Телеги Гитлера в Москве

42
Телеги Гитлера в Москве
Полевая кухня Kleine Feldkuche (Hf.12) из коллекции музея «Моторы войны». Фото автора.


Конная тяга вермахта


Они все-таки дошли до Москвы. Точнее – добрались до реставрационной мастерской музея военной техники «Моторы войны», а потом и до самой экспозиции на Рогожском Валу. Речь об уникальных образцах техники стран «оси». И это помимо редчайших экземпляров отечественных машин, многие из которых на ходу и существуют в единственном числе.



Выставка «Моторы войны» открылась в декабре 2021 года на месте Музея ретроавтомобилей, и на ней представлены более 150 экспонатов, представляющих интерес для каждого, кому не безразлична история Второй мировой войны. Немалая часть артефактов приведена в должное состояние мастерской Вячеслава Лена.

Для большинства посетителей настоящим открытием станет большой ассортимент немецкого гужевого транспорта. Вопреки распространенному мифу, вермахт не был насквозь моторизован – каждой пехотной дивизии полагалось не менее 6 тысяч лошадей. Отсюда и распространенность повозок Гитлера, тщательно отреставрированных мастерами музея.






Leichter Fernsprechwagen (легкий телефонный вагон) образца 1929 года. Легкая повозка Kleine Heeresfahrzeug 3 (Hf. 3). Фото автора

Начать стоит с повозки связистов с традиционно длинным немецким именем Leichter Fernsprechwagen (легкий телефонный вагон) образца 1929 года. Конструкция представляет собой собственно прицеп и передок к нему общей снаряженной массой около 740 кг. Грузить в «телефонный вагон» можно было до 580 кг. Такую тяжесть вынуждена была тянуть четверка лошадей – телега была рассчитана на максимальную скорость в 20 км/ч. Немцы эксплуатировали данную технику до самого конца войны, а представленный на выставке экземпляр попал в руки союзников в Нормандии в 1944 году.






Легкая повозка Kleine Heeresfahrzeug 3 (Hf. 3). Фото автора


Повозка связистов в развернутом положении. Первая мировая война

Имеет отношение к связистам и легкая повозка Kleine Heeresfahrzeug 3 (Hf. 3). Вермахт эксплуатировал минимум пять модификацией телег, среди которых две – Hf. 3/1 и Hf. 3/2 предназначались для нужды армейской связи. Конструкции отличали рессоры, смягчающие ход повозки – все-таки радиотехника требовала соответствующего отношения.

Телегу можно назвать настоящим ветераном немецкой армии. Первые экземпляры появились еще в годы Первой мировой войны и потом практически без изменений перекочевали в вермахт. В 1936 году деревянные дуги для тента заменили на стальные.

Обычно Kleine Heeresfahrzeug 3 тянули две лошади, и им не позавидуешь – полная масса агрегата могла переваливать за тонну. По ровной дороге, как и указанная выше повозка связистов, деревянная телега могла разогнаться без последствий до 20 км/ч.


Телега Heeresfahrzeug 1


Heeresfahrzeug 7 по прозвищу «убийца лошадей»

Если есть Heeresfahrzeug 3, то должны быть Heeresfahrzeug 2 и 1. Это так, но на «Моторах войны» остальные представители линейки немецких телег отсутствуют. Можно только сказать, что Hf. 1 представляла собой легкую телегу, корни которой уходили к разработкам 1895 года.

К началу Второй мировой войны на каждый стрелковый взвод вермахта полагалось одна такая повозка. Большими размерами отличалась тяжелая полевая повозка Hf. 2, рассчитанная на перевозку 800 килограммов груза и упряжку из четырех лошадей.

Вершиной немецкого телегостроения можно считать цельнометаллическую Heeresfahrzeug 7, принятую на снабжение в 1937 году. Настоящий хай-тек для своего времени – пневматические или литые резиновые колеса, возможность сцепки с автомобилем, а также выдающаяся грузоподъемность в полторы тонны при снаряженной массе в 1 040 кг.

Но изделия оказались хороши только на ухоженных трассах Европы, где с транспортировкой справлялась пара лошадей. На Восточном фронте в распутицу тяжеленную телегу не вытягивала и четверка крепких коней. Поэтому снятые ранее со снабжения Hf. 1 немцы оперативно достали из запасников. А Heeresfahrzeug 7 получил прозвище «убийца лошадей».

