Перефразировали: как чиновники «отказались» от Болонской системы

103
Перефразировали: как чиновники «отказались» от Болонской системы
Источник: nilov-oa.ru


По европейским стандартам


Под конец мая прошлого года чиновники от Министерства образования и науки (не путать со «школьным» Министерством просвещения) в один голос заговорили об ущербности Болонской системы. Напомним читателям, для чего в высшее образование России пришёл этот импортный стандарт. В первую очередь, для синхронизации образовательных программ между зарубежными учебными заведениями. Вместе с Россией к стандарту, или Болонскому своду правил, присоединились 49 стран. Кстати, Соединенные Штаты никогда не были в системе и не стремятся. Тем не менее это не мешает американцам строить неплохое, в общем-то, высшее образование.



Присоединившиеся к «болонке» страны должны были создать единую систему зачётных единиц, которые должны были учитываться во всех вузах. Это так называемая кредитно-модульная система, позволяющая условному студенту Новосибирского университета переехать на пару курсов учиться в Сорбонну. Теоретически выглядит очень красиво, но практически нереализуемо, прежде всего из-за хронической нехватки денег. Международная мобильность студентов, которая так и не была толком реализована в России, была регулярно критикуемым компонентом системы. Показателен пример с международным приложением к российскому диплому о высшем образовании, который по идее признавался в любой стране Болонского договора. Но кто в глаза видел это европриложение? Оно есть, но положено оно за большие деньги или по хорошему знакомству.

Но главным раздражителем были даже не заигрывания с европейскими вузами, а двухуровневая система высшего образования, включающая в себя непонятное существо – бакалавра. Кто это такой? Есть легенда, что европейские бонзы придумали бакалавра для необразованных мигрантов, дабы они соответствовали минимальному уровню высокотехнологичного обслуживающего персонала. Уровень бакалавра очень своеобразен. С одной стороны, это ступень высшего образования или undergraduate, с другой, бакалавр – это типичный недоучка. Наукой ему заниматься нельзя – кандидатские экзамены недоступны, преподавать в высшей школе нельзя – даже в старшие классы школы не рекомендуют назначать учителями бакалавров без переподготовки. Также бакалавру закрыты большинство управленческих постов даже начального звена. Недаром ведущие вузы страны так и допустили «болонку». Но не везде. Например, мехмат, химфак, факультеты фундаментальной физико-химической инженерии, психологии, космических исследований, биоинженерии и биоинформатики МГУ остались на пятилетнем специалитете. Все остальные подразделения в той или иной степени до сих пор на двухступенчатом образовании.

С системой магистратур в вузах случилась анекдотическая ситуация. Далеко не во всех учебных заведениях есть возможность закончить вторую ступень – в наличии только бакалавриат. А если студент талантлив и готов грызть гранит науки ещё пару лет? Тогда, пожалуйста, в областной центр или вообще в столицу другого региона. И это без учёта того, что немалая часть магистратур платная.


Министр образования и науки РФ Валерий Фальков. Источник: etu.ru

В связи с отказом России от Болонского процесса надежды связывались прежде всего с отказом от пресловутого деления на бакалавра и магистра. Раз уже решено вернуться к старой доброй советской школе, то и восстанавливать необходимо специалитет для всех и везде. Но наступил апрель 2023 года и министр Фальков объявил, что и так всё неплохо.

«Болонка» остаётся


«Уникальная отечественная система высшего образования» – именно такими эпитетами одарили чиновники от высшей школы и сам министр Фальков предстоящую реформу. На деле оказалось, что в России сохраняется двухступенчатая структура, а сам срок образования растягивается по времени – на один-два года. Как уже говорилось выше, в стране удивительным образом сформировалась химера из европейских и советских этапов образования – бакалавриат (4 года), специалитет (5 лет) и магистратура (дополнительные 2 года сверху). Кстати, были ещё и бакалавры, обучающиеся пять лет. Как такое возможно? Для этого студентам просто предлагали сразу две специальности в диплом, что автоматически продлевало студенчество на 12 месяцев. Подобное широко распространено в педагогических вузах, к примеру. Поэтому если перед вами выпускник вуза, оттрубивший в институте пять лет, это необязательно специалист – вполне возможно, «double-бакалавр».

Почти год консультаций и совещаний в профильном ведомстве не прошли даром. Сейчас Министерство образования и науки просто переформулировало болонскую концепцию в двух ступенях – базовом и специализированном. Получилось то же самое, только вид сбоку. На базовом уровне учатся 4-6 лет в зависимости от потребностей рынка и гибкости вуза, а на второе специализированное обучение предусмотрено от года до двух. То есть сейчас в немедицинском вузе теоретически можно учиться сразу восемь лет. Интересно узнать, по каким специальностям вдруг пришлось так резко увеличить сроки получения диплома. В студентах теперь можно ходить до 26-27 лет включительно. В советские времена некоторые в таком возрасте кандидатами наук становились. Дополнительные года обучения неминуемо потребуют увеличение бюджетного финансирования, расширение штата и ещё куча немаленьких финансовых проблем. Платное образование станет менее доступным – родителям и самим студентам придётся искать сотни тысяч рублей на пару лет обучения. Пожалуй, единственным плюсом инновации Фалькова можно считать более строгий подход к выбору магистратуры. Раньше бакалавр-химик мог на законных основаниях поступить в магистратуру на менеджера или маркетолога. Что получалось в итоге, сложно сказать. Сейчас по ряду специальностей такое исключили – теперь вторая ступень только по смежным дисциплинам. Базовый уровень образования позволяет поступать в аспирантуру, правда, после пяти лет обучения. То есть как был четырёхлетний курс вуза недовысшим образованием, так и остался. Это ещё одно повторение «болонки».

Как справедливо обозначают некоторые комментаторы, например, Павел Кудюкин, сопредседатель профсоюза «Университетская солидарность», министерство просто перефразировало то, что было обозначено в законе об образовании ещё в 2012 году. Только теперь добавилось больше неопределённости. Вузы, как утверждается, будут вынуждены становиться более гибкими. Под этой интересной формулировкой скрывается совершенная неразбериха. Зачем вообще тогда министерство образования и науки, если теперь вузы сами будут отвечать на вызовы рынка и времени? Сами будут взаимодействовать с работодателями, выбирать программы и специальности. К примеру, срок обучения на специализированном уровне в Иркутской области ректор вуза с местными работодателями выберет в один год. И тут выпускник вуза выезжает из региона в Москву, где по сходным специальностям договорились на два года обучения. Такого «недоучку» не возьмут на работу? Или возьмут, не дожидаясь, пока москвичи будут ещё год в студентах ходить? В общем, если у министерства была задача максимально усложнить жизнь всем игрокам высшего образования, то это получилось отлично.

