Картины Нового времени рассказывают

94
Картины Нового времени рассказывают
Вот она – картина, о которой мы сегодня главным образом и поведем речь – «Ополченческая рота округа VIII под командованием капитана Рулофа Бикера». Бартоломеус ван дер Хелст (1613–1670), 1639 г. Рейксмюсеум, Амстердам


…сердце свое он устремляет на то,
чтобы изображение было похоже,
и забота его – о том,
чтоб окончить дело в совершенстве.

Книга Премудрости Иисуса, Сына Сирахова, 38:28

История в изображениях. Средневековье нашло своё художественное отражение в миниатюрах на страницах манускриптов. Мы не раз обращались к ним и можем вполне уверенно говорить о том, что при всей плоскостности и специфичности этих иллюстраций они очень точны в мелочах. Точно передают детали одежды, оружия, архитектуры, словом, по ним можно очень даже хорошо представить эту эпоху. Но вот наступило Новое время. Художники овладели искусством перспективы, научились мастерски изображать людей на портретах, и теперь именно живописные полотна мастеров XVI–XVII вв. стали во многом источником наших знаний о тех временах.




Эта же картина в изображении на плоскости. Отметим, что она просто огромна 2,35 м на 7,5 м

Ведь фотографии тогда люди не знали. Но, как и сейчас, им точно также хотелось сохранить свой образ для потомков. Поэтому они заказывали свои портреты, причем не только индивидуальные, но и групповые.

Цена за изображение своей персоны на групповом портрете в 1617 году равнялась 50 гульденам, а к 1642 году поднялась до 100, что составляло четырехмесячный средний заработок квалифицированного рабочего. То есть бедняки ну никак попасть на картину не могли.

Правда, это амстердамские цены, а в провинции художнику за портрет на картине могли заплатить и 15 гульденов. В любом случае попасть на полотно случайные люди не могли. Это было возможно лишь для состоятельных граждан. Недаром на многих из этих групповых портретов они разодеты наилучшим образом, а многие красуются ещё и в доспехах, изготовленных явно на заказ.

И многие нидерландские художники той эпохи сделали себе имя именно на таких вот огромных полотнах, изображающих сразу десятки людей. Вспомните, тот же «Ночной дозор» Рембрандта, который на страницах ВО мы как-то уже рассматривали. Кто же о ней не слышал, как и о самом Рембранте. Вот только картин таких, оказывается, было много.

В наши дни никого не удивляют групповые фотографии делегатов каких-то международных саммитов, спортивных команд, участников неких важных сборищ. Но все то же самое было и в прошлом. Людям хотелось увековечить себя вместе с товарищами по какому-то общему делу, показать свою причастность к чему-то очень важному.

Вот так в XVII веке и появились групповые портреты представителей различных гильдий и объединений, а также военизированных формирований. Особенно популярными и многочисленными они были в Нидерландах, где по счастливому стечению обстоятельств работало и множество талантливых живописцев. И вот там возник очень интересный жанр в живописи, в других странах не встречающийся: групповые портреты местных ополчений.

Одну из первых таких картин написал нидерландский художник Дирк Якобс (1497–1567), относящийся к мастерам Северного Возрождения и прославившийся как портретист. Это «Портрет членов стрелковой гильдии» (1529), который находится сегодня в Рейксмюсеуме в Амстердаме. Для нас он, впрочем, ничем не примечателен – просто много человеческих лиц и все. Но не только он один писал в те годы подобные портреты.

Вот и ещё один…


Корнелис Антонис (ок. 1505–1553). «Групповой портрет кловениров роты А», 1531 г. Рейксмюсеум, Амстердам.
Кловениры – это стрелки, от искаженного слова куливринеры. Любопытно, что все они показаны в латных доспехах, что для стрелков даже начала XVI было не типично, а позади совершенно фантастический пейзаж…

Работа Дирка Якобса «Групповой портрет корпорации амстердамских стрелков» 1532 года для нас интереснее, поскольку её центральный персонаж одет в очень характерные доспехи. Почему он один? Ну кто же сегодня это может знать. Важно, что их можно рассмотреть, отнести к определенному времени и даже сравнить с другими подобными доспехами, которые есть в музеях.


Дирк Якобс. «Групповой портрет корпорации амстердамских стрелков», 1532 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Тут надо заметить, что рисовать амстердамским художникам было кого. Ведь численность амстердамского ополчения постоянно увеличивалась и в 1672 году достигла порядка 10 000 человек. Есть, например, такие цифры:

1580 г.: 11 районов города, 11 рот, 44 отделения;
1613 г.: 13 районов, 13 рот, 52 отделения;
1620 г.: 20 районов, 20 рот, 80 отделений;
1650 г.: 54 района, 54 роты, 162 отделения;
1672 г.: 60 районов, 60 рот, 180 отделений.

Так что художники, работавшие в этом жанре, без работы не сидели. Более того, на сегодня насчитывается почти 130 картин, написанных в этом жанре.


А это картина Якоба Лайона (1586/7–1648/51) «Групповой портрет стрелков роты капитана Якоба Питерса Хогкамера и лейтенанта Питера Якобса Ван Рейна» (Гильдия лучников-арбалетчиков), 1628 г., Рейксмюсеум, Амстердам

На этом полотне мы видим всего двух мушкетеров (слева и справа). Большинство остальных персонажей изображены в латах пикинеров, причем у некоторых даже латы на руках! Ну а командир, стоящий в центре, так и вовсе одет в доспехи, покрытые сложной гравировкой, явно сделанные на заказ.


