История Домика Петра I

54
300 лет назад Россия вышла на побережье Балтийского моря, начались грандиозные строительные работы, освоение огромных новых территорий. Россия вступает в очередной этап своей истории, становится морской державой, самоопределяется как империя. Все эти события, как в фокусе линзы, сходятся на маленьком домике рядом с большой площадью.

История Домика Петра I

Габриэль Боденер. Вид Санкт-Петербурга и острова Ретусари. Аугсбург. 1704–1705 гг. На гравюре изображена часть Финского залива с островом Котлин, названным Retusari или Лисий остров, на заднем плане дельта Невы с первыми постройками Санкт-Петербурга и Ниеншанцем.
Слева от изображения текст: Ретусари. Маленький остров в Финском заливе, рядом с Ингерманландией, на котором построено укрепление, рядом с безопасной гаванью, называемой Крон-Шлот или Крон-Шлосс, для охраны гавани, принадлежит московитам, которые построили его в 1704 году в середине зимы и оставили там 4 000 человек гарнизона, находится в 6 милях от Санкт-Петербурга. Шведы совершили нападение на этот остров, но не смогли ничего сделать.
Обозначены: А – Санкт Петербург, В – Ниен на берегу, С – Остров Ретусари, D – Кроншанц (Кроншлот)

Отсчет истории Северной Пальмиры ведется с Домика Петра I (в литературе по Санкт-Петербургу принято писать «Домик Петра I» с большой буквы. Да, это все в ту же копилку с «поребриком» и «парадной»).



В этом небольшом строении тесно переплелись история людей, города и страны. Что это был за Домик, что он собой представлял, где стоял и почему его Пётр I решил построить именно в этом месте?

Попробуем узнать об этом немного больше.

Постройка


Домик Петра I стоит на нынешней Петровской набережной, месте, откуда началось строительство Петропавловской крепости и нового города. Деревянное строение предназначалось для кратковременного пребывания царя в летнее время.

Так как Домик являлся официальной царской резиденцией, он именовался «Первоначальным дворцом» или «Красными хоромами», при этом указывалось его местоположение: «Старые красные хоромцы, что у двора Романа Вилимовича Брюса в роще». Это позволяло избежать путаницы с другими домами Петра I, а в новом городе улицы еще не имели названий.


Карта 1737 года. Обозначены: 1 – Петропавловская крепость. 2 – Кронверк. 3 – Место где стоял старый гостиный двор. 4 – Мытный двор. 5 – Постоялый двор. 6 – Сытный рынок. 7 – Собор Петра и Павла. 8 – Старая Соборная Церковь пресвятой Троицы. Таможня (Мытный двор) и Сытный рынок перенесены с Троицкой площади после пожара 1710 года.

Начало строительства Петропавловской крепости на Заячьем острове определило место строительства первого пристанища Петра I на этой вновь обретенной русской территории. Самые важные работы и сама жизнь в новом городе должны были быть под пристальным вниманием царя. Строение расположилось вблизи Петропавловской крепости, на соседнем Березовом острове.

Замечание. Топонимика этих мест не проста. Этот третий по величине остров дельты Невы (после Безымянного и Васильевского) в Новгородских летописях XIV века назывался Берёзовым, а затем Фоминым. В шведском атласе 1676 года на нём значится «Койвосари или Бьёркенхольм», что также означает «Берёзовый остров» – по-фински и по-шведски. После основания Санкт-Петербурга остров назывался Городовым, Городским, Троицким, Петербургским. После переименования Санкт-Петербурга в 1914 году в Петроград остров называется Петроградским. Короче, это все Петроградская сторона.

Версий рождения Домика несколько. Одна общепринятая, самая простая и понятная, а также дополнительные, основанные на особенностях строения.

Основная: Домик, сруб, был построен одновременно с началом возведения Петропавловской крепости. Срубили лес и отесали его тут же на острове всего за три дня (с 24 по 26 мая 1703 года) солдаты-плотники – гренадеры Семеновского полка. И, конечно же, в строительстве принимал участие сам царь. Версия основана на одном сообщении того времени, не на сухом документе, а как бы «репортаже» с места событий в реалиях тех времен.


Угол сруба. Стены из бруса «в квадрат», выпуск торцов обработан «в шестиугольник»

Однако некоторые особенности самого здания не позволяют принять её полностью.

Часто употребляют термин «сруб». Да, это рубленый из бревен дом, но совсем не похожий на русскую избу. Стены сложены из тесаного бруса «в квадрат» с необычным исполнением рубки – выпуск торцов по углам сруба обработан «в шестиугольник». Стены окрашены и расписаны под кирпич. Также сохранившиеся в домике цветочные росписи близки шведской народной живописи.

Большая площадь остекления, соответствующая скорее современным строительным нормам. Из окон двух жилых помещений открывается панорамный вид на Неву и окрестности.

Планировка не соответствует принятой в то время традиции исконно русского деревянного зодчества. Две почти равные по площади комнаты, разделенные сенями. Маленькая спальня, привычная в Европе. Стены обиты холстом и расписаны узорами. Эти перечисленные особенности больше подходят скандинавской традиции.


План Домика

Замечание. На мой взгляд, даже на сегодняшний день это вполне современный проект летнего жилища. Внешний габарит Домика 12х5,5 метра, один этаж высотой 2,5 метра. В плане это два основных жилых помещения: гостиная – столовая (17 метров) и кабинет (23,5 метра) для работы, отдыха и досуга. Центр кабинета занимает дубовый стол, русской работы начала XVIII века. На столешнице – врезанная шахматная доска. Петр был большим любителем шахмат и шашек. Есть упоминания, что там стоял и токарный станок, на котором он работал и слушал доклады. Небольшая спальня (6,7 метра), сени (тамбур, прихожая) (5 метров). Разумное зонирование пространства, удачная привязка к окружающему ландшафту. Особенности планировки XVIII века – умывальник в спальне, кухни нет, печки нет.

Не хватает современной инженерии, но если добавить, то получится приличный домик разряда Tiny House (маленькие аккуратные дома). Стиль тоже актуальный, близок к современному барнхаус (простой и лаконичный архитектурный стиль, в основном он задействуется в загородном строительстве. С английского barn переводится как «сарай» или «амбар»). Об оценке архитектуры можно поспорить, изложено нарочито в современных терминах, чтобы подчеркнуть, что с самого первого строения в Петербурге европейское влияние в архитектуре неотделимо от русской традиции.



Столовая. Стены обиты холстом. Слева дверь в спальню. Роспись на наличнике двери.



