Носители и платформы для ракеты AIM-9X Sidewinder

11
Носители и платформы для ракеты AIM-9X Sidewinder
Общий вид ракеты AIM-9X. Фото Минобороны США


На протяжении нескольких десятилетий на вооружении тактической авиации ВВС, ВМС и КМП США состоят ракеты «воздух-воздух» AIM-9 Sidewinder разных модификаций. По мере развития исходной конструкции, росли все основные характеристики и расширялись боевые возможности. Одним из результатов этого процесса стала совместимость ракеты с более широким кругом платформ. Последняя модификация изделия AIM-9X может использоваться не только самолетами, но и другими носителями, в т.ч. наземными.



Современная история


Разработка очередной версии ракеты «Сайдуайндер», получившей индекс AIM-9X, стартовала в середине девяностых годов. Конкурсный этап программы выиграла компания Hughes Electronics, и в 1996 г. ей поручили создание полноценного проекта. Впрочем, вскоре соответствующее подразделение «Хьюз» перешло в состав фирмы Raytheon, тоже претендовавшей на контракт.

Проектные работы, испытания и отработка конструкции продолжались в течение нескольких лет. В 2003 г. «Рейтеон» освоила серийное производство, и первые ракеты новой модификации начали поступать в арсеналы ВВС и ВМС. Первыми строевыми носителями AIM-9X стали истребители F-15C и F/A-18C/D соответственно.


Испытания ракеты AIM-9X на истребителе F-16. Фото Raytheon

В 2008 г. стартовала модернизация ракеты, обозначенная как AIM-9X Block II. Ее целью являлось очередное повышение характеристик, внедрение новых технологий и возможностей, а также полноценная интеграция в комплекс вооружения новейших истребителей 5 поколения. Испытания планировалось завершить в первой половине десятых годов, но из-за ряда различных проблем эти мероприятия серьезно затянулись.

Не дожидаясь окончания работ по «Блоку-2», в 2012 г. Пентагон заказал создание ракеты AIM-9X Block III. Требовалось увеличить дальность пуска, повысить помехозащищенность, а также оптимизировать различные элементы конструкции. Запуск серийного производства планировался в начале двадцатых годов. Сейчас проводятся необходимые мероприятия, однако на ход проекта Block III негативно влияют проблемы предыдущей разработки.

Технические особенности


Внешне ракета AIM-9X практически не отличается от предыдущих изделий серии Sidewinder. Ракета построена в удлиненном цилиндрическом корпусе и выполнена по схеме «утка». Головная часть вмещает инфракрасную головку самонаведения и приборы управления. За ними помещена боевая часть, а в хвосте находится твердотопливный двигатель с подвижным соплом и стабилизатор. Длина изделия – ок. 3 м, диаметр 127 мм, размах плоскостей 280 мм. Масса – ок. 85 кг.


Sidewinder в составе смешанного боекомплекта для F-16. Фото Raytheon

AIM-9X имеет ИК ГСН матричного типа, способную формировать тепловое изображение цели и отличающуюся повышенной помехозащищенностью. В конструкции головки появились собственные средства охлаждения. ГСН может взаимодействовать с нашлемной системой целеуказания пилота. Для управления полетом используются как рули, так и новое отклоняемое сопло. Осколочно-фугасную боевую часть заимствовали у предыдущих «Сайдуайндеров».

В проекте AIM-9X Block II планировалось улучшить имеющуюся конструкцию и повысить основные характеристики. Также требовалось обеспечить возможность захвата цели после запуска. В проекте Block III заменили часть ключевых компонентов ракеты, в т.ч. двигатель. За счет этого дальность пуска достигла 35 км.

Оружие истребителей


Первыми носителями ракеты AIM-9X стали истребители F-15C и F/A-18C/D. В дальнейшем возможность нести и применять такое оружие получили все основные истребители американских ВВС, ВМС и КМП – как другие модификации F-15 и F/A-18, так и прочие типы. В частности, новую ракету получили истребители последнего поколения.


