Мастера клинка

52
Мастера клинка
Судебный поединок между мужчиной и женщиной из «Фехтовальной книги» Ханса Тальхоффера (до 1420 – между 1470 и 1490) — немецкого мастера фехтования, служившего «мастером оружия» у швабского рыцаря Лойтольда фон Кёнигзегге, в южной Германии. Написал около шести трактатов по фехтованию. Причём манускрипт Тальхоффера «Старинное оружие и искусство боя» 1459 года из Королевской библиотеки в Копенгагене, в отличие от прочих, проиллюстрирован цветными миниатюрами. В нём описаны различные приёмы борьбы и самообороны без оружия, воинские хитрости и уловки, изображены виды специального оружия и одежды для участников судебных поединков. На данной иллюстрации показано начало боя…


«Фехтование есть искусство наносить уколы, не получая их. Необходимость ударить противника, избегая его ударов, что делает искусство фехтования чрезвычайно сложным, ибо к глазу, который видит и предупреждает, к рассудку, который обсуждает и решает, к руке, которая выполняет, необходимо прибавить точность и быстроту, чтобы дать жизнь оружию.»
Мольер

История и культура. Предыдущие материалы по истории фехтования вызвали большой интерес у читательской аудитории ВО. Сегодня мы продолжаем эту тему. Но если в предыдущих статьях речь шла в основном о книгах, в которых рассказывалось о приёмах вооружённый борьбы, то сегодня речь пойдёт о людях – «мастерах меча» именно позднее Средневековья. Ну а начать надо с напоминания о том, что в позднем Средневековое имели место очень серьёзные изменения в вооружении и военном искусстве. Сплошной латный доспех заменил кольчугу, хотя последняя, чаще всего в качестве пелерины, широко применялась и ландскнехтами, и всадниками. Щит стал не нужен. Благодаря этому у воина освободилась рука, и он получил возможность взяться за меч уже обеими руками. Естественно, что рукояти и клинки мечей сразу стали заметно длиннее. Так появился «длинный меч», а искусство владения им превратилось в «коронную» дисциплину среди всех видов искусства фехтования на мечах. По мнению Томаса Лайбле, именно это искусство и стало основой всего последующего фехтования. Но кто были эти люди, мастерски сражавшиеся на таких мечах? Как назывались, чем жили? Сегодня об этом и пойдёт наш рассказ.



Называли их… «мастер защиты», и обычно такой «мастер» в то время получал содержание как нанимаемый учитель. Общество богатело. Появились ополчения городов, а не только феодальные дружины. В одном только Париже в конце XIII века насчитывалось более 100 цехов, члены которых должны были нести патрульную службу, хотя и время от времени. Разрешалось отказаться от патрулирования цеховиками города, только если тебе исполнялось 60 лет, или если у тебя рожала жена. Да и то требовалось обязательно уведомить об этом королевских и цеховых сержантов.

То есть возникла большая потребность в обучении ближнему бою. И деревенским, и городским общинам требовалось себя защищать, так как какие-нибудь мелкие войны шли постоянно. Вот почему мастеров меча всюду с радостью нанимали на службу для обучения отрядов как знати, так и городских дружин.

Однако и простые граждане, в цехах и ополчении не состоявшие, также старались овладеть искусством фехтования. Ведь нужно было как-то защищаться от разбойников и грабителей. Кроме того, существовал популярный обычай решать правовые споры на суде с помощью оружия. Стало традицией перед таким судом брать дополнительные уроки у мастера фехтования. Кроме того, в ряде случаев поединщика можно было нанять и представить на суд вместо себя. Выставлять их могли старики, инвалиды, женщины, дети, лица духовного звания, и даже иногда… евреи.


Кульминация боя мужчины и женщины. Манускрипт Тальхоффера «Старинное оружие и искусство боя»


Победа женщины!


Ещё один очень странный вид судебного поединка с очень странным оружием. Здесь бой, скорее всего, вели до первой крови…

Томас Лайбле сообщает, что:

«в связи с этим возникла отдельная специальность, которая, из-за того что судебные поединки возникали нечасто, называлась «путешествующим наймом». Такие странствующие бойцы даже получали фамилии по названию своей профессии: Кемпе, Кемпер и т. д.»

Правда, тут была одна «тонкость». В отличие от всеми признанных «мастеров защиты», такие вот странствующие наёмные бойцы в среднем Средневековье считались полностью бесправными и не могли претендовать на возмещение понесённого в поединке ущерба.

