ВВС США заказали самолеты ДРЛОиУ Boeing E-7A Wedgetail

25
ВВС США заказали самолеты ДРЛОиУ Boeing E-7A Wedgetail
E-7A в окраске ВВС США - пока это только трехмерное изображение


В течение нескольких последних десятилетий ВВС США эксплуатируют самолеты дальнего радиолокационного обзора и управления Boeing E-3 Sentry. Несмотря на регулярные ремонты и модернизации, такая техника уже устарела морально и физически, из-за чего требует замены. С этой целью компании Boeing выдали контракт на разработку новой модификации существующего самолета ДРЛОиУ E-7A Wedgetail, отвечающей требованиям ВВС США.



Контракт и планы


Серийное производство самолетов E-3 было освоено в середине семидесятых годов. В 1977 г. первые «Сентри» достигли оперативной готовности и начали полноценную службу. Строительство такой техники для ВВС США и иностранных заказчиков продолжалось до 1992 г., и к этому времени собрали ок. 70 самолетов.

Несколько лет назад Пентагон принял решение о замене имеющихся E-3 самолетом нового типа, и в течение некоторого времени изучал потребности ВВС и предложения промышленности. В апреле 2022 г. ВВС официально объявили, что в 2027 г. на вооружение должен будет поступить самолет Boeing E-7A Wedgetail в доработанной версии.

Министерство ВВС запустило соответствующую программу и сформировало управление, ответственное за ее реализацию. Затем управление и подрядчик провели консультации и согласовали условия дальнейших работ. По итогам этих мероприятий, 28 февраля 2023 г. министерство выдало компании Boeing заказ на выполнение проекта стоимостью 1,2 млрд долл.


Компания-подрядчик получила тактико-техническое задание от Пентагона и должна разработать по нему обновленный вариант самолета E-7A. Работы будут проводиться в ускоренном порядке. К августу 2024 г. «Боинг» должен построить и вывести на испытания два опытных самолета. В течение нескольких следующих лет они пройдут все необходимые проверки, после чего будут приняты на вооружение.

Согласно нынешним планам, серийное производство E-7A в «американской» конфигурации начнется уже в 2025 г. Его собираются продолжать до 2032 ф.г., и к этому времени должно быть построено 24 самолета. Вместе с уже заказанными прототипами ВВС в итоге получат 26 новых бортов.

Первые E-7A попадут в строевые части и начнут службу не позднее 2027 г. Последние должны будут поступить в эксплуатацию в первой половине тридцатых. Параллельно с получением новых самолетов ВВС будут отказываться от имеющихся E-3. По всей видимости, последние Sentry завершат службу уже в следующем десятилетии.

Не первый заказчик


Самолет ДРЛОиУ E-7A Wedgetail разрабатывался американской компанией Boeing, но США стали далеко не первым покупателем такой техники. Дело в том, что этот проект разрабатывался по инициативе иностранного заказчика, а теперь Пентагон желает воспользоваться готовым результатом.


Австралийский E-7A

История проекта E-7A восходит к середине девяностых годов, когда Минобороны Австралии запустило программу Wedgetail. Ее целью было создание нового самолета ДРЛОиУ и последующая закупка нескольких таких машин. Победителем программы стала компания Boeing с новым проектом E-7A или «737 AEW&C». В 1999 г. она получила заказ на строительство четырех самолетов с опционом на три единицы.

Первые два самолета для Австралии были собраны в США. Их передача заказчику ожидалась в 2006 г., но из-за проблем с доводкой электроники состоялась только в 2009-м. К 2012 г. на австралийской площадке «Боинга» построили еще четыре самолета. Третий самолет из опциона строить не стали. В 2012-м эскадрилья ДРЛОиУ достигла начальной оперативной готовности. В 2014 г. E-7A впервые были привлечены к реальной операции – они участвовали в поисках пропавшего малазийского авиалайнера.

В 2006 г. Южная Корея заказала четыре самолета. Первый передали заказчику в 2010 г, последний – в 2012-м. К середине десятилетия началась их полноценная эксплуатация, продолжающаяся до сих пор.

