«Обуть лапти»: Военная хитрость советских летчиков

24
«Обуть лапти»: Военная хитрость советских летчиков

Легендарный советский штурмовик Ил-2 является самым массовым боевым самолетом за всю историю. С 1941 по 1949 годы было выпушено более 36 тысяч таких крылатых машин.

Стоит отметить, что вышеупомянутая востребованность в данном самолете была отнюдь не случайной. Конструкторы ОКБ-240 прозвали его «летающим танком». Немцы же нередко называли его «черной смертью» или «чумой».



Дело в том, что Ил-2 имел бронированный фюзеляж. Все жизненно-важные органы самолета и летчик находились в бронекапсуле, что делало наш штурмовик неуязвимым для многих крылатых машин люфтваффе. Именно за это советские конструкторы и окрестили его «летающим танком».

В свою очередь, прозвище «черная смерть», которым прозвали Ил-2 немцы, штурмовик получил за то, что помимо своего прямого назначения он нередко использовался и в качестве истребителя.

К слову, об уничтожении вражеских самолетов. У советских летчиков была военная хитрость, тактический маневр под кодовым названием «обуть лапти».

В ходе его выполнения пилот Ил-2 выпускал шасси и «пристраивался» к группе вражеских J-87.

Суть в том, что Ил-2 и J-87 внешне были очень схожи. Но у немецкой машины шасси в полете не убиралось. Таким образом, когда наш штурмовик подлетал к группе самолетов люфтваффе, его изначально принимали за «своего», что давало возможность для внезапной атаки на врага.

В то же время, за особенность, заключавшуюся в неубирающемся шасси, закрытом обтекателями, что внешне напоминало ноги в лаптях, советские летчики прозвали немецкий пикирующий бомбардировщик J-87 «лаптежником».

Отсюда и кодовое название вышеописанного маневра – «обуть лапти».

Об одном из таких воздушных боев стало известно из воспоминаний Героя Советского Союза Дмитрия Васильевича Каприна.

24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Комментарий был удален.
    1. Комментарий был удален.
    2. Комментарий был удален.
      1. Комментарий был удален.
      2. Комментарий был удален.
        1. Комментарий был удален.
        2. Комментарий был удален.
  2. 0
    14 апреля 2023 10:33
    Сколько мы ещё не знаем о Великой отечественной. Про такой прием я даже не слышал.
    1. +2
      14 апреля 2023 10:42
      Ил-2 легендарный самолёт. Выпускался одноместный вариант без заднего стрелка, уязвимый в воздушном бою. Наши придумали имитацию задней пушки. (В прорезь заднего стекла вставляли черенок от лопаты.)
      1. -1
        14 апреля 2023 10:46
        ЧСХ изначально стрелок был.
        Потом "дооптимизировались", и его убрали.
        В итоге вернули но поздновато было.
        1. +4
          14 апреля 2023 10:58
          Ох! Как же, наверное, приятно жить, когда все так просто. Самолёт был переделан в одноместный потому, что, увы, для двух местного варианте просто не хватало мощности мотора. Выбор в общем то был невелик: или так, или вообще никак. И двухместный вариант появился, когда Микулина удалось форсировать мотор.
          Давайте уж тогда посокрушаемся, что перед войной не запустили в производство Су35.
          Очень плохая привычка судить прошлое, не пытаясь вникнуть во все обстоятельства.
          Кстати, вопреки расхожему мнению, введение задней стрелковой точки не слишком повлияло на уровень потерь штурмовиков.
          Сначала конечно эффект неожиданности сработал, а потом стало ясно, что бедолага стрелок практически не защищён, а сектор обстрела слишком мал.
          Снизить уровень потерь удалось изменением тактики как самих штурмовиков, так и истребительного прикрытия.
          Кстати о потерях. Во время войны погибло около 8000 летчиков Ил-2, понимаю, что бесчеловечно рассуждать о людях, как о статистических единицах, но если прикинуть, сколько было спасено жизней наших солдат и сколько нафаршировали европейцев....
          1. -2
            14 апреля 2023 11:04
            Я не в теме, но разве 150КГ(стрелок и пулемет) - это критично есть или нету для такой машины?
            1. +2
              14 апреля 2023 11:31
              Изначально и пилот, и стрелок (и мотор) защищались бронекабиной. Затем бронекабину вместе со стрелком сократили (укоротили). Потом добавили стрелка, но бронекабина осталась только для пилота (и мотора). Причем у стрелка после такой переделки даже сидения нормального не было - сидел на ремнях.
              И выживаемость стрелка сильно зависела от пилота. При хорошей слаженности по сигналу стрелка пилот уводил самолет с линии огня противника и давал более удобный ракурс стрельбы для стрелка.
              Но было и так, что стрелки погибали гораздо чаще пилотов.
            2. 0
              14 апреля 2023 11:33
              Критично движок слабый, надеялись на более мощный, но....
          2. 0
            15 апреля 2023 00:21
            Смотрю ТВ, где показывают лётчиков СУ-25 и вертолётчиков и думаю: это же те же гладиаторы, которые воевали на ИЛ-2. Хуже только безвестной пехоте.
        2. 0
          14 апреля 2023 11:36
          Первоначально со стрелком боевая нагрузка падала до 200-250 кг, что вообще ни о чём. Двигун слабоват.
    2. +4
      14 апреля 2023 10:50
      Вряд ли это массовое явление, штурмовики без дела не болтались - отбомбились-отстрелялись - и на базу
    3. +5
      14 апреля 2023 10:51
      Кстати сказать, броне капсула должна защищать в первую очередь от огня зениток, а от истребителей свои прикрывать должны
    4. 0
      14 апреля 2023 22:25
      Такой прием наши летчики еще на Халхин Голе применяли. Более скоростную Чайку И 153 маскировали под И 15. А потом давали дрозда япошкам.
  3. Комментарий был удален.
  4. Комментарий был удален.
  5. 0
    14 апреля 2023 10:47
    Вообще у Скай артиста очень качественный контент! Подписан на него.
  6. -1
    14 апреля 2023 11:05
    что делало наш штурмовик неуязвимым для многих крылатых машин люфтваффе

