БПЛА V-Bat участвует в программе армии США FTUAS Inc 2

9
БПЛА V-Bat участвует в программе армии США FTUAS Inc 2
Проектный облик БПЛА V-Bat для конкурса FTUAS Inc 2


Армия США проводит перспективную программу FTUAS, целью которой является создание новых разведывательных БПЛА тактического уровня. Недавно программа перешла на новый этап, и ее участники получили контракты на создание и испытание опытной техники. Одним из претендентов на победу в программе является модернизированный БПЛА V-Bat от компаний Northrop Grumman, Martin UAV и Shield AI.



FTUAS Increment 2


Программа Future Tactical Unmanned Aircraft System («Перспективный тактический БПЛА») стартовала в недавнем прошлом по инициативе сухопутных войск США. Ее целью является создание среднеразмерного беспилотника с разведывательными функциями для замены устаревших образцов. В частности, в будущем FTUAS займут место нынешних RQ-7 Shadow.

В недавнем прошлом был проведен первый этап программы, в ходе которого несколько компаний предложили ряд предварительных проектов. Заказчик сравнил их и сделал первые выводы. После этого дали старт второму этапу программы под обозначением Increment 2, и участники приступили к доработке своих проектов.

27 февраля 2023 г. армия США выдала пяти участникам программы контракты на завершение проектов и изготовление опытных БПЛА. Стоимость контрактов различается. В зависимости от разных факторов, компании-конкурсанты получили от 1 до 25 млн долл.


Работа с БПЛА V-Bat

Программа FTUAS Inc 2 предусматривает максимально быстрое изготовление прототипов и проведение сравнительных испытаний. По итогам первого этапа конкурса будут определены наиболее удачные разработки, которые затем усовершенствуют и вновь сравнят. Последние этапы программы будут проведены с участием только одного БПЛА, показавшего превосходство над конкурентами и прошедшего все необходимые доработки.

Работы займут всего пару лет. В 2025 ф.г. победитель программы должен будет представить полноценные беспилотные авиационные комплексы и подготовить производственную линию. После этого появится заказ на серийное производство техники для поставки в войска.

Участник программы


Одним из претендентов на победу является консорциум в составе компаний Northrop Grumman, Martin UAV и Shield AI. Совместными усилиями они разработали новую модификацию беспилотника V-Bat, представленного и выведенного на испытания еще несколько лет назад.

Изделие V-Bat разрабатывалось компанией Martin UAV в первой половине десятых годов, и в середине десятилетия начались его испытания. БПЛА смог заинтересовать потенциальных заказчиков в лице военно-морских сил и корпуса морской пехоты США. Вследствие этого во второй половине десятых прошли разнообразные испытания аппарата. Он работал с сухопутных площадок и с палубы кораблей и выполнял различные миссии.


Контейнеры с комплексом V-Bat в кабине вертолета

По мере продолжения испытаний, конструкция изделия V-Bat совершенствовалась. Также заменялись отдельные приборы и обновлялось программное обеспечение. Кроме того, к проекту присоединились компании Northrop Grumman и Shield AI, что дало ему новые перспективы. Так, именно благодаря «Нортроп-Грумман» изделие V-Bat теперь участвует в конкурсе FTUAS Inc 2 и может рассчитывать на победу.

Вертикальный взлет и посадка


V-Bat представляет собой беспилотный летательный аппарат с возможностью вертикального взлета и посадки, способный как висеть, так и совершать горизонтальный полет. Он построен по схеме т.н. тейлситтера – на взлетной площадке аппарат находится в вертикальном положении, а после подъема способен менять положение и лететь «по-самолетному».

С точки зрения конструкции V-Bat похож на самолет. Он имеет удлиненный фюзеляж, вмещающий аппаратуру и двигательную установку, а также прямое крыло большого удлинения с элеронами. В хвосте фюзеляжа помещен кольцевой канал с толкающим винтом внутри. На задней кромке канала имеются воздушные рули. Планер БПЛА выполнен разборным, что облегчает транспортировку.

