Рыцари и корабли

79
Рыцари и корабли
«Армада в виду!» Художник Джон Сеймур Лукас (1849–1923), 188 г. Картинная галерея Нового Южного Уэллса


«Шлем его был сбит на сторону,
передняя часть кирасы прогнута,
жалкие обрывки рукава прикрывали
обнаженную правую руку, забрызганную кровью.
Из-под всклокоченных волос его струился алый ручеек
– кровь из раны превращала его черное,
измученное лицо в какую-то ужасную маску».

Рафаэль Сабатини «Одиссея капитана Блада»

История и корабли.Так уж получилось, что в эпоху Средневековья для людей рыцарского звания конское седло было куда привлекательнее качающейся корабельной палубы. Что, кстати, совсем неудивительно. Корабли были маленькими, тесными, и служить на них даже в чине капитана было ниже их достоинства. Конечно, и такие корабли в морских боях участвовали. Сталкивались своими пузатыми бортами, после чего их команды шли на абордаж.



Однако короли и знатные сеньоры в случае надобности просто нанимали купеческие суда, а к их экипажам добавляли своих сухопутных солдат – лучников и арбалетчиков, которыми командовал какой-нибудь бедный вассал, у которого просто не было иного выбора. Непривычных к морю стрелков косила морская болезнь, рыцари на судах отчаянно боялись упасть в воду и утонуть. Одним словом, морская война среди знатных сеньоров в то время была не в почете.


Корабли XVI–XVII вв. были самыми настоящими произведениями искусства. Корма современной реплики галеры «Реал» – флагманского корабля Хуана Австрийского в битве при Лепанто в 1571 г. Военно-морской музей. Барселона. Фотография автора

Все изменилось после 1492 года и возвращения Христофора Колумба из Америки. Уже вскоре туда из Испании отправился целый флот, а многие бедные испанские идальго, попробовав моря, связали с ним свою судьбу.

Уже совсем скоро морская служба сделалась выгодной, а значит и почетной. Причем она давала возможность не только разбогатеть, но и, как это случилось с тем же Френсисом Дрейком, получить рыцарское звание, в которое в 1581 году возвела его королева Англии Елизавета I прямо на корабельной палубе – случай до тех пор неслыханный.


Корма «Реала» с человеческой фигуркой для масштаба. Фотография автора

Естественно, что регулярные рейсы через океан потребовали кораблей большего водоизмещения, чем те, что строились раньше, и более совершенных по конструкции. Важно и то, что из Америки в Европу испанские корабли плыли груженые сокровищами, и потому они стали лакомой целью для английских и французских пиратов. Обороняться от них можно было, опять-таки, увеличив размеры корабля и поставив на него множество пушек.

И если раньше торговые корабли практически от военных не отличались, то именно в XVI веке различия между ними наконец-то стали очень заметными, хотя первые океанские плавания все ещё совершались на судах, которые даже при наличии на борту пушек военными кораблями не считались.


Модель «Реала». Военно-морской музей. Барселона. Фотография автора

Ну кто не знает, вернее – это известно еще со школы, что главным судном эпохи Великих географических открытий была каравелла. Однако на самом деле это не совсем так.


Португальская каравелла-латина. Рис. А. Шепса

Распространение каравеллы получили в Испании и Португалии во второй половине XV – начале XVII века, когда те же португальцы начали совершать плавания на юг вдоль побережья Африки. Как правило, это были двух- и трехмачтовые суда с косыми латинскими парусами, которые из-за этого назывались каравеллами-латина (или каравеллами латинас).

Но были известны и каравеллы с прямым парусным вооружением – каравеллы-редонда (каравеллы редондас). И хотя они и участвовали в дальних океанских экспедициях, чаще всего их использовали для каботажных плаваний у побережья. Не играли они главной роли и в плаваниях Христофора Колумба, Васко да Гамы и Фернандо Магеллана. Куда более значимыми в этом плане были каракки.

Кстати, флагманский корабль Христофора Колумба «Санта-Мария» (который он в своих записках называл «нао» – «большой корабль») был не чем иным, как караккой. Каравеллами были два других его судна – «Пинта» и Нинья».


Знаменитая английская каракка «Грейт Гарри». На этом рисунке хорошо видны все недостатки этого типа судна – слишком короткий корпус и слишком высокие надстройки. Рис. А. Шепса

В XV–XVI вв. каракки, о которых здесь на ВО уже рассказывалось, были самыми крупными парусными судами Европы. Многопалубные суда с тремя-четырьмя мачтами, высокими надстройками на носу и на корме, оснащенные многочисленной артиллерией, они производили сильное впечатление на каждого, кто их видел. Две передние мачты имели прямое парусное вооружение. Две задние обычно оснащали косыми, «латинскими» парусами, повышавшими маневренность этих крупных судов.

Однако в основе своей это были все те же самые средневековые «круглые суда», не слишком далеко ушедшие от коггов. Из-за высоких надстроек «кастлей» на носу и на корме, буквально перегруженных малокалиберной артиллерией, они ещё и обладали плохой остойчивостью, что и показала судьба «Мери Роуз».


Каракка «Иисус Любека», построена в 1558 г. Рис. А. Шепса

Нужно было как-то повысить остойчивость каракки, что и было сделано. И вот так и появился знаменитый галеон – корабль, ставший символом соперничества Англии, Франции и Испании на морях и океанах в XVI–XVII веках.


