Иван Сусанин – патриот земли Русской

63
Иван Сусанин – патриот земли Русской
Константин Маковский. Иван Сусанин. 1914 г.


Иван Сусанин


Имя одного из русских героев обросло легендами и мифами, исследователи, поднимавшие эту тему, создали ряд версий, которые противоречат друг другу.



По официальной версии, которая вошла и мифологию царской династии Романовых, зимой-весной 1613 года новоизбранный государь Михаил Фёдорович Романов со своей матерью инокиней Марфой Романовой находился в вотчинном селе Домнино Костромского уезда. Сюда направился польский отряд, чтобы убить или захватить русского царя. С точки зрения польских панов, законным государем России был королевич Владислав (носил корону «московитов» до 1634 года).

Проводником поляки захватили крестьянина (в другой трактовке, приказчика, вотчинного старосту) Ивана Сусанина. Он увлёк врагов в другое место и с помощью своего зятя Богдана Сабинина предупредил Романовых, которые скрылись в Ипатьевском монастыре. Шляхтичи, поняв, что их обманули, пытали и убили героя. Местом гибели Ивана Сусанина принято считать село Исупово или Исуповское болото.

Историки спорят о времени подвига: поздняя осень – зима 1612 года, зима – ранняя весна 1613 года. Почти ничего не известно о жизни Сусанина. Простой это был крестьянин или вотчинный староста, как он был связан с Романовыми. Знал ли он об избрании Михаила царем, или это был ещё претендент на престол; знал ли он о настоящем местонахождении Романовых. Действительно ли Романовы были в Домнино, или где-то рядом, или их там не было. Неизвестно и подлинное место гибели Сусанина, его могила. Вопросов много.

Создание официального мифа Романовых


Доказательством реальности подвига Ивана Сусанина считается жалованная грамота от 30 ноября (10 декабря) 1619 года о даровании зятю Сусанина Богдану Собинину половины деревни с «обелением» от всех податей и повинностей «за службу к нам и за кровь, и за терпение…». Эта грамота была неоднократно подтверждена: жалованные грамоты 1633 и 1644 годов («вдове Сабинина Антониде с детьми»), подтвердительная грамота 1691 года (потомкам Сусанина, жившим в деревне Коробовой, «и их детям и внучатам и правнучатам и в род их во веки неподвижно»), льготные указы 1723, 1724 и 1731 годов, подтвердительные грамоты 1741 и 1767 года («всем потомкам Сусанина, жившим в дер. Коробовой»). Последний документ датируется 1837 годом («Коробовским белопашцам»).

Визит Екатерины II в Кострому в 1767 году положил начало официальной традиции: упоминать Сусанина как спасителя Михаила Романова. В «Словаре географическом Российского государства» А. М. Щекатова (1804 год) Сусанин предстаёт как спаситель царской особы. В 1812 году писатель С. Н. Глинка прямо возвёл Сусанина в идеал народной доблести и самопожертвования.

Эта традиция была усилена в царствование Николая I, когда проводилась идеология – православие, самодержавие и народность. Также в это время снова вспыхнуло противостояние по линии Россия – Польша (восстание в Царстве Польском). Вышла опера композитора Михаила Глинки «Жизнь за царя». Герою поставили памятник в Костроме – 1851 год, скульптор В. И. Демут-Малиновский. Иван Сусанин изображён на памятнике «Тысячелетие России» в Новгороде.

Стоит отметить, что в СССР миф сохранили. На первом, революционном этапе, когда революционеры уничтожали все «пережитки царизма», памятник Ивану Сусанину в Костроме был разрушен. Но затем, когда Сталин начал восстанавливать полноценные государственные институты, включая историю, Ивана Сусанина вернули в стан народных героев. Но с упором на патриотизм простого человека, когда спасение царя могли даже и не упоминать.

В СССР в 1939 году вышла новая «сталинская» редакция знаменитой оперы Глинки, в её основу легло либретто поэта Сергея Городецкого. Сюжет сильно отредактировали: в опере появились новые герои в лице Минина и Пожарского. Король Сигизмунд посылает отряд, чтобы разгромить Русское ополчение. Войско оказывается под Костромой, в деревне, где живет крестьянин Иван Сусанин. Поляки требуют, чтобы тот показал им дорогу к стану Минина.

О том, что Сусанин спас находившегося в монастыре под Костромой царя Михаила Федоровича, в новой редакции ничего не говорилось. Более того, в тексте либретто упоминания о Романове вовсе отсутствовали. По указанию Сталина опера стала называться «Иван Сусанин». С таким сюжетом и названием сочинение прозвучало на всех оперных сценах Советского Союза. То есть легенде придали народный характер.


В 1835 году указом царя Николая I центральная площадь Костромы была переименована из Екатеринославской в Сусанинскую. 14 марта 1851 года в её центре был установлен памятник по проекту академика В. И. Демут-Малиновского: гранитная колонна на четырёхугольном пьедестале была увенчана бюстом юного царя, на груди которого ярко выделялся позолоченный крест. У основания колонны располагалась коленопреклонённая фигура Сусанина, слева от которого лежали две жалованные грамоты его потомству. На задней стороне постамента – надпись: «Ивану Сусанину, за Царя, – спасителя веры и царства, живот свой положившему. Благодарное потомство».

Поэзия и реальность


Ещё до революции исследователи отметили, что нет народных преданий об Иване Сусанине, все они носят книжный характер. Поэтому знаменитый дореволюционный историк Николай Костомаров, который изучал эту тему, назвал всю историю подвига «анекдотом», который «сделался более или менее общепризнанным фактом».

Костомаров:

«Страдание Сусанина есть происшествие, само по себе очень обыкновенное в то время. Тогда козаки бродили по деревням и жгли и мучили крестьян. Могло быть, что разбойники, напавшие на Сусанина, были такого же рода воришки, и событие, столь громко прославленное впоследствии, было одним из многих в тот год. Чрез несколько времени зять Сусанина воспользовался им и выпросил себе обельную грамоту».

То есть Сусанин вполне мог быть жертвой не поляков, а русских воров (так тогда называли разбойников).