F-35 с ракетами AIM-9X на внешней подвеске. Фото Минобороны США

Как и другие ракеты «воздух-воздух», AIM-9X используются со стандартными балочными держателями, несущими одно изделие. При этом новые типы держателей, в отличие от старых, лишены встроенных средств подачи сжатого газа для охлаждения ГСН. Количество держателей под крылом и фюзеляжем зависит от типа самолета и его габаритов.

В случае с истребителями F-22A и F-35A/B/C ракеты AIM-9X могут подвешиваться на съемных внешних пилонах и во внутренних грузоотсеках. В последнем случае изменяется принцип запуска – ракеты выталкиваются за пределы отсека специальным устройством. Кроме того, для такого применения необходимо наличие функции захвата цели после сброса с носителя.

Беспилотная платформа


Современная ракета «воздух-воздух» может рассматриваться и как оружие для беспилотных летательных аппаратов. Насколько известно, эксперименты такого рода с применением ракет AIM-9X осуществлялись с 2017 г. Первым беспилотным носителем новой ракеты стал разведывательно-ударный БПЛА MQ-9 Reaper.


БПЛА MQ-9 с ракетой "воздух-воздух". Фото Raytheon

«Рипер» имеет шесть точек подвески с разной грузоподъемностью. Характеристики внутренней и центральной пар пилонов позволяют устанавливать балочные держатели для ракет Sidewinder. При этом AIM-9X рассматривались в качестве средства самообороны, и их применение не должно мешать использованию ударных вооружений.

В ходе испытаний БПЛА MQ-9 при помощи управляемых ракет атаковал учебные цели, имитировавшие самолеты и крылатые ракеты. Испытания завершились в целом успешно. Тем не менее, насколько известно, на практике такие возможности не используются, и аппараты Reaper по-прежнему несут только ракеты «воздух-земля».

В зенитной роли


Оборонная промышленность США имеет успешный опыт переноса авиационных ракет на наземные носители. В десятых годах начались аналогичные эксперименты и с новой ракетой AIM-9X. Эти проекты сталкивались с определенными трудностями, но в целом оправдали ожидания.


Испытания AIM-9X с пусковой установкой MML. Фото Минобороны США

Так, в 2016 г. на испытания подали опытный зенитный ракетный комплекс на основе универсальной пусковой установки Multi-Mission Launcher и последней версии «Сайдуайндера». Первые проверки завершились неудачей, однако в дальнейшем удалось избавиться от основной части проблем. С 2021 г. проект перешел в стадию разработки полноценного ЗРК войсковой ПВО ближней зоны, способного бороться с пилотируемой и беспилотной авиацией, а также с ракетами.

В 2019 г. американская компания Raytheon совместно с норвежской Kongsberg начала испытания модернизированной версии ЗРК NASAMS. Комплекс получил новые средства управления, а также универсальный транспортно-пусковой контейнер, способный нести ракету AIM-9X Block II. Испытания и отработка комплекса продолжаются, но уже имеются контракты на его поставку третьим странам.

Вопросы универсальности


С момента своего появления ракета «воздух-воздух» AIM-9 Sidewinder неоднократно проходила различные модернизации. Проекты такого рода предусматривали внедрение новых компонентов и решений, повышение тактико-технических характеристик и т.д. При этом в качестве носителя ракеты долгое время рассматривались только самолеты-истребители.


Тестовый запуск AIM-9X комплексом NASAMS. Фото Kongsberg

Появление очередной модификации AIM-9X с рядом важных нововведений позволило расширить список потенциальных носителей. Прорабатывалась возможность применения этого оружия на БПЛА и даже в составе сухопутных комплексов. Подобные проекты успешно дошли, как минимум, до испытаний.