Нидерландский галеон начала XVII века. Художник Хендрик Корнелис Вром (1562/1563–1640). Национальный музей Нидерландов, Амстердам

В первую очередь он отличался от каррак как раз более скромным и сдвинутым от форштевня к фоку полубаком. Корма по-прежнему была высокой, но уже не напоминала «замок», а уступами спускалась к спардеку – палубе между фок- и грот-мачтами. Сам корпус был заметно удлинен. Это привело к увеличению остойчивости и снижению волнового сопротивления, в результате чего удалось создать более быстрое и маневренное судно.

Другой особенностью галеона стало наличие на носу гальюна, выступающего вперёд ниже уровня бака. Водоизмещение составляло порядка 500 тонн (хотя известны галеоны и водоизмещением 2 000 тонн). А ещё более прочные и лучше вооруженные, чем каракки, галеоны оказались дешевле в постройке. Корпус галеона обычно строился из дуба и других твёрдых пород дерева, рангоут – из сосны.

Парусное вооружение состояло из трёх-пяти мачт, передние мачты несли прямые паруса, задние – косые (латинские). Длинный бушприт тоже нес парус – блинд. Носовая надстройка была отодвинута назад и уже не нависала над форштевнем, как у каракки, а кормовая надстройка имела несколько ярусов, в которых находились жилые помещения офицеров и пассажиров. Вдобавок она же еще и украшалась резьбой и балконами.


«Испанский галеон ведет огонь из пушек». Фрагмент картины художника Корнелиса Вербеека (ок. 1590 – после 1637). Национальная галерея искусств. Вашингтон

Впервые галеон был упомянут в 1535 году и постепенно вытеснил каракку, хотя еще в 1588 году в составе испанской Непобедимой армады находились не только галеоны, но и каракки. Именно на галеоне артиллерийские орудия были установлены и над, и под главной палубой, что привело к появлению двух закрытых пушечных палуб, где располагалось 50–80 орудий. Но со временем размеры галеонов выросли ещё больше, и число пушек на них стало увеличиваться.

Испанские галеоны представляли собой военно-транспортные двухпалубные корабли с высокой кормой, длиной до 40 метров и шириной – около 16. Экипаж состоял из 600 матросов и солдат. Галеонами был укомплектован и английский флот, разгромивший испанскую Непобедимую армаду в 1588 году. Имелись они и в самой Армаде. Отмечается, что испанские корабли отличались худшей маневренностью по сравнению с английскими.


Сдача дона Педро де Вальдеса сэру Фрэнсису Дрейку на борту его корабля «Месть» во время сражения с испанской Непобедимой армадой. Художник Джон Сеймур Лукас (1849–1923). Баклендское аббатство, Девон, Англия

Впрочем, несмотря на все усовершенствования корабельной артиллерии, итогом практически любого морского боя между кораблями становился абордаж. И такой бой также потребовал определенного совершенствования средств защиты и нападения, которыми располагали экипажи этих кораблей.


Вот такой восстановленный галеон «Нептун» можно сегодня увидеть в гавани Генуи!

Так же, как и на земле, где укороченные «доспехи в три четверти» получили и всадники, и пехотинцы, на кораблях появились отряды мушкетеров, которые вели огонь из мушкетов по сближающимся судам, дополняя им огонь артиллерии. Соответственно им понадобилась защита выше пояса (все, что было ниже, скрывалось за бортом), поэтому они получили кирасы и шлемы типа морион и кабассет.

Для поражения матросов, доспехами не защищенных, широко применялись мушкетоны – ружья с раструбом на конце ствола, стрелявшие крупной картечью. Ведь когда суда сталкивались, и команды шли на абордаж, сражаться приходилось всем – и мушкетерам, и простым матросам, которым также раздавалось оружие – специальные абордажные топоры, сабли и алебарды, служившие еще и для того, чтобы своими крюками зацепляться за борт неприятельского корабля, чтобы потом притянуть его вплотную.

Помимо этого оружия, в арсенале кораблей вплоть до середины XVI века присутствовали луки – во всяком случае, они были на «Мэри Роуз», когда ее уже в наше время подняли из воды и превратили в музей. Использовались для боя «борт против борта» и метательные копья, более короткие и легкие, чем пикинерские, специально придуманные для метания судовыми командами.

Очень оригинальным оружием, опять-таки, которое стало известно нам благодаря находкам с «Мэри Роуз», были стрелковые щиты: круглые, выпуклые деревянные щиты, окованные металлом, в центре которых устанавливалось стреляющее приспособление в виде короткого ствола, заряжающегося сзади. Прицеливание осуществлялось через небольшое окошечко, забранное металлической решеткой. Такие щиты опирали о борт корабля и стреляли по противнику, не опасаясь ни его выстрелов, ни копий и стрел.

Применялось и особое «химическое оружие» – горшки с негашеной известью, которые с верхних марсовых площадок на мачтах бросали на палубу неприятельского корабля.