Франс Баденс (1571–1618) «Рота капитана Арента тен Грутенхейса и лейтенанта Якоба Флориса Клока», 1613 г. Рейксмюсеум, Амстердам

Столь же интересен и групповой портрет кисти Франса Баденса, на котором из 21 человека в доспехи облачены девять человек, причем мушкетеров среди них не видно вообще. Интересно, что на картине никто не показан в шлеме. Только шляпы с высокой тульей по моде тех лет, а ещё, опять же, по моде того времени у них у всех (кроме одного!) плоеные воротники в форме фрезы.

Самая необычная фигура картины – это барабанщик в центре. Он явно имел низкое звание и у него, скорее всего, не было бы достаточно денег, чтобы заплатить за свой портрет. Во всяком случае, на плоеный воротник денег ему уже точно не хватило. Но, видимо, и барабанщик, и множество копий и шляп на заднем плане были изображены специально, чтобы создать впечатление, что на картине присутствует всё подразделение, а не только состоятельные «отцы-командиры».

Исключительно интересными картинами в этом жанре прославился Бартоломеус ван дер Хелст (ок. 1613–1670) – нидерландский живописец и гравёр, известный также как портретист. Сын трактирщика он где-то обучился живописи (где и у кого точно неизвестно, предполагают, что у Николаеса Элиаса Пикенуа, который также писал групповые портреты амстердамских ополченцев). Однако уже первые его работы заслужили всеобщее одобрение.


Николаес Элиас Пикенуа, «Рота капитана Дирка Толинкса и лейтенанта Питера Адрианса Раепа» (фрагмент), 1639 г. Рейксмюсеум, Амстердам

К Хелсту быстро пришла слава, и он начал получать ответственные заказы. И так уж получилось, что основными заказчиками его работ стали представители городских верхов, а основными сюжетами – празднества стрелков и подобные им мероприятия. Его шедевр – огромный групповой портрет «Торжество по поводу подписания Мюнстерского договора» был написан им в 1648 году.

Эта картина находится в Амстердаме там же, где и «Ночной дозор» Рембрандта, поэтому сравнить их может каждый и, кстати, долгое время это полотно считали равным творению Рембрандта.


Вот она, эта картина!

Картины Хелста нравились тем, что мастерски передавали мельчайшие детали одежды его персонажей, не говоря уже о впечатляющем портретном сходстве, так что по сути их можно приравнять к современным фотографиям. А самое главное – Хелст умел угождать требованиям своих высокопоставленных заказчиков, и одновременно оставаться на позициях реалистического искусства.

В итоге жил он, ни в чём не нуждаясь, в почёте и довольстве, но вот сын его, хотя он тоже стал художником, до уровня своего отца так все-таки и не поднялся, несмотря на все старания Хелста.

Картина «Ополченческая рота округа VIII под командованием капитана Рулофа Бикера», написанная им в 1639 году, хотя и не так знаменита, как «Торжество…», но очень ценна для нас тем, что с фотографической точностью передает одежду и снаряжение изображенных на ней персонажей.


Вот фрагмент левой части этого полотна, на котором мы видим сразу двух мушкетеров в полном снаряжении, причем тот, кто находится справа, принял даже боевую стойку, а в серпентине его мушкета виден вставленный и зажженный фитиль. Очень хорошо, вплоть до самых мелких прорезей на наконечнике, показана алебарда в типично голландском стиле. Кстати, поза мушкетера в точности соответствует изображению из книги «Упражнения с оружием для аркебуз, мушкетов и пик» с иллюстрациями Якоба де Гейна Второго, вышедшая в Голландии в 1607 году. Так что, может быть, с позой Хелст особо и не перетруждался, а попросту перерисовал из этой книги, приставив к телу голову с портретом заказчика?!


Фрагмент с изображением изготовившегося к выстрелу мушкетера. Как и положено, фитиль у него зажжен с обоих концов! Обращают на себя внимание также небольшие горжеты, которые персонажи картины носят вместо кирас


Еще два мушкетера и явно чей-то сын… Не пожалел папа гульденов!


На этом фрагменте мы видим исключительно точно прорисованные зарядцы, подвешенные к бандельеру


Офицеры и другие члены милиции округа VIII в Амстердаме во главе с капитаном Рулофом Бикером и лейтенантом Яном Михельсом. Только на двух персонажах этой части картины мы видим пикинерские латы. Но зато у «милиционера» вверху в руках изображен типичный ренессансный меч с огромным перекрестием. Зачем он извлек его из ножен и потрясает им над головами товарищей, непонятно. Но по сравнению со шпагами других выглядит он просто устрашающе…

Так что совершенно очевидно, что данная серия картин голландских художников является интереснейшим источником по военной истории Нового времени…
94 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    11 апреля 2023 04:31
    Никогда не слышал о таких картинах. Век живи - век учись! Сколько времени надо было потратить на такой портрет? Когда же они служили?
    Пс. За место на полотне тоже торг наверное шел
    1. +5
      11 апреля 2023 06:01
      «Групповой портрет стрелков роты

      Цена за изображение своей персоны на групповом портрете в 1617 году равнялась 50 гульденам, а к 1642 году поднялась до 100

      За место на полотне тоже торг наверное шел

      А мне вот что интересно- все изображенные заплатили по куче гульденов художнику, и кто же из роты становился счастливым обладателем этого полотна. В кости что ли они разыгрывали эту привилегию?
      Доброе утро, Иван hi Всем доброго утра друзья hi
      1. +8
        11 апреля 2023 06:34
        А мне вот что интересно- все изображенные заплатили по куче гульденов художнику, и кто же из роты становился счастливым обладателем этого полотна.
        Подобные картины вывешивались в общественных местах, они принадлежали городу или гильдии, но не конкретному человеку.
        Мое почтение, Дмитрий!
        1. +4
          11 апреля 2023 22:55
          Картина «Ополченческая рота округа VIII под командованием капитана Рулофа Бикера», написанная им в 1639 году, хотя и не так знаменита, как «Торжество…», но очень ценна для нас тем, что с фотографической точностью передает одежду и снаряжение изображенных на ней персонажей.

