Крылатая ракета Х-50. Новая угроза для киевского режима

58
Крылатая ракета Х-50. Новая угроза для киевского режима
Возможный облик ракеты Х-50 по версии издания Jane's


В последние дни на Украине заговорили о перспективной крылатой ракете воздушного базирования Х-50, разрабатываемой для воздушно-космических сил России. Украинское командование опасается, что в ближайшее время это изделие дойдет до серийного производства, и затем его начнут применять в рамках Спецоперации. Подразумевается, что новая КРВБ с высокими характеристиками дополнит прочие ударные средства и станет дополнительной угрозой для киевского режима.



В ожидании ударов


13 апреля представитель украинского генерального штаба бригадный генерал Алексей Громов провел очередной брифинг. В ходе мероприятия прозвучала любопытная информация о возможном перевооружении российских ВКС, которое создаст дополнительную угрозу для украинских формирований и киевского режима в целом.

Ссылаясь на свои источники, А. Громов заявил, что уже в июне российская оборонная промышленность может запустить серийный выпуск новейших КРВБ типа Х-50. После накопления некоторого запаса таких и прочих вооружений, Россия сможет активизировать ракетные удары по украинским объектам.

Чтобы успокоить публику в ожидании очередных атак, генерал попытался поднять тему российских проблем в области производства. Он предположил, что нынешние возможности по выпуску вооружений и техники не позволят российской армии восстановить резервы даже в средней перспективе, и поэтому обороноспособность упадет. Предсказуемо, эти утверждения не подкреплялись никаким доказательствам.


Современная ракета Х-101. Перспективная Х-50 может быть похожа на нее

Заявления генерала Громова о производстве и будущем применении ракет Х-50 привлекло внимание как на Украине, так и за рубежом. Профильные издания и аналитики строят разные версии на тему возможных сроков и темпов производства. Кроме того, некоторые пытаются объяснить, почему российская промышленность никогда не сможет освоить выпуск новых КРВБ.

В целом, фигурирует стандартный набор тем. Одновременно упоминаются технологическое отставание России и критическая зависимость от иностранных изделий, а также готовность массово производить оружие и использовать его в целях «агрессии» против Украины.

Характерно, что в контексте последних «новостей» не приводится никаких доказательств. В то же время, украинская сторона выражает беспокойство и откровенно опасается новых российских ракет. Выходит, что киевское командование, несмотря на всю похвальбу и показной оптимизм, понимает реальное положение дел, а также перспективы развития текущей ситуации.

Перспективная разработка


Крылатая ракета воздушного базирования Х-50 является одной из последних отечественных разработок в области вооружений для дальней авиации. Кроме того, это один из самых закрытых проектов. О нем известно не слишком много, а доступные сведения не отличаются подробностью. В частности, раскрыт лишь примерный уровень тактико-технических характеристик.

По известным данным, будущая КРВБ Х-50, также известная как Х-СД («средняя дальность») или изделие «715», разрабатывалась в ГосМКБ «Радуга» им. А.Я. Березняка с начала девяностых годов. Целью проекта являлось создание нового боеприпаса для дальних бомбардировщиков, способного дополнить имеющуюся номенклатуру ракет. Для получения необходимых возможностей, по основным характеристикам Х-50 должна была уступать изделиям Х-55 или Х-101.


Разработка новой ракеты продолжалась, как минимум, до первой половины десятых годов. В 2014 г. ГосМКБ «Радуга» и компания «Туполев» заключили контракт о совместном проведении неких работ. Вероятно, планировалось интегрировать изделие «715» в комплекс вооружений самолетов марки «Ту». В 2016-18 гг. сообщалось о проведении наземных испытаний новой КРВБ.

На какой стадии находится проект Х-50 в настоящее время, неизвестно. Официальные сведения о нем в последние годы не публиковались. При этом можно предполагать, что ракета действительно приближается к стадии запуска производства. По разным оценкам, оно могло бы стартовать в рамках новой Госпрограммы вооружений на 2018-27 гг.

Если работы по проекту Х-50 / Х-СД не были остановлены по какой-либо причине и продолжаются до сих пор, то в обозримом будущем может появиться готовое изделие. Вскоре его должны будут принять на вооружение и освоить в войсках.

Технические особенности


Предполагается, что Х-50 представляет собой малозаметную дозвуковую крылатую ракету средней дальности, предназначенную для дальних бомбардировщиков. При ее создании использовались готовые наработки из предыдущих проектов, что привело к сходству с некоторыми существующими изделиями, такими как Х-101/102. В то же время, используются новые решения.

