Финские радиолокационные средства контроля воздушного пространства и объектовые ЗРК: прошлое, настоящее и будущее

31
Финские радиолокационные средства контроля воздушного пространства и объектовые ЗРК: прошлое, настоящее и будущее

До начала 1960-х годов финская система противовоздушной обороны в основном находилась на уровне 1944 года. В зенитной артиллерии использовались орудия эпохи Второй мировой, а для контроля воздушного пространства имелись устаревшие радиолокаторы. Серьёзное усиление ПВО Финляндии произошло в 1970-е годы, после масштабных поставок советских радаров, зенитных орудий и ракетных комплексов, параллельно осуществлялись закупки связного и радиолокационного оборудования в Швеции, Франции и Великобритании. Сотрудничество с Россией в сфере систем ПВО завершилось в конце 1990-х, после чего Финляндия стала приобретать только западные противовоздушные системы.

Радиолокационные средства контроля воздушного пространства


В годы Второй мировой финны получили германские РЛС FuMG 450 Freya и FuMG 62 Wurtzberg 39, которые применялись для обнаружения воздушных целей и корректировки огня 88-мм зенитных орудий.




РЛС FuMG 62 Wurtzberg 39

РЛС FuMG 450 Freya мощностью 20 кВт работала в частотном диапазоне 162–200 МГц и могла обнаружить приближающиеся бомбардировщики на дальности до 180 км.


РЛС FuMG 450 Freya

Всего Финляндия получила два немецких радиолокатора «Фрея». Для своего времени это были достаточно совершенные радары, но их использование в послевоенное время осложнялось дефицитом запасных частей и не высокой эксплутационной надёжностью.

В середине 1950-х стало ясно, что сильно изношенные немецкие радиолокаторы требуют замен, и Финляндия закупила в Великобритании несколько американских обзорных РЛС AN/TPS-1E, которые использовались для контроля воздушного пространства и управления воздушным движением.


РЛС AN/TPS-1E

Хотя первая модификация данной станции появилась в конце Второй мировой, РЛС AN/TPS-1E на момент приобретения считалась вполне современной. Радар AN/TPS-1E имел импульсную мощность до 500 кВт и работал в частотном диапазоне 1220–1350 MГц. Дальность обнаружения крупной цели, летящей на высоте 10 км, достигала 200 км. В целом это было удачное приобретение, РЛС AN/TPS-1E, получившие в Финляндии наименование Tepsu, несли службу до второй половины 1980-х годов.

В 1955 году в Финляндии был создан прототип стационарной трёхкоординатной РЛС VRRVY с подвижными антеннами, работающими в вертикальной и горизонтальной плоскости.


Антенны РЛС VRRVY

Станция имела мощность в импульсе до 400 кВт, работала в дециметровом частотном диапазоне и могла обнаруживать воздушные цели на дальности до 270 км. Всего было построено 10 РЛС VRRVY. Их эксплуатация продолжалась до конца 1970-х.

В 1970-е годы начались поставки советских мобильных двухкоординатных радиолокаторов П-15НМ и П-18.


РЛС П-15

Аппаратно-антенный комплекс маловысотной РЛС П-15 размещён на грузовой базе ЗиЛ-157. Радиолокатор дециметрового диапазона с мощностью в импульсе 270 кВт был способен контролировать воздушную обстановку в радиусе 140 км. Опытный расчёт обеспечивал развёртывание станции за 10 минут.

РЛС метрового диапазона П-18 представляла собой дальнейший вариант развития широко распространенной станции П-12 и отличалась новой элементной базой, возросшими характеристиками и более комфортными условиями работы операторов.


РЛС П-18

Станция размещена на базе двух автомобилей «Урал-375». На одном фургон с радиоэлектронной аппаратурой и рабочими местами операторов, на втором – антенно-мачтовое устройство.

В Финляндии РЛС П-18 использовались в качестве станций дежурного режима. Дальность обнаружения сильно зависела от высоты полёта воздушной цели. Так, на высоте 20 км цель типа «истребитель» при отсутствии организованных помех могла быть обнаружена на дистанции 260 км, а на высоте 0,5 км – 60 км.

Эксплуатация мобильных РЛС советского производства продолжалась до конца 1990-х годов, после чего они были заменены РЛС Giraffe 100 и Giraffe Mk IV, закупленными в Швеции. Радиолокаторы с антенной на телескопической мачте размещаются на шасси грузовиков повышенной проходимости Sisu SK 242 и бронетранспортёров Sisu Pasi XA-185. Радиолокаторы на грузовой базе предназначены для использования в объектовой ПВО, а на шасси БТР – для войсковой ПВО.


Трёхкоординатные мобильные станции, произведённые в Швеции, получили в финских вооруженных силах наименование LÄVA. Они работают в частотном диапазоне 2–4 ГГц и способны обнаруживать цели на дальности до 180 км.


В конце 1970-х в Финляндии была создана РЛС KEVA78. В ряде источников говорится, что эта станция имеет много общего с французской станцией TA-23, разработанной в 1960-е годы фирмой Thomson-CSF.


Антенный пост РЛС KEVA78

РЛС KEVA78 является мобильной и перевозится на нескольких грузовиках. Антенна смонтирована на мачте высотой около 15 м, что позволяет обнаруживать цели, летящие на малой высоте. Импульсная мощность – около 2 МВт. Диапазон рабочих частот: 1 250–1 370 МГц. Максимальная дальность обнаружения – около 300 км. Всего было построено 18 РЛС этого типа. Последняя станция KEVA78 выведена из эксплуатации в 2020 году.

