Вице-адмирал З.П. Рожественский

24
Последнее время личность командующего Второй Тихоокеанской эскадрой вице-адмирала З.П. Рожественского вызывает большой интерес. В ряде публикаций делается попытка взглянуть по-новому на его действия в Цусимском бою, разрушить сложившиеся за десятилетия стереотипы. В то же время страницы энциклопедий и справочников последних лет издания пестрят традиционными характеристиками адмирала как «одного из главных виновников» разгрома русской эскадры, показавшего полную бездарность в военном деле». Дать объективную оценку действий командующего — задача будущих историков, мы же пытаемся схематично очертить жизненный и боевой путь адмирала, дать его психологический портрет, не прибегая к разбору как его ошибок, так и неосуществившихся по воле судьбы далеко идущих замыслов. Зиновий Петрович Рожественский родился 17 марта 1848 г. С детства он почувствовал влечение к морской службе, и семнадцатилетним юношей поступил в Морские артиллерийские классы, и совершил первое практическое плавание. В 1870 г. по окончании Морского училища его произвели в мичманы, а через три года он закончил курс Артиллерийской академии. Полученные там знания пригодились во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Лейтенант З.П. Рожественский участвовал во многих боевых походах и столкновениях с противником, в частности, в знаменитом бое парохода активной обороны «Веста» с броненосцем «Фетхи-Буленд». Воинская доблесть молодого офицера была отмечена орденами св.Георгия 4-й степени и св. Владимира 4-й степени с мечами; ему присвоили звание капитан-лейтенанта.



К личности вице-адмирала З.П. Рожественского в настоящее время у любителей истории неоднозначное отношение. Несомненно, будучи командующим эскадрой в столь сложных обстоятельствах, он не мог одержать громогласную победу, как это предвещалось ему безвольным Николаем П. Слишком далеко зашло в тупик Морское министерство — эта огромная бюрократическая машина — при попустительстве императора. Тем не менее многое было в силах З.П. Рожественского. Спасти часть боеспособных кораблей, доведя их до Владивостока, являлось вполне разрешимой задачей. Составители сборника не разделяют мнение автора статьи о полной непогрешимости адмирала, якобы так сильно зажатого в тиски обстоятельств. Личность командующего эскадрой как во времена парусного флота, так и во время русско-японской войны была все же одним из весомых факторов победы. Характерен один неизвестный эпизод, относящийся к начальному периоду службы Рожественского (1873 г.), описанный в воспоминаниях адмирала Г. Цывинского. "Однажды, идя на буксире у клипера "Алмаз", в туманное утро мы были выброшены из своих коек от сильного толчка. Выскочив наверх, мы увидели, что на нашем бушприте сидит нанизанный своими передними парусами купеческий бриг, попавший между двумя нашими судами и оборвавший буксир. Оказалось, что бриг штилевал под парусами и почти не двигался с места, но вахтенный начальник на "Алмазе" лейт. З.П. Рожественский, очевидно, прозевал и не дал ему дорогу, надеясь проскочить с буксиром впереди его носа, но у брига был незначительный ход, и он врезался в буксир". Наиболее объективным, на наш взгляд, следует считать мнение исторической комиссии по описанию войны при Морском Генеральном штабе, где сказано: «В действиях Начальника эскадры, как в ведении боя, так и в его, подготовке, трудно найти хотя бы одно правильное решение. Подчиненные ему флагманы действовали вяло и без всякой инициативы. Адмирал Рожественский был человек сильной воли, мужественный и горячо преданный своему делу, умелый организатор снабжения и хозяйственной части, превосходный моряк, но лишенный малейшей тени военного таланта. Поход его эскадры от Петербурга до Тсусимы беспримерен в истории, но в военных операциях он проявил не только отсутствие таланта, но и полное отсутствие военного образования и боевой подготовки — качества, которые он не сумел сообщить и своей эскадре».

«Русско-японская война» 1904-1905 гг. книга седьмая ПГД. 1917 г, с.218. «Тсусимская операция».



