«Куйбышевская пробка»: первый транспортный кризис в СССР в ходе Великой Отечественной войны

21
«Куйбышевская пробка»: первый транспортный кризис в СССР в ходе Великой Отечественной войны

Историк транспорта и эксперт по железным дорогам Сергей Сигмачев в рамках беседы с ведущим канала «Цифровая история» Егором Яковлевым рассказал о первом ж/д кризисе, случившемся в СССР в ходе Великой Отечественной войны, и его последствиях.

Со слов эксперта, произошло это осенью 1941 года и в исторических документах носит название «Куйбышевская пробка».



Суть заключалась в том, что в районе Куйбышева случилось столкновение двух гигантских грузопотоков: военных перевозок на фронт с Востока и эвакуации с Запада страны. Ведь именно здесь пересекались все основные линии снабжения СССР.

Сигмачев пояснил, что причиной сложившейся ситуации стала неудачная планировка пропускной способности, когда единственная «двухпутка» с Востока тянулась с Урала и Сибири на Восточную Украину. Проблему существенно усугубило и то, что в районе Куйбышева она пересеклась не только с эвакуационными составами, но и с нефтяными перевозками, идущими из Баку на Сызранский НПЗ.

В итоге, «Куйбышевская пробка» просуществовала от четырех до пяти месяцев и привела к крайне негативным последствиям.

В частности, замедлялось следование военных грузов. Кроме того, в эвакуационных поездах простаивало оборудование с расположенных в западной части страны заводов, которое, вместо ввода в эксплуатацию в тыловых регионах, почти пять месяцев простаивало на ж/д путях.

В свою очередь, 25 ноября 1941 года, когда кризис уже достиг общесоюзного масштаба, на уровне ГКО было принято специальное постановление №963 об усилении пропускной способности Пензенской и им. Куйбышева железных дорог. Документ обязывал НКПС решить поставленную задачу путем укладки дополнительных ж/д на узлах порядка 20 станций. Кроме того, необходимо было уложить пути для создания дополнительных емкостей по приему и отправлению поездов. Другими словами, «удлинить» действующие станции.

По мнению эксперта, кризис, получивший название «Куйбышевская пробка», в отличие от других двух, случившихся во времена Великой Отечественной войны, был рукотворным и произошел он по вине наркома Лазаря Моисеевича Кагановича. Ведь еще до начала войны проводились «генеральные репетиции», которые отчетливо демонстрировали, что именно «куйбышевский узел» является самым узким местом во всей транспортной инфраструктуре СССР.

21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    21 мая 2023 21:24
    Фото чисто постановочное. Зачем железнодорожникам винтовки? Куда они несут рельсу?
    И ещё. Неужели у них нет рельсовых клещей? С ними по собственному опыту знаю - для переноски рельса нужно вдвое меньше людей.
    1. +1
      21 мая 2023 21:31
      Цитата: Румaтa
      Зачем железнодорожникам винтовки?

      А нахрена б они артиллеристам?
      Цитата: Румaтa
      Неужели у них нет рельсовых клещей?

      В режиме аврала? Я рупь за сто уверен, что они такие же железнодорожники, как я лошадь - согнали, кого поймали, надо копать, Федя, от забора и до обеда
      1. +10
        21 мая 2023 21:37
        что они такие же железнодорожники, как я лошадь -

        1943 год. Группа партизан разбирает полотно железной дороги
        1. 0
          23 мая 2023 01:02
          Группа партизан разбирает полотно железной дороги

    2. +1
      22 мая 2023 05:43
      Цитата: Румaтa
      Зачем железнодорожникам винтовки?

      Это не винтовки, а карабины, которыми, в частности вооружались саперы. На бушлатах погон не видно, значить фото до 1943 года...
      Цитата: Румaтa
      Куда они несут рельсу?

      Предположу, что под откос...и , что они не восстанавливают, а разрушают пути на входе на станции
      Цитата: Румaтa
      Неужели у них нет рельсовых клещей?

      У них похоже и ВВ то нет...
    3. +1
      22 мая 2023 09:52
      Цитата: Румaтa
      Фото чисто постановочное. Зачем железнодорожникам винтовки? Куда они несут рельсу?
      И ещё. Неужели у них нет рельсовых клещей? С ними по собственному опыту знаю - для переноски рельса нужно вдвое меньше людей.

      Согласен насчет клещей. Но не всегда они есть под руками! Поэтому практиковалась переноска рельс руками. Но рельс берется только за головку и никак под подошву, как это показано на фото у некоторых. Это скорее всего от незнания. И вес то рельса небольшой, Р 43 - это 43 кг * 12,5 м примерно 500 кг. Десять-двенадцать мужиков спокойно унесут.
      1. 0
        22 мая 2023 18:43
        Цитата: ваш вср 66-67
        И вес то рельса небольшой, Р 43 - это 43 кг * 12,5 м примерно 500 кг. Десять-двенадцать мужиков спокойно унесут.

        Чушь не городите то... Я два зуба выдергивал, коренной и клык. Вот, кусачками и пассатижами.
  2. +5
    21 мая 2023 21:30
    Постановление ГКО СССР № 963 с об усилении пропускной способности Пензенской и им. Куйбышева железных дорог.