«Каждый, кто перед судом Божьим предстанет как заменяющий боец, должен [...] обязаться присягой, что он убеждён в справедливости представляемого дела. В случае поражения при уголовных процессах его постигало то же наказание, что и представляемого, в худшем случае – смерть.»

Так что сражаться надо было, будучи абсолютно уверенным в том, что Бог за тебя и с тобой!

В XIV веке Божий суд стал выходить из моды, и жизнь бойцов-представителей сразу изменилась к лучшему. Теперь они ходили по городам и весям и демонстрировали своё искусство на ярмарках в боях-представлениях, чем и зарабатывали себе на жизнь. Участие в таких поединках стало самой настоящей и вполне признанной профессией, которая начала медленно, а затем всё быстрее стала приближаться к профессии тех, кого именовали «мастер защиты».


Поединок на «длинных мечах». «Схемы различных видов спорта и гладиаторских искусств». Анонимный автор. 1623 год. Австрийская национальная библиотека, Вена

То есть ремесло «мастера защиты» являлось в то время самой настоящей профессией. Мастера пытались, как это было в то время принято, свои профессиональные секреты хранить в тайне. Но знаниями всё равно приходилось делиться. И для этого использовалась форма зарифмованных изречений – своеобразных «памяток». Причём такая скрытность имела место и в более поздних книгах по фехтованию. Сами же памятки не были учебниками в нашем смысле этого слова, а представляли собой заметки для памяти, показывающие те или иные финты и особые приёмы.


Поединок на копьях. Очень забавные штаны у левого персонажа, не так ли? «Схемы различных видов спорта и гладиаторских искусств». Анонимный автор. 1623 год. Австрийская национальная библиотека, Вена

Правильно интерпретировать или расшифровать их могли только те, кто до этого прошёл обучение фехтованию у мастера – автора этих памяток, как об этом, например, было написано у мастера Рингек:

«...Написаны скрытыми и аллегорическими словами, чтобы искусство не стало общедоступным.»

В XV веке в Германии свободных городов стало особенно много. Их граждане создавали всё большую конкуренцию для знати и потому должны были часто отражать нападения рыцарей-разбойников. То есть свободные граждане должны были носить меч, и… император наделил свободные германские города рядом привилегий, среди которых было и право на ношение меча.

«Длинный меч [...] был ощутимым средством для того, чтобы не только продемонстрировать собственную ориентацию на более высокий социальный и культурный образ жизни знати, [...] но и чтобы одновременно заявить о претензии на личное уважение, которого, в крайнем случае, достаточно ясно можно было потребовать»,

— написал по этому поводу Томас Лайбле.


Ударять рекомендовалось всегда в самое уязвимое место! «Схемы различных видов спорта и гладиаторских искусств». Анонимный автор. 1623 год. Австрийская национальная библиотека, Вена

Так что совсем неудивительно, что на основе нового сознания свободных граждан и явной необходимости защищать свои права возник невиданный ранее спрос на обучение фехтованию и, соответственно, на преподавателей этого искусства. Так, именно в Германии средневековое искусство фехтования стало переживать новый расцвет. Вот почему в отличие от искусства фехтования эпохи Ренессанса и Нового времени, большинство средневековых книг по фехтованию были написаны на немецком языке.


А вот в данном случае вряд ли можно говорить о поединке. Стрелок с пистолетом поджидает всадника с копьем, стоя за деревом. Скорее всего, это совет пользоваться в бою любым, даже самым малым преимуществом. «Схемы различных видов спорта и гладиаторских искусств». Анонимный автор. 1623 год. Австрийская национальная библиотека, Вена

Понятно, что при любом повышенном спросе появляется множество шарлатанов, которые пытаются на нём заработать. Поэтому «мастера защиты» начали создавать «фехтовальные общества», или гильдии, по образцу гильдий обычных ремесленников. Среди них самым старым и могущественным было общество фехтовальщиков в Нюрнберге, называвшееся «Братство св. Маркуса из Лёвенберга». В 1487 году «братья Маркуса» получили даже особую охранную грамоту от императора Фридриха III, в которой они были официально названы «Мастерами меча» и где было написано:

«Чтобы отныне повсеместно в Священной Империи никто не именовался мастером меча, не мог держать школу и обучать за деньги, прежде чем до этого не был проверен Мастерами меча в его искусстве и был допущен.»