Видный русский историк, один из основателей классической истории России, Сергей Соловьёв также отмечал, что Сусанина могли замучить не поляки и литовцы, а русские разбойники, казаки. Историки не отмечали больших польских отрядов зимой 1612–1613 гг. в районе Костромы. А вот небольшие банды воровских казаков бродили повсеместно.

Первым Романовым сказка понравилась, и они дали грамоту и денег, подтверждая легенду. Далее придворные церковники, писатели, поэты, художники и композиторы развили идею. В частности, Глинка придумал, как целый полк поляков погиб в лесу от голода и холода. На самом деле польский гарнизон буквально умирал от голода, даже ели друг друга, но не в лесу, а в Московском Кремле, куда их пустили московские бояре (включая Романовых).

В настоящее время, видимо, наиболее близкой стоит считать сталинскую редакцию прочтения подвига Ивана Сусанина. Она народная. Простой человек совершает самопожертвование во имя Родины и народа. На таких Иванах и стоит Русская земля. Остальное – поэзия.


Памятник Сусанину в Костроме. 12-метровый монумент сооружён по проекту московского скульптора Н. А. Лавинского и архитекторов Марковского и Бубнова в 1967 году.
63 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Комментарий был удален.
    1. +20
      30 марта 2023 05:35
      - Куда ты ведешь нас, Сусанин-герой?
      - Идите вы нафиг, я сам здесь впервой.
      1. +17
        30 марта 2023 07:23
        Реконструкция внешности. Ивана Сусанина по черепу (судмедэксперт России профессор Виктор Звягин).

        «Повреждения, - писал эксперт, - не имеющие признаков заживления, указывают на насильственную смерть и вполне соответствуют обстоятельствам мученической кончины Ивана Сусанина. Признаки внешности мужчины из реликвария 13А некрополя «Исупово» присутствуют в облике достоверно известных потомков Ивана Сусанина в 8-15-м поколениях».

        Так что вот он, народный герой! Хоть сейчас под стекло в музее выставляй и экскурсантов води. «Туристическим группам из Польши, - как сказано в самом смешном анекдоте сусанинского цикла, - скидка».
        1. +6
          30 марта 2023 07:47
          Цитата: не тот
          Так что вот он, народный герой!

          Кого-то мне этот реконструированный образ напоминает... Бороденка, правда, не та.
          Реконструкцией, случайно, не Ф.Э. Дзержинский руководил?
        2. +11
          30 марта 2023 08:08
          Володька Ленин? Ты?!
          ____________
          1. 0
            30 марта 2023 09:59
            Интересный документ. Приведу его целиком:
            Аннотация результатов проведенных археологических и судебных медицинских исследованиях по идентификации останков Ивана Сусанина
            Личность Ивана Сусанина и обстоятельства его подвига до последнего времени были окутаны завесой неопределенности. Последняя была результатом узкой источниковой базы, повествующей о подвиге Ивана Сусанина, что послужило основанием для различного рода толкований обстоятельств его подвига и даже выражения сомнений относительно реальности событий, связанных со спасением Михаила Романова костромским крестьянином.
            С другой стороны, если подвиг Ивана Сусанина имел место, он стал одним из определяющих обстоятельств в возрождении российской государственности в начале XVII в. и выхода из “смуты”. В настоящее время в условиях движения России по пути реформ, роста интереса к своим историческим корням, оказалось невозможным мериться с двусмысленностью наших знаний об Иване Сусанине и его подвиге. С целью решения проблемы реальности подвига костромского патриота и выявления его обстоятельств администрация Костромской области в 2001 г. утвердила Программу исследования памятных мест, связанных с именем Ивана Сусанина. Указанная Программа преследовала следующие цели:
            1. на основании изучения исторических свидетельств определить предполагаемое место захоронения Ивана Сусанина;
            2. провести археологические раскопки на некрополе;
            3. выявить из группы захоронений погребенных, соответствующих времени и параметрам Ивана Сусанина, а именно: захоронения начала XVII в., относящиеся к мужским, старше 40 лет, имеющие следы насильственной смерти;
            4. провести современными методами судебной медицины идентификацию выявленных останков и возможную принадлежность их Ивану Сусанину.
            К решению указанной Программы были привлечены видные российские специалисты:
            1. Научное руководство археологическими исследованиями памятных мест, связанных с именем Ивана Сусанина осуществлялось Алексеевым Сергеем Ивановичем — консультантом-главным археологом комитета по охране и использованию историко-культурного наследия администрации Костромской области;
            2. Археологические исследования Исуповского некрополя выполнены Новиковым Александром Викторовичем — начальником Научно-исследовательского реставрационного центра Областного государственного учреждения “Наследие” комитета по охране и использованию историко-культурного наследия администрации Костромской области;
            3. Медико-криминалистические исследования костяков Исуповского и Прискоковского некрополей, комплекс натурных и камеральных исследований, связанных с идентификацией костных останков Ивана Сусанина выполнены под руководством Звягина Виктора Николаевича, доктора медицинских наук, профессора, лауреата Первой национальной премии лучшим врачам России “Призвание”, заслуженного врача РФ;
            4. Палеоантропологический анализ костяков Исуповского некрополя выполнялся Васильевым Сергеем Владимировичем, доктором исторических наук, заведующим отделом антропологии Института этнологии и антропологии РАН.
            В 2001 г. комитета по охране и использованию историко-культурного наследия администрации Костромской области совместно с ОГУ “Наследие” приступил к археологическим исследованиям памятных мест, связанных с именем Ивана Сусанина. Археологические исследования проводились в д.Деревеньки (местожительство зятя И.Сусанина Богдана Собинина), с.Исупово (где располагалась усадьба Ксении Шестовой-Романовой (инокини Марфы) — матери Михаила Романова), на Исуповском селище (место казни Ивана Сусанина), Исуповском некрополе (место захоронения Ивана Сусанина), Прискоковском некрополе (место захоронения потомков Ивана Сусанина с сер. XVII в.). В ходе историко-архивных изысканий было выяснено, что Иван Сусанин был захоронен не в д.Домнино или на погосте в Спас-Хрипелях, а на Исуповском некрополе.
            Общая площадь исследований Исуповского некрополя с 2002 по 2004 годы составила около 327 кв. м. Суммарное количество регулярных захоронений равно 146, перезахоронений 217, в общей сложности были исследованы останки около 400 индивидов XVI$XVIII вв., погребенным по христианским канонам.
            Наиболее многочисленную категорию находок Исуповского некрополя составили медные нательные кресты, которых встречено 288 экз., как правило, расположенных на груди погребенного. Кроме нательных крестов сопровождающий материал включал пуговицы, бусины, слезницы, перстни.
            Интерес вызвала группа погребений в кв. ГД-1/2 раскопа 2002 г. В кв.Д-1 было обнаружено вторичное захоронение (перезахоронение 13 а), представленное группой трубчатых костей и черепной коробкой. На последней с левой стороны имелся след от рубленной раны, приведшей к летальному исходу (результаты паталого-антропологического анализа профессора В.Н.Звягина). Датирующих находок перезахоронение не содержало, однако результаты стратиграфических наблюдений позволяют определить время его первичного захоронения между концом XVI и серединой XVII вв.
            Медико-криминалистический анализ останков перезахоронения 13а проводился группой судебных медиков во главе с профессором В.Н.Звягиным. Череп принадлежал мужчине 45$50 лет с длинной тела 164 ± 2 см. Его облик соответствует восточно-балтийскому типу, широко распространенному в русском населении. Для представителей этого типа характерны низкий рост, кряжистая фигура, широкая голова, широкое лицо с массивной нижней челюстью, довольно широким слегка вогнутым носом с плоским основанием, жесткие светлые волосы, светлые маленькие глаза, светлая кожа (прил.3). На черепе обнаружено два рубленных повреждения левой теменно-височной области, проникающие в его полость, с обширным отщепом костей вследствии их распора (прил.2). Кроме того, отмечена массивная травма костей, образующих костный нос. Данное повреждение возникло от удара тупым твердым предметом (обух топора, нога в грубой обуви и т.п.).
            Проведенный анализ по фенотипу показал, что реконструированный облик мужчины из перезахоронения 13 а Исуповского некрополя обладает общими чертами внешности с достоверно известными потомками Ивана Сусанина, относящимися к восточно-балтийскому антропологическому типу.
            Проведенное медико-криминалистическое исследование не обнаружило каких-либо признаков, исключающих принадлежность костных останков из перезахоронения 13 а Исуповского некрополя Ивану Осиповичу Сусанину.
            15 марта 2005 г. результаты археологических и медико-криминалистических исследований были введены в научный оборот и представлены общественности а рамка работы всероссийской научной конференции “Смутное время в контексте становления российской государственности и личность Ивана Сусанина: мифы и реальность”, которая отметила высокий научный уровень проведенных работ (прил.4).
            Приложение: 1. Выкопировка из “научного заключения о проведенных археологических и судебно-медицинских исследованиях по идентификации останков Ивана Сусанина: общее заключение — на 1 л. В 1 экз.
            2. Копия фото рубленного повреждения черепа из реликвария 13а — на 1 л. в. 1 экз.
            3. Портретная реконструкция (В.Н.Звягина) лица Ивана Сусанина по черепу — на 1 л. в 1 экз.
            4. Резолюция всероссийской научной конференции “Смутное время в контексте становления российской государственности и личность Ивана Сусанина: мифы и реальность” — на 3 л. в 1 экз.

