Самолет - летающая лаборатория Ту-144ЛЛ

12
В период после создания Ту-144 АНТК (Авиационный научно-технический комплекс) имени Туполева и другие ведущие отраслевые научные центры, такие как ЛИИ, ВИАМ, ЦИАМ, ЦАГИ, не прекращали проработок по сверхзвуковым пассажирским самолетам второго поколения. Данные работы состоят из проектирования самолета, разработки составных частей летательного аппаратов, а также экспериментальных и научно-исследовательских работ по созданию новых покрытий, материалов, техпроцессов. Опыт создания Ту-144 широко применяется во время разработки Ту-244, два Ту-144Д в 1993 году в рамках работ по сверхзвуковым пассажирским самолетам второго поколения переоборудуются под летающие лаборатории. Из-за отсутствия финансирования, работы по Ту-244 дальше стадии исследований не продвинулись, а летающая лаборатория Ту-144 участвовала в совместной американо-российской программе по летным исследованиям в интересах разработки технологий для создания сверхзвуковых пассажирских самолетов нового поколения (HSCT).

Самолет - летающая лаборатория Ту-144ЛЛ


Подписанным в июне 1993 г. межправительственным соглашением предусматривалось использование переоборудованного Ту-144Д как летающей лаборатории для изучения вопросов аэроупругости и аэроакустики, создания базы данных по теплосостоянию силовой установки при больших скоростях, отработки вопросов управляемости и устойчивости, оценки влияния поверхности земли на режимах взлета-посадки. Выбор в пользу самолета Ту-144 (а не "Конкорда") сделали благодаря большей максимальной скорости полета, наличию убираемого переднего горизонтального оперения и, возможно, меньшей стоимости аренды.

АНТК Туполева для осуществления шестимесячной программы летных испытаний предоставило летающую лабораторию – Ту-144Д (бортовой №77114, выпущен в 1981 г., налет 82 часа 40 минут), который оборудован системой аварийного покидания самолета и способный принять в салон, свободный от кресел, значительный объем измерительной аппаратуры. Данный самолет был выбран из четырех Ту-144, сохранившихся в состоянии пригодном для полетов. Силовая установка была подвергнута радикальной переделке. На Ту-144ЛЛ двигатели РД-36-51А разработанные Колесовым П.А. были заменены форсированными турбореактивными двухконтурными двигателями НК-32-1, применяемыми на стратегическом бомбардировщике Ту-160. Использование данных двигателей позволило повысить скорость с М=2,15 до М=2,3. Для регистрации параметров и экспериментальных данных для подтверждения летной годности на самолете установили новую систему регистрации данных "Дамьен". Ту-144ЛЛ был буквально напичкан термодатчиками и датчиками трения обшивки, давления, аппаратурой измерения параметров аэродинамического пограничного слоя.

Финансирование программы осуществлялось корпорацией "Боинг" при содействии "МакДоннелл Дуглас" (которая недавно объединилась с "Боингом"), "Дженерал электрик", "Пратт энд Уитни" и "Рокуэлл", а также NASA. Хотя стоимость программы увеличилась с 9 до 14 млн. долларов, программа Ту-144ЛЛ – лишь небольшая часть из 440 млн. контракта Национального аэрокосмического агентства США с McDonnell Douglas и Boeing по высокоскоростным исследованиям (High Speed Research, HSR).

17 марта 1996 г. в Жуковском на летно-испытательной базе АНТК Туполева состоялась торжественная выкатка летающей лаборатории Ту-144ЛЛ. Во время митинга организованного в честь данного события выступили Анатолий Братухин – заместитель председателя Госкомоборонпрома, Томас Пикеринг – посол США в России, Валентин Климов - генеральный директор АНТК им. Туполева, Александр Пухов – главный конструктор, Лесли Лэкман – вице-президент Рокуэлл - Норт Америкен, Луи Дж. Вильямс – директор отдела НАСА и другие почетные гости.



Перед летными испытаниями были проведены наземные испытания на спец. стендах, которые позволили получить большое количество информации о работе двигателей, которые необходимы для разработки силовой установки будущего.