С 1890 г. Зиновий Петрович последовательно командовал клиперами (с 1892 г. крейсерами 2 ранга) «Наездник» и «Крейсер», канонерской лодкой «Грозящий», крейсером I ранга «Владимир Мономах», броненосцем береговой обороны «Первенец». Позже его назначили начальником учебно-артиллерийского отряда, а затем артиллерийского отряда Балтийского флота, где ему удалось значительно продвинуть вперед артиллерийское дело в нашем флоте. Это обратило на себя внимание Николая II, и З.П. Рожественского зачислили в царскую свиту. Командуя различными кораблями и соединениями, Зиновий Петрович зарекомендовал себя знатоком морского дела, строгим и требовательным начальником — для него не существовало слово «невозможно».

В 1903 г. контр-адмирала З.П. Рожественского назначили начальником Главного морского штаба с правами товарища (заместителя) управляющего Морским министерством. Он постоянно ратовал за создание крупного броненосного флота и поддерживал идею достижения победы в морской войне путем разгрома противника в генеральном сражении. Начавшаяся война с Японией вызвала энергичную деятельность адмирала по усилению военно-морских сил. Репутация опытного деятельного моряка с железной силой воли во многом повлияла на решение о назначении З.П. Рожественского в апреле 1905 г. командующим Второй эскадрой флота Тихого океана. Готовя ее к походу, адмирал узнал истинную цену этой армады и не тешил себя несбыточными надеждами на победу, но, верный долгу, как подметил близко знавший Рожественского автор знаменитой «Расплаты» капитан II ранга В. Семенов, никому не уступил бы чести быть первым в рядах людей, добровольно идущих к кровавому расчету. Получив известие о гибели в Порт-Артуре Первой эскадры, адмирал решил, что единственный шанс на успех — немедленное движение вперед и прорыв во Владивосток. Однако по воле Петербурга эскадра надолго застряла на Мадагаскаре. На кораблях начались усиленные учения, выходы в море для практической службы и маневрирования. Но каждый снаряд был на вес золота, и скрепя сердцем в одном из приказов адмирал писал: «...надо учиться не покладая рук. Мы не можем тратить много запасов для учебной стрельбы... Если Бог благословит встречей с неприятелем в бою, то надо беречь боевые запасы...»

Вице-адмирал З.П. Рожественский

На палубе крейсера "Светлана". Император Николай II и адмирал З.П. Рожественский во время смотра корабля в Либаве.



Адмирал Того посещает Рожественского в морском госпитале в г. Сасебо.


Присланная из Петербурга директива гласила, что после гибели Первой эскадры на Вторую возлагается задача огромной важности: овладеть морем и отрезать армию противника от Японии; если же эскадра в нынешнем ее составе не может выполнить эту задачу, то ей в помощь будут высланы из Балтики все боеспособные корабли. Рожественский ответил, что с теми силами, которые находятся в его распоряжении, он не имеет надежды овладеть морем, что обещанное подкрепление приведет не к усилению эскадры, а лишь обременит ее и что единственный план, представляющийся ему возможным, — попытаться с лучшими силами прорваться во Владивосток и оттуда действовать на коммуникациях противника. Однако «подкрепление» в виде Третьей эскадры адмирала Небогатова все же было прислано, и, выйдя с такой обузой из бухты Камранг, вице-адмирал З.П. Рожественский лишился самой малой доли какой-либо надежды на успех.