    Автор явно плохо читал военные мемуары и в принципе про Ил-2 . Летчики зачастую называли этот самолет "утюг" из за его крайне слабых маневренных качеств . По этой же причине "неуязвимым" для немецких самолетов он не был - те тупо садились ему на хвост и "шпиговали" до победного. Изначально одноместный вариант был конструкционно допилен до двухместного именно по причине плачевного положения дел на этом направлении.
    Именно за это советские конструкторы и окрестили его «летающим танком».

    Не, за то, что он "относительно" плохо поражался с земли (ситуативными немецкими средствами) и имел с этого направления повреждений хорошую живучесть конструкции. Для специальных немецких средств борьбы с авиацией Ил-2 проблемой не был , я напоминаю что на начало войны немецкие ПвО орудия были чуть ли не единственными способными бороться с Т-34 средствами. А тот был куда более бронирован ,чем самолет.
    1. -1
      14 апреля 2023 13:06
      По танку попасть проще.
      Мы же не за автопушку говорим, а длинноствольную зенитную артиллерию.
  7. +1
    14 апреля 2023 11:05
    Несколько неожиданный прием для войны....
    Кого то из админов торкнуло автозаменой слова"ла/пти"
  8. +1
    14 апреля 2023 11:06


    «Это фиаско, братан». Я слишком туп, чтобы комментировать хохлопитеков в привязке к штурмовику ИЛ-2
  9. +2
    14 апреля 2023 11:31
    Никогда немцы не называли ИЛ 2 черной сиертью. Этот миф уже не раз разобран. Мясник, цемент бомбер, железный густав.
  10. +1
    14 апреля 2023 12:58
    Немцы же нередко называли его «черной смертью» или «чумой».
    Нш чаще: "«Цемент-бомбер» и «Железный Густав»"
  11. +2
    14 апреля 2023 13:08
    О, проснулся модератор. Сообщения потерты, но остался вопрос, если в комментарии написать вместо "украинец" - "лаптеобутый", что будет? Все-таки ВО изобрели новое слово.
  12. 0
    15 апреля 2023 18:49
    Поправка Ил-2 производился до 1945 года, далее Ил-10, в 1949 году его стали снимать с вооружения.
  13. 0
    15 апреля 2023 23:17
    Трудно сказать, насколько часто действенным был упомянутый прием "обуть лапти". Как рассказывал давно ушедший в прошлое летчик - штурмовик (из соседнего подъезда нашего дома, где я когда - то жил), подобным приемом действительно некоторые наши летчики пробовали "косить" под "Штуки"(Ю - 87). Но такое удавалось крайне редко: опытные немецкие бортстрелки и летчики ошибались нечасто, разве что, издалека. В "фас" у Ю - 87 крылья имели выразительную фигуру "обратная чайка" с выступающими на изгибе шасси, у Ил - 2 они были ровные, с хорошо заметными колесными гондолами. Но, даже не "обувая лапти", советская авиация все - таки выиграла битву за небо. Пусть и ценой немалых потерь.
  14. 0
    16 апреля 2023 08:27
    Цитата: Grossvater
    Кстати о потерях. Во время войны погибло около 8000 летчиков Ил-2, понимаю, что бесчеловечно рассуждать о людях, как о статистических единицах, но если прикинуть, сколько было спасено жизней наших солдат и сколько нафаршировали европейцев....


    Если соотнести с потерями самих самолетов этого типа - не так уж и много.
    Вопреки расхожему мнению даже стрелки на Ил-2 смертниками не были. В случае сбития штурмовика стрелок имел 70% вероятность сохранить жизнь. У пилота шансы были еще выше, так что самолет, в целом, удачный и оправдывал расходы на свою разработку и создание.
  15. 0
    16 апреля 2023 15:45
    Славные советские летчики и великий русский язык)