Тихая гавань: Судан решился на российскую военно-морскую базу

24
Тихая гавань: Судан решился на российскую военно-морскую базу
Источник: cezarium.com


Хартум думает


У России сейчас не так чтобы много военных баз по миру. Точнее – совсем немного. Подавляющее большинство объектов сосредоточено в ближнем зарубежье, на так называемой территории интересов России.



Если посмотреть на хронологию развития событий, то наше государство в последние десятилетия медленно, но верно сокращало свое военное присутствие в мире. Самым значимым был кубинский радиоэлектронный центр в Лурдесе, который армия покинула в 2001 году. Это была самая близкая к Соединенным Штатам военная база, пусть и предназначенная исключительно для разведки.

Чуть позже расформировали и вывели все корабли с вьетнамской базы Камрань, одного из лучших глубоководных портов в мире. Важнейший военный объект Российской армии был в состоянии принимать и обслуживать стратегические бомбардировщики, подводные лодки и ракетные крейсеры. Крепкий форпост в самом сердце американо-китайского противостояния получился бы сейчас. Но истории не знает сослагательного наклонения. Справедливости ради Камрань и сейчас эпизодически используется Российскими ВКС, но до уровня сотрудничества времен СССР очень далеко.

После ухода из дальнего зарубежья, естественно, настала пора и ближних военных баз. Из Грузии русские окончательно ушли в 2007 году, в том числе из крупнейшей на Кавказе базы в Вазиани. До этого расформировали и вывели две дивизии и один полк ВДВ. В 2012 году распрощались с Габалинской РЛС в Азербайджане. Даже Казахстан сократил российское военное присутствие за счет ликвидации испытательного космодрома, полка транспортной авиации и полигона Эмба.

Рассматривать новейшие события на Украине необходимо через призму прежних потерь российского влияния. Отступали отовсюду под довольное улюлюканье врагов, вот сейчас и вынуждены решать вопросы совсем не мягкой силой.


Габалинская РЛС. Источник: amikamoda.ru

В настоящее время важнейшим форпостом России в дальнем зарубежье является военно-морская база и авиационная группа в Сирии. Море под боком очень важное – Средиземное, да и транспортные артерии в зоне ближайшей досягаемости.

Как гласят информационные источники, в ближайшее время у России появится еще одна точка на карте – Порт-Судан. Суданские власти долго и тщательно пересматривали условия присутствия трехсот российских военных и четырех кораблей на своей территории и наконец решились на разрешения. Для сравнения: единственная американская военная база в Африке в Джибути состоит из 2,5 тыс. военнослужащих.

Точное название объекта в Порт-Судане – пункт материально-технического обеспечения ВМФ России и, насколько известно, соглашение не ограничивает количество кораблей на рейде. В планах подписание документа аренды на 25 лет с дальнейшим продлением еще на десять. Если у сторон не возникнет возражений.

История с российским присутствием в Судане тянется с 2017 года, когда Владимир Путин договорился еще с прежним президентом Омаром Хассаном Аль-Баширом. Лидер Судана требовал за размещение базы немало – истребители Су-30 и Су-35, системы ПВО С-400 и даже компактные плавучие АЭС. Вдобавок Россия должны была подсобить с постройкой каскада ГЭС на могучем Ниле.

В общем, за крохотную по мировым меркам военно-морскую базу Судан требовал чуть ли не модернизацию своей энергетики и армии. Аль-Башир вдобавок был так себе рукопожатым главой государства – в 2008 году на него завели дело в Международном уголовном суде по обвинению в геноциде в Дарфуре. Россия не признавала притязания Запада к суданскому президенту, но и особо не ускоряла сближение с противоречивым Омаром.

В 2019 году случился военный переворот, за которым, по разным данным, стоял нынешний Председатель Переходного суверенного совета Судана Абдель Фаттах аль-Бурхан. И он уже по-другому смотрел на сотрудничество с Россией.


Абдель Фаттах аль-Бурхан – новый правитель Судана. С 2019 года Россия разговаривает с ним. Источник: foreignpolicy.com

Здесь необходимо небольшое отступление, разъясняющее историю и значение судано-российских отношений.

Во многом Хартум обязан своей государственности нашей стране. После 1956 года, когда установились дипотношения между государствами, Советский Союз создал в Судане мощную промышленную базу для сельского хозяйства. Суверенитет государства поддерживался поставками вооружения и прочей критически важной инфраструктуры. Гораздо позже именно Россия стала ключевым поставщиком зерна в страну.

