Волжские авианосцы Гражданской войны

38
Волжские авианосцы Гражданской войны
На палубе волжского «авианосца» «Коммуна»


Гражданская война – наиболее острая форма
разрешения накопившихся социальных противоречий
внутри государства.

«Википедия»

История гражданских войн. Две самые значительные гражданские войны – война Севера и Юга в США 1861–1865 гг. и Гражданская война между белыми и красными в России в 1918–1922 гг. оставили по себе неизгладимую память. В том числе и о том, какими техническими средствами она велась.



Интересно, что, несмотря на разницу практически во всем, между этими двумя войнами существует вполне реальное сходство: использование индустриального потенциала больших городов. В США он был задействован для создания речных и морских броненосцев, осуществлявших морскую и речную блокаду южных штатов. У нас в России вооруженные пушками речные пароходы ни в какое сравнение с броненосцами северян и южан не идут. По-видимому, ни уровень развития промышленности в Поволжье, ни военные потребности здесь не были таковы, чтобы вызвать к жизни появление и на Волге кораблей, подобных «броненосцам коричневой воды», хотя тюками с хлопком волжские боевые суда и бронировались.

Но зато промышленный потенциал центра был использован для строительства бронепоездов, сыгравших исключительно важную роль в разгроме белогвардейцев, хотя бронепоезда были и у них.

Но вот что любопытно, хотя на той же Волге броненосцы построены не были, именно там были использованы суда-авианосцы, более соответствовавшие тогдашним требованиям времени. О них сегодня наш рассказ…

А было так, что едва только была сформирована Волжско-Каспийская военная флотилия, как ей были приданы аэропланы. Но где им было базироваться?

Решили, что нет ничего лучше, чем перевозить их на большой нефтеналивной барже, а запускать с воды, поскольку это были гидросамолеты – летающие лодки конструктора Григоровича М-9.


Гидросамолет М-9 на воде

Сказано – сделано. Под авианосец была переоборудована нефтеналивная баржа «Франция», переименованная в «Коммуну». Причем на палубе баржи разместили не только 6 гидросамолетов М-9, но и три колесных «Ньюпора-17». Настолько она оказалась длинной и просторной!

Самым сложным с точки зрения техники было обеспечить спуск гидросамолетов на воду и, соответственно, их обратный подъем на борт баржи. Самым простым, хотя и не самым лучшими решением, оказались краны. С их помощью самолет зацепляли тросами за крылья и выводили за борт, после чего опускали на воду, с которой он и взлетал.

На других баржах на бортах или корме были устроены пологие деревянные спуски на воду, по которым летающие лодки сталкивали на воду, а по возвращении вытягивали на палубу. В Волжско-Каспийской флотилии, таким образом, было переоборудовано в «авианосцы» четыре баржи.

Длина той же баржи «Коммуна» составляла 139,77 м при ширине 19,08 м. Мачта и выступающие из палубы трубы для заливки нефти в танки с нее были сняты. Придумали для большего удобства спуска самолетов часть отсеков корпуса заполнять водой. Осадка при этом увеличивалась, и деревянные сходни притапливались сильнее. Спуск самолетов осуществляла команда из 10 человек.

Интересно, что позаботились красные моряки и о вооружении этой баржи, на случай нападения самолетов противника: на ней было установлено две 37-мм зенитные пушки и несколько пулеметов.

Баржа «Свобода» имела длину 104,9 м и ширину 15,9 м и вмещала шесть самолетов М-9. Спуск и подъем самолетов с каждого борта осуществлялся двумя поворотными кранами.

На третьей барже «Посейдон» (94,5 м на 15,22 м) деревянный спуск был устроен на корме. Для спуска самолетов на воду кормовые отсеки баржи заполнялись водой, и она оседала так, что самолеты можно было сталкивать в воду без особого труда.

