МиГ-29: панацея или нет?

75
МиГ-29: панацея или нет?

Аттракцион невиданной «щедрости» продолжается. Теперь, когда практически закончились советские танки и САУ, а из артиллерии остались и совсем уж музейные экспонаты (типа тех же Т-10, которые в Крыму на пляжах устанавливают и Д-20), очередь докатилась до самолетов.

Почему самолеты, а не вертолеты – понятно. Советский вертолет от КБ Миля – это что-то типа «шохи» - неказисто, не очень современно, но надежно, так что «еще походит, если подварить». Меж тем свои запасы самолетов стремительно заканчиваются, это признают сами украинцы, но тут ничего не поделать, в небе Украины ЗРК выигрывают за явным преимуществом.



И вот пришел момент, когда по иронии судьбы, как заметили американские коллеги, есть советские МиГ-29, которые закончат свою карьеру, сражаясь против России под знаменами НАТО.

В прошлом месяце Варшава начала процесс передачи МиГ-29, официально объявив, что предоставит Украине хотя бы часть своего парка этих истребителей. Президент Польши Анджей Дуда заявил, что первоначально Киеву передадут четыре польских МиГ-29, а «остальные готовятся, обслуживаются». Как сообщается, Польша передаст 14 самолетов из общего текущего парка, насчитывающего около 28. Сообщается, что первые четыре польских МиГ-29 прибыли в Украину в начале этого месяца, хотя до сих пор не было никаких изображений, подтверждающих это, или какие именно самолеты были задействованы.


Почему рассматривается половина из имеющегося количества, понятно. Это самолеты родом еще из ВВС ПНР, и их возраст, скажем так, близок к преклонному. Да, советская техника весьма живучая, но не вечная. Потому в лучшем случае и смогут подготовить половину.

Словакия




Очень быстро сориентировались и тоже решили поделиться истребителями. Правительство Словакии одобрило передачу Украине 13 МиГ-29. Про эти самолеты известно меньше, чем про польские, есть сведения, что в летном состоянии только 10 машин, а 3 будут использованы как доноры запчастей.

Что мы знаем наверняка, так это то, что четыре словацких МиГа были доставлены в Украину в конце марта, став первыми боевыми самолетами, поставленными Киеву с момента начала СВО.

Каких преференций ждут в Брно от своей помощи Киеву, пока не ясно, возможно, уступок по сделке с 14 истребителями F-16C. Но отдав дряхлые МиГи, словаки реально оставляют свои ВВС без боевых самолетов. С другой стороны, оно им сильно надо? Соседи чехи запросто обходятся, просто взяв в аренду десять самолетов у Швеции и утилизировав советское наследие в виде тех же МиГ-29.

В перспективе есть еще один член НАТО, ВВС которого делают вид, что летают на МиГ-29. Это Болгария. Правда, правительство этой страны заявило, что Болгария не может позволить себе передачу своих самолетов Украине, поскольку это значительно (точнее, абсолютно) ослабит ВВС страны, состоящие как раз из 12 МиГ-29 разной степени ушатанности.

Впрочем, варианты есть всегда, а верить правительству Болгарии – это себя не уважать.

Но мы поговорим о словацких МиГ-29.


С вступлением Словакии в НАТО в 2004 году были предприняты усилия, чтобы сделать свои МиГ-29 «совместимыми с НАТО», поскольку у страны не было ближайших планов (на самом деле – денег) отказаться от них. Результатом стала уникальная программа модернизации МиГ-29АС (одноместный) и МиГ-29УБС (двухместный), которая была совершена РСК «МиГ» при участии Rockwell Collins и BAE Systems в период с 2005 по 2008 год.

МиГ-29А ВВС Словакии в июле 1996 года. Крис Лофтинг / Wikimedia Commons

В рамках программы модернизации словацкие МиГ-29 получили систему AN/APX-113 опознавания «свой-чужой» (IFF), радиостанцию AN/ARC-210, УКВ систему наведения для «слепой» посадки AN/ARN-147, а также тактическую аэронавигационную систему (TACAN) AN/ARN-153.

Когда последние словацкие МиГ-29 были сняты с вооружения в августе прошлого года, сообщалось, что окончательный парк насчитывал около 11 действующих самолетов — смесь модернизированных одноместных МиГ-29АС и двухместных МиГ-29УБС.

Вывод МиГов с последующей их передачей Украине оставляет Словакию без текущего истребительного вооружения. Вместо МиГ-29 противовоздушная оборона страны возлагается на ВВС Чехии, использующие истребители JAS 39C/D Gripen, которые будут при необходимости применяться с территории Чехии. Военно-воздушные силы Польши также участвуют в той же совместной инициативе по патрулированию воздушного пространства.

Эта договоренность продлится до конца этого года и, вероятно, будет продлена до тех пор, пока не прибудет первый из 14 новых истребителей F-16 Block 70, ожидаемый где-то в 2024 году. F-16 были заказаны у Соединенных Штатов в 2018 году, и эти самолеты будут оснащены радаром APG-83 с активной антенной решеткой с электронным сканированием (AESA), модернизированной кабиной и конформными топливными баками, что знаменует собой значительный прогресс по сравнению со старыми МиГами.

Польские МиГ-29



По сравнению с историей словацких «Точек опоры» (Fulcrum - наименование МиГ-29 в системе НАТО) ситуация с МиГ-29 польских ВВС несколько сложнее.

Варшава подписала контракт на МиГ-29 с советским правительством в марте 1989 года, и первые самолеты прибыли в Польшу в том же году. Первоначальные польские ВВС состояли из 12 самолетов — девяти одноместных истребителей МиГ-29А и трех двухместных учебно-тренировочных МиГ-29УБ.

В начале 1990-х годов в польских ВВС все еще доминировали устаревшие истребители МиГ-21 во многих различных вариантах, и с необходимостью их замены Польша увидела возможность увеличить свой флот МиГ-29 благодаря разделу Чехословакии. Словакия оставила МиГ-29 себе, а вот Чехия поспешила расстаться с советским наследием. Так в ВВС Польши появилось еще 10 МиГ-29. Взамен Чешская республика получила 11 новых многоцелевых вертолетов W-3 Sokоl от польской компании PZL-Świdnik.

С вступлением Польши в НАТО в 1999 году ей также необходимо было внести изменения в свои МиГи, чтобы эти самолеты могли работать в составе сил альянса. В соответствии с соглашением с компанией DASA из Германии, по крайней мере, 16 из 22 польских МиГ-29 получили новые средства связи, навигации и опознавания, а также дополнительное оборудование, включая ANV-241MMR VOR/ILS, AN/ARN-153 TACAN и GPS-приемник Trimble 2101AP. Другие новинки включали приемник предупреждения о радиолокационном облучении Thompson-CSF французского производства, польскую систему опознавания и новую УКВ-радиостанцию.

В конце 2001 года, когда Польша стала более активным членом НАТО, Германия предложила продать Варшаве свои оставшиеся МиГ-29.