Узкая специализация


Полевая кухня Kleine Feldkuche (Hf. 12), вероятнее всего, была самой желанной на немецком фронте. Состояла она из заднего лафета, собранного из листовой стали, где размещались два котла на 125 и 60 литров. Первый для горячей пищи, второй для чая или кофе. Нередко цепляли передний лафет с провизией и подносами с посудой. Колеса были унифицированы с младшими моделями телег серии Heeresfahrzeug. Как утверждает информационная табличка на экспонате, немцы нередко снимали полевые кухни с колесного хода и грузили в кузова грузовиков. Так решалась проблема низкой мобильности телег на конной тяге.






Полевые кухни Kleine Feldkuche. Фото автора

Одним из самых интересных экспонатов «Моторов войны», безусловно, является зенитный прицеп Infantriefahrzeug 5 MG Wagen 36 на конной тяге. Обычно такие телеги придавали пехотным батальонам для борьбы с самолетами противника.






Зенитный прицеп гитлеровцев в музее «Моторы войны». Фото автора


Infantriefahrzeug 5 MG Wagen 36 в своей естественной среде обитания на Восточном фронте.

В сравнении с предыдущими телегами это достаточно свежая разработка – первые повозки появились в середине 30-х годов. Отсюда и прогрессивность конструкции – пневматические колеса и цельнометаллический кузов. Это позволяло разгонять телегу до 30–40 км/ч, а также буксировать автомобильным транспортом. Огневая мощь обеспечивалась парой MG 34 и, похоже, она была избыточной для полутонной телеги.

Мало того, что длинными очередями задний лафет можно было перевернуть, так еще пулеметная спарка монтировалась со смещением относительно продольной оси телеги. Не помогали даже выдвижные опоры. В итоге If. 5 MG Wagen 36 либо превращали в неподвижную зенитную установку, либо снимали с колесного хода и грузили в автомобильный кузов. Как гласит информационная табличка, представленный экспонат был брошен немцами у деревни Аржаники в Смоленской области.




Ручная телега связистов образца 1942 года. Фото автора.






Архивных снимков Nachrichtengeratkarren осталось не так много.

Следующей на очереди была телега связистов образца 1942 года под непроизносимым именем Nachrichtengeratkarren. Таскали её гитлеровцы словно рикши за собой, благо масса не превышала 50 кг. Обычно грузили на изделие до трех барабанов с километровым полевым кабелем, трубки заземления и прочий скарб связиста. Нередко телегу можно было увидеть в комплектации тяжелого телефонного автомобиля – schwerer Fernsprechkraftwagen.






Ручная санитарная телега вермахта. Фото автора

Одна человеческая сила требовалась и для перемещения Handkarren fur Sanitatgerat образца 1942 года – телеги для эвакуации раненых с поля боя. Колесница могла снаряжаться ящиком с медикаментами, а общая грузоподъемность достигала 150 кг. На данный момент сохранилось не так много фотографий этого раритета, не говоря уже о реальных экземплярах. Представленная в экспозиции тележка датируется 1944 годом.




Универсальный Infanteriekarren If. 8. Фото автора






Примеры использования легкого прицепа

Универсальный легкий прицеп или Infanteriekarren If. 8 гитлеровцы могли тянуть и своими силами, но лучше нагруженную 400-килограммовую телегу все-таки доверить лошади. Либо мотоциклу или даже собачей упряжке. Тележка полагалась каждому пехотному взводу и была широко распространена в вермахте. Разумеется, перевозили на If. 8 все, что придется – от боеприпасов и минометов до продуктов и медицинских препаратов. Конструкция достаточно прочная и позволяет цеплять к тягачу последовательно несколько груженых телег.




Редкая телега Pionerhandkarren (Pf. 22). Фото автора

Близка по конструкции вышеописанному прицепу саперная телега Pionerhandkarren (Pf. 22), на которой гитлеровцы обычно перевозили пехотные огнеметы. Ввиду своей узкой специализации, Pf. 22 не получила широкого распространения и, как утверждает информационная табличка, не отличалась удачной конструкцией. Представленный экземпляр попал в руки союзников в 1944 году в Нормандии и не реставрировался – на телеге еще остались следы оригинальной краски.