Ракета Х-СД должна быть построена на основе планера с характерными обводами, сокращающими радиолокационную заметность. В центральной части фюзеляжа должно находиться раскладываемое в полете крыло, в хвосте – оперение. Х-50 не нуждается в большом запасе топлива, что позволило сократить ее размеры и массу. Она должна быть меньше и легче серийной КРВБ Х-101, которая имеет длину ок. 7,5 м и стартовую массу до 2400 кг.


Ракеты Х-101 на револьверной пусковой установке бомбардировщика Ту-160

Как и другие отечественные КРВБ современных типов, Х-50 должна оснащаться турбореактивным двигателем. Ей требуется короткоресурсный двигатель с ограниченной тягой, способный обеспечить высокую дозвуковую скорость полета. Дальность полета неизвестна, но оценивается в 1500-1600 км.

Средства и принципы управления ракетой неизвестны. Вероятно, на борту присутствуют навигационные приборы для полета к цели с заданными координатами. Также в некоторых источниках упоминалось наличие оптико-корреляционной головки самонаведения для более точного поражения цели. На борту ракеты могут присутствовать средства прорыва ПВО противника, такие как станция помех, сбрасываемые ложные цели и т.д.

Изделие «715» должно нести осколочно-фугасную боевую часть массой до нескольких сотен килограммов. Возможно, основной заряд помещен в прочном корпусе, обеспечивающем проникающее действие. Также в некоторых источниках упоминается возможность использования кассетной БЧ.

Носителями уменьшенной ракеты Х-50 могут быть все актуальные дальние бомбардировщики ВКС России. Размещение такого оружия возможно как на внутренней револьверной установке, так и на внешней подвеске. Боекомплект одного самолета может достигать 10-12 ед. При этом для применения новых КРВБ требуется некоторое обновление систем управления оружием.

Дополнительное средство


Даже ограниченный объем доступных данных позволяет понять, для чего российским ВКС нужна ракета Х-50, и какие преимущества удастся получить с ее помощью. В целом речь идет о расширении номенклатуры доступных боеприпасов, закрытии важной ниши и даже о некоторой экономии.


Следует напомнить, что КРВБ Х-55 и Х-101 относятся к стратегическому вооружению и имеют соответствующую дальность полета – 5500 км. Однако, как показала практика, далеко не во всех ситуациях такие характеристики используются в полной мере. Для решения ряда боевых задач бомбардировщикам нужна ракета с близкими показателями точности и эффективности, но с меньшей дальностью и уменьшенными габаритами.

Таким образом, в будущем, получив изделия «715», наша дальняя авиация сможет выбирать боеприпас, более соответствующий поставленной задаче. Если рубеж пуска будет на расстоянии не более 1500 км от цели, можно будет использовать облегченную и более дешевую КРВБ Х-50. При больших дальностях по-прежнему будут применяться существующие изделия с повышенными характеристиками.

Повод для опасений


Последние новости о разработке перспективной ракеты Х-50 появились достаточно давно. На какой стадии сейчас находится этот проект, и как скоро ВКС смогут получить готовое оружие, неизвестно. Однако уже понятно, что оно представляет определенный интерес для вооруженных сил и имеет все шансы дойти до производства и эксплуатации.

Интересен тот факт, что украинское командование заранее рассматривает новую российскую ракету как очередную серьезную угрозу и открыто говорит об этом. Возможно, это некий «хитрый план» с неясными целями – или противник действительно понимает, что ему грозит. Так или иначе, ракеты Х-50 в случае своего появления в арсеналах ВКС смогут присоединиться к Спецоперации и показать свой потенциал – вне зависимости от украинских опасений или прогнозов.
58 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    19 апреля 2023 06:47
    Поясню местной публике почему ракета Х-50 нам стратегически важна в мантрах "ракеты не кончаются".

    Вообще-то кончаются и ракеты ПВО у украинцев. Запас наших крылатых ракет аналитики обычно оцениваю в 25% от начала СВО. У нас довольно много еще Искандеров, т.к. их берегут для "генерального сражения" и Искандеры как раз умеют обрушать мосты, т.к. в отличии от других ракет это их одно из прямых назначений. Для поражения моста в Искандер вручивается оптическая голова "Радара", что позволяет попасть в мост очень точно и вовремя сдетонировать. Искандеров у нас более 500 штук еще, но проблема в том, что их делают всего 50 штук в год. Поэтому это не для стука кулаком по столу, для стука по крышке гроба.