В Финляндии в данный момент эксплуатируется пять стационарных TRS-22XX KAVA, поставленных компанией Thomson-CSF в 1993–1995 годах и прошедших модернизацию несколько лет назад. Все станции этого типа установлены на бетонных основаниях, их антенны защищены от неблагоприятных метеорологических факторов радиопрозрачными куполами.


Трёхкоординатная РЛС TRS-22XX KAVA имеет импульсную мощность до 700 кВт, работает в диапазоне частот 2,9–3,1 ГГц и способна видеть крупные высотные объекты на дальности до 470 км.

В мае 2009 года состоялось подписание контракта с компанией Thales Raytheon Systems стоимостью 200 млн евро на поставку 12 мобильных трёхкоординатных РЛС GM 403. Все станции этого типа должны были быть переданы до конца 2015 года.

РЛС GM 403 имеет частотный диапазон 2,9–3,3 ГГц и дальность обнаружения крупных высотных целей до 450 км. Радиолокаторы GM 403 созданы на основе самой современной элементной базы и имеют высокую надежность, возможность быстрой модернизации и обновления программного обеспечения. Особое внимание уделено характеристикам обнаружения маловысотных целей в условиях радиоэлектронного противодействия. Вся аппаратура РЛС размешена в модуле контейнерного типа и может транспортироваться самолётом С-130.


РЛС GM 403

РЛС Ground Master GM 403 монтируются на шасси финского автомобиля SISU E13TP с колесной формулой 8х8. В Финляндии РЛС Ground Master GM 403 составляют основу системы контроля воздушного пространства страны, заменив 18 устаревших радиолокаторов финского производства. В вооруженных силах Финляндии РЛС GM 403
получила наименование KEVA2010.

Объектовые зенитные ракетные комплексы


Через 10 лет после завершения Второй мировой войны финскому военно-политическому руководству стало ясно, что защитить столичный регион от ударов с воздуха одними только зенитными орудиями невозможно. Однако в 1950-е годы в Финляндии не имелось финансовых ресурсов, необходимых для приобретения современного оружия. Такая возможность появилась к середине 1960-х, и одновременно с приобретением реактивных перехватчиков начался поиск ЗРК, способного бороться с бомбардировщиками вне зоны прямой видимости и приспособленного для несения длительного боевого дежурства.

На определённом этапе финские военные интересовались британским ЗРК средней дальности Thunderbird. Комплекс, поступивший на вооружение в 1958 году, обладал неплохими данными: дальность прицельного пуска 40 км и досягаемость по высоте 20 км. Главным достоинством британской зенитной ракеты с полуактивным радиолокационным наведением, было использование твёрдого топлива, что облегчало и удешевляло процесс эксплуатации. Это было значительным достижением, советские зенитные ракеты средней и большой дальности, созданные в те годы, имели жидкостные реактивные двигатели, работавшие на токсичном топливе и агрессивном окислителе.

В конце 1960-х была достигнута предварительная договорённость относительно поставки британского ЗРК, и англичане передали комплект оборудования для подготовки расчётов, в том числе и учебные зенитные ракеты модификации Thunderbird Мк I, без топлива и боеголовок.


Учебная зенитная ракета Thunderbird Мк I в Музее ПВО в Туусула

В 1968 году уже осуществлялось производство усовершенствованной модели Thunderbird Мк II, и британская компания English Electric всерьёз рассчитывала на крупный контракт. Однако в последний момент финны отказались от закупки британского ЗРК. По какой причине это произошло, мне установить не удалось. Возможно, стороны не сошлись в цене. В настоящее время отдельные элементы ЗРК Thunderbird Мк I экспонируются в Музее ПВО в Туусула.

В 1980 году войска ПВО Финляндии были усилены советским ЗРК С-125М «Печора» с твердотопливными ЗУР 5В27. Этот весьма удачный маловысотный комплекс имел зону поражения по дальности 2,5–22 км, а по высоте – 0,02–14 км.


Пусковая установка ЗРК С-125М в Музее ПВО в Туусула

Всего Финляндия приобрела три зенитных дивизиона и 140 ракет. Первый дивизион С-125М, получивший финское обозначение Ito 79, развернули в окрестностях Хельсинки. В 1984 году при советской технической поддержке финские С-125М прошли модернизацию. Служба ЗРК С-125М в Финляндии завершилась в 2000 году. При условии модернизации и проведения восстановительного ремонта финские комплексы «Печора» могли бы служить до сих пор.

После распада СССР военно-техническое сотрудничество между странами некоторое время продолжалось. В 1997 году в счет погашения госдолга СССР в Финляндию было поставлено три батареи ЗРК «Бук-М1» (18 СОУ и ПЗУ, 288 ЗУР 9М38). На тот момент это был вполне современный многоканальный комплекс, способный поражать цели на дальности до 35 км и высоте 22 км.


Самоходная огневая установка 9А310М1 из состава финского ЗРК «Бук-М1»

Хотя мобильный ЗРК «Бук-М1» создавался для ПВО Сухопутных войск, в Финляндии он использовался как объектовый противоздушный комплекс средней дальности. Зенитно-ракетный полк «Бук-М1» на постоянной основе дислоцировался в северном пригороде Хельсинки. Зенитные батареи постоянного дежурства не несли, но одна батарея постоянно находилась в режиме готовности к немедленному выходу на позиции.

