПВО Египета: массово запуская аэростаты для сброса пассивных помех в виде алюминиевой фольги просто засвечивал пространство для РЛС
  12. 0
    17 февраля 2023 08:20
    Цитата: Кырс
    Может какуюнить ракету подвесить ,а целеуказание внешнее со спутника?


    Лучше использовать не аэростат, а дирижабль. И не ракетку, а дроны-камикадзе или планирующую самонаводящую бомбу. Целеуказание - не обязательно со спутника, можно с самого дирижабля подсветить цель лазерным лучом (боеприпас - с полуактивной ГСН).
  13. 0
    17 февраля 2023 10:01
    На самом деле все было так, все остальное придумали журналисты:
  14. 0
    17 февраля 2023 14:09
    Цитата: Вождь_Бармалеев
    Вы будете смеяться, но эта проблема обсуждалась и даже имела решение много-много лет назад - высотный дирижабль (огромный баллон, маленькая и предельно облегчённая гермокабина и предельно миниатюрные турбовентиляторные движки


    А нахрена гермокабина? Пилота сажать? Лучше использовать беспилотный вариант, больше полезной нагрузки.
    Цимес - в большой высоте полета, делающей недосягаемым такой ЛА для штатных средств ПВО. На больших высотах турбовентиляторные двигатели не будут работать из-за разреженного воздуха.

    Предлагаю схему: полимерные солнечные панели обеспечивают электроэнергию. Э/э используется для электролиза воды с образованием водорода и кислорода. Последние своим сгоранием обеспечивают реактивную тягу компактному прямоточному двигателю, позволяя развивать скорость до 150 км/час. Вполне реально, учитывая крайне малое сопротивление воздуха на высоте более 20 км.