Китайский авианосный кулак

34
Не так давно в состав военно-морских сил Народно-освободительной армии Китая был введен первый авианосец. Корабль «Ляонин» фактически представляет собой достроенный и переоборудованный авианосец «Варяг», который в свое время строился для ВМФ Советского Союза. После распада СССР с этим кораблем произошло немало событий, однако он все же был достроен и принят в эксплуатацию, пусть даже и не на родине. Однако в контексте китайских ВМС сейчас наибольший интерес представляет не сам «Ляонин», а некоторые высказывания официального Пекина относительно будущего подобных кораблей.



Бывший «Варяг», начиная с первых месяцев 2008 года, находился на одном из предприятий Китайской государственной судостроительной корпорации, где был приведен в современный вид. Сейчас, сдав корабль флоту и освободив некоторые производственные мощности, судостроители Корпорации делают самые смелые заявления. По словам главы Судостроительной корпорации Ху Вэньмина, Китай должен строить новые авианосцы. Более того, чиновник заявил о готовности Корпорации осуществлять подобные планы руководства страны, если они появятся. При этом Ху Вэньмин довольно оригинально ушел от ответа на самый интересный вопрос в таком контексте. Он заявил, что стране действительно нужны авианосцы и новые производственные мощности с большим потенциалом, однако ничего не сказал относительно нужного количества кораблей с авиационным вооружением. По его словам, такие вопросы должно решать руководство страны.

Слова Ху Вэньмина можно считать официальным подтверждением ряда слухов, циркулировавших на протяжении последних лет. Выходит, все те эксперты и любители военного дела, которые утверждали, что «Варяг»/«Ляонин» будет только первым китайским кораблем своего класса, оказались правы: Пекин действительно хочет и может развивать авианосный флот. Правда, подобные планы по-прежнему вызывают массу вопросов технического и военно-политического характера. К примеру, купленный Китаем «Варяг» принадлежит к советскому проекту 1143.3 и, как следствие, оснащается взлетным трамплином, что приводит к некоторым специфическим требованиям к палубным самолетам. Возможно, именно по этой причине перед созданием своего палубного истребителя Shenyang J-15 китайцы активно пытались уговорить Россию продать им некоторое количество самолетов Су-33. Однако после безуспешных переговоров Китаю пришлось выкупать у Украины один из прототипов российского самолета – Т-10К. Из-за этого готовый J-15 получился одновременно похожим на российский Су-33 и отличающимся от него.

По данным китайской прессы, 20 ноября истребитель J-15 совершил свою первую посадку на палубу «Ляонина». Фото- и видеоматериалы, равно как и официальный пресс-релиз, пока не публиковались. Если посадка действительно состоялась, то это значит, что программа испытаний нового самолета идет без особых задержек и принятие на вооружение состоится, как сообщалось ранее, в 2015 году. В то же время, какие-либо проблемы технического характера могут возникнуть почти на любой стадии работ. Дело в том, что купленный у Украины прототип Т-10К мог иметь различные недоработки, исправленные в дальнейшем, перед началом серийного производства доведенных Су-33. Тем не менее, даже при наличии технических проблем проект J-15 вполне может быть завершен к планируемому сроку. Разве что сравнение готового самолета с зарубежными аналогами может быть не в пользу китайских машин.

Что касается потенциала китайской промышленности в отношении строительства новых кораблей, то здесь не предвидится каких-либо серьезных проблем и загвоздок. Китайская государственная судостроительная корпорация обладает должными мощностями и «умениями» для того, чтобы построить некий аналог «Варяга»/«Ляонина», пусть даже и с использованием готовых зарубежных решений, изученных при переделке первого авианосца. Одновременно с этим создание собственной конструкции будет иметь не только военно-технические, но и другие последствия, касающиеся престижа страны. В настоящее время Китай остается последней страной, имеющей постоянное членство в Совете Безопасности ООН, и до сих пор не создавшей свой собственный авианосец. Таким образом, авианосный флот в китайском случае станет не только военным инструментом, но и очередным проявлением амбиций страны.