Перерыв в отношениях двух стран случился в 1977–1989 годах, когда к власти пришли прозападные лидеры. При упоминаемом выше Омаре аль-Башире с 1989 года работы стало заметно больше. В Судане постоянно базировались российские военные советники, а экономические связи расширялись. Но Восток – дело тонкое, а восток Африки – тем более. Новый хозяин Судана аль-Бурхан взял в 2021 году паузу в надежде на благосклонность Соединенных Штатов. Военный переворот, в результате которого закончилось 30-летнее правление аль-Башира, поддержали из Вашингтона, и с Судана сняли немало санкций. Перестали в Хартуме бояться американского вторжения, отчего военное присутствие России, пусть и столь скромное, выглядело не столь выгодно.

В итоге в 2021 году Хартум потребовал от Москвы взамен базы «экономическую помощь при условии аренды в течение пяти лет с возможностью подписания соглашения на 25 лет». Это вдобавок к немалым поставкам военной техники, о которой договорились еще с прежним лидером Судана.

Хартум передумал


11 февраля 2023 года стало известно, что высшие чиновники Республики Судан наконец согласились на размещение российского контингента в Порт-Судане. На каких условиях, до конца не понятно. Известно только, что для Associated Press суданские чиновники прокомментировали:

«Они сняли все наши опасения. С военной стороны сделка была одобрена».

Каковы были опасения, остается только догадываться. При этом говорить, что все решено окончательно, рано. Министр иностранных дел Сергей Лавров отдельно уточнил о необходимости ратификации соглашения законодательным органом Республики. Который, к слову, не сформирован еще с 2019 года.

У части комментаторов еще до спецоперации на Украине возникали сомнения в целесообразности постройки военной базы в Порт-Судане. А сейчас в свете грядущей ратификации вопросов еще больше. Дело в том, что СВО не парализовала Военно-морские силы России – они по-прежнему обеспечивают присутствие в самых отдаленных точках Мирового океана. Например, в Индийском, до которого необходимо полмира дойти, а потом вернуться. И так несколько раз. Работают корабли снабжения и госпитальные судна, экипажи требует регулярной ротации. База материально-технического обеспечения на Красном море как нельзя кстати в этом случае. Если с Хартумом можно будет договориться, то через Судан можно организовать переброску личного состава и оборудования по воздуху.

По-своему уникально и расположение Порт-Судана. С одной стороны, стратегический Баб-эль-Мандебский пролив, а за ним большая база НАТО в Джибути. С другой – не менее стратегический Суэцкий канал. А прямо под носом наших моряков будут важнейшие логистические пути Красного моря, по которым ежедневно проходят миллионы тонн грузов. Учитывая возросшую важность серых маршрутов санкционных товаров для России, контроль таких коммуникаций совсем не лишний.

Проще говоря, нашей стране база в Порт-Судане сейчас важнее, чем в 2019 году. Присутствие российского контингента, еще и сдобренное ракетным вооружением, заставит считаться проходящих мимо.

Тем более что появилась информация о возможном открытии аналогичного объекта в соседней Эритрее. Якобы Сергей Лавров договорился об этом в ходе январской поездки по Африке. Если это правда, то Эритрея не будет торговаться, как Судан. Страна давно под западными санкциями, и любое финансовое вливание воспримется как манна небесная.