    Огромная проблема производства Калибров дорой и сложный турбореактивный двигатель ТРДД-50. Объем производства их непонятный, т.к. Сатурн поставил 2 стенда и вероятно просто тырит турбинные лопатки из списанных двигателей СССР. Насколько получается это сделать вопрос, но ТРДД-50 это не сильно измененный потомок древних советских двигателей крылатых ракет.



    По слухам в Х-50 стоит прямоточный реактивный двигатель
    Прямоточные реактивные двигатели не имеют никаких лопаток и компрессоров. Как и движущихся частей. После разгона на нужную скорость носителем ракета летит просто за счет сжатия набегающего потока.

    Работает как по схеме ниже. Как легко догадаться прямоточные намного дешевле турбореактивных и еще могут даже твердое топливо использовать. Объем их производства определенно может быть намного выше.

    Плюс еще прямоточных двигателей, что если турбореактивный "задыхается" в стратосфере, то прямоточные обычно хорошо работают на большой высоте. Поэтому можно иногда лететь выше потолка большинства ПВО в 22-25 км.



    Это game changer, определенно. Скорее всего, скоро пальба Калибрами уйдет в прошлое из-за дефицита двигателей.

    Хороший вопрос зачем нам тогда наш флот, если запускать Х-50 не сможет, ракета требует запуска со скоростью полета сразу, а вот Калибры будут дефицитом
    1. +10
      19 апреля 2023 07:22
      Х-50 представляет собой малозаметную дозвуковую крылатую ракету

      По слухам в Х-50 стоит прямоточный реактивный двигатель

      Слухи-слухи-слухи...
      По слухам прямоточный реактивный двигатель на дозвуковой скорости в принципе не работает, однако.
      1. +5
        19 апреля 2023 07:32
        Работают. Причем они и есть самые дешёвые прямоточные.

        Они меньше используются по той причине, что глохнут легко при падении скорости ниже 1/5 Маха, также имеют КПД ниже. Однако для Украины высокая дальность и не нужна.

        Слух про прямоточный двигатель пошел из утечки Jane's, собственно и картинки в статье от туда, а так ракету никто не видел. Однако по картинке не видно навесного турбореактивного двигателя как в калибре.

        Боковые воздухозаборники обычно в дозвуковых прямоточных двигателях, как в первых прототипах.
        1. +3
          19 апреля 2023 09:17
          «Слух про прямоточный двигатель» - я в восторге!!! А техническую литературу, учебники почитать? Там не слухи, там теория подкреплённая практикой. А ещё этому в ВУЗах учат. В авиационных стопроцентно.
          1. +3
            19 апреля 2023 11:51
            Цитата: Дилетант
            По слухам прямоточный реактивный двигатель на дозвуковой скорости в принципе не работает, однако.

            Американский вертолёт YH-32 Hornet, винт которого вращается с помощью 2-ух прямоточных двигателей, расположенных на концах лопастей. Двигатели заводились при раскрутке винта до 150 об/мин.
            1. +1
              19 апреля 2023 17:29
              Наши (милевцы) тоже такой вертолёт делали, только с ТРД. В итоге признали не перспективным. Уж очень сложен. Ми В-7.
      2. +6
        19 апреля 2023 07:52
        Цитата: Дилетант
        По слухам прямоточный реактивный двигатель на дозвуковой скорости в принципе не работает

        Работает конечно. Правда КПД настолько низок, что использование их бессмысленно от слова совсем.
      3. 0
        19 апреля 2023 17:16
        Немецкие Фау-1 как раз сильно до звуковые,оснащённые прямоточным реактивным двигателем. Самолёты британских КВВС без проблем сбивали их даже переворачивая своим крылом.
        1. +2
          19 апреля 2023 19:49
          Цитата: andrewkor
          Немецкие Фау-1 как раз сильно до звуковые,оснащённые прямоточным реактивным двигателем.
          Вы путаете ПуВРД (пульсирующий воздушно-реактивный двигатель) с ПВРД (прямоточный воздушно-реактивным двигатель).
          На Фау-1 стоял ПуВРД.