Всякий, кто хотел стать членом этого братства, должен был поступить в обучение к одному из его мастеров, а затем как обычный подмастерье он отправлялся в странствие, чтобы совершенствоваться в своём искусстве. По завершении странствий мастера во Франкфуртском главном правлении «Братьев Маркуса» подвергали его экзамену. Обычно он проводился публично на большом показательном призовом состязании фехтовальщиков на осенней ярмарке. Те, кто выдерживал это испытание, получали «таинство» – стихи-памятку, и титул «мастера длинного меча». Только после этого они могли самостоятельно набирать учеников и обучать своему искусству.


Обложка «Кодекса S.554», который представляет собой копию руководства по фехтованию Паулюса Каля начала XVI века, написанного ок. 1470 г. Оригинал в настоящее время находится в фондах Центральной библиотеки Золотурна, Швейцария. Рукопись сохранилась лишь фрагментарно: из первоначальных 62 листов осталось всего 30, и 57 иллюстраций

Интересно, что многие учителя фехтования обучали также чтению и письму. В предисловии одной из книг по фехтованию 1600 года можно, например, прочесть следующее:

«Я прозываюсь Ханнсом Гёргом Декингером, родина моя в Ульме. Моё достопочтенное ремесло – стекольщик, а также мастер и свободный фехтовальщик мужественного и рыцарского свободного искусства фехтования, согражданин и житель в княжеском стольном граде Мюнхене.»

Такие вот тогда были разносторонне образованные граждане в городе Мюнхене!

«Братья Маркуса» в течение 80 лет были своего рода «Ганзой фехтовального искусства», но затем им составили конкуренцию независимые «свободные фехтовальщики», многие из которых специально подчёркивали свободный характер своей профессии. Так, известный мастер фехтования Йоахим Майер, опубликовавший в 1570 году свой учебник «Основное описание свободного рыцарского и благородного искусства фехтования», именовал себя «Свободным фехтовальщиком и гражданином Страсбурга». Позднее Император Рудольф III пожаловал свободным фехтовальщикам, которые стали называться «Рапирными фехтовальщиками», аналогичные привилегии, что были и у «Братьев Маркуса». После «Рапирных фехтовальщиков» появились «Фехтовальщики Луки», вот только два других общества фехтовальщиков их признать отказались.


Борьба конных и пеших латников. «Кодекс S.554»

«Соперничество между двумя братствами было велико. Каждое утверждало о себе, что именно оно представляет подлинное искусство фехтования. Для зрителей тогда доставляло настоящее удовольствие смотреть, как фехтовальщики Маркуса и рапиры дрались друг с другом. Это уже были не представления, а настоящие бои, в которых соперничество и конкуренция заканчивались кровью»,

— сообщает Томас Лайбле.

Общества фехтовальщиков в XVI веке вызвали настоящий бум искусства фехтования. Пользуясь этим, фехтовальщики разъезжали по ярмаркам, чтобы за деньги показывать свои умения владеть различными видами оружия. Устраивались фехтовальные состязания с призовым фондом, который получало братство, завоевавшее наибольшее количество призов. Бои проходили без доспехов, зачастую сражались с обнажённым торсом. Впрочем, обычно бой шёл до первой крови, вызванной самым незначительным порезом кончиком меча или шпаги.

«Всё же каждый должен знать, что на этом представлении фехтовальной школы запрещено применять лезвие, острие, кнопку, окончание, ломать руки, наносить удары в пах, в глаз, бросать камни, использовать все нечестные приёмы, которыми некоторые умеют пользоваться, и все, которые я не могу перечислить и которые я не изучал, а также чтобы никто не бил меня ниже дужек меча. Необходимо придерживаться всякой защиты и осторожности, того же прошу придерживаться и другого, если двое приносят сюда ненависть и зависть, не могут фехтовать в этой школе. [...]»

Несмотря на наличие подобных правил, фехтовальные представления часто превращались в массовые «схватки» своих с «чужими», болельщиков и участников, что властям категорически не нравилось. Ещё в 1286 году проведение фехтовальных представлений в границах города Лондона было строго запрещено, и в актах первого ректората основанного в 1386 году Гейдельбергского университета было записано запрещение студентам посещать фехтовальные представления.