Кабинет. Стол, кресло, книжный шкаф.

На основании вышеперечисленных особенностей, специалисты в области деревянного зодчества допускают, что Домик строили не русские солдаты, а шведские плотники.

Кроме того, существует версия, что царское жилище построили здесь, на берегу Невы, в 1703 году пленные шведы.

И наконец, некоторые считают, что Домик – это готовая шведская постройка более раннего времени, перенесенная из другого места.

Версия о строительстве шведскими пленными маловероятна. Шведские пленные в большом количестве появились лишь после Полтавской битвы 1709 года. В то же время гарнизон Ниеншанца и жители города Ниена еще 8 мая (до основания Петропавловской крепости) были отправлены в Выборг. Скорее, некоторые шведы, обладающие полезными профессиями и жившие на прилежащей территории, могли получить работу на строительстве столицы.

Доводом об использовании ранее существующего строения для постройки Домика Петра является тот факт, что бревна сруба Домика были еще в петровские времена пронумерованы, что, скорее всего, говорит о том, что постройку перевозили. Ряд исследователей считает, что дому было уже лет двадцать в 1703 году, и ранее он стоял в Ниене, а после взятия Ниена был перевезен на Петроградскую сторону.

Можно было бы также предположить, что дом был пересобран на новом месте из готовых материалов: например, построен из бруса, доставленного с развалин того же Ниеншанца и города Ниена. Похоже, что, будучи человеком практического склада, Петр использовал, переделав под свои нужды, старую шведскую постройку. Пример реновации XVIII века.

Истина может оказаться, как это часто бывает, где-то посередине. Из разобранных построек сборная команда (все, кто был под рукой) быстро пересобрала дом на новом месте. Теперь вопрос: почему именно на этом месте?

Место нахождения


Итак, Домик Петра I был построен и получил статус царского жилища на Петроградском острове. Попробуем провести экспликацию Домика на местности (процесс объяснения, как размещены и как выглядят различные части здания на его участке, как архитектурный объект соотносится с окружающим пространством). Это поможет понять, почему именно тут размещена постройка, и в какой-то мере ощутить себя её обитателем.


Береговая линия Березового острова рядом с крепостью в 1703 году на современном плане.

На современной схеме местности указаны расположения основных построек того времени.

Во-первых, учтем изменения береговой линии. Она была ближе к Домику и резко уходила правее вниз по течению к Кронверкскому проливу, отделяющему Заячий остров с Петропавловской крепостью от Петроградской стороны. Впоследствии большая площадь суши была отвоевана у Невы при постройке Троицкого моста в 1900 году. Вверх по Неве береговая линия также была сдвинута в сторону суши. Берег был существенно ниже, переходя в мелководье заросшее камышом. В среднем, суша была выше уровня воды на метр – полтора.

Судя по рисункам середины XVIII века, строение стоит на небольшом пригорке, последней возвышенности перед поворотом реки к Кронверку. Через мелководье прямо к Домику был прорыт канал, заканчивающийся небольшой гаванью. Приблизительно на месте этой гавани стоит сейчас бюст Петра I в сквере перед Домиком. Открытие памятника Петру I состоялось 30 августа 1875 года – в год 150-летия смерти императора.


Андре Дюран, 1837 год. Заметен небольшой пригорок, на котором стоит Домик. Вокруг появились новые здания. В это время Петроградская сторона – тихое предместье Петербурга.

От Домика до Петропавловской крепости простирается гласис (обширное открытое пространство перед крепостью, необходимое для действий крепостной артиллерии в случае вражеского нападения с суши. На этом пустом пространстве не было зданий, и вся растительность убиралась). Впоследствии на месте гласиса был разбит Александровский парк и организована Троицкая площадь.

На площади в 1703–1710 гг. по проекту Доменико Трезини построили церковь. Церковь заложили в память победы над шведами под Выборгом, назвали в честь Святой Троицы. Долгое время она была главным кафедральным храмом города. Именно здесь в 1721 году проходили торжества по случаю окончания Северной войны и заключению мира со Швецией. Здесь же 22 октября 1721 года Петру I был пожалован титул императора.

На колокольне собора были укреплены часы, снятые с Сухаревской башни в Москве.
Сетки улиц еще не было, первая улица шла от площади на восток, вверх по Неве примерно по направлению к нынешней стоянке «Авроры». Противоположный берег Невы был низок, пуст, и береговая линия сдвинута вглубь суши. Мостов нет. Стрелка Васильевского острова низка, не застроена и также сдвинута вглубь острова. Даже с небольшого возвышения глазу были доступны огромные расстояния, в отличие от сегодняшнего дня.


Питер Пикар 1704 год. 1. Петропавловская крепость. 2. Дом Меншикова (иногда путают с Троицкой церковью, но ее еще не начали строить). 3. Домик Петра I. 4. Первые дома соратников Петра. 5. Небольшие парусные суда. Петр учредил первый яхт-клуб, и все сановники должны были иметь и использовать такие суда. Раз в неделю совместные плавания.

Первые стройки начинают на Выборгской стороне, на месте будущего Адмиралтейства, Петропавловская крепость, в устье Фонтанки. Рядом с Домиком по берегам Невы и Большой Невки вскоре выросли дома приближенных Петра I – наиболее именитых персон: государственных сановников, духовенства и высших офицеров (сибирский губернатор М. П. Гагарин, вице-канцлер П. П. Шафиров, учитель Петра I Н. М. Зотов и другие вельможи).

Сначала строили дома деревянными и расписанными под кирпич. Затем стали строить глинобитные мазанковые дома, а позднее и каменные. Конечно же, близ Домика Петра I в 1703–1704 году был выстроен дом А. Д. Меншикова с «аудиенц-камерой», где проходили приемы иностранных послов.

На берегу у пристани находилась аустерия (австерия) – питейное заведение, место торжественных празднеств, приемов и пиров в честь военных побед Петра.

Замечание. В 1703 году Иоганн Фельтен открыл в самом оживленном месте Петербурга – на Троицкой площади рядом с портом и рынком – аустерию (от итальянского «osteria» – «трактир»), ставшую первым питейным заведением нового типа в столице. В честь военно-морских побед заведение с 1720 года стало называться «Торжественная австерия четырех фрегатов».

Иоганн Фельтен (нем. Johannes Velten) – придворный шеф-повар русского императорского двора XVIII века и лично Петра I, обер-кухмейстер, пользовавшийся расположением императора. Его троюродный племянник – Юрий Матвеевич Фельтен (Георг Фридрих Фельдтен, нем. Georg Friedrich Veldten) – российский архитектор, автор ряда выдающихся архитектурных проектов, в том числе решетки Летнего сада.