Уникальная экспозиция «Моторов войны» не только расширяет горизонты познаний интересующейся публики, но и развеивает распространённый миф Второй мировой войны о тотальной моторизации вермахта. Как оказалось, львиную долю немцам приходилось грузить в гужевые телеги, а порой и самим впрягаться.
42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    16 апреля 2023 04:53
    ,... трубки заземления и прочий скарб связиста.
    У нас они называются Колы заземления. Пусть он хоть 2метровый штырь, всё равно -кол заземления.
    телега связистов образца 1942 года под непроизносимым именем Nachrichtengeratkarren. Таскали её гитлеровцы словно рикши за собой,
    Такая тележка практически 1 в 1 и у нас была, для развёртывания полевого аэродрома не заменимая вещь для линейщиков была. laughing laughing Катушки с ТТВК или ПТРК тоже не лёгкие были...
  2. +15
    16 апреля 2023 05:25
    Вопреки распространенному мифу, вермахт не был насквозь моторизован
    Еще есть один миф что все немцы были вооружены сплошь " автоматами" МП 38/40 и поливали от бедра , когда основным оружием был карабин Мauser 98k . Статье плюс !!!
    1. +7
      16 апреля 2023 08:59
      Автору большое спасибо за интересно тему.

      Был в Музее в 2019 году. Много в экспозиции еще не было.
      1. 0
        18 апреля 2023 21:39
        Раньше на работу мимо каждый день мотался, а теперь там такой музей! Присоединяюсь, тема и статья замечательные hi
    2. +5
      16 апреля 2023 15:14
      Вопреки распространенному мифу, вермахт не был насквозь моторизован – каждой пехотной дивизии полагалось не менее 6 тысяч лошадей.

      В 1933 году в рейхсвере было 42 000 лошадей. На 1 сентября 1939 года в Вермахте было 573 000 лошадей, на 22 июня 1941 года - 750 000 лошадей. Всего за время Второй мировой войны Вермахт использовал 2 800 000 лошадей, потери составили около 63 процентов.
      Для сравнения. На 22 июня 1941 года в РККА было 526 000 лошадей, за время войны мобилизовали еще 2 500 000 лошадей.
      Что характерно, цифры эти есть в открытом доступе и никакой тайны не представляют.
      В этом плане Heeresfeldwagen - гужевые транспортные средства Вермахта - не паханое поле для местных авторов, гоняющих по кругу одни и те же темы.
    3. 0
      24 апреля 2023 01:10
      Вовсю моторизованные никогда не игнорировали конную тягу. Потому что сами так у себя гоняли. Статье плюс!
  3. +5
    16 апреля 2023 05:29
    Некоторые колеса повозки могли бы и резиной обтянуть.
    Представляю, как они гремели на мостовой...
    1. +4
      16 апреля 2023 08:42
      Цитата: Luminman
      Некоторые колеса повозки могли бы и резиной обтянуть.
      Представляю, как они гремели на мостовой...

      Улыбнуло слово некоторые!
  4. +8
    16 апреля 2023 07:20
    настоящим открытием станет большой ассортимент немецкого гужевого транспорта.
    Ну почему же? Немецкая военная хроника тех лет частенько запечатлевала продвижение немецких войск с активным использованием гужевого транспорта. И для 40-х годов прошлого столетия это было нормально. Частенько в кадрах хроники мелькает и немецкая кавалерия, тылы которой в основном на гужевом транспорте.
  5. +10
    16 апреля 2023 07:34
    Очень интересный пласт истории!!!! Автору УВАЖУХА!
  6. +6
    16 апреля 2023 08:10
    Доброе утро всем! hi
    Спасибо Автору за статью большое!!!
    Очень интересная тематика! good
  7. +7
    16 апреля 2023 08:18
    Все верно, высокий уровень моторизации был в танковых и моторизованных дивизиях, а пехотные дивизии вермахта особой мобильностью не отличались. Чем серьезно отличался вермахт от РККА, особенно в первой половине войны, так это уровнем связи и взаимодействием между частями...
    1. +6
      16 апреля 2023 09:16
      Не только! Отличий дивизии вермахта от аналогичной в РККА «воз и маленькая тележка». Даже начинать перечислять смысла нет - это тема для нескольких монографий разведенных по годам и родам войск.
      По сути в далеких 41-45 - лошадь с телегой была более вездеходным и автономным средством передвижения при меньшей грузоподъёмности и скорости мобильности, чем грузовой автомобиль. Лошадке не надо бензина и грунтовых дорог. Да и культура ухода за тяговой силой еще не умерла - это сегодня к коняшке все городские стараются подойти с хвоста, что черевато!