В роковой день 14 мая 1905 г. после выхода из строя флагманского броненосца «Князь Суворов», когда пострадали почти все, находившиеся в боевой рубке, управление перенесли в защищенный пост. Несмотря на то, что Рожественский был ранен в голову, спину и правую руку (не считая ссадин от мелких осколков), он держался довольно бодро. Чтобы лучше наблюдать за ходом боя, адмирал направился в среднюю правую 6-дюймовую башню, но попавший в левую ногу осколок перебил главный нерв, и ступня оказалась парализованной. Командующего внесли в башню, уже поврежденную и не вращавшуюся. Иногда он поднимал голову и задавал вопросы о ходе боя, а потом опять сидел молча и понурившись. Краткие проблески сознания и вспышки энергии, перемежавшиеся с забытьём, озаряли его черное от копоти лицо, покрытое потеками запекшейся крови. Когда к борту искалеченного «Суворова» по собственной инициативе пристал «Буйный», артиллерийский прапорщик Курсель (впоследствии геройски погибший) потребовал передать адмирала на борт миноносца. Командующего с большим трудом, разорвав на нем мундир, вытащили из башни (ее дверь заклинило) и на руках спустили, почти сбросили на миноносец, что вызвало ликование среди оставшихся в живых моряков «Суворова». Однако общее состояние адмирала — упадок сил, забытье, перемежающееся бредом и краткими проблесками сознания, делали его неспособным к руководству уже агонизирующей эскадрой. Передавая командование Небогатову, адмирал непреклонно заявил: «Идти эскадрой! Владивосток! Курс NO 23°!» Но судьба распорядилась иначе: беспомощного адмирала, пересаженного на миноносец «Бедовый» вместе с некоторыми чинами его штаба, захватили на сдавшемся корабле японцы.

В Сасебо Рожественскому сделали операцию, удалив кусок кости, застрявший в пробитом черепе. В начале сентября пленных доставили в Киото и разместили в храме. В беседах с офицерами адмирал часто говорил о необходимости коренной реорганизации морского ведомства и улучшения боевой подготовки личного состава. Он высказал мысль, что война на многое раскрыла глаза, и не использовать доставшийся столь дорогой ценой опыт будет сознательным преступлением.

После заключения мира бывшие военнопленные возвращались на Родину. 3 ноября 1905 г. на пароходе Добровольного флота «Воронеж» Рожественский вышел из Осаки и через десять дней прибыл во Владивосток. Все, кто с ним здесь встречался, исполнились надеждой, что адмирал, во всей полноте переживший крестный путь эскадры от Либавы до Цусимы и чудом спасенный, возродит Российский флот. Даже бывший главнокомандующий вооруженными силами на Дальнем Востоке генерал А.Н. Куропаткин при личной встрече заявил, что «опять на вас вся надежда в том, что приедете, скажете правду, всю правду... если послушают...» На пути в Петербург сотни и тысячи людей на станциях и полустанках восторженно приветствовали адмирала, встречая и провожая громовым «ура» его поезд; пролитая за Отечество кровь и тяжелые раны сделали его в глазах соотечественников мучеником и национальным героем. «Сила не взяла да Бог счастья не дал!» — с горечью отвечал им Рожественский, тронутый таким сердечным приемом простых людей.

Но в столице адмирала ожидал более чем холодный прием. Когда выяснилось, что он собирается камня на камне не оставить от пославших эскадру на гибель чиновников, считавших морское ведомство своей «жалованной вотчиной», против него сложилась мощная коалиция врагов. Они приложили все усилия, чтобы подготовленные Рожественским отчеты о походе и бое не были опубликованы; в то же время газеты изобиловали небылицами о сражении. Противникам адмирала нужно было во что бы то ни стало сохранить в общественном сознании ту картину боя, которую наспех сконструировали кабинетные стратеги по скоропалительным сообщениям западных корреспондентов. С походом эскадры и с именем Рожественского была тесно связана надежда России на победу, и Цусимский разгром отрицательно сказался на репутации адмирала в глазах общественности. Труды многих публицистов ясно показали, что вину за Цусимское поражение невозможно всецело приписывать одному Рожественскому, тем не менее адмирал, чувствовавший себя виноватым, вышел в отставку и просил его судить, чтобы облегчить свои нравственные страдания. Всю вину за цусимскую катастрофу бывший командующий взял на себя, однако суд его оправдал как тяжело раненного в бою.

С 1906 г. адмирал посвятил себя общественной работе в составе «Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования. В частности, именно его следует считать крестным отцом будущего знаменитого «Новика», поскольку Зиновий Петрович открыл «зеленую улицу» финансированию его постройки. Однако отлучение адмирала от активной службы неуклонно подтачивало его душевные и физические силы. Оказалось пророческим предсказание доктора, лечившего в плену адмирала: «Если в Петербурге пустят к делу — оживет... Сдадут в архив — не выдержит». Продолжительное время адмирал болел, а в 1908 г. телеграфные агентства даже ошибочно сообщили о его смерти за границей. Новый 1909 год Зиновий Петрович встретил в кругу своей семьи и друзей. Он жил в доме №8 по Эртелеву переулку (ныне ул.Чехова) и чувствовал себя довольно бодрым. Проводив гостей, адмирал в третьем часу ночи на пороге своей комнаты упал и скончался, сраженный сердечным приступом. Через два дня состоялось отпевание в Адмиралтейском соборе св. Спиридония и погребение на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры; последний долг адмиралу отдали высшие чины Морского министерства.