Служба ЗРК «Бук-М1» в вооруженных силах Финляндии оказалась недолгой. В 2008 году было заявлено об отказе от российских комплексов. Мотивировалось это тем, что поставленные Россией ЗРК, отслужившие всего 10 лет, уже не соответствуют современным требованиям и являются слишком уязвимыми к российским средствам радиоэлектронной борьбы, а системы управления комплексами могут быть легко взяты под контроль извне. С учетом событий в Украине, где «Буки» активно используются противоборствующими сторонами, эти заявления являются абсолютно надуманными и не соответствуют действительности.


Относительно дальнейшей судьбы финских ЗРК «Бук-М1» ясности нет. Одна самоходная огневая установка экспонируется в Музее ПВО в Туусула. По неподтвержденным сведениям, элементы снятых с вооружения в Финляндии ЗРК «Бук-М1» были доставлены на американские полигоны Эглин, Неллис и Форт Стюарт.

Вскоре после отказа от ЗРК «Бук-М1» Финляндия приобрела ЗРК средней дальности NASAMS II, разработанный норвежской компанией Kongsberg Gruppen совместно с американской Raytheon. В рамках контракта стоимостью 458 млн долларов, выполнение которого началось в 2009 году, предусматривалась поставка трёх зенитных батарей. В вооруженных силах Финляндии NASAMS II получил обозначение Ito 12.


Пусковая установка ЗРК Ito 12 на транспортёре Sisu E13TP

ЗРК NASAMS II способен эффективно бороться с маневрирующими аэродинамическими целями на дальности 2,5–40 км и высоте 0,03–16 км. В качестве средства поражения используются специально доработанные дальнобойные авиационные ракеты AIM-120 AMRAAM.


Для обнаружения воздушных целей и управления огнём зенитной батареи используется многофункциональная трёхкоординатная РЛС AN/MPQ-64 F2 Х-диапазона, с дальностью обнаружения 75 км.

Финляндия получила комплексы расширенного состава с увеличенной огневой производительностью и большим количеством средств целеуказания и обнаружения. В составе батареи финских ЗРК NASAMS II имеется: 6 РЛС AN/TPQ-64 вместо трёх и 12 ПУ вместо 9, станция оптоэлектронной разведки MSP500 на шасси автомобиля повышенной проходимости, батарейный пункт управления FDC и мобильный центр связи GBADOC, позволяющий встраиваться в сеть верхнего эшелона для обмена информацией.

Станция оптоэлектронной разведки MSP500 оснащена телевизионной камерой высокого разрешения, тепловизором и лазерным дальномером, что даёт возможность применять зенитные ракеты без включения радиолокатора. Радар AN/MPQ-64, пусковые установки и оптоэлектронные станции могут развертываться на расстоянии до 2,5 км от пункта управления. Одна батарея NASAMS способна одновременно сопровождать 72 цели. На каждой пусковой установке находится 6 ТПК с ЗУР, таким образом, в составе батареи имеется 72 готовых к применению зенитных ракет.

Специалисты отмечают, что NASAMS II представляет собой достаточно совершенную и эффективную объектовую систему ПВО, представляющую большую опасность для любого воздушного противника. В ходе разработки этого ЗРК большое внимание уделялось повышению скрытности, помехозащищённости и выживаемости в условиях современного боя. Для этого РЛС AN/MPQ-64 имеет режим с остронаправленным лучом и продвинутой функцией контроля излучения, снижающий риск раскрытия позиции комплекса.

Перспективы развития ПВО Финляндии


Центральный командный пункт ВВС-ПВО Финляндии расположен на авиабазе Тиккакоски-Йювяскюля, региональные КП – на авиабазах Рованиеми и Куопио. В настоящее время на территории Финляндии развернута сеть постоянно действующих радаров, обеспечивающих сплошное радиолокационное поле на больших и средних высотах над всей территорией страны.

Хотя заявка на вступление в Североатлантический альянс подана в 2022 году, в рамках обоюдного сотрудничества с 2006 года финские радары интегрированы в систему ПВО НАТО. Обмен информацией осуществляется при помощи аппаратуры, работающей в формате Link-16.

В настоящее время МО Финляндии рассматривает вопрос приобретения дополнительных радиолокаторов, способных эффективно обнаруживать крылатые и баллистические ракеты, а также работать в связке с перспективными дальнобойными ЗРК. Конкретный тип РЛС пока не выбран, но в СМИ пишут, что, скорее всего, это будет израильская ELM -2084 производства Elta или американская станция AN/TPS-77 от Lockheed Martin.

В 2023 году управление обороны Финляндии должно сделать выбор в части приобретения дальнобойной системы ПВО-ПРО общей стоимостью более 1 млрд долларов. По мнению финских военных, им остро необходимо иметь на вооружении несколько зенитно-ракетных батарей с дальностью поражения аэродинамических целей около 100 км. В числе возможных претендентов рассматривались ЗРК SAMP-T с ЗУР Aster-30 и Patriot PAC-3+ с ЗУР Guidance Enhanced Missile-TBM (в основном для поражения воздушных целей), противоракетами Missile Segment Enhancement. Однако в настоящее время основными фаворитами считаются системы, предлагаемые израильскими компаниями Israel Aerospace Industries и Rafael Advanced Systems.