Так же в 2006 г. компания Boeing подписала соглашение с Минобороны Турции о разработке специальной модификации E-7A. На самолете под названием E-7T Barış Kartalı предполагалось использовать радиоэлектронные средства турецкой разработки. В 2007 г. первый E-7T вышел на испытания, а на вооружение его приняли в 2014-м. К концу 2015-го заказчик получил еще три борта.

В марте 2019 г. очередным заказчиком E-7A стала Великобритания. Она желала получить пять самолетов в доработанной версии Wedgetail AEW1. Первый из них поступит на вооружение в 2023-24 гг. При этом существует риск сокращения серии и/или переноса срока поставок в связи с финансовыми и организационными проблемами.


Самолеты ВВС Южной Кореи

Вооруженные силы США до определенного времени не проявляли интереса к проекту Wedgetail. Лишь в 2019 г. его впервые упомянули в контексте будущей замены наличных самолетов E-3. Затем прошли необходимые мероприятия, по результатам которых на днях подписали первый контракт на строительство техники. В ближайшем будущем ожидается появление заказа на серийные самолеты.

Технические особенности


Самолет ДРЛОиУ E-7A выполнен на основе пассажирского лайнера Boeing 737NG в варианте с повышенным запасом топлива. При разработке специального самолета сохранили исходный планер, однако на нем появились новые агрегаты. Силовая установка и общесамолетные системы были доработаны с учетом эксплуатации в вооруженных силах. Внутренние отсеки были перекомпонованы и получили новое оснащение. Так, за кабиной пилотов поместили помещение для операторов, за ним находится салон для отдыха, а прочие объемы отданы под аппаратуру.

Получившийся самолет по размерам и массе практически не отличается от Boeing 737NG. Его длина достигает 33,6 м, размах крыла – менее 36 м. Пустой самолет весит 46,6 т, максимальная взлетная масса – 77,6 т. Два двигателя CFM56-7B27A обеспечивают крейсерскую скорость 850 км/ч и дальность полета на одной заправке до 6500 км. Имеется оснащение для дозаправки топливом в полете. Летный экипаж состоит из двух человек.

На E-7A устанавливается многоцелевая радиолокационная станция Multi-role Electronically Scanned Array (MESA) разработки Northrop Grumman. Это станция L-диапазона с двумя активными ФАР бокового обзора и электронным сканированием. Антенное устройство РЛС выполнено в виде прямоугольного блока, на обеих сторонах которого помещены приемно-передающие элементы. Антенна смонтирована сверху на фюзеляже под характерным плоским обтекателем длиной 10,8 м и высотой 3,4 м. В отличие от «гриба» на E-3, антенна станции MESA является неподвижной.


Турецкий E-7T

MESA обеспечивает круговой обзор и способна засекать воздушные, наземные и надводные цели. Для крупных воздушных объектов максимальная дальность обнаружения превышает 600 км, для истребителей – 370 км. Надводный корабль класса фрегат виден с 240 км. Имеется режим радиоэлектронной разведки. В этом случае дальность обнаружения излучающих объектов может превышать 800-850 км.

Вычислительный комплекс MESA одновременно сопровождает 180 целей. По 24 одновременно может выдаваться целеуказание огневым средствам или авиации. Для передачи данных используются стандартные натовские средства связи. В зависимости от модификации самолета, работой РЛС и других средств управляет 8-10 операторов, каждый из которых имеет автоматизированное рабочее место.

Выгодная замена


В целом новый самолет ДРЛОиУ E-7A имеет заметные преимущества перед существующим E-3. Главное – его новизна. ВВС США получат самолеты новой постройки, ресурса которых хватит на несколько десятилетий службы. Кроме того, Wedgetail построен на современной платформе с высокими характеристиками и несет актуальное радиоэлектронное оснащение.

E-7A существенно меньше и легче старого E-3, но имеет сопоставимые летно-технические характеристики. При этом обеспечен рост всех основных рабочих параметров. Современная РЛС MESA отличается повышенной дальностью обнаружения, сопровождает больше целей, но при этом потребляет меньше электроэнергии.