Как видим, китайские судостроители могут построить еще несколько авианосцев, как собственной конструкции, так и копий бывшего «Варяга». Вне зависимости от планируемого к постройке количества авианесущих кораблей, одним из наиболее актуальных вопросов являются преследуемые этим строительством цели. Вполне очевидным выглядит версия о простом желании максимально усилить свой флот. Стоит отметить, у Пекина есть все основания для этого. К примеру, несколько месяцев назад США заявили, что в ближайшие годы порядка 60% боевых кораблей их военного флота будет сосредоточено на Тихом океане. Помимо противостояния с Соединенными Штатами китайское руководство может использовать авианосный флот в качестве аргумента в постоянных спорах о некоторых островах, находящихся на небольшом расстоянии от берегов. В настоящее время Китай ведет споры с Вьетнамом и Японией. Учитывая потенциал флотов этих стран, корабельные группировки с авианосцами могут оказаться полезными.

Кроме того, можно вспомнить строящиеся сейчас десантные корабли проекта 071. В случае высадки морского десанта на какой-либо из спорных островов действия морской пехоты могут, да и должны производиться при поддержке палубной авиации. Такой подход к осуществлению операции значительно повысит ее эффективность, а также увеличит радиус действия корабельного соединения, осуществляющего доставку десанта. Боевой потенциал группировки с десантными и авианесущими кораблями, даже если таковая будет использоваться исключительно на учениях, способен послужить неплохим для Юго-Восточной Азии сдерживающим фактором. Благодаря наличию подобных соединений, Китай сможет предотвратить попытки силового захвата спорных территорий, угрожая противнику немедленной контратакой.

У сообщений о планах на строительство новых авианосцев есть один примечательный подтекст, связанный со временем их появления. Несколько дней назад в Пекине прошел очередной съезд Коммунистической партии Китая. По старой традиции, к таким событиям в стране стараются приурочить какие-либо важные события. Похоже, первая посадка истребителя J-15 на палубу была запланирована именно к XVIII съезду КПК, но что-то пошло не так и самолет сел на авианосец только через пять дней после закрытия съезда. Заявления об авианосцах точно так же появились незначительно позже, что позволяет их тоже связать с прошедшими мероприятиями. В марте следующего года состоится сессия Всекитайского собрания народных представителей. Вполне вероятно, что незадолго до этого события будут опубликованы новые сообщения, в том числе и о планах развития военно-морских сил НОАК. Эти новости могут касаться как уточнения количества необходимых Китаю авианосцев, так и публикации сведений о каком-либо новом и доселе неизвестном проекте кораблей.

Сейчас все большую популярность завоевывает мнение, гласящее о нарастающей напряженности в тихоокеанском регионе. Так что официальный Пекин вполне способен «вытащить из рукава» что-то новое и неожиданное. Вероятнее всего, это будет касаться именно флота. К примеру, зная скорость работы китайских инженеров, можно ожидать появление первого собственного проекта авианосца. В то же время, с момента передачи Украиной Китаю технической документации по «Варягу» прошло не так много времени, чтобы тщательно изучить ее и сделать собственный проект. Тем не менее, Китай уже неоднократно показывал, что у него есть и желание, и возможности развивать свои вооруженные силы, пусть даже и с использованием зарубежных наработок.


По материалам сайтов:
http://vz.ru/
http:/lenta.ru/
http://rus.ruvr.ru/
http://bmpd.livejournal.com/
http://china-defense.blogspot.ru/
34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    23 ноября 2012 09:04
    Проблема Китая в том что мало корабль постороить нужно еще и уметь его правильно использовать.
    Собственно говоря бывш. "Варяг" пока на него реально не научаться садиться и взлетать с него самолеты, всего лишь большая баржа и еще большая мишень. И пока разговоры, а том что на него садились самолеты, всего лишь разговоры и не более. Если бы сей факт случился, не сомневайтесь весь мир наблюдал бы это событие из ежедневных китайских новостей, как об очередном успехе КПК.
    СССР шел к строительству авианосного океанского флота с 60-х по 90-е и так и не осилил этот путь Кузнецов к сожалению всеже не полноценный океанский авианосец, а гибрид.
    Китай возможно и пройдет этот путь в части строительства полноценного авианосца быстрей, но проблемы его грамотной эксплуатации моряками это не снимет. Для оперирования авианосными ударными групировками нужен очень большой опыт, а у Китая такого опыт пока еще нет, вот где-нибудь к 2025 году вполне возможно Поднебесная сможет выставить полноценный авианосный флот, а раньше сомнительно.
    1. +1
      23 ноября 2012 09:58
      Цитата: Сахалинец
      Если бы сей факт случился, не сомневайтесь весь мир наблюдал бы это событие из ежедневных китайских новостей, как об очередном успехе КПК.