В Петровскую эпоху Троицкая площадь была значительно больше, чем сейчас. Именно эта оживленная площадь стала центром рождающегося города, средоточием государственной и общественной жизни Петербурга. На площади стоял Троицкий собор, Гостиный двор, первая таможня и здание первой петербургской типографии.

Троицкая пристань стала торговым портом города. К ней в 1703 году пришвартовалось первое иностранное купеческое судно. Перед Троицким собором производились смотры и парады, устраивались фейерверки, народные гулянья и маскарады. В храме совершались благодарственные молебны по случаю побед и других важных событий.


А. И. Ростовцев. Вид Троицкой площади на Городском острове. Справа здание Коллегий, Сенат и Синод. Первое здание органов власти в Санкт-Петербурге. Позже перенесли на Васильевский остров.

Домик ориентирован продольной осью с востока на запад. Вход на Неву, кабинет окнами на восток, столовая на запад, окна спальни на север. Вот теперь можно представить себе панораму, которую видел Петр I. Утро, солнце не попадает в северное окно спальни, но если посмотреть из спальни через дверь в гостиную, за окном освещена стройка крепости. Отлично видны корабли, стоящие на якоре в порту.

Шаг вперед, и через три окна вид на площадь с людьми, занятыми делами, от порта к Гостиному двору движутся повозки с товарами, отлично видны работы в Адмиралтействе, вниз по Неве взгляд охватывает водные просторы примерно на 2,5 километра, почти до устья. Несколько шагов в освещенный утренним солнцем кабинет, и можно рассмотреть, что происходит на Выборгской стороне, а это порядка двух километров береговой линии, проследить за событиями рядом, на первой городской улице, застроенной такими же небольшими домиками приближенных.


Рисунок начала XIX века. Видно, насколько близко от воды стоит Домик. Домик внутри укрытия.

Этот Домик, как корабельный мостик, с которого капитан неустанно следит за действиями экипажа, и место уединения и отдыха. Отсюда можно наблюдать за очередным салютом на Троицкой площади, приходом торговых судов в порт, течением полноводной Невы. Петр вообще всегда старался останавливаться там, где можно увидеть водный простор.

Ораниенбаум, Петергоф, Стрельна – всюду предусмотрены места, откуда удобно наблюдать за морем, пристать на шлюпке. В устье реки Фонтанки был сооружен Подзорный дворец.

Из опочивальни царя открывался вид на Финский залив, а гости приставали прямо к ступеням его дворцового крыльца. Специально для царских резиденций в Голландии закупались марины (это морской вид или картина, изображающая море, а также жанр изобразительного искусства, в котором основным является изображение морской стихии в разных состояниях и борьбы с нею человека. Причем в настоящий момент в России коллекция этого вида живописных работ представлена полнее и интереснее, нежели на родине этого стиля – в Голландии).

Экстерьер (внешний вид)


По внешнему виду Домик и вправду был живописен и привлекателен. Наружные рубленые стены художник А. Захаров расписал под крупный кирпич. Имитация солидной кирпичной кладки позволяла создать иллюзию «каменного» строительства. Это решение впоследствии будет закреплено в Указе от 4 ноября 1711 года.

Замечание. По желанию Петра архитектура Петербурга должна была походить на Европейские образцы, более точно – голландские. В указе требовалось возводить здания по красной линии, а хозяйственные постройки в глубине участков. Деревянные строения возводить в брус, а если они строились из круглых бревен, то обивать их досками, красить «черленью или расписывать в кирпич».


Копия одного из важнейших градостроительных указов Петра I.

Домик Петра – единственный сохранившийся образец росписи подобного рода, получившей распространение в Петербурге после издания упомянутого указа. Роспись была закрашена во время многочисленных ремонтов и раскрыта на срубе в ходе реставрации 1971–1975 гг. Не исключено, что именно эта раскраска дала Домику название «Красные хоромцы».


На крыше гонт, следы росписи под кирпич на стене. Хорошо видны особенности остекления – лунное стекло и мелкая расстекловка.

Четырехскатную крышу домика покрывал гонт (дранка, гонт (польск. Gont) или шиндель (нем. Schindel) – кровельный материал в виде пластин из древесины, срезаемых с чурок вдоль волокон). Конек кровли был украшен деревянной мортирой, а по углам бомбами с горящими фитилями.

Эти артиллерийские атрибуты украшали царское жилье как указание на то, что Петр I носил звание капитана бомбардиров. Бомбардирская рота учреждена Петром I перед первым Азовским походом в составе одного из «потешных полков» – Преображенского. Пётр I принял звание капитана.

Домик имел широкие трехстворчатые окна со свинцовыми переплетами и мелкой расстекловкой из «лунного стекла».

Замечание. Для окон в Петровскую эпоху применялось стекло, имевшее вследствии особенности изготовления волнистую поверхность и радужный отлив, поэтому его называют лунным. Характерный круглый лист стекла, с «бычьим глазом» или «короной» в центре. Сначала, из большой порции стекла выдували шар. Затем в точке, диаметрально противоположной той, на которой он держался на трубке для выдувания стекла, крепили с помощью капли стекла железный прут (понтий). После удаления трубки для выдувания, в стеклянном шаре оставалось небольшое отверстие. Шар снова нагревали и вращали с помощью понтия до тех пор, пока под действием центробежной силы шар не «раскрывался», принимая форму диска. Затем диск вращался на понтии до охлаждения и срезался, после чего резали на квадраты. Из такого диска с характерной радиально-концентрической волнистостью можно было вырезать лишь небольшие квадраты, поэтому для XVIII века характерна мелкая расстекловка окон.

Окна могли закрываться темно-вишневыми ставнями, две крайние створки ставней распахивались в стороны, а средняя поднималась наверх. Наличники оконных и дверных проемов, а также широкие одностворчатые двери были расписаны цветочными гирляндами. Входная дверь вела в прихожую, откуда был доступ направо в кабинет и налево в столовую, а через нее в спальню.

Все окна в Домике разной величины. Возможно, это результат «компиляции» в одной постройке материалов из разных строений. Двери тоже разного размера.


Высота входной двери составляет менее двух метров. На правом косяке теперь отмечен рост Петра I – 2 метра 4 сантиметра.

Домик использовался в качестве временного летнего жилища царя. Строение не отапливалось. Оконные рамы одинарные, водосточные трубы отсутствуют. Петр I сравнительно активно использовал Домик с 1703 по 1708 год лишь в теплое время года.
Рядом с Домиком стоял флагшток, на котором во время пребывания Петра I поднимался царский штандарт, позже императорский.