Самолет с таким сочетанием тактико-технических характеристик и оперативных возможностей действительно представляет большой интерес для ВВС США. Он сможет стать полноценной заменой имеющимся бортам, а также должен будет положительно повлиять на общие возможности воздушного флота ДРЛОиУ. Впрочем, положительные последствия от переоснащения этой части ВВС проявятся лишь в отдаленной перспективе. Строительство 26 самолетов займет порядка десяти лет, а до их получения Пентагону придется использовать стареющие «Сентри».
25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    3 марта 2023 04:53
    Статья познавательная...наш враг развивает эту технику...а что же на нашем фронте? В свете постоянных атак беспилотников укронациков тыловых районов России через различные лазейки такие самолеты ДРЛО ой как нужны уже сейчас и не в единичных экземплярах.
    Благодарю автора за труд.
    1. +7
      3 марта 2023 06:35
      благодаря определенным личностям до сих пор находящимся в руководстве страны у нас проблемы с выпуском обычных грузовых и пассажирских самолетов, по специальным так и вообще полный швах...
    2. +3
      3 марта 2023 15:10
      Сначала надо научиться сами самолеты ДРЛО охранять от беспилотников.
      1. 0
        4 марта 2023 23:46
        Цитата: Дмитрий Ригов
        научиться сами самолеты ДРЛО охранять

        Это конечно была эпичная просто акция. Взять и долететь себе спокойно, облететь, сесть, попрыгать на тарелке. Я думаю если не будет принято мер, то через пару месяцев ко всем возможным ЛА ВКС РФ полетят такие гости.
    3. +2
      4 марта 2023 17:01
      ВКС РФ должны использовать наработки ПВО СССР!
      Нужно в оперативном тылу повесить привязные высотные аэростаты с контейнерами радиоэлектронной разведки! Такое было на советских Северах.
      Даже если украинцы собьют аэростат, то это обойдётся им очень дорого по деньгам, а блок спустится на парашюте и можно будет его поднять с на новом аэростате с копеечной оболочкой. Можно даже с целью экономии использовать не гелий, а водород.
  2. 0
    3 марта 2023 08:16
    России сейчас нужны поменьше и подешевле. Для работы со своей территории. Но главное связь! Качественная, шифрованная и стабильная.
  3. 0
    3 марта 2023 09:54
    В странах НАТО давно переходят на коммерческие лайнеры для установки АВАКС.
    Чего не делать ДРЛО на Ту214(204) там есть "дальние версии " для полетов на ДВ. ТРД серийные ПС90А.
    1. +3
      3 марта 2023 10:38
      Цитата: Zaurbek
      Чего не делать ДРЛО на Ту214(204) там есть "дальние версии " для полетов на ДВ. ТРД серийные ПС90А.

      Сколько у нас над А-100 бьются? А ведь там уже давно отработанная платформа, на которой ещё во времена А-50 выявлены все возможные проблемы (в первую очередь - по ЭМ-совместимости).
      1. 0
        3 марта 2023 14:46
        Да можно и пару Боингов у Аэрофлота реквизировать, раз уж дело только в самолёте...
        1. 0
          6 марта 2023 10:35
          Цитата: Егор Адашев
          Да можно и пару Боингов у Аэрофлота реквизировать, раз уж дело только в самолёте...

          За что ж Вы так не любите нашу промышленность? Переделывать коммерческий борт под военные требования, да ещё и в вариант носителя мощной РЛС - при этом не имея КД на базовую машину и возможности закупки частей и агрегатов для неё.
    2. 0
      3 марта 2023 17:36
      Цитата: Zaurbek
      В странах НАТО давно переходят на коммерческие лайнеры для установки АВАКС.
      Чего не делать ДРЛО на Ту214(204) там есть "дальние версии " для полетов на ДВ. ТРД серийные ПС90А.

      Ил-76 предпочтительнее, он может садиться в поле, а Ту-204 нет.
      1. Eug
        +1
        4 марта 2023 20:36
        Экономичность Ил-76 гораздо хуже, чем у Ту-204/214 - и по двигателям, и по ометаемой воздухом площади. Вопрос, поместится ли в Ту та же аппаратура, что и в Ил. Если с техникой проблем не будет, то, как по мне, Ту в качестве ДРЛО предпочтительнее, особенно если будет и его противолодочный вариант. Но захотят ли ВКС примать на вооружение новый для себя тип лайнера?
        1. 0
          6 марта 2023 10:37
          Цитата: Eug
          Но захотят ли ВКС примать на вооружение новый для себя тип лайнера?