Осталось только надеяться, что Кремль правильно расставляет приоритеты и рассчитывает свои силы.
24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    3 марта 2023 05:08
    Оно канеш,аналогичная база где-то на Кубе,лучше чем в Судане,но как говорится, что имеем не храним
  2. +8
    3 марта 2023 07:11
    Торговый флот покупается/строится, обозначаются сферы влияния, военные базы будут, осталось поднажать с флотом боевым, и будет прям по Мэхэну...
  3. +19
    3 марта 2023 08:01
    Упадок Империи - самое поганое время для живущих в этот период. Камрань, Хартум, Куба...Куда уж там! По Брянской области вражеские ДРГ ходят! Ещё не вымерло поколение, носившее пионерский галстук. Мы помним, как наши войска стояли на нынешних территориях НАТО. Ребята с соседнего двора служили в Германии, Венгрии, Чехословакии. Ничерта себе качели!
  4. +27
    3 марта 2023 08:09
    Статья подтверждает предположение о размытых целях этой базы. Что упоминает автор: переброску сил по воздуху? Да мы морскую базу арендуем. Контроль трафика? Мы в Черном море с этим трафиком ничего сделать не можем, ну и что сможем в Красном сделать? С таким начальством - ничего.
    Базирование 4 кораблей. Сказано немного не верно. Ибо будут это суда, а не боевые корабли: танкер, водолей, транспорт и буксир- минимальный джентльменский набор пункта базирования. С таким составом можно выполнить первую задачу пункта- обеспечение кораблей, несущих боевую службу или находящихся на межфлотских переходах в зоне ответственности. Байк-пост в Красном море. Вот это уже нормально. А то у нас по миру фрегаты ходят за ручку с буксирами и танкерами, как маленькие.
    Есть один неприятный аспект в таком пункте базирования. Разрешите называть его этим правильным термином, ибо база- высшая форма размещенния флота, имеет кроме всех складов обеспечения и судоремонтные мощности, а Порт-Судан это остановиться покурить, а не база. Так вот такой пункт может стать черной дырой для материальных средств и финансов, заповедником воровства. В той же Камрани это было бедствие, с которым справиться не смогли. Слыхал там в Камрани в 90-х байку о том, что был арестован механик со стоявшей рядом с нами плавмастерской. По подозрению в хищениях. Тот смекнул ситуацию и на допросах стал сдавать военным прокурорам всех, о ком знал или слышал. Сначала те обрадовались, но когда мех в своих рассказах дошел до командования эскадры, пришли в ужас. Со словами: Иди отсюда, только заткнись, - хитрован был выгнан с гауптвахты. Но повального увлечения кинэмом (продай - вьет.) такие случаи не останавливали.
    Так что решайте сами, гадайте сами, граждане, какие задачи будут у пункта базирования Порт-Судан. Наиболее ретивым сразу скажу, что в Камрани своей ПВО или батареи кр береговой никогда не было. Вбухивались туда миллионы, а полуостров оставался заминированный еще с 60-х и знакомый лейтенант - морпех брал по утрам свое отделение саперов, выходил в поисках попутки на дорогу и просто где-нибудь остановившись, искал, находил и подрывал. Регулярно. При нас на мине подорвались двое наших гражданских рабочих. Я был изумлен, что им и транспорт не дают, и задачу такую никто не ставит - парень работал на свой страх и риск. Всем было по... По пояс, кто пониже.
    Не вышло бы в Африке подобное. Природа там другая, а человеческая та же.
    1. +13
      3 марта 2023 09:26
      Согласен,это не база в полном смысле этого слова,а "байк-пост". И нужность его не подлежит никакому сомнению,ибо без таких мест базирования, как Вы совершенно справедливо заметили
      у нас по миру фрегаты ходят за ручку с буксирами и танкерами, как маленькие.
      Ну а то,что
      такой пункт может стать черной дырой для материальных средств и финансов, заповедником воровства
      тоже согласен,чего уж там..Но все-же это не повод отказываться от базы, действительно нужного флоту объекта жизнедеятельности.
    2. -5
      3 марта 2023 11:03
      Цитата: Галеон
      Мы в Черном море с этим трафиком ничего сделать не можем, ну и что сможем в Красном сделать?

      А что вы лично хотите с черноморским трафиком сделать?
      Цитата: Галеон
      танкер, водолей, транспорт и буксир

      Вместо водолея будет плавмастерская.
      Цитата: Галеон
      Так вот такой пункт может стать черной дырой для материальных средств и финансов

      В советское время целая армия ПВО была черной дырой и ....ПВО СССР расформировали???
      Цитата: Галеон
      Не вышло бы в Африке подобное

      Ну тогда нефиг и рыпаться выше пояса...с такими то мыслями!
      1. +5
        3 марта 2023 17:48
        Вот зря Вас заминусовали, я поправил, как смог. Да, вместо водолея может быть ПМ-ка, если вода есть возле пирса. У меня нет сведений, сколько ПМ-ок еще осталось в живых и сколько из них на ходу, чтобы дойти до Порт-Судана. Они же были все польской постройки с немецкими дизелями. И хоть дизеля были отменными, но и 40-50 лет для судов возраст запредельный. Кузницу еще можно поддержать в рабочем состоянии, а станки? Эх, нашелся бы здесь механик с такой мастерской, просветил бы. Поэтому и сказал про водолей. Нас на межфлотском переходе возле Крита наливал неапольской водичкой водолей.
        Цитата: Serg65
        тогда нефиг и рыпаться выше пояса...с такими то мыслями!