Система Barak-MX от IAI с ракетой LRAD ER и радиолокационным оборудованием от компании Elta способна бороться с воздушными целями на дальности до 150 км, досягаемость по высоте составляет 30 км.

Система David's Sling, разработанная компаниями Rafael и Raytheon, также содержит в своём составе радиолокационные средства производства Elta. Для поражения аэродинамических и баллистических целей используются ЗУР Stunner и SkyCeptor. В зависимости от используемой ракеты и типа цели дальность стрельбы составляет 40–300 км.

Продолжение следует…
31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    1 марта 2023 03:41
    Думаю хорошо что финны больше не закупали современные российские ЗРК и радары, во первых они оказались бы у укропов, а во вторых отправили бы штатам на изучение, вообще конечно могут отправить и NASAMS II, но у них их ни так много, да и стоят они дорого, поэтому оставят для себя.
    1. +1
      1 марта 2023 11:41
      Цитата: Codett
      е закупали современные российские ЗРК и радары, во первых они оказались бы у укропов, а во вторых отправили бы штатам на изучение

      1.Вот странно, почему российское /советское вооружение без разрешения оазывается у всяких "укропов/штатов", а американское/немецкое/ и тд без разрешения нет.
      Швейцария запрещала Германии поставлять боеприпасы к ЗУ " укропам", или леопарды опять же.
      Может столить спросить (и строго) с того , кто подписывал договора ВТС и на поставку? Нет ли тут налика в $ за пропущенные параграфы?
      2. Фины собдлдали этикет.
      и без финов есть кому было отгрузить в США новейшие ЗРК С-300 ("братские" Белоруссии и Казахстаны), да и сами " дарагие россияне" чуть было не отправили.
      3.С Укаиной,до последнего времени (прмерно 2012) прекрасное ВТС было, Р-36М2 и фрегаты проекта 11356 «Тамала» недадут соврать.
      ------------------------------------
      я жумаю, что плохо. Потому как лучше иметь соседа под боком с российским оружием, а не с американским.
  2. +6
    1 марта 2023 03:55
    Статья как обычно хороша! hi

    Это было значительным достижением, советские зенитные ракеты средней и большой дальности, созданные в те годы, имели жидкостные реактивные двигатели, работавшие на токсичном топливе и агрессивном окислителе.
    Справедливости ради - на тот момент ЖРД для ЗУР заметно дольше работали и тем самым обеспечивали бОльшую маневренность на бОльшей дистанции.
    1. +14
      1 марта 2023 04:17
      Цитата: Владимир_2У
      Справедливости ради - на тот момент ЖРД для ЗУР заметно дольше работали и тем самым обеспечивали бОльшую маневренность на бОльшей дистанции.

      Здравствуйте!
      Дело не в манёвренности, которая определяется эффективностью аэродинамических рулей и быстродействием рулевых машинок.
      ЖРД обладает более высоким удельным импульсом и может регулировать величину тяги. Но в тоже время ЖРД значительно сложнее устроен, дороже. Длительная эксплуатация ракет ПВО с ЖРД - это редкостный головняк.
      Твердотопливный двигатель для ЗУР гораздо предпочтительней, другой вопрос, что СССР сильно уступал США в деле создания эффективных рецептур твердого топлива. Американский ЗРК "Найк-Геркулес" с твердотопливными ракетами принят на вооружение в 1950-е годы. У нас добиться сравнимой дальности ЗУР на ТТРД смогли примерно на 20 лет позже.
      1. 0
        1 марта 2023 04:54
        Цитата: Bongo
        Дело не в манёвренности, которая определяется эффективностью аэродинамических рулей и быстродействием рулевых машинок.

        Рули - рулями, но по выгорании топлива скорость начинает падать, соответственно и способность к энергичным манёврам тоже. Зависимость есть.

        Цитата: Bongo
        Длительная эксплуатация ракет ПВО с ЖРД - это редкостный головняк.
        Особенно с окислителем на борту...


        Цитата: Bongo
        что СССР сильно уступал США в деле создания эффективных рецептур твердого топлива
        Бесспорно.
      2. +7
        1 марта 2023 07:07
        Сергей, доброе утро, по крайней мере, у нас. wink

        "Найк-Геркулес" помню с детства, и название, и внешний вид -- красивая ракета.


        Помнится, ещё был "Найк-Аякс", но вот в чём между ними разница, увы, не знаю, ракеты пользовал только сигнальные. smile
        Большой привет и наилучшие пожелания Ольге. love
        1. +7
          1 марта 2023 10:17
          Цитата: Морской Кот
          Сергей, доброе утро, по крайней мере, у нас.

          Костя, здравствуй! Рад, что тебя выпустили из бана и ты опять с нами! drinks
          Цитата: Морской Кот
          Помнится, ещё был "Найк-Аякс", но вот в чём между ними разница, увы, не знаю

          Американские зенитные и противоракетные комплексы семейства «Найк»

          https://topwar.ru/169154-amerikanskie-zenitnye-i-protivoraketnye-kompleksy-semejstva-najk.html

          Цитата: Морской Кот
          Большой привет и наилучшие пожелания Ольге.