Еще одно произведение судостроительного искусства тех лет: корабельный фонарь. Такие светильники устанавливались в кормовой, самой возвышенной части тогдашних судов. Военно-исторический музей. Венеция. Фотография автора

Интересно, что на Средиземном море, где расстояния между портами были относительно невелики, продолжали строить и самым активным образом использовать парусно-гребные суда – галеры. К числу их достоинств относилось прежде всего то, что они могли двигаться на веслах при полном штиле. Однако из-за того, что по бортам у них располагались гребцы с веслами, тяжелые пушки в количестве всего лишь нескольких штук на галерах могли устанавливаться только лишь на носу. И именно носом они и старались нападать на противника. Сначала обстреливали его из носовых пушек, а затем настолько стремительно, насколько хватало мускульной силы гребцов, шли на абордаж.


Галеон-реплика «Батавия» на ходу под парусами. Красивый корабль, как и все прочие суда этого типа

Крупнейшим морским сражением на Средиземном море с участием нескольких сотен галер стала морская битва при Лепанто, имевшая место в 1571 году, в которой объединенный флот христианских государств нанес поражение турецкому галерному флоту Османской империи. Но в нем галеоны не участвовали. Только галеры…
79 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    4 июня 2023 04:33
    Спасибо, автор за Ваш очерк: ждём продолжения.
    1. +11
      4 июня 2023 08:24
      Присоединюсь к добрым словам о работе Вячеслава Олеговича, статья и вправду удалась!
      Теперь к тексту:
      И если раньше торговые корабли практически от военных не отличались, то именно в XVI веке различия между ними наконец-то стали очень заметными, хотя первые океанские плавания все ещё совершались на судах, которые даже при наличии на борту пушек военными кораблями не считались.

      Это касается только Атлантики. В Средиземном море в военном флоте господствовали галеры и их разновидности (от шебки до галеаса). В торговом использовались большие галеры, но это как раз купеческий вид судна, для перевозки дорогих и эксклюзивных товаров. В каботажном плавании торговцы использовали не менее пяти десятков различных самобытных лоханок.
      Ну кто не знает, вернее – это известно еще со школы, что главным судном эпохи Великих географических открытий была каравелла. Однако на самом деле это не совсем так.

      Нет так, эпоха Географических открытий началась раньше открытия Америки Колумбом, с походов вокруг Африки португальского флота и конечное «открытие» дороги в Индию кабальеро Васко де-Гама. .Основу корабельного состава экспансии составляли каравеллы.
      Нужно было как-то повысить остойчивость каракки, что и было сделано. И вот так и появился знаменитый галеон – корабль, ставший символом соперничества Англии, Франции и Испании на морях и океанах в XVI–XVII веках.

      Мое личное мнение галеон - это развитие средиземноморского галеаса (который в свою очередь появился после творческого переосмысления большой галеры). Фактически первые галеоны имели вспомогательное гребное вооружение. Гальюн рудимент шпинона галеры. Но самое главное это гладкая обшивка корпуса. От корраки галеон взял только парусное вооружение.
      Еще раз Вячеславу спасибо, камрадам доброго дня!!!
      1. +5
        4 июня 2023 09:28
        Тёзка, утро доброе. "гальюн" -"сортир помеченое буквами:эМ и Жо" (С)
        1. +4
          4 июня 2023 10:40
          Цитата: vladcub
          Тёзка, утро доброе. "гальюн" -"сортир помеченое буквами:эМ и Жо" (С)

          Жо по поверьям моряков на корабле к нечастью! laughing
          1. +1
            4 июня 2023 15:44
            Жо по поверьям моряков на корабле к нечастью!


            Это смотря какая "Жо", иные были вполне себе к месту, например Мэри Рид и Энн Бонни. wink



            Привет, Владислав! smile
      2. +3
        4 июня 2023 09:43
        Цитата: Коте пане Коханка
        Фактически первые галеоны имели вспомогательное гребное вооружение. Гальюн рудимент шпинона галеры. Но самое главное это гладкая обшивка корпуса. От корраки галеон взял только парусное вооружение.

        Это Вы хорошо подметили. Спасибо!
      3. +3
        4 июня 2023 09:51
        "вспомогательные гребное вооружение" вообще-то весла были и в 19 в.
        Бриг Меркурий, кроме парусов, имел и весла
        1. +3
          4 июня 2023 11:05
          Цитата: vladcub
          "вспомогательные гребное вооружение" вообще-то весла были и в 19 в.
          Бриг Меркурий, кроме парусов, имел и весла

          Привет Влад!!
          Бриг Меркурий корабль специальной постройки для несения патрульной, каперской и пограничной службы. Для операций на мелководье получил вспомогательное гребное вооружение по образцу средиземноморских акатов (гребных фрегатов). Так что ему банально подфартило с веслами.
          Весла в качестве вспомогательного вооружения имело много кораблей: прамы (в т.ч. Элефант), гребные фрегаты (гемамы, акаты и д.р.), часть новоизобретённых кораблей, бригантин, бомбардирских судов и т.д. Но в основном они ходили под парусами, поэтому гребное вооружение последних называлось вспомогательным. Другие суда галеры, скампавеи, дубель-шлюпки, канонерки, портовые прамы в основнм использовали весла, поэтому вспомогательным у них было парусное вооружение.
          К слову, ряд поражений напрямую связан с отсутствием весел. Например, начальный этоп Гангутского сражения связан с прорывом для гребных флотилий мимо шведов.
          Во флотах того времени даже существовало упражнение буксировка кораблей шоюпками. Я
      4. -7
        4 июня 2023 10:43
        Мое личное мнение галеон - это развитие средиземноморского галеаса (который в свою очередь появился после творческого переосмысления большой галеры). Фактически первые галеоны имели вспомогательное гребное вооружение. Гальюн рудимент шпинона галеры. Но самое главное это гладкая обшивка корпуса. От корраки галеон взял только парусное вооружение.