            Заместитель начальника департамента, главный археолог С.И.Алексеев
          2. +5
            30 марта 2023 17:46
            А вдруг...Ильич - один из потомков Ивана Сусанина?
            1. -1
              30 марта 2023 21:40
              Судя по тому, что на картинах и постаментах В. И. Ленин всё время показывает нам, куда нам идти - это вполне возможно.
        3. 0
          30 марта 2023 09:57
          Реконструкция внешности. Ивана Сусанина по черепу (судмедэксперт профессор Виктор Звягин).



          Это реконструкция облика «Ивана Сусанина». Бюст выставлен в областной научной библиотеке в Костроме.

          В данном случае нет претензий к антропологам и скульпторам, выполнявшим реконструкцию. Проблема в том, что принадлежность черепа, по которому восстанавливали облик этого человека, Ивану Сусанину, мягко говоря, сомнительна.
          1. 0
            30 марта 2023 17:14
            Прошу прощения, но:"обладает общими чертами внешности с Достоверно известными потоками Ивана Сусанина"
            Выходит "левый" череп, но похож на потомков Сусанина? Немного странно
            1. +1
              30 марта 2023 18:40
              Сколько прошло веков с момента гибели Сусанина до момента реконструкции его внешности по якобы его черепу? 3,5 века примерно? Какие там могли сохраниться достоверные потомки? Просто реконструктор невольно (а может, и вполне сознательно) подогнал внешность Сусанина под внешность людей, показанных ему в качестве "потомков".
        4. +4
          30 марта 2023 14:46
          Это другой спаситель царя.



          Осип Иванович Комиссаров (Комисаров) (1838; село Молвитино, Буйский уезд, Костромская губерния (сейчас пгт. Сусанино, Сусанинский район, Костромская область), Российская империя — 1892; Полтавская губерния, Российская империя)
          В 1866 году Осип Иванович уже владел шляпной мастерской и какое-никакое свободное время, для прогулок. 4 апреля 1866 года, находясь у ограды Летнего Сада, Комиссаров заметил царский экипаж. Он решил увидеть самого царя. Любопытство Комиссарова было вознаграждено: император замешкался возле кареты, надевая шинель. И в это время Комиссаров заметил странного молодого человека, который протискивался сквозь толпу, доставая пистолет. Смелости и решительности хватило Комиссарову, чтоб помешать стрелявшему (Каракозову) прицельно выстрелить.
          Восторг от поступка Комиссарова усилился когда стало известно что он из костромичей. Народная молва моментально соединила его имя с именем другого костромского крестьянина - Ивана Сусанина. По всем храмам служились благодарственные молебны, а вечером Александром Освободителем был дан торжественный приём. на который пригласили Комиссарова. Когда Комиссарова ввели в Зимний Дворец, император объявил о производстве Осипа Ивановича в потомственные дворяне. Комиссаров был награждён орденом Святого Владимира IV степени и получил почётную приставку к фамилии "Костромской".
          На месте покушения была построена часовня, снесена в 1925 году