          Спасибо! Она о тебе беспокоилась, спрашивала куда ты пропал.
      3. 0
        1 марта 2023 10:11
        СССР сильно уступал США в деле создания эффективных рецептур твердого топлива

        Думаю - это потому, что у нас считали ЖРД таки более перспективными.. С твёрдым топливом-то СССР работал давно - одни Катюши чего стоили. Но - в какой-то момент решили что скажем ампулизация топлива к ЖРД - вполне может решить проблемы хранения и обслуживания.. А плюсы жидкого топлива были довольно очевидны..
        1. +8
          1 марта 2023 11:00
          Цитата: paul3390
          Думаю - это потому, что у нас считали ЖРД таки более перспективными.

          Нет, не считали. no Уровень химической промышленности СССР в 50-60-годы не позволял массово выпускать эффективные рецептуры твердого топлива. Это касалось как ЗУР так и МБР и БРПЛ.
          Цитата: paul3390
          Но - в какой-то момент решили что скажем ампулизация топлива к ЖРД - вполне может решить проблемы хранения и обслуживания.

          Скажите, на какой ЗУР применялась ампулизация?
          Цитата: paul3390
          А плюсы жидкого топлива были довольно очевидны..

          Единственный "+" ЖРД - это более высокий удельный импульс. Это актуально для РН и отчасти для МБР. Для массовых ЗУР ЖРД подходит плохо. Я ещё застал ЗРК С-75 и С-200 и представляю сколько сложностей было с эксплуатацией их ракет.

          Заправка жидкостных ЗУР в силу использования токсичного топлива и агрессивного едкого окислителя происходила вот так, а пренебрежение средствами защиты приводило к очень тяжелым последствиям.
        2. +3
          1 марта 2023 23:41
          Цитата: paul3390
          С твёрдым топливом-то СССР работал давно - одни Катюши чего стоили.

          Это не то. Там вроде бы бертолетова соль, алюминиевая или магниевая пудра и хлорат натрия или, что маловероятно:баллиститные (нитроглицериновые спрессованны
          Спасибо профессору Михайловской артиллерийской академии полковнику Ивану Платоновичу Граве hi
          PS с порохами (любыми) в РИ, СССР всегда было " не очень", а в РФ вообще беда. Охотники, кто пользовал патроны российский - не дадут соврать.
          Со смесевыми топливами РДТТ так же не очень (в СССР лидировал Павлоградский химический завод, он на Украине).
          Цитата: paul3390
          Но - в какой-то момент решили что скажем ампулизация топлива

          МБР Р-7 (Р-7А), Р-16 (Р-16У) и Р-9А- низкая готовность к пуску (от 30 мин до нескольких часов),
          низкая живучесть: одним ядерным ударом противник мог вывести из строя сразу 2-3 пусковые установки с ракетами.
          (компактное базирование по 2-3 ШПУ на стартовой позиции вместе с системами заправки, аппаратурой управления пуском и проведения регламентных работ, командным пунктом, казармами и штабом.
          Такое положение дел заводило всю советскую ракетную программу в тупик: с одной стороны, из-за технических особенностей этих ракетных комплексов был возможен только упреждающий ракетно-ядерный удар с нашей стороны, что по военно-политическим соображениям было неприемлемо. С другой стороны, массовое развертывание этих ракет и достижение количественного паритета с США становилось невозможным по экономическим соображениям.
          Вот в 1963 году В.Н.Челомей и ОКБ-52 и "вывернулись", предложив " внешнюю" и "внутреннюю" ампулизацию.
          На ЗУР это сделать проще( тупо сварных швоф на порядок меньше, и тубус,так же на порядок проще герметизировать), но по соотношению результат воздействия/ стоимость- экономически нереализуемо.
          Хотя Iуд у ТТТРД на 30% хуже, чем у ЖРД... заманчиво, но дорого.
          Повысить Iуд, выход только- шикарная и лучшая в свое время 3М9 или Sea Dart (желательно Mod 2)....

          Правда может гелиевые помогут,чем смогут. Но это не точно. РДТТ для ЗУР полностью окупировали нишу.
      4. +4
        1 марта 2023 11:45
        Цитата: Bongo
        Длительная эксплуатация ракет ПВО с ЖРД - это редкостный головняк.

        Ну, ТГ-02 с азотной кислотой - это тот ещё подарок, но хотя бы не НДМГ. smile
      5. +1
        1 марта 2023 11:51
        Цитата: Bongo
        Дело не в манёвренности, которая определяется эффективностью аэродинамических рулей и быстродействием рулевых машинок.

        манёвренность в атмосфере определяется вектором V ,его величиной, конструктивными перегрузками и бортовой су.
        Можно сделать сколь угодно большие лопухи аэродинамических рулей, но после вывгорания заряда РДТТ спустя 8-12 секунд, скорость зур будет падать:
        Fсопр=Cf* ro*V^2*S/2
        и чем больше скорость, тем квадратичнее, а чем ниже, тем быстрее(но не линейно)
        любой маёвр, еще больше.
        пилоты не дадут соврать: что нужно делать при развороте на ла?-> "поддать газу"
        Как итог: если цель "провалилась", отвернула или ушла вверх, вероятность промаха возрастает.
        Именно поэтому РВВ MBDA Meteor уложит на лопатки и 120 ую и Р-77. хотя она и не ЖРД, просто активный участок в разы больше.