Судебный поединок на деревянных булавах с боевыми щитами. «Кодекс S.554»

Атмосфера на таких фехтовальных представлениях была примерно такой же, как и на сегодняшних футбольных матчах: команды, облачённые в красочные костюмы, выходили на площадь в сопровождении своих поклонников и, вне всякого сомнения, представляли собой впечатляющее зрелище. Команды и болельщики приветствовали друг друга задиристыми стишками, опять же по типу футбольных «кричалок». Вот, например, один их таких стишков:

Едва осмелитесь рапиру обнажить,
Вы, фехтовальщики, готовы будьте к взбучке!
Готовьтесь,
Вас побьют меч с тесаком и крестовина,
И спор закончится пролитьем вашей крови!

Пусть, братья Маркуса, и приняли вы вызов,
Но это – на словах, а что – на деле?
Да будет так!
Исход покажет, кто сильнее в деле,
И кто побит за дерзость будет слов!

Арбитр имел длинный шест, касаясь которым бойцов, он разводил их в стороны. Случалось, что зрители вмешивались в борьбу, но это было также предусмотрено, и тогда специальные надзиратели наводили порядок при помощи кожаных дубинок.

Причём «мастера защиты» обычно проводили строгое разграничение между «серьёзным фехтованием» и «школьным фехтованием», то есть публичных фехтовальных представлениях.

На исторической гравюре на меди Бальтазара Шёна поэтому можно прочесть:

«Борьба и рыцарские игры меня также радуют, потому что люблю упражнять своё тело, а также с хорошими товарищами прыгать, бороться, бегать, фехтовать и тому подобное. [...] Но при этом мне не нравится, если случается ругань и серьёзность.»

То есть школы фехтования в эпоху позднего Средневековья были чем-то вроде сегодняшних фитнес-центров. Существовала даже поговорка «здесь пахнет школой фехтования», оттого что фехтовальщики сильно потели во время своих занятий.

Для того чтобы открыть фехтовальную школу, странствующему мастеру фехтования требовалось разрешение городского совета. Получив его, он в дальнейшем должен был ответить на любой сделанный ему вызов. И если у него находились конкуренты, то между ними могла завязаться нешуточная борьба, по итогам которой проигравший покидал город. Таким образом, поддерживалось качество… Впрочем, вечного на свете ничего нет.


Фехтование на кинжалах. «Кодекс S.554»

Вот и городские бои на мечах, и искусство фехтования оказалось в упадке с началом Тридцатилетней войны (1618-1648). Ярмарки перестали проводиться, ученики разбежались по наёмным отрядам. Ну а после войны города и свободные граждане сразу потеряли своё влияние, поскольку имперская власть укрепилась. Подданных стало больше, свободных горожан много меньше, и спрос на мастеров фехтования упал. Охранные грамоты перестали продлеваться, и фехтовальщики уже не могли заработать своим искусством себе на жизнь.

К тому же теперь фехтование на шпагах, по сути, заменило фехтование на мечах. Однако новые приёмы этого искусства фехтования происходили уже не из Германии, а из Италии и Испании. Началась новая история в развитии фехтования…
52 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    29 мая 2023 06:06
    Ещё один очень странный вид судебного поединка с очень странным оружием.

    ИМХО, смущает форма клинка, но очень похоже на сику. Фракийская (времен древнего Рима) и итальянская сики XVв. отличаются формой рукояти
    фото.римские сики VIII - Хвв.


    фото итальянская сика XVв


    1. +5
      29 мая 2023 07:13
      В экспозиции Музея оружия Луиджи Марцоли в донжоне замка Брешии нашлось что то похожее, хотя не уверен
      фото. falco svizzero del XV secolo (swiss falchion) 15th century. Museo delle Armi Luigi Marzoli. № р535

      Короче запутался окончательно
    2. +4
      29 мая 2023 08:03
      смущает форма клинка

      Оружие называется наваха. Иллюстрация из Cluny Fechtbuch, хранится в парижском Musée national du Moyen Âge. Написана примерно между 1480 и 1500 годами.

      1. +6
        29 мая 2023 08:46
        Цитата: Frettaskyrandi
        Оружие называется наваха.