          Таким же образом можно разобрать и "Ночной дозор", и "Сдача Бреды". В каждой картине куча малоуловимых исторических деталей.
          Я бы обратил внимание на лысого персонажа, крайнего справа, в жабо. Это офицер, под жабо виден офицерский шарф через плечо, в руках - протазан, оружие офицеров.
          Справа от мальчика стоит сержант, коего можно опознать по другому оружию - статусной алебарде. Почему он держит ее лихо за лезвие - вот вопрос. Но рука у него в перчатке, как показывает другое фото.



          Протазан/эспонтон, алебарда - то самое статусное оружие 16-18-го веков, по которому можно опознать начальствующий состав. У офицеров артиллерии было подобное - пальник, короткое копье, в которое в специальные крепления вдевались зажженные фитили.
          Увы, именно статусное древковое оружие почти забыли в исторических фильмах. У нас его вспомнили, пожалуй, впервые, в фильме "Бедный, бедный Павел".
          А ведь сержанты английской пехоты дошли с алебардами до Ватерлоо! (1815 год).
      2. +7
        11 апреля 2023 06:46
        Цитата: Ричард
        кто же из роты становился счастливым обладателем этого полотна.

        Никто! Говоря современным языком её вешали в штабе! Антон совершенно прав.
    2. +6
      11 апреля 2023 07:07
      Сколько времени надо было потратить на такой портрет? Когда же они служили?
      Делался групповой эскиз, отдельные портретные эскизы, фигуреые эскизы, потом все это совмещалось на полотне и прорабатывались детали. Чистый фотошоп!)))
      1. 0
        11 апреля 2023 12:55
        "Когда они служили?" я не уверена, что они имеют представление о службе. - обычные поставщики
      2. 0
        11 апреля 2023 13:31
        Подобные буржуа , лишь, торговать и понтоваться умеют
      3. +4
        11 апреля 2023 19:06
        Да, так сказать, средневековый фотошоп. Параллельность решения задач в процессоре эмулировали массой подмастерьев. Лицо и руки считали отдельно поскольку это работа мастера. Помощники грунтовали холст . Кстати в средние века грунты были темные. Это связано с просвечиванием красочного слоя , не укрывисты были краски, темные тона становились белесыми. Под лица клали грунт белый. Со временем из-за диффузии красочных слоев возникал эффект "свечения" лиц и "садились" темные тона. Действительно делали эскизы, вырезали фигурки и перекладывали их по холсту, формируя сбалансированную композицию. По клеточкам переносили рисунок на большой холст. Подмастерья осуществляли "заливку" цветом и неважные детали. Мастер лица, руки (самое сложное и подсознательно ощутимое), придавал законченный вид работе.
        Фигурки для поиска композиции использовали и у нас в Академии еще в 19 веке.
    3. +2
      11 апреля 2023 11:10
      "тоже торг", а то как иначе? Командир и его заместитель, а потом :"старший помощник дворника и прч поубывающей
  2. +7
    11 апреля 2023 06:06
    Автору спасибо. О подобных групповых портретах членов городского ополчения узнал впервые. Довольно интересно
  3. +4
    11 апреля 2023 06:28
    Франс Баденс (1571–1618) «Рота капитана Арента тен Грутенхейса и лейтенанта Якоба Флориса Клока», 1613 г. Рейксмюсеум, Амстердам....

    Самая необычная фигура картины – это барабанщик в центре. Он явно имел низкое звание и у него, скорее всего, не было бы достаточно денег, чтобы заплатить за свой портрет.

    Судя по всему, не было денег, чтоб заплатить и за присутствие на картине самого барабана.
    Вот где там барабан?
    Поднимите мне веки!
    Я хочу видеть этот барабан!
    good hi wassat )))
    Доброе утро, друзья! )))
    Вячеславу Олеговичу -- гип-гип-ура! )))
    1. +4
      11 апреля 2023 06:50
      Людмила Яковлевна, ну Вы же женщина! А барабаны, они только для "реальных пацанов"!)))
      1. +5
        11 апреля 2023 07:28
        Вы же женщина!

        Да ну?!?
        С некоторых пор на форуме под вопросом, кто есть кто wassat )))
        Но тут иное. Вопрос, а женщина ли я, не снимает проблему отсутствия барабана на картине.
        И, кстати, за изображение рук в те времена брали дополнительные гульдены. Судя по обилию рук на групповых портретах, оптом было дешевле.
        1. +3
          11 апреля 2023 07:47
          Вот где там барабан?
          Поднимите мне веки!
          Я хочу видеть этот барабан!