        Нет ни одного описания или изображения галеона с веслами. Гальюн к шпирону никакого отношения не имеет.
        1. +5
          4 июня 2023 11:29
          Происхождение галеонов довольно неясно. Известно, что сам термин «галеон» появился в начале XVI в. Принято считать, что первый испанский корабль, относящийся к тину галеонов, был построен в 1517 г. для борьбы со средиземноморскими пиратами. По-видимому, корабль мог идти под парусами и на веслах, наподобие венецианских galleoni конца XV века.

          ВикНик мы уже спорили на эту тему года два назад!
          1. -3
            4 июня 2023 12:04
            ВикНик мы уже спорили на эту тему года два назад!

            За прошедшее время ничего в истории кораблестроения, в отличие от commentator level, не изменилось - испанский галеон - это развитие каракки, исключительно парусный корабль, появившийся в XVI веке.
            Из за того, что сам термин появился гораздо раньше и им еще в XII веке обозначались не имеющие ничего общего с испанским галеоном варианты галеры ( в частности в Annali Genovesi упоминаются galeones, имеющие 60, 64, 80 весел), в переводной литературе родились всякие версии о "неясном происхождении галеонов".
        2. +7
          4 июня 2023 14:23
          Нет ни одного описания или изображения галеона с веслами

          Такт уж и нет. Пожалуйста, ВикНик, любуйтесь на здоровье.

          Я, пока что, не видел у Ревелла абсолютно выдуманных моделей кораблей. Судя по изображению представленной модели Ревелл не взял это "с потолка". Скорее с какой нибудь гравюры. А чтоб у вас не возникало подозрений, что это фотомонтаж, выкладываю фото с содержимым набора






          1. +11
            4 июня 2023 15:52
            Минусование - не аргумент в споре smile
            Вот вам еще рисунки галеона с веслами









            Только не надо пытаться утверждать, что на рисунках не галеоны , а галеасы. Вот что пишет "Энциклопедия военных и морских наук" в 8 томах А. Леера (изд. в 1883- 1897 гг.):
            Происхождѣнiя галѣоновъ не до конца ясно. Впѣрвые этотъ тѣрминъ (galeones) появляется въ началѣ XVI столѣтiя прiмѣнiтѣльно къ испанскому судну, построенному въ 1517 году для борьбъ съ бѣрбѣрiйскими пиратами въ Срѣдизѣмноморье. Его нѣпосрѣдствѣнными прѣдшествѣннiками являлись нѣбольшiя парусно-вѣсѣльные суда, которые въ Вѣнѣцiи назывались galleoni, а въ Португалiи — galeones. Но галѣонъ были ужѣ исключитѣльно парусными судами, хотя возможность использованiя вѣсѣлъ на нiхъ сохранялась. Въ 1525 году прi «инвѣнтарiзацiи» испанскаго флота въ аго составѣ насчитывалось ужѣ двадцать пять галѣоновъ, которые относились къ военнымъ кораблямъ, а не торгово-купѣческимъ! Къ послѣднiмъ относились малѣнькiя и лѣгкiя каравѣллъ, используемые для исслѣдоватѣльскихъ цѣлѣй, и громоздкiя купѣческiя нао, используемые для мѣждународной торговли. Главное конструктивное отличiя новаго типа кораблѣй заключалось въ видоизмѣнѣнномъ парусномъ вооружѣнiи - на галѣонахъ отдавалось прѣдпочтѣнiя прямымъ парусамъ, а не косымъ «латинскимъ» какъ на галѣасахъ (с)
            1. +7
              4 июня 2023 15:56
              А вот типичный галеас судя по паруснму вооружению
            2. 0
              4 июня 2023 17:10
              Минусование - не аргумент в споре

              Это Вы мне?
              1. +3
                4 июня 2023 17:47
                Не думаю, что Димитрий будет мараться с «минусами», не в его характере. Впрочем как и в Вашем!
                Теперь к теме дискуссии. Вас не смущает, что галеон, галеас, галеот, галера имеют сходное написание. Производное галея (галео) судно известное со времен поздней римской империи. Упоминается даже в нашей летописи 13 века. Позже мелькает в описаниях генуэзских купцов и большой орды. Этимология слова неизвестна, но все перечисленные мною суда изначально гребные.
                1. 0
                  4 июня 2023 18:35
                  Этимология слова неизвестна

                  Почему неизвестна? В европейских языках слово появилось в XII веке, принимая разные значения в зависимости от места и времени.
                  все перечисленные мною суда изначально гребные.

                  Изначально все суда были гребные.
                2. 0
                  4 июня 2023 19:07
                  Теперь к теме дискуссии

                  Тема дискуссии изначально - испанский галеон.
                  Вас не смущает, что галеон, галеас, галеот, галера имеют сходное написание. Производное галея (галео) судно известное со времен поздней римской империи.