Личность адмирала З.П. Рожественского, его служба, беспримерный переход на Дальний Восток и Цусимский бой — достояние нашей и мировой истории.
24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    11 декабря 2012 08:39
    статья интересная! Действительно, Рожественский интересная личность! Цусимское сражение-трагедия, но не стоит всех собак вешать на адмирала.
    1. +14
      11 декабря 2012 09:27
      Согласен с Вами, а том что статья интересна. Большой плюс автору за то, что смог отойти от стереотипов в оценке личности и флотоводца З.П. Рожественского.
      Однако, стратегические ошибки допущенные З.П. Рожественским, как на подходе к Цусимскому проливу так и в начальной стадии сражения, равно как и то что именно он руководил Главным морским штабом ни коим образом не снимают с него, как с личности вины за величайшую трагедию в истории Российского флота.
  2. 0
    11 декабря 2012 09:00
    Личность адмирала З.П. Рожественского, его служба, беспримерный переход на Дальний Восток и Цусимский бой — достояние нашей и мировой истории.
    С этим согласен полностью. Рожественский на протяжении всей истории был подвергнут травле за поражение в Цусимском бою. На него свалили всю вину за поражение, обвинив его в бездарности и глупости. Хотя как-то забывают, что под командованием этого человека русские корабли совершили просто титанический, беспримерный переход.
    На мой взгляд он сделал все, что мог в тех условиях и с теми кораблями, что у него были.
    1. +8
      11 декабря 2012 14:47
      А его приказ о пывешении влажности пироксилиновой взрывчатки?! для избежания самовозгорания? Избежали, - а потом снаряды, даже при попадании в цель не взрывались! Гибели эскадры трудно было избежать, но гибель в куче трупов врагов - достойна мужчины, а русские матросы, погибая, не смогли нанести достойного урона врагу! Похоже на последние кадры 1 серии фильма "Живые и мёртвые", когда по приказу придурка-особиста, разоружённые русские солдаты просто гибнут под немецким огнём. Да и приказ тупо следовать курсом "Норд-ост 23" - не делает ему чести. И пропущенное в начале боя счастливое мнгновение, когда Того, делая "палочку Т" сдвоил свою линию и можно было накрыть японскую эскадру.... Хороший "хозяйственник" провёл эскадру через пол-света для чего??? Чтоб бездарно утопить в Цусиме?! А стоила проводка эскадры этого?! Эскадрой должен командовать не "хозяйственник" - у командира есть пом по тылу, а флотоводец - для боя! Так в чём "заслуга" Рожественского???
      1. -1
        11 декабря 2012 18:56
        nnz226
        Эти пироксилиновые заряды уже оскомину набили. Эта лишь одна из версий, которая кочует из одной книги в другую. А ничего, что порох так же мог отсыреть при переходе во влажном климате? Эту версию почему-то обходят стороной, но она также имеет право на существование.
        Также этот маневр Того - это здорово было разбирать уже на послевоенных картах и писать какой Рожественский вот бы ринуться на врага и перебить его, а то и на абордаж взять как в старые добрые времена. Ну это писал лишь один из участников боя, как он видел ситуацию со своей колокольни. По всей видимости Рожественский видел ее иначе и на то у него были свои мотивы, хотя бы не оставить беззащитными русские транспорты, на которых, как ни странно тоже плыли люди.
        Цитата: nnz226
        а русские матросы, погибая, не смогли нанести достойного урона врагу!