Таким образом, AIM-9X теперь может считаться не авиационной ракетой, но универсальным «межвидовым» оружием. Однако такой потенциал современных проектов модернизации до сих пор не использован в полной мере. «Сайдуайндер» только испытывался на БПЛА и в составе ЗРК, тогда как на практике эти возможности пока не применяются, и неясно, изменится ли ситуация в будущем. Возможно, все необычные опыты прошлого в итоге не получат развития, и AIM-9X будет универсальной ракетой лишь в теории.
11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    20 марта 2023 04:52
    Легендарная ракета. Есть данные по её результативности за все время?
  2. +3
    20 марта 2023 06:13
    Уже посмотрел на Wiki боевое применение ракет Сайдуиндер,впечатляет.
  3. +3
    20 марта 2023 09:31
    Еще одного носителя интересного пропустили, Супер Кобра КМП.
    1. 0
      26 апреля 2023 22:46
      А F-16 Fighting Falcon? Он же вроде тоже их использует.
      1. 0
        29 мая 2023 21:05
        Само собой, последним Сайдуайндером версии Х турецкий Ф16 сбил Су24 в сирийской войне.
  4. +1
    20 марта 2023 13:14
    Как-то маловато по самой продвинутой ракете из серии АЙМ9.
    Может быть, кто-нибудь напишет толковый коммент или видео выложит, мне лень немного...

    AIM-9X теперь может считаться не авиационной ракетой, но универсальным «межвидовым» оружием
    Это вообще-то был просто феерический процесс, выбор АЙМ9Х для целей ближнего ПВО.

    Наивные израильтяне пришли на конкурс со своей ракетой "Тамир" и "Айрон Домом", цена которой начинается от 20 тыс. уе. (100 -150 тыс. уе. потолок цены "за перехват") и в принципе вариант был рабочий (некоторые военные в США даже были "за"). Тем более, что Тамир "частично из США", да еще бонусом может перехватывать Грады, дроны, мины, Джейдамы и даже арт. снаряды.

    Но зачем платить меньше, если можно платить больше, по - 400 тыс. уе. за Сайд, решили в США!
    Тем более, что есть унификация с ракетой для авиации (да, пошел ПВОшник на аэродром, отвинтил Сайд с самолета со словами "мне надо" и обратно, на позицию...); поддержка отечественного производителя и политика, опять же; ну и опыт есть, тот же Сайд ставили на Чаппарел (трактор с 4 ракетами, списали от греха подальше) и все были довольны....

    В общем, 2 батареи Железного купола в ВС США попали, но больше ничего, "только отечественный производитель из США, только хардкор с Сайдом".
    1. +2
      20 марта 2023 21:27
      Наивные израильтяне пришли на конкурс со своей ракетой "Тамир" и "Айрон Домом", цена которой начинается от 20 тыс. уе. (100 -150 тыс. уе. потолок цены "за перехват")

      Откуда взялась смещая цифра в 20К$-загадка
      According to various assessments, the cost of a single Tamir interceptor is $100,000, although official U.S. Army documents put the cost at $180,000 per missile.

      Израильтяне не дадут соврать:
      https://www.haaretz.com/israel-news/security-aviation/2022-07-31/ty-article/u-s-marines-tested-israels-iron-dome-heres-what-they-really-proved/00000182-3f89-dbf9-a7f3-bfd9c8d20001
      После конфликта в Газе в 2014 году Конгресс принял резолюцию о чрезвычайных дополнительных ассигнованиях (P.L. 113-145), санкционировав дополнительную сумму 225 миллионов долларов на закупку израильского Iron D. С 2011 по 2015 финансовый год Соединенные Штаты предоставили Израилю почти 1,3 миллиарда долларов на батареи, перехватчики, расходы на совместное производство и общее техническое обслуживание». Это включало в себя ассигнования в размере 205 миллионов долларов США в 2011 финансовом году, 70 миллионов долларов США в 2012 финансовом году, 194 миллиона долларов США в 2013 финансовом году, 460 миллионов долларов США в 2014 финансовом году и 351 миллион долларов США в 15,20 финансовом году.
      После этого «вдруг»
      The Tamir interceptor was initially estimated to cost $100,000 to produce, but recent estimates assert unit costs of roughly $40,000 to $50,000 each

      Любой здравомыслящий будет смеяться если его будут убеждать, что ЗУР с АРГСН будет стоит 20000$… там одна гсн стоит в разы дороже

      Но зачем платить меньше, если можно платить больше, по - 400 тыс. уе. за Сайд, решили в США!

