Подрыв «Северного потока». Одна из версий

41
Подрыв «Северного потока». Одна из версий


Подводная лодка ВМФ СССР БС-486 проект 940 («Ленок»)


В ночь на 26 сентября 2022 года в акватории Балтийского моря на сравнительно небольшом удалении от острова Борнхольм (Дания) пока ещё «неустановленными лицами» произведён подрыв трёх из четырёх существующих линий газопровода «Северный поток».

Я начинал свою офицерскую службу в должности командира группы акванавтов на советской специальной подводной лодке проекта 940 («Ленок»), и технологии выполнения различных водолазных работ, в том числе и подрывов подводных трубопроводов, мне достаточно хорошо знакомы.

Для того, чтобы приблизиться к истине, давайте для начала попробуем разобраться, какие подводно-технические работы необходимо провести и какие технические средства задействовать для осуществления этого мероприятия.

Мы знаем, что в местах подрывов глубина моря составляет от 84 до 74 метров. Также известно, что газопровод уложен на донном грунте, изготовлен из стальных труб большого диаметра с толщиной стальной стенки трубы примерно 35 миллиметров, снаружи покрыт бетонной предохранительной облицовкой. Для того, чтобы его перерубить так, как представлено на телевизионных съёмках, необходим линейный фабричный (не самодельный) кумулятивный заряд мощностью чуть более 250 килограммов, уложенный по окружности вокруг трубы.

Газопровод имеет охранную зону шириной 1 000 метров (по 500 метров в каждую сторону от осевой линии газопровода), в которой запрещена постановка на якоря и иные действия, несущие потенциальную угрозу трубопроводу. На водной поверхности трубопровод никак не обозначен. Для того, чтобы судну, даже зная точные координаты, его найти, необходимо выполнить технический (с использованием гидроакустической поисковой станции, либо телеуправляемого необитаемого подводного аппарата – ТНПА) или водолазный допоиск. Вместе с тем в охранной зоне трубопровода постановка судов на якорь запрещена.

Из всего вышеперечисленного следует, что для того, чтобы уложить заряд на трубопровод в тех местах, где осуществлены подрывы, необходимо судно с глубоководным водолазным комплексом насыщенных погружений на борту. О том, что водолазы работали именно в режиме насыщенного погружения, нам косвенно указывает коридор глубин, на которых совершены подрывы. Коридор в 10 метров позволяет водолазам работать, не меняя режима.



Кроме того, судно должно быть оснащено системой динамического позиционирования и поисковой гидроакустической аппаратурой. То есть оно должно быть способно найти объект и держать место над ним без постановки на якорь. Это либо военное судно-спасатель подводных лодок, либо офшорное судно глубоководных подводно-технических работ.

Глубоководный водолазный комплекс насыщенных погружений представляет собой барокамеру (со всеми бытовыми удобствами), в которой, находясь под давлением, соответствующем глубине предстоящих работ, используя для дыхания искусственную газовую смесь, соответствующую данной глубине, живут люди – водолазы глубоководники (акванавты). Такая технология проведения глубоководных водолазных спусков распространена во всём мире. Она позволяет более чем на порядок повысить производительность труда водолазов. Здесь водолазы живут и работают под давлением глубины работ, а декомпрессия проводится лишь после завершения водолазного спуска.

Продолжительность водолазного спуска методом насыщенных погружений зависит от глубины работ, в общем случае это 25 суток. Для доставки водолазов под воду, к месту работ используется водолазный колокол – специальная вертикальная барокамера, в которую переходят водолазы в водолазном снаряжении и которая без изменения давления доставляет их на глубину для непосредственного выполнения работ. При этом два водолаза (рабочий и страхующий) в водолазном снаряжении через расположенный внизу камеры люк выходят в водную среду для проведения работ, а третий – обеспечивающий, без снаряжения, остаётся в колоколе для обеспечения работы первых двух: контролирует кабель-шланговые связки водолазов, по которым идёт дыхательная смесь, вода для обогрева, телефонный и телевизионный кабели, регулирует температуру теплоносителя на обогрев водолазов и прочее.

Но таких судов в охранной зоне трубопровода никто не видел со времени окончания его строительства. А не заметить их при современном тотальном контроле мореходства на Балтике весьма сложно.

Немецкая версия. Яхта


Существует версия, что установка зарядов и подрыв трубопроводов осуществлён с яхты, экипажем в составе шести человек, из которых двое водолазы. Но эта версия не выдерживает даже лёгкой критики. Ведь «якорей не бросать» распространяется и на яхты.