        А топливо все равно воровать будут. Или подворовывать.
        1. +3
          6 марта 2023 09:52
          Цитата: Галеон
          сколько ПМ-ок еще осталось в живых и сколько из них на ходу, чтобы дойти до Порт-Судана

          Если брать ЧФ, БФ и СФ то 9 ПМ в строю и на ходу. Состояние их ремонтной базы честно сказать не знаю, но не думаю что аховое, противном случае давно бы списали на металлом.
          Цитата: Галеон
          если вода есть возле пирса

          Порт является крупной, перевалочной структурой и наш ПМТО будет базироваться на уже существующей структуре. В противном случае снабжение солярой и водой могут производить черноморские Иван Бубнов и адмирал Поромов попеременно!
          Цитата: Галеон
          А топливо все равно воровать будут. Или подворовывать.

          laughing тут я даже и не спорю...в 1985 при стоянке в Алжире, за одну ночь с корабля исчезли все спасательные круги....мода на сабо, однако wassat
    3. +1
      7 марта 2023 20:11
      Слыхал -это значит одна бабушка сказала. Базой Кам-Рань пользовались и при эскадре и после ее сокращения. Очень полезный пункт ПМТО был. Выходили из Владика в Индийский и пока дошли до Кам-Рани, давали допзаявки, на вышедшие в первые дни похода запчасти, которые присылали на самолетах. Да и отдых экипажей был нормально организован. Разминирование шло по заявкам вьетнамцев, и никакой самодеятельности там не было! Заходил туда с 1976 по 1995 г.г. в различных должностях. Входил в комиссию при закрытии ПМТО, так вьетнамское командование удивлялось нашему отходу и просило оставаться дальше!
  5. +22
    3 марта 2023 09:39
    Никакая это не база. Всего лишь- навсего пункт материально-технического обеспечения. Поставят там одну древнюю плавмастерскую и будут щеки надувать по всем телеканалам какие мы крутые. На самом деле база нам там не нужна. Ибо нет у нас океанского флота и в ближайшей перспективе не будет. И национальных интересов там нет. Раньше, может и были, но и те во благо страны использовать не умели. С Черным морем толком разобраться не можем, а в Индийский океан лезем. Что мы там потеряли?
    1. -11
      3 марта 2023 11:05
      Цитата: Силуэт
      На самом деле база нам там не нужна. Ибо нет у нас океанского флота и в ближайшей перспективе не будет.

      А извилинами пошевелить лень что ли? Или все что Россия делает, априори все плохо?
      1. -9
        3 марта 2023 15:39
        Цитата: Serg65
        Цитата: Силуэт
        На самом деле база нам там не нужна. Ибо нет у нас океанского флота и в ближайшей перспективе не будет.

        А извилинами пошевелить лень что ли? Или все что Россия делает, априори все плохо?

        Да нормально он шевелит извилинами . В "правильном " для их страны ( Израиль , украина ) направлении . Им от слова -Россия плохо становится .
      2. +1
        4 марта 2023 11:51
        А что-нибудь по существу в ваших диванных урякалких мозгах имеется? Из этого самого Судана нас уже один раз выставляли в 24 часа. Повторения берберского позора хочется?
        1. +2
          6 марта 2023 08:19
          Цитата: Силуэт
          Из этого самого Судана нас уже один раз выставляли в 24 часа

          Не подскажите, когда это в Судане у нас была база?????
          Цитата: Силуэт
          Повторения берберского позора хочется?

          Бербера, это Сомали...мой юный друг! 527 ПМТО просуществовал 8 лет, а через 14 лет и советский ВМФ канул в лета!
          Цитата: Силуэт
          по существу в ваших диванных урякалких мозгах имеется?

          what Урякалские мозги laughing Если вы такой умный, то хоть глаза откройте что ли! Россия сейчас бульдозером в Африку прет и Судан, это больше логистические ворота в Центральну Африку, чем чистый ПМТО! Живите настоящим и будущем, а не прошлым...и к вам потянутся люди!
    2. -1
      4 марта 2023 06:46
      Что мы там потеряли?
      Будет где сапоги помыть в океане winked
    3. +2
      4 марта 2023 13:35
      Цитата: Силуэт
      С Черным морем толком разобраться не можем, а в Индийский океан лезем. Что мы там потеряли?

      Рынки сбыта .
      Индия на порядок увеличила импорт русской нефти , угля , а запросы ещё больше . С балтийского завода СПГ Газпрома и из Арктики этим маршрутом пойдут газовозы (уже) . База позволит обеспечивать безопасный трафик , защиту от пиратов и демократических разбойников . Плюс техподдержка кораблям ВМФ при межфлотских переходах .
      Цитата: Силуэт
      Поставят там одну древнюю плавмастерскую и будут щеки надувать по всем телеканалам какие мы крутые.