То, как Германия стала оператором МиГ-29 — это, конечно, отдельная история.


Еще в 1988 году Германия все еще была разделена: Федеративная Республика, член НАТО, на западе и Германская Демократическая Республика, или ГДР, участник Варшавского договора, на востоке. ГДР стала первым получателем МиГ-29 в рамках Варшавского договора, в общей сложности 20 МиГ-29А и четыре МиГ-29УБ были доставлены в период с марта 1988 года по май 1989 года на авиабазу Прешен недалеко от польской границы.

А когда Германия была воссоединена в октябре 1990 года, МиГ-29 оказались в Люфтваффе, военно-воздушных силах бывшей ФРГ. Несмотря на то, что Германия унаследовала активы военно-воздушных сил ГДР, многие из самолетов ВВС ГДР оставались у нее недолго и были тривиально списаны. Исключением стал МиГ-29, который был введен в состав фронтовых люфтваффе.


В период с 1991 по 1995 год 24 немецких МиГ-29А также получили новые IFF, новую УКВ-радиостанцию и оборудование TACAN, а также англоязычные приборы кабины при поддержке РСК МиГ. Неофициально модифицированные самолеты были известны как МиГ-29Г и МиГ-29ГТ (двухместные). Срок эксплуатации официально был продлен на 12 лет.


Помимо того, что МиГ-29 занимали уникальное положение в Люфтваффе как единственное вооружение ГДР, которое оставалось на действительной службе, они вскоре приобрели репутацию грозного и очень полезного противника для других военно-воздушных сил по всему миру. Многие секреты МиГ-29 были раскрыты пилотам стран-членов НАТО и других стран во время тренировок по воздушному бою с этими самолетами. Такие поединки пользовались большим спросом, впрочем, тут будет в подробностях.

Благодаря нашему читателю из Германии, ко мне попало интервью с генерал-лейтенантом Люфтваффе в отставке Юргеном Хёхе, человеком, одним из первых в Люфтваффе освоившим МиГ-29. Весьма признателен Ойгену Ренку за этот «подгон», потому что рассказ действительно интересный.


В 1993 году, когда все началось, Хёхе командовал 3-й Luftstreitkräfte, иначе Военно-воздушных силы ГДР. Учитывая, что в составе ВВС ГДР дивизий было всего две – делаем выводы. Матерый пилот, который летал на всем, до чего только допускали. От F-4 до МиГ-29.

Хёхе перевели в штаб командования ВВС, в Штраусберг, возложив на него работу по интеграции МиГ-29, составлявших основу Люфтштрайткрэфте, в Люфтваффе Бундесвера, которые летали на самолетах других моделей. Преимущественно это были «Торнадо», но до 1999 года служили «Фантомы» модификаций F-4F и F-4E.

Видимо, как отличный пилот, Хёхе был отправлен летать на МиГ-29, единственном типе самолета, который достался Люфтваффе от Люфтштрайткрэфте.

Предлагаю его в виде рассказа от первого лица, которым и является сам господин генерал.

«В то время МиГ-29 считался лучшим советским самолетом, и я был весьма приятно удивлен тем, что меня отправили учиться летать на нем.

Советская пропаганда вообще преподносила МиГ-29 как лучший легкий истребитель в мире, но, ознакомившись с ним в подробностях и изучив в боях, пусть и учебных, мы такого восторга не испытывали.

Самолет отличный, в воздухе ведет себя просто прекрасно, его маневренность – это нечто совершенное, но: насколько этот самолет непобедим в ближнем бою, настолько он бесперспективен в бою на средних и дальних дистанциях.

Думаю, что сегодня МиГ-29 совершенно не подходит для современного воздушного боя.

Перед нами стояла очень непростая задача по изучению этой машины, но это была не наша прихоть, а решение федерального правительства, которое четко поставила задачу максимально изучить возможности оружия противника.


(Примечание: вот как-то эти слова немецкого генерала не сходятся с тем, что творил Горбачев, да и Ельцин. Если верить старому вояке, то немцы изначально видели в нас противника. Впрочем, не думаю, что тут кто-то удивлен до широких глаз)

И мы изучали и осваивали МиГ-29, вникая во все тонкости управления и применения этой машины. Мы военные, приказ есть приказ.

А потом началась политика, и чуть ли не полмира выстроилась в очередь, чтобы полетать с нами. В учебных боях, против МиГ-29, в кабинах которых будут сидеть не самые плохие (смею надеяться) пилоты Люфтваффе. Как спарринг-партнеры мы стали интересны очень многим.

И тут начались удивления: мы с легкостью выигрывали практически все воздушные бои на ближних дистанциях, причем, с самолетами, заведомо более новых моделей. Даже американские пилоты на F-16 «получали» от нас, про французов даже не говорим.

«Сломать» бой на МиГ-29 проще простого: отличная маневренность, отличная тяговооруженность, отличная подвижность даже при больших перегрузках. МиГ-29 — это король ближнего боя. Из-за его откровенно небольшого радиуса действия, мы (в ВВС ГДР – прим.) применяли его как истребитель ПВО для защиты наиболее важных объектов, но истребитель годился и для выполнения других задач.

В спаррингах мы использовали возможности МиГ-29 от души, часто разочаровывая наших партнеров. Слабыми местами были небольшой радиус полета, и откровенная невозможность вести бой на дальних дистанциях.


(Примечание: В 1993 году, силами MiG Aircraft Product Support GmbH (MAPS), совместным предприятием, созданным Московским авиационным производственным объединением МиГ и Daimler-Benz Aerospace AG была проведена модернизация МиГ-29А до МиГ-29G.

На самолётах МиГ-29G и МиГ- 29GT по стандартам НАТО доработаны идентификационные и навигационные системы (установлены приёмники спутниковой навигационной системы), проведена доработка двигателей. Доработка топливной системы позволяет осуществлять подвеску на подкрыльевые пилоны двух дополнительных топливных баков ёмкостью по 1150 л, что обеспечило истребителям больший радиус действия и нахождение в воздухе.

Все для партнеров, как говорится.

Что касается боя на средних и дальних дистанциях, то бортовое оборудование МиГ-29 значительно уступало в этом вопросе возможностям того же F-4F «Фантом», который больше подходил для современного воздушного боя.

Конечно, если разорвать дистанцию на МиГ-29, то пилот на «Точке опоры» получал преимущество, которое было легко реализовать. Но для этого нужна была «помощь» со стороны пилота противника.

Модернизации здесь не очень помогли, хотя с дополнительными баками мы реально имели возможность улететь в США и сесть там при необходимости. И мы летали так! Без дополнительных заправок. И в США проводили учебные бои с американскими летчиками.

Я даже на различные конференции летал (в Норвегию, например), уже будучи генералом Люфтваффе, летал на МиГ-29. Очень показательно было, даже весело – западный генерал летает на советском самолете!

Все закончилось в 2002 году, когда мы передали наши самолеты Польше. Все-таки «Еврофайтер» более современный самолет, который лучше подходит для решения современных задач, чем МиГ-29».