                  Не смущает. Я Вам больше скажу. В Галисии галеон (galeón) - это лодка для ловли сардин. Притом парусная.
            3. 0
              4 июня 2023 20:54
              Только не надо пытаться утверждать, что на рисунках не галеоны , а галеасы

              Я Вам больше скажу. В испанском флоте были галеоны, переоборудованные из галеасов постройки 1530-1540 годов.
          2. +2
            4 июня 2023 20:15
            Судя по изображению представленной модели Ревелл не взял это "с потолка". Скорее с какой нибудь гравюры.

            Только не надо пытаться утверждать, что на рисунках не галеоны , а галеасы.

            Конечно не с потолка. Изображение этого корабля хорошо известно и находится в Морском музее Гринвича. Это как раз один из галеасов Непобедимой армады, их еще называют галеасы Сан - Лоренцо, по названию самого большого из четырех неаполитанских галеасов, которые были в составе Непобедимой армады. Его водоизмещение - 752 тонны, вооружение - 50 орудий.

            Кстати, на купюре в 10 фунтов, которую Вы привели в пример, тоже неаполитанский галеас, только La Girona. На обратной стороне изображена сцена ее героической гибели.
  2. +18
    4 июня 2023 05:56
    Крупнейшим морским сражением на Средиземном море с участием нескольких сотен галер стала морская битва при Лепанто, имевшая место в 1571 году
    В тот день, 7 октября 1571 года, еще не писатель, но уже настоящий воин прозаично заболел лихорадкой. Однако он обратился к командирам с просьбой, чтобы ему разрешили участвовать в битве.
    «Предпочитаю, даже будучи больным и в жару, сражаться, как это и подобает доброму солдату… а не прятаться под защитой палубы».
    Эти его слова сохранила история, а обращение не осталось без внимания. Мигелю поручили во главе двенадцати солдат не допускать врага к лодочному трапу. В бою его нашли не одна, а целых три пули. Две попали в грудь, последняя – в предплечье. Мировой литературе повезло – рана не оказалась роковой. Но с той поры писатель уже не владел левой рукой, как сам он шутил
    «к вящей славе правой»
    Во введении к своим «Назидательным новеллам» Мигель де Сервантес Сааведра напишет о себе в третьем лице
    «В морской битве при Лепанто выстрелом из аркебуза у него была искалечена рука, и, хотя увечье это кажется иным безобразием, в его глазах оно – прекрасно, ибо он получил его в одной из самых знаменитых битв, которые были известны в минувшие века и которые могут случиться в будущем...»
  3. +3
    4 июня 2023 06:10
    По форме журнала "Пионер" начала 70-х годов, вроде как, всё верно, а по сути названия темы - полная лабуда.
    1. 0
      4 июня 2023 10:16
      Ермак Тимофеевич, если считаете ,что это лабуда Напишите лучше
      1. +4
        4 июня 2023 13:45
        если считаете ,что это лабуда Напишите лучше

        Увольте. Кто-то из классиков уже давно сказал: " ...если можешь не писать, не пиши".
        1. +4
          4 июня 2023 18:00
          Цитата: Ermak_Timofeich
          если считаете ,что это лабуда Напишите лучше

          Увольте. Кто-то из классиков уже давно сказал: " ...если можешь не писать, не пиши".

          Меня искренне удивляют люди, которые с колокольни «орут, что усе не так», но когда им предлагают сделать самим - начинают ссылаться на классиков и рассказывать почему они не могут!!!
          Критика должна быть конструктивной, если вам хватило только увидеть разногласия названия статьи с ее содержанием, мне вас жалко!
          1. +1
            5 июня 2023 08:07
            Меня искренне удивляют люди, которые с колокольни «орут, что усе не так», но когда им предлагают сделать самим - начинают ссылаться на классиков и рассказывать почему они не могут!!!
            Критика должна быть конструктивной, если вам хватило только увидеть разногласия названия статьи с ее содержанием, мне вас жалко!

            А вот скажите. Если Вам в ресторане не понравилось какое-либо блюдо, то шеф повар так же будет кричать - "иди на мое место и готовь лучше" - или поблагодарит за высказанное мнение? Умные люди понимают - "на вкус и цвет товарища нет" - это не критика или критиканство - это всего лишь мнение. Автор сделал определенное "блюдо" - кому-то понравилось без оговорок, кто-то критикует историческую часть, кто-то стиль, а кто то просто высказывает свое мнение.
  4. +10
    4 июня 2023 06:38
    галера "Реал" больше подходило под надводный дворец рыцаря , чем под боевой корабль. Мелкосидящая с плохими мореходными качествами она ходила фактически только при полном штиле на море . Это она в музее сейчас кажеться грозной ...А тогда в бою при Лепанто турки тараном своего корабля "прошили" "Реал" чуть не до половины врезавшись в него ,и всё решилось в абордажном бою . Венецианские моряки тут оказались сильнее турок ...
    Поражение Турции при Лепанто можно , в какой то мере ,сравнить с поражением Российской Империи в Крымской войне. Турция , тогда после битвы при Лепанто, потеряла Кипр , но уже через несколько лет по мирному договору Турция вернула себе Кипр . Ну а Россия тогда после Крымской войны потеряла Крым , но уже через несколько лет по мирному договору Россия вернула себе Крым и Севастополь .
    А автору спасибо за статью .
    1. +10
      4 июня 2023 10:09
      "Россия вернула себе Крым и Севастополь"коллега Север,насколько я помню: после Крымской войны 1854, Крым и Севастополь остались русскими,но Россия не имела права: иметь флот и строить форты
  5. +5
    4 июня 2023 06:51
    Действительно , ждём . Вот вроде бы я "Одиссею капитана Блада" и
    " Историю морского пиратства " в детстве прочитал . Но помнится
    ещё и эпизод из "Белого отряда" Артура Конан Дойля с "галеасами ".
    Буду рад информации ...
  6. +6
    4 июня 2023 07:15
    У меня такой морской, вопрос.. Сколько по времени строились корабли? Средние. Ну хотя бы каравеллу за сколько можно построить? Или более поздние времен, Фрегат.
    1. +4
      4 июня 2023 09:23
      "Васа" - полтора года и еще несколько месяцев на доостнастку. "Мери Роуз" - примерно столько же.
    2. +5
      4 июня 2023 09:29
      Цитата: Гардамир
      Сколько по времени строились корабли?


