ШКАС: Легендарный советский скорострельный авиационный пулемет

15
ШКАС: Легендарный советский скорострельный авиационный пулемет

Легендарный советский авиационный пулемет ШКАС, который внес огромную лепту в Победу в Великой Отечественной войне, был разработан в 1930 году конструкторами Б.Г. Шпитальным и И.А. Комарицким. Собственного говоря, отсюда и название данного пулемета: Шпитального – Комарицкого авиационный скорострельный.

Производилось это, на тот момент, уникальное оружие с 1932 по 1945 годы вплоть до того, как прекратился выпуск авиационных пулеметов под винтовочный патрон 7,62-мм, коим и являлся ШКАС.



Нередко данный пулемет называют оружием Победы. Ведь он устанавливался на все советские самолеты, выпускавшиеся с середины 30-х до начала 40-х годов. Между тем ШКАС сыграл свою роль не только в Великой Отечественной войне, но и в других конфликтах, где принимала участие РККА.

Встречаются сведения и о применении данного пулемета в китайской и корейской гражданских войнах.

Так в чем заключалась уникальность этого оружия?

Начать стоит с того, что ШКАС в принципе стал первым полноценным авиационным пулеметом в СССР. До этого на самолеты устанавливались ПВ-1, ДА и ДА-2, по сути, переделанные наземные ПД и «Максим». Новое вооружение было не только легче и короче предшественников, но и значительно превосходило их в скорострельности.

К слову, о последней. Скорострельность ШКАС составляла 1800 выс. в минуту для турельного и крыльевого, а также 1650 – для синхронного. К данному показателю в те времена смог приблизиться разве что 7,92-мм немецкий MG.81 1938 года со скорострельностью 1600 выстрелов в минуту.

В целом, помимо вышеупомянутых преимуществ, ШКАС отличался крайне высокой надежностью, за что и заслужил звание лучшего авиационного пулемета в РККА.

Впрочем, в 1940-х годах был странный случай с частыми осечками. Однако после тщательного разбирательства оказалось, что сбой дают патроны, покрытые черным отечественным лаком в месте крепления капсюля. В то же время, патроны, в которых использовался красный зарубежный лак, осечек не давали. Причиной стала недоработка советских специалистов-химиков, так как, разработанный ими лак повреждал фольгу в месте крепления капсюля.

15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    4 апреля 2023 17:35
    Статья ни о чем. Одни фразы из передовиц. Ни истории создания, ни конструктивные особенности, ни упоминания о его младшем брате ультраШКАС, ни о его создателях, т.е. ни о чем.
    1. +4
      4 апреля 2023 17:41
      Такие статьи бывают .
      Иногда из комментариев можно узнать больше чем из самой статьи .
  2. +2
    4 апреля 2023 17:38
    Ходила байка, что Гитлер хранил в, шкафу в своём кабинете ШКАС, и при случае тыкал им в нос своим конструкторам
    1. -1
      4 апреля 2023 17:49
      Цитата: роман66
      хранил в, шкафу в своём кабинете ШКАС, и при случае тыкал им в нос своим конструкторам