          Еще и капризная!)))
        2. +2
          11 апреля 2023 11:33
          "под вопросом кто есть кто" хотите сказать, что Вы:"небритый мужчина"?
          Нэ вэру :ревнивая как и положено женщине.
        3. +2
          11 апреля 2023 15:49
          И, кстати, за изображение рук в те времена брали дополнительные гульдены.
          Карманов-то не было, вот и приходилось башлять!)))
          1. +3
            11 апреля 2023 17:11
            Антон, доброго здоровья "карманов - то не было", а как же без карманов обходилились? Не порядок.
            Если серьёзно то, когда появились векселя? Ведь, безнал не сегодня появился?
            1. +3
              11 апреля 2023 17:39
              Привет, Слава!
              Очень хороший вопрос! Первая известная вексельная сделка датируется 1157 годом.
              1. +3
                11 апреля 2023 18:13
                Но ведь это в Средневековой Европе. После крестовых походов которые ознаменовали переход от натуральной, меновой в основном торговли к "глобальным рынкам", длительным сделкам. Отсутствие достаточного количества денег, монет привело к использованию заменителей денег - кредитным обязательствам в различных видах.
                А до этого вексель был известны как инструмент финансовых операций и в Риме, Византии, арабском мире.
                1. +2
                  11 апреля 2023 18:27
                  Здравствуйте, Владимир!
                  Все так, но ведь речь и идет о Европе!
                  1. +2
                    11 апреля 2023 19:07
                    Да, да. Но все новое хоршо забытое старое.
    2. +2
      11 апреля 2023 11:13
      Людмила Яковлевна, доброго здоровья. А я думал, что только один "слепой" и не вижу барабан
    3. +2
      11 апреля 2023 17:09
      Вот где там барабан?
      Поднимите мне веки!
      Это барабан Страдивари. Его видеть могут не только лишь все.
    4. 0
      19 апреля 2023 14:38
      Цитата: депрессант

      Вячеславу Олеговичу -- гип-гип-ура! )))

      Людмила Яковлевна, будьте добры, поясните вне Ваш восторг от созерцания этих картин. Ну никак не могу я понять Ваших чувств от созерцания групп самодовольных обормотов. Вот обратите внимание, - при обсуждении картин, речь идет только о количестве гульденов, сколько рук и лиц изображено, но только не о самих картинах. Ничего не понимаю.
      Вот мне посчастливилось созерцать Васнецова "Витязь на распутье", Саврасова "Грачи прилетели", Шишкина "Утро...". Хорошо, давайте групповые "портреты" -Репин "Бурлаки...", Васнецов "Богатыри" ( Шпаковского не интересует их оружие. Конечно, ведь это же "зачуханная" Россия, не Европа), Решетников "Опять двойка"... Я и дальше могу перечислять великие творения Левитана, Пукирева, Брюлова, Перова, Маковского. Вглядитесь в лицо, глаза Марии Лопухиной на картине Боровиковского....
      Вот где восторг, вот где кипение эмоций. На эти ПРОИЗВЕДЕНИЯ хочется смотреть и смотреть. А на этих обормотов...? М-м-да, не понимаю я Вас..., как и многих тут восторгающихся. request
  4. +6
    11 апреля 2023 06:37
    Цена за изображение своей персоны на групповом портрете в 1617 году равнялась 50 гульденам, а к 1642 году поднялась до 100
    Что такое 100 гульденов, в сравнении с ценами на фьючерсы во время тюльпаномании?!
    Спасибо, Вячеслав Олегович!
    1. 0
      11 апреля 2023 13:45
      "Тюльпаномани", кажется, голландские купцы, в начале 17 , в основном торговали сельдью и тканями . Тюльпаны это уже позднее
      1. +2
        11 апреля 2023 18:29
        Тюльпаны это уже позднее
        1636-1637 гг.
  5. +7
    11 апреля 2023 06:45
    Адептом подобного жанра живописи в России 19 века стал Адольф Иванович Гебенс (Адольф Йебенс, Иебенс) (1819—1888) — немецкий художник-портретист и баталист, в 1844 г. перебравшийся в Россию. Наибольшую известность Йебенсу принесла большая серия полотен, посвящённая русской армии:
    рис.группа военных чинов 3-ей батарейной батареи Л.-гв. 2-й Артилерийской бригады

    рис.Группа военных чинов Л.-гв. 2-го Стрелкового батальона

    рис.Группа военных чинов Л.-гв. 2-й Артилерийской бригады

    рис.Вынос штандарта Л.-гв. Уланского полка

    Известно 137, причём ряд произведений считаются утраченными и известны только по позднейшим литографиям. Значительное число лиц, изображённых на этих картинах, подлинны. Картины эти были созданы в период с конца 1840-х гг. до 1863 года, когда Йебенс уехал в Германию.
    1. +5
      11 апреля 2023 08:42
      Приветствую, Дмитрий.
      Цитата: Ричард
      Адептом подобного жанра живописи в России 19 века стал Адольф Иванович Гебенс...

      Групповые портреты военных, сделанные в Крыму в 1854-1856 фотографом Роджером Фэнтоном от "голландских традиций" мало отличаются..



      1. +3
        11 апреля 2023 10:50
        И фото классные, и композиция и позы похожи но...- не живопись.
        Приветствую, Андрей Борисович hi
      2. +1
        11 апреля 2023 13:52
        Фэнтом, явно , был физически сильный человек. По ТВ, слышала, что первые фотоаппараты,были очень тяжёлые
        1. +2
          11 апреля 2023 15:07
          hi
          Цитата: lisikat2
          Фэнтом, явно , был физически сильный человек. По ТВ, слышала, что первые фотоаппараты,были очень тяжёлые

          Не был силачом Р. Фэнтон. На фото - передвижная фотостудия и помощник фотографа Маркус Спарлинг.
          1. +1
            11 апреля 2023 17:30
            Борисыч, вечер добрый, а Катя права:первый фотоаппарат Ньепса, весил 50 кг! Попробуй такой поносить.
            Естественно, понадобится транспорт
            1. +2
              11 апреля 2023 19:04
              Нет. Другая технология. Фэнтон использовал стеклянные фотопластинки (взял с собой 500шт) Альбуминовая фотография вынуждала работать пока слой коллодия не высох. Поэтому и нужна была передвижная лаборатория - студия. Сама фотокамера много легче и совершеннее первых экспериментальных аппаратов.
              Приветствую, Слав.
              1. +1
                12 апреля 2023 19:17
                Цитата: Толстый
                Поэтому и нужна была передвижная лаборатория - студия.