          ПВРД (прямоточный воздушно-реактивным двигатель)
          1. 0
            19 апреля 2023 21:00
            Позвольте дополнить изобразительный ряд, вот двигатель Глухарёва, с его вертолёта.
            Отец Евгения Михайловича Глухарёва, Михаил Глухарёв, был правой рукой Игоря Сикорского. Мистер Сикорский не верил, что этот ПуВРД заработает.

            google.com/search?q=двигатель+Глухарева+G8-2
            google.com/images?q=двигатель+Глухарева+G8-2
            https://en.wikipedia.org/wiki/Gluhareff_Pressure_Jet
            http://www.airwar.ru/enc/heli/meg1x.html
          2. 0
            20 апреля 2023 19:40
            Даже по схемам, которые Вы привели, на входе в ПВРД стоит конфузор, для снижения скорости потока до дозвука, после чего сгорает топливо и, затем, в комбинированном сопле разгоняется до сверхзвука.
      4. 0
        30 апреля 2023 18:10
        Ты прав!
        Но если Ту-95 опустит эту игрушку с высоты, то на половине падения она войдёт на сверхзвук и запустит двигатель.
    2. +1
      19 апреля 2023 09:13
      Как легко догадаться прямоточные намного дешевле турбореактивных и еще могут даже твердое топливо использовать.
      А можно привести схему к в ПВРД используется ТВЕРДОЕ топливо? Никак не пойму куда, в какое отверстие его можно запихнуть
      1. 0
        19 апреля 2023 10:24
        Подчеркиваю сразу - это только теория, практическое ее применение мне неизвестно. В камере сгорания прямоточки размещается твёрдое топливо. Запуск изделия осуществляется путём поджига ТТ, к моменту его выгорания изделие разгоняется до необходимой скорости, после чего запускается непосредственно прямоточка. Это в теории. Про проблемы возникающие в данной концепции мне даже писать не хочется, их море, поэтому данная концепция на настоящий момент развития не получила.
        1. Комментарий был удален.
        2. +3
          19 апреля 2023 12:03
          Цитата: Alex_mech
          А можно привести схему к в ПВРД используется ТВЕРДОЕ топливо?
          Стоят у нас на вооружении ракеты, где разгонный пороховой ускоритель располагается внутри камеры сгорания основного двигателя. После выгорания твёрдого топлива, остатки выбрасываются и начинает работать основной двигатель. За счёт такой компоновки ракета получилась компактной. Название ракеты не помню, но это не самолётный вариант (вроде бы, корабельная).
          1. +2
            19 апреля 2023 20:44
            Цитата: Bad_gr
            Название ракеты не помню, но это не самолётный вариант (вроде бы, корабельная).

            Такой двигун стоит у Москита (П-270, кажется)...
            ПКР 3М-80.
            Ракета оснащена комбинированной (маршевый прямоточный воздушно-реактивный двигатель 3Д83 со встроенным стартовым пороховым ускорителем) двигательной установкой. Ускоритель размещен в сопле маршевого двигателя, через 3-4 секунды после старта сгорает и выталкивается из сопла набегающим потоком воздуха.
            1. 0
              19 апреля 2023 22:05
              Цитата: Удав КАА
              Ракета оснащена комбинированной (маршевый прямоточный воздушно-реактивный двигатель 3Д83 со встроенным стартовым пороховым ускорителем) двигательной установкой. Ускоритель размещен в сопле маршевого двигателя, через 3-4 секунды после старта сгорает и выталкивается из сопла набегающим потоком воздуха.

              Спасибо за информацию.
        3. 0
          19 апреля 2023 19:44
          Это даже не фантастика, а фентази. Нужна сильная магия огня
      2. 0
        19 апреля 2023 17:47
        Китай успешно испытал УР воздушного боя с твердотопливным прямоточным двигателем (solid-fuel variable flow ramjet engine) с переменной тягой, сообщается со ссылкой на airrecognition 7 июня 2017 года.
        Ракета создана инженерами 4-го НИИ, аффилированного с государственной компанией CASIC (China Aerospace Science and Technology Corporation). Сообщается, что новая УР поступит, в частности, на вооружение новейшего стелс-истребителя J-20.
        УР способна поражать цели на дальности до 300 км на скорости более 5М.
        Сообщается, что работы велись с 2000 года.