Если отбросить тонкости перефразирования Болонского процесса на новый лад, очевидным становится интересная деталь. С началом спецоперации государственные ведомства как один бросились рвать связи с ненавистным прозападным прошлым и настоящим. Дескать, будем строить наше уникальное будущее на богатом историческом наследии. Прежде всего, на советском. Частный пример Министерства образования и науки показал, на каком действительном уровне это реализуется. Меняются формулировки, дабы изобразить деятельность. Остаётся надеяться, что остальные структуры не последуют примеру и действительно пересмотрят свои принципы. Иначе нам новой России не построить.
103 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    10 мая 2023 04:22
    Я просто не понимаю, зачем нам многоуровневая система образования. Советские специалисты были востребованы практически везде, если, конечно, они действительно учились, а не отбывали номер в ВУЗах. Что мешает вернуться к советской системе? Единственное, приходящее в голову, это деньги. Для профессорского состава.
    1. +20
      10 мая 2023 04:26
      да власть,от одного слова "советский",начинает корёжить как одержимую !
    2. +4
      10 мая 2023 06:02
      Цитата: Дед-дилетант
      Я просто не понимаю, зачем нам многоуровневая система образования.

      Вы правильно написали в конце
      Цитата: Дед-дилетант
      это деньги. Для профессорского состава.

      И только деньги, чем больше ступеней и лет обучения тем больше денег, потому как на качестве и обьеме знаний студентов это никак не отражается, судя по тем кто сейчас приходит на работу.
      1. -1
        10 мая 2023 06:36
        Цитата: Telur
        И только деньги, чем больше ступеней и лет обучения тем больше денег,

        Вы не правы - 10 человек будут учится по 4 года или 6 человек 6 лет - сумма не изменится. Количество студентов
        фиксированно и постоянно- 4 или 6 лет- денег будет та же самая сумма.
        Вот если увеличат количество принимаемых студентов- тогда да, бабла будет больше....
      2. +3
        12 мая 2023 07:45
        Ну если говорить о конструкторах и технологах, то с этим у мелких и средних предприятий большие проблемы. Уровень подготовки молодых специалистов оставляет желать лучшего, "спасибо" интернету. Вместо изучения дисциплин и выполнения работ самостоятельно, многие студенты просто скачивают работы из сети. Старое поколение, с книжным образованием, уходит. Передачи опыта и знаний новому поколению нет, наставничество потеряно. Как образно выразился один из старых специалистов: "Через два поколения будут сидеть на деревьях" при таком отношении к образованию и промышленности. У моих знакомых, достаточно крупных предпринимателей, большие проблемы с поиском технологов и конструкторов. Так что, дореформировались как в промышленности так и образовании. Эффективность экономики ведь определяют не отдельные победители всевозможных иноконкурсов, а большая масса рядовых исполнителей на производстве. А вот с этим в государстве беда. Удивляться не надо. Греф ведь во все услышанье говорил что государству не нужны образованные, ими трудно управлять, задают ненужные вопросы.
    3. +6
      10 мая 2023 08:02
      Ельцинисты пытались влиться в тот,западный мир.Вот и вся причина.Они до сих пор занимают ведушие позиции в миробре,минпросе итд..
      1. -1
        10 мая 2023 19:59
        Цитата: dmi.pris1
        Ельцинисты пытались влиться в тот,западный мир.Вот и вся причина.Они до сих пор занимают ведушие позиции в миробре,минпросе итд..

        Никуда они не делись, прочно окопались и думают дальше " верой и правдой" служить российским олигархам, которые служат глобалистам и хотят присоединиться к ним, вопреки интересам нашей страны
    4. +14
      10 мая 2023 08:14
      Что мешает вернуться к советской системе?

      Советская система - это социализм, сейчас капитализм. А так совсем ничего не мешает laughing
      1. -1
        10 мая 2023 20:10
        Цитата: Эдуард Ващенко
        .....Советская система - это социализм, сейчас капитализм. А так совсем ничего не мешает laughing

        hi Мешает ни что, как спросили, а кто. Вот эти самые чиновники от минобра.....например, в 2013 ВВП дал указание насчёт нового школьного учебника истории. Так они такой учебник сляпали, что по нему только так
        получится учить детей, что они и станут рабами при глобализме , где РФ задумана сырьевым придатком для запада
    5. +9
      10 мая 2023 08:23
      Цитата: Дед-дилетант
      Я просто не понимаю, зачем нам многоуровневая система образования. Советские специалисты были востребованы практически везде, если, конечно, они действительно учились, а не отбывали номер в ВУЗах. Что мешает вернуться к советской системе? Единственное, приходящее в голову, это деньги. Для профессорского состава.

      Тут скорее не понимание самой сути Болонской системы… как сперва верно указал автор - бакалавр это технический специалист, он нужен чтоб «ручками» работать, получив основные необходимые навыки высшего образования, условно это современная версия училищ… знаний им полученных хватает чтоб выполнять функции мастера на заводе, оператора на электростанции, прораба на стройке. Все, большего от него не требуется, одновременно это позволяет сделать более дешёвым такое образование (в большинстве стран мира высшее образование платное), а значит более доступным… для более сложной работы есть магистратура- для проектирования, науки, преподавания, руководства цехом и тд… просто как всегда у нас решили сделать не пойми что - ни совершенства старой системы, ни полного принятия новой не произошло…
      1. +4
        10 мая 2023 21:31
        Дело в том, что когда-то в хороших техникумах умели подготавливать нормальных выпускников для народного хозяйства быстрее, дешевле и лучше, чем сейчас пресловутых бакалавров. Аналогичная ситуация была в стародавние времена с курсантами в средних военных училищах, выпускавших младших офицеров для армии.
    6. +3
      10 мая 2023 08:40
      Все мешает, на самом-то деле. Точнее, для советской(хотя и не самой лучшей, но куда лучше нонешней)) системы образования нужен советский Союз. ИЧСХ, желательно - тот симулякр, на который активно.....в общем, практически молятся wink многие. А отнюдь не реально имевший быть конструкт. Судьба реального нам известна, увы, слишком хорошо. Без этого маленького обстоятельства все мрии о возвертании "советской школы" мриями и останутся. Даже если и вернуть - очень быстро получится некий аналог имеемой системы.
    7. +3
      10 мая 2023 14:05
      Я просто не понимаю, зачем нам многоуровневая система образования. Советские специалисты были востребованы практически везде, если, конечно, они действительно учились, а не отбывали номер в ВУЗах. Что мешает вернуться к советской системе? Единственное, приходящее в голову, это деньги. Для профессорского состава.

      У нас тоже была многоуровневая система образования. А советские специалисты были востребованы в основном в Африке. Единицы пролезали на Запад.
      Болонская система - это попытка подтянуть наше образование к западному.
      Пока безуспешная.
      Мы на 52 месте из 139 в рейтинге стран по образованию, а МГУ на 163 среди ВУЗов.
    8. +2
      10 мая 2023 21:26
      Цитата: Дед-дилетант
      Я просто не понимаю, зачем нам многоуровневая система образования. Советские специалисты были востребованы практически везде, если, конечно, они действительно учились, а не отбывали номер в ВУЗах. Что мешает вернуться к советской системе? Единственное, приходящее в голову, это деньги. Для профессорского состава.
      Абсолютно не так...
    9. +1
      11 мая 2023 19:04
      Цитата: Дед-дилетант
      Что мешает вернуться к советской системе?