        Ну то что не потопили ни одного броненосца, конечно, не достойно, как казалось бы. Но японцы засекретили данные о своих потерях и естественно занизили потери в составе своих кораблей. Но не смотря ни на что, их корабли горели так же во время сражения и им приходилось на время покидать строй ( у русских такой роскоши не было).
        Не оправдываю Рожественского, но полностью вешать всех собак на него - бесчестно.
        1. 0
          11 декабря 2012 21:18
          Не Ушаков, однако. И не Нахимов.
  3. grizzlir
    +8
    11 декабря 2012 09:16
    В своё время я очень интересовался русско -японской войной и в частности морским сражением возле Цусимы.Перечитал много материалов,так что не стоит меня упрекать что моё мнение о Рожественском основывается только на произведениях Новикова-Прибоя.Рожественский был волевым ,не глупым человеком,достаточно смелым и решительным.Однако его самодурство перечёркивало все достоинства.Не способный прислушиваться к мнению других он считал единственно верными только свои решения и действия.
    Возглавив эскадру ,он сумел довести её без особых потерь ,по очень сложному маршруту почти до японских берегов.Он понимал,что эскадра плохо подготовлена ,но сделать уже ничего не мог,он был заложником обстоятельств,заложником царских решений.
    Если долгий переход до Цусимы можно поставить ему в заслугу.то все дальнейшие его действия,это череда ошибок.Ошибок которые стали роковыми для эскадры.
    Это и маршрут следования,более неудачный выбрать было нельзя.И ошибки маневрирования в самом начале боя,Рожественский как будто специально не воспользовался оплошностью Того.В процессе самого боя от него уже мало что зависело,и раненный адмирал вёл себя достойно.Но что происходит потом.Раненного адмирала и его штаб принимает миноносец Бедовый.Фактически штаб оставил поле битвы и бежал под предлогом спасения Рожественского.Вместо того чтобы на всех парах прорываться во Владивосток или неитральный порт,БЕДОВЫЙ как будто специально пытаются сдать японцам.Что в конечном итоге и происходит.
  4. Construktor
    +7
    11 декабря 2012 09:37
    Итог карьеры - расплата за предательство своего командира, капитана Баранова, что командовал той самой "Веспой" о бое которой с турецким броненосцем вскользь сказано в начале статьи. Баранова обвинили в том, что он выдумал бой и, главное, победный выстрел, лишивший "турка" хода. Выстрел тот, кстати, произвёл Рожественский, на разбирательстве подтвердив "правоту" какого-то брита, бывшего на борту "турка" и утверждавшего что хода тот лишился по причине отказа машин.
    Собаке - собачья "слава".
  5. +4
    11 декабря 2012 10:26
    В наше иудино время умудряются судить даже победителей, а уж у побеждённых нет никаких шансов на реабилитацию. И это правильно. Природу не нужно обманывать.
  6. -2
    11 декабря 2012 11:10
    "Каждый мнит себя стратегом видя бой со стороны". Золотые слова. Легко задним числом, зная результаты сражения, действия врага и наши, принимать решения за адмирала. Думаю что правда где - то посередине. Это конечно не Макаров или Ушаков, но все же то что но сделал мог сделать не каждый.
  7. +1
    11 декабря 2012 15:29
    С 1906 г. адмирал посвятил себя общественной работе в составе «Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования


    А что ему еще остаалось делать?

    Русская эскадра потеряла убитыми и утонувшими 209 офицеров, 75 кондукторов, 4761 нижних чинов, всего 5045 человек. Ранены 172 офицера, 13 кондукторов и 178 нижних чинов. В плен взяты 7282 человека, включая двух адмиралов. На интернированных кораблях остались 2110 человек. Всего личного состава эскадры перед сражением было 16 170 человек, из них 870 прорвались во Владивосток. Потери по конкретным кораблям указаны в описании хода сражения. Из 38 участвовавших с русской стороны кораблей и судов затонули в результате боевого воздействия противника, затоплены или взорваны своими экипажами — 21 (7 броненосцев, 3 броненосных крейсера, 2 бронепалубных крейсера, 1 вспомогательный крейсер, 5 миноносцев, 3 транспорта), сдались в плен или были захвачены 7 (4 броненосца, 1 миноносец, 2 госпитальных судна), из них госпитальное судно «Кострома» было впоследствии отпущено. Интернированы в нейтральных портах до конца войны 6 кораблей (3 бронепалубных крейсера, 1 миноносец, 2 транспорта). Таким образом, для продолжения боевых действий могли быть использованы безбронный крейсер «Алмаз», миноносцы «Бравый» и «Грозный», большой транспорт «Анадырь».