        Вы полагаете, что на рисунке два человека сражаются складными ножами? Вот, не уверен, тем более, что наваха - традиционное испанское оружие, а фехтбук написан на средневерхненемецком.
        По-моему, так это фальшион, как он есть, с фальшлезвием, что для этого оружия не редкость.
        1. +2
          29 мая 2023 09:08
          Вы полагаете

          Это не я полагаю. Это историки.
          194r Illustration of navaja devices

          наваха - традиционное испанское оружие

          Которое очень быстро стало популярным по всей Европе.
      2. +4
        29 мая 2023 08:54
        Оружие называется наваха. Иллюстрация из Cluny Fechtbuch, хранится в парижском Musée national du Moyen Âge. Написана примерно между 1480 и 1500 годами.

        Наваха - как правило - складная. А на иллюстрации, рукоятки сильно меньше клинка - вряд-ли складные - какой-то недофальшион или недодюсак.
        1. +7
          29 мая 2023 09:21
          Как не странно, на сайте виктенауэр комментарий к указанной иллюстрации действительно говорит о навахе.
          https://wiktenauer.com/wiki/Cluny_Fechtbuch_(Cl._23842)
          Но я, убей бог, не пойму как комментаторы могли определить эти предметы, как именно наваху. По каким признакам? request
          1. +4
            29 мая 2023 09:36
            Но я, убей бог, не пойму как комментаторы могли определить эти предметы, как именно наваху. По каким признакам?

            Надо искать литературу именно по Cluny Fechtbuch. Но процесс это не быстрый. С налета не возьмешь.
    3. +4
      29 мая 2023 08:59
      ИМХО, смущает форма клинка, но очень похоже на сику. Фракийская (времен древнего Рима) и итальянская сики XVв. отличаются формой рукояти

      Сика, кукри, ятаган, махайра и тд - оружие с заточкой вогнутой части, а на иллюстрации - все наоборот.
  2. +5
    29 мая 2023 07:27
    В XIV веке Божий суд стал выходить из моды
    Дело не в моде, а в методе дознания. Inquisito вытеснило ordalia.
    Спасибо, Вячеслав Олегович!
    1. +4
      29 мая 2023 08:50
      Добрый день, Антон hi
      В XIV веке ordalia стал выходить из моды

      Любопытный факт: В официальных законоуложениях правителей Англии (Этельред Неразумный, Генрих I, 11-12 вв) в те времена подобные судебные процедуры назывались не ordalia, а коротко и звучно - Lada. Словарь Шарля Дюканжа «Glossarium mediae et infimae latinitatis» дает некоторое представление об этом древнем английском ритуале судебного процесса.

      В удобочитаемом виде :
      LADA, Purificatio, qua quis se purificat secundum legem a crimine commisso. Nam Lada eadem est cum lege; Hoc ultimum verbum saepe ponitur pro ipsa purificatione canonica et generalis, sicut in verbo legis docemus.
      Lada - Purificatio et iustificatio, probatio culpae, qua actio suspiciones criminis abluuntur. Lada idem est quod lex ...
      перевод с латинского:
      ЛАДА, Очищение, которым человек очищает себя по закону от обвинения в совершенном преступлении. Ибо Лада то же, что закон; это последнее слово часто используется для действительного канонического и общего очищения, как мы учим в слове Закон. Lada - Очищение и оправдание, испытание (не)виновности, действием которого смывают подозрения в преступлении. Lada означает то же самое, что и закон...
      Далее в выдержке из капитулы Этельреда объясняются правила и порядок ритуала.

      Можно скаламбурить - владение "Ладой" - Божий суд smile
  3. +5
    29 мая 2023 07:38
    самым старым и могущественным было общество фехтовальщиков в Нюрнберге, называвшееся «Братство св. Маркуса из Лёвенберга»

    Братство Святого Марка (немецкое: Marxbrüder, братья Маркс) - название наиболее старой организации немецких фехтовальщиков в 16 веке.
    Самое раннее письменное свидетельство о "Marxbrüder" датируется 1474 годом. Тогда братство фехтовальщиков на ежегодном собрании во Франкфурте избрало своего гауптмана. Самое раннее упоминание о братстве называет их "братством Нашей дорогой леди и чистой Девы Марии и Святого и воинственного небесного принца Святого Марка". После их признания Фридрихом III братство обычно именовалось "Марксбрюдер", "Брудершафт хайлиген Маррен" или "Брудершафт Святого Маркуса" ("Братья Маркс", "Братство Святого Марка").
    рис. Герб Братства Святого Марка
  4. +7
    29 мая 2023 08:12
    Победа женщины!