          1. 0
            30 марта 2023 17:24
            Как я помню :Каракозов, стрелял несколько раз.
            1. 0
              30 марта 2023 19:20
              Вы там были? smile
              Вроде не особенно ему дали стрелять. По стандартной информации один выстрел успел сделать да и тот помешали. Толпа вокруг была.
            2. -1
              30 марта 2023 21:49
              Каракозов выпустил 3 пули. См."Повседневная жизнь русских жандармов"
              1. -1
                30 марта 2023 23:15
                Спасибо Святослав, век живи век учись и книга интересная
                Я посмотрел там материал по покушению 4 апреля 1866, но не увидел информацию про три выстрела.
                Григорьев Колоколов "Повседневная жизнь русских жандармов". Или не ту книгу читаю, или не там?
        5. +2
          30 марта 2023 16:50
          Все таки существовал такой человек и действительно принял мученическую смерть
      2. +12
        30 марта 2023 07:37
        Цитата: не тот
        - Куда ты ведешь нас, Сусанин-герой?
        - Идите вы нафиг, я сам здесь впервой.

        - Давайте, отрежем Сусанину ногу!
        - Не надо, ребята! Я вспомнил дорогу!
        1. +11
          30 марта 2023 08:06
          Иногда Сусанина сравнивают с Моисеем - среди евреев ни один мужик, вышедший из Египта, не дошёл до Земли Обетованной за 40 лет.
          1. +1
            31 марта 2023 10:19
            на то есть тому причина, они разгневали Живущего на Небесах тем, что ослушались его, что не пошли войной на исполинов, потом их вообще всех хотел истребит, но по просьбе Моисея сжалился и сказал что пока поколение не обновится , не войдут в землю обетованную. Моисей тоже в нее не вошел, только увидел с Горы, а вводил в землю обетованную уже Иисус Навин
        2. +2
          30 марта 2023 17:36
          Куда ты ведёшь на,не видно ни зги?
          -Я сам заблудился вам пудря мозги.
          Давайте отрежем Сусанину ногу
          Ну что вы,я кажется вспомнил дорогу.
      3. +2
        30 марта 2023 17:43
        Давайте отрежем Сусанину ногу!
        - Постойте! Постойте! Я вспомнил дорогу!
        1. 0
          31 марта 2023 09:46
          Цитата: Ilya-spb
          Давайте отрежем Сусанину ногу!
          - Постойте! Постойте! Я вспомнил дорогу!

          Надо бы изучить "антропологию" данного стишка в зависимости от географии.
          Версия крайнего запада.
          "Куда ты ведешь нас, Сусанин герой?
          Идите вы на Юг, я сам здесь впервой!
          Давайте отрежем Сусанину ногу!
          Не надо ребята! Я вспомнил дорогу."
  2. +15
    30 марта 2023 05:35
    знаменитый дореволюционный историк Николай Костомаров