Описание, утвержденное Петром I:

«Штандарт, черный орел в желтом поле, яко Герб Российской империи, имея три короны: две королевских и одну Империальскую, в которого грудях св. Георгий с драконом. В обеих же главах и ногах 4 карты морских: в правой главе Белое море, в левой Каспийское, в правой ноге Палас Меотис (Азовское море), в левой Синус Финикус (Финский залив) и пол Синуса Ботника (Ботанический залив) и часть Ост-Зее (Балтийское море)».

История домика после 1710-х годов. Строительство галереи-укрытия


После возведения на Адмиралтейском острове первого Зимнего дворца (1711) и Летнего дворца (1712) Петр I перестал использовать Домик. Строение обветшало и потеряло прежний нарядный вид.

Однако он приобрёл статус памятника эпохи основания Петербурга. Деревянный Домик с его скромным обликом явился предвестником будущего великолепия новой столицы.

Петр I с заботой относился к этой реликвии и распорядился не уничтожать это строение, а бережно сохранять. В 1723 году, в 20-летие со дня основания Петербурга, Домик был капитально отремонтирован, заново окрашен, территорию вокруг благоустроили. Тогда вокруг здания соорудили каменную галерею-павильон, чтобы защитить Домик от разрушающего влияния невского климата.

После наводнения 1777 года эта галерея пришла в негодность, и 14 февраля 1784 года Екатерина II издала указ о постройке нового укрытия.

В 1822 году для лучшей сохранности Домика застеклили пролеты арок, в них сделали створчатые двери и вставили 480 стекол. Галерея приобрела облик, близкий к современному, и стала называться «футляром» или «чехлом».


Фото северного фасада павильона

Существующий ныне кирпичный павильон-футляр Домика Петра I был сооружен в 1844 году. К этому времени состояние футляра вновь потребовало ремонта, и архитектор Роман Иванович Кузьмин, обследовавший памятник, написал заключение о необходимости строительства нового чехла, который был сооружен.

Сейчас Домик Петра I – филиал Русского музея. Старинная постройка, конечно, пережила ряд искажений и утрат из-за ремонтов, но сохранилась до нашего времени и донесла частичку истории Петровского времени.
54 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +15
    3 июня 2023 05:35
    Но вот исполнилось; стал город скоро в цвете...
    Каков сей домик мал ,так Пётр велик на свете !
  2. 0
    3 июня 2023 05:48
    Да, это все в ту же копилку с «поребриком» и «парадной»

    По-моему, это в одну копилку со "в Питере - пить". Как начал строить алконавт, так место проклятое, до сих пор, судя по строительству "Позор-арены"))) Шютка.
    Но вообще, наверное классический пример бездумного заимствования. такое можно построить только спьяну. Почему избы строились именно из бревен? Кроме технологичности, не нужно обтесывать, древесина под камбием, то есть грубо, под корой, имеет более плотную структуру практически без пор - то есть она долговечней. Кроме того, она тупо шире бруса, а в узких местах, меж бревнами - прокладывается мох - пористый теплоизоляционный материал, что в климате отнюдь не голландском особо важно. В ту же дырку окна, холодно, блин, с такими витражами зимой. И уж точно только спьяну можно сконструировать дом без печи там, где по сей день шутят про три типа питерской погоды - грязь намокла, гряз засохла. грязь замерзла...
    Вот от него и пошло - научи дурака богу молиться - классический пример. Хорошо, что он до Японии не добрался, а то бы из бумаги построил
    1. +15
      3 июня 2023 06:54
      Кроме того, она тупо шире бруса -В ту же дырку окна, холодно, блин, с такими витражами зимой -
      это была времянка. У Петра был еще Зимний дворец (не путать с Эрмитажем). Тот конечно небольшой но из камня. И не на острове а на теперешней Дворцовой набережной
      И уж точно только спьяну можно сконструировать дом без печи
      читаем выше и.. почему обязательно "с пьяну"? По себе судите? wink Я вот прожил в тайге три месяца в тайге, в зимовье. Еще меньше этого домика и.. ничего)))
      про три типа питерской погоды - грязь намокла, гряз засохла. грязь замерзла..
      вот именно что шутят. Что солнечных дней там меньше чем допустим у нас в Приморье и вообще на большей части территории страны то да. НасИчет остального - фигня. Не коренной Петербуржец но 7 лет там прожил. Материала для анализа всякого предостаточно))
    2. +15
      3 июня 2023 07:00
      вот кстати пара фоток из Зимнего дворца Петра -
      столовая -

      мастерская. Печь как видим имеет место быть -

      кабинет с... столом (?) и всякими принадлежностями -

      посмертная маска Петра -

      "царские шмотки" (с) ))) -
  3. +14
    3 июня 2023 06:40
    дополню автора - спальня с умывальником и оттиском руки Петра -


    стол в кабинете поближе )) -


    столовая и обеденный стол с утварью -
    1. +12
      3 июня 2023 10:18
      Иллюстраций много в сети, все не поставить в материал. Но и так на статью 15 получилось - это предел для читаемости. Много карт старых не пошли в материал. Их увлекательно смотреть.
      Но я надеялся что читатели добавят в комментариях фото. Так и вышло.
      1. +13
        3 июня 2023 11:05
        Иллюстраций много в сети
        ну это мои собственные фото . В сети еще ковыряться надо в тут вот все сразу )) hi Посему не смог сдержаться что бы не поделиться) Надеюсь читатели не против дополнения)
        1. +9
          3 июня 2023 11:50
          Хорошо когда порядок в архивах и можно быстро все найти. Мне как раз наоборот. Свои не все обработаны, в NEF. Так что добавить материал всегда полезно - новый взгляд.
          1. +9
            3 июня 2023 12:21
            добавить материал всегда полезно - новый взгляд
            всегда рад посодействовать)) Раньше на ВО был раздел "Фото и видео". Но первую часть увы устранили. А жаль((
  4. +14
    3 июня 2023 06:46
    ну и еще пара фоток -
    столовая утварь -



  5. +14
    3 июня 2023 06:58
    Замечательный материал, Владимир!
    1. Комментарий был удален.
    2. +12
      3 июня 2023 10:14
      Спасибо. Но уж больно тема хороша. Можно было и территорию посмотреть шире и по времени пройтись на этом месте. Одни Ши Цзы чего стоят. Дом политкаторжан, военно-морской дом, "Дворянское гнездо". Куда взгляд не кинь, есть о чем рассказать.
      1. +15
        3 июня 2023 13:45
        Хочу поблагодарить комментаторов и участников дискуссии за неравнодушное и доброе отношение к городу которому еще только 320 лет. Уверен, он будет дальше только хорошеть.
      2. ANB
        +8
        3 июня 2023 13:57
        . Дом политкаторжан, военно-морской дом, "Дворянское гнездо"