      Тем более, что она и не уходила бесследно! Специалитет - это и есть советская система. 5 лет обучения - и полноценный профильный специалист (ну если груши с яблонь не околачивал конечно во время обучения).
  2. +8
    10 мая 2023 04:26
    В СССР тоже было образование двухступенчатое училище\техникум-институт и не понятно зачем его сломали.Сейчас опять создают сложности ,чтобы потом кивать на "болонку"-ах как хорошо с ней было..
    1. +15
      10 мая 2023 04:50
      Цитата: Гуран33 Сергей
      училище\техникум-институт и не понятно зачем его сломали

      Его не сломали. Его убили...
      1. ORE
        +17
        10 мая 2023 06:12
        Было у нас в стране на 1999 год пять автотранспортных техникумов (учился в одном из них). В 2000 провели аттестацию и два или три закрыли. Выпускались техники механики широкого профиля по ремонту и то автобусов, грузовых и легковых машин (водительские права и корочки слесаря от 2 до 4 разряда). На втором курсе отсеивалось от 30 до 50% студентов (теоретическая механика, электротехника). На 3 курсе сопромат (в обычном техникуме!). Туда поступить то сложно было. А счас там КОЛЛЕДЖ с кучей не до сварщиков, не до механиков, не до техников. И учебных грузовых машин я давно не видел. Вот и вся болония.
        1. +6
          10 мая 2023 08:23
          Цитата: ORE
          В 2000 провели аттестацию и два или три закрыли.

          А зачем миллионы грамотных специалистов? Они нужны для тысяч фабрик и заводов. Зачем сотни тысяч научных работников? Для сотен НИИ и КБ. Одно без другого не может существовать...
          1. +6
            10 мая 2023 13:06
            А зачем миллионы грамотных специалистов? Они нужны для тысяч фабрик и заводов. Зачем сотни тысяч научных работников? Для сотен НИИ и КБ

            Если послушать разных советников президента, таких как фурсенко, а также некоего грефа, то грамотные специалисты не нужны по определению, они советовали готовить грамотных потребителей... А если учесть, что тысячам фабрик и заводов закрыли, а также закрылись сотни НИИ и КБ, то грамотные специалисты и учёные не нужны от слова совсем...
            Вот и имеем такое образование для потребителей....
      2. ORE
        +4
        10 мая 2023 06:36
        Поправлюсь не много, в 1996 аттестация была, на первом курсе был. 30 лет прошло , все не упомнишь.
  3. +15
    10 мая 2023 04:27
    Слом советской системы (одной из самых лучших и эффективных в мире) как школьного, так и высшего образования - долгоиграющая программа по превращению России из "Верхней Вольты с ядерными ракетами" в просто "Верхнюю Вольту". В "Силиконовой долине", IBM и ряде других ведущих мировых фирм полно выпускников советских ВУЗов. Но снижение интеллектуального уровня нынешних выпускников продолжается. И вина в этом наших собственных руководителей и чиновников "от образования".
    1. +9
      10 мая 2023 07:11
      Цитата: Дилетант
      В "Силиконовой долине", IBM и ряде других ведущих мировых фирм полно выпускников советских ВУЗов

      Скромно напомню - выпускники СОВЕТСКИХ вызов закончились максимум в 1995 - поступивших до развала СССР.
      И им сейчас под 55 лет..
      Дальше были только выпускники российских вузов.
      З.ы.
      Цитата: Дилетант
      IBM и ряде других ведущих мировых фирм
      IBM давным-давно куплено на корню китайской "Леново".
      1. +3
        10 мая 2023 15:58
        Цитата: свой1970
        IBM давным-давно куплено на корню китайской "Леново".
        Пара самых малоприбыльных подразделений IBM были когда-то куплены Lenovo - так правильно.
    2. +5
      10 мая 2023 08:16
      Цитата: Дилетант
      Но снижение интеллектуального уровня нынешних выпускников продолжается. И вина в этом наших собственных руководителей и чиновников "от образования".
      Еще Фурсенко в свое время говорил, что нам нужен "человек-потребитель". А СССР нужен был "человек-творец". Поэтому это не вина, а вполне указание сверху, а власть такую сами выбирали. "Умные нам не надобны. Надобны верные"(с) hi
      1. 0
        10 мая 2023 08:44
        А СССР нужен был "человек-творец"

        На каком-то этапе - да. А потом и с этим стало все грустно.... А потом и сам Союз поехал под Шопена....
  4. +9
    10 мая 2023 05:17
    Иначе нам новой России не построить.
    Так что 32 года всё идёт строительство? А что хоть построили?
    1. +1
      10 мая 2023 08:44
      Анекдот пошлый про генсеков напомнить?)))
    2. +3
      10 мая 2023 08:56
      Прекрасно построили вертикаль власти. Абсолютно вертикально.
      1. 0
        10 мая 2023 15:41
        В СССР была куда более мощная партийно-государственная вертикаль, года до 1989.
        1. +1
          10 мая 2023 16:03
          Там была видимость этой вертикали. Как, впрочем, и сейчас. И жила та вертикаль не совсем так, как предполагалось и озвучивалось. Как и сейчас....
          1. 0
            10 мая 2023 21:41
            Цитата: frog
            Там была видимость этой вертикали. Как, впрочем, и сейчас. И жила та вертикаль не совсем так, как предполагалось и озвучивалось. Как и сейчас....
            Не совсем так, есть весьма существенные, качественные отличия.
            1. -2
              10 мая 2023 21:57
              Безусловно. Про того же Яковлева контора минимум пару раз выкладывала материалы о его.....неоднозначности. Насяльника молчала.... Что на местах творили все эти республиканские рукойводители - отдельная песенка.... Про титаническое воровство на той же желдороге речь на ЦК стояла. И т.д. А так-то - да, были существенные отличия....
  5. +5
    10 мая 2023 05:37
    Где можно выучить ся на поэта-песенника?
    Инженер-механик кем будет работать?
    В вузах показывают примерный путь тудента-выпускника до пенсии? "коллективныйфальков" видит перспективы человека и всей отрасли, предприятия?
    Видимо, вопрос в филосовском осмыслении куда мы идем, кто ведет.
    И Кого будут проклинать в 2050г...
  6. +8
    10 мая 2023 05:57
    Есть глава правительства Мишустин - с него весь спрос.. а над ним сидит Путин.. видать ему тоже все нравится... хотя иногда кажется этим двум персонажам, от которых зависит развитие России, глубоко на все наплевать...
  7. +5
    10 мая 2023 06:04
    Советская система образования была качественной и полностью оправдывала себя. Все идет к тому, как у нас принято в последние десятилетия, что в итоге помучавшись опять вернуться к советской системе образования. А для этого необходима политическая воля и министр, который действительно болеет за российское образование, а не за увековечивание себя в истории дурацкими нововведениями.
    1. +1
      10 мая 2023 07:29
      Цитата: rotmistr60
      Советская система образования была качественной и полностью оправдывала себя.

