МТ-ЛБ: незаменимая «мотолыга»

16
МТ-ЛБ: незаменимая «мотолыга»

Отечественный многоцелевой бронетранспортер МТ-ЛБ, получивший прозвище «мотолыга», можно без преувеличения назвать «автоматом Калашникова» в мире бронетехники. Безотказный, универсальный, предельно простой обслуживании и дешевый – все это относится к машине, созданной в 60-е годы прошлого столетия и несущей службу в ВС РФ, а также армиях других стран по сей день.

Стоит отметить, что номенклатура боевых (и не только) машин, созданных на шасси «мотолыги», исчисляется десятками. Между тем модернизационный потенциал многоцелевого бронетранспортера не исчерпан, а это значит, что в будущем он еще послужит нашей Родине.



К слову, о службе. МТ-ЛБ использовался во многих региональных конфликтах, включая войну в Афганистане и обе чеченские кампании. В то же время, замечен «мотолыга» и в зоне СВО, причем, в довольно необычной конфигурации. На шасси МТ-ЛБ смонтирована корабельная зенитная установка.

Напомним, что после распада СССР многоцелевой бронетранспортер производился в Харькове. Базовая версия имели массу 9,7 тонн, оснащалась 240-сильным двигателем ЯМЗ-236/238 и могла развивать скорость свыше 60 км/ч по шоссе, а также до 6 км/ч на плаву.

С 2014 года по всем известным причинам, поставки «мотолыги» в российскую армию прекратились. Однако «жизнь» легендарного бронетранспортера на этом не завершилась.

Еще в 2018 году собственную модернизацию МТ-ЛБ предложил завод «Ремдизель», расположенный в Набережных Челнах. Машину решили оснастить новым 360-сильным, но более легким, двигателем ЯМЗ-238В и новыми гусеницами с закрытым шарниром. Все это позволяет снизить вес машины на 800 кг, что дает «маневр» для установки на нее дополнительной брони или модулей с вооружением, в зависимости от выполнения поставленной задачи.

Об истории создания уникального бронетранспортера, который используется в более, чем 20 странах мира:

16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    22 мая 2023 19:23
    Напомним, что после распада СССР многоцелевой бронетранспортер производился в Харькове.
    А на территории РФ в МУРОМЕ на заводе "Муромтепловоз".
    1. +1
      23 мая 2023 06:30
      А на территории РФ в МУРОМЕ на заводе "Муромтепловоз"
      Только ремонт и модернизация (установка башен и турелей с вооружением). И не только в Муроме, в Коврове на ЗиДе тоже.
  2. +2
    22 мая 2023 19:25
    Кажись, первая статья тут про мтлб)
    1. 0
      22 мая 2023 19:30
      На шасси МТ-ЛБ смонтирована корабельная зенитная установка.
      Дежа вю.
  3. +2
    22 мая 2023 19:40
    Нормальная машина. Главное не пытаться ее использовать непосредственно на поле боя, вот это ошибка.
    1. +2
      22 мая 2023 21:07
      "...не использовать непосредственно на поле боя..."
      Это точно. И МТЛБ вовсе не бронетранспортер, легкобронированный тягач. Вот использовать его по предназначению, т.е. для буксировки артсистем - это самое то. Остальное более или менее удачные импровизации, иногда получается хорошо, а иногда не очень.
      Уже отмечалось, что крайности в споре нужна ли сейчас буксируемая артиллерия не от большого ума.
      Ить философия учит, что все повторяется по спирали, но на новом техническом уровне. Сравнительно лёгкие и дешёвые буксируемые артсистемы нужны, но.... Буксировать их должны не грузовики, хоть и армейские, специальные тягачи. Это не новость, для этого и создавали целый ряд артиллерийских тягачей, в том числе и бронированную "мотолыгу".
      Но в настоящее время мобильность при смене огневой позиции выходит на первый план. Наверное, решение здесь в создании модульной системы:
      орудие плюс бронированный тягач с прицепным устройством позволяющим " подхватить" артсистему на огневой за несколько секунд, с разведёнными станинами, подобно как это делают тягачи автотехники с вывешенным мостом или даже стрелять не выполняя полной расцепки орудия с тягачом.
      Сделать вместо фаркопа такую т- образную или треугольную жёсткую сцепку с электро или гидроприводом проще, чем любую САУ. И орудие тоже может быть самое разное от древней Д-20 до Мсты -Б.
      Почему-то городить на МТЛБ все что можно и нельзя весьма развитая затея, а доработать его по прямому назначению, как арттягач нету никаких потуг.
      1. 0
        22 мая 2023 23:23
        Цитата: алексеев
        Сделать вместо фаркопа такую т- образную или треугольную жёсткую сцепку с электро или гидроприводом проще, чем любую САУ. И орудие тоже может быть самое разное от древней Д-20 до Мсты -Б.
        Я так понимаю, что максимальное развитие этого подхода вот такое:
        «Флокс» - 120-мм САО