        У РДТТ неоспоримое преимущество: гиганская тяга, и простота "двгателя " и эксплуатации.
        Но нужна очень развитая химическая промышленность.
        Но сейчас достаточно легко вопрос решается с гемороем от топлива с ЖРД.
    2. +5
      1 марта 2023 05:28
      Цитата: Владимир_2У
      Справедливости ради - на тот момент ЖРД для ЗУР заметно дольше работали и тем самым обеспечивали бОльшую маневренность на бОльшей дистанции.

      Тут спорный вопрос what
      Например, в ходе боевого применения ракет ЗРК С-75 при интенсивном маневрировании нередко перемалывались от перегрузки, в тоже время с С-125 такого не бывало. Ракеты с ЖРД конечно тяжелей чем с ТТРД, но говорить о том, что тип двигателя принципиально влияет на маневренность на мой взгляд не корректно.
      1. 0
        1 марта 2023 06:34
        Цитата: Tucan
        Например, в ходе боевого применения ракет ЗРК С-75 при интенсивном маневрировании нередко перемалывались от перегрузки, в тоже время с С-125 такого не бывало.

        Впервые слышу, но предположим что так было, это отменяет необходимость маневрирования? Хотя сравнивать ракеты с двукратной разницей массы так себе.
        Цитата: Tucan
        говорить о том, что тип двигателя принципиально влияет на маневренность на мой взгляд не корректно.
        Я так не говорю, я говорю что
        Цитата: Владимир_2У
        ЖРД для ЗУР заметно дольше работали и тем самым обеспечивали бОльшую маневренность на бОльшей дистанции...
        ...Рули - рулями, но по выгорании топлива скорость начинает падать, соответственно и способность к энергичным манёврам тоже.

        Очень большая разница между Вашими словами и моими.
        1. +6
          1 марта 2023 10:39
          Цитата: Владимир_2У
          Впервые слышу, но предположим что так было, это отменяет необходимость маневрирования?

          Американские и израильские пилоты своевременно заметив пуск ракеты ЗРК С-75 выполняли интенсивный противоракетный манёвр с большой перегрузкой. Это очень часто позволяло уклониться от ЗУР. Нередко при ручном сопровождении цели оператор ЗРК не успевал среагировать или ракета пытающаяся резко сманеврировать разваливалась в воздухе.
          Как показывает практика, тип двигателя существенно не влияет на манёвренность ракеты на дистанциях стрельбы близких к максимальным. Например ЗУР В-750 комплекса СА-75ВМ "Двина" имела дальность стрельбы 34 км, что определялось выработкой топлива в баках.
          На С-75М с СНР работавшей в 6-см частном диапазоне благодаря использованию ЗУР В-755 с отдельным энергогенератором работающем не зависимо от ЖРД это показатель довели до 43 км. Т.е. ракета пролетев 34 км с работающим двигателем дальше шла и наводилось на цель летя по инерции. То же самое происходит и с твердотопливными ЗУР, они разогнавшись до маршевой скорости примерно 30% маршрута идут уже с выработанным топливом. Но такой номер как в ЗУР с ЖРД, так и с ЗУР с ТТРД проходит только при стрельбе по относительно маломанёвренным целям летящим на средних и больших высотах.
          1. +3
            1 марта 2023 11:35
            Очередной замечательный цикл! Спасибо!
            Насчет ТТРД - на мой взгляд основная проблема в те времена была в качестве пластификатора и связанном с ним растрескиванием топлива. Отладили технологию - получились и ракеты с достаточно длинным гарантийным сроком.
          2. +1
            1 марта 2023 13:34
            С последним тезисом могут поспорить бикалиберные ЗУР от "Тунгуски" и "Панциря". hi
            К моменту завер¬шения работы двигатель сообщал ракете 9М311 скорость 900 м/с и отделялся примерно через 2,6 с после старта. Далее ее мар¬шевая ступень (масса — 18,5 кг, диаметр -76 мм) продолжала полет по инерции. Сред¬няя скорость ракеты составляла 600 м/с при средней располагаемой перегрузке 18 еди¬ниц.

            Средняя скорость ЗУР-57Э6Е 700 м/с, возникает в результате замедленного старта, т.к. первоначальная составляет 40 м/с и длится 2,4 секунд. Максимальная скорость 1300м/с. Выдерживаемые перегрузки ракеты в 32 g позволяют наводить её на любые цели с существенным изменением траектории полёта, делая её высокоманевренной. Дальность поражения 20 км, высота 15 км – рекордные в мире, эти показатели втрое превышают зарубежные аналоги зенитного вооружения.
  3. +4
    1 марта 2023 11:29
    hi
    Как всегда, интересная статья!
    ЗРК NASAMS II способен эффективно бороться с маневрирующими аэродинамическими целями на дальности 2,5–40 км и высоте 0,03–16 км. В качестве средства поражения используются специально доработанные дальнобойные авиационные ракеты AIM-120 AMRAAM.

    ИМХО, это АМРААМ-ЕР, Кронсберг (https://www.kongsberg.com/kda/what-we-do/defence-and-security/integrated-air-and-missile-defence/nasams-air-defence-system/rayhteon-missiles) пишет о ней для НАСАМС:
    "Дальность действия увеличена на 50% по сравнению с AIM-120 AMRAAM C7.
    На 70% больше высоты, чем у AIM-120 AMRAAM C7.
    Множественные и кластерные цели
    Более высокая пиковая скорость/большая зона «без выхода»
    Более быстрое достижение цели
    Активная самонаводящаяся ракета
    Расширенные возможности ECCM
    Возможности вне прямой видимости
    Низкий уровень жизни lol (в смысле низкие затраты жизненного цикла)" Сорри за Гуглоперевод. feel

    Кстати, нигде не нашел официальных данных о дальности/высоте для АМРААМ-ЕР.