    До победы, судя по надписи на иллюстрации, еще далеко.
    Da hat sie ihn am Hals und an seinem Zeug gefasst und will ihn aus der Grube ziehen
    В переводе с Early New High German: "Она схватила его за шею, чтобы вытащить из ямы".
    1. +7
      29 мая 2023 08:53
      Ну, не совсем за шею, или, скажем, не только за шею... smile
      Думаю, придется мужику из ямы таки вылезать. А, возможно, и жениться. smile
      1. +5
        29 мая 2023 09:43
        Думаю, придется мужику из ямы таки вылезать. А, возможно, и жениться smile

    2. +4
      29 мая 2023 09:04
      Там на кульминации - уже видна победа женщины. Кистень против булавы, да еще если булава не передвигается, а кистень диктует дистанцию - шансов у мужика нет вообще. И вытаскивает она уже оглушенного или труп.
    3. +5
      29 мая 2023 09:05
      Когда тебя так хватают, да ещё и рукой сжимают, то победа однозначна принадлежит тому, кто...жмет!
      1. +2
        29 мая 2023 11:46
        Когда тебя так хватают, да ещё и рукой сжимают, то победа однозначна принадлежит тому, кто...жмет!

        Моё почтение, Вячеслав Олегович hi
        Яндекс-поиск в данном случае с Вами не согласен - он допускает и другие варианты развития ситуации smile
        1. +1
          29 мая 2023 15:51
          Цитата: Ричард
          Яндекс-поиск в данном случае с Вами не согласен - он допускает и другие варианты развития ситуации

          Я как чукча, что вижу, то и пою.
          1. +1
            29 мая 2023 17:34
            цитата kalibr:
            Я как чукча, что вижу, то и пою.

            Солнце русской поэзии писал иначе
            Я как акын, что вижу, - то пою (с)


            Ой! belay Вячеслав Олегович, осторожней!!! request stop
            Президенты средне-азиатских республик могут нажаловаться ВВП, за то что Вы их национальных певцов импровизаторов - акынов назвали чукчами, а губернатор Чукотки подать на Вас в суд за клевету на чукчей laughing
      2. +4
        29 мая 2023 13:22
        "Против лома нет приёма"(с)))) Вот как здесь, например.

        Добрый день, Вячеслав. smile
        1. +2
          29 мая 2023 13:30
          Добрый день, уважаемый Константин!
        2. +2
          29 мая 2023 16:28

          Боевые искусства содержат массу уникальных приемов.
          1. +2
            29 мая 2023 21:13
            Боевые искусства содержат массу уникальных приемов.

            И массу форс-мажорных ситуаций smile


  5. +4
    29 мая 2023 09:09
    Очень забавные штаны у левого персонажа, не так ли?

    Обычные шоссы и брэ. Классика.
  6. +3
    29 мая 2023 09:27
    А вот в данном случае вряд ли можно говорить о поединке. Стрелок с пистолетом поджидает всадника с копьем, стоя за деревом. Скорее всего, это совет пользоваться в бою любым, даже самым малым преимуществом. «Схемы различных видов спорта и гладиаторских искусств». Анонимный автор. 1623 год. Австрийская национальная библиотека, Вена

    Начнем с названия книги. В оригинале она называется Bũech von fechter Vnnd Ringstückhen zũ Ross vnnd Fuoß.
    Перевод со старых немецких языков довольно сложен. Наиболее близко звучит примерно так: "Книга фехтовальных и защитных приемов для всадника и пешего".
    Известно так же название этой на латыни : Schemata varia artis athleticae et gladiatoriae.
    Естественно, что применение автоперевода в данном случае недопустимо. В XVII веке слово "спорт" имело совсем другое значение -
    приятное времяпрепровождение

    Поэтому о поединках в смысле дуэлей в книге вообще речи не идет.
    1. +4
      29 мая 2023 11:09
      Цитата: Frettaskyrandi
      Поэтому о поединках в смысле дуэлей в книге вообще речи не идет.