  3. +6
    21 мая 2023 21:44
    Как интересно вы выбираете сюжеты....а что не рассказали о том, что в другой части выступления рассказывалось о том, какая невероятная организация в работе ЖД была при организации и проведении "десяти сталинских ударов"?
    Почему вечно если речь об СССР выбираете самые негативные куски.
    И о том, что причины этой "пробки" во многом именно технические - в том, что однопутные дороги были - тоже эксперт сказал, ещё во вступлении к первой части, а вы все на Кагановича списали, выдернув лишь часть из интервью.
    1. +1
      21 мая 2023 22:27
      Цитата: ЦитатаЛаврова
      вы все на Кагановича списали, выдернув лишь часть из интервью.

      lol lol
      Все дружно забыли что через Саратов и его мост шел второй поток -Саратов -Ершов- Куйбышев. Вот это сваливание в кучу с 2 направлений и привело к пробке.
      Потом разгребли - Саратов уперли в Оренбург и Среднеазиатов и все более менее окультурилось к середине войны.
      З.ы.
      А вообще план перевозок это такая гремучая смесь что лучше даже и не пытаться его понять
      1. +1
        22 мая 2023 01:11
        Цитата: свой1970
        Все дружно забыли

        Что в Куйбышеве была одна из запасных ставок верховного.
  4. +1
    21 мая 2023 22:21
    Без комментариев.
    Текст Вашего комментария слишком короткий и по мнению администрации сайта не несёт полезной информации.

  5. +3
    21 мая 2023 23:01
    "Историк транспорта и эксперт по железным дорогам ..." и блоггер...

    Простите, а хоть один из них нюхал креозот??? =)
    1. 0
      22 мая 2023 18:39
      Цитата: Armed-Crazy-Max
      креозот???

      А что в нем такого?
  6. 0
    22 мая 2023 00:20
    По мнению эксперта, кризис, получивший название «Куйбышевская пробка», в отличие от других двух, случившихся во времена Великой Отечественной войны, был рукотворным и произошел он по вине наркома Лазаря Моисеевича Кагановича.

    спасибо надо сказать Кагановичу что он довёл ситуацию до "пробки" иначе её решали бы дольше bully
  7. 0
    22 мая 2023 02:17
    Железнодорожный транспорт - кровеносные артерии, по которым пульсирует кровь войны и от них, во многом, зависит её исход. Это выражение приписывают Сталину, хотя, судя по - всему, он был в нем далеко не оригинален. В разгар "Куйбышевского железнодорожного кризиса" (растянувшегося с конца сентября по ноябрь) Каганович был вызван на ковер к верховному, после чего, держась за сердце, весь пунцовый вывалился из кабинета. Была даже байка, что "наркомпуть" стоял перед Сталиным на коленях, обещая исправить ситуацию и не допустить её повторения впредь, но это, скорее всего, преувеличение. На предложение Берии "разобраться с главным виновником", Иосиф - "Беспощадный" ответил коротко: "Коренника в упряжке на переправе не меняют. Или, кроме него, наказывать некого? Да, видно, ты забыл сколько мы сгоряча публики в расход пустили? Кагановича оправдывает только то обстоятельство, что война внесла непредвиденные коррективы в наши эвакуационные и отрепетированные планы". По - видимому, Берия понял это по своему, расстреляв в Барбыше (в конце октября, под Куйбышевом) 25 "особо опасных врагов народа", включая известных военачальников и руководящих должностных лиц управления промышленностью.
    1. 0
      22 мая 2023 02:29
      Значит было за что. И расстрелял их не Л.И. Берия,а спецкоманда по проведению приговора в исполнение,по решению Суда. Если вообще факт этого имел место быть.
      1. 0
        22 мая 2023 06:23
        Если вообще факт этого имел место быть.


        1. 0
          23 мая 2023 00:28
          Не внушает доверия сей документик,уж не обессудьте.Таких настряпали,якобы из архива ФСБ,превеликое множество борцы с "коммунистческой тиранией"и обличители "кровавых палачей НКВД". Ни каких соглосований с прокурором.Какие такие дерективные органы Союза ССР? Только суд-трибунал. Времена внесудебных расправ с контрой остались,на тот момент, в прошлом диктатуры пролетариата. Если они были осуждены судом, к высшей мере ранее,но приговор не был приведён в исполнение,тогда смысл сего документа понятен.
          1. 0
            24 мая 2023 23:40
            Кедров официально был признан невиновным Верховным Судом СССР, но его, тем не менее, не освободили, а расстреляли.
    2. +1
      22 мая 2023 17:35
      По - видимому, Берия понял это по своему, расстреляв в Барбыше (в конце октября, под Куйбышевом) 25 "особо опасных врагов народа", включая известных военачальников и руководящих должностных лиц управления промышленностью.

      Я так понимаю, что вы охаиваете действия Берии?
      Давайте проведем параллели.
      1941 год, 24 года как установлена Советская власть. Капиталисты, фабриканты, буржуазия и прочие зажиточные ПОТЕРЯЛИ ВСË!!! Как вы думаете, мало было врагов Советской власти в ту пору?
      2023 год. 30 лет как нет Советской власти. За 30 лет возродились как из пепла владельцы заводов, пароходов, газет и прочая. Как вы думаете, сейчас мало врагов СВО?
      Здесь очень многие пишут/говорят за возрождение высшей меры наказания ( расстрел)! А кто будет принимать такой закон? Вот в чем вопрос!
      Поэтому, был бы сейчас у власти И. В. Сталин и Л. П. Берия, мы уже и забыли бы про Окраину и зе с его командой!