(Полное видео в конце)


А ведь был момент, когда даже обсуждался вопрос о том, что Германия закупит у России больше МиГ-29 для расширения своего парка «Точек опоры», но предстоящее поступление Eurofighter EF2000 окончательно определило судьбу истребителя советского производства. Именно в этот момент Германия предложила Польше оставшиеся МиГ-29.

Польша с радостью приняла в январе 2002 года, взяв 22 самолета Люфтваффе, в том числе четыре МиГ-29УБ, за символический 1 евро за самолет. Также была включена наземная техника и вооружение.

Солянка, конечно, получилась душевная. Вот фото с маневров того времени:

Пара немецких МиГ-29 Люфтваффе возглавляет строй истребителей НАТО во время учений по воздушному бою в мае 1995 года. Другие самолеты, справа налево, - это два F-16C ВВС США, два истребителя F-104S Starfighter ВВС Италии и два F-4F Phantom II Люфтваффе.

Польша выбрала 14 немецких МиГов, находящихся в лучшем состоянии, для ремонта и продолжения эксплуатации, в то время как остальные восемь должны были использоваться в качестве источника запасных частей. Немецкие МиГ-29 были поставлены в Польшу в период с сентября 2003 года по август 2004 года.

МиГ-29 хорошо служили польским ВВС, но их дни теперь, похоже, сочтены. Польские ВВС приобрели 48 самолетов F-16C/D Block 52, которые были поставлены в период с 2006 по 2008 год. Однако, поскольку Украина требовала истребительной техники, а Польша должна была получить другие новые боевые самолеты в ближайшем будущем, было решено, что передача МиГ-29 может наконец начаться.


В январе 2020 года правительства США и Польши подписали соглашение о предоставлении ВВС Польши 32 истребителей F-35A в 2026 году. Кроме них ВВС Польши также получат 48 легких боевых самолетов FA-50PL компании Korea Aerospace Industries. То есть, расставание с МиГ-29 пройдет не то что безболезненно, наоборот, качественно ВВС Польши получат изрядное усиление, что вписывается в концепцию «главного защитника Европы», усиленно реализуемой Варшавой.

А что о самолетах, которые пойдут из Польши и Словакии?


А с ними все не просто. Это же не ТЕ МиГ-29, а ЭТИ. То есть, переделанные под стандарты НАТО. Уже не МиГ-29А, которые будут дружить с ПВО советского образца, станциями наведения и радиостанциями других украинских самолетов, а МиГ-19С и МиГ-29G. «Разговаривающие» на несколько ином языке.

Правда, будет несколько меньше проблем с западными системами ПВО, которые будут изначально «видеть» эти самолеты как «свои», но рано или поздно, вся эта сборная солянка до добра не доведет.

Вообще здесь изначально нужно было принимать решение, работают украинские ВВС на стандартах НАТО или оставляют модернизированные советские. Понятно, что второй вариант более выгоден финансово, но сейчас работы вообще предстоит много. Даже в танке не просто вытащить одну радиостанцию и запихнуть другую, а уж в самолете и подавно.

Не зря же в те приснопамятные девяностые вся мощь Запада не смогла поставить на рельсы НАТО доставшиеся МиГи и пришлось идти на поклон в корпорацию. Благо, время было такое, что за доллар у нас готовы были все что угодно сделать.

Насколько это увеличит возможности ВВС ВСУ? Ненамного. Самолеты, как говорится, видели жизнь, новые оригинальные запчасти и качественное обслуживание им не светит, так что в принципе – почти одноразовые. Но эти самолеты смогут летать и пробовать нанести какой-то урон противнику.

Дареному МиГу, как говорится, в сопла не смотрят. Конечно, в Украине возьмут эти самолеты с радостью, это намного лучше, чем ничего, хотя по сути своей, МиГ-29, средний возраст которых приближается к 40 годам – сомнительный такой подарок.

75 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    17 апреля 2023 04:38
    Приходилось читать ,что немецкие пилоты буквально плакали,расставаясь с МиГами.
    1. +2
      17 апреля 2023 05:12
      Цитата: andrewkor
      Приходилось читать ,что немецкие пилоты буквально плакали,расставаясь с МиГами.

      Зато наши пиво жрали и боны считали, скоко там дадут?
    2. Eug
      +6
      17 апреля 2023 20:45
      Плакали в основном те немецкие пилоты, для кого расставание с МиГами означало списание с летной работы - вполне понятные и об'яснимые эмоции. А выигрыш МиГами большинства ближних боев обеспечивался нашлемником. В 93-95гг. про это много писали в польском журнале Lotnictvo.
      1. 0
        23 апреля 2023 22:30
        Не только нашлемным прицелом, но еще и Р73 с широкоракурсной ГСН и повышенной энергетикой. В то время у НАТО аналогов не было.
      2. 0
        25 апреля 2023 00:16
        Цитата: Eug
        А выигрыш МиГами большинства ближних боев обеспечивался нашлемником...

        Нет, это разные учебные бои. "Как спарринг-партнеры " немецкие МиГи не использовали нашлемный прицел и Р-73. Более того, до появления AIM-9X в Red Flag и в Top Gun в арсенале "агрессоров" отсутствовала Р-73.
    3. +1
      17 апреля 2023 21:58
      Так и было. Немцы очень жалели, что вынуждены были расстаться с МиГ-29.
    4. 0
      8 июля 2023 09:27
      Ну та то время это был сверх современный самолёт. Оптолокационная станция, нашлемная система наведения, не то что в армии США, в Голливуде они появились позже...
  2. Комментарий был удален.
  3. 0
    17 апреля 2023 04:51
    И тут начались удивления: мы с легкостью выигрывали практически все воздушные бои на ближних дистанциях, причем, с самолетами, заведомо более новых моделей.
    Было интересно узнать мнение немецкого пилота о возможностях советских МиГ-29 того времени. Ну, а пока Польша и Словакия спешат помочь Киеву всем, чем могут.
    1. -11
      17 апреля 2023 08:12
      Так в статье написано.
      Самолет отличный, в воздухе ведет себя просто прекрасно, его маневренность – это нечто совершенное, но: насколько этот самолет непобедим в ближнем бою, настолько он бесперспективен в бою на средних и дальних дистанциях.

      Думаю, что сегодня МиГ-29 совершенно не подходит для современного воздушного боя.


      Это подтверждается практикой. Миг-29 имеет 0 сбитых истребителей 4 поколения, при этом их сбито несколько десятков (до СВО). В целом машина вышла крайне неудачной и более-менее стала адекватной в варианте Миг-35 но уже поздно и бесполезно.
      1. 0
        17 апреля 2023 08:27
        Цитата: ColdWind
        Так в статье написано

        Что у МиГа модификаций конца 80-х БРЭО хуже, чем у Фантома тех же лет.