      Как они рекламировали пролет J-15 над палубой
      1. +1
        23 ноября 2012 10:22
        Собственно говоря бывш. "Варяг" пока на него реально не научаться садиться и взлетать с него самолеты, всего лишь большая баржа и еще большая мишень


        угробят кучу народа но научаться в течении года... эти такие
        1. +2
          23 ноября 2012 10:38
          Цитата: Гражданский
          угробят кучу народа но научаться в течении года... эти такие


          Летчики военно-морской авиации это элита в элите, наврядли у Китая есть много пилотов способных на то, чтобы осваивать авианосцы, а те что есть стоят слишком дорого даже для Китая, чтобы их гробить пачками.
          Корабль даже такой большой можно сварганить лет за пять, а настоящего профессионального летчика годного для службу на авианосцы лет 7-8 минимум при интенсивной подготовке... сколько стоит такой пилот я думаю вам объяснять не надо.
          1. webdog
            +1
            23 ноября 2012 11:07
            Сахалинец, все правильно говоришь...
            поэтому китайцы этот пароход объявили учебным.
            будут учиться летчики садиться (взлетать большого ума не надо), а экипаж обеспечивать работу всех механизмов.
            так что они учатся, чтобы потом можно было клепать авианосцы пачками и команду готовую сразу сажать.
            так думаю...
            1. G_Sl
              +2
              23 ноября 2012 15:37
              wink feel это фото лучше подходит
      2. +1
        23 ноября 2012 10:34
        Цитата: Vadivak
        Как они рекламировали пролет J-15 над палубой


        Пролет над палубой это таки не посадка на палубу:)
        Лично я пока не видел нормальных снимков аэрофинишеров, что стоят на бывш. Варяге.... а с последними у китайских товарищей были ну очень большие проблемы... в связи с отсутствием какой-либо информации по оным.. В незалежной документации по ним не было, а Россия продать отказалась... а аэрофинишер авианосца, это таки не просто тросик-тормозун))) и его по фоткам с гугла не слепишь.
        1. webdog
          0
          23 ноября 2012 11:17
          правда ваша, реально до сих пор нет ни одной фотографии посадки j-15 на этот параход.
          что-то проблемно для них)))
          видимо им придется самим думать...
          не всегдаже красть)))

          параход умывается с утра:
          1. G_Sl
            +4
            23 ноября 2012 15:01
            а это что по вашему?
          2. WW3
            WW3
            +3
            23 ноября 2012 16:41
            Цитата: webdog
            параход умывается с утра:

            Это не просто палубу моют для смеха, таким образом могут смывать радиоактивные загрязнения например...
        2. G_Sl
          +2
          23 ноября 2012 14:58
          РЕАЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ АЭРОФИНИШЁРОВ
        3. +5
          23 ноября 2012 16:28
          Цитата: Сахалинец
          Пролет над палубой это таки не посадка на палубу:)

          А никто даже и не возражает


          ВВС Китая смогли посадить истребитель на авианосец
          22.11.12 13:34 Армия, ВПК, спецслужбы
          Военно-воздушные силы КНР впервые смогли посадить истребитель на палубу авианосца. Об успехе армии раструбили китайские англоязычные СМИ.