      Крупные галеоны строили лет по 5 и даже больше порой.
      Кстати - дорогую корабельную древесину красного дерева для подводной части и рангоутную древесину сосны приходилось в Европу экспортировать из Мексики на парусных судах-лесовозах, ходящих в многомесячных плаваниях. Но так как эти океанские лесовозы не были первоочередной целью всяких пиратов и каперов, о них знают меньше, чем о галеонах, перевозящих сокровища. Хотя не исключаю, что некоторая антикварная мебель тех времен в Новом Свете делалась именно из захваченной королевской древесины.
    3. +3
      4 июня 2023 09:46
      Цитата: Гардамир
      Сколько по времени строились корабли?

      Надо посмотреть. Навскидку не скажу...
    4. +2
      4 июня 2023 12:37
      Парадоксально, но сроки как и нынче. Самые крупные и "прорывные" по конструкции - несколько лет. Средние год-два. Серийные - год. Причем какие-то фантастические короткие сроки у венецианских верфей на серии, почти как у Либерти времен войны. Но надо понимать тонкость - срок постройки. Это с начала заготовки древесины? Начала изготовления элементов? Стапельные работы? Дооснащение на плаву?
      1. +1
        4 июня 2023 12:52
        В случае с "Васа" с момента заключения контракта на постройку, до ввода в эксплуатацию прошло 3 года, вместе с заготовкой древесины. И это не был типовой проект.
        1. +5
          4 июня 2023 13:45
          Позанудствую, Антон. Наверно не с "заготовкой древесины", а с начала изготовления элементов судового набора. Если понимать под заготовкой вырубку деревьев, выбраковку, перевозку и сушку то только этот процесс занимает несколько лет. Если иметь в виду получение со склада верфи нужный комплект кондиционной просушенной древесины (учитывались отдельно стволы прямые и стволы кривые), то тогда да, можно сразу начинать изготовление элементов.
          В современном судостроение резка металла под проект начинается за месяцы до закладки корабля на стапеле.
          К примеру английское Адмиралтейство имело на складах древесины на 2-3 годовых судостроительных программы и могло в соответствии с загрузкой цехов формировать задел под постройку судна сильно заранее. Но у них все было хорошо с планированием.
          1. 0
            4 июня 2023 14:25
            Мое почтение, Владимир!
            1. У шведов на тот момент не было опыта постройки подобных кораблей и Густаву Адольфу пришлось поверить на слово голландцам.
            2. Англичане сушили корабельную древесину 4 года естественным способом. Однако, со временем, в связи с нехваткой кондиционного материала, начали хитрованить с искуственной сушкой, считая это меньшим злом, "king has a lot".
            1. +1
              4 июня 2023 14:47
              1. По поводу "Васа" я так понимаю споры "кто виноват" идут до сих пор. Одни валят вину на некомпетентность судостроителей, другие на давление заказчика в лице короля - заставил изменить количество и качество орудий, что нарушило остойчивость. Зато заказчик платил исправно и подгонял судостроителей нещадно. Поэтому построили быстро, но не успешно. В среднем же как температура по больнице, ничего не изменилось за века. Были всегда долгострои, можно найти успешные очень быстрые постройки (но при этом не надо забывать время и качество подготовки). На общий вопрос можно дать только усредненный ответ.
              2. Аналогично и по заготовке древесины. Англичане в разное время и в разных объемах тащили лес из России, Скандинавии, Америки, Испании, Франции, Средиземноморья. И дуб и сосну (кедр) и массу других пород. Постоянно оптимизируя возможности политические, цены и качество. По поводу сушки была статья в которой говорилось о сушке леса в Англии на тлеющих торфяниках. У нас Новая Голландия с её аркой. Сушка вертикально. все это похоже на ситуацию с газом для Европы сейчас. Каждый конкретный момент имеет свои доминанты.
          2. +4
            4 июня 2023 14:39
            Большое спасибо всем. Если коротко подвезти итог. Без заготовки древесины с момента закладки около двух лет.
      2. +3
        4 июня 2023 16:06
        Цитата: balabol
        Причем какие-то фантастические короткие сроки у венецианских верфей на серии, почти как у Либерти времен войны.