          И с каких пор Ту-214 стал новым для ВКС? wink
      2. 0
        7 марта 2023 13:51
        Много раз "садились в поле" А50? Со времен создания? Перенесет ли сама аппаратура такую посадку? И сравнимый Ил96-400 с теми же ТРД улетит дальше и повезет больше.
  4. +2
    3 марта 2023 20:09
    Не ясно, как плоская антенна обеспечивает круговой обзор.
    1. 0
      3 марта 2023 20:46
      Под обтекателем 2 фар направленных в противоположных направлениях . Вы же не спрашиваете почему на Бёрке ничего не вращается . А малое расстояние между антеннами позволяет уменьшить до 2 штук .
    2. 0
      3 марта 2023 21:26
      Легко. Там АФАР, он состоит из огромного числа передающе/приемных антенн.


      Они расположены по обе стороны «ножки» и в навершие антенны.


      Это дает два огромных полотна АФАР направленные в бок самолёта и еще два небольших полотна направленных в хвост и нос.

      ДРЛОиУ вышел выдающимся, можно даже сказать идеальным.
  5. +1
    4 марта 2023 17:06
    Цитата: AlAvis
    Под обтекателем 2 фар направленных в противоположных направлениях . Вы же не спрашиваете почему на Бёрке ничего не вращается . А малое расстояние между антеннами позволяет уменьшить до 2 штук .

    Мощность сигнала вдоль оси самолета будет такая же как и перпендикулярно оси?
    1. 0
      6 марта 2023 00:58
      Цитата: Pavel57
      Мощность сигнала вдоль оси самолета будет такая же как и перпендикулярно оси?

      Нет. Но самолёты ДРЛО летают восьмерками, угол обзора АФАР на память градусов 150, перекладка самолёта с борта на борт в мертвой зоне больших антенн будет занимать считанные секунды. Зона интереса самолёта ДРЛО как правило находится только с одной стороны от него.
      1. 0
        6 марта 2023 22:03
        угол обзора АФАР на память градусов 150
        С какого перепугу? Обычно для плоского полотна считают плюс/минус 60, но забывают добавить, что на 60 градусах отклонения потери в сигнале только по теории составят 2 раза (законы геометрии) в реалии еще больше, а на 75 градусах вообще почти в 4 раза, и это все перейдет в дальность обнаружения.
        1. 0
          8 марта 2023 19:48
          Цитата: Hexenmeister
          что на 60 градусах отклонения потери в сигнале только по теории составят 2 раза (законы геометрии) в реалии еще больше, а на 75 градусах вообще почти в 4 раза

          Компенсируется (по теории) увеличением соответсвенно в 2 и в 4 раза количества используемых излучателей.
          1. 0
            8 марта 2023 21:01
            Это если они туда влезут, но тут же вылезут другие проблемы, которые только усугубят проблемы.
            1. 0
              9 марта 2023 00:32
              Цитата: Hexenmeister
              Это если они туда влезут, но тут же вылезут другие проблемы, которые только усугубят проблемы.

              Конечно! И поэтому линейный размер полотна антенны в азимутальной плоскости намного больше, чем в угломестной. Следовательно и излучателей в азимутальной плоскости намного больше. Конечно, лучше всего - вращающаяся антенна с возможностью двумерного электронного сканирования (ФАР). Но задачи этого самолета диктуют длинну волны, "размер" антенны и, следовательно, размер обтекателя. А размер обтекателя через аэродинамику диктует размеры и аэродинамику самолета, которые соответсвуют боингу-707, Ил-76. Так как выбран Боинг-737, то размер обтекателя, и "размер" антенны, надо уменьшать. А это делать нельзя. Поэтому используют такую "длинную" в азимутальной плоскости ФАР без механического сканирования. Вполне приелемое техническое решение.
      2. 0
        7 марта 2023 13:54
        Евреи еще практикуют установку АФАР под носовым обтекателем.. и тогда вперед - полноценный обзор.
  6. 0
    22 апреля 2023 07:43
    А у нас на этом направлении....как всегда, "не имеющее аналогов в мире". Реально, пора сажать и расстреливать за такое "развитие" ВС