        «Гиацинт-С» - 152-мм самоходная пушка
        А также, 203мм калибра «Пион» и «Малка»

        И колёсная "Мальва»
        1. 0
          23 мая 2023 16:31
          Сказка про бычка.
          Это все САУ. Не хочется повторять, что все имеет свои недостатки и свои преимущества. Все для своих задач и конструкторам и военным нужно работать, как в армии wink , над устранением недостатков.
          Например, повышать мобильность буксируемых артсистем используя артиллерийские тягачи и оборудуя их соответствующим образом и снижая стоимость, массу и габариты САУ, тут тоже есть над чем работать.
  4. ada
    0
    22 мая 2023 19:44
    Замечательная машина, что тут ещё сказать? Служила в батарее и пунктом управления и шасси "Штурма".
  5. +3
    22 мая 2023 19:55
    А разве МТ-ЛБ бронетранспортёр? Вроде бы это бронированный тягач. Эдак любую САУ можно танком обозвать и в атаку бросить.
    1. +1
      22 мая 2023 20:06
      Простите, но бронетранспортёр это буквально и есть бронированный тягач.
      1. +2
        22 мая 2023 20:53
        Нет, это не так. Дьявол кроется в деталях. Бронетранспортёр и бронированный тягач (в данном случае МТ-ЛБ) имеют различное функциональное назначение, отсюда идёт и различное исполнение в металле. Как пример - пехоту можно и на броне танка возить, но бронетранспортером танк от этого не станет. Подобных аналогий масса.
    2. +2
      22 мая 2023 20:07
      Цитата: Сергей Валов
      А разве МТ-ЛБ бронетранспортёр? Вроде бы это бронированный тягач. Эдак любую САУ можно танком обозвать и в атаку бросить.

      МТ-ЛБ (многоцелевой транспортёр-тягач лёгкий бронированный.
      Транспортировка людей, грузов, широко используется в роли артиллерийского тягача.
      Вероятно автору статьи больше нравится название - бронетранспортер! hi
      1. +1
        22 мая 2023 20:59
        Цитата: kapitan92
        Вероятно автору статьи больше нравится название - бронетранспортер!

        Разработано немалое число и ещё больше предложено вариантов модернизации МТ-ЛБ ! И в этих вариантах модернизации заметна тема бронетранспортёров ! Кстати, а разве не на ВО была статья -обзор вариантов модернизации МТ-ЛБ ? Но статья должна найтись в интернете !
  6. 0
    22 мая 2023 20:08
    Ямз-238 как не крути, а легче он не станет.
  7. 0
    22 мая 2023 20:29
    Отличная машина, ничего не скажешь, одна из моих любимых машин. Кроме того, это еще и эстетически красиво. Он определенно не был рожден как военный транспорт, и фотографии транспортного отсека, которые я видел, заставляют задуматься. Но он остается отличным средством. Я бы избегал морской башни, очень плохой перекресток laughing