    В XIX веке Костомаров был знаменит как фальсификатор истории, пользовался сомнительными историческими источниками, не гнушаясь откровенной фальсификации.
    Костомаров, украинский националист, русофоб. Ещё при жизни Костомарова русские историки клеймили его за наглое враньё, но с него, как и с любого украинского националиста, как с гуся вода. Костомаров стоит в одном ряду с такими «Гигантами мысли» как Со’Лженицын, Шаламов, Резун, Евгения Альбац и т.п.
    Костомаров, известен, прежде всего, как инициатор нескольких русофобских пропагандистских компаний. Так, например, историческим открытием Костомарова является живописание жуткой картины того, как при взятии Варшавы войсками Суворова казаки насиловали, а затем убивали христианских монахинь, а надетых на пики детей таскали по улицам… Разумеется, он писал об этом уже тогда, когда из-за старости ни один из суворовских чудо-богатырей не мог набить ему морду. На Западе эта байка Костомарова пришлась ко двору. Самым любимым «ужастиком» кайзеровской пропаганды, насаждавшей в Германии и Австрии обстановку русофобии и антиславянской истерии, был именно образ казака с младенцем, насаженным на пику. После первой мировой войны образ кровавого казака в западной пропаганде сменил образ не менее кровавого большевика В наши дни эта сказка продолжается благодаря провокациям в Буче и т.п.
    Ещё одним «историческим» открытием Костомарова является подробное описание того, как на имеющихся подводах вывозили из Москвы, оставляемой Наполеону, все пожарное оборудование, бросив раненых, которым места в обозе не оставалось, и которые якобы погибли в огне.
    Главный довод Костомарова против Сусанина звучит примерно так: москаль не может быть героем по определению, поэтому все родственники Сусанина жулики и попрошайки. По версии Костомарова «зашибли» воры какого-то мужика во время грабежа деревни, а потом его родня ради царской милостыни сказок насочиняла. На эту версию якобы работает и то, что на самом деле польское войско не имеет к смерти Сусанина никакого отношения. Логика Костомарова чрезвычайно проста: не было поляков, не было и угрозы для царя. В действительности же вместо реальной истории Н.Н. Костомаров ниспровергает либретто оперы Михаила Ивановича Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин», 1836 год). Не будем спорить на тему насколько либретто оперы «Жизнь за царя» является историческим. Автор либретто — барон Егор Розен художник, он так видит.
    Судя по высказываниям самого Костомарова подвиг Ивана Сусанина ненавистен ему ещё со школьной статьи. Самое интересное то, что Костомаров считает царскую грамоту потомкам Сусанина всего лишь результатом происков Богдана Собинова (облапошил хитрый зятёк Сусанина наивного царя!). В качестве доказательств Костомаров указывает на нестыковки в различных документах XIX века (!). Самый убойный довод Костомарова против царской грамоты: [b]полное отсутствие сведений о Сусанине в иностранных источниках![b] Раз не почитают Ивана Сусанина на Западе, значит его и не было. Вуаля!
    Судя по всему, главный недостаток царской грамоты с точки зрения Костомарова в том, что она совершенно не допускает двоякого толкования. Например, Сусанин знал где царь, а его спрашивали о чем-то другом, или Сусанина спрашивали где царь, а он об этом и сам не знал, или его вообще ни о чём не спрашивали, а просто убили и т.п. Однако Костомаров сумел придраться даже к этому тексту (царь то был в Костроме, а Сусанин в Костромском уезде - не сходится!). Но, не имея возможности по-крупному переиначить содержание грамоты, Костомаров пытается дискредитировать сам факт её появления на свет: «Одним словом, здесь какая-то несообразность, что-то неясное, что-то неправдоподобное». Ну не нравится Костомарову царская грамота и все тут!
    Спрашивается, ради какой великой идеи Н.Н. Костомарову понадобилось не только развеять патриотический образ Ивана Сусанина, но ещё и выставить мошенником Богдана Собинова? Лучше всего об этом сказано самим Костомаровым. Своё исследование он завершает следующим абзацем:
    По случайному сближению то, что выдумали про Сусанина книжники наши в XIX веке, почти в таком виде в XVII веке случилось действительно на противоположном конце русского мира, в Украине. Когда в мае 1648 гетман Богдан Хмельницкий гнался за польским войском, один южнорусский крестьянин Микита Галаган, взялся быть вожатым польского войска, умышленно завёл его в болото и лесные трущобы и дал возможность козакам разбить врагов своих. Этот геройский подвиг самоотвержения отличается от Сусанинского тем, что он действительно происходил
    .
    Сей подвиг крестьянина Микиты Галагана Костомаров приводит по малороссийским летописям, которые по единодушному и не оспариваемому мнению историков XIX века считались и считаются «мутным источником». В них даже дата смерти Богдана Хмельницкого приведена с ошибкой. Поэтому вдвойне интересно было бы узнать, есть ли хоть один иностранный источник, в котором упоминается южнорусский крестьянин Микита Галаган? Но Костомарова такие нестыковки в собственной работе нисколько не смущают.
    О чрезмерно вольном обращении Н.Н. Костомарова с историческими документами стало известно не сегодня. Впервые об этом поведал другой известный историк XIX века С.М. Соловьев, напечатавший ещё в 1862 году в газете «Наше время» работу «История и «современность», IV раздел которой называется «О статье г. Костомарова «Иван Сусанин». И надо сказать, что аргументы С.М. Соловьева выглядят гораздо убедительней.
    В статье В.Е. Рудакова «Иван Сусанин» из «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона», 1890 – 1907 года также говорится о беспочвенности гипотезы Костомарова. В данной статье Рудаков пишет, что с конца 1870-х и особенно 1880-х годов, с открытием исторических обществ и губернских архивных комиссий, стали обнаруживаться новые документы о подвиге Сусанина. В них открылись почти современные ему «Записки» и многочисленные рукописные «предания» XVII и XVIII веков, в которых очевидно преклонение писавших перед подвигом Сусаниным (иные прямо называли его мучеником). В 1882 году Самарянову, собравшему немало не изданных до него источников, удалось доказать, что поляки и литовцы целым отрядом подходили к селу Домнину, с целью убить новоизбранного царя Михаила Федоровича, и что Михаил Федорович «скрылся от ляхов» в Ипатьевском монастыре по совету Сусанина из села Домнина, после появления польско-литовского отряда. Положения Самарянова подтверждаются и позднейшими находками документов, относящихся к Сусанину и хранящихся в костромской архивной комиссии, в археологическом институте и др. Сущность преданий о подвиге Сусанина сводится к следующему. Вскоре после избрания на престол, когда Михаил Федорович жил со своею матерью в селе Домнине, родовой своей вотчине, пришли в Костромскую область польские и литовские люди с целью убить нового соперника польского королевича Владислава. Недалеко от села Домнина им попался Сусанин, который взялся быть их проводником, но завёл в противоположную сторону, в дремучие леса, послав перед уходом своего зятя Богдана Собинова к Михаилу Федоровичу с советом укрыться в Ипатьевском монастыре. Утром он раскрыл полякам свой обман. Несмотря на жестокие пытки, Сусанин не выдал места убежища царя и был изрублен поляками «в мелкие куски».
    1. +20
      30 марта 2023 05:38
      Проще говоря - как был он героем земли русской,героем и останется,несмотря на всяких костомаровых разных этих.
      1. +20
        30 марта 2023 06:18
        Цитата: не тот
        Проще говоря - как был он героем земли русской,героем и останется,несмотря на всяких костомаровых разных этих.

        +1500! И опера замечательная. Интересно, ее еще ставят в Большом театре или "не ко двору о народном герое"?
        1. +6
          30 марта 2023 07:21
          или "не ко двору о народном герое"?
          Откуда скепсис? Вроде самое время для пропаганды героизма.
          1. +18
            30 марта 2023 07:28
            Всегда героем был для меня.
            Так вот он каков, наш Сусанин Иван;
            Давай за Ивана поднимем стакан!
        2. +14
          30 марта 2023 07:22
          Интересно, ее еще ставят в Большом театре или "не ко двору о народном герое"?
          Ой,Лен,а я не знаю...Не в Москве живу...Сам бы с удовольствием сходил бы,была бы такая возможность если...
          1. +2
            30 марта 2023 19:43
            Сам бы с удовольствием сходил

            Ставят, или не ставят, а в памяти вс равно живёт. smile
        3. +7
          30 марта 2023 11:20
          Пожалуйста в Санкт Петербург.
          Санкт-Петербург, Мариинский театр
          10 апреля
          понедельник 19:00
          Жизнь за царя