    В НАСАМС есть еще возможность ставить АЙМ9Х, Кронсберг пишет о возможности "снять с самолета и поставить в НАСАМС и обратно", но в одном финском источнике нашел, что Сайдов в финском НАСАМС нет пока.
    ИМХО, странно конечно, Сайд 400 000 уе округленно, Амраам - более 1 000 000 уе округленно.

    PS. Авенджеры из США, о которых автор уже писал, похоже, приехали в ВСУ. На фотографиях разгрузки Бредли для ВСУ нашел два ряда по семь Авенджеров, ИМХО.
    И 35мм немецкие пушки с дистанционным подрывом тоже там (непонятно, в какой комплектации и в каком количестве).
    1. +3
      2 марта 2023 11:18
      Кстати, нигде не нашел официальных данных о дальности/высоте для АМРААМ-ЕР

      Смотрите данные AIM-120 D3
      Оно и понятно:
      1. Значительно больше в диаметре ( слева 120 с7, в середине она, справа 9Х


      2.RT почти 2 года вылизывала аэродинамику в специально построенной аэ трубе
  4. +3
    1 марта 2023 11:33
    одновременно с приобретением реактивных перехватчиков начался поиск ЗРК, способного бороться с бомбардировщиками вне зоны прямой видимости и приспособленного для несения длительного боевого дежурства.

    Даже странно, что они за 2К12Е «Квадрат» зубами не уцепились.
    Лучший комплекс своего времени.
    Ну да: иесновато и неудобно, зато результативность fellow , евреи не дадут соврать
  5. +5
    1 марта 2023 14:28
    В 1955 году в Финляндии был создан прототип стационарной трёхкоординатной РЛС VRRVY с подвижными антеннами, работающими в вертикальной и горизонтальной плоскости.

    Немного раньше, в 1952 году, финны разработали двухкоординатный радар VRRVI (Viestiväline Radio Radar Valvonta Ilma).





    Недостатком такой системы является то, что для получения третьей координаты (высоты), необходима работа двух радаров. Поэтому был разработан трехкоординатный радар VRRVY.
  6. +3
    1 марта 2023 14:51
    По неизвестной причине автор "оставил за бортом" шестидесятые годы и постановку на вооружение финской ПВО британских радаров SR-1030 и S-2500 производства фирм Marconi Radar Limited и Decca Radar соответственно.

    1. +2
      1 марта 2023 21:02
      Цитата: Ruyter-57
      По неизвестной причине автор "оставил за бортом" шестидесятые годы и постановку на вооружение финской ПВО британских радаров SR-1030 и S-2500 производства фирм Marconi Radar Limited и Decca Radar

      Потому, что Marconi Type SR1030 Это трансмиттер/рессивер?Выглядит он так:

      Его параметры:

      это как бы не совсем радар.
      Зачем всю требуху перечислять в статье об РЛС?
      Цитата: Ruyter-57
      S-2500 производства фирм Marconi Radar Limited и Decca Radar

      Racal Decca вроде на Marine специализировались.
      РЛС Racal Decca S-2500 я так и не нашёл.
      "A survey of micro-wave sector scanning aerials R. Roberts, Decca Radar Company,1967" запаришься получать в British Libray.
      предположу, что вы, как и 9th European Conference
      on Information Warfare and Security ECIW2010, ошиблись.
      Если же у вас есть сведения- подеитесь пожалуйста
      Про финские рлс и контрабанду и многие занятные истори, да пропущено много, но статья РЛС + о.ПВО, все не влезет, ианче будет талмуд
      1. +3
        2 марта 2023 02:17
        предположу, что вы, как и 9th European Conference
        on Information Warfare and Security ECIW2010, ошиблись.

        Ошибся - не то слово. Вслед за этим финном написал ахинею, хотя много раз убеждался, что такие вещи надо проверять. Пришлось разбираться, что заняло неожиданно много времени. Что интересно, у этого автора есть целая книга, том в 460 страниц. С учетом трудностей перевода финского языка, название звучит примерно так "История эволюции финских ВВС". И в ней он тоже, мягко говоря, "дезинформирует аудиторию".
        Покопавшись по архивам все же выяснил, что в 1962 году финны купили у Marconi Radar три РЛС S 247, работающей в диапазонах частот S и L.



        Соответственно, эта РЛС
        Two separate transmitters are used, the S-band SR 1000 and the L-band SR 1030.

        То есть автор статьи вместо типа РЛС указал тип используемых в ней передатчиков.
        Одновременно у фирмы Decca Radar купили три радара-высотомера HF200.