        SFDR в настоящее время разрабатывается Организацией оборонных исследований и разработок Индии для ракет класса "воздух-воздух" с проектируемой дальностью 350 км. Технология также может быть применена к ракетам класса «земля-воздух».
        В системе используется твердотопливный прямоточный воздушно-реактивный двигатель. ПВРД забирает кислород из атмосферы во время полета.
        Разработка SFDR началась в 2013 году.
        Ракета разрабатывается в первую очередь Лабораторией оборонных исследований и разработок (DRDL) и Исследовательским центром Имарат (RCI) в Хайдарабаде. Лаборатория исследования высокоэнергетических материалов (HEMRL) разработала бессопловой ускоритель, а прямоточный воздушно-реактивный двигатель разрабатывается с помощью
        России.
        Наземные испытания ракеты начались в 2017 году.
        Очередное успешное испытание было проведено 8 апреля 2022 года. Испытание продемонстрировало надежную работу всех ответственных компонентов ракетного комплекса комплекса и выполнило все поставленные задачи.
        пишет
        Википедия

        Доклады Российской академии наук. Химия, науки о материалах, 2020, T. 490, № 1, стр. 51-56
        Впервые проведен анализ механизма стабилизации горения в канале заряда твердого топлива в ПВРДТТ со стабилизатором горения.

        Источник: ПВРДТТ, solid-fuel variable flow ramjet engine
        его можно запихнуть

      3. 0
        30 апреля 2023 18:12
        Боже упаси!
        Только жидкое топливо. Правда, какое не знаю.
        И у меня не хватает фантазии, для чего твёрдотопливным устройствам нужен воздух.
    3. 0
      19 апреля 2023 09:13
      « могут даже твердое топливо использовать» - только для разгона, и то это дикая головная боль для конструкторов. На основном режиме используется исключительно жидкое топливо.
      «После разгона на нужную скорость носителем ракета летит просто за счет сжатия набегающего потока.» - стесняюсь спросить - как понимать эту фразу? Вы вообще представляете себе что такое полет в атмосфере?
      1. 0
        19 апреля 2023 09:44
        Там поток сознания за пределами научной фантастики и законов физики.
    4. +2
      19 апреля 2023 10:41
      А разгонную ступень использовать "религия" не позволяет? Была бы нужда Флоту в таком изделии...
    5. +2
      19 апреля 2023 21:14
      Цитата: russianreactor
      По слухам в Х-50 стоит прямоточный реактивный двигатель

      Слухи -- это хорошо! "Но правда -- лучше"! (с)
      А у меня (как местного аборигена) несколько другая инфа:
      Ракета Х-50, оснащенная турбовентиляторным двигателем разработки АО "Омское моторостроительное конструкторское бюро" (OMKБ) "Изделие 37-04" (или ТРДД-50Б), достигает дальности более 1500 км, имея крейсерскую скорость полета 700 км/ч и максимальную скорость 950 км/ч.
    6. 0
      19 апреля 2023 22:49
      Откуда у вас данные по производству движков? Раньше они позиционировались как простые и дешевые, пихали их куда только можно, теперь их внезапно дефицит и не осталось. Есть хоть какие-то источники, основанные на фактах?
    7. 0
      20 апреля 2023 19:29
      Два маленьких замечания:
      1. Неужели не было доступных русскоязычных схем ПВРД?
      2. Туповат, и не понимаю, каким образом Вы пытаетесь сжигать твёрдое топливо в камере сгорания ПВРД?
    8. 0
      26 июля 2023 15:53
      Огромная проблема производства Калибров дорой и сложный турбореактивный двигатель ТРДД-50.
      __________

      Где вы такую клюкву собираете? Это дешевый низкоресурсный, простой движок. 100 лет их уже выпускают. То там дорогого?