Большим недостатком всех советских волжских авианосцев было отсутствие на них ангаров. Самолеты находились на палубах открыто и подвергались воздействию стихий, что приводило к их быстрому износу. Поэтому в 1919–1920 гг. на Сормовском заводе ангарами была оборудована баржа «Смерть» (длина 153,7 м, ширина 23,5 м). Её верхнюю палубу очистили от всех выступающих деталей, зашили досками и поставили два деревянных ангара, вмещавших до 10 летающих лодок М-9. Между ними хватало места для того, чтобы выводить из них самолеты и по слипам спускать на воду.

Поскольку все волжские авианосцы были несамоходными, их приходилось буксировать приданными им кораблями-буксировщиками, что, разумеется, сказывалось на их скорости, особенно, когда судам приходилось идти вверх по Волге, то есть против течения. Вели на буксире за «авианосцами» и баржу-гусяну, на которой находились боеприпасы для самолетов.


Внешний вид баржи-авианосца. Рисунок из журнала «Моделист-конструктор» № 10, 1981 г.

Надо отметить, что хотя самолетов на баржах-авианосцах базировалось не так уж и много, они активно участвовали в боях с белогвардейцами. Прежде всего они вылетали на разведку, что помогало выявлять замаскированные на правом берегу, покрытом густой растительностью, батареи белых, доставлявшие красным судам немало неприятностей.

Выяснив расположение батареи, летчики нередко сами ее бомбили, сбрасывая на них небольшие бомбы, и обстреливали из пулеметов, но главное – передавали её координаты на плавбатареи, вооруженные крупнокалиберными орудиями, которые и расстреливали позиции белых издали.

А те не могли с успехом отвечать на их огонь, поскольку, как правило, располагали лишь 76,2-мм пушками Обуховского завода.


Волжская беляна. Почему-то никому не пришло в голову, что на базе этого судна можно создать совершенно непотопляемый авианосец для колесных аэропланов…

Вторым видом оружия, очень широко использовавшимся в то время, были боевые стрелы. Счет на них вели пудами, грузили в специальные ящики, а то и просто мешки и, набрав высоту, вываливали их содержимое за борт. При падении с высоты около тысячи метров стрела приобретала такую скорость, что пробивала, попав в голову, насквозь человека, сидящего на лошади. Большой урон терпели и вражеские аэропланы, если их удавалось подстеречь на аэродроме. Стрелы пробивали их насквозь и легко выводили из строя их оборудование.

Ну и, конечно, наши красновоенлеты сбрасывали на противника листовки. Это считалось важной частью боевой работы, причем иногда и бомбы, и стрелы, и листовки сбрасывались за один полет едва ли не одновременно.

Идея красных белым понравилась, и в начале лета 1919 года они в Перми решили переоборудовать деревянную баржу «Данилиха» под «авиаматку». Оснастили её ангаром на четыре секции, в каждой из которых помещался один самолет М-9. Ангары закрывались с обеих сторон легкими деревянными воротами-створками, скользящими по рельсам. Спуски также перемещались по рельсам, которые были прикреплены к бортам. Поскольку спуски скользили вдоль бортов, то их можно было передвинуть к любой нужной секции, что было, разумеется, весьма удобно.

Но повоевать этой авиабарже так и не пришлось. Уже в июле 1919 года «Данилиху» в Перми захватили красные, а затем, отступая, просто её сожгли.


Макет беляны в музее Саратова

Хотя Гражданская война и закончилась, опыт её пригодился в 1928 году, когда на Амуре башенную канонерскую лодку «Вихрь» переоборудовали в несамоходный авиатранспорт, на котором базировалось четыре гидросамолета МР-1. Назвали его «Амур».

Палубу очистили от надстроек, оставив только бронированную рубку. А для самолетов устроили большой ангар. Кроме того, были оборудованы склады и мастерские, а для личного состава – жилые помещения. Интересно, что слипом для спуска самолетов на воду служила задняя стенка ангара, откидывающаяся на тросах вниз.

Но в 1933 году «Амур» опять переименовали, на этот раз в «Дальневосточный комсомолец», и вновь превратили в канонерскую лодку.