        Надо попробовать с пингвином, пингвин сто процентов хуже Фантома.
        1. +2
          17 апреля 2023 20:17
          Цитата: Негритенок
          Что у МиГа модификаций конца 80-х БРЭО хуже, чем у Фантома тех же лет.
          Там дело не в том, что БРЭО хуже, у МИГ-29 управление вооружением завязали на оптико-локационную станцию, которая в то время (проектирования МИГ-29) имела большую точность по сравнению с радаром. Дальнобойность ракет тогда не была критичной из-за убогости таких ракет: штатовский Феникс стоил миллион тогдашних баксов и терял сопровождение цели в половине случаев, без какого-либо противодействия.
      2. +4
        17 апреля 2023 09:23
        Иракские и югославские Миг-29 (особенно югославские, у которых имеется подтверждение другими средствами объективного контроля, как минимум пара "Иглов") в экспортном (ослабленном) исполнении смотрят на вас с удивлением. hi
        1. -1
          17 апреля 2023 09:27
          Цитата: AdAstra
          у которых имеется подтверждение другими средствами объективного контроля, как минимум пара "Иглов"

          Мама не учила, что врать не хорошо?
          1. +4
            17 апреля 2023 09:28
            Это вы у себя, глядя в зеркало, спрашиваете?
  4. -6
    17 апреля 2023 05:10
    Статья для тех,у кого Коношенков же всех сбил hi
    1. +2
      17 апреля 2023 05:32
      Цитата: Попуас
      Статья для тех,у кого Коношенков же всех сбил

      Ну не всех, сильно это уkрам помогает?
  5. +2
    17 апреля 2023 06:02
    В общем очередное подтверждение слов главковерха, что мы их всех перещелкаем.
    Кстати интересно как на одном сайте рядом висят статьи про миг-29, которые видели жизнь и про мт-12, которые свежи и бодры
    1. -2
      17 апреля 2023 14:25
      Цитата: kenpachi
      Кстати интересно как на одном сайте рядом висят статьи про миг-29, которые видели жизнь и про мт-12, которые свежи и бодры

      Вы не понимаете, это другое.
  6. +8
    17 апреля 2023 06:58
    Каких преференций ждут в Брно
    немного позанудствую, но Брно это в Чехии город...
  7. +4
    17 апреля 2023 08:19
    Прекрасный самолёт который мы не ценим. Вот лётчик генерал, немец, профессионал в своём деле отмечал всем хорош самолёт но дальность маловата и не может, слаб якобы на средних и дальних дистанциях боя. А то что вся Германия укладывается в радиус действия МИГ-29 почему он не отметил, хотя он сказал что с подвесными баками на нём можно долететь до США и приземлиться там.
    Хочу заметить от Москвы до Берлина 2600 км.
    Самому старому самолёту отмечается 40 лет. Конструкция и технология сборки самолёта позволяет полностью разобрать самолёт, заменить изношенные панели планера и узлы фюзеляжа. Заменить или отремонтировать двигатели, поменять авионику. Современный радар на МИГ-29 видит на 300 км. А дальнобойная ракета для него с дальностью 400 км. Развитие МИГ-29 в виде МИГ-35 лучше предшественника на 30%- 40 %. Вопрос в цене ремонта и модернизации МИГ-29. Если это до 25-30% от стоимости нового, то овчинка стоит выделки. soldier
    1. +3
      17 апреля 2023 09:27
      На дальних да, но на средних... В составе вооружения МиГ-29 для советских ВВС изначально была ракета Р-27 среднего радиуса. А вот на Ф-16 нет.
      1. +4
        17 апреля 2023 10:12
        что-то у Вас с мат. частью... р-27 первых модификаций 50-60 км, аim-120 на ф-16 первых модификаций до 70 км... вполне сравнимо и даже чуть дальше по ТТХ.. кроме того, изначально она не могла быть у МиГ-29 т.к. р-27 на вооружение в 1988 принята, а МиГ-29 в 1983. в 1993 году это были сравнимые самолеты и МиГ-29, в принципе получше, но за 30 лет ф-16 намного дальше отмодернизировался, в первую очередь БРЭО и вооружением...
        1. 0
          17 апреля 2023 11:34
          что-то у Вас с мат. частью
          Дата принятия на вооружения еще ни о чем не говорит, есть масса примеров появления в войсках техники, которая позднее даты появления формально принималась на вооружения. Ракеты Р-27 были в двух вариантах, и вариант "Э" на Миг-29 в то время использоваться не мог, и дальности пуска у них были разные. И если говорить про 80-е годы, то Р-27(Э) нужно сравнивать с тогдашними вариантами AIM-7, а AIM-120 это уже начало 90-х, и немецкий вариант Миг-29 проигрывал бы любому варианту американских истребителей с AIM-120, не столько по дальности пуска, сколько по другим важным "особенностям" боевого применения ракет "В-В".
          1. +2
            17 апреля 2023 13:21
            Р-27 принята на вооружение - первые в 1987, полностью с Вами согласен, что в полках они в 1987 не появились естественно сразу, в реальности около 1989 скорее всего... по aim-120А "Поставки этой модификации начались в 1988 году, а в сентябре 1991 года ракеты достигли оперативной готовности" т.е. где то 1-2 года у нас были р-27, а у них aim-120 не было.. с этим не спорю.. но я в первую очередь имел ввиду про
            Цитата: AdAstra
            В составе вооружения МиГ-29 для советских ВВС изначально была ракета Р-27 среднего радиуса. А вот на Ф-16 нет.

            а изначально- ее там однозначно не было.. если же говорить про AIM-7, то нельзя сказать о превосходстве р-27 над ней по дальности тоже, поскольку была
            "AIM-7F — версия, разработанная по результатам применения «Sparrow» во Вьетнамской войне. Использовала новый двухрежимный твердотопливный двигатель Aerojet Mk 65 (радиус действия при этом возрос до 70 км) и полностью новую твердотельную электронику (микросхемы) вместо электронных вакуумных ламп. Новая система управления AN/DSQ-35 была адаптирована для применения с самолётов, оснащённых современными (для того времени) радарами. Масса боевой части была увеличена до 39 кг. В производстве ракета находилась с 1975 по 1981 год."
            1. +4
              17 апреля 2023 13:52
              Вы не поняли главного, формально Су-27 был принят на вооружение в 1989 году, а в строевых частях он с 1985 года, и в частях он был "не пустой", а вместе Р-27Э, и формальные даты принятия на вооружения ничего не говорят об наличии или отсутствии техники. Кроме того ракета Р-27 существовала в двух вариантах, и 27ЭР это тот же самый двухрежимный двигатель, твердотельная электроника и дальность пуска. Только переход, на примере американцев с AIM-7 на AIM-120, это по сути революция по части боевого применения в воздушном бою, это не просто смена ракеты, это и смена режимов РЛС, что повлекло за собой "критическую" массу положительных изменений. И в СССР об этом знали, и готовились к этой "революции", но получилось как получилось, и нужно уже оставить в покое Миг-29, и не сравнивать его ни с кем, а сравнивая точно определять временной интервал, в котором идет сравнение.
            2. 0
              17 апреля 2023 15:08
              AIM-7F наш ответ Р-24 ещё на МиГ-23(млд). И таки у МиГ-29 изначально брэо под Р-27 шло, а не перепиливалась путем модернизации как апг-66 на Ф-16.
              1. 0
                23 апреля 2023 22:37
                F16 с AN/APG-66 это не модернизация, а уже совершенно другой самолет, где даже стандарты интеграции и link были другого поколения.
            3. 0
              20 апреля 2023 04:56
              Цитата: советник 2 уровня
              Р-27 принята на вооружение - первые в 1987, полностью с Вами согласен, что в полках они в 1987 не появились