Можно предположить, что на яхте был источник электроэнергии, способный обеспечить работу портативного гидролокатора, и она обследовала район трубопровода. А найдя трубу, сбросила небольшой буй с якорем, чтобы обозначить место.

А дальше под воду, по буйрепу должен на 80-метровую глубину пойти водолаз. На нём должен быть утеплённый гидрокомбинезон, водолазный компас, гидроакустическая станция связи, водолазный дыхательный аппарат – акваланг, либо ребризер, и огромная связка баллонов с газовыми смесями для прохождения декомпрессии в воде по ходу медленного выхода на поверхность после выполнения работ.

Задача, которую он должен выполнить – это найти трубу, ведь не факт, что якорь буя упал на грунт в непосредственной близости от неё, и закрепить на неё спусковой конец – трос, служащий кратчайшим путём водолаза от поверхности к объекту, а также служащий для подачи водолазу с поверхности элементов заряда. На втором конце троса закреплён буй, так как к яхте его крепить нельзя, ведь дрейф яхты прекратится, и это заметят. Спуститься на грунт по буйрепу, а затем в этих подводных сумерках найти трубу – весьма сложно. Но, найдя трубу, водолаз должен закрепить к ней спусковой конец, а значит сделать ножом и руками под ней подкоп, чтобы закрепить спусковой конец, обведя вокруг неё.

Следует заметить, что продолжительность работы водолаза в таком оснащении на глубине 80 метров весьма ограничена. Это при самом благоприятном стечении обстоятельств 20–30 минут, после чего необходимо начинать длительный подъём на поверхность, с прохождением декомпрессии в воде по ходу подъёма. Декомпрессия займёт не менее 6 часов. Из инструментов у этого водолаза только нож, следовательно – для данной работы ему потребуется не менее 1 часа. Стало быть, первый водолаз уйдёт на декомпрессию, начав работу, его сменит второй, который также сделать подкоп под трубой не успеет. Результатом дня станет начатый подкоп под трубой. Далее перерыв в погружениях на сутки, дабы не получить кессонную болезнь. А буй останется на поверхности воды, и им наверняка кто-нибудь заинтересуется и сорвёт, а в следующий раз придётся начинать всё сначала.

Кроме того, фабрично изготовленный кумулятивный заряд негде купить, он изготавливается строго по характеристикам подрываемого объекта. Кроме того, при таком методе водолазных спусков, одному водолазу линейный заряд на трубе диаметром 1,3 метра просто не закрепить.

Таким образом немецкая версия о якобы проукраинском следе отпадает за нереальностью.

Американская версия. «Джимми Картер»


Есть ещё американская версия, и она более правдоподобна, но при её внимательном рассмотрении возникает слишком много необъяснимых нюансов.

Ведь специализированного судна-носителя глубоководного водолазного комплекса насыщенных погружений в районе, как уже говорилось, никто не видел. А для дайверов, работающих в лёгком водолазном снаряжении без использования глубоководных водолазных комплексов и обвешивающих себя кучей баллонов с дыхательными смесями с различными инертными газами для того, чтобы пройти декомпрессию под водой по укороченным режимам, которые весьма сложны и всё равно весьма длительны, работа по подрыву трубопроводов очень опасна и чрезвычайно трудно исполнима.

И здесь ответ на вопрос, «с какого носителя работали водолазы», даёт статья гидронавта, историка гидронавтики Владимира Ашика в газете «Известия» от 14 марта 2023 года «Следы на дне», в которой Владимир Михайлович рассказывает об атомной диверсионной подводной лодке США «Джимми Картер».

Как я уже писал, свою офицерскую службу я начинал на примерно такой же, но советской подводной лодке. Как и «Джимми Картер», она тоже имела глубоководный водолазный комплекс насыщенных погружений, однако была дизель-электрической, чем в значительной степени уступала «Джимми Картеру». Хоть основным предназначением этой лодки было оказание помощи экипажам затонувших подводных лодок, работу по скрытному минированию подводных трубопроводов она могла бы сделать очень легко. Таких лодок в ВМФ было две: одна на ТОФ, вторая на СФ. Но Тихоокеанская в 2000 году была продана в Китай, а Североморская в 2005 году разделана на металл.