      Не так:
      Учитывая несовместимость Железного купола с Интегрированной системой боевого командования ПВО и противоракетной обороны армии (IBCS), армия предложила модифицировать систему для интеграции перехватчиков Тамира с совместимыми с IBCS радарами и мобильными командными пунктами. Ожидается, что эта предлагаемая конфигурация будет конкурировать за победу в конкурсе по закупкам IFPC25.
      1. 0
        20 марта 2023 23:52
        Откуда взялась смещая цифра в 20К$-загадка

        Меня тоже смущает цифра, но она есть во многих источниках. Дал ее как меньшую, и указал цену "за перехват" как более реальную.
        "Tamir (Iron Dome)
        This list compares the cost of different missile defense system interceptors per missile intercept.
        $20,000-100,000"
        https://missiledefenseadvocacy.org/missile-defense-systems-2/missile-defense-systems/missile-interceptors-by-cost/

        Любой здравомыслящий ...
        OMG, опять доморощенный доктор.

        Не так
        Не так, это если бы был Тамир/Железный Купол в количестве более 2 батарей и не "колхозили" в очередной раз Сайд в ПВО ближней зоны, когда есть уже готовый, более эффективный вариант.

        PS. Вероятно, вас немного раздражает мой ненаукообразный слог, ну так мы не на защите диплома, чай. Интернет, ексель-моксель, стиль "коммент на ВО".
        1. +2
          21 марта 2023 11:44
          Дал ее как меньшую, и указал цену

          В интернетах много чего пишут и предлагают, но я даже смеяться не буду над предложением купить квартиру у вас в России, в Москве например от 20 000₽/м2…
          Что бы телефон не краснел от стыда
          «Ссылки»-да
          Missile Defense Advocacy Alliance
          515 King Street
          Suite 330
          Alexandria VA, 22314
          Phone: 703.299.0060
          От слова миссайл и дефензе уважение зашкаливает
          OMG, опять доморощенный доктор.

          Оперативно Маневровая Группа?
          Я не доктор, это не диагноз использовано общепринятое выражение
          Значение. принятый, признанный, используемый всеми, повсеместно

          ПыСы если найдете хоть где, то ( пойдет и китайская) АРГСН в таком типо размере и по цене ХОТЯ БЫ $20 000/штука, даже при опте.
          AIM-120C = 300,000 (Armada Int'l) ~ 386,000 USD (Wikipedia)
          MICA = 2,160,000 EUR (French National Assembly report, programme unit cost as of 2003) / 1,118,000 EUR (French National Assembly report, production unit cost as of 1999)
          ASRAAM = 262,000 GBP (Wikipedia)
          IRIS-T = 400,000 EUR (Wikipedia)
          AIM-9X = 262,000 USD (Wikipedia)
          R-77 = ~100,000 (Wikipedia)
          R-73 = ?
          Exocet = 800,000 EUR for AM-39 (Wikipedia)
          Harpoon = 720,000 USD (Wikipedia)
          Derby = ?
          Python 5 = ?
          Meteor = 890,000 EUR (French National Assembly report, expected unit cost as of 2003)

          Буду очень признателен и назову себя: нездравомыслящим человеком.
          PS. Вероятно, вас немного раздражает мой ненаукообразный слог

          Нет, не раздражает.
    2. +1
      20 марта 2023 21:29
      Сейчас тенденция к тому, чтобы наземные ЗРК имели максимальную автономность и минимальную потребность в РЛС, то есть имели активные радиолокационные или пассивные ИК ГСН. А израильские ракеты с радиокомандным управлением, они в эту концепцию не вписываются.
      РЛС Насамс на фоне РЛС израильского комплекса выглядит как детская игрушка возле грузовика.
      1. 0
        20 марта 2023 22:45
        У них РКН только на траектории вывода в зону захвата аргсн.