Личный состав 68-го речного авиаотряда на фоне авиаматки «Амур»

Но тем не менее самолеты, базировавшиеся на «Амуре», внесли свою лепту в боевые действия Красной Армии в этом районе. Они несколько раз вылетали для бомбардировки позиций «белокитайцев», а во время высадки на берег десанта красноармейцев рассеяли пулеметным огнем конный отряд противника, пытавшийся атаковать десантников.

Понятно, что вооружение разведчиков было очень слабым, но, как бы то ни было, противник, никак не ожидавший атаки с воздуха, понес серьезные потери.

Правда, в дальнейшем опыт создания речных авианосцев на базе нефтеналивных барж себя явно не оправдал, и в годы Великой Отечественной войны ничего подобного ни на Волге, ни в других местах не создавалось. Хватало и наземных аэродромов.
38 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    8 марта 2023 04:14
    В школе книгу художественную читал , название уж не помню . Как раз про эти параходы. Запомнилось название одного из параходов "Волгарь-доброволец".
    1. +9
      8 марта 2023 07:48
      Удивительно, но я отдельных работ по теме Волжских «авианосцев» не встречал. Даже в добротных работах о речном флоте - максимум два-три абзаца.
      Так что Вячеславу Олеговичу и правда огромная благодарность за данную работу!
      1. +4
        8 марта 2023 08:06
        Насколько я помню там ьыло про авианосцы не так уж много, а сюжет о юном краснофлотце, как раз на волгаре служившем
    2. BAI
      +4
      8 марта 2023 10:58
      Как раз про эти параходы. Запомнилось название одного из параходов "Волгарь-доброволец".

      Да, есть такая книга. Тоже читал и тоже название не помню
    3. +5
      8 марта 2023 17:10
      Цитата: гагрид
      В школе книгу художественную читал , название уж не помню .
      "Корабли атакуют с полей"?
      1. +4
        8 марта 2023 17:37
        А ведь точно. Она. Спасибо за название.
  2. +12
    8 марта 2023 04:38
    Вячеслав Олегович, спасибо за статью!
    Интересно и содержательно!
    1. +13
      8 марта 2023 08:40
      Присоединяюсь!Только фото "маловато будет".Счаз поможем,чем можем.
      Самолеты на палубе «Коммуны» размещались открыто
      Баржа «Данилиха», до переоборудования в авиатранспорт.Серьезным недостатком этой авиабаржи была малая высота ангаров, ибо при самостоятельном заходе на аппарель (при работающим моторе) самолет задевал концами винта его верхнюю балку и ломал винт.
      1. +14
        8 марта 2023 08:45
        А вот и главный герой статьи крупным планом
        Плавучий авиангар «Амур»
        К «Амуру» был прикреплен колесный буксир со стальным корпусом «Сильный». Водоизмещение 190 т, длина 55,70 м, ширина габаритная 16,60 м, паровая машина Compaund мощностью 450 л.с, скорость полного хода (без воза) 19,5 км/час, дальность плавания экономическим ходом (17,5 км/час) 684 км. Построен в 1910 году на з-де Кунцевская верфь (Нижний Новгород), входил в состав Амурской флотилии, в 1918 году захвачен японцами и уведен (1920 г.) на Сахалин в 1925 году возвращен СССР, в 1926 году переклассифицирован в минный заградитель.
  3. +9
    8 марта 2023 04:44
    Волжская беляна. Почему-то никому не пришло в голову, что на базе этого судна можно создать совершенно непотопляемый авианосец для колесных аэропланов…
    Может потому что пришло в голову что несгораемым то он точно не станет...
    1. 0
      8 марта 2023 07:58
      Сырое, свежеспиленное дерево горит очень плохо.
      1. +7
        8 марта 2023 10:23
        Цитата: kalibr
        Сырое, свежеспиленное дерево горит очень плохо.

        А также активно усыхает изменяя размеры и форму. Делать авианосец на сезон, в котором вся команда будет непрерывно бороться за живучесть, автор, как обычно, фонтанирует прожектами.
        1. 0
          8 марта 2023 12:51
          Цитата: ИванИванычИванов
          А также активно усыхает изменяя размеры и форму.