      Спорно. Иначе приходяшему на производство выпускнику не говорили бы - "А теперь забудь все чему там вас учили и слушай сюда!"....
      А еще была куча непрофильных предметов- например история кооперативного движения в Энгельском кооперативном.

      И еще - к закату(от 1985) экзамены стали откровенно покупными.Все знали -какая гардеробщица для какого препода берет...
      И анекдотные "-это не баран, это подарок. А баран в институте учится!" и " Купи себе трамвай и ездий как все" - народ придумал не просто так.
      1. +4
        10 мая 2023 08:21
        А еще была куча непрофильных предметов- например история кооперативного движения в Энгельском кооперативном.
        Да как Вам сказать, насчёт непрофильности. Вот в МФТИ никогда не было истории науки, пришлось самому осваивать, когда стал преподавать. В МГУ - была когда-то такая дисциплина. Если хочешь что-нибудь узнать глубоко, то история предмета никогда не мешает. Другое дело, что студентам Энгельского кооперативного техникума этого не надо было.
        1. +1
          10 мая 2023 09:27
          Цитата: Авиатор_
          Другое дело, что студентам Энгельского кооперативного техникума(!!!) этого не надо было.
          belay так то института потребкооперации...И преподавали эту историю весь первый курс со сдачей экзамена.
          А поскольку институт был торговый- взятки завозили туда мясом или деньгами.
          В 1987 3 000 рублей стоило поступление- и это не было великой тайной, мои родителям сказали это сразу...
          А я уперся и поехал в Москву поступать в МИИВТ и Губкина
      2. +4
        10 мая 2023 15:43
        "А еще была куча непрофильных предметов- например история кооперативного движения в Энгельском кооперативном". Ну как небольшой курс для общего развития данный предмет вполне нормален.
      3. 0
        12 мая 2023 20:43
        свой1970 (Сергей). 10 мая 2023 07:29. НОВЫЙ - "...Спорно. Иначе приходяшему на производство выпускнику не говорили бы - "А теперь забудь все чему там вас учили и слушай сюда!".."

        СВОЙ. Странно. Фразу "слышали". но не "слушали". no
        Попробую с "помощью" дедушки Гёте вам помочь не только " слышать". но понять т.е "слушать2 what СМЫСЛ. hi
        И так - «Суха, мой друг, теория везде, Но древо жизни пышно зеленеет». Иоганн Вольфганг Гёте “Фауст”. Эту фразу произносит у Гёте в Фаусте Мефистофель...
        Школа - класическая теория
        Техникум - ВУЗ - более продвинутая имеющая некоторую "обратную" связь(+\-) с опытным производством. Но ТОЖЕ ТЕОРИЯ.Были в СССР такие.
        А производство - там ПРАКТИКА.
        Вот ОТТУДА и "ваша" фраза.
        Вроде бы теоретически должны знать. хотя с приходом ГОРБИ (11 марта 1985 года, Михаил Горбачев (получивший на Западе прозвище Горби) занял самый главный пост в руководстве СССР. ) С него и понеслось "...уширить- ухлубить... да ду дА..."..в полную ....Ж... belay
    2. +1
      10 мая 2023 08:08
      Я выше уже писал,что в министерствах засели ельцинисты.Дело не в одном министре,ему просто не дадут работать.Как сверху,так и снизу.Это вопрос СИСТЕМЫ.Нужна политическая воля-признание ошибочности пути развития образования и пути исправления ситуации.И да-чистка внутри министерств
      1. +2
        10 мая 2023 13:13
        ошибочности пути развития образования и пути исправления ситуации

        И не только пути развития образования, а пути исправления самой СИСТЕМЫ государства...
      2. -2
        10 мая 2023 20:18
        Цитата: dmi.pris1
        ......Нужна политическая воля-признание ошибочности пути развития образования и пути исправления ситуации.И да-чистка внутри министерств

        К сожалению этого не происходит. recourse бывают, правда робкие намёки иногда... И как не вспомнить про " обрыбение" у Лема?
  8. +11
    10 мая 2023 06:16
    В первую очередь, отказ от западных образовательных стандартов должен произойти в среднем и общем образовании. А уже потом в вышке. Иначе ничего не изменится. Ведь нынешнее поколение в среднем реально тупее нашего. Я работаю учителем в средней школе хоть и первый год, но знаю, о чем говорю. До этого проработал 12 лет в спецшколе. Теперь, имея возможность сравнить, вижу пропасть, в которую продолжает падать образование. Детей учить некогда. Нужно делать отчёты. Иначе ты не работаешь. Нужно участвовать ВО ВСЕХ сомнительных онлайн мероприятиях, спускаемых сверху. Иначе накажут директора, а он срежет тебе и без того скудную зарплату. В спецшколе такого не было. И качество обучения было на порядок выше. Даже с особым контингентом. Отчётность убивает страну.
    1. +5
      10 мая 2023 09:00
      Хоть и звучит банально , но низкий вам поклон за ваш труд, для которого сегодня нужно так много терпения и нервов. hi
    2. 0
      10 мая 2023 13:27
      В первую очередь, отказ от западных образовательных стандартов должен произойти в среднем и общем образовании. А уже потом в вышке. Иначе ничего не изменится. Ведь нынешнее поколение в среднем реально тупее нашего. Я работаю учителем в средней школе хоть и первый год, но знаю, о чем говорю. До этого проработал 12 лет в спецшколе. Теперь, имея возможность сравнить, вижу пропасть, в которую продолжает падать образование. Детей учить некогда. Нужно делать отчёты. Иначе ты не работаешь. Нужно участвовать ВО ВСЕХ сомнительных онлайн мероприятиях, спускаемых сверху. Иначе накажут директора, а он срежет тебе и без того скудную зарплату. В спецшколе такого не было. И качество обучения было на порядок выше. Даже с особым контингентом. Отчётность убивает страну.

      Думаете в советской системе отчетов было меньше? Или ОНЛАЙН мероприятий? laughing
      Сколько раз Вы выводили Ваших школьников на субботники? А на первомайские (и другие) демонстрации? А на полях в сентябре каждый год свеклу за комбайном добираете вместо учебы?
      1. +4
        10 мая 2023 15:09
        Думаете в советской системе отчетов было меньше?

        На учителе? Естественно меньше. Отчетностью для гороно занимались завучи или методисты, которым завучи эту работу частично делегировали.
        1. +1
          10 мая 2023 15:46
          А завуч что, не учитель? Завучи точно так же вели свои предметы. Как и директора школ. Отдельных штатных методистов в школах не было.
          1. +5
            10 мая 2023 16:09
            А завуч что, не учитель?

            Предсказуемый вопрос. Ну расскажите о пед.нагрузке советских завучей и директоров, 0,5? И для каких целей они эти 0,5 оставляли.
            Отдельных штатных методистов в школах не было.