Технология установки зарядов на подобные «Северному потоку» трубопроводы для водолазов таких лодок весьма не сложная. Лодка, получив задание, вводит своих водолазов в режим насыщенного погружения, соответствующий планируемой глубине работ. Скрытно, находясь в подводном положении, гидроакустической станцией поиска находит трубу и, в случае «Джимми Картера» становится на специальные «ножки» параллельно, а в случае «Ленка» – ещё проще. Он становится на кормовой и носовой специальные якоря (гайдропы) над трубопроводом, перпендикулярно ему, выход из водолазного комплекса в этом случае будет находиться как раз над трубой, что в значительной степени облегчит доставку к трубе необходимого для работы водолаза имущества и инвентаря.

Специальной подводной лодке не нужен водолазный колокол. Здесь водолазы, находящиеся в барокамере под давлением глубины, одевают водолазное снаряжение, заходят в специальный отсек барокамеры, он называется приёмно-выходным, выравнивают давление в этом отсеке с забортным и открывают водолазную шахту – вертикальную трубу диаметром 800 миллиметров, а через неё выходят за борт. Далее, минут за 30 гидромонитором размывают грунт под трубой, около часа тратят на навешивание по окружности трубы линейного кумулятивного заряда, минут за 20 подсоединяют акустическую взрывную машину с замедлением исполнительного сигнала и уходят в лодку.

А лодка переходит к следующей трубе, где мероприятие повторяется.

Наш президент, со ссылкой на обследования, проведённые «Газпромом», сообщил средствам массовой информации, что на дистанции в 30 километров от места подрыва в сторону Дании, на грунте у трубопровода обнаружен некий маячок. Учитывая практикуемую в американском руководстве иезуитскую методологию планирования, вполне возможно, что рядом с этим «маячком», под трубой зарыт сосредоточенный заряд килограммов на 500 мощности. А «маячок» является акустической взрывной машиной, терпеливо ждущей сигнала. Для водолазов-глубоководников диверсионной атомной подводной лодки «Джимми Картер» выполнить такие работы не сложно.

Кстати, «ножки» «Джимми Картера», в местах его работы должны оставлять на донном грунте специфические следы, по которым его можно идентифицировать.
41 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    24 марта 2023 05:02
    Да сразу были видны амерские уши за подрывами, а теперь ещё и "ноги" прибавились...
    1. +5
      24 марта 2023 07:25
      Ну сколько было статей о великой постройке и прорыве Северного Потока-2. В итоге- бесславный финал. Кто за ответит? Кто вернет деньги?
      1. +3
        24 марта 2023 08:27
        Кто за ответит? Кто вернет деньги?
        Никто не ответит, если не принудить к ответу. И никто не вернёт деньги, если их не заставить вернуть. Но сильно сомневаюсь, что это будут делать. Все и так всё знают, а "жвачка" о том, как это было сделано только на широких масс.
  2. +7
    24 марта 2023 05:26
    "Мы строили,строили, и на конец,построили!"(с) "Абдула,поджигай!(с)
  3. 0
    24 марта 2023 05:49
    Нам не ножки «Джимми Картера» изучать нужно, а ставить ультиматумы по восстановлению системы или начинать действовать по заданной схеме.
    Хватит просить и умолять...Пора переходить в адекватным решениям...
    Есть уйма объектов в разных морях и океанах, выведение из строя которых станет болезненно для любого гсударства-террориста.
    Что касается расследования, то России НИКТО не может препятствовать в его проведении. Подошли 2-3 корабля к месту аварии и проверяйте...И пусть только одна «подлюка» вякнет что-то против или посмеет угрожать...На кой нам ИВС с ЛПБ оставили ядерное оружие?
    1. +2
      25 марта 2023 13:48
      Давайте пофантазируем. Поставили ультиматум не выполнили, что дальше делать будем?
  4. +1
    24 марта 2023 06:08
    Подлодки проходят эти проливы в надводном положении. Слишком мелко. Об этом было бы известно
    1. +1
      24 марта 2023 09:09
      В Балтийское море можно попасть ещё через Кильский канал..
      1. +4
        24 марта 2023 09:30
        Цитата: tralflot1832
        В Балтийское море можно попасть ещё через Кильский канал..