        А Петровский гастроном все, закрыли. Теперь только с улицы можно на израсцы глянуть. И кафе нет. И тополя возле Нахимовского.
        1. +12
          3 июня 2023 14:15
          Да, нет уж того гастронома с расписными стенами (вернее это уже не гастроном). А роспись - собственно это реинкарнация голландской синей росписи на изразцах. Но керамику оставили на стенах, это хорошо. Как бы чтоб подсластить пилюлю установили невдалеке два памятника.
          Режиссеру и художественному руководителю БДТ Георгию Алекса́ндровичу Товстоногову (15 [28] сентября 1915, Тифлис — 23 мая 1989, Ленинград) — советский театральный режиссёр и педагог. Главный режиссёр Ленинградского театра имени Ленинского комсомола (1950—1956) и Ленинградского Большого драматического театра имени М. Горького (1956—1989). Народный артист СССР (1957). Герой Социалистического Труда (1983). Лауреат Ленинской (1958), двух Сталинских (1950, 1952) и двух Государственных премий СССР (1968, 1978).
          Андрею Андреевичу Мыльникову (22 февраля 1919, Покровск — 16 мая 2012, Санкт-Петербург) — советский, российский художник-живописец, график, монументалист, педагог. Герой Социалистического Труда (1990). Народный художник СССР (1976). Лауреат Ленинской премии (1984), Сталинской премии третьей степени (1951), Государственной премии СССР (1977) и Государственной премии РСФСР (1979).
          Товстоногов жил в соседнем доме.
          Мыльников А.А. жил в этом доме - "Дворянском гнезде". На верхнем этаже здания мастерские художников.




          Художнику памятник мне не нравится, режиссеру лучше.
    3. +6
      3 июня 2023 12:59
      Спасибо за интересную фотоэкскурсию, Владимир! good
      Один вопрос - это что за плоскодонная шлюпка на вашем фото из Домика Петра I?

      Очень заинтересовало. Можно о ней поподробней. Насколько я знаю ботик Петра I "Святой Николай" т.н. - «Дедушка русского флота» находится в ЦВММ. Есть еще один - ботик "потешной" флотилии Петра I «Фортуна», который, по преданию, юный Петр Алексеевич срубил собственноручно. Тот в Музей-усадьбе «Ботик Петра I» - в селе Веськово, близь Переславля на Плещеевом озере. А эта шлюпка как называется?
      1. +14
        3 июня 2023 13:29
        Я видел первый дом, построенный в столице,
        Верейка первая в том домике хранится.
        Великий Петр под этим кровом жил,
        Когда с царицей он сюда приплыл.
        Сей славный памятник вниманья удостоен,
        И для сохранности над ним футляр построен.
        Иоганн Христиан Тремер
        ПРОЩАНИЕ С ПЕТЕРБУРГОМ
      2. +13
        3 июня 2023 13:35
        Сохранились три памятника судостроения петровских времен. Это "дедушка русского флота" — ботик Петра I, хранящийся в ЦВММ, и бот "Фортуна" — единственное уцелевшее судно Потешной флотилии, хранящееся в музее-усадьбе на берегу Плещеева озера.
        В музее Домик Петра I — на Петровской набережной Петроградской стороны хранится старинная лодка-верейка.
        Письменное упоминание о ней относится к 1735 г.: в поэме Иоганна Христиана Тремера "Прощание с Петербургом" - "Я видел первый дом, построенный в столице, верейка первая в том домике хранится". Также упоминания в документах 1744, 1767, 1770-х годов.
        Чтоб не портить рассказ копия статьи
        "Совершенно очевидно, что строилась эта "новоманерная" лодка по образцу английских вереек (англ. wherry — рабочая лодка, ялик), очень распространенных в свое время на Темзе. Они выполняли роль своеобразных "речных такси", которые русский царь мог оценить по достоинству во время своего пребывания в Англии в 1698 г. Как и эти типичные английские лодки, верейка Петра I представляет собой низкобортную плоскодонную шлюпку вельботного типа с острыми и удлиненными образованиями носа и кормы, с расширением в средней части за счет значительного развала бортов. Основные ее размерения таковы: длина — 7.7 м, ширина — 1.5 м, высота — 0.6 м.
        Обшивку составляют по четыре пояса на борт из хвойной породы дерева (видимо, сосны) плюс толстая килевая доска; поясья соединены внакрой. Шпангоуты состоят из флор- и топтимберсов, соединенных на скулах внакрой. Рыбины — три солидные доски — прибиты к флортимберсам. Поверх шпангоутов проходят подлегарсы, на которые уложены банки, соединенные с верхней кромкой бортов мощными кницами-кокорами. Выше подлегарсов сделана внутренняя обшивка, верхнюю часть которой образует привальный брус, составленный из толстых досок. В него врезаны уключины — "кочеты" — в виде парных дубовых штырей, подкрепленных с двух сторон деревянными накладками. Уключин всего четыре (по две на борт) и расположены они в шахматном порядке (для распашной гребли). Общая длина каждого из четырех вальковых весел 3.65 м, каждым греб один человек. Задняя банка имеет довольно большую фигурную заспинную доску. При Петре I за ней всегда находился небольшой топор, принадлежавший лично царю (хранится в ЦВММ).
        Носовая часть лодки образована сходящимися вгладь поясьями обшивки, запалублена и подкреплена поперечной переборкой. В настоящее время форштевень обит железной оковкой, к которой на палубе приварен железный обух с рымом. Такой же обух с рымом закреплен на кормовом брештуке. В корме, между заспинной доской и небольшим ящиком-ахтерпиком (под брештуком), сделан сплошной настил, но внутренняя обшивка бортов отсутствует.
        Снаружи по верхнему поясу обшивки идет полукруглый буртик.
        Все соединения выполнены на железных кованых гвоздях с круглыми шляпками и железных заклепках. Корпус верейки выше ватерлинии всегда был черным, ниже — бело-серым.
        Для установки съемной мачты в средней банке имеется круглое отверстие (пяртнерс), а под ним — степс в виде прямоугольного бруска с небольшим углублением, прибитого к килевой доске. Долгое время верейка экспонировалась без парусной оснастки, которая была воссоздана лишь в ноябре 1999 г. Ее реконструировал Р. А. Пожогин на основании найденных им в РГАВМФ чертежей старинных лодок. Вооружение состоит из мачты-однодеревки длиной 5 м, шпринтова длиной 4.4 м и двух парусов: грота и стакселя. Паруса были изготовлены членом Морского исторического клуба "Штандарт" Лидией Козловой при помощи Александры Кошу-новой и реставратора музея Н. П. Фомичева. Одновременно Н. П. Фомичевым было воссоздано по архивным аналогам и рулевое устройство верейки."