            Речь о штатной единице "организатор внеклассной деятельности с детьми". Они же отвечали за методическую работу. Поэтому методистами их тоже между собой называли. И всякие маевки, субботники и т.д., о которых вспоминает Arzt, тоже были на них.
    3. +1
      10 мая 2023 21:20
      Отчетность всегда убивает любое дело. Примеров масса. Очень жаль.
  9. +4
    10 мая 2023 06:21
    Сперва чиновники/политики, не смотря на протесты умных людей, рассказывали, что болонская система это круто!!! Теперь эти же самые чиновники/политики рассказывают, что это плохо! При чем рассказывают с таким видом, как будто она как плесень сама завелась, а не они же её насильно привили России.
  10. +3
    10 мая 2023 06:21
    Опять всё дело в " эффективных менеджерах". Только они могут ни хрена не сделав толкового распилить бюджет.
    1. 0
      12 мая 2023 20:55
      tatarin1972. 10 мая 2023 06:21. НОВЫЙ - "...Опять всё дело в " эффективных менеджерах". Только они могут ни хрена не сделав толкового распилить бюджет..."

      очЕнь Эхвективные!. drinks wassat bully
      Т.к. "распил" по принципу -
      1- сначалО в одну сторону _ Болонская система.
      2 - теперь в другую нЕ совсем в Болонскую
      3- вполне возможен ТРЕТИЙ вариант - ЗАСТАВЯТ вернуться к КЛАССИЧЕСКОЙ good - на основе которой и строилось советское ОБРАЗОВАНИЕ.
      и без жесткого КОНТРОЛЯ может быть бесконечен... bully
  11. +3
    10 мая 2023 06:22
    Для меня специалист не тот кто окончил какое либо учебное учреждение, а тот кто реально пахал по своей специальности как минимум три года, показывая на деле свои знания, навыки и эффективность.
    Три года надо по своему опыту скажу надо чтобы из бывшего студента сделать специалиста нагружая его делом...через 5 лет он уже покажет класс...а далее все зависит от самого человека готов ли он развиваться дальше по своей ступени или остается на прежнем уровне познания.
    1. Eug
      +3
      10 мая 2023 06:58
      Еще в 1987 (ХАИ) нам говорили, что спецами вы станете тогда, когда пройдете два цикла - "замысел - разработка - производство-эксплуатация- анализ того, что замышлялось и что получилось и почему не получилось то, что замышлялось". Сейчас все намного быстрее, но как-то очень уж поверхностно и показушно.
    2. +2
      10 мая 2023 07:33
      Цитата: Леха с Андроида.
      Для меня специалист не тот кто окончил какое либо учебное учреждение, а тот кто реально пахал по своей специалтности как минимум три года показывая на деле свои, знания, навыки и эффективность.
      Три года надо по своему опыту скажу надо чтобы из бывшего студента сделать специалиста нагружая его делом...через 5 лет он уже покажет класс

      Вас сейчас ногами топтать будут...Вы ж "Клевещете на советское образование- самое лучшее образование в мире!!!!!"...
      И полностью смыкаетесь с мастером"А теперь забудь все чему тебя учили и слушай сюда!!"
      1. +2
        10 мая 2023 08:52
        Не будут)). По крайней мере, за это. Но специалист получается, вообще говоря, лет через десять работы. Само собой, по специальности, само собой, с наличием(поначалу - так точно)) наставника. Реально, Наставника, а не дяди, которому за денежку навязали это торбу. В общем, нужны те самые два цикла, про которые выпускник ХАИ говорил)). При этом крайне полезно, шо б еще и сам ...воспитуемый хотел чего-нито, кроме материального вознаграждения. И, само собой, работа должна вестись потому, что нужно изделие, в соответствии с Т.З.(ТЗ, есссно, тоже на бараом в баране написано)), а не потому что фабрика-кухня готовит фирменное блюдо "жричедали"....
        Отсюда и вывод грустный - даже и в Союзе с этим делом так себе было, а уж сейчас....
  12. Чиновники от образования, будут до конца отстаивать ненавистную для подавляющего большинства "болонку". Это их деньги. И, деньги не маленькие. Не забываем, кто остервенело эту систему насаждал, ломая будущее страны. Им "будущее" наших детей и внуков не важно. А, своих пристроят- будьте покойны.
  13. +2
    10 мая 2023 06:40
    Президент что то говорит народу, поручает министерства и ведомствам, народ доволен и рад, чиновники тянут время и в итоге все оставляют как было, но под другими формулировками и ни кто не несет ответственности и наказания, так конечно чего им бояться и зачем вообще что то делать, если можно и не делать, а создавать вид и их не увольняют как минимум. В итоге народ винит президента и отчасти он прав. Бояре может и прада плохие, но хоть кого то можно было бы для вида снять с должности за неисполнение поручений или несоответствие.
  14. +6
    10 мая 2023 06:45
    В 1990 году у меня был обстоятельный разговор с преподавательницей французского языка в советском ВУЗе, стажировавшейся два года (1989-1990) во Франции. Она сказала, что живут французы лучше, поскольку там более рациональная экономика, но в организации образования мы превосходим их намного. Нам в принципе, исключая мелочи, нечему там учится.
    Она же сказала, что средний советский русский человек превосходит среднего француза по эрудиции, кругозору, широте интересов, нравственным качествам настолько, что само само это сравнение ей кажется нелепым и смешным. Разница огромная в пользу нашего человека. И в первую очередь это благодаря советскому образованию. Её слова: "Там я поняла, какие у нас прекрасные, образованные, культурные люди".
    По её словам, при нормальной организации экономики СССР с такими кадрами мог бы совершить огромный скачок вперед (в том числе в уровне жизни) и стать образцом для всего мира.
    В 1995 году подобный разговор у меня был с преподавательницей английского языка, стажировавшейся в США. Выводы она сделала примерно такие же.
    В общем, именно поэтому советское образование, впитавшее лучшее из европейских академических традиций, и уничтожается.
    1. +7
      10 мая 2023 08:27
      Она сказала, что живут французы лучше, поскольку там более рациональная экономика,

      Это учительница французского разобралась в экономике? good good good
      Она по заводам ходила, сравнивала производственные циклы на предприятиях, планы продаж смотрела? финансовое планирование изучала? движения денежных средств, кредитования, ввод новых мощностей, износ основного фонда?
      По её словам, при нормальной организации экономики СССР с такими кадрами мог бы совершить огромный скачок вперед (в том числе в уровне жизни) и стать образцом для всего мира
      .
      Ага, а так СССР не был образцом для всего развивающегося мира, страна, которая нашла материальные силы и средства, чтобы восстановить всю, ВСЮ, европейскую часть страны после ВОВ, а Франция что там восстановила после 2 мировой? Советская экономика, которую похерили вот такие "специалисты в рациональной экономике".
      В том и проблема, что французский или американский преподаватель языка не лезет туда, где ничего не смыслит. А у нас с Перестройки каждый суслик - агроном.
      1. +1
        10 мая 2023 08:37
        Поменьше агрессии и хамства, гражданин. Если у вас есть опыт сравнения разных образовательных систем, напишите об этом. Речь, прежде всего, о том, что советская система образования была лучше иностранных с точки зрения людей, которые могли на личном опыте сравнивать их. Если вы не в состоянии понять этого, увидеть главное и второстепенное в моем тексте, ничем не могу помочь.
        Sapienti sat.
        1. +4
          10 мая 2023 15:00
          Поменьше агрессии и хамства, гражданин.