                Достаточно иметь логистику - предварительно организованные вдоль маршрута запасы фотобумаги, реактивов и прочих расходников альбуминовой фотографии и можно обойтись легкой тканевой палаткой и рюкзаком. В отличие от известной полярной истории с оловом разные неприятности тут жизни бы не угрожали.
                1. 0
                  12 апреля 2023 22:25
                  hi Возможно, что и так... Экспедиция Роджера Фэнтона 1855 года на войну в Крым была организована при поддержке Британского правительства и королевской семьи. В Крыму с логистикой было как-то не очень хорошо. Все свое таскал с собой. По сути Фэнтон стал одним из первых военных корреспондентов. Наснимал в основном идиллические картинки из жизни союзников, виды и пейзажи... И никаких "мертвецов на позициях"
                  Чем оснастили - тем и пользовался.
                  С Уважением.
  6. +1
    11 апреля 2023 06:46
    Но зато у «милиционера» вверху в руках изображен типичный ренессансный меч с огромным перекрестием.
    Коллеги, может кто-нибудь объяснить, что такое "типичный ренессансный меч"???
    1. +4
      11 апреля 2023 07:15
      Цитата: 3x3zsave
      "типичный ренессансный меч"???

      Клинок меча и перекрестие шпаги.
      1. +4
        11 апреля 2023 07:32
        Вячеслав Олегович, перекрестие сего "девайса", типичное германское, а клинки были разными. На мой взгляд, изображена тяжелая кавалерийская рапира, только гарда действительно огромна.
        1. +3
          11 апреля 2023 09:51
          Цитата: 3x3zsave
          тяжелая кавалерийская рапира
          Почему бы и не назвать её ренессансным мечом?
          1. +8
            11 апреля 2023 11:00
            Цитата: kalibr
            Почему бы и не назвать её ренессансным мечом?

            Браво, Вячеслав Олегович. Вот так и нужно отвечать всяким занудам. smile good
            Дай им волю - начнут тут рапирить, скьявонить и, чего доброго, не приведи господь, эспадронить.
            Я вообще не уверен, что англичанин, немец, француз и итальянец в то время один и тот же предмет вооружения зазовут одним и тем же словом, так что все эти названия в значительной степени условны.
            Для меня есть три вида длинноклинкового холодного оружия: меч, сабля и шампур. Всё остальное - от лукавого. smile
            1. +6
              11 апреля 2023 11:13
              у меня есть три вида длинноклинкового холодного оружия: меч, сабля и шампур

              сразу видно- городской, у меня и вилы есть smile
              Только беда, на ремне носить не удобно - в автобус не пройдешь laughing
              Мое почтение, Михаил drinks
              1. +6
                11 апреля 2023 11:57
                Приветствую, Дмитрий.
                Вилы - древковое оружие, а я говорил о длинноклинковом. smile А за "гродского" можно и ответить - так меня давно никто не оскорблял! laughing
                1. +4
                  11 апреля 2023 12:12
                  Цитата: Хозяин Трилобита
                  А за "гродского" можно и ответить - так меня давно никто не оскорблял!

                  Сам себя считаю городским теперь я.
                  Здесь моя работа, здесь мои друзья.
                  Но все также ночью снится мне деревня,
                  Отпустить меня не хочет родина моя.
                  hi
                  1. +3
                    11 апреля 2023 12:36
                    "Городской"... Сколько презрения в этом слове... Ничего не умеет, ничего не знает, бесполезный и беспомощный человек... А сколько гонора... Фу!
                    1. +4
                      11 апреля 2023 13:04
                      Вот правильно говорят: можно вывезти человека из деревни, а вот "деревню" из человека - гораздо сложнее!)))
                      1. +5
                        11 апреля 2023 15:52
                        Цитата: 3x3zsave
                        деревню" из человека - гораздо сложнее

                        А надо ли? Сама уйдёт, когда придет время, только кому от этого лучше станет? Городу? Деревне? Мне?
                        Собственно, я сейчас работаю в городе исключительно для того, чтобы в старости спокойно жить в деревне, зачем мне эту деревню из себя изживать? smile Я наоборот свои корни деревенские храню и лелею, ибо "чтобы стоять, я должен держаться корней".
                    2. 0
                      19 апреля 2023 17:44
                      Цитата: Хозяин Трилобита
                      "Городской"... Сколько презрения в этом слове... Ничего не умеет, ничего не знает, бесполезный и беспомощный человек... А сколько гонора... Фу!

                      Ну я - городской. И что? Я сильно сомневаюсь, что Вы обладаете столькими профессиями, сколькими обладаю я. Без лишнего хвастовства. Кстати, и косить умею, и за животными ухаживать, и строить и пахать и еще много чего умею. Так что, напрасно Вы кичитесь своим "деревенством". Мы, городские, тоже кое что умеем.
            2. +4
              11 апреля 2023 11:32
              Цитата: Хозяин Трилобита
              Дай им волю - начнут тут рапирить, скьявонить и, чего доброго, не приведи господь, эспадронить.