        Можно. И тоже в надводном положении. Список кораблей Балтопс прошлого года известен.
        Я за версию работы с корабля аппаратов и водолазов
    2. +2
      24 марта 2023 20:39
      Цитата: тлауикол
      Подлодки проходят эти проливы в надводном положении. Слишком мелко. Об этом было бы известно

      По вашему место подрыва в 75-80м мелко для подлодки? Даже АПЛ хватает 25м чтоб стать на перископную глубину
      1. 0
        25 марта 2023 08:20
        Цитата: nedgen
        Цитата: тлауикол
        Подлодки проходят эти проливы в надводном положении. Слишком мелко. Об этом было бы известно

        По вашему место подрыва в 75-80м мелко для подлодки? Даже АПЛ хватает 25м чтоб стать на перископную глубину

        По-моему подлодка не пройдет проливы незаметно
        1. +2
          25 марта 2023 17:22
          Надо полагать, что американская специальная подводная лодка при выполнении боевого задания всегда незаметно пройдёт контролируемые НАТО проливы.
          1. 0
            25 марта 2023 17:39
            Цитата: водяной
            Надо полагать, что американская специальная подводная лодка при выполнении боевого задания всегда незаметно пройдёт контролируемые НАТО проливы.

            Каким образом?
            1. +2
              25 марта 2023 18:16
              Обычным фарватером. При этом все документирующие информацию следящие системы будут отключены на профилактику. И будут включены после её прохода. Соответствующие службы НАТО примут для этого исчерпывающие меры.
              Это нашим лодкам там не заметно не проскочить, а американскую просто не захотят заметить.
              1. 0
                26 марта 2023 04:58
                Придется отключить все камеры в автомобилях,( там везде мосты) разогнать людей с берегов, зашторить наглухо окна, остановить судоходство, рыболовство, дроны и частную авиацию. И ещё много чего
                А зачем, если на корабле можно больше и проще доставить?
  5. +3
    24 марта 2023 06:17
    Но таких судов в охранной зоне трубопровода никто не видел со времени окончания его строительства. А не заметить их при современном тотальном контроле мореходства на Балтике весьма сложно.


    Скорее всего применялись какие то морские роботы, которым просто это не нужно - ни спецсуда, ни барокамеры, ни нормы времени работ, ни хорошие погоды, - да и управляться они могли со спутника и передвигаться самостоятельно они могут далеко.
    Шнорхель с дизелем современные роботы пока не имеют - но рано или поздно кому то придет в голову эта простая идея - и тогда они смогут работать напрямую от порта а не от судна.
    1. +3
      24 марта 2023 09:20
      поддержу вас, я тоже не особо доверяю версиям с водолазами, 21 век на дворе... камерон смотрел на титаник на 2х километрах глубины... оснастить "робот" манипулятором, позволяющим установить взрывчатку не проблема для технологически развитой страны (сша, бриташка, норвегия и т.п.)
      1. +2
        24 марта 2023 10:18
        камерон смотрел на титаник на 2х километрах глубины.
        Ребята вы в натуре думайте что пишете,
        Камерон смотрел на Титаник сидя с чашкой кофе в довольно крупном судне , которое и стояло почти над Титаником, и ввиду большой глубины имело систему автоматического геопозицирования.
        1. 0
          24 марта 2023 13:16
          https://aif.ru/culture/32329
          вроде все было схожим образом
        2. +1
          24 марта 2023 13:25
          И это судно было российское,Мстислав Келдыш.Камерон его довольно часто арендовал.
  6. -3
    24 марта 2023 06:22
    Автор ничего не рассказал о норвежских боевых пловцах...
    рекомендую прошерстить информационный мир на предмет награждения орденами и медалями этой категории военнослужащих... включая американцев с момента подрыва СП-1 и СП-2. smile
    Косвенный признак их участия в этом терракте.
  7. +5
    24 марта 2023 07:39
    В общем-то вполне правдоподобная версия, а-то что это могли сделать амерские или норвежские или даже британские водолазы, это уже частности. И оборудование специальное есть у всех вышеназванных, да и лодки имеются и не обязательно атомные, главное это наличие барокамеры на борту и оборудования для подводных работ
  8. +4
    24 марта 2023 12:19
    Наконец-то, спокойно, доходчиво изложена информация (версии).
    Спасибо автору, прочёл с большим интересом. hi
  9. 0
    24 марта 2023 12:31
    Цитата: тлауикол
    Подлодки проходят эти проливы в надводном положении. Слишком мелко. Об этом было бы известно