          опера Михаила Глинки
          Спектакль сопровождается синхронными титрами на русском языке
          К 150-летию со дня рождения Федора Шаляпина
          Весьма "ко двору"
    2. +1
      30 марта 2023 16:54
      "логика Костомарова проста" и вполне устраивает автора
    3. +2
      30 марта 2023 16:59
      Самсонов утверждает, что польских отрядов там не было
    4. +2
      30 марта 2023 17:51
      В начале 90-х было модно читать "Архипелаг", но я его не читала. Мне хватило "Матренин двор", стиль трудный и скушно написано.
      Резун? Я только Солженицина знаю
      Даже видела его автограф:"искателю новой правды "(у свекрови лежит:"Один день Ивана Денисовича" в журнале:"Новый мир")
  3. +14
    30 марта 2023 07:52
    Я думаю Романовы и их приближенные прекрасно знали о подвиге Сусанина. Они были на волосок от смерти и этот побег в монастырь надолго им запомнился, поэтому и льготы зятю Сусанина дали достаточно быстро, учитывая хаос и разруху тех лет. Были живы и здоровы свидетели этого подвига.
    Жаль, что все превратилось в сознании россиян в анекдот ...
  4. +11
    30 марта 2023 08:01
    опера композитора Михаила Глинки «Жизнь за царя»

  5. +9
    30 марта 2023 08:09
    Вот интересно: а на чьей стороне господин автор? На польской???
  6. +11
    30 марта 2023 08:11
    Вся власть Советам!

    Бойтесь переписывать историю дедов, они вам этого не простят.

    В одной соседней стране бардак начался с пересмотра своей истории. Вместо одних "мифов" сотворили новые. Снесли старые памятники, возвели новые... К чему это привело, мы все ежедневно видим по ТВ. Лично я не желаю, что бы у нас это повторилось.
    1. +8
      30 марта 2023 08:33
      Да уже, понимаш..... Русские как бы убили Сусанина...... Истинно сказано, что если плюнуть в прошлое, ответ будет из пушки. НАТОвского калибра 155 мм. Уже есть!
  7. +13
    30 марта 2023 08:45
    На Сусанина наезжают постоянно.Не даёт покоя подвиг крестьянского мужика.Как его только не называли разные историки-прос...ки.И пьяницей,и казнокрадом,и обманщиком,а то и вообще придурком.Ну,не может мужик быть благородным!Харей не вышел!Автор статьи пишет,что нет народных легенд(их предостаточно),зато много бумаг.Как раз это и является главным.По приказу царя было собрано множество свидетельств,опрошена вся округа.По приказу Екатерины Великой произведено дополнительное следствие ещё раз.Сколько доказательств надо?Наивно считать,что Сусанин не понимал,что он делает и зачем.Он спасал династию и Россию.Почти 80 лет безвременья на Руси поставило страну на грань катастрофы.К тому же не надо забывать,что царь являлся наместником Бога на земле(хотя к тому времени Михаил царём не был и согласие своё ещё не дал).Именно по этой причине и рыскали по всей округе поляки и наёмники.Им необходимо было устранить угрозу.Поляки же понимали,что богоизбранный царь им не по зубам.С тех времен и идёт взаимное отторжение народов.
    Крестьянин завистлив,наверное в любой стране.Сусанина не особо любили живого,всё-таки староста был в то время мировым судьей(курица,корова и т.д.не туда зашла),что уж тут говорить после грамот царских.Облили грязью и его,и родню.Как же-он такой же как мы...,и вдруг любимец царский.Зависть и ещё раз зависть.
    Что касается самого подвига...От Домнино до Костромы около 100км.Любая задержка на 6часов и уже никто не догонит.Ипатьевский монастырь является к тому же крепостью.Его и сейчас без артиллерии не так-то просто захватить,небольшому отряду поляков ловить там было нечего.
    Иван Сусанин похоронен в деревне Исупово.Могила его найдена.Произведена экспертиза ДНК.Тут-то и пригодились грамоты,понятно кто является прямым родственником.Процентов на 80.Но это всегда так.А вообще по легенде-когда его привезли хоронить,то на теле нетронутыми были-одна нога и голова,остальное всё было изрублено саблями.
  8. BAI
    +8
    30 марта 2023 08:55
    Советский памятник лучше царского
    1. +8
      30 марта 2023 09:11
      Царского памятника не было.Это был памятник династии Романовых.Он до сих пор стоит в Центральном парке.Только вместо царя и Сусанина на нем Ленин.Колонна лежит отдельно.Памятник Ивану Сусанину расположен в центре города спиной к центральной площади.Что неприятно.Хотели наверное,что бы был виден с Волги.А получилось ни то,ни сё.
      1. +5
        30 марта 2023 09:22
        Цитата: bortitrambler.ru
        Только вместо Сусанина на нем Ленин.

        Честно говоря не вижу между ними разницы по отношению к полякам.
      2. +6
        30 марта 2023 11:15
        Цитата: bortitrambler.ru
        Царского памятника не было.Это был памятник династии Романовых.Он до сих пор стоит в Центральном парке.Только вместо царя и Сусанина на нем Ленин.Колонна лежит отдельно.Памятник Ивану Сусанину расположен в центре города спиной к центральной площади.Что неприятно.Хотели наверное,что бы был виден с Волги.А получилось ни то,ни сё.