              У меня есть фотография МиГ-29 с двумя Р-27 на подвесах , на одном из аэродромов Полтавской дивизии ВВС СССР за 1986 г. Полтавская дивизия одной из первых или вообще первой перевооружалась на МиГ-29 и Су-27 . Возможно Р-27 тогда и была в опытной эксплуатации , но в строевых полках она уже была и на МиГ-29 стояла .
              Как стояла она и на Су-27 . Кстати два Су-27 из Полтавской дивизии отправлялись и в ту самую первую командировку в Афганистан (всего на две недели) и мой друг был в группе авиатехников их сопровождавших (обслуживал БРЛС Су-27) . Он мне ту фотографию (МиГ-29 с Р-27) и подарил .
        2. 0
          25 апреля 2023 00:19
          Цитата: советник 2 уровня
          р-27 первых модификаций 50-60 км

          80 км. Но к чему эта дальность?
          Цитата: советник 2 уровня
          кроме того, изначально она не могла быть у МиГ-29 т.к. р-27 на вооружение в 1988 принята, а МиГ-29 в 1983.

          Изначально и была у МиГ-29. Р-27Р в серийном производстве с 1984 г.
    2. PPD
      +5
      17 апреля 2023 11:17
      Прекрасный самолёт

      Ничего прекрасного- миг 29 в версии а по дальности не дотягивал до 1200 км.
      Таких самолетов еще поискать.
      вся Германия укладывается в радиус действия МИГ-29 почему он не отметил, хотя он сказал что с подвесными баками

      А воевать он не должен?
      Подфюзеляжного изначально не было.
      А под крыло вешалось туда, где ракеты средней дальности висеть должны были.
      Или баки- или ракеты.
      Потому на поздних вариантах сделали горб и убрали все эти воздухозаборники с мишурой с крыла.
      Но это уже с версии В и поздних.
      У наты ранние версии.
      Их с Су вообще то по единому ТТЗ делали.
      Это уже потом начали про про фронтовые, легкие...
      Потому правильно написали, что нормальный это миг 35, но времени прошло много до его появления. Не повезло мигу- СССР распался.
      Если бы не это- доточили бы раньше до 35.
      Так что ничего там нормального и это если брэо не касаться.
      1. 0
        25 апреля 2023 00:21
        Цитата: PPD
        Подфюзеляжного изначально не было.

        Подфюзеляжный был изначально. Подкрыльевые появились на 9-13С.
    3. -2
      17 апреля 2023 14:58
      Названия КБ- просто названия. Принадлежат олигархам (под прикрытием госкорпораций). А для них главное- срубить бабло, и убрать конкурента. "СУ"- прекрасные тяжелые фронтовые истребители-, а МиГ-35 должны их дополнять в качестве легких. Разделение обязанностей никто не отменял. Но деньги не пахнут.
  8. 0
    17 апреля 2023 09:28
    опять иг сперкт всея вооружэныя всё разложил по ведрам! какой неуемный однако!
    поясните мне, дураку, откуда у чела столько наглости - анализировать то, в чем вообще не разбирается на профессиональном уровне?
  9. +5
    17 апреля 2023 09:40
    Основных проблемы у МиГ29 , на мой взгляд, две:
    1. Изначально - ставка на двух моторную компоновку (а не на 1шт ТРД АЛ31 или схожего размера)
    2. То, что бросили заниматься модернизацией и нет следующего поколения РД-33.
    И все у данного ЛА было бы не плохо.

    в первом случае, он бы получил все "плюшки" от Су35С....во втором МиГ35С летал бы бодрее и экономичнее.
    1. 0
      18 апреля 2023 14:16
      Цитата: Zaurbek
      1. Изначально - ставка на двух моторную компоновку (а не на 1шт ТРД АЛ31 или схожего размера)

      Это была не ставка. Это было категорическое требование военных ко всему проекту. На опыте применения одномоторных машин в войнах США в ЮВА. И на примере массовых потерь пилотов США при поражении зенитной ракетой или ракетой В-В с тепловым наведением. Те, кто давал задание на новую машину ещё помнили ВОВ и чётко понимали, что потеря состава опытных лётчиков не компенсируется никакими техническими параметрами самолёта.

      Цитата: Zaurbek
      2. То, что бросили заниматься модернизацией и нет следующего поколения РД-33.

      Не бросили. КБ МиГ сделала "СМ" и "СМТ". Научили машину полноценно работать по земле, увеличили дальность действия, расширили номенклатуру вооружения. Версия "СМТ" получила цифровую шину данных с открытой архитектурой, позволяющую устанавливать на него практически любую оружейную систему, обновлена РЛС, установлена ОЛС...
      Сегодня МиГ-29 несёт всё то же вооружение, что и потомки Су-27, за исключением только самых тяжёлых ракет типа Х-33...

      Но если вы про модернизацию двигателя от МиГ-21, то я повторю, двухмоторная конструкция -- требование армии, а не техническое ограничение.


      Цитата: Zaurbek
      в первом случае, он бы получил все "плюшки" от Су35С....во втором МиГ35С летал бы бодрее и экономичнее.


      МиГ-35 и так может получить все плюшки Су-35. У него полностью открытая архитектура, любое оружие и аппаратура. Проблема МиГ-29М2 в погосяновщине -- завиральной концепции построения ВВС страны на базе одного семейства тяжёлого истребителя. Колоссальное количество денег с 90-х годов бросались в топку этого идиотского конструкта в результате чего в ВВС три потомка Су-27 производимых в гомеопатических дозах, а летать приходится на машинах полувековой давности.
      МиГ-35 может нести и АФАР и двигатели с ОВТ.
      1. 0
        25 апреля 2023 00:24
        Цитата: abc_alex
        Проблема МиГ-29М2 в погосяновщине -- завиральной концепции построения ВВС страны на базе одного семейства тяжёлого истребителя