              А также катанить, махайрить и прости Господи - мизерикордить! hi
              А чего доброго еще и ксифосить! laughing
              1. +3
                11 апреля 2023 12:30
                А я еще и покацбальгерить могу на чистом энтузиазме.
                1. +3
                  11 апреля 2023 13:04
                  В этом контексте меня интересует вопрос: обсуждать отличительные признаки эстока будет "эсточить" или "эсточать"?
                  1. +2
                    11 апреля 2023 16:13
                    обсуждать отличительные признаки эстока будет "эсточить" или "эсточать"?
                    Эстетстовать.
            3. +1
              11 апреля 2023 13:18
              Цитата: Хозяин Трилобита
              Всё остальное - от лукавого

              +++++++++++++++++++++++++++++++++++++
      2. +5
        11 апреля 2023 08:03
        Приветствую, Антон hi
        То что Вячеслав Олегович именует "типичный ренессансный меч" в научной терминологии носит четкое название - скьявона, венецианский корзинчатый меч. Оружие такого типа было широко распространено в 15-17 веках в Италии, Венеции, Нидерландах, Германских землях и Франции
        фото. музейные скьявоны того времени





        Скьявона.— это средневековый жаронизм, перекочевавший сперва в повседневный обиход своего времени, а затем и в научную терминологию. Переводится он просто: славянская. Без сомнений, это сокращение от описательного La espada schiavona — славянский меч.
        Венецианские дожи охотно нанимали на службу славян из Далмации, в которую Республика вторглась и основала множество колоний.
        В частности, из славян формировалась личная гвардия дожей. Естественно, вооружали ее за счет казны итальянским снаряжением. В XV столетии в славянской среде получила устойчивую популярность особая разновидность меча: широкий клинок, S-образная гарда и плоское квадратное навершие.
        Возвращавшиеся со службы гвардейцы распространили моду по всей восточной Европе, включая Венгрию, Великое Княжество Литовское и Русь.
        1. +3
          11 апреля 2023 08:36
          Мое почтение, Дмитрий!
          Вот чесслово, я знаю что такое скьявона и "славянку" от "дворянки" могу отличить. А Вячеслав Олегович похоже создал очередной мем...
          1. +4
            11 апреля 2023 08:59
            Привет, Антон. Похоже Вячеслав Олегович перевел искусствоведческий источник, творчески обработав. А "очередной мем" родился попросту от нежелания "лукаво мудрствовать" и без расчета на твою "вредность" laughing laughing
        2. +4
          11 апреля 2023 09:53
          Цитата: Ричард
          научной терминологии носит четкое название - скьявона, венецианский корзинчатый меч.

          Нет. Совсем другая гарда и навершие.
          1. +2
            11 апреля 2023 10:46
            А что - разве гарды и навершия на произведенных в разное время, в разных местах и разными мастерами скьявонах выполнялись по ГОСТу? belay
            Интересно девки пляшут (с) smile
            1. +4
              11 апреля 2023 11:18
              У венецианской "скьявоны", причем в любом исполнении, характерное навершие - "ушастая кошачья голова" в разнообразных стилизациях.
              1. +1
                11 апреля 2023 12:11
                У венецианской "скьявоны", причем в любом исполнении, характерное навершие - "ушастая кошачья голова" в разнообразных стилизациях.

                Позвольте не согласится. В музейных экспозициях полно скьявон, именно венецианской работы не только с кошачьей головой, но и с разнообразными навершиями.








                1. +1
                  11 апреля 2023 12:27
                  Дмитрий, клинок "на 9 часов" не скьявона, а как раз таки кавалерийская рапира (зачаточный дол у эфеса, ромбовидный клинок). Собственно, эволюция эстока.
  7. +6
    11 апреля 2023 07:14
    "мастерски передавали мельчайшие детали"

    Все таки раньше у мастеров кисти и холста не было такой философии как сейчас у некоторых - " я художник, я так вижу!" smile
    1. +1
      23 апреля 2023 10:29
      Цитата: Van 16
      не было такой философии как сейчас у некоторых - " я художник, я так вижу!"

      В те времена художник это ремесленник, рабочая профессия. В отличие от стрелков, которые из купцов или коррупционеров. Это сейчас "художники" и "певцы ртом" называют себя элитой. А тогда за пририсованное третье ухо можно было проткнуть худо-жника шпагой и отделаться штрафом. А если еще обвинить "так видящего" в ереси, ибо "человек это подобие бога", то вообще премию получить за убиение еретика.
      Суровые были времена. ;)
  8. +7
    11 апреля 2023 07:43
    А вот самая первая из представленных картин -- Корнелис Антонис (ок. 1505–1553). «Групповой портрет кловениров роты А», 1531 г. Рейксмюсеум, Амстердам.
    В чём проигрыш?
    Композиция неудачная. Нельзя располагать людей так, что лица при взгляде издали образуют последовательность зубов оскаленной челюсти.
    В чем выигрыш по сравнению с остальными из представленных картин?
    Люди изображены такими, какие они есть на самом деле. Видны разнообразные эмоции и неодинаковый уровень интеллекта. На остальных картинах уровень последнего -- зашкаливает. Похлеще, чем в Палате лордов, либо в Государственной думе.
    И тогда возникает вопрос: если вы такие умные, почему лишь пикинеры?
    wassat )))
    1. +4
      11 апреля 2023 08:04
      И тогда возникает вопрос: если вы такие умные, почему лишь пикинеры?
      Зато строем ходят!)))
      1. +4
        11 апреля 2023 11:04
        Зато строем ходят!

        И строевую песню голосят: smile
        Улыбнитесь, пикинёры ведь опасность это всё-таки пустяк
        Улыбнитесь, пикинёры мы у случая прекрасного в гостях
        Это наша судьба, жить не можем иначе! (почти С)
    2. +5
      11 апреля 2023 11:41
      Цитата: депрессант
      Похлеще, чем в Палате лордов, либо в Государственной думе.