          Уважаемый гражданин, мне очень нравится такое обращение.
          Речь, прежде всего, о том, что советская система образования была лучше иностранных с точки зрения людей, которые могли на личном опыте сравнивать их.

          Я равзе где то написал, что советская система образования плохая?
          Я написал, что написал, не более.
          Мне есть, что сравнивать, поверьте, в том числе и "рациональность экономики", но сейчас не об этом.
          Все очень просто: советская система образования работала только в Союзе Советских СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ республик.
          В другой экономической системе она не работает, и она ей по определению не нужна.
          Как не скрещивается уж и жаба. hi hi hi
      2. +2
        10 мая 2023 08:55
        А у нас с Перестройки каждый суслик - агроном.

        А до этого гнилостного процесса суслики кем были? Зооинженерами? Парочку примеров вполне себе могу напомнить, но вы вы ведь их и так знаете, и даже больше))) Перестроечка-то ведь не из вакуума физического взялась и не с Юпитера свалилась....
    2. +2
      10 мая 2023 09:02
      Только хотел написать вам не поверят, но вижу вам уже не верят. hi
    3. +1
      10 мая 2023 17:17
      В 1990 году у меня был обстоятельный разговор с преподавательницей французского языка в советском ВУЗе, стажировавшейся два года (1989-1990) во Франции. Она сказала, что живут французы лучше, поскольку там более рациональная экономика, но в организации образования мы превосходим их намного. Нам в принципе, исключая мелочи, нечему там учится.

      В чем она лучше, наша организация? В том что в МГЛУ им. М.Тореза (типа наш базовый лингвистический ВУЗ, который скорее всего заканчивала Ваша преподавательница), даже кампуса нормального нет? И в том, что базы разбросаны по 3-м районам Москвы, поэтому стьюденты по 3 часа в день в дороге проводят?

      Или тем, что здесь вам язык будут преподавать переводчики в 3-м поколении, занявшие кабинеты по наследству, по конспектам своих бабушек и дедушек, а в Мичиганском университете русскую поэзию какой-нибудь Бродский, выдержавший на должность всемирный конкурс 1:100. laughing
  15. +3
    10 мая 2023 06:46
    Лично у меня был при поступлении в Ленинградский Политех- по окончании СПбГТУ. 5 лет учебы, полгода диплом.На работу сначала электромонтером, а дальше как себя покажешь. Как нам преподаватели говорили- мы вам дали базу, работать можете где угодно .Ваша задача эти знания применить. Интернетов и компьютеров в глобальном пользовании тогда не было. А, литература и опыт , передававшийся от наставников- были. На производстве.
  16. Eug
    +2
    10 мая 2023 06:47
    Хочешь убить страну - лиши ее подрастающее поколение нормального образования ... все остальное получится само.
    1. +3
      10 мая 2023 08:49
      Ну да, только болонская система это верхушка айсберга, проблема начинается в обычной школе, где детей учат методом тыка угадывать правильный ответ (привет егэ и цифровизаторам)
      1. +5
        10 мая 2023 15:27
        Посмотрите задания по ЕГЭ по истории или обществознанию этого года. Где вы там увидели метод тыка?
  17. +2
    10 мая 2023 07:24
    Цитата: Дилетант
    И вина в этом наших собственных руководителей и чиновников "от образования".

    Чем менее образовано население, тем умнее ему кажется правительство. Да только рывка с таким населением ни какое правительство не совершит.
    1. +2
      10 мая 2023 09:46
      Цитата: Alex66
      Цитата: Дилетант
      И вина в этом наших собственных руководителей и чиновников "от образования".

      Чем менее образовано население, тем умнее ему кажется правительство. Да только рывка с таким населением ни какое правительство не совершит.

      Слова "Да ну нафиг!!" наиболее точно характеризуют ваш пост.Куча стран где правительства имея низкообразованное население совершало рывки - начиная с СССР и заканчивая послевоенной Японией и Китаем...
      1. +2
        10 мая 2023 15:52
        В Японии уже в начале 20 века уровень образования был довольно высокий. К началу 20 века всё население было обучено грамоте, шестиклассное начальное образование было обязательным с 1908 года.
      2. +4
        10 мая 2023 16:02
        Цитата: свой1970
        Куча стран где правительства имея низкообразованное население совершало рывки - начиная с СССР и заканчивая послевоенной Японией и Китаем...
        Вот только для рывка СССР завозил спецов из штатов (благо великая депрессия была), а Китай из СССР, а потом из штатов и Европы.
        1. 0
          11 мая 2023 05:54
          Цитата: bk0010
          Цитата: свой1970
          Куча стран где правительства имея низкообразованное население совершало рывки - начиная с СССР и заканчивая послевоенной Японией и Китаем...
          Вот только для рывка СССР завозил спецов из штатов (благо великая депрессия была), а Китай из СССР, а потом из штатов и Европы.

          Да.И не только из Штатов- из Германии тоже.
          Тем не менее оппонент утверждал
          Цитата: Alex66
          Чем менее образовано население, тем умнее ему кажется правительство. Да только рывка с таким населением ни какое правительство не совершит.

          Тем не менее именно с таким населением и были совершены рывки
  18. +4
    10 мая 2023 07:58
    В верхах сидят сплошные по достоевскому
    1. +3
      10 мая 2023 08:46
      К сожалению не совсем так, мне кажется больше подходит другое определение, ведь идиоты это только от скудости умственных способностей
  19. +5
    10 мая 2023 09:04
    Я так понимаю с отказом от болонской системы у нас получилось примерно также как с пресловутым "импортозамещением"?
    1. +6
      10 мая 2023 10:03
      Естественно. Как ничего не собирались импортозамещать, так никто не собирался ни вводить "болонку" как систему, так, тем более, отказываться от нее. И проблема отнюдь не в деньгах, денежки они и при другой системе точно так же тырить будут. Людишки-то все те же, как и правила игры wink
  20. -1
    10 мая 2023 09:31
    Болонская система позволяет бакалавру из Пятигорска закончить магистратуру в Москве. А бакалавру из Питера -магистратуру в Утрехте или Милане.
    На изначальное обучение "с нуля" в вышеуказанных местах у огромного большинства т. Н. класса просто не хватит денег. Это вполне себе социальный лифт, который невежды не в силах заметить.
    1. +4
      10 мая 2023 16:05
      Цитата: Engineer
      Болонская система позволяет бакалавру из Пятигорска закончить магистратуру в Москве. А бакалавру из Питера -магистратуру в Утрехте или Милане.
      Говорят, что "болонская система позволяет бакалавру из Пятигорска закончить магистратуру в Москве", а в реальности для своих (которые уже учились в этом ВУЗе) студентов "местов не хватает".
      1. -2
        10 мая 2023 17:57
        Я назвал случаи о которых известно лично мне. Не хватает бюджетных мест. Как и везде. на платном отделении куда проще
  21. +3
    10 мая 2023 11:07
    чем ругаться по теме статьи - вы лучше на лица посмотрите тех, кто решал/определял как надо учить НАШИХ детей...
    Советская система имела много недостатков, но главным из которых были мы сами - основная масса поступающих в Вуз - считала, что получив высшее образование - им до пенсии - ничего "делать не надо"(т.е. рента): эти взгляды шли из "кухонных рассуждений" в каждой квартире... а фактически это было отражением мысли о "кухаркиных детях" наяву.
    Но, внедренная болонская система закрепила это на законодательном уровне - зачем "ИМ (т.е. нашим детям)" - всеобемлющие знания? - достаточно того, что дадим диплом и скажем, что они получили высшее образование!
    Поймите, они(за бугром) живут там по другому "Уставу", который у нас не применить или если начинаем применять - то получаем "феодализм" в полном смысле этого слова...
    Фактически, все что вы писали выше - отражает те или иные черты сегодняшнего феодализма.
    так, что - смотрите на "лица" которые проводят такие "реформы" - тогда понятно будет в чьих интересах это делается!
  22. +1
    10 мая 2023 11:11
    а фурсенкам памятник где установят?
  23. +3
    10 мая 2023 12:04
    Увы, это подтверждает только тезис об отрицательном отборе.
    Приказали отказаться от Болонской системы - отрапартовали - отказались.