      Но идет в широком смысле этого слова. Двое дерутся вот и поединок.Поединок одного человека невозможен.
      1. 0
        29 мая 2023 11:59
        Вы порой в азарте при написании комментария забываете уделить внимание его содержанию.
        Сперва Вы пишете
        А вот в данном случае вряд ли можно говорить о поединке

        И тут же
        Двое дерутся вот и поединок

        Книга содержит описание приемы защиты и нападения с применением холодного оружия. Естественно, что на рисунке присутствуют две фигуры.
        1. +3
          29 мая 2023 13:30
          "Поэтому о поединках в смысле дуэлей в книге вообще речи не идет".
  7. +1
    29 мая 2023 10:28
    Хотел пошутить про Мастера Клинка, а потом подумал что половина публики тут слишком стара ,чтобы знать кто это такой , а вторая половина может быть слишком юна ,чтобы знать :-)
    Так что олды вмеру как я тоже,возможно ,представили эту зеленую рожу с двуручником ,вырезающую вражеских крестьян am
  8. +10
    29 мая 2023 11:00
    А меня этот рисунок порадовал:

    Похоже, что художник перепутал лица у персонажей: не может быть у только что проткнутого такого непосредственно жизнерадостного детского выражения лица, а второй как будто не рад, а страдает от того что творит. laughing
    1. 0
      30 мая 2023 23:58
      Цитата: Mihaylov
      Похоже, что художник перепутал лица у персонажей: не может быть у только что проткнутого такого непосредственно жизнерадостного детского выражения лица, а второй как будто не рад, а страдает от того что творит.


      Это сильные околосмертные переживания в миг смерти. Тут художник всё правильно изобразил - видимо опытный и не раз видел эти физиологические реакции и состояния, ну или медиком был. А у победителя, видимо, не профессионального наемного убийцы, тоже переживания, но неприятные, шоковые, потом и птср будет. В кино эту игру эмоций часто упускают или путают и тогда "радуется" победитель.
  9. +2
    29 мая 2023 12:42
    Судебный поединок на деревянных булавах с боевыми щитами

    Это щиты не боевые. Это щиты как раз дуэльные, предназначенные именно для судебных поединков. В литературе такой щит называется longshield или shield of the Talhoffer type.
    До примерно середины XIV века конструкция щитов для судебных поединков мало отличалась от боевых, хотя, например, Schwabenspiegel - "Зеркало швабов", юридический кодекс XIII века, содержит некоторые требования по конструкции щита для судебных поединков. Первое упоминание о longshield встречается в Ordo judicii terrae - рукопись, содержащая описание богемского права 1378 года. А уже в Ordnung des Bitzing 1447 года содержатся конкретные указания, каким должен быть щит для судебного поединка - с тремя шипами с каждой стороны и такой же длины, как человек который его несет.
    В дальнейшем в конструкции дуэльного щита появляются вариации в зависимости от того, по каким правилам идет дуэль - Franconian Rite с булавой или Swabian Rite с мечом.
    1. +3
      29 мая 2023 13:28
      Щит имеющий функцию боевого оружия таковым и является и потому вполне может быть назван боевым. Мы же говорим "боевой меч", подразумевая, что есть учебные и пр. Есть боевые доспехи, а есть парадные...
      1. +3
        29 мая 2023 18:05
        Щит имеющий функцию боевого оружия таковым и является

        Функцию боевого оружия может иметь любой предмет. Лопатой можно убить точно так же, как и мечом. Но лопата от этого боевой не становится.
        1. +3
          29 мая 2023 19:17
          Но лопата от этого боевой не становится.


          Ну почему же...


          1. -1
            29 мая 2023 19:28
            Ну почему же...

            Потому что это не лопата. Это миномет с функцией лопаты. Как и большинство подобных комбинированных поделок, одинаково плох и как миномет, и как лопата.
            1. +3
              29 мая 2023 19:35
              одинаково плох и как миномет, и как лопата.
              Согласен. Была статья на ресурсе, года три назад, относительно этих эрзацминометов.
              1. +2
                29 мая 2023 20:18
                Привет, Антон. smile
                Я же не о функциональности, а о том, что фраза ВикНика "Но лопата от этого боевой не становится." не совсем соответствует действительности.
                1. +4
                  29 мая 2023 21:16
                  С точки зрения "юридической", скорее прав Виктор Николаевич. Оружием признаются предметы, предназначенные для нанесения повреждений чему-либо живому и имеющие какие-то специальные приспособления или особенности конструкции, предназначенные именно для этого. Всё остальное - предметы, используемые в качестве оружия, каковым может быть и просто камень.
                  Сейчас нет такой юридической категории, как " турнирное оружие", но его может заменить "спортивное оружие". Так вот, детали спортивной защитной экипировки находятся в совершенно ином правовом режиме, нежели чем боевой защитной. Никто не назовет маску для спортивного фехтования предметом боевой экипировки, также как нельзя называть турнирный щит, сконструированный и сделанный исключительно для турнира, боевым.
                  А лопата становится оружием с точки зрения закона, если еë остро заточить, и применить против человека или животного.
                  smile
                  1. +2
                    29 мая 2023 21:23
                    Цитата: Хозяин Трилобита
                    турнирный щит,