          А палуба "Коммуны" из досок не усыхала и не меняла размеры?
          1. +4
            8 марта 2023 14:11
            Эта палуба, уж точно не делалась из сырого леса, дураков нема. А разговор про корпус Беляны из сырого леса. Беляна делалась на 1 раз, только бы доплыть. Воду из нее откачивали беспрерывно. Хороший авианосец? Она похожа на авианосец - любой первоклашка подтвердит. Но быть и казаться - разные вещи, уж любой взрослый это должен понимать. Непотопляемость Беляны неплоха, но за счет внутреннего обьема, (заполненного сырым лесом) который на авианосце не нужен разве? Про остойчивость вообще разговор не идет. В общем - как обычно - " 7 параллельных красных линий в виде котика"
      2. +7
        8 марта 2023 11:16
        Цитата: kalibr
        Сырое, свежеспиленное дерево горит очень плохо.

        Хуже стали? И про очень плохо - не надо сказок. Разжечь может и проблема, а вот горит очень хорошо.
        1. -1
          8 марта 2023 12:54
          И чем бы его белые разжигали? Бидонами с керосином, сбрасываемыми с самолетов? Тогда почему они их на обычные "авианосцы" не бросали? Там же ангары деревянные были, палубы деревянные, самолеты... фанерные - гори- не хочу!
          1. +4
            8 марта 2023 15:15
            Цитата: kalibr
            И чем бы его белые разжигали? Бидонами с керосином, сбрасываемыми с самолетов?
            Белые? Бензин и без "белых" вещь сама по себе крайне пожароопасная, если Вы вдруг не в курсе...
            А так, бомбы на основе снарядов к трёхдюймовке могли быть и ОФ (мелинит или тротил) и зажигательными.

            Цитата: kalibr
            Тогда почему они их на обычные "авианосцы" не бросали?
            Может потому что вообще на авиатранспорты ничего не бросали. Или потому что у "белых" авиации намного меньше было.


            Цитата: kalibr
            Там же ангары деревянные были, палубы деревянные, самолеты... фанерные - гори- не хочу!
            А сам корабль - нет. И на металлическом корабле борьба с пожаром дело трудное, но вполне возможное. В отличие от деревянного.
            В общем деревянный корабль сжечь намного проще чем потопить. Недогадливые большевики это понимали, в отличие от Вас.
            1. 0
              8 марта 2023 15:26
              Цитата: Владимир_2У
              Может потому что вообще на авиатранспорты ничего не бросали. Или потому что у "белых" авиации намного меньше было.

              А почему тогда стали бы бросать на авианосец из беляны? И о применении зажигательных бомб что-то нет нигде упоминаний. Небольшие осколочные и стрелы - вот и все чем располагали обе стороны.
              1. +4
                8 марта 2023 16:44
                Цитата: kalibr
                А почему тогда стали бы бросать на авианосец из беляны?
                По Вашему единственной причиной пожара может быть бомбёжка с воздуха? То что мог быть артобстрел, по речному кораблю, элементарное возгорание в ангаре - Вы совсем исключаете? Ах да, ещё и задачи никто не ставил - уничтожить авиатранспорт.

                Цитата: kalibr
                Небольшие осколочные и стрелы - вот и все чем располагали обе стороны.
                Осколочная бомба - вообще то вполне способна к поджогу даже не авиабензина, а деревянных конструкций, с температурой взрыва тротила более 2000 гр.Ц. Ну и задачи об уничтожении авиатранспорта никто не ставил. А то ведь зажигательные авиабомбы не слишком сложнее осколочно-фугасных. И в РИ активно разрабатывались, как и снаряды.

                Кстати несостоятельность беляны как боевого корабля не только в её нестойкости к пожару, как бы Вы не упорствовали в обратном, и даже не в её самопроизвольной деформации, а ещё и в огромном для её размеров весе. Эти беляны строились только для сплава ВНИЗ по реке, если Вы понимаете о чём я...
                В общем недогадливые большевики технически были сильно подкованнее Вас.
                1. 0
                  8 марта 2023 18:51
                  Цитата: Владимир_2У
                  Эти беляны строились только для сплава ВНИЗ по реке, если Вы понимаете о чём я...