    Минимальная глубина Датских проливов :
    Эресунн - 38 м.
    Каттегат - 124 м.
    Скагеррак - 809 м.
    Если нельзя пройти в подводном положении, но очень хочется, то "исключительным можно.
    И Шольц был информирован об этой диверсии.
    1. +1
      24 марта 2023 12:53
      Автор указывает на необходимость применения линейного кумулятивного заряда весом 250кг (в виде кольца на трубе) заводского изготовления,, а может все было проще , рядом с трубой был взорван обычный заряд весом например в 1 т (без всяких подкопов под трубу) , кстати публиковались схемы загнутой в одну сторону трубой, т,е как бы от бокового воздействия.
      1. +1
        24 марта 2023 17:55
        Да вообще то писали про глубинные бомбы с точностью чуть ли не полметра. Кинул такую и се....
    2. +3
      24 марта 2023 18:36
      Эрессун глубиной 7-20м. По остальным тоже неверно в разы. Скагеррак к Северному морю относится. Каттегат упирается в мелкие лужи
      1. 0
        25 марта 2023 17:31
        Цитата: agond
        Автор указывает на необходимость применения линейного кумулятивного заряда весом 250кг (в виде кольца на трубе) заводского изготовления,, а может все было проще , рядом с трубой был взорван обычный заряд весом например в 1 т (без всяких подкопов под трубу) , кстати публиковались схемы загнутой в одну сторону трубой, т,е как бы от бокового воздействия.

        На трубе ровный срез. Так бывает только при резке стали хорошо рассчитанным кумулятивным. зарядом. А труба завернулась и согнулась под воздействием реактивной тяги созданной вытекающим из неё под давлением 200 кг/см2 газа.
        Применение заряда мощностью в 1 тонну и уложенного на трубу может её лишь погнуть. Уж больно стенка трубы толстая.
    3. 0
      28 марта 2023 02:24
      Эресунн - 38 м.


      Извините, но это неправда.
      https://old.bigenc.ru/geography/text/1941620

      Большая российская энциклопедия 2004–2017

      ДА́ТСКИЕ ПРОЛИ́ВЫ (Бал­тий­ские про­ли­вы), сис­те­ма про­ли­вов ме­ж­ду по­лу­ост­ро­ва­ми Скан­ди­нав­ский и Ют­лан­дия. Со­еди­ня­ет Бал­тий­ское и Се­вер­ное мо­ря. Вклю­ча­ет про­ли­вы Ма­лый Бельт (дли­на 130 км, ши­ри­на от 0,5 до 41 км, наи­мень­шая глу­би­на на фар­ва­те­ре 11,9 м), Боль­шой Бельт (120 км, от 11 до 78 км, 11,3 м), Эре­сунн (Зунд) (102 км, от 3,4 до 49 км, 8 м), Кат­те­гат (270 км, от 60 до 160 км, 17 м) и Ска­гер­рак (225 км, от 60 до 155 км, 53 м).
  10. +1
    24 марта 2023 13:20
    Насколько я понимаю, наибольшая площадь морского дна покрыта слоем донных отложений. Просто в силу того, что с поверхности пыль, приносимая ветром, и остатки организмов, обитающих в верхних водных слоях, постоянно сыплются вниз. Где то этот слой больше, где то меньше, но присутствует почти сплошь. Голые скалы возможны лишь там, где имеются сильные течения, либо вертикальные склоны.
    Технология прокладки трубопроводов под водой, как и прокладки донных кабелей связи и электроснабжения, предусматривает прорезание отложений трубой или кабелем для того, чтобы прокладываемый обьект утонул в отложениях, и таким образом был ими защищен. Чтобы добраться до трубы, надо размывать отложения, потратив огромные мощности и имея специфическое оборудование.
    В статье об отложениях вообще ни слова. На Балтике их нет? Или легко обнаружить открытый по какой то причине участок? Первая версия о подрыве заключалась в том, что взрывчатка была заложена под изоляцию еще на судне-трубоукладчике. Эта версия кажется лично мне наиболее адекватной. Или нет?
    Может кто то профессионально прокомментировать?
    1. +2
      25 марта 2023 17:49
      Труба ложится по своему маршруту прокладки по разному - в зависимости от уровня расчётных угроз. В данных местах она уложена прямо на донные отложения, под тяжестью своего веса она в них заглубилась примерно на 0,3 метра. Соответственно, для того чтобы проделать подкоп под трубой нужно поработать гидромонитором.
      А взрывчатку под изоляцию трубы заложить не так просто, да и бессмысленно. Не так просто потому, что изоляция накладывается на заводе - изготовителе, а на трубоукладчике изолируются лишь стыки и процесс этот по большей части автоматический с массой контроля. Да и заряда вокруг трубы толщиной 8 сантиметров для её подрыва не хватит.
      1. 0
        27 марта 2023 18:38
        Уровень угроз изначально был высокий. О риске подрывов трубы писали еще на этапе прокладки. В стык заложить заряд ничем не хуже, чем между стыками. А еще можно взять бензопилу, вырезать ею вокруг трубы, лежащей на стеллаже трубоукладчика, кольцо, заложить взрывчатки килограммов 200 (все зависит от ширины кольца, а в этом ограничений мало), а затем замотать взрывчатку поверх фирменной изоляцией, приготовленной заранее. Залить быстротвердеющим герметиком, и замотать. Бригаде спецов работы часа на два. Надо только, чтобы смена трубоукладчика глядела в другую сторону, а это организовать несложно. Взрывчатка, конечно, на укладочных роликах помнется, но на ее боевые качества это не повлияет.
    2. 0
      26 марта 2023 20:27
      Я тут своим куцым умишком помыслил и пришёл к выводу.Труба была взорвана изнутри.Ещё на стадии сварки внутрь было заложена взрывчатка. Потому стали рядом ставить гидробуи.Норвег пролетая лишь активировал эти буи..В нужный момент и грохнуло.
  11. +2
    24 марта 2023 14:23
    И здесь ответ на вопрос, «с какого носителя работали водолазы», даёт статья гидронавта, историка гидронавтики Владимира Ашика в газете «Известия» от 14 марта 2023 года «Следы на дне», в которой Владимир Михайлович рассказывает об атомной диверсионной подводной лодке США «Джимми Картер».