        1. +6
          3 июня 2023 13:52
          Спасибо за подробный ответ. Ранее не знал. Крайне интересно
      3. +14
        3 июня 2023 14:29
        «Дедушка русского флота» находится в ЦВММ
        вот и он)) -




        Остальное тезка- автор статьи ниже описал hi А я вот.. чем могу. Фото из моей коллекции))
      4. +8
        3 июня 2023 17:20
        Дима, привет! hi
        Я таки и думал, доберётся народ от "Домика Петра" до его "Ботика"?
        Добрались, что, в общем-то, вполне логично. wink
        Ну, уж ежели перешли на нечто водоплавающее, то остаётся добавить только "Пётр Великий".
        1. +4
          4 июня 2023 05:22
          то остаётся добавить только "Пётр Великий
          согласен -

          прямо из ЦВММ hi
  6. +10
    3 июня 2023 08:13
    Доводом об использовании ранее существующего строения для постройки Домика Петра является тот факт, что бревна сруба Домика были еще в петровские времена пронумерованы, что, скорее всего, говорит о том, что постройку перевозили.

    Не аргумент. Без исключения все деревянные постройки сначала рубятся в сухую (без мха, пакли). Потом оставляются на сушку (осадку) и только потом собираются на месте.
    За статью Автору спасибо!
    1. +7
      3 июня 2023 10:10
      "Без исключения все деревянные постройки сначала рубятся в сухую". - Слишком категорически. Бывают варианты.
      Времени не было готовить сруб заранее, если говорить о версии "срубили и поставили за три дня". Нет в документах таких данных. Есть, правда, вариант, что с Ладоги привезли зимнего леса комплект. Такой вид ремесла существовал, но документов тоже нет.
      Собственно тем и увлекательна история, что есть теории и масса аргументов в их поддержку. А уже исследователь трактует и на их основе строит выводы. Причем,читатели могут с ними соглашаться или нет.
      1. +8
        3 июня 2023 12:18
        Я не капли не умаляю Ваши версии, просто банальный опыт - сложенный из сырого леса на мох сруб сгниет за 10 лет. Да и с осадкой сложно угадать, особенно когда цельность бревна нарушена (все-таки домик сложен из бруса). По поводу рубки зимой, это было нормой. Как вариант, возможно при постройке домика использовали ранее заготовленный и вылежавшийся брус. Отсюда и особенности рубки венцов. Однако это тоже гипотеза.
        Да искренне спасибо за статью, понравилось!
        С уважением, Влад!
        1. +8
          3 июня 2023 12:39
          "Я не капли не умаляю Ваши версии" - Если поставить себе целью, то по литературе можно набрать с десяток версий и их комбинаций различной степени фантастичности. У меня мнение, что ряд из них (и это касается не только данного случая) просто попытка авторов быть "интересным" и как-то оживить свои материалы эдаким интеллектуальным выкрутасом. Реальность проще, но и вбирает в себя сразу множество вариантов.
          Кстати, вот с лунным стеклом было не вполне понятно как его делали, пока не нашел в специальной литературе описание. Крутили пузырь все, но главный момент с переклейкой на специальный штырь упускали. Про витражную технологию опустил, хотя интересно обсудить. Про фундамент, отмостку кирпичом и осушение территории тоже. Из домика делали часовню, тоже убрал, чтоб не перегружать. Ремонты с переборкой сруба, дедушка русского флота также не рассмотрены.
          Из каждого абзаца статья получается.
          . wink
    2. +5
      3 июня 2023 13:14

      ЕМНИП, на столе подлинная трубка, которую А. Д. Меншиков подарил Петру?
  7. +12
    3 июня 2023 09:14
    Все окна в Домике разной величины. Возможно, это результат «компиляции» в одной постройке материалов из разных строений. Двери тоже разного размера.


    Ют парусных судов имел остекленные окна, в помещениях судна были двери - так что не только строения можно было там "компилировать", но и части с разных судов. Печи бывают подключаемые к внешнему отдельностоящему отдельно возведенному дымоходу, потому печь могли всегда установить в готовом и установленном здании.
  8. +10
    3 июня 2023 10:03
    Отсчет истории Северной Пальмиры ведется с Домика Петра I


    Вот как все начиналось yes .
  9. +10
    3 июня 2023 10:40
    Крыльцо футляра выглядит, как китайская постройка. Архитекторы перемудрили с золотом и кислотно зеленым
    1. +10
      3 июня 2023 10:56
      Так вот в 19 веке увидели стилизацию под 18 век. А золото лезет в глаза тк только год назад обновлено. Всю ограду перебрали и фундамент и саму решетку. Блестит как новое.
      1. +10
        3 июня 2023 12:36
        А золото лезет в глаза тк только год назад обновлено
        ну.. разница заметна )))