                  У меня здесь на ВО была большая статья про беляны, где я подробно про них все рассказал.https://topwar.ru/109846-belyana-pochti-gotovyy-avianosec-dlya-volgi.html
                  1. 0
                    9 марта 2023 04:09
                    Цитата: kalibr
                    У меня здесь на ВО была большая статья про беляны, где я подробно про них все рассказал.

                    Пересказать и понять - далеко не одно и то же.
                    1. +2
                      9 марта 2023 10:15
                      Шпаковский только по "пересказать", а как только начинаются вопросы по существу то сразу :" Я художник, я так вижу" lol
              2. +1
                9 марта 2023 15:51
                Цитата: kalibr
                почему тогда стали бы бросать на авианосец из беляны?

                Не так все просто, Вячеслав Олегович.
                Морской авианосец, когда поднимает авиакрыло идет против ветра. Скорость ветра, плюс скорость самого корабля позволяют сократить взлетную скорость летательного апапарата и обойтись таким образом более короткой взлетной палубой.
                Но даже при этом, взлетки часто и густо не хватало и самолет падал в море. С "Беляной" такой фокус точно не провернуть.
                Кроме того, у нас (то есть в РИФ) и на море авианосцев толком не было, обходились авиатранспортами.
                В общем, между красивым и простым решением выбрали проверенное)
                Цитата: kalibr
                И о применении зажигательных бомб что-то нет нигде упоминаний.

                Дык их на коленке в большом количестве тоже не сделаешь, а с химической промышленностью в царской России прямо скажем ... не хорошо request
                1. PPD
                  0
                  23 мая 2023 09:38
                  Кроме того, у нас (то есть в РИФ) и на море авианосцев толком не было, обходились авиатранспортами.

                  А вот тут поспорю.
                  Не авиатранспорт, а гидроавиатранспорт.
                  А полноценные авианосцы- начальная проба пера- несколько позже. Их тогда нигде не было в 1 Мировой. У нас она перетекла в в Гражданскую, да еще и речка.
                  Мелкая, кстати тогда. А 1 классический авианосец, Аргус, конец 1918 года.
                  Один,пробный, можео сказать и точно не про Россию в Гражданской.
          2. +1
            8 марта 2023 17:26
            Цитата: kalibr
            И чем бы его белые разжигали? Бидонами с керосином, сбрасываемыми с самолетов? Тогда почему они их на обычные "авианосцы" не бросали? Там же ангары деревянные были, палубы деревянные, самолеты... фанерные - гори- не хочу!

            После Цусимы, где от японских фугасок на кораблях были множественные пожары из-за деревянных обломков палуб, шлюпок, мебели и т.д. - на всех военных кораблях начали резво избавляться от деревянных деталей.
            1. +1
              8 марта 2023 18:53
              Цитата: ИванИванычИванов
              на всех военных кораблях начали резво избавляться от деревянных деталей.

              Трудно было избавиться от дерева на деревянных волжских пароходах.Даже если корпус был металлический - все надстройки - деревянные.
              1. +1
                9 марта 2023 04:09
                Цитата: kalibr

                Трудно было избавиться от дерева на деревянных волжских пароходах.Даже если корпус был металлический - все надстройки - деревянные.