      1. +8
        16 апреля 2023 09:49
        Лошадке не надо бензина и грунтовых дорог.
        ,,, не совсем все так просто, а пропитание? Лошади в сутки надо мин.20л.той же воды, и не ледянной. Плюс питание. В условиях зимы,тем более рейда, тоже непросто.
        Тут уже в полной мере переходим к работе тыла, что тоже интересно.

      2. +6
        16 апреля 2023 10:27
        Отличий дивизии вермахта от аналогичной в РККА «воз и маленькая тележка».
        - абсолютно согласен hi
        Лошадке не надо бензина и грунтовых дорог
        - вопрос спорный, лошадка жрать хочет всегда и когда работает и когда нет. А дороги нужны не лошадке а грузу, который лошадка тянет за собой, иначе смысл в лошадке теряется.. hi
      3. +5
        16 апреля 2023 13:15
        Цитата: Коте пане Коханка
        это сегодня к коняшке все городские стараются подойти с хвоста, что черевато!
        Сзади лошадь лягается, да. Но спереди она тоже укусить может. И зубы там впечатляют не меньше копыт.
        1. +2
          16 апреля 2023 16:03
          Ежели так, что спереди кусается, а сзади лягается, то только с боку подойти можно? sad Или это тоже не безопасно? request
        2. 0
          16 апреля 2023 16:03
          Сзади лошадь лягается, да. Но спереди она тоже укусить может.
          - вообщем пристрелить лошадку и не мучиться.. bully
          1. +1
            16 апреля 2023 17:36
            А по-гуманнее ничего нет? Если все лошади в конюшне сопротивляются, то по-вашему, их всех надо убить? Люди же во все времена с ними справлялись, так что есть способ(ы) оседлать её? Я думаю, что есть. Не так ли?
            1. +3
              16 апреля 2023 20:13
              Цитата: Kojote21
              А по-гуманнее ничего нет?
              У лошадей очень разные характеры, но большинство из них пугливы. Постарайтесь их не пугать и они вас не обидят (поголовно сволочных дестире давно нет, хотя сволочные кони встречаются, но нечасто). Хотя это непросто: лошадь даже может начать бояться той кучи, которую навалила сама, минут 5 назад.
              1. +3
                16 апреля 2023 20:28
                У лошадей очень разные характеры, но большинство из них пугливы.

                У немцев в основном для гужевого транспорта и артиллерии использовались лошади ганноверской породы, а для верховой езды тракененской породы и они не боялись звуков выстрела. В кремлевском полку сейчас используются лошади именно тракененской породы, эту породу можно сказать мы спасли в послевоенной Германии и теперь на наших конезаводах есть лошади этой породы.
              2. 0
                17 апреля 2023 07:15
                Я знаю, я про то, что не надо их убивать!
                Понятно, что если их разозлить, мало не покажется, они могут с ног сбить и втоптать в землю в таком случае!
  8. +9
    16 апреля 2023 08:20
    ,,,очень интересная тема.
    Мало статей о роли лошади в войсках вермахта и красной армии. И работе ветеренарной службы.
    ,,когда смотрите фильмы о войне и видите массы танков,бронетранспортёров всегда держите в голове тысячи лошадей идущих следом.


    В пехотной дивизии вермахта по штату насчитывалось 5375 лошадей: 1743 верховые лошади и 3632 тягловые, из них 2249 тягловых лошадей относились к артиллерийскому полку части
    1. +6
      16 апреля 2023 08:46
      Привет Сергей!
      Если я не ошибаюсь, то на последнем этапе войны поголовье лошадок в вермахте и др. военизированных формированиях превышало миллион!