Длина V-Bat – 9 футов (2,73 м), размах крыла – 9,7 фута (2,95 м). Канал винта имеет диаметр 28 дюймов (711 мм). Собственная масса изделия не превышает 90 фунтов (41 кг). Полезная нагрузка – 11 кг с возможностью выбора из доступных вариантов и быстрой замены.


Испытания V-Bat силами ВМС США

В хвосте фюзеляжа находится поршневой двигатель с толкающим винтом. При вертикальном взлете и посадке винтомоторная группа работает как несущая система. После перехода к горизонтальному полету она обеспечивает поступательное движение. Мощность двигателя обеспечивает тягу, достаточную для вертикального полета. Максимальная скорость при горизонтальном полете достигает 165 км/ч. Крейсерская – 87 км/ч; на ней БПЛА способен летать до 10-11 ч.

V-Bat в версии от Northrop Grumman и Shield AI получил обновленный бортовой комплекс радиоэлектронного оборудования. Используются современные приборы навигации. Имеется система двусторонней связи, обеспечивающая дистанционное управление и передачу данных и видеосигнала. Также предусмотрен автопилот, способный выполнять горизонтальный и вертикальный полет, а также переходить с одного режима на другой. Из-за схемы «тейлситтер» к автопилоту и его алгоритмам предъявлялись особые требования.

В носу фюзеляжа имеется место для установки полезной нагрузки в виде оптико-электронной станции с требуемыми характеристиками. При помощи любых совместимых ОЭС беспилотник может вести разведку, засекать наземные цели и определять их координаты.

Для удобства транспортировки БПЛА разбирается на несколько составных частей. Крыло снимается и разделяется на две детали; фюзеляж так же разбирается. Все элементы беспилотника и сопутствующая аппаратура укладываются в контейнер минимально необходимого размера. На любом автомобиле может перевозиться один такой контейнер. На HMMWV в грузовой версии помещается два комплекса.


Развертывание БПЛА на позиции производится силами расчета из двух человек и требует не более 15-20 мин. Для взлета и посадки требуется площадка размерами не более 12х12 футов (3,6х3,6 м). На практике показана возможность применения V-Bat как на суше, так и на кораблях. Автоматика способна выполнять взлет и садиться на подвижную платформу, в т.ч. в условиях качки.

Дополнительная проверка


БПЛА V-Bat от Martin UAV появился достаточно давно и успел пройти ряд испытаний. Во всех предполагаемых условиях эксплуатации аппарат показал требуемые взлетно-посадочные и летные характеристики, а также продемонстрировал возможность ведения разведки, корректировки и целеуказания. При этом конструкция беспилотника и алгоритмы управления оказались достаточно сложными.

Часть прошлых испытаний проводилась в интересах ВМС и КМП США, и они заинтересовались беспилотным комплексом. Теперь изделие V-Bat участвует в новой перспективной программе, на этот раз от сухопутных войск США. Исходный проект был доработан с учетом требований этого заказчика, и в ближайшее время по нему построят очередной опытный образец. Полеты и проверки в рамках программы армии FTUAS Inc 2 должны начаться уже в этом году. Вероятно, первые выводы так же будут сделаны до конца года.

Перспективы проекта V-Bat в контексте новой программы армии США пока остаются неизвестными. Сам по себе этот БПЛА выглядит удачным и многообещающим, но в рамках текущего конкурса его сравнят с несколькими другими разработками. Возможно, именно одну из них посчитают более интересной для использования в сухопутных войсках, и Northrop Grumman, Martin UAV и Shield AI не станут победителями.