      Ничего удивительного. Пикинеры - нормальные здоровые мужики, у которых количество предков в каждом поколении удваивается - мама-папа, две бабушки-два дедушки, четыре прабабушки-четыре прадедушки и т.д. В десятом поколении наберется тысяча человек. А в Палате лордов посчитайте: ну, родителей, понятно, двое, тут никак, а вот с бабушек и дедушек могли начинаться путаницы, например, какой-то дедушка мог быть одновременно и прадедушкой (если кто-то женился, например, на племяннице, что бывало не так уж редко), ну а дальше начиналась такая генеалогическая путаница, что в каждом следующем поколении, начиная с цифры тридцать два, количество предков увеличивается не вдвое, как положено, а если увеличивается, то совершенно незначительно. В итоге к десятому поколению, вместо армии в тысячу предков, как это было у обычного пикинера, средней руки лорд имел в лучшем случае человек пятьсот. Увы, с такой родословной сложно ожидать, даже при наличии первоклассного воспитания каких-то выдающихся интеллектуалов в этой среде. Хотя, бывали исключения.
      Ну а что касается Госдумы, то туда происходит отбор. Селекция. Умные там не нужны - нужны послушные.
      Не там вы, Людмила Яковлевна, умные лица ищете. Приходите в школу в первый класс, посмотрите на детей, занятых каким-то заданием. Или просто понаблюдайте за детсадовской группой на прогулке. Это вам не Госдума и не Палата лордов. smile
  9. +5
    11 апреля 2023 08:33
    Интересно, что на картине никто не показан в шлеме.

    Выскажу смелое предположение: может быть потому чтобы было видно лица? laughing
    1. +3
      11 апреля 2023 10:01
      Цитата: Mihaylov
      чтобы было видно лица?

      И в шлеме морион, и в шлеме кабассет лицо видно хорошо! И перьев много!
  10. +5
    11 апреля 2023 09:07
    Да, шикарно нарисовано!
    Сразу видна большая Школа!

    У нас даже знать такие портреты , в живом массовом обличье, не заказывала тогда и не заказывает сейчас.....
  11. +7
    11 апреля 2023 09:38
    Собственно говоря, на всех картинах изображены охранники с не особо понятным для меня статусом. Либо эти люди собирались в отряды городской стражи на добровольной основе, как скажем, добровольная народная дружина, но под началом шерифа, либо это были профессионалы, исполняющие свои обязанности на постоянной основе.
    А вот с шерифом -- понятно.
    Скажем, в средневековой Англии, начиная с 10 века, шериф - это такой представитель королевской власти в графстве, исполняющий судебные и фискальные функции и надзирающий за представителями местной знати, -- не завелись ли сепаратистские настроения. Но со временем по мере укрепления королевской власти обязанности шерифа стали склоняться в сторону соблюдения порядка в жизни порученного графства в целом.

    В частности, в средневековом Лондоне большая стража собиралась на Рождество, Пасху и Троицын день и состояла из 12 человек, но шерифы зачастую сокращали ее до 8, иногда до 6 человек или даже до 4-х. Видимо, в зависимости от криминальной обстановки.
    В свою очередь, избирались надзиратели за ночной стражей.
    Надзиратели были хорошо вооружены и способны оказать сопротивление бандитам. И стражи, и надзиратели приступали к дозору во время вечерни и до колокола к заутрене. Но основное занятие надзирателей состояло в наблюдении за стражниками -- не манкируют ли своими обязанностями, а если да, то следовал донос шерифу. А чтобы не было оговоров или сокрытия сведений, шериф надзирателей приводил к присяге.
  12. +9
    11 апреля 2023 11:25
    Всем прекрасного апрельского настроения!
    Основные картины представленные автором, это голландская живопись XVÌI века, которую принято называть Золотым веком голландской живописи.
    Почему так сложилось в этой стране?
    Голландия (соединенные провинции) стала политически и религиозно свободна.
    Доходы населения начали резко увеличиваться. Основной класс - бюргеры.
    Даже в крестьянских домах появляются картины.
    В тот период в Голландии работает более 2000 художников!
    Отдельный раздел во всем этом художественном буйстве- малые голландцы, небольшие картины на которых изображены бытовые сценки, но не всё так просто. Очень часто на картинах присутствует и скрытый смысл!
    Доброе пожаловать в Эрмитаж!
    Там есть, что посмотреть.
    1. +3
      11 апреля 2023 14:44
      Очень часто на картинах присутствует и скрытый смысл!

      Очень правильный комментарий.
      Живопись Золотого века Голландии — не обычное отражение мира, но Зазеркалье со множеством деталей, раскрывающих неожиданные истории и смыслы.
      Было бы здорово, если бы автор оставил рамки избитых тем и уделил этому вопросу несколько статей.
      1. +2
        11 апреля 2023 15:38
        Шпаковскому это не потянуть. Тут знания нужны,это Вам не методичку перевести.
        1. 0
          11 апреля 2023 18:05
          А у Вас, Александр, таких знаний нет? Чтобы сделать такой материал самостоятельно? Если нет, то придется иметь, что есть...
          1. +2
            11 апреля 2023 18:13
            Будете в СПб приглашу вас на экскурсию со специально обученным человеком
            1. -3
              11 апреля 2023 20:45
              Цитата: ee2100
              Будете в СПб приглашу вас на экскурсию со специально обученным человеком

              Спасибо! Но вряд ли мне это будет интересно и нужно. Стараюсь не грузить себя лишними знаниями которые не смогу использовать. Не тот возраст.
          2. -1
            11 апреля 2023 22:34
            Цитата: kalibr
            ... придется иметь, что есть...

            За неимением горничной - имеем дворника

            Навеяло вот feel
        2. +5
          11 апреля 2023 18:16
          Вместо методички можно переводить серию Guide to Imagery.