        Проблема Миг-29М2 в том, что уже во время создания МиГ-29М2 был нужен МиГ-29М3, о чем писал в своих мемуарах В.Е. Меницкий.
  10. Eug
    +2
    17 апреля 2023 10:41
    МиГ-29А - самолет для завоевания превосходства в воздухе над ближним приводом. Использование ПТБ - не панацея, на этих модификациях подвеска 4 000 кг., 1150 или 2300 из которых "с'едят" ПТБ. Как по мне, их сделают "прорывателями" ПВО, оснастив HARM- ами, такие варианты есть. Ну и "дымящие" форсунки тоже (как и ПТБ) аж никак не способствуют малозаметности. Как вариант - заправка "в один конец", кто выживет -
    возвращаясь, садится на участок шоссе для дозаправки - чтобы долететь до авиабазы. Такая схема позволит хоть немного, но выиграть по дальности или по весу боевой нагрузки.
  11. 0
    17 апреля 2023 11:01
    Хорошо бы взять интервью у легендарного лётчика генерал-майора Харчевского. Он тоже летал и на самолётах НАТО, ну и на наших понятно тоже. Помню он рассказывал о турах по миру где они с ведомым побеждали все (!!!) западные самолёты с лучшими лётчиками. Не помню на каких наших самолётах летали. soldier
    1. PPD
      +4
      17 апреля 2023 13:04
      Учебные бои проводили и в Германии.
      Да в ближнем бою он силен.
      Но это как раз то, куда буржуи стараются не лезть. Вражеский вывод- самолет дубовый, но воевать может неплохо.
      Им нравилось в Миге его тяговооружённость, скороподъёмность, взлетные характеристики и.т.д. В общем история как с Миг 23- значально- между....( писать небуду, предупреждение за 2 букаы Лаврова висят, а тут..) Миг 23 млд- отличная машина.
      1. +4
        17 апреля 2023 14:46
        Учебные бои- это не то, что нужно обсуждать о самолете, которые десятки лет на вооружении и принимал участие во многих конфликтах.
        Боевое применение- вот что стоит обсуждать.
        https://ru.wikipedia.org/wiki/МиГ-29#Боевое_применение
  12. +5
    17 апреля 2023 12:08
    Сообщается, что первые четыре польских МиГ-29 прибыли в Украину

    Не в, а на.
  13. +1
    17 апреля 2023 13:58
    "Каких преференций ждут в Брно от своей помощи Киеву, пока не ясно"
    Уважаемые, Брно - это в Чехии. В Словакии - Братислава. Поправьте, пожалуйста.
  14. +1
    17 апреля 2023 14:23
    Очень интересная статья.
    Пассаж про поведение Горбачева и Ельцина, понятен.
    В то время как армии "бывших" врагов тщательно изучали советское военное наследство, кремлевские нелюди предавали нашу Родину, вещая народу о "партнёра" , перестройке, и.т.п.

    Удивительно, что никто из сегодняшней госэлиты, не дал честной оценке деятельности этих предателей.
    Ельцин-центр, горбачев-фонд, это как если бы в 1948 году, в СССР открывались музеи имени Власова и Бандеры.
    1. +1
      18 апреля 2023 13:39
      Удивительно, что никто из сегодняшней госэлиты, не дал честной оценке деятельности этих предателей. Ельцин-центр, горбачев-фонд

      Мне кажется, что сегодняшняя госэлита дала свою честную оценку деятельности горбачева и ельцина. Она как может выражает им благодарность за полученную в частную собственность основу экономической мощи РСФСР, беспредельную власть над страной и полную безнаказанность и безответственность перед гражданами. Эту госэлиту ведь составляют верные последователи этих господ, так сказать, "птенцы гнезда Ельцина".
      Поэтому и строят ельцин-центры, поэтому и создают горбачев-фонды, и в учебниках истории их деятельность описана как "неоднозначная, тяжелая, не всегда достигавшая результатов, но заложившая фундамент современной России, принесшая в страну демократию, мобилизовавшая и приведшая к власти в РФ самые здоровые силы, как только могли быть".
      Думаю, что если б вам в результате правления горбачева-ельцина перепал бы миллиард долларов, то вы б не сомневались в прогрессивности идей и в гениальности решений 1987-1999 гг. request
  15. Комментарий был удален.
  16. +1
    17 апреля 2023 14:29
    МиГ29 прожил только первую половину жизни как ЛА...и , ввиду кончины ВД, лишился клиентов. И Ф16 не был идеальным самолетом в начале карьеры. У него отсутствовали ракеты средней дальности в-в.
  17. +1
    17 апреля 2023 14:35
    А в чем проблемы боя на миг-29 на средних дистанциях? Ракеты Р-77 миги вполне несут, там дальность свыше 100к, это выше дальности среднего боя всех самолётов НАТО и уже приближается к ракетами большой дальности...
    1. 0
      17 апреля 2023 16:58
      Ну, видимо, БРЭО неприспособлено для работы на таких дистах
    2. Eug
      0
      17 апреля 2023 20:54
      МиГи-29 соц.стран - максимум Р-27 в неэнергетических вариантах.
  18. +1
    17 апреля 2023 17:00
    Профукали мы своих немчиков. Даст Бог, вернём обратно
  19. 0
    17 апреля 2023 20:20
    Надо запретить им передачу наших МИГов. На это, конечно, наплюют, но пнуть их лишний раз полезно.
  20. Eug
    0
    17 апреля 2023 20:52
    Назревает скандал с египетскими МиГами, якобы продаными Египтом Украине и оказавшимися у одной из сторон суданского конфликта. И вроде как пилотируют бывш.украинские летчики (если только это не "фонарь" Радио КП).
  21. 0
    17 апреля 2023 21:51
    Думаю, Украине не столь важно количество и техническое состояние получаемых самолётов, как сам прецедент передачи боевой авиации и "держания в тонусе" западных "партнёров" по теме продолжения финансирования Укрорежима
  22. 0
    17 апреля 2023 22:00
    МиГ-29 изначально планировался как истребитель поля боя для завоевания господства в воздухе. У него керосина-то в баках на каких-то 45 минут. Для средних и дальних дистанций был принят Су-27.
    1. 0
      18 апреля 2023 14:31
      Цитата: av58
      МиГ-29 изначально планировался как истребитель поля боя для завоевания господства в воздухе. У него керосина-то в баках на каких-то 45 минут. Для средних и дальних дистанций был принят Су-27.

      Нет. МиГ-29 планировался как фронтовой истребитель-бомбардировщик для непосредственной поддержки воюющих частей. Его натовское обозначение -- точка опоры -- лучше всего описывает его задачи, закладываемые в него при проектировании. Он должен был заполнять небо над линией фронта и обеспечивать противодействие первой ударной волне натовской авиации при нападении на СССР. Он должен был снимать с неба всё, что меньше В-52. А вот для этого зверья планировался Су-27, который вообще изначально поставлялся в части ПВО страны и выполнял функции качественного усиления. Якобы недостаточная дальность полёта МиГ-29 проявляется только если "забыть" что базировались передовые полки этих машин в Восточной Европе. И от Берлина до Амстердама менее 600км. Версия же СМТ вполне ГДР могла бы долететь до Парижа.
  23. +1
    17 апреля 2023 23:39
    Как понимать слова немецкого летчика насчет плохости МиГ-29 в ДВБ? Они могли испытывать МиГ-29 с Р-27 против F-4F и F-15C с AIM-7F и против Mirage-2000 с R-530D. Конечно, радар F-15C гораздо мощнее. Ну и что там так плохо было?
    F-16C получил AIM-120 в начале 90-ых, до того ничего для БВБ у него не было. F-16ADF с AIM-7 в пример не беру, это скорее экзотика.