    В реале, просто изменили названия ,и оставили образование как угодья для кормления бояр-родственников финансистов и чиновников.

    Необразованному народу можно втюхивать все.
    Год назад первыми ломанулись из России высококлассифицированные специалисты. Еще до мобилизации.
    Игроделы, програмисты, системщики, финансисты и прочее...
    1. -2
      10 мая 2023 13:02
      Игроделы, програмисты, системщики, финансисты и проче

      вот кроме программистов - остальные могли бы и не возвращаться... на мой взгляд...
      1. +2
        10 мая 2023 13:49
        Зря вы так про игроделов, это в одной из категорий тоже самое, что и программист. Я как-то решил на досуге, в качестве хобей, что-нибудь простенькое, для себя в плане игроделания сварганить и оооооо hi
    2. +1
      10 мая 2023 18:31
      высококлассифицированные специалисты.
      Я читал форумы ларсовцев- преобладали баристы, нутриционисты, барберы, тренеры личностного роста laughing .
  24. +2
    10 мая 2023 12:24
    «Болонка» остаётся
    Остаётся. Как в том анекдоте:"Ша!Никто,ни куда ,не идёт"(с).
  25. +1
    10 мая 2023 14:06
    Цитата: billybones
    По её словам, при нормальной организации экономики СССР с такими кадрами мог бы совершить огромный скачок вперед (в том числе в уровне жизни) и стать образцом для всего мира.
    В 1995 году подобный разговор у меня был с преподавательницей английского языка, стажировавшейся в США. Выводы она сделала примерно такие же.
    В общем, именно поэтому советское образование, впитавшее лучшее из европейских академических традиций, и уничтожается.


    Что значит "нормальная организация"?
    Это типа рыночное реформирование? Попробовали... приватизацию провели, ну и?
    Чушь ваши учителки несли. Понятия не имели, что экономика - не сферический конь, в вакууме не обитает. Все имеет значение - география, климат, предыстория, начальные условия, внешнеполитическое окружение, выбранные приоритеты.
    Какой скачок? В чем? В производстве потребительских товаров? В производстве легковых авто? Бытовой электронике?
    Ну извините.... на самом деле для всего этого часто не хватало ресурсов, металлов (и цветных), полимеров... Да и приоритеты были другие. Вначале надо было жильем граждан обеспечить, инфраструктурой сопутствующей (электричество, водоснабжение и т.п.), а уж потом на производство авто и магнитофонов упор делать.
    Когда во Франции (да и в США) развивали свою инфраструктуру, уровень жизни там тоже был не так уж высок. И это несмотря на доступ к внешним ресурсам (колоний или зависимых стран). А у СССР, в отличие от той Франции или Англии колоний (откуда можно качать ресурсы, наплевав на нужды туземцев) не было, все на себе тащили, да еще и союзникам помогали.
  26. +2
    10 мая 2023 14:10
    Цитата: Engineer
    Болонская система позволяет бакалавру из Пятигорска закончить магистратуру в Москве. А бакалавру из Питера -магистратуру в Утрехте или Милане.
    На изначальное обучение "с нуля" в вышеуказанных местах у огромного большинства т. Н. класса просто не хватит денег. Это вполне себе социальный лифт, который невежды не в силах заметить.


    Если у бакалавра денежки есть. Поскольку просто снять жилье,жить в Москве - недешево и не всем по карману.
    Эти социальные лифты нацелены на изъятие свежих мозгов в пользу Запада. В этом - сама суть болонской системы.
    1. +4
      10 мая 2023 14:35
      1. а без болонской системы в 90х, "запад" не забрал ученных после развала СССР?
      2. внутри РФ половина выпускников, работают не по специальности-зачем столько учили-какая разница - какое качество-им есть где работать?
      3. в нормальных, развитых странах-не создают препятствия потенциальным уезжающим, а стараются делать так-чтобы к ним, сами ехали из других стран "лучшие" - Вам не кажется, что при таком подходе и рост науки/производства получше заметно? не кажется ли Вам, что ввод ограничений=расписка в бессилии?
      4. разговаривал с преподом, он сказал, что у нас - нормальной болонской системы в большинстве ВУЗов просто НЕТ, поэтому так и дают программу специалитета откорректированную..
      5. может не болонская система учиться мешает-все таки? а, например, возможность сдачи экзаменов "альтернативным" способом-которая повсеместно используется?
      6. правду считаете, что просто перейдя на специалитет - из ВУЗов тут же начнут выпускаться "суперспецы", отличающиеся от сегодняшних? и что именно-эта самая "Болонская система" главный корень зла в образовании? а в 2000х до ее введения, что злом было?
    2. 0
      10 мая 2023 15:24
      Племянник жены поступил в прошлом году в московский вуз, МИРЕА, на бюджет, и общежитие сразу дали.
  27. 0
    10 мая 2023 15:20
    "А если студент талантлив и готов грызть гранит науки ещё пару лет? Тогда, пожалуйста, в областной центр или вообще в столицу другого региона" А что, у нас масса вузов за пределами областных центров? Абсолютное их большинство и располагается в центрах субъектов федерации.
  28. -1
    10 мая 2023 15:23
    "Например, мехмат, химфак, факультеты фундаментальной физико-химической инженерии, психологии, космических исследований, биоинженерии и биоинформатики МГУ остались на пятилетнем специалитете. Все остальные подразделения в той или иной степени до сих пор на двухступенчатом образовании". Все будущие медики во всех вузах страны тоже учатся по программе специалитета. Кстати, вот как раз у психологов и части гуманитариев можно оставить двухуровневую систему.
  29. +4
    10 мая 2023 15:33
    Цитата: Illanatol
    Чушь ваши учителки несли.