        Что имел ввиду автор под S-2500 - мне установить не удалось, возможно, как и в первом случае, это что то из комплектации.
        По Decca Radar информация с сайта http://woottonbridgeiow.org.uk/decca-legacy/appendix3.php
        По Marconi Radar - https://marconiradarhistory.pbworks.com/w/page/29024389/MARCONI%20RADAR.
        1. +2
          2 марта 2023 10:00
          Да. Вот это -уже похоже на правду. Я по лопухам рлс вижу.
          Я этого Martti Lehto толькочерез год встречу на защите, вероятно.
          Но, если нужно -могу с оказией передать,что бы его ткнули в диффамацию.
          Наводит тень на плетень.
          Может и про ссср соврал.
          За ссылки спасибо.
  7. -1
    1 марта 2023 18:30
    Цитата: автор
    FuMG 62 Wurtzberg 39, которые применялись для обнаружения воздушных целей и корректировки огня 88-мм зенитных орудий.

    Зачетная машинка, если учесть, стон работы начались в 1937, а в 1939 уже в метале.
    Только он не был радаром обнаружения, это радар целеуказания!
    Ему нужен был прожектор, уши, или ик-датчик ( не пошло у них с ним)
  8. +2
    1 марта 2023 20:48
    Да, я помню головняк с заправкой ракет на С-75. Площадка заправки находилась примерно в 100-150 метрах от моей станции П-12. Если ветер в нашу сторону... мы все прятались в кунге и задраивали вентиляцию. При мне погиб заправщик, который манкировал костюмом ПХЗ и ограничился только противогазом. Его обдало остатками окислителя из шланга. Ну и топливо тоже чистый яд...
  9. -6
    2 марта 2023 12:26
    Да, в Финляндии воруют по черному на военных закупках, у США научились.
    1. +3
      2 марта 2023 14:11
      Цитата: Виктор Сергеев
      Да, в Финляндии воруют по черному на военных закупках, у США научились.

      какая глупость. перестаньте смотреть Скабееву, отключите утюги, охладите голову.
      Ведущими странами в ИВК (индекс восприятия коррупции) являются Дания (88 баллов), Новая Зеландия (88 баллов) и Финляндия (88 баллов)

      ПС
      Последние строчки ИВК занимают Сирия (13 баллов), Сомали (13 баллов) и Южный Судан (11 баллов). Сирия также занимает последнее место по гражданским свободам (данные рейтинга Сомали и Южного Судана отсутствуют).
      27 стран, среди которых Кипр (53 балла), Ливан (24 балла) и Гондурас (23 балла), в этом году достигли своего исторического минимума.
      Россия- 29

      Впрочем, для людей не оторванных от реалий, и графика не нужно
      ===============
      В Финляндии разгорается коррупционный скандал: премьер наела завтраков на 300 евро в месяц belay
      Финские налогоплательщики платили за питание премьер-министра 850 евро в месяц (75,9 тысячи рублей), а не 300, как ранее сообщали СМИ. belay

      «Льгота на питание для Санны Марин была значительно выше, чем сообщалось ранее. До этого говорили лишь о тратах на завтраки в 300 евро в месяц, но если сложить пособие премьер-министра на питание, то сумма будет в два раза больше», — сообщает 31 мая газета Ilta-Sanomat со ссылкой на помощника политика Элизу Гебхард.
      https://www.iltalehti.fi/politiikka/a/6454bc8a-f9ef-478e-9f42-74da97687153

      Дык она сразу и заплатила из- своего кошелька request
      ----------------------
      2019 (и по моему 2021, 2022 так же) : Финляндия возглавила список стран, где живут самые счастливые люди в мире. Такой вывод делается в опубликованном 20 марта исследовании World Happiness Report 2019, подготовленном группой независимых ученых из Канады, Великобритании и США по заказу ООН.
      https://worldhappiness.report/ed/2019/#read
      Великобритания заняла в рейтинге 15 место, США — 19-е. Россия за год скатилась с 59 на 66 строчку. Из стран-членов БРИКС выше оказалась только Бразилия (32 место). Из государств, входивших в состав СССР, Россию по уровню счастья опередили Узбекистан (41 место), Литва (42), Латвия (53), Эстония (55) и Казахстан (60). Ниже России расположились Молдавия (71 место), Таджикистан (74), Белоруссия (81), Киргизия (86), Туркмения (87), Азербайджан (90), Армения (116), Грузия (119) и Украина (133)

      Самыми несчастными странами признаны Афганистан (154 место), Центральноафриканская республика (155) и Южный Судан (156).
      1. +3
        3 марта 2023 00:46
        Вероятно, финны тоже заметили разницу с соседом.
        И на радостях стали строить забор, который должен выдержать «возможное скопление людей с востока».
        "28 фев, 17:11 20 635
        Финляндия начала строить «тестовый участок» забора на границе с Россией
        «Тестовый» участок протяженностью 3 км в Южной Карелии планируют возвести к июню. На нем проверят, выдержит ли забор снега и морозы, а также «возможное скопление людей с востока».
        Поставить забор в юго-восточной части границы с Россией предложила осенью пограничная служба Финляндии. При этом планируется оградить только 10–20% границы (ее общая протяженность — 1,3 тыс. км), то есть около 130–260 км."
        https://www.rbc.ru/rbcfreenews/63fe04999a7947fb6392098e
        1. 0
          10 марта 2023 22:23
          Про шведский забор на границе с Финляндией (на шведском берегу пограничной реки) знаете? От кого его построили?
          Намек тут:
          https://www.svt.se/nyheter/lokalt/vasterbotten/mardhunden-stoppas-vid-finska-gransen-1
          У меня друг там путешествовал на лодке - привозил фотки забора.
          Интересно как этот забор сейчас? В рабочем состоянии? Или уже обветшал? Или снесли его уже шведы?