          Так, сообщается, что посадка истребителя "Цзянь-15" на палубу авианосца "Ляонин" произошла еще в прошлый вторник. Случилось это в Бохайском заливе, где проходит очередной этап морских испытаний корабля. Китайские специалисты, очевидно, установили на "Ляонине" аэрофинишеры, обеспечивающие торможение приземляющихся на палубу самолетов. Это устройство, которое состоит из специального толстого стального троса, натянутого поперек палубы, помогает рассеивать кинетическую энергию садящегося самолета. Благодаря этому пробег на посадке удается уменьшить до размеров посадочной палубы.
          1. 0
            23 ноября 2012 17:13
            Цитата: Vadivak
            Военно-воздушные силы КНР впервые смогли посадить истребитель на палубу авианосца. Об успехе армии раструбили китайские англоязычные СМИ


            Пока не увижу реального видео не поверю.
            А англоязычные СМИ лично для меня являются таким же источником информации, как надписи в общественном туалете с единственным отличием, что в туалете на стенах есть хоть какие-то правдивые надписи.
            1. +3
              23 ноября 2012 17:29
              Цитата: Сахалинец
              аким же источником информации, как надписи в общественном туалете

              В общественном парижском туалете
              Есть надписи на русском языке!

              Это да, но не только англоязычные - 21 ноября, 10:12 сами они тоже трубят

              Согласно сообщению сайта газеты "Хуанцю Шибао", палубный истребитель J-15 во вторник впервые осуществил успешную посадку на палубу авианосца "Ляонин". Кстати о фото
              В то же время, официальные подтверждения и фото данного события пока отсутствуют. "Ляонин" вышел в море 10 ноября для проведения основных испытаний. Перед этим заместитель генконструктора авианосной программы КНР, директор НИИ 701 судостроительной компании CSIC У Сяогуан заявил в интервью гонконгской газете "Наньхуа цзаобао", что корабль готовится к проведению испытаний по посадке самолета.
  2. +2
    23 ноября 2012 09:13
    Автор,каким боком к китайскому авианосцу относится авианосец американский,который у вас на заглавном снимке?
  3. +4
    23 ноября 2012 10:07
    Совсем не давно на форуме спорили нужны ли .России авианосцы.
    Ответ может быть только один - России авианосцы необходимы !
    1. М.Пётр
      +1
      23 ноября 2012 10:53
      Полностью согласен. Китай в спину дышит.
      Речь не том, что они нам враг, но отодвинуть нас как мирового игрока с помощью авианосца им вполне уже возможно.
    2. +2
      23 ноября 2012 13:08
      России авианосцы необходимы !
      --
      а зачем? ни кораблей сопровождения,ни палубной авиации НЕТ!на Кузнецове 8 истребителей в походе "демонстрировали флаг"... это уже даже не смешно.
      даже сухопутной авиации нет- невнятное блеяние "мы закупим 48(огромная цифирь!) су-35 к дветысячелохматому году" и это на всю то страну??? зато китаю те же полсотни готовы отвалить. а сколько новейших продали индии.
  4. vmnss
    +1
    23 ноября 2012 12:09
    Я на минуточку отвлеку ваше внимание. У нас с американцами, ну точнее у бывшего МО СССР, было несколько разное видение в тактике применения авианосцев. И если у последних авианосец и его авиакрыло выполняют ударные задачи, то у нас на Кузнецова и иже с ним возлагались функции обеспечения ПВО ордера (про Граниты в палубе предлагаю не вспоминать), а ударная роль отводилась ракетный крейсерам пр.1144.
    В связи с вышеизложенным не очень понятно о каком успехе китайских товарищей может идти речь. Ну да, более менее сумели довести до ума Варяга и так себе скопировать Су-33. А дальше то что? Внятной тактики боевого применения этой техники у них нет, ударных способностей тоже того, не особо. Гордиться тем что сумели скопировать? Ну так у них на том же автопроме неплохо получается. Непонятно в общем, что тут такого исключительного, что может значительно услилить их военный потенциал.
    1. +3
      23 ноября 2012 12:55
      Цитата: vmnss
      связи с вышеизложенным не очень понятно о каком успехе китайских товарищей может идти речь.