      стволом.
    2. 0
      4 апреля 2023 23:31
      Была такая история, на неё ссылался мой дед, провоевавший военным летиком всю Отечественную с первых минут и победного салюта (и не только Отечественную). Но сам он в неё, как и многие другие, не верил. "В придачу" к ней утверждали, что Гитлер, хвалебно отзываясь о ШКАСе, резюмировал: "Если бы мы смогли вооружить нашу авиацию таким оружием, то военное небо ещё в 39 – м мы бы оставили за собой». По причине отсутствия документального подтверждения, поговаривали, что автором этих "гишториев", появившихся в средине 60 - х, являлись коллеги Шпитального, если не он сам.
  3. 0
    4 апреля 2023 17:42
    Сегодня была отличная статья о эсминцах-"7". Что бы поддержать средний "серый" уровень сегодняшнего ВО обязательно нужны такие вот "опусы".
    «Лучше меньше, да лучше»
    (В. И. Ленин)
  4. -1
    4 апреля 2023 17:55
    Интересная могла быть статья... Но ее нет, а ролики - сами смотрите
  5. +1
    4 апреля 2023 18:41
    На самом деле вреда от него было как бы не больше, чем пользы. Пулемет винтовочного калибра был хорош против самолетов, сделанных из палок и тряпок, а против алюминиевых конструкций не очень. Любой крупнокалиберный пулемет, да хоть тот же "Березин", на его месте нанес бы куда бóльшие повреждения противнику, и соответственно принес больше пользы ВВС РККА. Но начальство не хотело рисковать, заменяя всеми признанный ШКАС на нечто новое и неведомое. Впрочем, немцы в этом смысле были ничуть не лучше, и пытались компенсировать слабость винтовочного калибра спариванием пулеметов MG 81Z. Англичан додавили американцы, и на поздние Spitfire вместо слабых пулеметов Браунинга винтовочного калибра ставились крупнокалиберные Браунинги, обычно в комбинации с 20мм пушками. А в Америке уже к началу войны все самолеты были вооружены крупнокалиберными пулеметами, зачастую только ими и ничем кроме, и в большинстве случаев этого было более чем достаточно.
    1. +3
      4 апреля 2023 19:38
      Цитата: Наган
      На самом деле вреда от него было как бы не больше, чем пользы. Пулемет винтовочного калибра был хорош против самолетов, сделанных из палок и тряпок,

      Всякому овощу свое время. Для начала 30 х вполне на уровне. Потом, конечно, устарел.
    2. +3
      4 апреля 2023 19:52
      - Во-первых, ШКАС создавался в годы когда пулемёт винтовочного калибра был основным вооружением самолётов.
      - Во-вторых, в качестве штурмового вооружения 7,62 пулемёт не так уж и плох, потому он до сих пор (не сам ШКАС, наследники оного) состоит на вооружении.
      - В-третьих, никто не спорит, что даже как оборонительное вооружение 12,7 более предпочтительно, а ещё лучше 23 мм. Но вот какое дело, не на всякий самолёт получалось воткнуть турель с крупнокалиберным оружием. А если учесть, что задача стрелков не допустить атаки своего самолёта, то калибр 7,62 но с большой скорострельностью не такой уж и плохой компромисс.
    3. +1
      4 апреля 2023 21:24
      Массовый рост калибра авиационного вооружения (не считая опытных образцов) начался со второй половины 30-х, после появления цельнометаллических конструкций боевых самолётов. Испанский опыт его ускорил. На время своего создания ШКАС был почти чудо-оружием.
    4. +1
      5 апреля 2023 00:06
      Дело не в начальстве, а в налаженном производстве и вынужденной смене технологий, что нередко является очень нежелательным (особенно в военное время) для промышленности. При этом, во время ВОВ почти постоянно проводилось конструирование, совершенствование и испытания новых видов вооружения, всесторонне оцениваемых и рассматриваемых не только с точки боевых качеств, но и с позиций налаживания серийного производства. При этом, следует иметь в виду, что ШКАСы применялись советской авиацией и для уничтожения наземного противника, а десятки тысяч погибших фашистов стали свидетельствами успешного применения этого "пулеметика".
  6. 0
    7 апреля 2023 15:56
    Покрышкин писал в мемуарах про свои отзывы для советской истребительной промышленности : " Истребителю нужно вооружение, чтобы бить врага, а не сикать на него в водухе из шкасиков!".
    Пулемет хороший, но для убойности нужен залп десятка.
    От того и героические воздушные тараны, шкасики, обычно два-чотыре, исписались, патроны кончились, а дорнье как летел так и летит... Ну тут уже руби винтом, или шлепай крылом!
  7. 0
    27 апреля 2023 22:26
    интересно почему в наших зенитных установках максимы использовались, а не шкасы? Толку от них для прикрытия механизированных колонн было бы больше.
  8. 0
    29 мая 2023 13:38
    Кто то что то понял? В чём уникальность то?