      Какой нафиг прямоточный??? Хватит гнать ерунду! Крылатые ракеты должны летать далеко и долго. Для этого у них трд стоит. Как наыиг ракетный двигатель???
  2. +9
    19 апреля 2023 07:34
    "Предполагается... Если... Возможно... " Ох уж этот Рябов Кирилл, ничего его не остановит от написания статьи на неизвстную ему тему what
  3. +1
    19 апреля 2023 07:38
    Вопрос в носителях. Если ракеты нельзя использовать с Су-34/35 они бесполезны. Взлёт каждого стратега отслеживается, как и весь полет. Соответственно момент запуска ракет им так же известен. Это значит не проблема отследить и уничтожить КР.
    1. +3
      19 апреля 2023 09:30
      Не совсем так. КР совсем не обязательно летит по прямой, она может маневрировать, поэтому определить ее маршрут крайне сложно. Второе - на КР может быть установлена аппаратура постановки помех, что резко осложняет ее перехват. Третье - момент запуска ракет им не известен от слова совсем, стратег может барражировать вдоль границы потенциального пуска довольно долго, и где произойдёт пуск можно только гадать. Уничтожить низколетящую КР легко только в компьютерной игре, по жизни это весьма непростая цель.
    2. 0
      19 апреля 2023 15:56
      Основная "идея" Х-50 был в вооружении Ту22М3М барабаном с такими ракетами и превращением Ту22 - в носителя КР. Но это было во времена ДРСМД....и до возобновления производства Ту160. При наличии самолетов Сухого нужна КР для подвески на на них. Н а Западе такие ставятся на вооружение. Дальность до 900км.
      1. -1
        19 апреля 2023 17:18
        Цитата: Zaurbek
        При наличии самолетов Сухого нужна КР для подвески на на них.
        То же так думаю, что ракета создаётся под семейство Су-27. Иначе смысл уменьшения размеров ?
        1. 0
          19 апреля 2023 22:54
          С чего взяли, что речь об уменьшении размеров? Разве это не увеличенная Х-59МК2, она же Х-69 с увеличенными размерами, призматическим корпусом и с улучшенном движком для большей дальности полета?
    3. +1
      19 апреля 2023 20:57
      Цитата: ColdWind
      Если ракеты нельзя использовать с Су-34/35 они бесполезны.

      Не нужно так категорично! Ту-22М3М берет их 6 ед во внутренние отсеки. И 400 кг ВВ в проникающей БЧ -- это не фунт изюма.
      На счет Су-30/35 не знаю, а вот "утенок"(Су-34) их может нести и С-70В.
      К тому же в сети есть инфа, что
      первая партия Х-50 уже поступает в распоряжение Дальней авиации и истребителей семейства Су (включая Су-57). Эту информацию недавно подтвердил завод-изготовитель подчеркнув, что уже отгружена достаточно крупная партия.
  4. +2
    19 апреля 2023 08:03
    Цитата: ColdWind
    Цитата: Дилетант
    По слухам прямоточный реактивный двигатель на дозвуковой скорости в принципе не работает

    Работает конечно. Правда КПД настолько низок, что использование их бессмысленно от слова совсем.


    Это вопросы к Jane's. В любом случае производство турбореактивных двигателей не впечатляющих объемов. Обычная аналитика даёт около 50 штук в год на каждый тип наших тяжёлых ракет. Причем ценник на крылатые ракеты быстро шагает к Томогавку. Калибр уже более 1 миллиона долларов стоит.

    Либо научатся делать ракеты помельче и подешеале или налеты на Украину будут только из дронов и планирующих бомб

    Сегодня на Одессу летали только дроны.

    Дефицит ракет и у нас и украинцев
    1. +6
      19 апреля 2023 09:38
      Скорее речь шла не о ПВРД, а о ПуВРД. Вот он как раз на дозвук рассчитан и так-же крайне дешев в производстве. Из минусов - КПД заметно ниже, чем у ТРД (больше топлива надо, но учитывая предполагаемые 1500км не так критично) и крайне громкий и характерный звук, даст огромную фору иранским "мопедам" laughing
      1. 0
        19 апреля 2023 23:05
        Скорее всего речь шла про ГЗУР, но в файлах или в американской разведке что-то напутали и свалили в одну кучу. Х-50 это промежуточная ракета для Х-59МК2 и Х-101, скорее всего просто вместо двух последних будут делать только Х-50. А дальним бомбардировщикам оставят ГЗУР и Х-БД, Х-50 для них будет как опция
    2. 0
      19 апреля 2023 22:58
      Откуда эти цифры? ТРД для ракет делают уж больше 50 штук, этот движок ставят и на калибры, и на Х-59, и на Х-35, и в кучу стран поставляли еще лет 15 назад в гораздо большем количестве, а теперь всё, развалилось? И это при том, что производство организовали уже в РФ, а не в СССР?
  5. +3
    19 апреля 2023 09:09
    неизвестно, могут, предполагается
    Очень информативно
  6. KCA
    +2
    19 апреля 2023 09:39
    Х-55 и Х-55СМ несут только ТЯБЧ, на их основе разработана и производится Х-555 с конвенциональной БЧ, программа Х-50 официально закрыта, как на самом деле, вероятно, нам не расскажут, может разработана какая-нибудь Х-51
  7. +3
    19 апреля 2023 09:45
    для чего российским ВКС нужна ракета Х-50, и какие преимущества удастся получить с ее помощью.