                    Судебный поединок - тот же бой. Часто не на жизнь, а насмерть. Не турнир! А вообще меня уже раздражает эта манера цепляться к каждому слову. Смысл написанного понятен, чего еще надо? Показать всем свою рачительность и добродетель? А оно всем это надо?
                    1. +4
                      29 мая 2023 21:47
                      Цитата: kalibr
                      раздражает эта манера цепляться к каждому слову

                      Издержки популярности, Вячеслав Олегович. smile
                      До некоторых авторов вообще никто не докапывается, ибо пофиг, лучше им от этого? А в ваших статьях чуть не каждое слово под микроскопом рассматривают, так это же хорошо! Это такая, пусть и своеобразная, форма признания.
                      Раздражение с вашей стороны, возможно, просто от усталости. Ничего, впереди всё лето, смените обстановку на пару недель и всё то, что вы сейчас считаете ненужными придирками снова станет до фонаря - "смысл-то написанного понятен", как был, так и останется. hi
                      1. 0
                        2 июня 2023 09:27
                        Цитата: Хозяин Трилобита
                        Ничего, впереди всё лето, смените обстановку на пару недель и всё то, что вы сейчас считаете ненужными придирками снова станет до фонаря

                        Это Вы хорошо сказали!
                    2. +2
                      29 мая 2023 21:58
                      А вообще меня уже раздражает эта манера цепляться к каждому слову.

                      Ну что я Вам могу посоветовать, уважаемый автор. Если раздражительность возникает даже при незначительных недоразумениях либо вовсе без повода, проявляется регулярно и ее невозможно контролировать, то стоит насторожиться и обратиться к врачу. Ни в коем случае не занимайтесь самолечением и бесконтрольным приемом антидепрессантов!
                      Ну и еще один рецепт - не допускайте в своих статьях явных ляпов - и никто их не будет критиковать. А формат сайта на то и рассчитан, что каждый может высказать свое мнение - положительное или критическое, дополнить или задать вопрос.
                      Кстати, комментарии мои имеют вполне корректную форму и направлены исключительно на тему статьи. Не стоит терять ощущение реальности и способность к трезвой самооценке.
                      1. 0
                        2 июня 2023 09:31
                        Цитата: Frettaskyrandi
                        Ну и еще один рецепт - не допускайте в своих статьях явных ляпов - и никто их не будет критиковать.

                        Слишком дорого стоят такие статьи! Их написание не окупается!
                  2. +3
                    29 мая 2023 21:37
                    А лопата становится оружием с точки зрения закона, если еë остро заточить
                    Орудием -да, оружием - нет.
                  3. +2
                    29 мая 2023 21:54
                    Миша smile , это дурацкое изобретение, называется -- 37 мм миномет лопата Дьяконова 1939 г.
                    А миномёт, хоть физически, хоть юридически является оружием. request

                2. +3
                  29 мая 2023 21:33
                  Соответствует, дядя Костя.
                  Я знаю способ, как убить человека чайным блюдечком. Специалисты насчитывают подобных способов от трех, до пяти. Но это не делает чайное блюдечко оружием.
                  1. +3
                    29 мая 2023 22:27
                    Если предмет называется миномётом, хоть и с приставкой "лопата", он таки, как ни крути, является оружием. Хотя, уверен, и миномёт и лопата из него весьма посредственные, хотя и пострелять и копать можно. smile
    2. +5
      29 мая 2023 19:02
      В литературе такой щит называется longshield или shield of the Talhoffer type.
      Собственно из Тальхоффера...
  10. 0
    30 мая 2023 09:23
    Цитата: Ричард
    В экспозиции Музея оружия Луиджи Марцоли в донжоне замка Брешии нашлось что то похожее, хотя не уверен
    фото. falco svizzero del XV secolo (swiss falchion) 15th century. Museo delle Armi Luigi Marzoli. № р535

    Короче запутался окончательно

    По виду это поздний вариант китайского да дао, 大刀。 Времён 19-20 века.
  11. 0
    8 июня 2023 10:59
    Извиняюсь, а картинки, где тётя и дядя сражаются, точно не 21+? request