      Посмотрите на бывший пункт МТО в Тартусе smile , как Вам ? Полноценная ВМБ с внутренним бассейном и местами базирования для 11 боевых кораблей , включая те , что с ЯЭУ .
      А эта будет попроще , но пара корветов или даже один фрегат с "Ониксами" и группой морской пехоты , обеспечит безопасность от пиратов 21 века в зоне с самым плотным трафиком на планете . .
      Цитата: Силуэт
      С Черным морем толком разобраться не можем

      Там на суше сперва разобраться надо , чтоб Флоту в одну калитку с берега ПКР не получать .
      А Флот надо просто СТРОИТЬ . Тогда он и будет .
  6. +9
    3 марта 2023 10:04
    Наш лидер в то время надеялся, что США достойно оценит его решение уйти с Кубы и Вьетнама. Но просчитался.
  7. +4
    3 марта 2023 10:55
    уникально и расположение Порт-Судана. С одной стороны, стратегический Баб-эль-Мандебский пролив, а за ним большая база НАТО в Джибути. С другой – не менее стратегический Суэцкий канал.

    ПМТО в Порт-Судане не за проливы и каналы, он за ЦАР, Мали и другие остановки по этой дороге! Ну и конечно тыловое обеспечение проходящих российских кораблей!
    И да...на заглавном фото Мальта, автор, вы сейчас самомнение суданцев до небес подняли! laughing
  8. -3
    3 марта 2023 15:35
    Флот в России не поднимится с колен.
    Да и Кремль в этом незаинтересован , так как это дело морских дел .
  9. +1
    3 марта 2023 16:01
    Умиляют комментирующие: база под вопросом- плохо; база будет- плохо. Причём, заметил что это стонут одни и те же люди. Слушайте, вам бабы что ли не дают, вы такие капризульки... )))
  10. -Господин президент, как вы прокомментируйте решение вашей страны по созданию пункта МТО ВМС России в вашем порту ?!
    -Эээээ...кеше,мелькюрдюк...башмелле трактора,сеялки...уч мукудук...самалетами кюшт...АЗС халявища, мещок риса кажьдаму....Америка гомосекши... Рассия пака можна ! Уфффффь... харащё палющиляся... РУДН -слава !
  11. -2
    3 марта 2023 20:56
    Судан в моём понимании какая-то экзотика никчёмная. Как альтернативу предложил бы договориться с Ираном по принципу пары в Сирии для ВМФ и ВКС. Всё-таки нас объединяет общий противник, надёжное сообщение через Каспий и, возможно, ж/д по берегу. Красное море контролирует только короткий путь нефтегазовых потоков в Европу/Америку, но начинаются они в Персидском заливе. Присутствие в Индийском океане дешевле будет организовать строящимися новыми Ту-160М, дешевле и оперативнее чем кораблями первого ранга. Ну это если по-взрослому, а не только "флаг демонстрировать".
  12. -1
    4 марта 2023 23:38
    Цитата: Шарнхорст
    Судан в моём понимании какая-то экзотика никчёмная. Как альтернативу предложил бы договориться с Ираном по принципу пары в Сирии для ВМФ и ВКС. Всё-таки нас объединяет общий противник, надёжное сообщение через Каспий и, возможно, ж/д по берегу. Красное море контролирует только короткий путь нефтегазовых потоков в Европу/Америку, но начинаются они в Персидском заливе. Присутствие в Индийском океане дешевле будет организовать строящимися новыми Ту-160М, дешевле и оперативнее чем кораблями первого ранга. Ну это если по-взрослому, а не только "флаг демонстрировать".

    Обеспечить присутствие ТУ-160, это как? Это вы возможные пуски ПКР , так это не присутствие, а война, обозначить присутствие это несколько другое, да и как наведуться эти ПКР без разведки?Другой вопрос что вообще даст обозначение присутствия в тех краях?...
  13. 0
    5 марта 2023 19:26
    Будет пункт базирования, построят причальную инфраструктуру, склады и поставят ПМку, очень правильный ход! Тартус ВМБ, а еще авиабаза в Хмеймиме, будет опорой, а Судан, дальнейшее движение вперёд. При СССР, не без помощи «друзей», США, потеряли базу в Сомали. Самое любопытное и американцы, там получили, по «личику».