    Главное дешевизна и возможност производство в больших масштабах- десятки тисяч в год.Без етих преимуществ никакая польза от новой ракете не будет.
  8. 0
    19 апреля 2023 09:48
    Цитата: russianreactor
    Хороший вопрос зачем нам тогда наш флот, если запускать Х-50 не сможет, ракета требует запуска со скоростью полета сразу, а вот Калибры будут дефицитом

    Начальную скорость можно придат ускорителями или даже катапультой.
    1. +1
      19 апреля 2023 10:29
      Ускоритель, это вес и габариты, причем весьма нехилые с учетом того, что прямоточка нормально работает только на больших высотах. Что касается катапульты, то прямо скажем, Вы погорячились wink
  9. +3
    19 апреля 2023 09:54
    Цитата: Дилетант
    По слухам прямоточный реактивный двигатель на дозвуковой скорости в принципе не работает, однако.

    По другим слухам работает даже лучше на високой дозвуковой скорости. При етом и двигатель на дозвуковой получается проще и дешевле и горючее может бить разное.
    В СССР таких двигателей делали еще в ВОВ, а в Германии бил проект истребителя с горючее угольная пьиль.
  10. +3
    19 апреля 2023 10:34
    Кстати, по поводу относительной дешевизны прямоточки - это миф. Прямоточный двигатель имеет свои особенности, что делает его совсем не дешевым. Разумеется, сравнивать надо с ТРД близкой тяги.
  11. +3
    19 апреля 2023 10:36
    ракеты конечно хорошо, но самое важное это разведка, без разведки ни каких ракет не хватит
  12. 0
    19 апреля 2023 10:37
    Меня всегда интересовал вопрос, а почему нельзя сконструировать и поставить на поток крылатую ракету воздушного базирования? Можно назвать её Х-1000. С дальностью пуска в 1000 км, весом 1000 кг, скоростью полёта 1000 км/ч, вес б/ч- 300-400 кг. И подвешивать их можно будет не только под Ту-22М3, но и под су-30, 34, 35, 57 в количестве от 3 до 5 штук. И простая авиаэскадрилья, например Су-34, в количестве 12 бортов может за вылет выпустить от 36 до 60 управляемых крылатых ракет.
    1. +2
      19 апреля 2023 11:10
      Су-30СМ2,Су-34,Су-35,Су-57 могут нести КР Х-50 весом 1500-1600 кг,как и КАБ-1500,у которых такой же вес.
      На фото Су-34 в полёте с двумя КАБ-1500 под крыльями,вместо них вполне могут быть и две КР Х-50,весящие по 1600 кг каждая.
      1. -1
        19 апреля 2023 15:58
        Так то и Кинжал подвешивают. Пока не анонсировал никто Х50 на Сухих
    2. 0
      19 апреля 2023 11:27
      Цитата: ВохаАхов
      почему нельзя сконструировать и поставить на поток крылатую ракету воздушного базирования? С дальностью пуска в 1000 км, весом 1000 кг, скоростью полёта 1000 км/ч, вес б/ч- 300-400 кг.

      Кроме как вредительством это не объяснить.
      Цитата: ВохаАхов
      И простая авиаэскадрилья, например Су-34, в количестве 12 бортов может за вылет выпустить от 36 до 60 управляемых крылатых ракет.

      Вот именно. Сейчас мы не можем произвести массированный авианалет. До 100 КР в залпе наш максимум и то с привлечением флота.
      1. +1
        19 апреля 2023 13:40
        «До 100 КР в залпе наш максимум» - Открываем Яндекс карты, находим аэродром Энгельс, устанавливаем режим «спутник» и считаем - Ту-160 12 штук, Ту-95 17 штук, итого 29 единиц. Берём минимум по 6 КР на машину и получаем залп в 174 КР. У меня получилось больше ста. И это только Энгельс.
        1. +1
          19 апреля 2023 16:00
          Другое дело, что для любой КР (Р500, Х50, Х101, калибр) набор компонентов тот же...и проблема с массовым производством общего числа КР та же. ТРД есть на всех ракетах, мозги плюс-минус те же на всех КР.
  13. -1
    19 апреля 2023 15:54
    Ускоритель, это вес и габариты, причем весьма нехилые с учетом того, что прямоточка нормально работает только на больших высотах. Что касается катапульты, то прямо скажем, Вы погорячились