        Памятник Сусанину по проекту Демут-Малиновского стоял на Сусанинской площади (в просторечии "сковородка")
        Стоял с 1851 по 1918 год, уменьшенная копия сейчас стоит перед домом экс-мэра Костромы Коробова, мечтавшего о восстановлении памятника. Колонна до реконструкции площади долго лежала на "сковородке" между автобусной и троллейбусной остановками. При реконструкции площади от восстановления памятника отказались, "историческую колонну" убрали.
        Памятник 300-летию дома Романовых. находился на территории Костромского Кремля, соборный комплекс которого сейчас восстанавливают. Это территория ЦПКО на постаменте стоит Владимир Ильич, спиной к торговым рядам, указывая рукой на следственный изолятор smile
        Первоначально комитет по сооружению монумента "300 - летию династии" выбрал работу скульптора А. И. Адамсона. Памятник был заложен в 1911 году. Работы не были закончены из-за начала войны.
        Не стоит говорить о том, чего почти не знаете. С Уважением.
        Я живу в Костроме, поэтому знаю больше кому и где стояли (сидели и лежали) памятники wink
        1. +6
          30 марта 2023 13:27
          Я не о том,что где, что-то стояло.Фотографий много и в музеях Костромы,и в интернете.Трудно назвать памятником Сусанину,то что стояло на "сковородке".Это был памятник царю.Сусанин там сбоку-припёка.Такая-же как и на скульптуре в честь 300летия Романовых.Если честно,мне больше нравится современный памятник.Просто русскому мужику,который отдал свою жизнь за свою Родину.А все эти ползанья на коленях перед царём,унижают человека и патриота Ивана Сусанина.
  9. +3
    30 марта 2023 09:27
    то что в сталинской "редакции" опера из "За Царя" превратилось в оперу "Иван Сусанин" в этом ничего удивительного зная , что большевики вообще старались историю России преподнести так , что великая Империя доставшимся им в наследство ну словно упала с неба на землю словно так и должно было быть и ни чьих заслуг в этом нет . Хрестоматию , калейдоскоп и цепь исторических событий про подвиги Царей ,Царской власти и её поданных , что бы за сто лет из маленького Московского Царства создать Великую Империю , большевики и коммунисты всё это старались без стыдно прятать , что бывает у халявщиков... Так я уже не говорю про то, что было бы с тем , кто задал бы вопрос,- почему
    русские добровольно сами по себе и сами для себя без всяких партсекретарей по-идеологии, для себя придумали клич-лозунг "За Царя , за Родину , за веру" и за эти три символа шли на смерть . Что бы никто не задал таких вопросов , первым делом надо было убрать слова "За Царя". ..
    Кстати , если сегодняшняя академическая сообщество историков не нанесёт сокрушительный удар фальсификаторам истории Резунам- Сванидзе подобным - то через двадцать лет история останется по- резунски , как когда то она осталось по-кастомаровски и травили ей сознания людей больше ста лет
    1. +6
      30 марта 2023 09:36
      Большевики сделали абсолютно правильно - главный герой этой истории простой крестьянин, а не царь. Царь ничего героического здесь не совершил, наоборот он слабая фигура, которую необходимо было защищать.
      Роль народа в борьбе с польской интервенцией была решающей.
      1. +1
        30 марта 2023 19:38
        "Ничего героического не совершил, а он ничего и не мог тогда.
        1)ему 17 лет, образования ноль(умение читать ещё не образование ), а мать ему , казалась, очень умной.
        2) Глинка так же не делал из него главного героя.
        В, данном случае, Михаил был как символ:новой России
        1. 0
          30 марта 2023 20:48
          Верноподданическое название "жизнь за царя" Глинка выбрал по указанию царской цензуры.
          Советская власть вернула подвиг народу, ведь Сусанин спас не лично царя, он спас всю Россию.
          Если уж и называть эту историю то лучше "жизнь за Родину".
  10. +9
    30 марта 2023 09:52
    Господин Самсонов, спасибо за статью! hi )))
    И большинство коментариев выше всяких похвал, читала, не отрываясь...
    Спасибо, дорогие коллеги!)))
    1. 0
      30 марта 2023 19:26
      Людмила Яковлевна, Вы любите в"корень" смотреть.
      Давайте, порассуждаем: Михаил Романов на троне или иноземный принц, что лучше для России?
      Мне, кажется,в тех условиях, избрание Михаила было наилучшим вариантом
      P s.
      Мне, кажется, что политика Михаила, а точнее его отца Филарета, бы была разумный для того периода .
      Нужно, было укреплять государство, а это , возможно, лишь укреплением вертикали
  11. +10
    30 марта 2023 11:17
    Добрый день!
    Присоединяюсь к словам благодарности за статью! Также спасибо за комментарии, каждый из них получил мой плюс, даже добавить, вроде нечего.
    Хорошего всем дня!
  12. +3
    30 марта 2023 15:40
    Есть версия, что это были не поляки, а их союзнички - запорожские казаки.
  13. +4
    30 марта 2023 18:44
    Где-то читал про возраст известных литературных персонажей и реальных исторических личностей. Сусанину (этому седобородому старцу на картинах) на момент смерти было 33 года. За достоверность не ручаюсь.
  14. +2
    30 марта 2023 18:59
    Всем доброго здоровья.
    Автор, я не поняла, что Вы пытаетесь опровергнуть': подвиг Сусанина? Причастность Поляков к его смерти?
    С точки зрения логики, полякам была выгодна смерть Михаила Романова: в случае его смерти, Владислав заявляет свои права на трон...
  15. +4
    30 марта 2023 19:43
    Спасибо автору за актуальную статью.
  16. +1
    30 марта 2023 20:00
    Довелось как-то в студенческой юности подержать в руках дореволюционную книгу без титульных листов (поэтому, к сожалению, не знаю, как называлась), представлявшую собой сборник статей к 300-летию Дома Романовых. Там на одной гравюре был изображен некий саркофаг в интерьере какого-то храма и подпись "Место упокоения Ивана Сусанина", поэтому странно читать о каких-то найденных в 2002 году якобы его останках.
  17. +3
    31 марта 2023 11:40
    Видный русский историк, один из основателей классической истории России, Сергей Соловьёв также отмечал, что Сусанина могли замучить не поляки и литовцы, а русские разбойники, казаки. Историки не отмечали больших польских отрядов зимой 1612–1613 гг. в районе Костромы. А вот небольшие банды воровских казаков бродили повсеместно.

    В составе банд воровских казаков вполне могли быть посполитые, как поляки, так и литовцы.
    К тому же семейство Сусаниных могло притянуть события более раннего времени.
    Например известно, что указом царя Василия Шуйского пленные поляки были отправлены в Ярославль. Осенью 1606 года они оказались в городе. Для них были отведены специальные места для проживания. Пленных поляков содержали за счет государства. Пленным даже было разрешено ношение оружия, так как местное население относилось к полякам недружелюбно.