      В очень простом - если они доведут до ума начатое, то они получат просто бесценнейший опыт:
      1) пилотирования/подготовки палубной авиации
      2) Создания и эксплуатации тяжелых кораблей
      Это очень...нет, даже не так. Это ОЧЕНЬ дорогого стоит.
      Впоследствии же никто не мешает китайцам
      1) Принять на вооружение тактику СССР. Тут, кстати, у Вас пожалуй промашка все же вышла - ТАВКР в СССР предназначались не столько для ПВО ордера, сколько для прикрытия КУГ, задачей которых было уничтожение АУГ и (самое главное) прикрытия морской ракетоносной авиации сухопутного базирования, наносящей удар по АУГ.
      2) Принять на вооружение тактику американских АВ - доработать их копию Су-33 до способности нести какое-нибудь противокорабельное оружие и использовать палубную авиацию не только как ПВО но и как штурмовую.
      Цитата: vmnss
      Непонятно в общем, что тут такого исключительного, что может значительно услилить их военный потенциал.

      Сам Ляонин военный потенциал усиливает не слишком, и это сами китайцы понимают ПОтому и видят его учебным а не боевым кораблем.
      Но вообще, таки да - проблем у китайцев будет еще выше крыши, если уж они хотят полноценный АВ-флот. Катапульт у них нет. палубника ДРЛО у них нет. Дальнобойных сверхзвуковых крылатых ракет (чтобы хоть попробовать СССР продублировать) у них нет тоже. И скопипи...скопипастить им этого негде. А без катапульт и ДРЛО им аваиносца, хоть сколько-нибудь равноценного с АВ США им не создать.
      1. vmnss
        0
        23 ноября 2012 14:06
        Тут, кстати, у Вас пожалуй промашка все же вышла - ТАВКР в СССР предназначались не столько для ПВО ордера, сколько для прикрытия КУГ, задачей которых было уничтожение АУГ и (самое главное) прикрытия морской ракетоносной авиации сухопутного базирования, наносящей удар по АУГ.

        Промашка в чем? Я намеренно не стал писать КУГ, поскольку на данный момент наши ВМФ могут поднапрягшись и собрав со всех флотов, как говориться с миру по нитке, с трудом смогут сформировать соедниение, которое можно назвать ударной группой надводных кораблей. И тем не менее все это будет именоваться ордером кораблей. Ну и исходя из того, что пока на Кузнецове базируются исключительно Су-33, то обеспечить он сможет только ПВО. Если вдруг поменяют на Миг-29К, то тогда да, они смогут взять на себя ударные функции, а пока что есть то есть.
        Ну а в остальном согласен, правда с оговоркой. Китайцы печально известны бездумным копированием, а не грамотным освоением чужих технологий. Так что будем посмотреть что у них получится.
        1. +2
          23 ноября 2012 15:07
          Цитата: vmnss
          Промашка в чем? Я намеренно не стал писать КУГ, поскольку на данный момент наши ВМФ могут поднапрягшись и собрав со всех флотов, как говориться с миру по нитке, с трудом смогут сформировать соедниение, которое можно назвать ударной группой надводных кораблей.