К осени 1997 года выполнили серию из восьми полетов в значительном диапазоне высот и скоростей (h>17 тыс. м, М>2). Затем последовали еще десять полетов. Всего намечалось осуществить 32 вылета. Летающую лабораторию пилотировали летчики-испытатели ЛИИ им. Громова и АНТК им. Туполева. На Ту-144ЛЛ в сентябре 1998 года выполнили в ЛИИ три оценочных полета два летчика-исследователя НАСА.

Американская компания "Боинг" и АНТК имени Туполева в июне 1999 года успешно завершили программу совместных исследований на Ту-144ЛЛ для создания перспективного пассажирского сверхзвукового самолета.

Летно-технические характеристики:
Модификация – Ту-144ЛЛ;
Размах крыла – 28,8 м;
Длина – 65,7 м;
Высота – 12,85 м;
Площадь крыла – 507 м2;
Масса пустого самолета – 85000 кг;
Максимальная взлетная масса – 200000кг;
Тип двигателя – 4 ДТРДФ НК-32-1;
Тяга одного двигателя нефорсированная – 25500 кгс;
Максимальная скорость – 2500 км/ч;
Практическая дальность – 4000 км;
Практический потолок – 18897 м
Экипаж – 3 человека.
12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    28 ноября 2012 09:16
    Я думаю есть смысл восстановить программу самолёта Ту 144, сейчас есть новые композиты , жаростойкие материалы так что он может стать рентабльным и надёжным.
  2. Милафон
    -9
    28 ноября 2012 09:34
    В области гражданского сверхзвука англичане и французы обскакали и США и СССР.
    1. +1
      28 ноября 2012 14:29
      Это вы по чём судите, по Конкорду???? feel
      1. Милафон
        0
        28 ноября 2012 15:08
        Да по "Конкорду". Хороший был самолёт.
        1. 0
          1 декабря 2012 17:01
          вот был хороший самолёт!
          1. 0
            7 декабря 2012 13:17
            С выставки в Германии
    2. 0
      7 декабря 2012 13:11
      Цитата: Милафон
      В области гражданского сверхзвука англичане и французы обскакали и США и СССР.

      А цифры в подтверждение своего высказывания привести сможете ?
      Думаю, ни для кого не секрет, что полёты Конкордов находились на дотации двух государств. Другими словами, не смотря на не малую стоимость билетов, были убыточны.
      А по ТТХ эти самолёты сами попробуйте сравнить. Только самолёты брать не первых серий, а которые уже нормально стали на крыло.
  3. Везучий
    +1
    28 ноября 2012 12:18
    Надо догонять тогда, востановим, модернизируе и обгоним!!! за сверх звуком будушее!
  4. +1
    28 ноября 2012 16:12
    Масса пустого самолета – 85 000 кг;
    Максимальная взлетная масса – 20 000 кг;

    Максимальная скорость – 2500 кгс;

    Сильно модифицированный получился )

    Случаем инфу по движкам (от ТУ-160) не слили тогда?
    1. 0
      28 ноября 2012 18:11
      Евгений,

      движки они как раз в это время и получили от Украины... потому и исследования свернули
  5. imguskov
    0
    28 ноября 2012 21:27
    Скорость Ту-144 = 2,3 М, отбросив прибабахи - температуры, плотности, атмосферного давления реальная скорость самолёта равна 2,3х1200 км/ч = 2760 км/ч - это больше сем у Конкорда. Полезная нагрузка 20000кг - это тоже больше чем у Конкорда. Самолёт необходимо облетать и доработать конструктивные особенности, молодцы советы, такие игрушки конструировали - это и есть гордость за Родину.
  6. Happyeeed
    -2
    29 ноября 2012 00:38
    Настанет ли конец света, верить ли СМИ, как считаете:? Читаем дальше: http://www.mykhailenko.com/blog/2009-10-14/starejshiny-plemeni-majya-oprovergli-
    konec-sveta-v-2012-godu.html