    Ускорители обично сбрасивают после старта.
    С катапульт может стартоват ПуВРД. Но если речь идет о обичних ПВРД то они нормально работают и на небольших висотах и на скоростях близких до звука хотя и с худший кпд чем ТРД. Но как раз здесь идет речь о небольшая дальност ракет.
  14. -3
    19 апреля 2023 22:10
    Если России не хватает больших ракет то зачем ей маленькие ракеты. Мне кажется эот вброс. Если нехватает микросхем для сборки, то лучше сделать пару больших ракет.
    Х50 подходит больше под ядерное оружие. Небольшая ракета.
    Х50 с ядерной начинкой это серьезный вызов по моему
    1. 0
      20 апреля 2023 08:46
      Если нехватает микросхем для сборки

      Приходится закупать стиральные машины и выпаивать микросхемы!
      Не могли бы Вы уточнить, каких микросхем не хватает? Я со склада получу и вышлю, для нашей армии ничего не жалко!
  15. 0
    20 апреля 2023 18:21
    Крылатая ракета воздушного базирования Х-50 является одной из последних отечественных разработок в области вооружений для дальней авиации.


    Это дурацкая многолетняя традиция МО и ВПК России хвалиться новейшими разработками которые ещё не то что не поступили в войска, но и не освоены производством..
  16. 0
    13 июля 2023 02:35
    Цитата: Bad_gr
    Цитата: Alex_mech
    А можно привести схему к в ПВРД используется ТВЕРДОЕ топливо?
    Стоят у нас на вооружении ракеты, где разгонный пороховой ускоритель располагается внутри камеры сгорания основного двигателя. После выгорания твёрдого топлива, остатки выбрасываются и начинает работать основной двигатель. За счёт такой компоновки ракета получилась компактной. Название ракеты не помню, но это не самолётный вариант (вроде бы, корабельная).

    Первой подобной ракетой с твердотопливным ПВРД была сделана еще в начале 60х ракета 3М9 комплекса Куб. До сих пор стоит на вооружении кое-где, а индусы выпускают ее клон.
  17. 0
    26 августа 2023 20:27
    Цитата: russianreactor
    Поясню местной публике почему ракета Х-50 нам стратегически важна в мантрах "ракеты не кончаются".

    Вообще-то кончаются и ракеты ПВО у украинцев. Запас наших крылатых ракет аналитики обычно оцениваю в 25% от начала СВО. У нас довольно много еще Искандеров, т.к. их берегут для "генерального сражения" и Искандеры как раз умеют обрушать мосты, т.к. в отличии от других ракет это их одно из прямых назначений. Для поражения моста в Искандер вручивается оптическая голова "Радара", что позволяет попасть в мост очень точно и вовремя сдетонировать. Искандеров у нас более 500 штук еще, но проблема в том, что их делают всего 50 штук в год. Поэтому это не для стука кулаком по столу, для стука по крышке гроба.

    Огромная проблема производства Калибров дорой и сложный турбореактивный двигатель ТРДД-50. Объем производства их непонятный, т.к. Сатурн поставил 2 стенда и вероятно просто тырит турбинные лопатки из списанных двигателей СССР. Насколько получается это сделать вопрос, но ТРДД-50 это не сильно измененный потомок древних советских двигателей крылатых ракет.



    По слухам в Х-50 стоит прямоточный реактивный двигатель
    Прямоточные реактивные двигатели не имеют никаких лопаток и компрессоров. Как и движущихся частей. После разгона на нужную скорость носителем ракета летит просто за счет сжатия набегающего потока.

    Работает как по схеме ниже. Как легко догадаться прямоточные намного дешевле турбореактивных и еще могут даже твердое топливо использовать. Объем их производства определенно может быть намного выше.

    Плюс еще прямоточных двигателей, что если турбореактивный "задыхается" в стратосфере, то прямоточные обычно хорошо работают на большой высоте. Поэтому можно иногда лететь выше потолка большинства ПВО в 22-25 км.



    Это game changer, определенно. Скорее всего, скоро пальба Калибрами уйдет в прошлое из-за дефицита двигателей.

    Хороший вопрос зачем нам тогда наш флот, если запускать Х-50 не сможет, ракета требует запуска со скоростью полета сразу, а вот Калибры будут дефицитом

    не понимаю, что мешает наладить производство лопаток из жаропрочной стали, тем более это одноразовое использование. А с прямоточным да, он как бы дешевле на первый взгляд выходит, но сильно дорогой в подстройке, их тяжело производить, точнее производство должно быть точное. По слухам во всех сверхзвуковых ракетах используются прямоточные движки и состав топлива особенный, высококалорийный.