                А вот на нефтеналивной барже - достаточно просто.
      3. PPD
        0
        23 мая 2023 09:31
        Не в этом дело.
        Дело в самой конструкции белян.
        У беляны палубы нет, например.
        Большие делаются только на 1 раз.
        Да и мелкие долго неслужат.
        Авиация- штука довольно воспламеняющаяся, какое дерево там ни было бы. Дело тут в не том, что сгорит.
        Снаряды могут попасть, и.т.д.
        Корпус усыхает, его ведет, течет он все время.
        Груз укладывать надо на расстоянии от корпуса- подкладывая доски определенной толщины, и.т.д.
        Беляна- это по сути плот такой своеобразный.
        Она не подходит в принципе.
        Теперь о мониторах- не забывайте, гражданская война( время, силы, средства), да и Канал Волго- балт, шлюзы, и.т.д. нет их.
        Это с 1937года только.
        Кто этот монитор таскаять по мелям будет- а их там полно? Красные бурлаки?
        Это не баржу потерять.
        Этих полно.
        Потому и не использовали.
  4. +15
    8 марта 2023 06:29
    два деревянных ангара, вмещавших до 10 летающих лодок М-9.


    Вот на этом они летали, да ещё умудрялись воевать! Искреннее уважение. good



    Вячеславу благодарность за новую статью. smile
    1. +14
      8 марта 2023 08:46
      Ну да, МР-1 посолиднее на его фоне выглядит
  5. +12
    8 марта 2023 08:00
    . Две самые значительные гражданские войны – война Севера и Юга в США 1861–1865 гг. и Гражданская война между белыми и красными в России в 1918–1922 гг. оставили по себе неизгладимую память. В том числе и о том, какими техническими средствами она велась.

    Не менее яркое «родство» обоих войн, было борьба «за железную дорогу».
    Тут красные и белые по степени изобретательности оказались впереди всей ойкумены!
    Позже этот опыт брался за основу именно с Советской России, а не британцев, немцев и французов - которые формально имели паритет перед нами.
    1. +11
      8 марта 2023 08:02
      Да, нашу Гражданскую вполне можно назвать и войной бронепоездов! Кстати, у меня в романе ТРОЕ ИЗ ЭНСКА (первая книга) Подробно описано, как действует бронепоезд в Гражданской...
  6. +10
    8 марта 2023 08:44
    Вторым видом оружия, очень широко использовавшимся в то время, были боевые стрелы.

    Изобретение французских инженеров - флешетта. Правда сами французы их практически не использовали, а вот Германия и Россия использовали широко. Немцы на своих флешеттах, которые сбрасывали на французов, иногда писали Invention francaise, fabrication allemande (изобретено во Франции, изготовлено в Германии). Такой мрачный тевтонский юмор.
    Во время войны в Корее и Вьетнаме американцы идею возродили, создав кинетический авиационный боеприпас Lazy Dog.
  7. +13
    8 марта 2023 08:53
    Они несколько раз вылетали для бомбардировки позиций «белокитайцев», а во время высадки на берег десанта красноармейцев рассеяли пулеметным огнем конный отряд противника, пытавшийся атаковать десантников.
    Не только конных пулеметами гоняли.
    Флагман китайской флотилии канонерская лодка «Цзян-Хун».
    Интересно отметить, что это судно до 1944 года (уничтожен крейсер ПВО «Ниобе», 3512 т) считалось крупнейшим неприятельским боевым кораблем, потопленным советской морской авиацией.
    17 октября в Шанхайской прессе сообщили о поражении китайской военной флотилии на реке Сунгари, трех потопленных и четырех поврежденных канонерских лодках, а также о 1000 убитых матросов. За активное участие в разгроме китайских милитаристов постановлением ЦИК СССР от 23 марта 1930 года ДВФ была награждена орденом Боевого Красного Знамени, не обошли награды и летчиков.
    Летчики 68-го отряда, после награждения орденами Красного Знамени (слева Э.М. Лухт, получивший второй орден)
  8. 0
    8 марта 2023 20:58
    А до "Данилихи" у наших на Волге был какой-нибудь флот?
  9. 0
    18 марта 2023 04:17
    Muy interesante artículo. Gracias por escribirlo
  10. 0
    19 мая 2023 19:15
    Недавно прочитал новый роман Алексея Иванова Бронепароходы - там, как раз, описываются эти события в Поволжье и Прикамье.
    1. 0
      5 июня 2023 17:12
      Копия приказа, дед был капитаном, во время гражданской сошёл на берег, во время его отсутствия параход потопили.