        Скорее всего применяли прогрессивные технологии сборки - англичане уже тогда могли заказывать на частных верфях "полуфабрикат" военного судна и уже его королевские верфи доводили до готовности. И да - галеоны, их отдельные детали и технология их изготовления были строго регламентированы.
      3. +2
        4 июня 2023 18:09
        Причем какие-то фантастические короткие сроки у венецианских верфей на серии, почти как у Либерти времен войны.

        Венецианцы вторые в истории (вслед за римлянами) использовали проточный метод строительства унифицированных галер.; обеспечив непрерывную заготовку и сушку древесины. Потом изготовление по лекалу конкретной детали. Потом это сдавалось на склад адмиралтейства. Если я не ошибаюсь неприкосновенный запас состоял из 18 галер, трех разных типов.
    5. +3
      4 июня 2023 21:28
      Здесь на ВО была статья по Британскому караблестроению, вроде 17-18 века. Лес выдерживался до двадцати лет, линкор или фрегат, до спуска на воду проходило да пяти лет. Затем достраивали на плаву. Терминологией не владею, пишу, что в памяти осталось.
  7. +7
    4 июня 2023 07:15
    Про экзотическое оружие, по моему у Бориса Житкова было упоминание про мыльный раствор который лился на палубу вражеского корабля и горшки со змеями.
  8. +7
    4 июня 2023 08:25
    Но в нем галеоны не участвовали. Только галеры…

    И галеасы...
    1. +5
      4 июня 2023 09:48
      Делал модель такого галеаса из бумаги. Опубликован в журнале "Левша". Но в каком году не скажу. Помнится он даже плавал.
  9. +5
    4 июня 2023 09:07
    восстановленный галеон «Нептун» можно сегодня увидеть в гавани Генуи!
    Это частичная копия одноименного испанского галеона, построенная в 1985 году для сьемок "Пиратов" Романа Полански. Набор корпуса- стальной( его даже видно на носу), ну и два дизеля с азиподами от Schottel.
    1. +5
      4 июня 2023 09:49
      Спасибо за интересное дополнение. Не знал этой подробности.
    2. 0
      4 июня 2023 11:43
      Обратил внимание - галеон «Нептун» стоит в гавани Генуи под тунисским флагом.



      рис. флаг Туниса

      Стал разбираться. Оказалось галеон строился в Тунисе, числится в реестре судов Туниса и поэтому несёт его флаг.
      1. 0
        4 июня 2023 12:29
        Насколько я понимаю, это нормально в мировой практике судовождения, когда судно числится в судовом реестре одного государства, имеет порт приписки в другом, а ходит под флагом третьего.
  10. +4
    4 июня 2023 10:01
    Вячеслав Олегович, коллеги ,доброе утро.
    За окном:пасмурно,гром,а у меня хорошее настроение: можно дружески по общаться
    1. +6
      4 июня 2023 12:12
      Цитата: Astra wild2
      а у меня хорошее настроение

      И у меня! Вернулся с дачи, где всю ночь лил дождь, под него отлично выспался. Потом вернулся домой, дописал одну книгу и получил договор на ещё одну. Вот сижу, читаю комментарии...
  11. -2
    4 июня 2023 10:03
    Но были известны и каравеллы с прямым парусным вооружением – каравеллы-редонда (каравеллы редондас). И хотя они и участвовали в дальних океанских экспедициях, чаще всего их использовали для каботажных плаваний у побережья. Не играли они главной роли и в плаваниях Христофора Колумба, Васко да Гамы и Фернандо Магеллана.

    Не знаю, откуда автор черпает материал, но его рубрика "История и корабли" содержит очень много недостоверной информации. Вышеприведенный абзац со статьи - яркий пример.
    Каравелла - редонда - корабль со смешанным парусным вооружением.

    Обычно прямые паруса несла только фок-мачта и бушприт, остальные мачты - косые. Этот тип корабля в португальской экспансии эпохи географических открытий использовался очень широко. Корабельный состав всех португальских индийских армад - каракки и каравеллы - редонда.

    В битве при Диу из шести португальских каравелл четыре были каравелла-редонда. Из них же состояла в основном и Esquadra do Estreito - флот, созданный португальским королем Мануэлем I для защиты португальского судоходства и торговли в водах Северной Африки.
    1. +5
      4 июня 2023 12:13
      Цитата: Frettaskyrandi
      корабль со смешанным парусным вооружением

      Это называется уточнение. Оно может быть в тексте, а может и не быть. Все зависит от уровня его детализации.
  12. +7
    4 июня 2023 10:08
    «Нептун» видел. Но такое ощущение новодела, что даже на палубу входить не хотелось.
    1. +8
      4 июня 2023 12:41
      такое ощущение новодела

      Металлические фермы под бушпритом и расслаивающийся стеклопластик носовой фигуры спрятать даже и не пытались- туристы в основном непритязательный народ yes .
      1. +2
        4 июня 2023 13:50
        Блин, камрады, а что вы хотите? У нас "Аврору" раз в 30 лет таскают на реставрацию, а тут судно, построенное для кинематографа!
        1. +2
          4 июня 2023 19:35
          На «Авроре» не был. На палубу «Вазы» не пускали. А «Гото Предестинация» в Воронеже очень понравилась.
          1. +1
            5 июня 2023 20:02
            Издали видел а не был.нет пророков в своем отечестве(
  13. +8
    4 июня 2023 10:37
    Испанские галеоны представляли собой военно-транспортные двухпалубные корабли с высокой кормой, длиной до 40 метров и шириной – около 16. Экипаж состоял из 600 матросов и солдат.