    После этого абзаца статью можно не читать, так как понятно, что автор, позиционируя себя, как бывший подводник, вопросом совершенно не владеет.
    USS JIMMY CARTER - это, по сути, подводная лодка Seawolf-class, удлиненная на 30 метров. Ее осадка - 11 метров. Глубина Darss Sill, определяющего размеры кораблей, проходящих Датскими проливами, составляет 18 метров. Подводная лодка таких размеров в подводном положении не может пройти Датскими проливами.
    1. 0
      24 марта 2023 21:38
      Цитата: sergej_84
      вопросом совершенно не владеет.

      Может политработником на подплаве был)
  12. +2
    24 марта 2023 15:36
    Насколько я помню, между взрывами был большой промежуток - два в ночь на 26 сентября, и один вечером этого дня. Это данные сейсмологов.
    Что касается следов от "ножек" - то такое предположение очень спорно - в результате взрыва там должно было всё снести.
    Почему - то никто версию с участием британцев даже не рассматривает, как будто табу наложено..
  13. 0
    24 марта 2023 17:31
    Как то автор прям старается, убедить, что этот подводная лодка, прям статья насквозь НЛП.
    Мне конечно технические подробности интересны, но главное то, кто это сделал, а потом уж как.
    А мотивации у США хоть отбавляй
    1. +2
      25 марта 2023 18:23
      Автор представил версию исходя необходимого набора реально существующих сил и средств для безусловного выполнения задачи.
  14. 0
    26 марта 2023 20:20
    Меня терзают смутные подозрения.А не могла ли эта взрывчатка установлена в процессе сварки трубы.Доверять нашим олегархам последнее дело. Мог и миллер знать..За мзду малую.Какого пса оне сбросили буи...Если заранее не знали места закладок.Вот стопудово Недавно показали якобы гидроакустический буй.Ну не мог он за такое короткое время покрыться тиной.Год как минимум.Миллера надо брать за бейцы
  15. +1
    27 марта 2023 11:19
    Самая компетентная статья с начала года на ВО ! Остаюсь еще месяцев на два wink
  16. 0
    28 марта 2023 02:19
    Абсолютно нереально! Автор точно ли моряк?!

    Подводная лодка США «Джимми Картер» - это громадная махина общим водоизмещением 12тыс тонн и длиной 138 метров. Осадка ее в надводном положении 13 метров.
    Она просто не сможет "залезть" незаметно в Балтийское море, ей же надо сначала пройти Датские проливы. А глубина фарватера пролива Большого Бельта (наиболее глубокого из трех) никак не более 20м, его под водой не пройдешь!