    В 1608 году царь Василий Шуйский начал переговоры с Польшей с целью очистить территорию России от поляков. Поляки, в свою очередь, требовали отпустить Юрия и Марину Мнишек. С них взяли присягу о том, что они не будут добиваться русского трона и поддерживать самозванцев.
    Несмотря на это, как только поляков отпустили из Ярославля, они оказались в Тушино.
    Тушинская армия тем временем начала грабить окрестные города и села. Особенно их привлекала дорога на Север от Москвы. В этом направлении были посланы отряды гетмана Яна Сапеги и пана Александра Лисовского. Не встречая серьезного сопротивления, они взяли Переславль-Залесский. Дальше они двинулись на Ростов. Город не имел тогда серьезных укреплений. Приближение отрядов Сапеги стало для ростовчан полной неожиданностью. Тем не менее, они приняли решение сопротивляться.
    Ростовчане выступили навстречу полякам, войска которых численно превосходили ростовские. Во главе их стоял воевода Третьяк Сеитов. Битва была короткой, но жестокой. Часть горожан искала спасения в соборной церкви Успения, но безуспешно. Вскоре Ростов был захвачен. Многие жители погибли, другие смогли бежать в Ярославль и сообщить о беде ярославцам. 18 октября 1608 года в лагерь гетмана Сапеги прибыла делегация ярославцев с повинной грамотой. В ней выражалась покорность и лояльность по отношению к Лжедмитрию II.
    Тушинцы потребовали выплаты 30 тысяч рублей, а также снарядить тысячу всадников и направить их в лагерь Лжедмитрия II. Кроме этого было требование прислать большое количество продовольствия, так как в тушинском лагере остро ощущалась нехватка такового. Часть жителей, не желая терпеть поборы, покинула город со своим имуществом.
    Вслед за Ярославлем были захвачены Романов, Молога, Рыбная слобода, Пошехонье и многие другие населенные пункты. Причины такого слабого сопротивления состояли в том, что основные части армии Шуйского защищали столицу. Остальные города не имели достаточной защиты и были захвачены либо врасплох, либо сами открыли ворота захватчикам. На захваченных территориях тушинцы учиняли погромы и устраивали различные произволы.
    Это привело к тому, что к 1608 году начались вооруженные выступления против грабителей. Первыми выступили жители Вологды. В 1609 году восстания против захватчиков вспыхнули в Ярославле, Романове, Рыбной слободе, Мологе и Угличе. Поляки пытались привести в повиновение непокорные города. На помощь восставшим из Вологды пришли отряды под руководством Никиты Вышеславцева. Под Романовым они разбили отряды поляков. Затем восставшими отрядами были освобождены Ярославль, Рыбная слобода и Молога. Вышеславцев сумел закрепиться в Ярославле, что позволило отбить неприятельские атаки. Ярославль так и не был захвачен тушинцами. Это озлобило поляков и отступая к Москве они полностью разорили Углич, Переславль и Ростов. Ярославский край к 1610 г. представлял собой разграбленную и выжженную землю.

    К тому же лисовички забирались ой как далеко на северо-восток и на север..
  18. 0
    4 апреля 2023 13:10
    Цитата: lisikat2
    С точки зрения логики, полякам была выгодна смерть Михаила Романова: в случае его смерти, Владислав заявляет свои права на трон...
    Я бы не был столь уверен, что с точки зрения логики полякам была выгодна гибель Михаила Романова. Есть один, но очень существенный факт. Надо учитывать, что в то время в Польше как был в почетном плену (или в заложниках, или просто в плену - кому как нравится) находился родной папа Михаила Романова - Филарет Романов. А если Михаила бы убили, то на Москве выбрали бы на царство другого, благо конкурирующие кандидаты были. Как наши (Трубецкой, Мстиславский, Пожарский) , так и зарубежные (шведский королевич Карл-Филипп, двоюродный брат императора Священной Римской империи Рудольфа второго - Максимилиан). Да, конечно, на Соборе было принято решение не привлекать иноземцев, а выбирать из природного русака. Но в первую очередь был отвергнут именно Владислав польский. Поляка на престоле Собор не хотел видеть единогласно.
    Значит, избрали бы кого-то, чей папа точно не находился в заложниках в Польше. Разве это было бы выгодно Польше ?
    Кстати, при избрании Романова возникла накладка: Собор потребовал приезда юного претендента в Москву. Этого романовская партия допустить не могла: неопытный, робкий, неискушённый в интригах юноша произвёл бы на делегатов Собора невыгодное впечатление. Шереметьеву и его сторонникам пришлось проявить чудеса красноречия, доказывая, сколь опасен путь из костромского села Домнино, где пребывал Михаил, в Москву. Не тогда ли возникла легенда о подвиге Ивана Сусанина, спасшего жизнь будущему царю? После жарких дебатов романовцам удалось убедить Собор отменить решение о вызове на Собор Михаила Романова.
  19. 0
    8 мая 2023 23:37
    История с Сусаниным, конечно, красивая, и мне очень нравится.
    Но какие-то сомнения имеют место быть.
    Ну представьте, где-то в 1942 году в глухую деревушку в дебрях Брянских лесов заходит ягд-команда немецких егерей и вместо традиционных "яйки, млеко" требуют от старосты провести их к тайному убежищу Сталина.
    Староста, даже о начале войны узнавший с почти годовым опозданием, и повел их.
    Куда-то в сторону Тикси.....
    И тишина.....
  20. 0
    10 мая 2023 14:43
    Интересно откуда могли браться патриоты в эпоху феодализма, да тем более среди крепостных крестьян, которым было абсолютно плевать кому оброк носить чтобы барин не запорол? Господа имперцы-хрустобулочники ,вы конченные лицемеры!
  21. 0
    6 июня 2023 12:48
    Да это маразм . Польско шведская интервенция привела к власти немцев Романовых а потом поляки хотели убить Романова . И какое дело было сусину до немцев. Кто их в то время признавал из народа и вообще видел в глаза..
  22. 0
    29 августа 2023 09:15
    Как писал А.Н.Толстой в "Петре Первом": "Черт его видел, князя Лычко, как он выходил из Угорской земли". Так и здесь, темна вода во облацех
  23. 0
    25 сентября 2023 07:28
    Чубатый писака статейку пропал, хочет внести смуту в русские ряды