    Сложно представить такое перенаселение на не большом по современным меркам корабле.
  14. +3
    4 июня 2023 10:40
    "корпус галеона обычно строился из дуба" В. О, а разве караки строили из других пород дерева?
    1. +3
      4 июня 2023 12:15
      Тоже из дуба, но тут-то речь о галеоне...
  15. +7
    4 июня 2023 10:42
    Содержать деревянную реплику этого корабля это такой гемморой).
  16. -1
    4 июня 2023 13:23
    Вот такой восстановленный галеон «Нептун» можно сегодня увидеть в гавани Генуи!
    Из Италии прилетело мнение, что "Нептун" - это реплика не галеона, а линейного корабля рубежа XVII-XVIIIвв., причем французской постройки.
    1. +4
      4 июня 2023 13:57
      Из Италии прилетело мнение, что "Нептун" - это реплика не галеона, а линейного корабля рубежа XVII-XVIIIвв., причем французской постройки.

      Италию, судя по всему, ввело в заблуждение название. Современную копию назвали "Нептуном", но копировали не корабль под названием "Нептун".

      Это копия под названием "Нептун".

      А это изображение "линейного корабля рубежа XVII-XVIIIвв., причем французской постройки", получившего в испанском флоте название "Нептун". Согласитесь - это разные корабли.
      1. 0
        4 июня 2023 15:05
        В данном случае, я лишь ретранслятор, как уже бывало не раз. Возможно, Вам с ним имеет смысл пообщатся лично...
      2. +3
        4 июня 2023 18:45
        Самое выявляемое отличие кораблей первых рангов 17 от 18 веков, это бушприт. Есть вертикальная мачта на носу, значит 17 век, если нет - то 18.
        Меня в Нептуне напрягло другое.
        Нептун, в жизни и его модель.



        Модель фирмы Огонек - Гото Предистанция - Бодье Проведение (наш первый линейный корабль).

        Никого ничего не смущает?
    2. +5
      4 июня 2023 13:57
      Фраза
      It is a ship replica of a 17th century Spanish galleon
      открывает практически все заметки о нем на первых двух страницах гугла.
      Из Италии прилетело мнение
      Обладателя мнения отседаво модернули на моей памяти?
      1. 0
        4 июня 2023 14:42
        Обладателя мнения отседаво модернули на моей памяти?
        Алекс, понимаешь, я в общении с людьми исповедую перефразированный феодальный принцип: "камрад моего камрада - не мой камрад", который работает в обе стороны. Меня уже несколько раз "возили мордой об асфальт" за общенине с ВикНиком, "liam",ом, "Голованом Джеком"... Кроме вас всех, мне интересно общаться еще и с этими людьми, это преступление?
        1. +5
          4 июня 2023 15:51
          Привет, Антон! smile

          за общенине с ВикНиком, "liam",ом, "Голованом Джеком".

          А что, компания хоть куда. Я, кстати, с Головонам в конечном итоге тоже премило общался. "Итальянский румын" -- другой случай, а ВикНик... я позвоню тебе на неделе.
          1. 0
            4 июня 2023 15:58
            а ВикНик... я позвоню тебе на неделе.
            Хорошо.
            Просто хотел напомнить тебе, что я "люблю" "Lexus",а, так же как ты "liam",а.
            И хрена с два Lexus будет беспокоится о моем здоровье, как liam беспокоился о твоем.
            1. +3
              4 июня 2023 16:14
              Зря ты про Алексея, если бы не он, не знаю как бы я пережил то, что случилось.
              Жаль. Лучше не отвечай.
              1. +1
                4 июня 2023 16:20
                Жаль. Лучше не отвечай.
                Хорошо, не буду.
          2. +1
            4 июня 2023 19:39
            Тридцать три богатыря порешили, что зазря
            Берегли они царя и моря.
            Каждый взял себе надел, кур завел и там сидел
            Охраняя свой удел не у дел.
            1. +4
              4 июня 2023 20:24
              Сергей hi тебя не поняли -- ну и ладно. smile



              Привет и наилучшие пожелания. drinks
              1. +6
                4 июня 2023 21:41

                Всем доброго вечера! drinks
                ——————————————
                1. +2
                  4 июня 2023 22:48
                  Влад, спасибо! Ты выложил моего кота Лаки Лучано! Похож до невозможности и ворон гоняет с большим успехом. smile good
                  1. +1
                    5 июня 2023 07:00
                    Достойные противники.

                    - Что, докаркался?
                    — А ты домяукалась?
              2. +1
                5 июня 2023 06:59
                От лисы что угодно можно ожидать. И на дерево залезет.
  17. 0
    11 августа 2023 12:48
    Заявленная в заголовке тема службы дворянства во флоте не раскрыта. Только обозначена скупыми штрихами. После чего автор ударился в историю судостроения.