      По поводу, что тема игнорируется историками - это вы зря. Сегодня вопрос о роли кавалерии, да и обыкновенной лошадки во Второй мировой в тренде.
      Интересно и доступно об этом написано у Исаева в «мифах».
      1. +7
        16 апреля 2023 09:03
        Приветствую hi
        тема игнорируется
        ,,,на ресурсе ВО мало таких статей, а об ветеренарной службе и вообще нет request
  9. +5
    16 апреля 2023 08:45
    Цитата: faiver
    Все верно, высокий уровень моторизации был в танковых и моторизованных дивизиях, а пехотные дивизии вермахта особой мобильностью не отличались.


    Именно моторизованные и танковые дивизии обеспечивали высокий наступательный потенциал вермахта. А обычные пехотные дивизии шли во втором эшелоне, оккупируя захваченные н/п.
    У РККА были проблемы с а/т и в "механизированных" корпусах. Именно этим объясняется, что даже нанося поражение противнику, наши части не могли развить успех, окружить и разгромить противника в первую половину войны. Мобильности не хватало, противник уходил из-под ударов, нивелируя наше численное преимущество.
  10. +7
    16 апреля 2023 09:39
    Читая книги о 1-й и 2-й мировой войне, сделал вывод, что немцы в основном использовали в гужевом транспорте тяжеловесов- битюгов. Оказалось, что это вообще русская порода лошадей.
    Тут уже про румынов стишок:
    "Антонеску дал приказ:
    — Всем румынам — на Кавказ! —
    А румыны: «Ладно, ладно»,—
    На телеги — и обратно."
    Тоже можно сделать вывод, на чём союзники немцев передвигались.
    1. +6
      16 апреля 2023 10:34
      немцы в основном использовали в гужевом транспорте тяжеловесов- битюгов
      - они использовали все до чего дотянуться могли...
      1. +3
        16 апреля 2023 10:45
        Да это понятно, так же и с оружием- ни чем не брезговали. В нашей литературе просто битюг зачастую был связан с немецкими военными грузоперевозками.
    2. +1
      16 апреля 2023 17:30
      можно сделать вывод, на чём союзники немцев передвигались

      Румынская кавалерия была крупнейшей конной силой среди союзников Германии. Румыния начала войну с шестью бригадами и реформировала их в дивизии в 1942 году. Численность лошадей в этих дивизиях достигала 90 тысяч голов.

  11. +3
    16 апреля 2023 11:31
    Ребята, с праздником Вас!
    Христос Воскресе!
    Храни Вас Господь!!
  12. +5
    16 апреля 2023 11:44
    Выставка интересна прежде всего тем, что показывает реальные потребности воюющей армии и заставляет думать, как эти потребности можно удовлетворить сегодня. Мы видим пример для подражания: как из ограниченных ресурсов сделать конфетку и облегчить труд солдат.
    Нашим следует призадуматься и отринуть зазнайство. К примеру, конфисковать все джипы в автосалонах и отправить на СВО, чтобы солдатам меньше грязь месить и меньше тяжестей таскать.
    Многие образцы телег интересны выполняемыми функциями. Потребности эти в армии никуда не делись и следует эти телеги тоже начать производить. Конечно, в лучшем виде, из металла, подрессоренные и на резиновом ходу. А вместо лошадей взять белорусские мотоблоки.
  13. +3
    16 апреля 2023 13:33
    Цитата: тоже-врач
    Многие образцы телег интересны выполняемыми функциями. Потребности эти в армии никуда не делись и следует эти телеги тоже начать производить. Конечно, в лучшем виде, из металла, подрессоренные и на резиновом ходу. А вместо лошадей взять белорусские мотоблоки.


    Высокотехнологичные телеги производили и в СССР накануне и в начале ВОВ. Количество, правда, было небольшое, производство было быстро свернуто, так что пришлось массово использовать низкотехнологичные колхозные подводы.