        стороны здания разные но разница все равно заметна))) Разное освещение и параметры сьемки конечно.. но все равно) Я и так помню визуально)
  10. +12
    3 июня 2023 10:46
    Автору большое спасибо за статью!
    Жаль, что такая замечательная статья не вышла к 27 мая - в этот день у Петербурга юбилей - 320 лет со дня его основания . Было бы здорово, если бы эта статья вышла в такой день, для меня это было бы своего рода подарком.
    1. +12
      3 июня 2023 10:53
      Спасибо за оценку. Писал к дате, но "боролся" с сайтом. Иллюстрации не лезли в текст. Потом разобрались, спасибо сотрудники сайта помогли. Но дату ... пропустил. Сдвижка вправо получилась.
      1. +1
        3 июня 2023 19:20
        Печально crying ! Поэтому (это моя рекомендация, поэтому выполнять её необязательно, по желанию) лучше писать статью до значимой даты, к которой она должна быть написана. Плюс можете попробовать указывать в статье (в кратком описании или в начале статьи) для чего она предназначена и к какой дате должна быть написана.
        Но за статью большое спасибо, желаю Вам удачи!
  11. +12
    3 июня 2023 11:10
    Хороший материал. Респект автору. Жду новых публикаций о Питере и его окрестностях.
  12. +12
    3 июня 2023 13:15
    Преогромнейшее спасибо автору за работу! Прочёл материал с удовольствием.
    Отдельное спасибо за комментарии Region-25.rus (Владимир). Комментарии на "Истории", как часто бывает, хороши, работу автора дополняют, интересны и познавательны.
    Вот в Питере в Домике Петра 1 я ни разу не был. И не хватило времени в музее-заповеднике Коломенское домик Петра 1 (приехал он в 20 веке из Архангельска) осмотреть в прошлом году . Правда, как установили краеведы из Архангельска, домик царю рядом с Новодвинской крепостью построили, но он в нём так ни разу не побывал.
    При реставрации домика в Коломенском к нему зачем-то прилепили крыльцо на одном опорном столбе, которого никогда не было, и сам домик увеличили в высоту на 2 нижних венца. И в статье "Википедии" "Домик Петра 1 (Москва)" в описании внутреннего устройства домика, как часто в "Википедии" бывает, ошибка:" Дом имеет достаточно традиционную планировку, хотя не обошлось и без нововведений: средняя часть дома, сени («передняя»), значительно шире боковых клетей. Просторная «передняя» скудно освещалась крохотными оконцами, прорубленными по разные стороны портала. Попасть в неё можно непосредственно с крыльца." На Поморье "Передняя" - самая светлая комната в 3 или 4 окна по фасаду дома (по переду, как у нас говорят, бывало по 5 или 6 окон) и 2 или 3 окна на боковой стене. Фасадом (передом) дома ставили на водоём (море, река, озеро) или на дорогу. А с крыльца в домах в Поморье попадали на поветь, никак не в переднюю...
    Вот в "Домике Петра 1" в Вологде довелось побывать дважды. Хотя дом этот не построен специально для Петра, принадлежал голландцу, Пётр в нём реально бывал 5 раз во время посещения Вологды.Одноэтажное каменное здание в голландском стиле построенное по типовому проекту Доменико Трезини сегодня - филиал вологодского краеведческого музея-заповедника.
    1. +10
      3 июня 2023 14:35
      Отдельное спасибо за комментарии Region-25.rus (Владимир)
      всегда рад посильно помочь чем могу (не только тут) ))) Не все увы кто интересуются могут побывать в Питере. Мне вот довелось 7 лет прожить. Может еще и вернусь. А я уж понимаю. что такое "хочется но не получается"((( Сам мечтал про Питер. И вот сбылось))) Посему, как говорил чем могу буду содействовать drinks hi
      пы-сы - фоток еще вагон у меня про Питер разных wink Из Зоомузея есть, Петергофа, Пушкина, немнрого Эрмитажа, Музея Артиллерии и Связи, Петропавловки и всякого ))) feel
    2. +10
      3 июня 2023 14:47
      ну.. на сон грядущий Сам Петр Великий в ЦВММ -
      soldier hi
  13. ANB
    +10
    3 июня 2023 15:17
    . Ораниенбаум, Петергоф, Стрельна – всюду предусмотрены места, откуда удобно наблюдать за морем, пристать на шлюпке. В устье реки Фонтанки был сооружен Подзорный дворец.

