Южнокорейский истребитель KF-21 на испытаниях

18
Южнокорейский истребитель KF-21 на испытаниях
Выкатка первого KF-21, апрель 2021 г.


С начала прошлого десятилетия южнокорейская промышленности при поддержке иностранных коллег разрабатывает перспективный истребитель поколения «4++» под обозначением KF-21 Boramae. К настоящему времени проект успешно дошел до стадии летных испытаний. Недавно к этим мероприятиям присоединился уже четвертый опытный самолет, построенный по доработанному проекту. В ближайшем будущем в воздух поднимутся новые прототипы.



От проекта до полетов


Первые изыскания в контексте возможности создания собственного истребителя Южная Корея провела еще в начале двухтысячных годов, но эта тема не получила развития. Только в 2010 г. появился официальный заказ на разработку проекта с шифром KF-X. Также подписали ряд дополнительных соглашений. В частности, южнокорейская промышленность заручилась иностранной поддержкой.

Согласно договорам 2010 г., 60% стоимости проекта KF-X взяло на себя южнокорейское военное ведомство. Еще 20% предложила оплатить Индонезия в обмен на участие в разработке и предоставление отсутствующих у нее технологий, а также с прицелом на дальнейшее производство авиационной техники. Оставшиеся 20% планировали получить от местных или иностранных инвесторов.

Разработка истребителя была поручена южнокорейской авиастроительной компании Korean Aerospace Industries (KAI). Также в работах участвовали специалисты индонезийской PT Dirgantara. Содействие в разработке должна была оказать американская компания Lockheed Martin.

Создание проекта KF-X / KF-21 / Boramae продолжалось до конца десятых годов. На темпах работ отрицательно сказалось отсутствие необходимого опыта, создание и освоение новых технологий и т.д. Кроме того, во второй половине десятилетия под вопросом оказалось индонезийское участие. Решить вопросы международного партнерства удалось только в прошлом году.


Первый полет самолета "002", ноябрь 2022 г.

В соответствии с контрактом 2015 г., компания KAI должна построить и испытать шесть опытных самолетов нового типа в одно- и двухместной версии. По исходному проекту выполнят четыре самолета, а двухместную кабину получат еще два образца. Также будут изготовлены два самолета неполной комплектации, предназначенные для наземных испытаний на стендах.

Раскрыты примерные планы летных испытаний. Они будут продолжаться до середины двадцатых годов. К этому времени шесть KF-21 в общей сложности выполнят ок. 2200 полетов и подтвердят все свои характеристики и возможности. После этого собираются запустить серийное производство.

Истребители в воздухе


Строительство первого летного экземпляра KF-21 с серийным номером «001» началось в феврале 2019 г. на заводе KAI в г. Сачхон. Работы заняли около двух лет, и готовый самолет выкатили и представили в апреле 2021-го. Его передали на летно-испытательную станцию при заводе, где в течение следующего года проходила необходимая подготовка и различные наземные испытания.

Первый полет опытного KF-21 состоялся 19 июля 2022 г. Под управлением летчика-испытателя самолет совершил разбег и поднялся в воздух. За 33 мин. полета были определены некоторые летные и маневренные характеристики. Как сообщается, в целом истребитель показал себя хорошо. Кроме того, первый полет Boramae продемонстрировал и подтвердил способность южнокорейской промышленности разрабатывать и строить современную авиационную технику.

Через несколько дней, в последних числах июля, состоялся второй полет. В дальнейшем самолет «001» регулярно поднимался в воздух с теми или иными задачами. Так, постепенно росла продолжительность полетов, а в конце сентября прототип впервые убрал шасси. 17 января 2023 г. самолет впервые превысил скорость звука. Этот полет продолжался меньше часа, и за это время прототип поднялся на высоту 12 км, где развил скорость 1224 км/ч.


Третий опытный истребитель в воздухе, январь 2023 г.

10 ноября 2022 г. начались полеты второго опытного образца. По известным данным, программа этих мероприятий принципиально не отличается от летных испытаний предыдущей машины. В частности, в ближайшем будущем самолет «002» должен будет показать способность к сверхзвуковому полету.

5 января 2023 г. в Сачхоне состоялся первый полет истребителя KF-21 «003». Его испытания пока находятся на ранних стадиях, и уже понятно, что будет дальше. При этом сроки достижения тех или иных целей вновь не раскрываются.

В недавнем прошлом, с 2020-21 гг. компания KAI начала строительство первого опытного истребителя в двухместной конфигурации – четвертый в партии. Машину с номером «004» выкатили в прошлом году, а 20 февраля 2023-го состоялся ее первый полет.