          Нууууу, Вы говорили о МО СССР, а не о существующих возможностях флота РФ формировать КУГ. Ну а самое главное - дело в том, что уничтожение АУГ планировалось осуществлять в том числе и ударами крупных сил Ту-22М3. Очевидно, что ракетоносцы были более чем уязвимы для палубных истребителей АУГ, поэтому кто-то должен был расчищать небо и прикрывать тушки от томкэтов и прочих шершней. Но отправлять сушки сухопутного базирования на защиту тушек далеко не всегда возможно - боевые радиусы разные.
          1. vmnss
            +2
            23 ноября 2012 15:43
            В МО СССР была выработана тактика боевого применения. Сформировать полноценную КУГ не смогли даже Советы. Кузнецов был построен в единственном экземпляре. Горшков с Варягом были достроены уже в постосоветское время и не для нас. Аналогичная ситуация и с ударной составляющей. Из 4 заложенных кораблей в строю только один. Поэтому сравнивать боевые возможности "их" и "нас" мы можем только теоретически. :)
            Рассматриваемый Вами вариант защиты бомбардировщиков ДА это всего лишь один из вариантов противодействия АУГ при ее атаке на наши территории, который, к тому же, самими американцами всерьез никогда не рассматривался в виду неприемлимости своих потерь при подобных действиях. При столкновении на океанских просторах никаких Ту-22М не будет. И вот тут уже приедтся отбиваться от штурмовиков противника имеющимися в наличии истребителями-перехватчиками, которых ой как мало.
  5. -3
    23 ноября 2012 13:04
    Ну блин, повезло же нам с соседом. Будто миллионы косоглазых гуманоидов бегают быстро быстро, визжат громко громко и всё делают и строят. Надо бы по-нацелить несколько сотен Мегатонн на важные административные, промышленные и оборонные объекты этого подозрительного муравейника!
  6. vert
    +4
    23 ноября 2012 13:59
    [
    В связи с вышеизложенным не очень понятно о каком успехе китайских товарищей может идти речь
    ]
    А о таком что они хотя бы пытаются что-то делать(и делают!),доводят до ума то что мы вообще бросили,а теперь ездим по Франциям - мистрали покупаем.И все эти проблемы(отсутствие аэрофинишера,пилотов и т.д) решаются и они их решат(рано или поздно),поскольку это -сугубо технические проблемы,главное то что у них в отличии от нашего руководства есть воля и понимание значимости авианесущего флота .А у нас одни разговоры,сплошное бла-бла шоу.
  7. +1
    23 ноября 2012 14:19
    Народ, обратили внимание, что все матросы в САПОГАХ? А не в ботинках. Помните, было выражение, лучше 2 года в сапогах, чем 3 года в ботинках. Странно, у нас армия отказывается от сапог, а в Китае они даже на флоте.
  8. WW3
    WW3
    +3
    23 ноября 2012 14:24
    Когда то был анекдот - Китай запустил искусственный спутник.
    1000000 китайцев получили грыжу, натягивая резину на пусковой установке, и 10000... вышли на орбиту, не успев отцепиться. ...
    да можно конечно с них смеяться "пароход"... " мишень", но недооценивать нельзя рано или поздно они создадут свои АУГ несмотря ни на какие жертвы...
  9. G_Sl
    +2
    23 ноября 2012 14:43
    кое что нашол

    soldier вроде как сел
    1. Focker
      0
      23 ноября 2012 19:25
      это компьютерная графика
  10. Комментарий был удален.
  11. -1
    23 ноября 2012 16:46
    Да-а-а-а пусть подвятся они этим кораблем...
    1. +3
      23 ноября 2012 22:05
      Цитата: Comrade1945
      Да-а-а-а пусть подвятся они этим кораблем...

      Не надейтесь , не подавятся , а на нём будут учиться и совершенствоваться и к моменту спуска на воду своего авианосца будут иметь выученный экипаж и укомплектованное авиокрыло... И произойдёт это скоро ... к величайшему сожалению ...
      1. 0
        24 ноября 2012 23:41
        Догадываюсь, ибо "восклицание" было риторическим. recourse
  12. 0
    24 ноября 2012 20:33
    вот прикол был бы..группа боевых пловцов неизвестного происхождения потопила его к чертям и скрылась laughing
    но это нереально
  13. Rolllton
    0
    25 ноября 2012 14:11
    ССср тоже в своё время покупал,шпионил,воровал, копировал и производил, и стал мощной державой и законодательнецой мод в военно-техническом оснащении войск.Вот и Китай делает всё правильно,а именно он делает всё для своей армии.
  14. vert
    0
    25 ноября 2012 14:53
    Ну а как вам вот это, как и говорил , все решается или это тоже компьютерная графика?

    #Китай впервые посадил самолет на авианосец#
    Китай провел успешные испытания первого в истории страны авианосца «Ляонин», посадив на его палубу истребитель-бомбардировщик Shenyang J-15, сообщает The South China Morning Post. Агентство отмечает, что данные испытания указывают растущую военную мощь Пекина.

    http://news.mail.ru/politics/11068299/?frommail=1
    1. Focker
      0
      25 ноября 2012 15:41
      Нет, это лишь подтверждает, что то, первое, было компьютерной графикой и вот только сегодня посадка впервые состоялась.