    Мотоблоки? Нет, уж лучше квадроциклы или электрокары. laughing
    Но вообще то с грузовым а/т у нас не так уж плохо дела обстоят.
    1. +3
      16 апреля 2023 21:20
      Но вообще то с грузовым а/т у нас не так уж плохо дела обстоят.
      .
      Задайте солдатам вопрос - откажутся ли они от одного мотоблока на каждый взвод? Лично я, когда вижу в инете съёмки солдат, таскающих ящики или бредущих куда-то по грязи, всегда думаю о необеспеченности транспортом. Да и иметь ПТУРС на телеге мотоблока лучше, чем тащить его на руках.
      1. 0
        17 апреля 2023 13:40
        Цитата: тоже-врач
        Задайте солдатам вопрос - откажутся ли они от одного мотоблока на каждый взвод? Лично я, когда вижу в инете съёмки солдат, таскающих ящики или бредущих куда-то по грязи, всегда думаю о необеспеченности транспортом. Да и иметь ПТУРС на телеге мотоблока лучше, чем тащить его на руках.


        Пехоты, как таковой, у нас нет, есть мотострелки. На марше - передвигаются на "соляре". Так что таскать тяжести на большие дистанции нужды нет. А непосредственно на поле боя - тут уж извините... телеги неуместны. Мотоблоки, роботы-ишаки и прочие подобные девайсы явно не в тему, как минимум, из-за демаскировки позиций.
  14. +7
    16 апреля 2023 15:29
    Полевая кухня Kleine Feldkuche (Hf. 12), вероятнее всего, была самой желанной на немецком фронте.

    Если следовать этой логике, то самой желанной была große Feldküche (Hf. 11 & Hf. 13) - большая полевая кухня (Kleine - малая).

    Емкость котлов - 200 и 90 литров.
  15. +2
    16 апреля 2023 17:46
    Спасибо за интересную публикацию!
    Удивило количество спиц на колёсах. Думал, что в прошлом на первом месте была стоимость. А получается, как у велосипеда, сделанного 10 лет назад.
  16. +3
    16 апреля 2023 18:49
    bubalik (Сергей), уважаемый, а я вот про лошадок в Великую Отечественную помню всегда. Мама моя всегда удивлялась, слову "езжачий", что было в похоронке на моего деда в 1944 году. Слово "ездовой" - было известно... А в извещении о перезахоронении деда в большую братскую могилу у деревни Мякотино Великолукского района (1510 человек там упокоены), что пришло через несколько лет, должность деда была указана "повозочный". Дед в феврале 1944 года был уже не молод, год рождения его 1897, да в Гражданскую воевал. Призвали его в июне 1941 года, в атаку бегать и окопы отрывать уже вряд ли хорошо мог, а при лошадках - дак и в самый раз...
  17. +3
    16 апреля 2023 21:53
    Уникальная экспозиция «Моторов войны» не только расширяет горизонты познаний интересующейся публики, но и развеивает распространённый миф Второй мировой войны о тотальной моторизации вермахта.

    Хоть убей, не могу вспомнить источники, которые говорили бы о тотальной автомобилизации. Все говорят о наличии моторизованных и танковых дивизий, полностью посаженных на авто, но про основную массу войск - пехотные дивизии такое говорил?
  18. +2
    19 апреля 2023 10:09
    Вся немецкая пехота - ето более 100 дивизии, основная сила Вермахта на Востоке, била на конной тяге.
    В том числе и вся артиллерия пехотних дивизии. Лошади надо кормит, но в худшем случае их самих можно и кушат, а с автомашин ето никак не получается. Кроме того для "производства" лошадей не надо автозаводов.
    Кроме лошадей можно использоват и другой домашний скот - вольи, слоньи, верблюди, олени, собаки и так далее.
  19. +2
    19 апреля 2023 10:22
    Совсем забьил что лошади ето екологически чистая тяга. Они кушают возобновляемое горючее и сами производят ествение удобрения и горючее (биогаз).
    Наши далекие предки (протоболгари) делали из молоко лошадей напиток и при необходимсти питались директно кровью лошадей(конечно не убивая их). Сами их лошадки питались с апреля по ноябрь только травой.
    Забьил и славних ишаков - весьма еффективное животное. Кушает мало и все, переносит больше своего веса, терпить холода, а их молоко лучшее хотя и немного.
  20. 0
    22 апреля 2023 01:22
    Спасибо за статью и фото. Закрывает некоторые пробелы в фашысткой гужевой тяге.
    Кстати "железные колеса" использованные в качестве третьих на первых двух прицепах использовались и полевыми орудиями для перевозки на небольшие расстояния. Если интересно, статья здесь:
    https://photonoid.livejournal.com/105179.html