    Монплезир в Петергофе.
    Про него бы статью с удовольствием прочитал.
    1. +10
      3 июня 2023 15:39
      Про него бы статью с удовольствием прочитал.
      "будет труп, будут и понятые!"(с) ))) Будет про Петергоф (статья) будут и фото! Их есть у меня wink
  14. +7
    3 июня 2023 16:57
    Не помню, на старой карте, какого года, вокруг Гостинного двора был показан прямоугольник канала, канал этот с одной стороны шёл прямо в ров Кронверка Петропавловской крепости, а с другой стороны прямо шёл а Большую Невку. Тяжёлые грузы (тот же гранит) и брёвна для строительства можно было летом везти по воде, а зимою по льду канала.
    Region-25.rus (Владимир), уважаемый, Вам, похоже, с понятыми всегда везло или с прокурором везло, который разрешал в понятые записывать в протокол ОМП родственников, которые труп обнаружили и на берег из озера или из моря вытащили...
    В ЦВММ был 4 раза, крайний раз с женою в августе 1991 года, ещё на Васильевском. А потом дочерям и внучке был интереснее Зоологический музей и Эрмитаж. Младшая дочка в 2015 году специально водила меня в среду к 17 часом в Эрмитаж смотреть как заводят часы "Павлин". Место занимали то ли за час, то ли минут за 40. Минут за 30 группы китайских туристов чуть не затоптали...
    Да, памятник Петру 1, что в ЦВММ стоит, сделан с модели скульптора Марка Антокольского, по которой сделали памятник Петру в Таганроге при жизни скульптора. В 1914 году, уже после смерти скульптора, сделали уменьшенную копию, высотою в 2,5 м, отлили и установили как памятник Петру 1 в Архангельске. Постамент под памятник Петру в Архангельске сделали из камня, добытого на Кондострове в Онежской губе Белого моря монахами Соловецкого монастыря. Петра с памятника в Архангельске видим на банкноте в 500-рублей на фоне парусника и здания морского-речного вокзала в Архангельске.
    1. +7
      3 июня 2023 17:30
      Петра с памятника в Архангельске видим на банкноте в 500-рублей на фоне парусника и здания морского-речного вокзала в Архангельске.
      В Питере на Сампсониевском проспекте установлена копия архангелогородского памятника.
    2. +5
      3 июня 2023 18:11
      1. Про канал рядом с гостинкой не знаю, не слышал. Надо посмотреть карты в атласе. По крайней мере на планах 1737 года этого нет. Следов в натуре тоже нет. Да и вряд ли был такой канал. Камень (тяжелые блоки ) выгружали на минимальном расстоянии от стройплощадки. Для крепости свои временные пирсы строили. Например, колоны для Исаакия выгружали прямо перед Медным всадником. Может память подвела? Канал, например, был перед зданием 12 коллегий или от Адмиралтейства к Новой Голландии.
      2. Для жителей Петроградской стороны основные музеи города - Эрмитаж, Русский, Военно-морской, Зоологический, Артиллерийский, Аврора можно сказать на расстоянии вытянутой руки. В Артиллерийский мы с уроков убегали на пушках и прочей технике полазить, в крепости по крышам побегать от охраны. В Зоологическом музее (к теме статьи) потертые чучела петровской лошади и собаки. В Эрмитаже восковая персона, окутанная суевериями... короче много можно было бы рассказать.
      3. Рядом с Домиком Петра есть еще один памятник Петру - бюст на фасаде Нахимовского училища. Про шемякинского Петра в Петропавловской крепости я уж не говорю. Всего в городе и пригородах около 15 скульптур Петру Первому.
      Скульптор: В. Кузнецов. Открыт в 1911 году (закладка училища имени Петра Великого была приурочена к 200-летию Санкт-Петербурга в 1903 году)
      Петр – единственный среди правителей России – носил титул «Отец Отечества».
      1. +1
        3 июня 2023 18:54
        Мое почтение, Владимир!
        Огромная благодарность за статью!!!
        У меня возник вопрос не по теме. А где находилось пороховое производство до переноса оного на Ржевку?
        1. +3
          3 июня 2023 19:31
          Якобы на Зелейной улице, ныне - Большая Зеленина не далеко от Петропавловки. Но это по памяти влет. Может еще можно поискать. Конкретное место на улице не подскажу, видимо за Большим проспектом.
          1. +1
            3 июня 2023 20:48
            Нет, не так.
            До 1861 года Швеция считалась стратегическим противником. И на территории нынешней Петроградки нельзя было строить архитектурные сооружения из "камня", тем более стратегического значения. Улицы Зеленина не более чем тракты подвоза огнеприпаса в Кронверк.
            1. +3
              3 июня 2023 21:34
              "До 1861 года Швеция считалась стратегическим противником. И на территории нынешней Петроградки нельзя было строить архитектурные сооружения из "камня"" - Да ладно. 1861 - это ошибка.
              Каменных строений было много. Сразу пример Каменноостровский дворец — один из дворцов Санкт-Петербурга, памятник времён Екатерины II, загородная императорская резиденция - 1780 год.
              Главное здание Александровского лицея по адресу: Каменноостровский проспект, дом 21, — построено в 1831—1834 годах в стиле позднего классицизма по проекту архитектора Л. И. Шарлеманя 6 сентября 1843 года в это здание переехал Царскосельский лицей.
              Кстати, Охта под еще большей опасностью находилась - на шведской стороне Невы, не защищена рекой Невкой. Туда отправились за энергией воды - поставили плотину и организовали привод на мельницы. В 1715 году начали строить на Охте. Еще война шла со Швецией.
            2. +3
              3 июня 2023 21:55
              На карте 1703 года нет еще завода, на 1737 уже нет. Нужно поискать 1710-1715 годов Петроградскую сторону. Но застройка на 1737 велика
          2. +1
            3 июня 2023 23:32
            Меж тем, поразмыслив, прихожу к выводу, что возможно Вы правы, и на нынешнем перекрестке Малого и Большой Зеленина находились пороховые мануфактуры. А по Зелейным только сырье подвозили.
  15. +4
    3 июня 2023 21:43
    balabol (Владимир), уважаемый, смотрел сайт: "Старые карты городов России онлайн - ЭтоМесто" План Санкт-Петербурга 1716 года: http://www.etomesto.ru/map-peterburg_spb-1716/ Там ещё нет Крюкова канала и Новой Голландии. И на набережной реки Пряжка целая батарея ветряных мельниц, Московский и Невские проспекты интересными дорогами показаны. План 1715 года менее интересен, но на нём есть на Васильевском острове короткий канал от Невы, примерно, к Ботаническому саду СПбГУ .http://www.etomesto.ru/map-peterburg_1715/
    1. +5
      4 июня 2023 00:37
      Евгений, спасибо, хороший ресурс. НО!
      План 1715 похож на правду. Однако текст на немецком внушает опасение во вторичности изображения. Нужно искать первоисточник - русскую карту. Иностранцы сами по себе такое не делали. Иногда нанимались, но только для работ в интересах России. Базой всегда надо брать отечественный оригинал. Замечу, Васильевский остров пуст.Но ему верю больше потому что есть Тартария Tartarishe sloboda. Да на острове была татарская слобода. От неё осталса татарский переулок, а в последствии это послужило обоснованием строительства здесь на Петроградской Татарской соборной мечети.

      План 1716 года. Через год на 1716 - Василиевский остров застроен и обнесен стенами с бастионами, на Петроградской ряды кварталов и ВОТ! каналы вокруг гостинки.(Выше один из читателей об этом вспоминал). Так что же это за план? Отвечу - ПРОЕКТ. В конце 1715 года Доменико Трезини разработал план развития центра города, который предполагалось разместить на Васильевском острове. Указанная карта - проект Трезини в исполнении Хомана. Представляет собой одно из первых изданий плана Петербурга, выпущенного нюрнбергским картографом Иоганном-Батистом Хоманом в 1716-1717 годах во время путешествия Петра Первого по западной Европе.

      (Лень самому писать, так это из Вики) В 1716 году в Петербург прибывают ещё два европейских мастера. Зимой приезжает итальянец Бартоломео Карло Растрелли со своим сыном (будущим замечательным зодчим - Бартоломео Франческо Растрелли). Летом того же года приезжает французский королевский архитектор 37-летний Жан-Батист Александр Леблон со своей семьёй и подмастерьями. Пётр возлагал на маститого Леблона большие надежды и назначил его главным архитектором города, подчинив ему других архитекторов, включая и Трезини. Он дал ему звание генерал-архитектора с жалованьем в пять тысяч рублей (для сравнения — жалование Трезини за всю его карьеру в России никогда не превышало одной тысячи рублей в год). И этот план круче предыдущего.

      Общее замечание. Основываться на первоисточниках, перепроверять по разным источникам, с недоверием относится к красивым картинкам (где по-проще там точнее). Даже любимым мною перспективам Махаева и Зубова нельзя верить на 100%. Это целые истории как и что происходило
  16. +3
    3 июня 2023 21:59
    3x3zsave ( антон), уважаемый, мой почти земляк по морю Белому, за фото памятника спасибо! Про него только читал. Не довелось по Большому Сампсониевском проспекту ни разу ни пешком погулять, ни на машине проехать. Хотя почти 5 лет снимали старшей дочери квартиру на проспекте Мечникова, 14, (что по меркам Санкт-Петербурга и не далеко), пока она училась а Мед. Академии им. И. И. Мечникова. И я в те годы между музеем "Звёздочки" и Музеем подводных сил России им. Маринеско (что на Кондратьевском проспекте) почти почтальоном поработал пару раз...
  17. +2
    4 июня 2023 10:00
    balabol (Владимир), спасибо за интересный рассказ о старых картах! Про карту 1716 года так я и думал, что она строительный проект.
    Буду ждать Ваших новых материалов на "В.о.".