В соответствии с планами программы, осталось вывести на испытания еще два самолета – боевой и учебно-боевой. По известным данным, KAI уже изготовила их и сейчас готовит к будущим полетам. Испытания этих машин в воздухе начнутся в течение первой половины 2023 г., т.е. в ближайшие три месяца. Конечно, если компания-разработчик уложится в утвержденный график.

Программа испытаний


Ранее KAI неоднократно сообщала, что летные испытания самолетов KF-21 будут продолжаться до 2026 г. При этом программа испытаний разделена на несколько этапов, и уже известны некоторые планы такого рода. В дальнейшем планы по Boramae могут расшириться в связи с появлением новых модификаций самолета.

В первую очередь, в ходе испытаний проверяются летные и иные характеристики техники. Затем ее испытают в качестве воздушной платформы, несущей радиоэлектронное оборудование и вооружение. В ходе таких мероприятий планируется выявить и исправить оставшиеся недочеты. Четыре самолета уже проходят подобные проверки, а два оставшихся присоединятся к ним в ближайшие месяцы.


Двухместный прототип "004" на стадии строительства

После испытаний каждого самолета по отдельности ожидается старт совместных мероприятий. Истребители будут работать в группах и совместными усилиями решать учебные задачи. На этом этапе в полной мере проверят боевые возможности нового KF-21. Кроме того, необходимо будет отработать вопросы взаимодействия самолета с наземными средствами и войсками при решении разных задач.

В последнее время в материалах от KAI регулярно упоминается возможность создания палубной модификации истребителя KF-21, которая сможет попасть на борт планируемого южнокорейского авианосца. Если вооруженные силы закажут разработку такого проекта, то через несколько лет компании KAI предстоит построить и испытать некоторое количество опытных самолетов. Впрочем, сроки возможного строительства пока остаются неизвестными.

Большие планы


Участники проекта KF-21 Boramae планируют завершить стадию летных испытаний не позднее 2025-26 гг. На 2026 г. запланирован старт серийного производства. Первым получателем серийных истребителей должны стать южнокорейские ВВС. Вероятно, они станут и крупнейшим покупателем этой техники.

Сообщалось, что в 2026-28 гг. ВВС Южной Кореи хотят закупить 40 истребителей нового типа. На втором этапе, до 2032 г., приобретут не менее 80 самолетов. Таким образом, через 10 лет в ВВС будет не менее 120 истребителей поколения «4++» собственной постройки.

С их помощью заменят устаревшие машины разных типов, состоящие на вооружении в настоящее время. Параллельно с отечественными KF-21 будут закупаться американские самолеты F-35, относимые к следующему поколению истребителей. За счет этого будет сформирован авиационный парк с необходимой численностью и желаемыми возможностями.


Первый полет KF-21 "004", февраль 2023 г.

Индонезия продолжит свое участие в проекте KF-21 (индонезийское обозначение IF-X). Вероятно, во второй половине двадцатых она тоже получит свои самолеты. В дальнейшем возможно развертывание локализованного производства. Однако сроки выполнения этих работ и потребное количество самолетов пока остаются неизвестными. На вооружение они поступят под индексом F-33.

Уже на старте программы KF-X организация-разработчик говорила о желании выйти на международный рынок вооружений и техники. Материалы по проекту давно демонстрируются на различных выставках и должны привлекать внимание потенциальных заказчиков.

Можно говорить о первых успехах рекламной кампании. Так, в прошлом году министерство обороны Польши заявило об интересе к южнокорейскому проекту. Ведомство собирается следить за его развитием и делать выводы. Вероятно, при успешном завершении текущего этапа программы, польские ВВС станут еще одним заказчиком серийных KF-21.

Демонстрация возможностей


Таким образом, прямо сейчас Южная Корея показывает свою способность создавать и доводить, как минимум, до летных испытаний боевые самолеты. Построены и испытываются четыре истребителя KF-21 в двух модификациях, а в ближайшее время к ним присоединятся еще два. Кроме того, уже может прорабатываться следующая модификация, предназначенная для флота.