В целом авторы проекта V-Bat в версии для программы FTUAS Inc 2 могут рассчитывать на победу и на получение выгодных контрактов. Однако для этого им предстоит продолжать разработку нового БПЛА и делать все возможное, чтобы убедить заказчика в его превосходстве.
9 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    10 апреля 2023 02:58
    Вот конкретно эта разработка попортит огромное количество крови всем, выступающим в роли догоняющих. Как всегда прототип кажется немного неказистым по сравнению с тем, что уже давно применяется - вспомним пример из авиации - первые реактивные уродцы рядом с поршневыми красавцами... Так и с этой разработкой - импеллер, повышающий КПД на много, компактность и удобство, хорошая грузоподъёмность - 11 килограммов графитого волокна или самовоспламеняющейся огнесмеси могут натворить много чего в тыловой инфраструктуре и не забываем, что 11 килограммов это 13 (тринадцать, Карл) противотанковых гранат которые при прилёте по танку сверху могут очень сильно обидеть, 11 часов полёта делает эту леталку идеальным разведчиком. А мы на Али-Экспрессе дроны покупаем... Испанский стыд...
  2. +3
    10 апреля 2023 05:12
    Можно сказать новое рождение схемы, с пилотируемыми вариантами была масса проблем именно из-за лётчика.
  3. +1
    10 апреля 2023 10:01
    Цитата: Вождь_Бармалеев
    импеллер, повышающий КПД

    Импеллером его можно назвать с большой долей натяжки. Всё-таки классический импеллер должен иметь более вытянутую форму, для формирования аэродинамических потоков внутри, а вот эта конкретная конструкция больше напоминает обычную схему с винтом, снабженную защитным кожухом.
    В остальном - Вы абсолютно правы, от меня плюсик
    1. +3
      10 апреля 2023 10:29
      Импеллером его можно назвать с большой долей натяжки.

      Согласен, скорее это фенестрон, но в любом случае он позволяет значительно повысить обороты винта. Просто у обычного пропеллера есть верхняя граница оборотов, после которой поток воздуха стекает вдоль лопасти и КПД падает до считанных процентов. Кольцо-фенестрон (а в идеале именно импеллер) заставляет поток отлетать от винта хоть и по спирали, но назад. Информация получена во время сравнительного анализа органолептических свойств спиртосодержащих жидкостей большой выдержки в компании с инженерами СибНИА (Сибирский научный институт авиации)
      1. +3
        10 апреля 2023 13:58
        Цитата: Вождь_Бармалеев
        Информация получена во время сравнительного анализа органолептических свойств спиртосодержащих жидкостей большой выдержки в компании с инженерами СибНИА (Сибирский научный институт авиации)


        ― Ага. Понятно. Продолжайте вести наблюдение, мы с вами свяжемся.
  4. +2
    10 апреля 2023 11:01
    Цитата: Вождь_Бармалеев
    Информация получена во время сравнительного анализа

    Коллега, боюсь, Вы крайне небрежно и поверхностно отнеслись к весьма ответственной процедуре сравнительного анализа.
    Обычно после объемных работ в этой области отдельные моменты вспоминаются с трудом, а те, что остаются в памяти, имеют мало общего с аэродинамикой в целом, и с импеллерами в частности
    1. +2
      10 апреля 2023 14:36
      Обычно после объемных работ в этой области отдельные моменты вспоминаются с трудом

      Друг мой, сорок лет стажа в экстренной медицине (скорая, экстренная травматология, травматологическая реанимация и регулярные командировки по специальности в не самые холодные точки планеты) ТАК закаляют организм, что не забываются не только события но и формулировки. Или вы полагаете, что отличие импеллера от фенестрона мне в мединституте на извилинах нацарапали? Так что всё норм! hi
  5. 0
    10 апреля 2023 17:15
    Цитата: Вождь_Бармалеев
    ... закаляют организм, что не забываются не только события но и формулировки

    Приятно слышать, что есть ещё специалисты старой школы, не скуднеет земля русская)
    Сознаю, был крайне неправ в своих поверхностных суждениях о Вашей профессиональных и личностных качествах.
    Моё почтение!
  6. 0
    11 апреля 2023 20:30
    Сложная схема у них, нафига так то, можно проще и с вертикальным взлетом