    Сколько скромности и уважения к мнению совершенно незнакомых вам людей звучит в этой фразе. Не вижу смысла вам что-то объяснять дополнительно. Вы ведь и так всё знаете.
  30. +1
    10 мая 2023 22:27
    Реформы так не делаются. Я, конечно, магитратур и аспирантур не заканчивал, но мне очевидно: сначала надо выгнать тех, кто косячил предыдущие реформы. А уже потом назначить тех, кто будет косячить хотя бы по-новому, может что интересное нащупает. А старый косячник - он и косячить будет как умеет, по-старому.
  31. +1
    11 мая 2023 08:31
    Цитата: советник 2 уровня
    1. а без болонской системы в 90х, "запад" не забрал ученных после развала СССР?


    Так речь шла не об ученых (учеными не становятся сразу после окончания ВУЗа), а о студентах (бакалаврах/магистрах).
    Конечно, забирал. Но на Западе прекрасно понимали, что этот источник - не бесконечен. И для лучшего "переваривания" было бы неплохо подвести обучение туземных студентов под западную гребенку. Болонская система - в помощь.

    Цитата: советник 2 уровня
    2. внутри РФ половина выпускников, работают не по специальности-зачем столько учили-какая разница - какое качество-им есть где работать?


    Затем столько и учили, чтобы они работали ТАМ! Чего неясно, гражданин?
    А чтобы выбор был богаче, выбрать лучших - учили с немалым "запасом". Кто по критериям не подошел - марш работать "менеджером по продажам" или в ларьке сидеть.
    Плюс - коммерческое обучение есть неплохой бизнес.

    Цитата: советник 2 уровня
    в нормальных, развитых странах-не создают препятствия потенциальным уезжающим, а стараются делать так-чтобы к ним, сами ехали из других стран "лучшие" - Вам не кажется, что при таком подходе и рост науки/производства получше заметно?


    Только для этого нужно приоритетное и щедрое финансирование наукоемких отраслей. Как за счет государства, так и за счет частного сектора. Государство наше не столь уж и богато, но все же немного старается науку поддерживать. А вот со стороны частного бизнеса подобное не слишком заметно. Да и не заметно на местном горизонте своих "масков" и "бриннов". Увы, увы...
    Переманить спецов из-за рубежа - полдела. Нужно им условия труда соответствующие создать, отработать механизмы внедрения НИОКР. Кто этим будет заниматься? "Болонские" специалисты? Оно им надо?

    Цитата: советник 2 уровня
    может не болонская система учиться мешает-все таки? а, например, возможность сдачи экзаменов "альтернативным" способом-которая повсеместно используется?


    Кто хочет учиться - тот будет учиться. Даже болонская система не помешает, хотя она не дает настоящего целостного образования в силу своей природы. Другое дело, что в наших ВУЗах часто учатся те, кого там и быть не должно, а кто хочет и может стать специалистом, не имеет часто денег на обучение. Высшее образование становится все более элитарным, увы.
    Главная проблема, конечно, не связана с болонской системой. Скорее, болонская система - лишь к приближение к западным стандартам, вполне классовым. Пролетариям, с точки зрения буржуев, хорошее образование не нужно. Но если пролетарий все же талантлив - его нужно "ассимилировать" и сделать лояльным элите.

    Цитата: советник 2 уровня
    6. правду считаете, что просто перейдя на специалитет - из ВУЗов тут же начнут выпускаться "суперспецы", отличающиеся от сегодняшних? и что именно-эта самая "Болонская система" главный корень зла в образовании?


    Я имел возможность сравнивать выпускников 90-х с "болонскими". Увы, но сравнение не в пользу последних, по моему мнению. Тогда проблем тоже хватало, прежде всего связанных с финансовой стороной. Но тогда мы имели, пусть изувеченную и дистрофичную, но все же адекватную систему образования советского образца. То, что мы имеем сейчас и образованием не назвать. Нет, "болонская система" есть лишь производное, корень проблемы намного глубже. Надо возвращаться к советской системе, делая её более практичной и связанной с производством (технические специальности, отчасти естественно-научные). Гуманитарная сфера меня мало интересует и так понятно, что наши гуманитарии в большинстве давно пропитаны "западнизмом".
    1. 0
      12 мая 2023 06:55
      Цитата: Illanatol
      Я имел возможность сравнивать выпускников 90-х с "болонскими".

      "Болонские" реально начали, массово, набираться первые! в 2007 в ВУЗах, а выпускаться после 2010, до этого декларативное присоединение было-Вы это учитываете при сравнении? т.к. и в 2000х еще не "Болонцы" были..
      я так понимаю, что мы имеем общее мнение, что Болонская система-не основная проблема в образовании и начинать реформу нужно не с нее?
  32. -1
    11 мая 2023 08:35
    Цитата: billybones
    Сколько скромности и уважения к мнению совершенно незнакомых вам людей звучит в этой фразе. Не вижу смысла вам что-то объяснять дополнительно. Вы ведь и так всё знаете


    Если мнение отдает бредовостью, я назову вещи своими именами.
    Конечно, не вчера родился и не нуждаюсь в объяснениях со стороны тех, кто не способен критично оценивать чужие точки зрения и бездумно их транслирует в публичном пространстве.
    Нужно свою голову иметь, а не принимать на веру слова тех, кто в нашей стране никогда не жил и судит о ней по бульварной западной прессе.
  33. 0
    12 мая 2023 08:53
    Цитата: советник 2 уровня
    "Болонские" реально начали, массово, набираться первые! в 2007 в ВУЗах, а выпускаться после 2010, до этого декларативное присоединение было-Вы это учитываете при сравнении? т.к. и в 2000х еще не "Болонцы" были..
    я так понимаю, что мы имеем общее мнение, что Болонская система-не основная проблема в образовании и начинать реформу нужно не с нее?


    Разумеется, учитываю.
    Болонская система - да, не основная, но не вижу причин, почему не начать с неё. В конце концов, именно "болонская система" окончательно похоронила остатки советской системы образования (развал и намеренная деградация которой, фактически, были начаты еще в доперестроечные времена).
    Демонтаж вполне естественно вести в обратном порядке.
    А основная проблема нашей системы образования, собственно, лежит за пределами этой системы, как таковой. Но это уже отдельная тема.
  34. 0
    14 мая 2023 13:09
    Болонка в странах колониях есть средство оценки и дешево спереть к себе идеи вместе с талантами ибо на переферии возможностей реализовать идею никогда не будет и за этим тчательно следят разных рангов чубайсы.
    Чтобы эта болонка заработала как в G7,надо иметь желание остатся работать в рф а не сарбоннах, заинтерисованных в развитии своей страны бизнесменов, нулевые кредиты под разработки и производство гражданам-тогда идеи будут у себя обкатыватся а не зарубежом и это потянет необходимость в инжинерах дома и много чего.
    А запрет отход принятия одного элемента системы ничего кроме радости деректора пилорамы не принесет, а систему перенять это много над адаптацией и постройкой чего с настройкой надо сделать и быстро невыйдет никак. Образование должно давать кадры, кадры поддерживать систему,система давать продукт. Чего у нас нет? Всего.