    "Чистая" перегоночная дальность (без ПТБ) для МиГ-29 1500 км, у F-16 1600 (тыс. миль), это слишком большая разница?
    1. PPD
      0
      18 апреля 2023 00:17
      Первые Миг 29 не смогли долететь до места базирования в Россь.
      Какие 1500?
      Скандал нехилый вышел.
      И это если еще Иракцев с этими Сорбциями, Хибинами и.т.д. не вспоминать.
      Увы....
      1. 0
        19 апреля 2023 13:09
        То и интересно! А подробности уже можно?
        Как я понимаю, это были 9-12 первых серии? 9-13 в этом плане лучше стоял?
      2. 0
        25 апреля 2023 00:30
        Цитата: PPD
        Первые Миг 29 не смогли долететь до места базирования в Россь.
        Какие 1500?

        Вы перепутали перегоночную дальность и практическую дальность.
    2. +1
      18 апреля 2023 15:03
      Цитата: Константин Пехливанов
      Как понимать слова немецкого летчика насчет плохости МиГ-29 в ДВБ? Они могли испытывать МиГ-29 с Р-27 против F-4F и F-15C с AIM-7F и против Mirage-2000 с R-530D. Конечно, радар F-15C гораздо мощнее. Ну и что там так плохо было?

      Скорее всего, немцы столкнулись с известной проблемой - к концу 80-х РВВ с полуактивной РЛ ГСН (как раз и работавшие на средних дальностях и далее) проиграли бортовым средствам РЭБ практически вчистую. Янки в середине 80-х провели ряд учебных боёв с использованием "Спэрроу" и "Сайдвиндеров" для определения эффективной дальности пуска. В результате обнаружилось, что против целей сравнимого поколения БРЭО работать можно только "Сайдвиндерами", потому что у "Спэрроу" БКО целей постоянно успевала сорвать захват вплоть до дистанции в 8-10 км.
      1. 0
        25 апреля 2023 00:31
        Цитата: Alexey RA
        Янки в середине 80-х провели ряд учебных боёв с использованием "Спэрроу" и "Сайдвиндеров" для определения эффективной дальности пуска. В результате обнаружилось, что против целей сравнимого поколения БРЭО работать можно только "Сайдвиндерами", потому что у "Спэрроу" БКО целей постоянно успевала сорвать захват вплоть до дистанции в 8-10 км.

        Это как? они пускали друг по другу ракеты?
  24. +5
    18 апреля 2023 06:19
    Терли тут уже про Миг-29.
    Когда писал, что Миг-29 хорош только в ближнем бою, а остальных случаях это просто мишень, меня тут тапками закидывали. Вот вам еще одно мнение. Немца. Ему-то зачем врать? Он самолет не ругает. А оценивает его как он есть. И все равно некоторые тут пытаются пропихнуть мысль о какой-то такой вундерфафли, про которую еще кто-то долго будет жалеть. Нормальный летчик всегда будет жалеть о самолете, который хорошо летает. Но воевать на нем.... современный бой в ближний перерастет только случайно. Это как рукопашка на земле. Надо пропотерять все, да еще найти еще такого же д..деятеля.
    Себе вопрос задайте: почему в наших ВВС Миг-29 никак не используется? Просто никак. Вот прямо сейчас война. Да, потому что все понимают, что это самолет не для войны, а для шоу.
    1. 0
      25 апреля 2023 00:32
      Цитата: mmaxx
      Терли тут уже про Миг-29.
      Когда писал, что Миг-29 хорош только в ближнем бою, а остальных случаях это просто мишень, меня тут тапками закидывали. Вот вам еще одно мнение. Немца. Ему-то зачем врать?

      Немец пишет про 9-12А.
  25. 0
    18 апреля 2023 07:48
    Цитата: Егор Адашев
    Каких преференций ждут в Брно
    немного позанудствую, но Брно это в Чехии город...

    Румын, болгарин, какая разница
  26. 0
    18 апреля 2023 23:02
    Стоит не забывать, что проскакивала информация о том, что эти Миги навернули под использование авиабомб типа GBU или JDAM, вроде. Так что головняка они доставить могут
  27. 0
    18 апреля 2023 23:06
    Если говорим о МиГ- 29 то сравнивать нужно по изделиям 9-12 и 9-13 9-17 или 9- 31? Тут очень строгая граница. Не нужно сравнивать теплое с мягким! МиГ-29А, что был доработан в Европе - это по сути изделие 9-12 которое получило IIF, TACAN и gps для соответствия правил полета в ЕС. Безусловно самой большой проблемой стало то, что МиГ-29 изначально создавался как лёгкий истребитель. Но в процессе использования масса "побежала" и уже потом он получил прозвище "самолёт ближнего привода" Не самым удачным на мой взгляд оказалось использование двигателя РД-33 Это же касалось и устаревшего РЛПК. Но никто ему не запрещает использовать всю номенклатуру семейства ракет р-27р (Эр) (эт) и даже р-77
    1. 0
      25 апреля 2023 00:35
      Цитата: 29dest
      Не самым удачным на мой взгляд оказалось использование двигателя РД-33

      А чем плох РД-33 для такого истребителя?
      Цитата: 29dest
      Но никто ему не запрещает использовать всю номенклатуру семейства ракет р-27р (Эр) (эт) и даже р-77

      Это возможно только на 9-13С
      1. 0
        15 июня 2023 08:20
        Когда-то очень давно, в Военном Параде мы похвалялись, что можем "доработать" под Р-77 даже МиГ-23МЛ.
    2. 0
      15 июня 2023 08:28
      Получили то, что изначально хотели, причем без драматизма, как было с Т-10. Примерно в габаритах МиГ-23, которые на тот момент были минимальными, допускавшими установку РЛС, достаточно мощной, чтобы подсвечивать ракетам средней дальности. Никакими АМРААМ тогда ещё и не пахло, в итоге большинство "легких" Фалконов ракет средней дальности тогда не имело вообще (почему пакистанским F-16 и приходилось уносить ноги, как только МиГ-23МДЛ разворачивались к ним "мордой"). БРЛС по характеристикам вряд ли сильно уступает APG-65 (в режимах "воздух-воздух"), просто весит раза в три больше ;)) Но это не помешало КБ им. Микояна разместить на МиГ-29, не только БРЛС, но и ОЭЛС, и нашлемную систему целеуказания для воздушного боя. В сочетании с Р-73 всё это вместе взятое тогда оставляло очень немного шансов любым другим истребителям, кроме Су-27, в ближнем бою. "Экспортная" РЛС Миражей-2000 в то время тоже имела "традиционную тарелку". Принятая аэродинамическая компоновка требовала именно двух двигателей. Не стоит забывать, что выдающаяся маневренность МиГ-29 достигнута благодаря принятым решениям по аэродинамике самолёта и его двигателям.
  28. 0
    23 апреля 2023 13:42
    Шикарный метод утилизации старой военной техники!!!!
  29. +1
    23 апреля 2023 20:04
    МиГ-29 самолёт хороший. МиГ-35 самолёт получше, но проблема в том что они хороший потому что это "лучший фюзеляж" + "неплохие двигатели" + "слабая электроника". И в итоге качество фюзеляжа и двигателей, ослабляется до уровня "хорошие" плохой электроникой.