Впрочем, не следует переоценивать проект Boramae. В его создании компании KAI помогал один из мировых лидеров авиастроения, а финансирование проекта пришлось искать за рубежом. В целом результаты программы KF-X / KF-21 на фоне других современных разработок достаточно скромны. Однако без подобных проектов, не претендующих на мировые рекорды, не удастся построить полноценную авиационную промышленность, способную обеспечивать нужды своих ВВС и работать на экспорт.
18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    28 марта 2023 05:32
    Сверхзвуковой истребитель да ещё с АФАР и малой (почти) заметностью это не хухры-мухры, хоть и на чужих движках.
    1. 0
      28 марта 2023 07:53
      Да какие они для США чужие? Можно считать что ещё один штат.
      1. +3
        28 марта 2023 09:14
        И всё же, нет движка, считай и самолёта нет, планёры кто угодно склепает
        1. +1
          28 марта 2023 10:25
          ну, как "планеры"?! Малозаметные планеры. Или хотя бы в перспективе малозаметные, которые по бедности недостаточно обсчитали, но конструкция которых (сужу по фото) позволяет в будущем доработать планер без существенных изменений в остальных системах. Когда машина летает, деньги на доработку найти проще, чем с 3D-мультиком в портфеле. Те же индусы по соседству, разочарованные непоставкой наших Су, например.
    2. 0
      11 сентября 2023 16:41
      Хочется отметить стратегический замысел янкесов:
      сами будут выпускать ТОЛЬКО самолеты 5-ого поколения.Здесь корейцы им не конкурент.
      -посадили корейцев покупать свои комплектующие,и вряд ли только двигатели.
      -подвязали(пока) Индонезию на эти самолеты...
      Т.е европейским производителям истребителей азиатский(и не только) рынок в перспективе не светит.
      -
  2. 0
    28 марта 2023 12:33
    Все у корейцев с этим проектом будет хорошо. Они не собираются делать ничего принципиально нового чего ещё в истории небыло ни на какие рекорды не претендуют и это правильно.
  3. +1
    28 марта 2023 15:27
    Я не большой спец, но отличи от раптора вообще не вижу..
    1. +1
      28 марта 2023 16:32
      Типа, F- 22/35 в южнокорейском исполнении - поколение 4++.
    2. +2
      28 марта 2023 17:48
      Цитата: Snay
      Я не большой спец, но отличи от раптора вообще не вижу..

      Цитата: Snay
      Я не большой спец, но отличи от раптора вообще не вижу..

      а так?
  4. 0
    28 марта 2023 15:29
    Поляков посадили на корейскую технику.
  5. 0
    29 марта 2023 02:53
    Не узнаю автора в гриме... Рябов не обругал иностранную технику?
  6. 0
    29 марта 2023 12:10
    Цитата: Владимир_2У
    Сверхзвуковой истребитель да ещё с АФАР и малой (почти) заметностью это не хухры-мухры, хоть и на чужих движках.

    Все у них "чужое" и РЛС и планер и оружие и сам проект - все. Если нет доставки комплектующих и готових изделии они сами ничего не делают. В етом принципиальная разница с КНДР.
    1. 0
      24 мая 2023 16:35
      Скорее всего американцы отдали свои многие наработки. Идей у них хватает. Но реализовать все у себя они не могут. Вот и нашли клиента с деньгами. Почему бы и нет?
  7. Комментарий был удален.
  8. 0
    6 апреля 2023 03:38
    Южкорейцы молодцы. Самая мощная промышленность в части производства станков которые производят конечный продукт. Большие мощности по производству морских судов. Теперь вот до воздуха добрались.
    1. -1
      4 мая 2023 14:17
      Ведь когда-то в Корее даже не было образованных людей, причём абсолютный безграмотное население жило на территории южной Кореи, а на севере Кореи ещё кое-как могли читать писать. Очень интересно читать книгу про становление Южной Кореи от голодных крестьян до научно-технической супердержавы, обгонявшей своим развитием такие страны как Япония, Германия и США.
      Почитайте про Чудо на реке Ханган - экономическое чудо южной Кореи.
      У меня за последние 30 лет тоже розовая такая мечта, что к власти в России придёт свой диктатор-реформатор, который превратит отсталую Россию в самую современную и передовую страну мира.
  9. 0
    24 мая 2023 15:56
    Ну по крайней мере не стали утверждать и махать флагами, что это - 5е поколение. А в США тем временем вовсю идет работа по истребителю 6го поколения.
  10. 0
    24 мая 2023 16:40
    Еще учась в школе, это было году в 84-м, на уроках экономической географии говорилось: Южная Корея отсталая аграрная страна. Вот что животворящая военная диктатура делает. Как их там? Ро Дэ У и Чон Ду Хван. Генералы такие были. Странно, что ни одного Кима((. Ух, и диктаторы были. Злые, как Пиночет.
    А их законы действуют до сих пор.
  11. 0
    24 мая 2023 17:06
    Надо его поводить по аэродрому, что бы он к нему привык. Надо водить его поворачивать неправо и налево, что бы он знал, где предел взлётной и посадочной полосы. Можно повести его за пределы полосы и показать яму, где он будет, если начнёт своевольничать и не слушать лётчика. А также ему втолковать, что там он будет в этой яме, только уже не возле аэропорта, а где-то там. И не только он сам, но также и его жена, дети и внуки. А внутри их будут хорошо приготовленные до чёрного цвета их водители-.