    Прогнившая царская система в принципе этим все сказано.
    Может и достояние истории --но это триумф Японцев,и их броненосец Микасса пережил две войны и стоит мемориалом.
    1. Construktor
      -2
      11 декабря 2012 16:35
      Цитата: Kars
      это триумф Японцев,и их броненосец Микасса пережил две войны и стоит мемориалом

      Это чтой-та за "японские броненосцы"? Японские корабли показали себя во ВМВ. Вот там и "треунф". А с Россией воевала не только Япония, но и Британия с Германией строившая им корабли, и Штаты спонсировавшие япов. Откуда у нищей Японии деньги на флот взялись?
      Конечно, япы дрались на совесть, но одного этого было бы мало.
      1. Братец Сарыч
        +2
        11 декабря 2012 16:50
        Ретвизан, Варяг - США, Баян, Цесаревич - Франция. Новик - Германия, это только те, что сразу пришли в голову, корабли строили за рубежом и Россия, и Япония...
        1. Construktor
          0
          11 декабря 2012 17:09

          Во 2-й тихоокеанской небыло ни одного "импортного" корабля. А у япов - ниодного своего
        2. +1
          11 декабря 2012 20:31
          Братец Сарыч
          Варяг ну никак не мог тянуть на полноценный боевой корабль, скорей диверсия со стороны амеров. Наверное они очень удивились, узнав, что этот корабль пережил бой с эскадрой Уриу.
          1. Братец Сарыч
            0
            11 декабря 2012 22:08
            А он и не пережил вообще-то...
            1. 0
              11 декабря 2012 22:54
              Братец Сарыч,
              Ну вообще-то пережил, раз своим ходом в порт вернулся
      2. +1
        11 декабря 2012 17:24
        Цитата: Construktor
        Это чтой-та за "японские броненосцы"? Японские корабли показали себя во ВМВ

        Ну это те броненосцы и броненосные крейсера которые потопили 1 и 2 тихоокеанские эскадры РИ.
        Цитата: Construktor
        Откуда у нищей Японии деньги на флот взялись?

        Ну например российский император за Корею выделил японии 40 милл.золотых рублей.При стоимости броненосца в 2-3 миллиона.
      3. +2
        29 ноября 2013 19:29
        Цитата: Construktor
        Конечно, япы дрались на совесть, но одного этого было бы мало.