          1. +2
            11 апреля 2023 18:48
            Можно, но это не совсем формат раздела истории
      2. -1
        11 апреля 2023 18:06
        Цитата: sergej_84
        неожиданные истории и смыслы.

        Чихал я на них. Меня интересуют самые обычные железки
        1. +1
          11 апреля 2023 22:24
          Чихал я на них.

          Поспешность нужна в трех случаях, но не при написании ответов на комментарии. Вам ведь не предлагается описывать цветочный символизм картин голландских живописцев.
          А вот статья с описанием оружейной коллекции Рембрандта ван Рейна (Рембрант был коллекционером оружия и различных редкостей) - такой поворот, для большинства читателей был бы неожиданным, а экскурсия по рембрандтовской Kunst-und Wunderkammer - интересной и познавательной.
  13. 0
    11 апреля 2023 12:17
    Камрады, на мой взгляд :"групповой портрет коловинеров роты" - серая масса и маски, вместо лица.
    А Бадденс:"рота капитана Арента" мне понравилась:солидные торговцы и их приказчики, а не солдаты.
    Вообще, практическая польза от подобного ополчения, весьма, сомнительная. Они, годятся только :как полицейская команда, чтобы патрулировать в центре города. Против швейцарских стрелков или немецких ландскнехтов, они не устоят
    1. 0
      11 апреля 2023 12:46
      "Патрулировать в центре города*или смертников , др виселицы, конвоировать.
      Так и вижу:" ведьму"ведут к костру, ведут к костру. А эти холеные "ополченцы" понтуются:"у нас ответственная и опасная миссия "
  14. -1
    11 апреля 2023 12:34
    Всем доброго дня.
    "Явно чей-то сын" думаю, передний мушкетёр, в чёрном с усиками, как он смотрит на мальчика
    1. +2
      11 апреля 2023 12:43
      передний мушкетёр, в чёрном с усиками, как он смотрит на мальчика
      Похотливо!
      1. +4
        11 апреля 2023 13:09
        Привет, Антон!
        Пытался донести,что на картинах не всё так однозначно, как видится и оружие,которое на них присутствует и барабан, да и мальчик всё это имеет глубокий смысл и известно было изображённым на картинах и их ближайшему потомству.
        А мы думаем, что там какой-то разнобой, кто-то в латах, кто-то мечом размахивает. Всё продумано drinks
        1. +5
          11 апреля 2023 13:23
          Привет, Саша!
          Я тоже думаю, что все не просто так.
          1. +3
            11 апреля 2023 13:39
            В пятницу обсудим малых голландцев drinks
            1. +3
              11 апреля 2023 13:59
              В пятницу обсудим малых голландцев
              Обязательно!
  15. +2
    11 апреля 2023 12:43
    А я продолжу занудствовать, обьясняя себе особенности жизни Средневековья.
    Вот узнала про институт шерифства. А не будь темы ночного дозора, а также дневного, нашедших отражение в картинах голландцев, то и не узнала бы никогда, как сложно была устроена система охраны города.
    К примеру, почему во время ночной церковной службы в большие религиозные праздники назначались самые большие дозоры?
    А потому что на этих литургиях обязаны были присутствовать все знатные особы и все состоятельные бюргеры. Религия -- она же идеология, опора королевской власти, богослужение -- митинг в поддержку трона. И все дома и дворцы оставались без хозяев, способных организовать слуг на защиту своего добра от покушения со стороны мелких и крупных грабителей. А слуги не всегда могли, умели и хотели сделать это самостоятельно. И грабителями могли стать и сами дозорники. Ведь то, что были хорошо вооружены надзиратели, не означало, что не были вооружены участники дозора. Постройки типа "мой дом -- моя крепость с донжоном" были доступны не всем.
    Надзиратели, надо думать, офицеры-отставники. Или действующие?
  16. +3
    11 апреля 2023 14:34
    И вот тут для меня наступил поистине трагический момент, который вывел меня из состояния равновесия...
    Я вышла из себя и не зашла назад.
    Шерифы собирали налог! С помощью бирок!...
    Я легко поняла, как устроены бирки. То, что с древних времен (античных и раньше) использовался штих-код -- это понятно, восхитилась, прониклась. Но вот откупщик (сборщик налогов) получил часть расщепленной вдоль ореховой бирки -- длинную часть, с ручкой, а дальше? Что он с этим делал дальше?
    Пошла на форумы, у всех такое же недоумение, все ищут обяснение друг у друга, мол, как это работает? Пошагово!
    Ответа нет.
    А ведь деревянные деньги использовались вплоть до 21 века -- вот о чем надо говорить! А откупщики исхитрялись собирать много больше, чем сдавали налогов (в какой форме сдавали?!?) И были богатейшими людьми.
    Как это всё понять, да ещё в свете сгоревшего в 1836 году Вестминстера?
    1. +3
      11 апреля 2023 18:26
      Откупщик, конечно же, собирал больше нежели сдавал, поскольку это бизнес. Во Франции откупщик сначала платил страховой сбор (просто за право собирать определенный налог), потом условленный налог. Именно поэтому они были нужны, 100% сдавал в казну сумму налога. А уж потом начинал собирать. Собирал понятно больше, чтоб отбить затраты. Только очень богатые могли стать откупщиками. Закрытая каста. Причем их практически нельзя было поменять. Казна должна была выплатить страховой сбор, а откуда эти деньги взять, если и так казна пуста. И даже если покрыть эту трату из страховки следующего, то он же будет из того же узкого круга "клуба откупщиков". Чужих туда не пускали. Эти люди могли диктовать свою волю королю.