    МиГ нужен стране и армии. Это лёгкий многофункциональный самолёт что будучи легче и дешевле Сушек, позволит нарастить потенциал и силу наших ВВС. То что мы заказываем только тяжёлые самолёты - давит на нашу экономику, так как тратя много денег, мы получаем не сильно многочисленный самолётный парк.

    Но в нынешнем виде, даже МиГ-35, слабый самолёт. И частично решения проблем указаны в статье.
    Новый МиГ нужно оснастить креплениями для подвесных топливных баков, при необходимости добавить дополнительные топливные баки в новых устанавливаемых обтекателях (как это реализовано в F-16 версии Block 52 и Block 60). Всю электронику выкинуть и полностью заменить на новую. Оптико-локационную станцию можно адаптировать не для воздушных, а для наземных целей. Сочетания оптико-электронного и радарного способа обнаружения и идентификации целей сделает удары по наземным целям надёжнее и помехоустойчивее. Например продумать систему при которой истребитель обнаруживает и идентифицирует ПВО противника оптической станцией и радаром, а потом переходит в режим при котором оптическая станция "ведёт" снаряды/ракеты, а радар подавляет само ПВО шумами. Так же научить МиГи использовать всю нынешнюю номенклатуру авиабомб и ракет (а значит среднего и дальнего радиуса действия). Научить использовать подвешиваемые контейнеры со спец оборудованием (например со станциями РЭБ).

    И тогда получим качественный, универсальный, опасный и в тоже время не жующий бюджет самолёт способный защищать родину не разоряя её!
  30. 0
    26 апреля 2023 00:36
    Хорошая статья, интересно, информативно, коментарии тоже интересно почитать. Только зацепило меня, Роман Скоморохов, что закончили вы статью, как Рябов, мол получила Украина полное барахло. И хотя вы наверно правы, но это барахло будет убивать наших солдат и летчиков, пусть и неэффективно. Т.е. то что Украина получила эти самолеты меня огорчает, лучше б не получила. И меня слабо утешает, что получила она барахло.
  31. 0
    15 июня 2023 08:19
    Мне кажется, немец несколько лукавит. В дальнем бою с Р-27 МиГ-29 вряд ли серьёзно уступал Хорнету со Спарроу. А Фалкон Спарроу в большинстве случаев вообще не имел. Так что преимущество западных истребителей над первыми МиГ-29 - это преимущество в первую очередь AIM-120 "выстрелил и забыл" над Р-27Р, которая требует "подсветки" до попадания. Р-27 имеет вариант с тепловой головкой, но по каким-то причинам не стали реализовывать захват цели после пуска (как это было на "радийных" вариантах Р-23, Р-24, Р-27, Р-40РД, Р-33). В итоге дальность пуска в переднюю полусферу для Т снижается. Был вариант Р-27 с активной ГСН, но у нас предпочли сосредоточиться на новой Р-77. Безусловно, "оригинальная" РЛС МиГ-29 давно устарела (хотя в свое время была не настолько плоха, насколько про нее сейчас пишут). Однако, когда немец говорит о преимуществе Фантома над МиГом, он имеет ввиду модернизированные Фантомы, на которых заменяли РЛС на APG-65 с Хорнета, и РСК МиГ предлагал подобную модернизацию. Почти целиком менялась авионика на индийских и румынских МиГ-21. Возможна была доработка МиГ-29 и даже МиГ-23МЛ под Р-77 без замены РЛС.
  32. 0
    27 июня 2023 00:00
    МиГ-29, средний возраст которых приближается к 40 годам – сомнительный такой подарок.
    А в чём проблема-то? Им ведь летать недолго. Не торпеда одноразовая, но типа того...
  33. 0
    8 июля 2023 10:11
    Миг 29 никогда не планировался как самолёт завоевания господства в воздухе, борьба с истреьителями противника совершенно побочная задача.
    Основная задача Миг 29 была изначальна - прикрытие крупных войсковых группировок на марше и на поле боя от бомбардировочной, штурмовой авиации вероятного противника, а также от ударных вертолётов.
    Тоесть основные цели, которые он должен был сбивать это Ф-111, А-10, Апач и супер кобра. Да безусловно борьба с истребителями сопровождения бомбардировщиков и штурмовиков предусматривалась, но никогда не была приоритетной.
    По этому дальнобойные и севершенные ракеты на него и не предлагали изначально ставить...
    Тоесть миг-29 был крайне узкоспециализированным самолётом. СССР мог себе позволить.
    Потом СССР и ОВД развалились, крупными группировками войск никто воевать не стал, чистые бомберы типа ф-111 ушли в историю (ну су-24 ещё конечно служат кое-где) заменяясь на истребители - бомбардировщики типа ф-16/ф-35 в НАТО или су-34 у нас, штурмовики А-10 тоже доживают последние годы, войны велись в основном ассимеиричные (с папуасами) и миг-29 начали приспосабливать то для ударов по земле, потом для борьбы с истребителями, в итоге он это делает хуже специально предназначенных для этого самолётов, а потом говорят вот миг - 29 хуже чем ф-16... Ну так это разные самолёты, ф-16 это истребитель-бомбардировщик, созданный в первую очередь для нанесения ударов по наземным целям, но при этом не требующий самолётов прикрытия, как чистые бомберы (ф-111).
    Ф-16 кстати концептуально более успешная и современная адаптация идеи миг-23/27...
    Кстати жаль что миг 23 посписывали и порезали... На самом деле можно было бы загрузить стоящие почти без заказа мощностя заводов МиГ, чтобы установить оборудование и авионику 4 поколения ну и выпуск ЗИП... Сейчас бы имели большое количество лёгких и быстрых бомберов. За счёт большой скорости, они бы планирующие бомбы кидали бы дальше чем су-24 и даже су-34...
    Сейчас наверное масштабная модернизация не имеет смысла, но если бы в 00-е подготовили бы 200-300 самолётов, сейчас бы толк был бы...
    Да и в Сирии от них бы толк был...
  34. 0
    15 августа 2023 13:37
    А что мешает МиГу вести дальний бой? По крайней мере ракеты р-77 паритетны (чуть уступать по дальности аим120 стали только недавно) и аим7 и аим120, р-60/73 вполне паритетны с аим9...