        А одним этим и не победишь. На стороне японцев было многое, и в первую очередь - более грамотное руководство. Как эскадрой, так и страной. Если у бедной Японии хватило средств (а точнее, государственной мудрости) заказать и купить корабли за границей (не самые лучшие на то время, замечу), то что (или кто) мешало куда как более богатой по сравнению с ней Росии сделать то же? Ответ, думаю очевиден: достаточно посмотреть, чьи родственники отвечали за обеспечение флота и армии.
  8. AK-47
    -1
    11 декабря 2012 15:58
    Несмотря на то, что Цусимское сражение окочилось поражением 'В память о походе на Дальний Восток эскадры генерал-адъютанта З.П. Рождественского 1904-1905 гг.' была отчеканена наградная медаль.
  9. +1
    11 декабря 2012 16:11
    ПОХОД ИЗ ЛИБАВЫ,ОБОГНУВ ВСЮ АФРИКУ,ПРОЙТИ ИНДИЙСКИЙ ОКЕАН СПОСОБНЫ ТОЛЬКО РУССКИЕ МОРЯКИ,БРИТАНЦЫ ОТКАЗЫВАЛИСЬ В ЭТО ВЕРИТЬ,ХОТЯ САМИ ЕЩЁ ТЕ МОРСКИЕ ШАКАЛЫ!НАШУ ЭСКАДРУ ПОДВЕЛА СКОРОСТЬ,ПОТОМУ КАК ЗА ДОЛГОЕ ПЛАВАНЬЕ НЕ БЫЛО ДОКОВАНИЯ,ОТСУТСТВИЕ ЧИСТКИ ДНИЩА И РЕГЛАМЕНТНЫЙ РЕМОНТ УЗЛОВ И МЕХАНИЗМОВ,ПРИВЕЛИ К СНИЖЕНИЮ СКОРОСТИ И МНОГОЧИСЛЕННЫМ ПОЛОМКАМ,ПЛЮС ИЗМАТЫВАЮЩАЯ ЖАРА И ПРОБЛЕМЫ СО СНАБЖЕНИЕМ,А ЯПОНЦЫ ВЫШЛИ БОДРЕНЬКИЕ ПОСЛЕ РЕМОНТА В САСЕБО,ДА И ЦУСИМА САМА МОЖНО СКАЗАТЬ ДОМА soldier
  10. +1
    11 декабря 2012 16:44
    окончание статьи какое-то по-медведевское, он приехал бороться со всеми недостатками в организации флота ( до войны не до этого было), но ему не дали слова и он устроив, из кокетства, некое подобие божьего суда, оправдался успокоился и посвятил себя внукам. моряков нет, флота нет, виноватых нет - как то не усваивается материал, скорее всего они знали в то время поболее нашего, какие-то другие механизмы эскадру угробили и ему это объяснили
  11. Братец Сарыч
    -1
    11 декабря 2012 16:45
    Любопытная статья, конечно...
    Ну не флотоводец был, что тут скажешь - привел флот на убой, хоть и не по своей воле, но привел...
  12. 8 рота
    0
    11 декабря 2012 18:30
    Если задуматься: допустим, Рожественский разгромил японцев - что бы это повлекло? Японцы на материке отрезаны от снабжения, их разгром - дело времени. Россия выигрывает войну, а ведь именно военные неудачи спровоцировали яростную антигосударственную агитацию революционеров всех мастей и первую революцию 1905г. По сути, Рожественский мог изменить ход истории, предотвратив большевистский путч, а Ленина и компанию, ошивавшихся по европам, никто бы и не знал сейчас. Россия не провалилась бы в ужас Гражданской войны, развалившей Российскую Империю... Мечты, мечты..
    1. +4
      11 декабря 2012 18:36
      Цитата: 8 рота
      развалившей Российскую Империю

      Чему суждено развалитса под грузом вырождающегося дворянства так оно развалитса.С Русско-Японской войны до ПМВ прошло почти десятилетие а выводов не сделано.Не стоит забывать что и сухопутная часть РЯВ полностью провалена,и опять так при большом содействии..дальновидных..хозяев артилерии,которые кажись были импереторских кровей))))))))))
  13. +1
    11 декабря 2012 18:46
    пройти от либавы,обогнуть африку,пересечь индийский океан в сложных климатических условиях,без докования и капремонта,вступить в бой со свежей эскадрой противника на его территории-это настоящий подвиг!это под силу только русским морякам,они до конца выполнили свой долг!бились на славу!!!
  14. slava.iwasenko
    -1
    5 января 2013 00:06
    От судьбы не уйдешь,просто вице-адмирал Рожественский оказался не в том месте и не в то время
  15. +2
    29 ноября 2013 19:44
    Рожественский - яркое доказательство того, что администратор и стратег - понятия разные и смешивать их не надо. Никакие подвиги и свершения (ставшие возможными только благодаря самоотверженности русского матроса) не могут прикрыть позора бездарности высшего армейского и флотского руководства. К чему был весь этот беспримерный переход, справедливо не имевший аналогов в истории, если в его финале за один день практически весь флот Российской империи прекратил свое существование? К чему были ПОТОМ все эти глубого премудрые планы по переустройству уничтоженного под его же непосредственным руководством флота? Что толку становиться в позу попранной благодетели после оглушителшьного поражения, если за год до этого не хватило мужества либо убедить царя отказаться от идиотского похода за "два океана и три моря", или отказаться самому возглавлять это коллективное самоубийство? Для меня Рожественский не имеет оправдания ни как человек, ни как флотоводец.